Научная статья на тему 'Российский рынок цифрового аудиовизуального контента: анализ и прогноз развития'

Российский рынок цифрового аудиовизуального контента: анализ и прогноз развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1997
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / РЫНОК / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ПЛАТНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ОНЛАЙН-КИНОТЕАТР / ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ / AUDIOVISUAL CONTENT / MARKET / TELEVISION / VOD / OTT / PAY-TV / ONLINE CINEMA / DEVELOPMENT TRENDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евменов Александр Дмитриевич, Благова Ирина Юрьевна

Данная статья посвящена исследованию основных каналов дистрибуцииаудиовизуального контента. Проведен анализ изменений на мировомрынке культурных индустрий. Исследован российский рынок платноготелевидения и онлайн-видео. Представлена количественная и качественная характеристика развития рынка, выявлены драйверы его роста,определены основные тренды, тенденции и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN DIGITAL AUDIO-VISUAL CONTENT MARKET: ANALYSIS AND FORECAST OF DEVELOPMENT

This article is devoted to the study of the main distribution channels of audiovis-ual content. It gives the analysis of changes in the global market for culturalindustries. The Russian market of pay-TV and online video has been investigated.A quantitative and qualitative characteristic of market development is presented, drivers of its growth are identified, the main trends and drivers of its development are identified.

Текст научной работы на тему «Российский рынок цифрового аудиовизуального контента: анализ и прогноз развития»

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЦИФРОВОГО АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА: АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ

RUSSIAN DIGITAL AUDIO-VISUAL CONTENT MARKET: ANALYSIS AND FORECAST OF DEVELOPMENT

УДК 338.984 DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10001

ЕВМЕНОВ Александр Дмитриевич

ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, rektorat@gukit.ru

EVMENOV, Alexander Dmitrievich

Rector of the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, rektorat@gukit.ru

БЛАГОВА Ирина Юрьевна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, blagovairina@yandex.ru

BLAGOVA, Irina Yurievna

Associate Professor, Department of Economic and Social Management Processes in the Film and Television Industry, the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, blagovairina@yandex.ru

Аннотация.

Данная статья посвящена исследованию основных каналов дистрибуции аудиовизуального контента. Проведен анализ изменений на мировом рынке культурных индустрий. Исследован российский рынок платного телевидения и онлайн-видео. Представлена количественная и качественная характеристика развития рынка, выявлены драйверы его роста, определены основные тренды, тенденции и перспективы развития.

Ключевые слова: аудиовизуальный контент, рынок, телевидение, платное телевидение, онлайн-кинотеатр, тренды развития.

Abstract.

This article is devoted to the study of the main distribution channels of audiovisual content. It gives the analysis of changes in the global market for cultural industries. The Russian market of pay-TV and online video has been investigated.

© Евменов А. Д., Благова И. Ю., 2020.

петербургский экономическии журнал

№ 2

2020

б

A quantitative and qualitative characteristic of market development is presented, drivers of its growth are identified, the main trends and drivers of its development are identified.

Key words: audiovisual content, market, television, VOD, OTT, pay-TV, online cinema, development trends.

Самым значимым событием, полностью изменившим культурный ландшафт всего мира, стало начавшееся в 80-е гг. XX в. бурное развитие 1Т-инфраструктуры. Довольно быстро гиганты 1Т-индустрии западных стран взяли под контроль дистрибуцию всех видов творческого контента, которые можно оцифровать. Потребление культурного контента сейчас составляет до 50-60% общего времени работы пользовательского оборудования, до 70-80% глобального трафика и до 80% полезной нагрузки технической инфраструктуры [1]. Согласно прогнозу объема мирового рынка развлечений и медиа, проведенного в 2018 г. компанией Рпсе'а1егЬошеСоорег8, мировая индустрия развлечений и СМИ будет расти в среднем на 4,3% каждый год до 2023 г. и достигнет 2,6 трлн долл. [2].

