Научная статья на тему 'Госпитальный сегмент'

Госпитальный сегмент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛС / ЖНВЛС / МНН / ЗАО БИОСИНТЕЗ / ГОСПИТАЛЬНЫЙ РЫНОК ЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Госпитальный рынок ЛС по итогам 2009 г. показал более скромные показатели динамики в стоимостном выражении по сравнению с аптечным рынком. В оптовых ценах он составил 54,66 млрд. руб., или 1,73 млрд. долл., что, соответственно, на 12,1% больше и на 11,8% меньше, чем в 2008 г. (рис. 1). В натуральном выражении госпитальный рынок уменьшился на 3,2%, однако это сокращение было значительно менее выраженным, чем в прошлые годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Госпитальный сегмент»

40 №

PEMEOUUM итоги 2009 года

Госпитальный сегмент'

Госпитальный рынок ЛС по итогам 2009 г. показал более скромные показатели динамики в стоимостном выражении по сравнению с аптечным рынком. В оптовых ценах он составил 54,66 млрд. руб., или 1,73 млрд. долл., что, соответственно, на 12,1% больше и на 11,8% меньше, чем в 2008 г. (рис. 1). В натуральном выражении госпитальный рынок уменьшился на 3,2%, однако это сокращение было значительно менее выраженным, чем в прошлые годы.

Наиболее высокие показатели динамики в натуральном выражении и в рублевых ценах были продемонстрированы в III квартале (соответственно, +3,1 % и +21,0%), в то время как последняя четверть года с этих позиций выглядела наименее благополучной (-9,3% и +7,1%) (рис. 2). Несмотря на это, в долларовом эквиваленте именно IV квартал характеризовался наименее значительной отрицательной динамикой по сравнению с предыдущим годом, что объясняется характерным для этого периода укреплением рубля.

Сужение натуральных объемов рынка было вызвано отрицательной динамикой закупок импортных препаратов (-9,8%), в то время как закупки

* В статье использованы данные, предоставленные компанией IMS Health.

продукции локальных производителей, напротив, выросли на 4,2% (рис. 3). Несмотря на то что в стоимостном выражении динамика продаж у отечественных производителей была немного выше, причем это опережение наблюдалось уже в 2008 г., к существенным изменениям в структуре продаж это не привело (рис. 4). Более того, можно сказать, что введенные 15%-е ценовые преференции, а также требования, исходящие от правительства, о необходимости широкого доступа отечественных компаний в систему госпоставок к заметным изменениям положения отечественных компаний по отношению к зарубежным в стоимостных категориях не привели.

Результаты анализа данных аудита свидетельствуют о том, что средняя цена одной упаковки больничного

препарата в 2009 г. выросла на 15,8% — до 106,3 руб. (в долл. — сократились почти на 9% — до 3,37 долл.) (рис. 5). Индекс цен, отражающий инфляционную составляющую, составил 1,187, а индекс структурных сдвигов — 0,975, т.е. структура продаж немного изменилась в пользу более дешевой продукции (рис. 6). Средние цены на импортные препараты в составе госпитальных закупок увеличились на 23,2% — до 172,8 руб. (5,47 долл.), на отечественные — только на 11,2% — до 41,8 руб. (1,33 долл.). Рост цен на зарубежные лекарства оценивается в 20%, на отечественные — в 16%. Если для российских препаратов был характерен сдвиг в структуре продаж в сторону более дешевой продукции (индекс структурных сдвигов 0,958), то в отношении импортных лекарств наблюдались

рисунок1

| Динамика госпитальных закупок ЛС (2007—2009)

2000

=р 1500

1000

500

+253% (руб.) +28,7% ($)

+12,1% (руб.) +113% (руб.) -11'8%

- +19,0% ($) ~1

1 1 1962

■ - 2

Динамика к предыдущему году

-3,2%

Ип

Ln ■ m

. и -

оптовые цены, долл.

