Виктория СОКОЛОВА, RMBC
Российский рынок
ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ
В последние десятилетия значительно «помолодели» различные глазные заболевания, в первую очередь глаукома, катаракта, аллергические реакции. Это связано как с ухудшением экологии, так и с повышением нагрузки на глаза, вызванной длительной работой на компьютере, длительным пребыванием при искусственном освещении. Это, естественно, приводит к увеличению потребления офтальмологических средств. Кроме лекарственных препаратов на рынке присутствует большое количество средств на основе, в основном, гиалуроновой кислоты, декстрозы и различных солей, служащих для увлажнения глазного яблока (искусственная «слеза»). Они широко применяются после хирургических вмешательств, при использовании контактных линз, а также при длительной работе на компьютере, однако большая часть из них не зарегистрирована как лекарственные средства (ЛС).
Іанная статья посвящена анализу продаж офтальмологических ■ У лекарственных препаратов в розничном сегменте фармрынка России за два периода: I период — с II квартала 2006 г. по I квартал 2007 г. и II период — с II квартала 2007 г. по I квартал 2008 г.
Объем розничного сегмента фармрын-ка за рассматриваемые периоды в оптовых ценах увеличился с 5,5 млрд. долл. до 7,0 млрд. долл. Доля объемов продаж офтальмологических препаратов (501 группа по АТС-классификации) в розничном сегменте возросла на 0,08 п.п. и составила 2,11%. Несмотря на это, 501 группа опустилась с 17 места на 16.
За рассматриваемые периоды времени объемы продаж офтальмологических препаратов в стоимостном выражении существенно возросли (табл 1), однако в натуральном выражении прирост незначителен (менее 2%). Прирост объемов продаж офтальмологических препаратов в оптовых ценах несколько вы-
ше, чем прирост всего розничного сегмента фармрынка (28,5%). Следует так-
■Ив
Retail sales of ophthalmology medicines in the Russian pharmaceutical market are reviewed for the two time frames: Q2 2006 till Q1 2007; Q2 2007 till Q1 2008.
Victoria SOKOLOVA, RMBC. The russian ophthtalmology medicines market.
же отметить, что прирост объемов продаж офтальмологических препаратов в розничных ценах несколько ниже, чем в оптовых.
Офтальмологические препараты розничного сегмента по направленности действия в соответствии с АТС-классификацией делятся на 8 групп. Прирост продаж положителен по всем группам (табл. 2). Почти треть этого сегмента рынка занимает S01X-группа [Препараты для лечения заболеваний глаз прочие], объем продаж препаратов которой составил 42,4 млн. долл. (здесь и далее данные приведены в оптовых ценах). Однако за исследуемый период эта группа потеряла 3,7% рынка. Также ослабили свои позиции препараты S01E-группы [Противоглау-комные препараты и миотики], потерявшие 0,9% рынка. Максимальный прирост (около 140%) у препаратов S01F-группы [Мидриатики], что позво-
лило им подняться с 7 на 6 место с увеличением доли рынка в 1,75 раза.
В рейтинге продаж офтальмологических препаратов по МНН (табл. 3) положение достаточно стабильное, лидирующая «шестерка» сохранилась. Прирост продаж всех лидеров положительный. Первые места продолжают занимать МНН азапентацен и МНН тетризо-лин, объем продаж которых составил 18,6 и 16,7 млн. долл., соответственно. Объем продаж бронзового призера — МНН сульфацетамида значительно ниже, всего 9,4 млн. долл. Надо отметить, что доли объемов продаж первой «пятерки» снизились, больше всех потерял лидер — 2,7%. Максимальный прирост продаж, 60%, показал МНН ципрофлок-сацин, поднявшийся с 10 на 6 место. Покинули «десятку» лидеров МНН аце-тазоламид и МНН латанопрост.
