Научная статья на тему '«Платоновский контекст» научной жизни в России'

«Платоновский контекст» научной жизни в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТОН / ПЛАТОНОВСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПЛАТОНОВЕДЕНИЕ / PLATO / PLATO PHILOSOPHY SOCIETY / PLATONIC STUDIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мочалова Ирина Николаевна, Протопопова Ирина Александровна

Авторы анализируют становление и развитие платоноведения в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Plato''s context of the scientific life in Russia

The article deals with the formation and development of Platonic studies in present day Russia.

Текст научной работы на тему ««Платоновский контекст» научной жизни в России»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 141.131 (470 + 571)

И. Н. Мочалова, И. А. Протопопова

*

«Платоновский контекст» научной жизни в России

Авторы анализируют становление и развитие платоноведения в современной России.

The article deals with the formation and development of Platonic studies in present day Russia.

Ключевые слова: Платон, Платоновское философское общество, платоноведение.

Key words: Plato, Plato Philosophy Society, Platonic studies.

Трудно найти в мировой культуре мыслителя более влиятельного, чем Платон. Несмотря на века, прошедшие со дня его смерти, Платон остается актуальным философом - с ним соглашаются и спорят, его гениальные диалоги переводят и читают, изучают и интерпретируют. Платон столь глубок и многогранен, что, вероятно, его труды никогда не станут лишь антикварной ценностью, значимой для узких специалистов. Многочисленные трансформации и «повороты» ХХ века - онтологический, лингвистический, герменевтический, постструктуралистский, визуальный - могут быть поняты как рефлексия, нередко критическая, наследия Платона. Галерея портретов Платона - от гегелевско-

© Мочалова И. Н., Протопопова И. А., 2014

* Исследование И.Н. Мочаловой выполнено при поддержке РГНФ в рамках проекта 14-03-00569.

го и ницшеанского до аналитического и постмодернистского - свидетельство не только различных исследовательских историко-философских стратегий, но и мировоззренческих предпочтений. Европейская интеллектуальная история во многом - это история прочтения Платона.

«Советский Платон»: итоги

Выход в 1968 г. первого тома сочинений Платона [8], безусловно, открыл новую страницу отечественного платоноведения. На ней рядом с именем великого древнегреческого мыслителя стояло имя его главного отечественного читателя и толкователя - Алексея Федоровича Лосева. Первый том открывала обширная концептуальная статья Лосева «Жизненный и творческий путь Платона» [4], Лосев был и автором вводных статей к большинству диалогов Платона. Перу Алексея Федоровича принадлежала и статья «Платон» в Философской энциклопедии [5], что придавало ему статус официально признанного автора. Произведения Платона он понимал, скорее, как «обширную лабораторию мысли», живую «диалектику мифологии», чем определенного рода систему. Для Лосева Платон был чем-то еще не совершенным, не законченным, только «зародышем платонизма», о котором, полагал Лосев, можно судить, только имея в виду законченный организм. Поэтому трактаты Плотина и Прокла должны были, по мысли Лосева, определять правильное чтение Платона1. Именно «лосевский» Платон на несколько десятилетий стал, а для многих и сегодня остается, единственным подлинным Платоном.

Однако монолитным, как кажется на первый взгляд, советское платоноведение не было. Фигурой, создавшей другого Платона, Платона - философа понятий и диалектика, был Валентин Ферди-нандович Асмус. Не считая себя специалистом-платоноведом, Асмус видел задачу в том, чтобы вполне в духе советской марксистско-ленинской традиции раскрыть идеалистическую диалектику Платона как «предшественницу идеалистической диалектики Гегеля» [2, с. 232]. Реализация такой задачи оставляла за скобками все новейшие достижения платоноведения, но делала «Платона Асму-

1 А.Ф. Лосев хорошо понимал историчность своего Платона, ибо, как он сам писал в «Очерках античного символизма и мифологии», «Платонов столько же, сколько было философских эпох и сколько было философских систем и интуиций» [6, с. 684].

