Научная статья на тему 'Российский Платоновский Ренессанс (к выходу первого выпуска журнала "Платоновские исследования")'

Российский Платоновский Ренессанс (к выходу первого выпуска журнала "Платоновские исследования") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
249
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДИЕ ПЛАТОНА / РЕЦЕПЦИЯ ПЛАТОНИЗМА / ПЛАТОНОВЕДЕНИЕ / РОССИЙСКИЙ ПЛАТОНОВСКИЙ РЕНЕССАНС / НЕОПЛАТОНИЗМ И ПАТРИСТИКА / ГНОСТИЧЕСКИЙ ПЛАТОНИЗМ / РУССКИЙ ПЛАТОНИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимов Михаил Викторович

Представлен краткий обзор статей и материалов, опубликованных в первом выпуске журнала «Платоновские исследования». Анализ тем и проблем, рассматриваемых авторами статей, осуществляется в последовательности, задаваемой основными рубриками журнала: Платон и проблемы платоноведения; Рецепция платонизма в европейской и восточной философии и культуре; Неоплатонизм и патристика; Русский платонизм: историко-философский аспект; «Гностический платонизм» в русской культуре; Философия и эстетика; Переводы; Рецензии; In memoriam.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский Платоновский Ренессанс (к выходу первого выпуска журнала "Платоновские исследования")»

УДК 141.131 ББК 8773(0)32-221

РОССИЙСКИЙ ПЛАТОНОВСКИЙ РЕНЕССАНС

(к выходу первого выпуска журнала «Платоновские исследования»1)

М.В. МАКСИМОВ

Ивановский государственный энергетический университет ул. Рабфаковская, д. 34, г. Иваново, 153003, Российская Федерация E-mail: [email protected]

Представлен краткий обзор статей и материалов, опубликованных в первом выпуске журнала «Платоновские исследования». Анализ тем и проблем, рассматриваемых авторами статей, осуществляется в последовательности, задаваемой основными рубриками журнала: Платон и проблемы платоноведения; Рецепция платонизма в европейской и восточной философии и культуре; Неоплатонизм и патристика; Русский платонизм: историко-философский аспект; «Гностический платонизм» в русской культуре; Философия и эстетика; Переводы; Рецензии; In memoriam.

Ключевые слова: наследие Платона, рецепция платонизма, платоноведение, российский платоновский ренессанс, неоплатонизм и патристика, гностический платонизм, русский платонизм.

RUSSIAN PLATONIC RENAISSANCE (to the output of the first issue of «Platonic investigations»)

M.V MAKSIMOV

Ivanovo State Power University 34, Rabfakovskaya St, Ivanovo, 153003, Russian Federation E-mail: [email protected]

The author gives a short review of articles and materials published in the first issue of the journal «Plato research». The analysis of topics and problems considered by the authors is accomplished in the sequence of the basic headings of the journal: Plato and problems of Plato studies; Platonism reception in European and Eastern philosophy and culture; Neo-Platonism and patristics; Russian Platonism: historical-philosophical aspect; «gnostical Platonism» in Russian culture; Philosophy and esthetics; Translations; Reviews; In memoriam.

Key words: Plato's heritage, Platonism reception, Plato studies, Russian Plato renaissance, Neo-platonism and patristics, gnostical Platonism, Russian Platonism.

Российское научное сообщество можно поздравить с важным и долгожданным событием - выходом в свет первого выпуска научного журнала, посвященного Платону и платонизму. Замысел периодического издания вынашивался и созревал не один год2: требовались и время для самоорганизации пла-

1 Платоновские исследования. Вып. I / редкол. И.А. Протопопова, О.В. Алиева, А.В. 1араджа,А.В. Михайловский, А.Н. Романов, В.В. Рохмистров, М.Н. Савельева. М.; СПб.: РГГУ-РХГА, 2014. 608 с. [1].

2 Следует отметить, что еще в 1993 г. на философском факультете СПбГУ было образовано Санкт-Петербургское Платоновское философское общество, организовавшее за прошедшие годы 22 платоновские конференции (см.: http://www.plato.spbu.ru/ABOUTUS/index1.htm).