В последние годы на мировом рынке культурных индустрий наметилась тенденция перехода независимых производителей аудиовизуального контента под управление монополистов 1Т-индустрии. При этом деятельность по производству и распространению аудиовизуального контента не находится в топах самых доходных видов деятельности ведущих мировых 1Т-компаний, работающих в сфере культурных индустрий. Так, по данным компании ЫегМеШа, лидерам отрасли 7,8% доходов приносит онлайн-телевидение, 1% - продажа видеоконтента [1].

Производство аудиовизуального контента становится все дороже, а продавать его в условиях растущей конкуренции становится сложнее. В таких условиях контент-сервисы, принадлежащие монополиям и работающие по корпоративной модели, получают ощутимое конкурентное преимущество - они выполняют задачу привлечения клиентов к

основным услугам монополиста и могут себе позволить не обращать внимания на прибыльность, получая дотации от корпораций. На протяжении многих лет российский рынок отличался от зарубежного отсутствием прямой связи между объемом потребления цифрового аудиовизуального контента и вознаграждением его создателей. Основной тенденцией российского рынка является то, что в последние годы изменения, происходящие на нем, все более сближают его с западными рынками. В частности, сформировался ряд монополий, участвующих в творческих индустриях. В Российской Федерации к ним относятся в первую очередь телеком-операторы и финансово-промышленные группы. В списке крупнейших компаний, работающих в культурной индустрии РФ в 2018 г.: «МТС», «Билайн», «Мегафон», «Ростелеком», «Яндекс», «Триколор-ТВ», «Акадо», «Уолт Дисней Компани СНГ», ЯишЫег, Ivi.ru, Б1агшеШа, ЛшеШа ТУ, Megogo. ги. В сфере дистрибуции аудиовизуального контента ведущие игроки 1Т-индустрии в России реализуют бизнес-модель, для которой характерна нацеленность не на прибыльность конкретного культурного направления, а на привлечение массовой клиентуры, Например, создание компанией «Яндекс» сервисов «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Афиша», собственного продюсерского центра «Яндекс.Студия»; создание подразделения «МТС-медиа» для производства собственного видеоконтента на базе приобретенной в 2019 г. киностудии «Кинополис»; запуск сервисов распространения концертных билетов компаниями Ропошта1и и Тккейапё. В список крупнейших компаний мира, работающих в культурных индустриях, составленном ШегМеШа в 2019 г., входит только одна российская компания -

«Газпром медиа», управляющая такими брендами, как «НТВ», «ТНТ», «НТВ-Плюс», Comedy Club Production, «Ред Медиа», «Централ партнершип», «Киностудия КИТ», «Авторадио», «Юмор FM», «Семь дней», «Вокруг ТВ», Rutube, доход которых в 2018 г. составил 1523 млн долл., при этом его источниками в основном являются реклама (77%) и продажа прав на видеоконтент (12%) [1].

Объем российского рынка медиа и развлечений в 2018 г. составил 21 млрд долл., при этом среднегодовой темп роста составил 6,5%, что позволяет охарактеризовать отечественный рынок развлечений и медиа как динамично развивающийся. По прогнозам той же компании, положение российской медиаиндустрии в мире сохранит стабильность: в 2023 г. ее доля в общем объеме мирового рынка составит 1,1%, при этом она будет занимать 14-е место по размеру. В число сегментов рынка медиа, чей рост окажется выше среднерыночного, входят: виртуальная реальность - 22,2% среднегодового темпа роста рынка; киберспорт - 18,3%; OTT-видео - 13,8%; интернет-реклама - 9,5%; видеоигры - 6,4%; кинопрокат - 4,4% [2].