са» удобным образцом для тиражирования на страницах многочисленных вузовских учебников по философии и истории философии. Лишь с середины 90-х гг. лосевско-асмусовская традиция во многом теряет свою актуальность, становясь фактом истории. Несмотря на переиздание в 1990-94 гг. ставшего каноническим собрания сочинений Платона, этап советского платоноведения завершается. Переоценка мировоззренческих ориентиров приводит не только к переоценке философии Платона, но и к смене историко-философских стратегий и исследовательских практик.

Как это начиналось: исследовательская программа «Универсум платоновской мысли»

В 1993 г. на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета по инициативе молодых преподавателей, аспирантов и студентов возникло Санкт-Петербургское Платоновское философское общество. Это была неформальная организация людей, увлеченных античной культурой, людей, заинтересованных в изучении наследия Платона, убежденных в значимости и актуальности платонизма. Поиски подлинного Платона, очищенного от идеологических предпочтений и старых догм, привлекали не только философов. Активными членами общества становились историки, филологи, востоковеды, представляющие вузы и академические учреждения не только Санкт-Петербурга, но и Великого Новгорода, Сыктывкара, Архангельска, Калининграда, Вологды, Ростова-на-Дону, Новосибирска. 5 мая 1993 г. состоялась первая конференция с программным названием «Универсум платоновской мысли». Она показала, сколь велик интерес к новому прочтению Платона, к истории платонизма в европейской культуре. С годами менялись темы и состав участников конференции, трансформировались исследовательские практики, неизменной была встреча в конце учебного года, приуроченная ко дню рождения Платона (по традиции им считается 28 мая). «Универсум платоновской мысли» - это традиция, не прерывающаяся уже на протяжении 22 лет. Ежегодные встречи позволяют подвести итоги года, обсудить новые проекты, просто встретиться с единомышленниками - «питерскими платониками».

И

СбЭБЗЕЗЗ« ■ •**

Сй№ ТаПгРПНГ - ■ л-'ЛТ ! и*

I ГТ 1Ь*|>1 ■" Ы 1

цччКтагкСй ЫАНЯМШИЙ

АИЪ'-АЧЬТ^ИнМ1!^! Г.ЦгТГН ИСЗДОМОНЛ

И ШЛОДОДДОй .

дейШНАЖР

В разное время гостями Санкт-Петербургского Платоновского философского сообщества были проф. Т. Робинсон (Канада), проф. Т. Эберт (Германия), проф. Л. Баргелиотис (Греция), проф. Л. Бриссон (Франция) и другие ученые. Родившееся в стенах Санкт-Петербургского университета общество оказалось принято и в других вузах города. Отдельные заседания проводились в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина. Ряд последних конференций прошел в стенах Русской христианской гуманитарной академии. Одним из значимых проектов, в котором приняли активное участие члены общества, стало проведение ежегодных Летних молодежных научных школ «Платонополис» (2002-2010).

В результате консолидации научных сил, формирования исследовательской культуры с 1997 г. начал издаваться альманах «АКЛАНМЕ1А», представляющий собой сборник материалов и исследований по истории платонизма. Такого рода периодическое специализированное издание стало первым в России. За прошедшие годы в рамках этого проекта вышло восемь сборников (1997-2010) [1]. Их содержание в полной мере отразило непростой процесс становления петербургского платоноведения.

В 2012 г. состоялась юбилейная XX конференция «Универсум платоновской мысли ХХ Лингвофило-софия Платона». Подведение итогов показало, как много сделано и сколько еще предстоит сделать1. Обсуждение достигнутого с очевидностью показало необходимость расширения границ общества, привлечения новых интеллектуальных сил для реализации становящихся все более сложными проектов.