упаковки

I— 2007

□ — 2008 □— 2009

рисунок 2

Квартальная динамика госпитальных закупок (2009)

% 25 20 15 10 5 0 -5 -10 -15 -20 -25

I кв.

II кв.

III кв.

1 35 % 30 25 20 15 10 5 0

IV кв.

| — динамика к 2008, упак. | | — динамика к 2008, долл. опт | | — динамика к 2008, руб. опт

□ — % годовых продаж, упак. ■ — % годовых продаж, долл. опт

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА Ш1

I итоги 2009 года РШШ1ШМ ■

незначительные изменения противоположной направленности (1,027). Таким образом, рост цен в госпитальном секторе в 2009 г. был менее выраженным, чем в розничном (18,7% против 23,5%). Закономерно, что цены на больничные ЛС в целом выросли больше, чем только на больничные ЖНВЛС, которые, по данным Росздравнадзора, показали ценовую динамику в размере 16,07%. Закономерным явилось также то, что рост цен на импортные препараты был выше, чем на отечественные. В то же время сдвиг в структуре продаж в сторону более дешевой продукции, который наблюдался в госпитальном секторе, был обеспечен исключительно за счет закупок российских лекарств. Топ-10 лидирующих корпораций в 2009 г. на госпитальном рынке изменился значительно больше, чем на розничном (табл. 1). Выбыли из состава первой десятки Байер Хелскэр и Тева, занявшие соответственно 12-е и 13-е места. Остались на прежних местах три первых лидера — Сано-фи-авентис, Новартис и Астра Зене-ка. С 4-й на 8-ю позицию переместился Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд, продемонстрировавший сокращение поставок на 1/3 в долларовом эквиваленте. За счет этого Никомед, Мерк

таблица 1

| Топ-10 корпораций по объему госпитальных закупок (2009)

Место

Корпорация

2009 2008 2009 2008 к 2008

1 1 Санофи-авентис 6,51% 6,08% -5,49%

2 2 Новартис (вкл. Сандоз-Лек) 4,б2% 4,93% -17,22%

3 3 Астра Зенека 4,14% 4,60% -20,64%

4 5 Никомед 3,79% 3,47% -3,77%

5 б Мерк Шарп и Доум Б.В. 3,04% 3,07% -12,84%

6 7 Гедеон Рихтер ЛТД 2,86% 2,70% -6,40%

7 22 Биосинтез ОАО (Пенза) 2,70% 1,16% 104,95%

8 4 Ф. Хоффманн-Ля Рош ЛТД 2,66% 3,59% -34,63%

9 11 ГлаксоСмитКляйн 2,14% 2,17% -13,38%

10 10 Аболмед ООО 1,98% 2,22% -21,40%

Итого Топ-10 34,45% 35,72%

Показатели продаж, долл. опт.

рисунок 3

| Динамика госпитальных закупок отечественных/импортных препаратов (2009/2008)

рисунок 4

| Динамика доли отечественных/импортных препаратов в структуре госпитальных закупок (2007—2009)

1500

1200

+11,2% (руб.) -12,6% ($)

гл

л м

аж, да 900 +15,4% (руб.)

о р -8,6% ($)

м к

гО б 600

о ♦

300 7

оптовые цены, долл.

Динамика к предыдущему году

-у,ц%

упаковки

I — отечественные

| | — зарубежные

100 г

80

П 60

40

20

2007 2008 упаковки

2009

2007 2008 2009 оптовые цены, долл.