Стремительное развитие интерактивных технологий и рост рынка цифровых средств массовой информации влекут за собой модернизацию методов потребления аудиовизуального контента. В настоящее время доля мобильного интернет-трафика в общем объеме составляет 76%, а к 2023 г. она увеличится до 83% [3]. Доля российского рынка онлайн-видеосервисов в 2019 г. оценивается в 0,5% от мирового, и, по прогнозам экспертов, в течение пяти лет рынок способен вырасти в 5-10 раз [4]. Целевую аудиторию современного телевидения, оффлайн-кинотеатров и VOD-платформ сегодня формируют три поколения. Исследователи классифицируют их следующим образом: поколение X - люди, родившиеся до 1980 г., поколение Y, к которым относят людей, родившихся в период с 1981 по 1999 г., так называемые миллениалы, и самое молодое поколение Z - молодые люди, родившиеся после 2000 г. [5]. Между этими поколениями существуют глубокие психолого-поведенческие отличия. В частности, в области метода потребления аудиовизуального

контента поколение X отдает предпочтение телевизионному контенту, миллениалы в равной степени любят и атмосферу оффлайн-ки-нотеатра, и онлайн-видео, поколение Z отдает предпочтение свободному контенту, отвечающему их индивидуальным предпочтениям, который предлагают онлайн-платформы. А в целевую аудиторию кинотеатров входят все.

Первым сегментом рынка цифрового аудиовизуального контента в России является традиционное эфирное телевидение. Как показали исследования компании Mediascope, 92% россиян хотя бы раз в неделю смотрят телевизор, при этом 71% из них делают это ежедневно, в среднем по 4 ч 10 мин в сутки. По данным Российской телевизионной и радиовещательной сети, в 2018 г. 98,4% жителей России уже получили доступ к цифровому эфирному телевидению [1]. Несмотря на бурное развитие прочих сегментов рынка, телевидение до сих пор остается крупнейшим медиа по объемам потребления у россиян - по данным Mediascope, 92% населения России смотрит телевизор хотя бы раз в неделю [6]. Наиболее молодая аудитория возраста 1834 лет принадлежит каналам «ТНТ» - 40,5%, «СТС» - 33,4% и «ТВ-3» - 24,1% от общего числа зрителей. Анализ динамики доли зрительской аудитории эфирных телеканалов с кинопоказом позволяет отметить, что за период 2010-2018 гг. каналы-лидеры постепенно теряли зрителя. Аудитория «Первого канала» сократилась на 6,1%, «НТВ» - на 5,9%, «России-1» - на 3,3%. В то же время аудитория «Пятого канала» выросла на 4,4%. В структуре аудитории телеканалов второго мультиплекса (РТРС-2), включающего в себя такие каналы, как «СТС», «Домашний», «ТВ-3», «Звезда», «ТНТ», за этот период существенных изменений не произошло.

В качестве тенденций развития эфирного телевидения можно отметить активную работу ведущих телеканалов по привлечению молодой аудитории и повышение вовлеченности зрителя в просмотр телеконтента посредством современных инструментов. Таковыми служат в первую очередь разнообразные технологические решения - вещание в HD и 4К качестве, отложенный просмотр

на сайтах телеканалов или в онлайн-кинотеа-трах, стриминговое вещание, интерактивные сервисы, такие как ТВ-пауза и запись эфира, развитие технологии Second Screen. Что касается качественного аудиовизуального контента современного российского телевидения, то самой популярной категорией являются телесериалы - у каналов первого мультиплекса на телесериалы в 2018 г. было отведено 18% экранного времени, и на них пришлось 27% от среднего времени телесмотрения. Традиционный кинопоказ также остается одной из важных категорий по длительности смотрения. В 2019 г. на российском телевидении на показ кинофильмов, документальных и мультипликационных фильмов было отведено 14% эфирного времени, при этом среднее время смотрения кинопродукции этой категории составило 18% от общей длительности смотрения эфирного телевидения.

Таким образом, основными трендами развития современного эфирного телевидения являются: завершение цифровизации вещания; повышение качества доставки сигнала (HD, 4K); запуск стримингового вещания; развитие технологии отложенного просмотра контента в сети Интернет; развитие интерактивных сервисов (ТВ-пауза, запись эфира, Second Screen); поэтапная адаптация эфирного телевидения к кросс-платформенности и объединение с другими видами медиа.