тоновского сообщества, и его испытание на жизнеспособность. Все свершилось: состоялись Петербургская и две Московские Международные Платоновские конференции3, засвидетельствовавшие возрождение интереса к наследию Платона в современной России4, вышел из печати двухтомный «Платоновский сборник»5, приняты важные институциональные решения - в РГГУ на базе Института русской истории в 2013 г. открылась научно-образовательная программа «Платоновский исследовательский научный центр»6, и наконец, в 2014 г в России зарегистрировано «Платоновское философское общество» - межрегиональная общественная организация, ставящая своей целью содействие изучению и распространению философского наследия Платона7.

Как видим, появление в России нового периодического издания - журнала «Платоновские исследования» - подготовлено многолетней и плодотворной деятельностью московских и петербургских ученых.

Отметим сразу же: первый выпуск «Платоновских исследований» вызывает искренний интерес: авторы, рубрики, редакционная политика в отношении к «платоновскому вопросу» в России, перспективы издания?

Откроем же увесистый 600-страничный том, вместивший девять разделов, охватывающих проблемы платоноведения, рецепции платонизма в европейской, восточной и русской философии и культуре, переводы и рецензии. Уже беглый просмотр содержания позволяет понять важную стратегическую идею издателей - сделать журнал открытым для публикации не только «узких», специальных исследований творчества Платона, но также и материалов, связанных с платонизмом в широком историко-культурном и философском контекстах.

Первый раздел журнала - «Платон и проблемы платоноведения» - открывает статья Ю. Шичалина «Corpus Platonicum: о некоторых направлениях его историко-филологического и историко-философского исследования»8. Автор ставит ряд принципиальных теоретико-методологических вопросов изучения платоновского наследия9. Прежде всего - вопрос о необходимости переосмысления широко распространенного представления о месте в платоновском корпусе так называемых «ранних сократических диалогов». Автор исходит из того, что «Платон ... никогда не был "сократиком',' а образ Платона-сократика ... сформирован не ранее середины III века до РХ.» [4, с. 8]. Важно также, как считает Ю. Шичалин, уйти от линейного рассмотрения диалогов Платоновского корпуса, поскольку более

3 В сентябре 2012 г. в Санкт-Петербурге, в РХГА, состоялась Международная конференция «Платон и платонизм в европейской культуре»; в сентябре 2012 г. в РГГУ состоялась 1-я Московская международная конференция «Платон и платонизм в европейской культуре»; в сентябре 2014 г. там же состоялась 2-я Московская Международная Платоновская конференция.

4 См., например: Протопопова И. Платон: новое начало // Логос. 2012. № 6(90). С. 3 [2].

5 Платоновский сборник. В 2 т. М.-СПб.: РГГУ-РХГА, 2013. Т. 1. 510 с.; Т. 2. 499 с. [3].

6 Положение о «Платоновском исследовательском научном центре» см. по ссылке: http:// www.kogni.ru/pinc/PInC.Chart.htm

7 См.: http://www.kogni.ru/pinc/pps.htm

8 Шичалин Ю. Corpus Platonicum: о некоторых направлениях его историко-филологического и историко-философского исследования // Платоновские исследования. Вып. I. 2014. С. 7-30 [4].

9 См.: Shichalin Yu. On the new approach to the chronology of the Corpus Platonicum // Hermathena: A Trinity College Dublin Review. Dublin, 2013. № 189. IP 15-32 [5].

вероятным является написание ряда текстов на фоне догматических диалогов -«Государство», «Тимей» и «Законы», в которых Платон, «несмотря на все ограничения принятой им литературной техники, а именно, диалога, - вполне определенно высказывает свою точку зрения» [4, с. 14]. Автор статьи указывает на необходимость при рассмотрении платоновских диалогов учитывать возможность их последующих доработок и редактирования. Это особенно важно при рассмотрении таких диалогов, как «Федр», «ГЪргий», «Кратил», «ТЬэтет» и «Парменид». Существенно замечание об опасностях переоценки стилометрического метода для решения проблемы хронологии написания диалогов. В статье обосновывается в качестве наиболее приемлемого метода научного исследования текстов Платона институциональный подход, позволяющий связать «писательскую технику и содержание текстов Платона с изменением аудитории, для которой Платон пишет, а начиная с Федона - с эволюцией созданной им школы» [4, с. 22].