В рейтинге торговых наименований (табл. 4) за исследуемый период произошли более значительные изменения. Прирост продаж у всех лидеров положительный. Хотя «четверка» лидеров и сохранилась, но снизила доли объемов продаж. Рейтинг продолжают возглавлять брэнд Квинакс — единственный представитель МНН азапентацен и брэнд Визин, доля которого в МНН тет-ризолин составляет более 98%. Максимальный прирост, более 80%, показал Ципромед имеющий около 77% объема продаж МНН ципроф-локсацин, его доля в объеме продаж возросла на 0,7%, он вошел в «десятку» лидеров и занял 7 место. Сдали свои позиции аутсайдеры Ксалатан (МНН латанопрост) и Диакарб (МНН ацетазоламид), ранее занимавшие 6 и 5 места, соответственно. Покинул «десятку» лидеров Траватан (МНН травопрост). Существенных изменений в рейтинге корпораций не произошло. «Десятка»
таблица i| ОЁ+ьемы розничных продаж офтальмологических препаратов
Объем продаж Прирост в долл., %
I период II период
В оптовых ценах, млн. долл. 110,8 148,0 33,6%
В розничных ценах, млн. долл. 148,1 195,2 31,8%
В упаковках, млн. уп. 81,8 83,3 1,8%
ТАБЛИЦА 2 1 Рейтинг групп офтальмологических препаратов
по АТС-классификации по обьемам розничных продаж
Место в рейтинге Группа препаратов по АТС Доля в обьеме продаж, % Прирост, %
I период II период I период II период
1 1 S01X [Препараты для лечения заболеваний глаз прочие] 32,3 28,6 18,5
2 2 S01A [Противо-микробные препараты] 20,0 21,1 40,9
3 3 S01E [Противоглаукомные препараты и миотики] 19,2 18,3 27,2
4 4 S01G [Деконгестанты и анти-аллергические препараты] 14,2 14,3 34,1
5 5 S01C [Противовоспалительные препараты в комбинации с противомикробными препаратами] 5,8 6,3 45,5
7 6 S01F [Мидриатики] 3,3 5,8 138,8
6 7 S01B [Противовоспалительные препараты] 5,2 5,5 42,7
8 8 S01H [Анестетики местные] 0,04 0,04 37,2
ТАБЛИЦА 3 1 Десять ведущих МНН по обьему розничных
продаж офтальмологических препаратов
Место в рейтинге МНН, группа АТС Доля в обьеме продаж, % Прирост, %
I период II период I период II период
1 1 Азапентацен, S01X 15,2 12,5 10,2
2 2 Тетризолин, S01G 11,6 11,3 29,8
3 3 Сульфацетамид, S01A 7,0 6,3 21,4
4 4 Цитохром С+Аденозин + Никотинамид, S01X 6,1 5,0 9,7
5 5 Тимолол, S01E 4,8 4,2 16,6
6 6 Ципрофлоксацин, S01A 3,0 3,6 60,0
9 7 Таурин, S01X 2,8 2,8 34,8
11 8 Тетрациклин, S01A 2,5 2,8 50,3
12 9 Фрамицетин+Грамицидин+ Дексаметазон, S01C 2,5 2,7 46,4
10 10 Бетаксолол, S01E 2,6 2,7 40,5
корпораций-лидеров — это 75% розничного офтальмологического рынка. Объемы продаж по всем корпорациям возросли. На российском рынке стабильно лидируют четыре корпорации: Alcon-Couvreur (объем продаж в оптовых ценах 40,6 млн. долл.), Pfizer International Inc. (объем продаж 20,3 млн. долл.), Santen OY (объем продаж 14,3 млн. долл.) и Promed Exports Pvt Ltd. (объем продаж 12,3 млн. долл.) (табл. 5), при этом три первые корпорации при положительном приросте несколько снизили свои доли на рынке, а последняя — значительно улучшила свои показатели. Общая доля «четверки» лидеров на рынке офтальмологических препаратов стабильна и составляет около 60%.
Высокого прироста объемов продаж, более 83%, достигла корпорация Promed Exports Pvt Ltd., существенный вклад в это внес препарат Ципро-
мед. Продвинулись вперед и отечественные производители (общая доля трех лидирующих предприятий в объеме продаж возросла с 5,7 до 7,9%) — ФГУП Московский эндокринный завод с высоким приростом (80%) поднялся на одну ступень, стремительно вошла в «десятку» лидеров (с максимальным приростом более 130%) компания ЗАО «ФИРН-М». Отечественные производители увеличили объемы продаж по всем своим препаратам. Хорошие результаты и у корпорации Baush & Lomb, которая поднялась с 9 на 7 место. Покинула «десятку» лидеров корпорация Ankerpharm Groupe Chauvin. Около 70% розничного рынка офтальмологических препаратов приходится на ЛС, производимые в странах западной Европы, США и Японии. Лидирует
18
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ
ТАБЛИЦА 4 1 Десять ведущих торговых наименований
по обьему розничных продаж офтальмологических препаратов