В системе онлайн-видео выделяются несколько групп в зависимости от стратегии контента, каналов распределения, бизнес-модели и модели монетизации сервиса. Основными сегментами рынка легальных видеосервисов в Российской Федерации выступают:

• телеканалы и медиагруппы - телевещатели, монетизирующие контент в сети Интернет по платной или рекламной модели;

• операторы платного ТВ, реализовавшие сервисы просмотра платного видеоконтента на приставках (STB) в виде VoD или кинозалов на выделенных каналах;

• онлайн-кинотеатры - OTT-сервисы, агрегаторы контента, предоставляющие возможность просмотра видео как через сайты проектов, так и через приложения сервисов для мобильных платформ и Smart TV;

• платформы цифровой дистрибуции -агрегаторы видеоконтента, предоставляющие приложения для мобильных платформ и Smart TV с возможностью просмотра без привязки к сети конкретного провайдера [4].

Второй сегмент рынка аудиовизуального контента в Российской Федерации - платное телевидение. Для доставки аудиовизуального контента платного телевидения в Российской Федерации в настоящее время используются три технологии: спутниковое ТВ - 42% в структуре абонентской базы; кабельное ТВ - 39%; интернет-телевидение (IPTV) - 19% [6].

Наиболее быстрые темпы роста в последние годы демонстрирует технология IPTV, что связано, по мнению ряда экспертов, с развитием широкополосного доступа в Интернет и переходом абонентов на специально разработанные пакетные тарифы провайдеров, включающие услуги по доступу в сеть Интернет и платное телевидение [4; 5; 6]. Концентрация рынка в руках пяти наиболее крупных операторов явно свидетельствует о постепенной монополизации рынков платного ТВ и снижении числа локальных игроков, не выдерживающих конкуренции с крупными федеральными компаниями. При этом основным фактором конкуренции на рынке платного телевидения все еще являются технические возможности операторов, связанные с увеличением популярности потребления видеоконтента высокого качества.

Рынок платного ТВ в Российской Федерации по состоянию на апрель 2019 г. характеризуется следующими показателями: общее количество абонентов - 44 млн 30 тыс. домохозяйств, уровень проникновения - 80%, объем рынка в денежном выражении - 100 млрд руб., размер среднего чека на одного абонента (ARPU) -190 руб. в мес. [6].

Как следует из данных, представленных на рисунке 1, за период 2017-2019 гг. темпы роста рынка снизились, сохраняются тенденции расширения абонентской базы и объема рынка в рублевом эквиваленте. В 2019 г. ТОП-5 компаний, предоставляющих услуги платного телевидения, удерживали 76% рынка (рисунок 2).

Рисунок 1

Динамика основных показателей развития рынка платного ТВ в Российской Федерации в 2017-2019 гг. [7]

Основным трендом платного ТВ выступает рост подключений по технологии ¡РТУ, который одновременно является наиболее высокодоходным сегментом для операторов. Данный сегмент активно развивается за счет выхода в новостройки и новые районы, в то время как технология спутникового телевидения используется в удаленных местах, где иные виды подключения обеспечить технически невозможно.

Вторая тенденция заключается в общем сокращении числа подключений к платному ТВ. За 2019 г. российские операторы подключили 645 тыс. новых абонентов, что почти вдвое меньше, чем в течение 2018 г. Основные подключения обеспечили «Ростелеком» и самый молодой игрок рынка платного ТВ - компания «МТС». Насыщение рынка и цифровизация эфирного телевидения вызвали замедление роста рынка платного ТВ, поэтому основной проблемой операторов платного ТВ в условиях

жесткой конкуренции, особенно на рынках мегаполисов, становится сохранение лояльности абонентов. Перспективы операторов лежат в области расширения спектра услуг (видео по запросу, отложенный просмотр, подключение нескольких телевизоров к одной ТВ-приставке и т. д.), разработки индивидуальных пакетных и конвергентных предложений, монетизации смежных сфер.