В первом разделе представлены также статьи, посвященные таким актуальным вопросам платоноведения, как «вопрос о формировании и содержании знания и базовых принципах познания у Платона», рассматриваемый М. Вольф на материале диалогов «Тимей» и «Федон»10, вопрос об онтологических моделях в диалоге «Тимей», анализируемых И. Мочаловой в связи с обоснованием гипотезы о защите учения об идеях как основной задаче этого сочинения11. Именно ее решение, как показывает автор, определило логику развертывания онтологии от дуальной модели к трехчастной, которая «позволила Платону ... раскрыть через хору механизм связи идеи и вещи»12.

Ряд статей посвящен уточнению понятий платоновской философии. Так, И. Прот,опопова обращает внимание на специфику употребления и смысл понятия оист(а в диалоге «Софист»13, обосновывая положение о том, что в данном диалоге это понятие не является полным синонимом понятия то оу. В статье А. Серёгина уточняется содержание понятия блага в этике Платона. Автор указывает на три взаимосвязанных аспекта платоновского перфекционизма: благо как «добродетель», или «порядок»; благо как то, что способствует сохранению сущего; и благо как то, «что позволяет сущему хоро,шо выполнять его объективную функцию, или телеологическое назначение (spYоv)»14.

Проблемы онтологии Платона рассматриваются в статьях А. Г&гинского15 и С. Катречко16. Особенностям понимания содержания диалогов Платона в аналитической философии посвящена статья А. Елашкиной17.

10 Вольф М. «Подобное к подобному» и «клепсидра»: рецепция Платоном досократических объяснительных принципов // Платоновские исследования. 2014. Вып. I. С. 31-54.

11 Мочалова И. О двух онтологических моделях в диалоге Платона «Тимей» // Там же. С. 55-78.

12 Там же. С. 76.

13 Протопопова И. Оист(а: «сущее» и/или «сущность» («бытийные термины» в диалоге «Софист» // Там же. С. 79-88.

14 Серёгин А. Перфекционистская концепция блага в платоновской этике // Там же. С. 148.

15 Гагинский А. Бытие и Единое у Платона // Там же. С. 89-107

16 Катречко С. Платоновская «тяжба о бытии»: платоновская предикатная онтология (свойств) // Там же. С. 108-121.

17 Елашкина А. Аналитическая философия и диалектика: особенности понимания содержания диалогов Платона // Там же. С. 122-145.

Второй раздел журнала объединил исследования рецепции платонизма в европейской, восточной и русской философии. Формально он разбит на соответствующие рубрики, что, безусловно, позволяет выявить специфику восприятия платоновского наследия в разных культурных контекстах.

Авторами представленных в этом разделе статей исследуются литературные параллели, существующие между платоновским мифом о пещере и рассказом о пещере, содержащимся в «Метаморфозах» Апулея (статья Р Светлова18), рассматриваются попытки соединить платонизм с наследием стоицизма и эпикуреизма, предпринятые византийским писателем и богословом Димитрием Кидонисом (XIV в.) и эллинистом-просветителем Адамантиосом Кораисом (XVIII-XIX вв.). А. Марков, отмечая невозможность осуществления такого проекта, указывает, что он способствовал формированию представления о Платоне как образцовом писателе-стилисте19.

Несомненный интерес представляет сопоставительный анализ логики платоновского диалога «Парменид» и логики ГЪгеля, предпринятый В. Семёновым, и вывод автора о их совпадении20.

Рецепции платонизма в европейской мысли XX в. посвящены статьи Т. Левиной «Мир sub specie aeternitatis: о платонизме Витгенштейна» и О. Наумова «Постметафизическая одиссея платонического субъекта: Фуко, Лакан, Делёз». О. Наумова справедливо указывает на противоречивый характер современного постметафизического дискурса, выражающийся в оценке современной интеллектуальной культуры как антиплатонической и в то же время испытывающей «ностальгию о Платоне».

