НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 141.131 (470 + 571)
И. Н. Мочалова, И. А. Протопопова
*
«Платоновский контекст» научной жизни в России
Авторы анализируют становление и развитие платоноведения в современной России.
The article deals with the formation and development of Platonic studies in present day Russia.
Ключевые слова: Платон, Платоновское философское общество, платоноведение.
Key words: Plato, Plato Philosophy Society, Platonic studies.
Трудно найти в мировой культуре мыслителя более влиятельного, чем Платон. Несмотря на века, прошедшие со дня его смерти, Платон остается актуальным философом - с ним соглашаются и спорят, его гениальные диалоги переводят и читают, изучают и интерпретируют. Платон столь глубок и многогранен, что, вероятно, его труды никогда не станут лишь антикварной ценностью, значимой для узких специалистов. Многочисленные трансформации и «повороты» ХХ века - онтологический, лингвистический, герменевтический, постструктуралистский, визуальный - могут быть поняты как рефлексия, нередко критическая, наследия Платона. Галерея портретов Платона - от гегелевско-
© Мочалова И. Н., Протопопова И. А., 2014
* Исследование И.Н. Мочаловой выполнено при поддержке РГНФ в рамках проекта 14-03-00569.
го и ницшеанского до аналитического и постмодернистского - свидетельство не только различных исследовательских историко-философских стратегий, но и мировоззренческих предпочтений. Европейская интеллектуальная история во многом - это история прочтения Платона.
«Советский Платон»: итоги
Выход в 1968 г. первого тома сочинений Платона [8], безусловно, открыл новую страницу отечественного платоноведения. На ней рядом с именем великого древнегреческого мыслителя стояло имя его главного отечественного читателя и толкователя - Алексея Федоровича Лосева. Первый том открывала обширная концептуальная статья Лосева «Жизненный и творческий путь Платона» [4], Лосев был и автором вводных статей к большинству диалогов Платона. Перу Алексея Федоровича принадлежала и статья «Платон» в Философской энциклопедии [5], что придавало ему статус официально признанного автора. Произведения Платона он понимал, скорее, как «обширную лабораторию мысли», живую «диалектику мифологии», чем определенного рода систему. Для Лосева Платон был чем-то еще не совершенным, не законченным, только «зародышем платонизма», о котором, полагал Лосев, можно судить, только имея в виду законченный организм. Поэтому трактаты Плотина и Прокла должны были, по мысли Лосева, определять правильное чтение Платона1. Именно «лосевский» Платон на несколько десятилетий стал, а для многих и сегодня остается, единственным подлинным Платоном.
Однако монолитным, как кажется на первый взгляд, советское платоноведение не было. Фигурой, создавшей другого Платона, Платона - философа понятий и диалектика, был Валентин Ферди-нандович Асмус. Не считая себя специалистом-платоноведом, Асмус видел задачу в том, чтобы вполне в духе советской марксистско-ленинской традиции раскрыть идеалистическую диалектику Платона как «предшественницу идеалистической диалектики Гегеля» [2, с. 232]. Реализация такой задачи оставляла за скобками все новейшие достижения платоноведения, но делала «Платона Асму-
1 А.Ф. Лосев хорошо понимал историчность своего Платона, ибо, как он сам писал в «Очерках античного символизма и мифологии», «Платонов столько же, сколько было философских эпох и сколько было философских систем и интуиций» [6, с. 684].
са» удобным образцом для тиражирования на страницах многочисленных вузовских учебников по философии и истории философии. Лишь с середины 90-х гг. лосевско-асмусовская традиция во многом теряет свою актуальность, становясь фактом истории. Несмотря на переиздание в 1990-94 гг. ставшего каноническим собрания сочинений Платона, этап советского платоноведения завершается. Переоценка мировоззренческих ориентиров приводит не только к переоценке философии Платона, но и к смене историко-философских стратегий и исследовательских практик.
Как это начиналось: исследовательская программа «Универсум платоновской мысли»
В 1993 г. на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета по инициативе молодых преподавателей, аспирантов и студентов возникло Санкт-Петербургское Платоновское философское общество. Это была неформальная организация людей, увлеченных античной культурой, людей, заинтересованных в изучении наследия Платона, убежденных в значимости и актуальности платонизма. Поиски подлинного Платона, очищенного от идеологических предпочтений и старых догм, привлекали не только философов. Активными членами общества становились историки, филологи, востоковеды, представляющие вузы и академические учреждения не только Санкт-Петербурга, но и Великого Новгорода, Сыктывкара, Архангельска, Калининграда, Вологды, Ростова-на-Дону, Новосибирска. 5 мая 1993 г. состоялась первая конференция с программным названием «Универсум платоновской мысли». Она показала, сколь велик интерес к новому прочтению Платона, к истории платонизма в европейской культуре. С годами менялись темы и состав участников конференции, трансформировались исследовательские практики, неизменной была встреча в конце учебного года, приуроченная ко дню рождения Платона (по традиции им считается 28 мая). «Универсум платоновской мысли» - это традиция, не прерывающаяся уже на протяжении 22 лет. Ежегодные встречи позволяют подвести итоги года, обсудить новые проекты, просто встретиться с единомышленниками - «питерскими платониками».