АКАДНМЕ1А

,'.Г' Чьи и к И,-:-!-"-

Он и1!^*. 11 ¡^дол ^ЦтериаяА

л .■■,■'■,'.'I ■ .■ Iг." гый

1 Подробную информацию о деятельности Платоновского философского общества можно получить на сайте общества: www.plato.spbu.ru

Платон сегодня: современные исследовательские стратегии и новые переводы

Платоноведение как наука в XX - начале XXI в. бурно развивается на Западе, возникают разные трактовки платонизма, порой взаимоисключающие, что обусловлено, в частности, нерешённостью многих проблем хронологии и аутентичности платоновского корпуса. Параллельно с исследованиями в этой области, а также в связи с многочисленными образовательными задачами появляется множество новых переводов. Их разнообразие неудивительно и обусловлено множеством новых концептуальных поворотов в исследовании оригинала. Платон отныне рассматривается не как догматик, а как философ, творчество которого может получать различные трактовки - не в последнюю очередь потому, что многие исследователи стали принимать во внимание и интерпретировать «драматические» и «диалогические» аспекты его текстов, а также их институциональный контекст.

Именно такой подход был реализован на международной конференции «Платон и платонизм в европейской культуре», состоявшейся 6-8 сентября 2012 г. в Москве, в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). Ее организаторами выступили УНИ «Русская антропологическая школа» (РГГУ), философский факультет НИУ «Высшая школа экономики», Центр изучения античной и средневековой философии Института философии РАН и Санкт-Петербургское философское платоновское общество. В число участников, помимо московских ученых, вошел целый «десант» из Санкт-Петербурга, присутствовали представители разных городов России, а также исследователи из Латвии, Германии, Америки, Норвегии. В ходе многочисленных дискуссий на конференции было решено создать Всероссийское платоновское общество. Московская платоновская конференция 2012 г. стала важным шагом для объединения иссле-

РАШ РГГУ, СПб ПФО, НИУ ВШЭ, ЦАСФ ИФ РАН

РАШ 2012 РГГУ, Миусская пл,6, корп. 6, ауд, 273,228,429

дователей Платона в России. Универсум платоновской мысли стал местом встречи традиционно конкурирующих между собой интеллектуалов Москвы и Санкт-Петербурга. Их совместные усилия оказались успешными. Сегодня мы можем говорить о начале в России своеобразного «платоновского ренессанса».

26-27 июня 2013 г. в Санкт-Петербурге прошла ХХ1 Всероссийская конференция «Универсум платоновской мысли: Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций». Теперь уже московский «десант» высадился на берегах Невы. Результатом интенсивного двухдневного научного общения стало формирование ядра нового российского научного сообщества - платоновского. «Платоновский тандем» Москва - Санкт-Петербург можно было считать состоявшимся: «июньский Платон» закрепился за Петербургом, «сентябрьский» - за Москвой.

Сегодня уже можно говорить о результатах сотрудничества. В начале 2013 г. вышел журнал «Логос», который открылся рядом статей участников Московской платоновской конференции -«платоновским блоком» с программным названием «Платон: новое начало» [9]. Продолжением стала публикация в ноябре 2013 г. «Платоновского сборника» в двух томах [10]. В него вошли материалы Московской конференции и другие работы, связанные с изучением Платона. В частности, для этого сборника предоставил две свои статьи о состоянии мирового плато-новедения один из наиболее авторитетных современных исследователей Платона Джеральд Пресс (Нью-Йорк)1. На ежегодной книжной выставке-ярмарке «Non fiction» 28 ноября 2013 г. прошла презентация «Платоновского сборника», выпуск которого можно считать своеобразной точкой отсчета в реализации следующей инициативы платоновского общества - учреждении периодического издания «Платоновские исследования», первый выпуск которого планируется в ноябре 2014 г.

1 См. рецензию на Платоновский сборник [7].

Идет работа над новыми русскими переводами Платона. Уже завершен перевод с древнегреческого с комментариями и вступительными статьями пяти диалогов Платона: «Федр» (А.А. Глухов); «Теэтет» (А.А. Россиус); «Парменид» (Ю.А. Шичалин); «Софист» (И. А. Протопопова); «Политик» (Р.В. Светлов), ведётся подготовка их к печати. Безусловно, издание переводов станет катализатором новых платоновских штудий.