Замечательна с точки зрения представленных тем и проблем, а также с точки зрения проделанной авторами работы рубрика «Неоплатонизм и патристика». Она открывается статьей Т. Литвин, в которой исследуется патристичес-кая рецепция неоплатонического учения о времени и вечности на примере сочинений Августина «Исповедь» и «О Книге Бытия против манихеев»21. Заслуживает внимания статья С. Месяц, в которой анализируется метафизическая система Прокла в связи с выяснением природы открытого им особого рода душ, способных созерцать несколько идей одновременно и располагающихся между умом, мыслящим весь умопостигаемый мир сразу, и душами, которые последовательно переходят от одной идеи к другой. Автор статьи обосновывает взгляд на природу этого рода душ22, в соответствии с которым они являются не разновидностью демонических душ, а высшими божественными, надкосмическими душами23.

18 Светлов Р. Пещера, старуха и осел (о некоторых литературных параллелях платоновских метафор) // Платоновские исследования. 2014. Вып. I. С. 163-172.

19 Марков А. n^âtrov àftiKÎÇrov: кто сделал Платона классиком аттического наречия? // Там же. С. 173-184.

20 Семёнов В. Логика платоновского «Парменида» и логика Гегеля // Там же. С. 185-198.

21 Литвин Т. О времени и вечности у Плотина и Августина // Там же. С. 239-255.

22 См.: Marinus. Proclus ou sur le Bonheur. ed. and trans. H.-D. Saffrey and A.-Ph. Segonds. Paris: Les Belles Lettres, 2002. 236 p. [6].

23 Месяц С. Открытие Прокла // Платоновские исследования. 2014. Вып. I. С. 256-282.

Предметом исследования М. Петровой являются теории платоников о делении мира, изложенные Макробием в «Комментарии на Сон Сципиона», и вопрос о локализации преисподней и «смертях» индивидуальной души, ниспадающей в земное тело24.

В статье В. Петрова представлен сравнительный анализ текстов Платона -второй речи Сократа из диалога «Федр» и сочинения Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии», позволяющий сделать вывод о значении платоновского текста для «синтеза христианской и языческой доктрин»25. Анализу неоплатонических оснований концепций иерархии природного сущего посвящена статья Б. Бирюкова. Автор выявляет сходства и отличия в раскрытии темы иерархии сущего у Григория Нисского, Григория Паламы и Дионисия Ареопагита26.

Раздел, посвященный русскому платонизму, несомненно, очень важен для периодического издания, выходящего в России. Традиции платонизма в России27 посвящены статьи С. Ряполова, представившего анализ комментариев русского философа В.Н. Карпова к сочинению Платона «Государство», а также М. Максимова и Л. Максимовой «Рецепция платонизма в "Чтениях о Богочеловечестве" В.С. Соловьева», в которой рассматривается метафизическое учение русского мыслителя, создаваемое в 70-е гг. XIX столетия28 под влиянием учения Платона об идеях. Платоновские мотивы в учениях о времени русских персоналистов А.А. Козлова, Н.О. Лосского, С.А. Аскольдова рассматриваются в статье В. Са-винцева. Политическая философия Платона и ее влияние на концепции русских евразийцев 1920-х годов анализируются Р Вахитовым.

В первом выпуске «Платоновских исследований» представлены и традиционные «журнальные» рубрики - «Переводы» и «Рецензии». В первой опубликованы переводы сочинений Марсилио Фичино «О звезде волхвов» и «О Солнце» (перевод с латинского выполнен О. Акопяном, ему же принадлежат вводная статья и примечания). В разделе «Рецензии» - отклики на книги А. Глухова29, двухтомный «Платоновский сборник»30 и том «ПЛАТОМКА ZHTHMATA»31.

24 Петрова М. Теории платоников о делении мира в «Комментарии на Сон Сципиона» Мак-робия // Платоновские исследования. 2014. Вып. I. С. 283-295.

25 Петров В. Вторая речь Сократа из Федра Платона как фон для литургической метафизики Ареопагитского корпуса // Там же. С. 309.

26 Бирюков Д. Тема иерархии природного сущего у Григория Нисского, Дионисия Ареопагита и Григория Паламы и ее неоплатонические основания // Там же. С. 312-324.

27 См.: Абрамов А.И. Платон в России // Русская философия: Энциклопедия. 2-е изд., дораб. и доп. / под ред. М.А. Маслина; сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. М.: Книжный Клуб Книговек, 2014. С. 476-478 [7].

28 Максимов М., Максимова Л. Рецепция платонизма в «Чтениях о Богочеловечестве» В.С. Соловьева // Платоновские исследования. 2014. Вып. I. С. 337-351.