И
СбЭБЗЕЗЗ« ■ •**
Сй№ ТаПгРПНГ - ■ л-'ЛТ ! и*
I ГТ 1Ь*|>1 ■" Ы 1
цччКтагкСй ЫАНЯМШИЙ
АИЪ'-АЧЬТ^ИнМ1!^! Г.ЦгТГН ИСЗДОМОНЛ
И ШЛОДОДДОй .
дейШНАЖР
В разное время гостями Санкт-Петербургского Платоновского философского сообщества были проф. Т. Робинсон (Канада), проф. Т. Эберт (Германия), проф. Л. Баргелиотис (Греция), проф. Л. Бриссон (Франция) и другие ученые. Родившееся в стенах Санкт-Петербургского университета общество оказалось принято и в других вузах города. Отдельные заседания проводились в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина. Ряд последних конференций прошел в стенах Русской христианской гуманитарной академии. Одним из значимых проектов, в котором приняли активное участие члены общества, стало проведение ежегодных Летних молодежных научных школ «Платонополис» (2002-2010).
В результате консолидации научных сил, формирования исследовательской культуры с 1997 г. начал издаваться альманах «АКЛАНМЕ1А», представляющий собой сборник материалов и исследований по истории платонизма. Такого рода периодическое специализированное издание стало первым в России. За прошедшие годы в рамках этого проекта вышло восемь сборников (1997-2010) [1]. Их содержание в полной мере отразило непростой процесс становления петербургского платоноведения.
В 2012 г. состоялась юбилейная XX конференция «Универсум платоновской мысли ХХ Лингвофило-софия Платона». Подведение итогов показало, как много сделано и сколько еще предстоит сделать1. Обсуждение достигнутого с очевидностью показало необходимость расширения границ общества, привлечения новых интеллектуальных сил для реализации становящихся все более сложными проектов.
АКАДНМЕ1А
,'.Г' Чьи и к И,-:-!-"-
Он и1!^*. 11 ¡^дол ^ЦтериаяА
л .■■,■'■,'.'I ■ .■ Iг." гый
1 Подробную информацию о деятельности Платоновского философского общества можно получить на сайте общества: www.plato.spbu.ru
Платон сегодня: современные исследовательские стратегии и новые переводы
Платоноведение как наука в XX - начале XXI в. бурно развивается на Западе, возникают разные трактовки платонизма, порой взаимоисключающие, что обусловлено, в частности, нерешённостью многих проблем хронологии и аутентичности платоновского корпуса. Параллельно с исследованиями в этой области, а также в связи с многочисленными образовательными задачами появляется множество новых переводов. Их разнообразие неудивительно и обусловлено множеством новых концептуальных поворотов в исследовании оригинала. Платон отныне рассматривается не как догматик, а как философ, творчество которого может получать различные трактовки - не в последнюю очередь потому, что многие исследователи стали принимать во внимание и интерпретировать «драматические» и «диалогические» аспекты его текстов, а также их институциональный контекст.
Именно такой подход был реализован на международной конференции «Платон и платонизм в европейской культуре», состоявшейся 6-8 сентября 2012 г. в Москве, в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). Ее организаторами выступили УНИ «Русская антропологическая школа» (РГГУ), философский факультет НИУ «Высшая школа экономики», Центр изучения античной и средневековой философии Института философии РАН и Санкт-Петербургское философское платоновское общество. В число участников, помимо московских ученых, вошел целый «десант» из Санкт-Петербурга, присутствовали представители разных городов России, а также исследователи из Латвии, Германии, Америки, Норвегии. В ходе многочисленных дискуссий на конференции было решено создать Всероссийское платоновское общество. Московская платоновская конференция 2012 г. стала важным шагом для объединения иссле-
РАШ РГГУ, СПб ПФО, НИУ ВШЭ, ЦАСФ ИФ РАН
РАШ 2012 РГГУ, Миусская пл,6, корп. 6, ауд, 273,228,429
дователей Платона в России. Универсум платоновской мысли стал местом встречи традиционно конкурирующих между собой интеллектуалов Москвы и Санкт-Петербурга. Их совместные усилия оказались успешными. Сегодня мы можем говорить о начале в России своеобразного «платоновского ренессанса».
26-27 июня 2013 г. в Санкт-Петербурге прошла ХХ1 Всероссийская конференция «Универсум платоновской мысли: Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций». Теперь уже московский «десант» высадился на берегах Невы. Результатом интенсивного двухдневного научного общения стало формирование ядра нового российского научного сообщества - платоновского. «Платоновский тандем» Москва - Санкт-Петербург можно было считать состоявшимся: «июньский Платон» закрепился за Петербургом, «сентябрьский» - за Москвой.