Сегодня более 47% всего видеоконтента в мире потребляется онлайн. Молодой российский рынок цифрового контента продолжает расти довольно высокими темпами [5]. Как следует из данных, представленных на рисунке 2, рынок легальных видеосервисов в России третий год подряд увеличивает темпы роста в рублевом выражении. Если в 2016 г. рост составил 32% по отношению к 2015 г., в 2017-м - 42%, то в 2018-м - уже 56%. В 2016 г. российская аудитория онлайн-видео составляла 69,3 млн чел., к концу 2018 г. у онлайн-

«Триколор»

«Ростелеком»

«Эр-Телеком»

МТС

«Орион»

Другие

Рисунок 2

Доли крупнейших операторов платного ТВ Российской Федерации в 2019 г.

кинотеатров сформировалась аудитория примерно в количестве 6,5 млн человек, которая постоянно платит за подписку. По итогам 2019 г. совокупная выручка участников рынка увеличилась на 50%, до 17,1 млрд руб. В 2018 г. этот показатель составлял 48%, а весь рынок -11,4 млрд руб.

О темпах роста рынка онлайн-кинотеатров можно судить по динамике, представленной на рисунке 3.

Как следует из этих данных, в настоящее время российский рынок онлайн-кинотеатров переживает этап быстрого роста и характеризуется рядом тенденций. Во-первых, в отличие от стран Запада, где сегмент сформировался на основе деятельности телеком-операторов или вырос из рынка видеокассет и DVD, в России рынок онлайн-кинотеатров зародился путем появления нескольких независимых игроков (Tvzavr, Tvigle, Ivi), которые освоились на рынке и наметили основные тренды по объему рекламных возможностей,

моделям монетизации. Во-вторых, на отечественном рынке онлайн-видео до сих пор высока доля нелегального контента. Российские пользователи зачастую не осознают отличия между легальными и пиратскими ресурсами. По опросам Eset Russia, 53% респондентов не утруждают себя поисками легального контента. В 2018 г. было выявлено 9,5 тыс. новых сайтов, содержащих нелицензионный контент. Меморандум по совместной борьбе с пиратством в сети Интернет был подписан в конце 2018 г. между правообладателями и компаниями «Яндекс», Mail.ru и Rambler. Объем рынка интернет-пиратства в России в 2019 г. составил 63,5 млн долл., что на 27% ниже показателя 2018 г. Таким образом, он показал падение впервые с момента начала исследований объема пиратского рынка. В-третьих, последние тренды на отечественном рынке задают крупные телеком-операторы, которые стали интегрироваться с онлайн-кинотеатрами или развивать собственные онлайн-видеосервисы.

Рисунок 3

Рынок онлайн-кинотеатров Российской Федерации в 2015-2019 гг., млрд руб.

Окко

М

Медодо Amediateka Т^аУГ прочие

Рисунок 4

Доли рынка крупнейших игроков рынка онлайн-кинотеатров в 2019 г., %

Рынок онлайн-кинотеатров поделен между несколькими крупными игроками (рисунок 4), при этом каждым из них реализует собственную бизнес-модель, различия между которыми заключаются в первую очередь в модели монетизации.

Онлайн-кинотеатры зарабатывают на рекламе и платежах пользователей, которые делятся на подписку и разовую покупку фильмов. На этапе становления рынка российские сервисы

основную выручку получали преимущественно от рекламы, но в 2017 г. платежи пользователей в общей выручке впервые превысили поступления от рекламы, и с тех пор их доля продолжает стабильно расти. Общая аудитория ОТТ-видеосервисов в 2019 г. составила 54 млн пользователей, что на 10% больше, чем в 2018 г. Росту показателей способствовали общий рост платящей аудитории и укрепление привычки совершать покупки в Интернете,

продолжающийся рост проникновения интернет-доступа, увеличение числа телевизоров SmartTV и смартфонов, активная борьба с пиратским контентом и увеличивающееся предложение онлайн-кинотеатрами эксклюзивного контента (собственного производства, спортивного и по модели catch-forward1).