29 Романов А. Апология Платона Алексея Глухова: рецензия на книгу Алексея Глухова «Перехлест волны. Политическая логика Платона и постницшеанское преодоление платонизма». М.: ВШЭ, 2014 // Там же. С. 486-502.

30 Богатов М. На один шаг ближе к Платону: Платоновский сборник. Т. I—II. М.; СПб.: РГГУ-РХГА, 2013 // Там же. С. 503-512.

31 Егорочкин М. ПЛАТОМКА 7НТНМАТА. Исследования по истории платонизма / под ред. В.В. Петрова. М.: Кругъ, 2013 // Там же. С. 513-520.

Заключительный раздел «Платоновских исследований» посвящен памяти Андрея Николаевича Коваля (1962-2014) - переводчика, поэта, филолога-ин-доевропеиста32. Публикуется также фрагмент его сочинения, посвященного параллелизму описания крылатой колесницы в диалоге Платона «Федр» и текстах индийской традиции («Катха-Упанишада» и «Вопросы Милинды»33.

Заключая рассмотрение материалов, опубликованных в первом выпуске «Платоновских исследований», отметим, что журнал состоялся, и пожелаем его организаторам и творцам успехов на нелегком пути российской научной периодики.

Список литературы

1. Платоновские исследования. Вып. I / редкол. И.А. Протопопова, О.В. Алиева, А.В. Гараджа, А.В. Михайловский, А.Н. Романов, В.В. Рохмистров, М.Н. Савельева. М.; СПб.: РГГУ-РХГА, 2014. 608 с.

2. Протопопова И. Платон: новое начало // Логос. 2012. № 6(90). С. 3-4.

3. Платоновский сборник. В 2 т. М.; СПб.: РГГУ-РХГА, 2013. Т. 1. 510 с.; Т. 2. 499 с.

4. Шичалин Ю. Corpus Platonicum: о некоторых направлениях его историко-филологического и историко-философского исследования // Платоновские исследования. Вып. I. 2014. С. 7-30.

5. Shichalin Yu. On the new approach to the chronology of the Corpus Platonicum // Hermathena: A Trinity College Dublin Review. Dublin, 2013. № 189. IP 15-32.

6. Marinus. Proclus ou sur le Bonheur / ed. and trans. H.-D. Saffrey and A.-Ph. Segonds. Paris: Les Belles Lettres, 2002. 236 p.

7. Абрамов А.И. Платон в России // Русская философия: Энциклопедия. 2-е изд., дораб. и доп. / под ред. М.А. Маслина; сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. М.: Книжный Клуб Книговек, 2014. С. 476-478.

References

1. Platonovskie issledovaniya. Vyp. I [Plato research. Issue I], Moscow; Saint-Petersburg: RGGU-RKhGA, 2014. 608 p.

2. Protopopova, I. Platon: novoe nachalo [Plato: new beginning], in Logos, 2012, no. 6(90), pp. 3-4.

3. Platonovskiy sbornik. V2 t. [Plato collection of works in 2 vol.], Moscow; Saint-Petersburg: RGGU-RKhGA, 2013. 510 p., 499 p.

4. Shichalin, Yu. Corpus Platonicum: o nekotorykh napravleniyakh ego istoriko-filologicheskogo i istoriko-filosofskogo issledovaniya [Corpus Platonicum: on some trends of his historical-philosophical research], in Platonovskie issledovaniya, 2014, issue I, pp. 7-30.

5. Shichalin, Yu. On the new approach to the chronology of the Corpus Platonicum. Hermathena: A Trinity College Dublin Review. Dublin, 2013, no. 189, pp. 15-32.

6. Marinus. Proclus ou sur le Bonheur. Paris: Les Belles Lettres, 2002. 236 p.

7 Abramov, A.I. Platon v Rossii [Plato in Russia], in Russkaya filosofiya: Entsiklopediya [Russian philosophy: Encyclopedia], Moscow: Knizhnyy Klub Knigovek, 2014, pp. 476-478.

32 Савельева М. Андрей Коваль, к^еос; оupavоv !Ке1 // Платоновские исследования. 2014. Вып. I. С. 521-536.

33 Коваль А. Индоевропейская психосоматическая колесница и крылатая колесница «Фед-ра» // Там же. С. 537-561.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.