Место в рейтинге Торговое неаименование Доля в обьеме продаж, % Прирост, %
I период II период I период II период
1 1 Квинакс 15,2 12,5 10,2
2 2 Визин 11,4 11,1 29,7
3 3 Сульфацил-натрий 7,0 6,3 21,4
4 4 Офтан Катахром 6,1 5,0 9,7
7 5 Тауфон 2,8 2,8 34,8
8 6 Тетрациклин 2,5 2,8 50,3
11 7 Ципромед 2,0 2,7 81,5
9 8 Софрадекс 2,5 2,7 46,4
6 9 Ксалатан 2,8 2,6 23,8
5 10 Диакарб 2,9 2,6 18,1
ТАБЛИЦА 5 1 Десять ведущих корпораций по обьему
розничных продаж офтальмологических препаратов
Место в рейтинге Корпорация Доля в обьеме продаж, % Прирост, %
I период II период I период II период
1 1 Alcon-Couvreur 27,9% 27,5% 31,8%
2 2 Pfizer International Inc. 14,3% 13,7% 28,8%
3 3 Santen OY 10,5% 9,7% 22,6%
4 4 Promed Exports Pvt Ltd. 6,1% 8,3% 83,3%
6 5 Московский эндокринный завод ФГУП 2,5% 3,4% 79,6%
7 6 Sanofl-Aventis 2,5% 2,7% 46,4%
9 7 Baush & Lomb 2,0% 2,6% 75,4%
5 8 Polpharma Pharmaceutical 2,9% 2,6% 18,1%
8 9 «Татхимфармпрепараты», ОАО 2,1% 2,5% 66,0%
16 10 «ФИРН-М», ЗАО 1,2% 2,0% 130,6%
таблица б| Диапазон оптовых цен офтальмологических препаратов
Диапазон цен Доля обьема продаж в денежном выражении, долл. Доля обьема продаж в натуральном выражении
I период II период I период II период
<1 15,5% 12,5% 63,0% 53,6%
>=1 — <2 11,1% 8,8% 14,2% 14,7%
5 < — 2 = > 11,8% 11,8% 6,3% 9,3%
>=5 — <10 53,9% 57,6% 15,9% 21,2%
>=10 — <20 2,4% 4,1% 0,3% 0,6%
>=20 5,3% 5,2% 0,4% 0,5%
РИСУНОК 1
Структура продаж офтальмологических препаратов по группам стран
100 1,7 1,8
11,5 9,9
80
60 66,9 69,3
40
20 _
6,0 1 67
0 ^^1 13,9 12,3
II период I период
■ — Россия □— Восточная Европа □ — Западная Европа, США и Япония
□ — Азия и др.
□ — СНГ и страны Балтии
РИСУНОК 2
| Ценовая сегментация офтальмологических препаратов (по объему продаж в денежном выражении)
63,0 53,6
8,8
I период, $ II период, $ I период, уп. II период, уп.
■ — <1$ □ — >=5 — <10$
□ — >=1 — <2$ □ — >=10 — <20$
□ — >=2 — <5$ □ — >=20$
Бельгия, представленная одной корпорацией Alcon-Couvreur и США, имеющие общий объем продаж четырех корпораций 26,5 млн. долл. На долю российских производителей приходится чуть меньше 14%, что составляет 20 млн. долл. (рис. 1). Следует отметить, что за исследуемый период доли продаж офтальмологических препаратов отечественного производства и стран Азии возросли на 1,6% каждая. Значительно упала доля продаж (на 2,4%) препаратов производства стран Западной Европы, США и Японии. Интересно проанализировать сегментацию цен за рассматриваемый период (табл. 6). За изучаемый период доли объемов продаж в долларовом выражении офтальмологических препаратов стоимостью менее 2 долл. и более 20 долл. снизились (рис. 2). Более 50% объема продаж приходится на ценовой диапазон от 5 до 10 долл. Доли продаж офтальмологических препаратов стоимостью от 5 до 20 долл. возросли, причем максимальный рост приходится на ценовой диапазон от 5 до 10 долл. Ценовой диапазон от 2 до 5 долл. остался без изменений. Иная картина ценовой сегментации наблюдается при анализе объемов продаж офтальмологических препаратов в натуральном выражении. Максимальны продажи витаминов стоимостью до 1 долл., однако они упали на 9,4%, но все равно составляют более половины. Во
всех остальных диапазонах доли продаж увеличились, причем наибольший рост (5,3%) наблюдается в ценовом диапазоне от 5 до 10 долл.
Объемы продаж офтальмологических лекарственных препаратов за прошедший год росли опережающими темпами. Почти треть офтальмологических препаратов, продаваемых в розничной сети, производится корпорацией А1соп-Со-uvreur, в портфеле которой 15 торговых названий. Несмотря на расширение номенклатуры торговых названий, брэнд Квинакс (A1con-Couvreur) продолжает занимать более 12% объема офтальмологического сегмента розничного фармрынка. Офтальмологические препараты отечественного производства востребованы, объем продаж вырос более чем в 1,5 раза, или на 7,1 млн.
долл. Наблюдается тенденция снижения продаж офтальмологических препаратов, имеющих более низкую стоимость упаковки. Растут объемы продаж препаратов, в основном в ценовом диапазоне от 5 до 10 долл. за упаковку.
Ф