Следующим значимым шагом в развитии «платоновского контекста» стало открытие 23 декабря 2013 г. в РГГУ (Москва) «Платоновского исследовательского научного центра» (ПИНЦ), главными задачами которого стало:

• формирование в России новой исследовательской парадигмы изучения и толкования Платона и платоновского корпуса;

• создание новых научных переводов, комментариев и исследований Платона и платонической традиции;

• создание в России экспертного сообщества в области изучения Платона и платоновской традиции;

• изучение традиций платонизма в истории российской и мировой культуры и формирование междисциплинарных исследований (философия, история, культурология, литературоведение, лингвистика, социология, политология и т. д.) в этой области;

• установление и укрепление научных коммуникаций с другими, в том числе зарубежными, организациями и исследователями, ведущими работы в области античной философии и культуры.

В рамках открытия «Платоновского центра» состоялся круглый стол «Иносказание и миф у Платона», где выступили Р.В. Светлов (Санкт-Петербург), Н.В. Брагинская (Москва), И.Н. Мочалова (Санкт-Петербург), И.А. Протопопова (Москва), А.Н. Романов (Рига), Ю.А. Шичалин (Москва), Д.В. Бирюков (Санкт-Петербург). Сегодня Центр активно работает: прошла презентация книги А.А. Глухова «Перехлест волны: политическая логика Платона и постницшеанское преодоление платонизма» [2]; сделаны доклады А.А. Россиуса (Москва) «Ф.Ф. Зелинский как критик культурных предвестий нацизма»; А.Н. Романова (Рига) «Философия versus история философии: политическая философия Мераба Мамардашвили в зеркале диалогов Платона». В ближайших планах Центра обсуждение доклада И.Н. Мочаловой (Санкт-Петербург) «Платон о муже-

стве, войне и истории, или можно ли научить добродетели?»; доклад А.А. Россиуса «Поль Рикёр как интерпретатор Платона», проведение двухдневного международного семинара с участием исследователей Платона из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Риги, Амстердама.

Итогом большой проделанной работы стало официальное признание Платоновского общества: Минюстом РФ была зарегистрирована новая некоммерческая организация - Межрегиональная общественная организация «Платоновское философское общество». Сегодня оно состоит из двух отделений - московского и санкт-петербургского, проходит стадию регистрации отделение «Платоновского философского общества» в Новосибирске. Все это говорит о том, что в России действительно активно формируется платоноведческое экспертное сообщество и - шире - культурно-образовательный «платоновский контекст».

Список литературы

1. AKAAHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 1-8 / под ред. Р.В. Светлова, А.В. Цыба. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997-2010.

2. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1969 (Сер. Мыслители прошлого).

3. Глухов А.А. Перехлест волны: политическая логика Платона и постницшеанское преодоление платонизма. - М.: Изд. Дом Высш. шк. экономики, 2014.

4. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон. Соч.: в 3 т. Т. 1 / под ред. А.Ф. Лосева - М.: Мысль, 1968. - С. 5-73.

5. Лосев А.Ф. Платон // Филос. энцикл.: в 5 т. Т. 4. - М.: Сов. энцикл., 1967. - С. 262-269.

6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль,

1993.

7. Никоненко С.В. Платоновский сборник // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 4. Т. 2 Философия. - С. 289-290.

8. Платон. Соч.: в 3 т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1968-1972.

9. Платон: новое начало // Логос. - 2012. - № 6 (90). - С. 3-100.

10. Платоновский сборник: в 2 т. / ред. И.А. Протопопова, О.В. Алиева, А.В. Гараджа, А.А. Глухов, А.В. Михайловский, Р.В. Светлов. - М.; СПб.: РГГУ-РХГА, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.