— отечественные

| |— импортные

ГОСПИТАЛЬНЫМ СЕГМЕНТ

Шарп и Доум Б.В. и Гедеон Рихтер поднялись на ступень вверх и заняли с 4-го по 6-е места. Улучшила свой рейтинг также корпорация ГлаксоС-митКляйн, занявшая 9-ю позицию вместо 11-й. Значительный рывок

вперед совершил пензенский ЗАО Биосинтез, который в результате удвоения продаж занял 7-е место. Следует отметить, что это единственная компания из состава Топ-10, которая показала позитивную динамику. Однако более широкий перечень корпораций — Топ-50 — свидетельствует о том, что заметный рост продаж коснулся еще целого ряда компаний и что 2009 г. внес значительные из-

таблица 2

Топ-10 торговых наименований по объему госпитальных закупок (2009)

Место в рейтинге

Торговое

2009 2008 наименование 2009 2008 Прирост к 2008

1 1 Натрия хлорид 3,81% 2,99% 12,47%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 2 Меронем 2,04% 2,36% -23,84%

3 6 Клексан 1,58% 1,04% 34,19%

4 3 Глюкоза 1,51% 1,43% -6,97%

5 4 Актовегин 1,34% 1,14% 3,97%

6 5 Тиенам 1,16% 1,12% -8,22%

7 34 Гепарин 0,97% 0,45% 90,10%

8 35 Цефсон 0,96% 0,45% 88,55%

9 9 Амоксиклав 0,83% 0,84% -12,80%

10 19 Таваник 0,83% 0,58% 24,85%

Итого Топ-10 15,04% 13,44%

Показатели продаж, долл. опт.

менения в расширенный госпитальный рейтинг.

Происходящие структурные изменения нашли свое отражение в Топ-10 торговых наименований, куда впервые вошел целый ряд новых препаратов, показавших положительную динамику (табл. 2). В частности, на 7-м и 8-м местах в результате почти двукратного роста продаж оказались Гепарин и Цефсон (Мустафа Невзат Са-

наи Аш). Последний вытеснил за пределы Топ-10 аналогичные препараты под генерическим наименованием Цефотаксим (11-я позиция вместо 7-й). С 19-го на 10-е место переместился Таваник, чьи продажи увеличились на 1/4; значительно улучшил свой рейтинг (с 6-го до 3-го) еще один препарат Санофи-авентис — Клексан (закупки выросли на 1/3). Позитивная динамика косну-

ОПЫТ И ДОВЕРИЕ ВСЕГО МИРА В ОДНОМ АНТИКОАГУЛЯНТЕ

Кл □ кса I- : - многофуннцианапьиый днгитромоотик диалогического происхождении

11С обширной доивээнепьчой бвэон а С бппмииы гппктрпм ппняллний для щирдщкв круга ПП1,ИЙНТГ Й

ч Р,ь (¡ран нрачамн всего мнрн г.пн печш-ич оппап чем /1)1) мигишпнпв пацивнтпа

Представительство АО "Санофй-веентш: грул" |Францшя1 11503 5, М«иилг ул. СлдивннчЬоиш, 62. стр. 2. Так.: (4И1 121 14 00. Фикс: 721 14 11

Перед применением препарата, пожалуйста, ознакомьтесь с погнан инструкция и по применению.

РШШииМ итоги 2009 года

ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ

рисунок 6

Вклад различных факторов в динамику госпитальных закупок в руб. (2009/2008)

1,2 1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 0,0

■ — индекс

цен

□ — индекс

структурных

сдвигов

□ — индекс

натурального

объема

Все ЛС

отечественные

импортные

таблица 3

Топ-10 МНН/группировочных наименований по объему госпитальных закупок (2009)

Место в рейтинге

МНН

2009 2008 2009 2008 Прирост к 2008

1 2 Натрия хлорид 3,81% 2,99% 12,47%

2 1 Цефтриаксон 3,75% 3,30% 0,02%

3 3 Меропенем 2,13% 2,37% -20,61%

4 4 Цефотаксим 1,77% 1,71% -8,81%

5 8 Эноксапарин натрий 1,58% 1,04% 34,19%

6 5 Декстроза 1,52% 1,44% -7,03%

7 16 Иммуноглобулин человеческий нормальный 1,29% 0,90% 25,66%

8 7 Имипенем+Циластатин 1,17% 1,12% -7,70%

9 11 Гидроксиэтилкрахмал 1,05% 1,01% -8,11%

10 62 Аминосалициловая кислота 1,02% 0,39% 131,33%

Итого Топ-10 19,08% 16,26%

Показатели продаж, долл. опт.