Платящая аудитория выросла на 48% - до 5,6 млн пользователей. Наибольшую долю выручки принесла платная модель монетизации: онлайн-кинотеатры с ее помощью собрали 12,9 млрд руб., что на 68% больше, чем в 2018 г. Рекламная модель также приносит немалую часть заработка сервисов: в 2019 г. с ее помощью они получили 4,2 млрд руб., что на 13% больше, чем годом ранее (рисунок 5).

Доля доходов от подписки у Okko составила 59%, у Megogo - 54%. Бизнес компании Amediateka изначально построен на подписке, которая продолжает приносить сервису около 99% выручки. Tvzavr продолжает делать став-

ку на рекламную модель, которая приносит около 90% доходов. Благодаря интеграции сервиса в экосистему «Сбербанка» лидером по росту доходов в 2019 г. стал Okko, его выручка увеличилась на 96%, у Ivi - на 46% . По прогнозам отраслевых аналитиков, в 2020 г. рынок онлайн-кинотеатров вырастет на 40% до 24 млрд руб., а к 2024 г. - до 53 млрд руб., преимущественно за счет подписки [8].

В развитии рынка онлайн-видео можно отметить ряд тенденций. Первая заключается в том, что отечественные стриминговые сервисы берут пример с западных платформ и активно развивают направление по производству собственного эксклюзивного контента, не уступающего по стоимости производства и качеству телевизионному. В настоящее время в России есть несколько онлайн-платформ, снимающих либо планирующих снимать собственные фильмы и сериалы: Premier, Start, «Яндекс.Эфир». Компания Ivi плани-

Рисунок 5

Структура доходов онлайн-кинотеатров в Российской Федерации за 2015-2019 гг.

1 Просмотр контента в онлайн-кинотеатре до начала его премьеры на телевидении.

рует потратить на производство собственного контента 1 млрд руб., по состоянию на начало 2019 г. в разработке подразделения 3 полнометражных фильма и 5 сериалов [9]. Помимо сериального производства и производства полного метра, платформа планирует выпускать короткометражные фильмы и веб-сериалы. Производство собственного контента актуализирует проблему нехватки профессиональных кадров. Непрекращающиеся трансформации в сфере кинопроизводства и дистрибуции требуют непрерывного обучения, приобретения новых навыков и обмена опытом. Телевизионные продюсеры образовали вокруг себя мощный креативный пул, в то время как у онлайн-платформ наблюдается острая нехватка кадров: финансовых ресурсов больше, чем перспективных сценариев. Такие изменения внутри отрасли меняют запрос к индустрии образования в сфере производства медиаконтента - необходимо создавать возможности для обучения специалистов нового уровня - представителей синтетической профессии, вобравшей в себя компетенции сценариста, продюсера и режиссера. Вторая тенденция касается формата видеоконтента, реализуемого на рынках онлайн-видео. Россияне предпочитают платить за сериалы и полнометражные фильмы - аудитория длинных и средних видео в российском сегменте онлайн-видео в 2018 г. составляла всего 8,4% от общей аудитории в 66 млн зрителей [10].

Третья тенденция связана с возможностями применения рекламной модели, которые на российском рынке в настоящее время ограничены и определяются эффективностью мер по борьбе с «пиратским» контентом и развитием медиаизмерений на SMART-TV и в мобильном интернет-трафике. Рост рынка онлайн-видео может также повлечь за собой законодательные инициативы и усиление государственного вмешательства. С точки зрения внутренней структуры рынка онлайн-видео, дальнейшее его развитие возможно по двум направлениям: позиционирование сервисов онлайн-видео, аналогичное позиционированию телеканалов, либо появление на рынке одного мощного игрока, который способен вывести услугу на

принципиально новый уровень качества и консолидировать рынок. Трендами развития рынка, таким образом, останутся консолидация, вертикальная интеграция и формирование крупных цифровых экосистем в партнерстве с традиционными бизнесами (телеком, банки и пр.), обладающими большими абонентскими базами. Основными драйверами роста рынка онлайн-видео будет борьба с пиратством, расширение широкополосного доступа, распространение устройств, поддерживающий онлайн-стриминг, а также снижение их стоимости, ужесточение конкуренции по уникальности контента, интеграция с операторами платного телевидения.