Сегодня уже можно говорить о результатах сотрудничества. В начале 2013 г. вышел журнал «Логос», который открылся рядом статей участников Московской платоновской конференции -«платоновским блоком» с программным названием «Платон: новое начало» [9]. Продолжением стала публикация в ноябре 2013 г. «Платоновского сборника» в двух томах [10]. В него вошли материалы Московской конференции и другие работы, связанные с изучением Платона. В частности, для этого сборника предоставил две свои статьи о состоянии мирового плато-новедения один из наиболее авторитетных современных исследователей Платона Джеральд Пресс (Нью-Йорк)1. На ежегодной книжной выставке-ярмарке «Non fiction» 28 ноября 2013 г. прошла презентация «Платоновского сборника», выпуск которого можно считать своеобразной точкой отсчета в реализации следующей инициативы платоновского общества - учреждении периодического издания «Платоновские исследования», первый выпуск которого планируется в ноябре 2014 г.
1 См. рецензию на Платоновский сборник [7].
Идет работа над новыми русскими переводами Платона. Уже завершен перевод с древнегреческого с комментариями и вступительными статьями пяти диалогов Платона: «Федр» (А.А. Глухов); «Теэтет» (А.А. Россиус); «Парменид» (Ю.А. Шичалин); «Софист» (И. А. Протопопова); «Политик» (Р.В. Светлов), ведётся подготовка их к печати. Безусловно, издание переводов станет катализатором новых платоновских штудий.
Следующим значимым шагом в развитии «платоновского контекста» стало открытие 23 декабря 2013 г. в РГГУ (Москва) «Платоновского исследовательского научного центра» (ПИНЦ), главными задачами которого стало:
• формирование в России новой исследовательской парадигмы изучения и толкования Платона и платоновского корпуса;
• создание новых научных переводов, комментариев и исследований Платона и платонической традиции;
• создание в России экспертного сообщества в области изучения Платона и платоновской традиции;
• изучение традиций платонизма в истории российской и мировой культуры и формирование междисциплинарных исследований (философия, история, культурология, литературоведение, лингвистика, социология, политология и т. д.) в этой области;
• установление и укрепление научных коммуникаций с другими, в том числе зарубежными, организациями и исследователями, ведущими работы в области античной философии и культуры.
В рамках открытия «Платоновского центра» состоялся круглый стол «Иносказание и миф у Платона», где выступили Р.В. Светлов (Санкт-Петербург), Н.В. Брагинская (Москва), И.Н. Мочалова (Санкт-Петербург), И.А. Протопопова (Москва), А.Н. Романов (Рига), Ю.А. Шичалин (Москва), Д.В. Бирюков (Санкт-Петербург). Сегодня Центр активно работает: прошла презентация книги А.А. Глухова «Перехлест волны: политическая логика Платона и постницшеанское преодоление платонизма» [2]; сделаны доклады А.А. Россиуса (Москва) «Ф.Ф. Зелинский как критик культурных предвестий нацизма»; А.Н. Романова (Рига) «Философия versus история философии: политическая философия Мераба Мамардашвили в зеркале диалогов Платона». В ближайших планах Центра обсуждение доклада И.Н. Мочаловой (Санкт-Петербург) «Платон о муже-
стве, войне и истории, или можно ли научить добродетели?»; доклад А.А. Россиуса «Поль Рикёр как интерпретатор Платона», проведение двухдневного международного семинара с участием исследователей Платона из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Риги, Амстердама.
Итогом большой проделанной работы стало официальное признание Платоновского общества: Минюстом РФ была зарегистрирована новая некоммерческая организация - Межрегиональная общественная организация «Платоновское философское общество». Сегодня оно состоит из двух отделений - московского и санкт-петербургского, проходит стадию регистрации отделение «Платоновского философского общества» в Новосибирске. Все это говорит о том, что в России действительно активно формируется платоноведческое экспертное сообщество и - шире - культурно-образовательный «платоновский контекст».
Список литературы
1. AKAAHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 1-8 / под ред. Р.В. Светлова, А.В. Цыба. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997-2010.
2. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1969 (Сер. Мыслители прошлого).
3. Глухов А.А. Перехлест волны: политическая логика Платона и постницшеанское преодоление платонизма. - М.: Изд. Дом Высш. шк. экономики, 2014.
4. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон. Соч.: в 3 т. Т. 1 / под ред. А.Ф. Лосева - М.: Мысль, 1968. - С. 5-73.
5. Лосев А.Ф. Платон // Филос. энцикл.: в 5 т. Т. 4. - М.: Сов. энцикл., 1967. - С. 262-269.
6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль,
1993.
7. Никоненко С.В. Платоновский сборник // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 4. Т. 2 Философия. - С. 289-290.
8. Платон. Соч.: в 3 т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1968-1972.
9. Платон: новое начало // Логос. - 2012. - № 6 (90). - С. 3-100.
10. Платоновский сборник: в 2 т. / ред. И.А. Протопопова, О.В. Алиева, А.В. Гараджа, А.А. Глухов, А.В. Михайловский, Р.В. Светлов. - М.; СПб.: РГГУ-РХГА, 2013.