лась также лидера рейтинга — раствора Натрия хлорида, среди лидирующих поставщиков которого значится ОАО Биосинтез, а также Актовеги-на (Никомед). Из расширенного списка препаратов необходимо также отметить наркозное средство Сево-ран (Эббот Лабораториз Лтд), которое в результате двукратного роста продаж оказалось на 16-м месте, а также противотуберкулезный препа-

рат ПАС-Фатол Н (Фатол Арцнаймит-тель ГмбХ), который был выведен на рынок в 2009 г. и сразу занял 23-е место.

В составе Топ-10 МНН и группиро-вочных наименований сменился лидер: на первое место, потеснив Цеф-триаксон, вышел Натрия хлорид, чья доля в структуре продаж выросла с 3% до 3,8% (табл. 3). Улучшение рейтинга коснулось также МНН Клекса-

на — Эноксапарин натрий, который оказался на 5-й позиции вместо 8-й. На четверть выросли продажи Иммуноглобулина человеческого нормального, переместившегося с 16-го места на 7-е. Улучшение позиций данного МНН произошло за счет препарата Октагам (Октафарма АГ), продажи которого выросли на 48,8%. Наиболее значительный рост продаж (в 2,3 раза), причем в составе Топ-50, наблюдался у Аминосалициловой кислоты (за счет ПАС-Фатол Н), которая заняла 10-е место в рейтинге. Сокращения продаж в долларовом эквиваленте коснулось пяти представителей первой десятки, выбыли из ее состава — Цефазолин, Альбумин и Доцетаксел.

В отличие от ранее рассмотренных рейтингов, Топ-10 АТС групп второго уровня классификации претерпел наименьшие изменения (табл. 4). Четыре первые группы остались на своих местах, выбыли из состава первой десятки С01 Препараты для лечения заболеваний сердца, оказавшиеся на 12-й позиции вместо 7-й. Позитивная динамика была отмечена только у двух представителей: В01 Антикоагулянтов (+23%) и В02 Гемостатиков (табл. 4). Причем последние впервые вошли в Топ-10, заняв 7-ю позицию вместо 12-й. Наиболее значительная динамика в составе Топ-50 была продемонстрирована группой J04 Противотуберкулезные препараты, которая показала рост закупок на 67% и перемещение в рейтинге с 24-й на 11-ю позицию. Таким образом, в отличие от розничного госпитальный рынок на фоне роста цен и лимита финансирования претерпел значительные структурные изменения, которые, тем не менее, не сказались на соотношении стоимостных закупок отечественных и импортных препаратов. В то же время дефицит финансирования в 2009 г. частично был преодолен в результате сдвига в структуре продаж в пользу более дешевых российских препаратов, которые, в отличие от импортных, показали увеличение продаж в упаковках.

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА Щ45

1 итоги 2009 года РШШ1ШМ ■

таблица 4

| Топ-10 АТС 2-групп по объему госпитальных закупок (2009)

Место в рейтинге АТС 2 Торговое наименование Показатели продаж, долл. опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

2009 2008

2009 2008 Прирост к 2008

1 1 ¿101 [Антибактериальные препараты для системного использования] 20,9% 20,7% -10,6%