В качестве трендов выступят объединение линейного и VOD-контента на одной платформе, создание собственного контента стриминговыми платформами. Основным драйвером роста рынка онлайн-видео останется платная модель, основой которой в ближайшей временной перспективе останется Smart TV, однако в российских реалиях рекламная модель также способна сохранить за собой устойчивую долю рынка. Все больше внимания будет уделяться персонализации, предоставлению аудиовизуального контента на правах эксклюзивного доступа, а также его качеству (UltraHD, звук Dolby Digital). Дополнительным импульсом для рынка может стать полноценное коммерческое внедрение различных технологий, например, 5G, Интернета вещей, анализа больших данных. Основными трендами развития этого сектора глобальной экономики станут продолжающаяся цифровизация и персона-лизация продуктов и услуг, активный рост пользовательского потребления контента с мобильных устройств. Несмотря на то, что отечественный рынок онлайн-видео конкурентный, развитый с точки зрения ассортимента и качества аудиовизуального контента, для иностранных игроков он остается крайне сложным рынком. Ежегодный рост его объемов и его восприимчивость к внедрению новых технологий придают ему инвестиционную привлекательность, однако он все еще сложен для освоения, в первую очередь в связи с проблемой пиратства. На современном

рынке цифрового аудиовизуального контента потребительский спрос будет формировать в первую очередь уникальность предложения. Традиционное кино не остается в стороне и сохраняет сильную позицию в индустрии.

Успешное производство и развитие рынка аудиовизуального контента кроется в сосуществовании и взаимопроникновении трех направлений киноиндустрии: фильмов для кинотеатров, авторского кино и сериалов.

Список литературы

1. Культура и культурные индустрии в РФ 2017-2019 г. Результаты комплексного исследования. 5-е изд., испр. и доп. / Информационное агентство InterMedia. URL: https://www.intermedia.ru/uploads/culture-of-russia-2019_web.pdf (дата обращения: 10.05.2020).

2. Обзор индустрии развлечений и медиа: прогноз на 2019-2023 годы. Ключевые тренды российского и мирового рынков. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ mediaindustriya-v-2019.html (дата обращения: 01.05.2020).

3. Круглова Л.А. Медиапотребление видеоконтента цифровым поколением // Меди-аскоп. 2019. Вып. 2. URL: http://www.mediascope.ru/2542

4. Сахарова И. Н., Тютрюмов А. А. Анализ рынка видеосервисов по запросу в России и за рубежом // Петербургский экономический журнал. 2019. № 1. C. 118-125.

5. Чем отличаются поколения Y и Z — и о чем брендам с ними разговаривать. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/insights-trends/user-insights/z-y/. (дата обращения: 05.05.2020).

6. Березина А. Д. Развитие рынка онлайн-видеосервисов в экосистеме цифровой экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №10-1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rynka-onlayn-videoservisov-v-ekosisteme-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 05.04.2020).

7. Российская киноиндустрия-2018. Аналитическое исследование / Фонд кино. М., 2019.

8. Колобова Е. Ю. Развитие российского медиарынка и цифровой разрыв // Управленческое консультирование. 2019. № 6 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-rossiyskogo-mediarynka-i-tsifrovoy-razryv (дата обращения: 05.04.2020).

9. Алексеев В. Государству лучше не влезать: рынок онлайн-кинотеатров в России за год вырос в 1,5 раза // Деловой Петербург. 2019. 16 апр. (№231). С. 6-7.

10. Истомина М. Главным источником доходов онлайн-кинотеатров впервые стала подписка // Ведомости. 2020. 04 марта (№ 96).

петербургский экономическии журнал

№ 2

2020

15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.