1 1 Меронем 9,7% 11,4% -23,8%

2 2 Тиенам 5,6% 5,4% -8,2%

3 11 Цефсон 4,6% 2,2% 88,5%

4 5 Амоксиклав 4,0% 4,1% -12,8%

5 7 Таваник 3,9% 2,8% 24,8%

2 2 В05 [Плазмозамещающие и перфузионные растворы] 10,4% 9,7% -5,8%

1 1 Натрия хлорид 35,6% 29,6% 13,2%

2 2 Глюкоза 14,1% 14,3% -6,9%

3 3 Альбумин 7,6% 8,3% -13,5%

4 4 Реополиглюкин 3,3% 4,3% -26,9%

5 5 Рефортан 2,7% 3,3% -22,8%

3 3 L01 [Противоопухолевые препараты] 7,2% 9,1% -29,7%

1 1 Таксотер 10,5% 8,4% -11,6%

2 4 Авастин 6,6% 4,9% -4,5%

3 5 Гемзар 5,6% 4,3% -9,2%

4 2 Мабтера 5,0% 6,8% -48,9%

5 6 Герцептин 4,3% 3,1% -1,8%

4 4 В01 [Антикоагулянты] 5,4% 3,9% 22,9%

1 1 Клексан 29,2% 26,8% 34,2%

2 4 Гепарин 18,0% 11,7% 90,1%

3 2 Актилизе 14,0% 17,4% -1,6%

4 3 Фраксипарин 11,9% 13,8% 5,9%

5 5 Плавикс 6,5% 6,6% 20,3%

5 6 N01 [Анестетики] 3,6% 3,3% -4,5%

1 3 Севоран 20,4% 10,4% 87,4%

2 1 Наропин 13,3% 14,1% -10,1%

3 2 Диприван 12,9% 13,0% -5,4%

4 5 Новокаин 5,7% 6,7% -17,7%

5 4 Промедол 5,0% 7,3% -33,6%

6 5 N05 [Психотропные препараты] 3,2% 3,7% -22,1%

1 3 Сероквель 8,0% 6,9% -10,0%

2 5 Аминазин 6,3% 4,9% 0,4%

3 2 Феназепам 5,5% 7,8% -44,6%

4 4 Зипрекса 5,3% 6,7% -38,6%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 1 Сердолект 5,2% 8,4% -51,9%

7 12 В02 [Гемостатики] 2,7% 2,0% 19,7%

1 2 Гордокс 19,1% 20,6% 10,7%

2 1 Контрикал 14,3% 22,6% -24,3%

ГОСПИТАЛЬНЫМ СЕГМЕНТ

1 РЕМЕОШМ итоги 2009 года 1

таблица 4 (продолжение)! Топ-10 АТС 2-групп по объему госпитальных закупок (2009)

Место в рейтинге АТС 2 Торговое наименование Показатели продаж, долл. опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

2009 2008

2009 2008 Прирост к 2008

3 4 НовоСэвен 13,0% 9,6% 61,2%

4 3 Тахокомб 9,9% 12,7% -6,7%

5 21 Фейба Тим 4 Иммуно 7,4% 0,2% 3587,2%

8 9 N06[Психоаналептики] 2,3% 2,2% -6,3%

1 2 Церебролизин 21,4% 14,2% 41,1%

2 1 Кавинтон 14,0% 15,5% -15,3%

3 3 Пирацетам 7,6% 10,3% -31,1%

4 4 Ципралекс 5,9% 7,3% -23,8%

5 5 Кортексин 5,5% 6,7% -22,2%

9 10 ¿106 [Иммунная сыворотка и иммуноглобулины] 2,3% 2,1% -6,4%

1 3 Октагам 25,1% 15,8% 48,8%

2 1 Пентаглобин 20,3% 23,9% -20,6%

3 4 Иммуноглобулин человека нормальный 14,6% 12,7% 7,8%

4 2 Иммуноглобулин против клещевого энцефалита человека жидкий 8,7% 22,0% -62,8%

5 5 ГиперРОУ С/Д 5,8% 5,0% 10,4%

10 8 V08 [Контрастные вещества] 2,2% 2,3% -15,6%

1 2 Омнипак 32,0% 22,6% 19,7%

2 1 Ультравист-370 18,2% 22,9% -32,9%

3 3 Урографин 12,9% 15,8% -31,1%

4 4 Ультравист-300 9,8% 9,2% -10,8%

5 5 Визипак 5,5% 6,5% -28,1% у/^

АНАЛИЗ РЫНКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.