Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 18 (199). История. Вып. 41. С. 150-154.
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
А. П. Абрамовский
РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ-НОВАТОР ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЗОЛОТОВ (1804-1882)
В статье рассматривается деятельность российского педагога-новатора середины -второй половины XIX в. В. А. Золотова, коренным образом реформировавшего принятую в российской школе бель-ланкастерскую систему обучения. Основное внимание уделяется профессиональной деятельности В. А. Золотова по совершенствованию учебного процесса в средней и особенно низшей школе, отмечается поддержка и признание его начинаний со стороны современников и государственной власти, применение его методики в национальных школах и российской армии.
Ключевые слова: В. А. Золотов, бель-ланкастерская система обучения, школьное дело, министерство народного просвещения, российская армия.
Одним из первых педагогов-практиков, задумавшихся над кардинальным совершенствованием широко практиковавшейся в России бель-ланкастерской системы обучения детей в школах и других учебных заведениях, являлся В. А. Золотов. Родился он в 1804 г., в Одессе, в малообеспеченной семье, но, благодаря заботе родителей, получил хорошее домашнее образование, позволившее без каких-либо сложностей поступить в местный Ришельевский лицей. После успешного окончания учёбы как казённокоштный воспитанник был определён надзирателем над воспитанниками лицея. Это состоялось 14 февраля 1824 г., когда В. А. Золотову исполнилось 20 лет.
В начале своей деятельности В. А. Золотов искал и опробовал индивидуальные подходы к учащимся, накапливая необходимый опыт педагогического мастерства. Остро ощущая недостаток теоретических знаний, форм и методов воспитательной работы, он неоднократно высказывал желание о повышении своих знаний в одном из российских университетов. И в 1826 г. по ходатайству руководства Ришельевского лицея Министерство народного просвещения разрешило направить В. А. Золотова для прослушивания лекций по педагогике в Московский университет. Но при этом со стороны правительства никакого пособия не получил, почему и отправился, по примеру Ломоносова, с «троичниками»1.
Один из возчиков, с которым В. А. Золотов ехал в Москву, упросил своего родственника приютить юношу на одном из Москворецких
подворий. Хозяин согласился обеспечивать нового постояльца полным рационом питания, комнатой «на мезонине», где он спал на сдвинутых деревянных стульях. Причём извозчик обязался за все расходы сам заплатить, если В. А. Золотов не будет иметь к тому возможности.
В Московском университете молодой одессит проявлял усердие в учёбе, и на него обратил внимание профессор Мерзляков, по предложению которого вольнослушатель вскоре был избран сотрудником Московского общества любителей русской словесности2.
Узнав о крайне скудном материальном положении способного провинциала, попечитель Московского учебного округа Писарев предложил ректору университета и одновременно директору благородного пансиона А. А. Антонскому предоставить В. А. Золотову место в данном пансионе. При занятиях в пансионе он продолжал посещать лекции ряда профессоров, особенно полюбившегося ему профессора Мерзлякова.
Проучившись в Московском университете и благородном пансионе три года и обогатившись теоретическими и практическими знаниями, В. А. Золотов в 1829 г. вернулся в Одессу и был утверждён адъюнктом по кафедре словесных наук с правом преподавания русского языка в старших классах гимназии. Обобщив свой опыт преподавания, В. А. Золотов в 1830 г. написал первый труд по педагогике «Опыт общей грамматики»3.
В 1832 г. он вышел в отставку и осуществил свою мечту о полной педагогической
самостоятельности и открыл мужской пансион, превышавший по своей программе все существовавшие в те годы казённые гимназии России. В пансион дети поступали в возрасте семи-восьми лет, совершенно не знавшие ни букв, ни «цифирей», а после окончания полного курса образования поступали в лицеи и университеты. Пансион этот просуществовал восемнадцать лет и, по представлению министерства народного просвещения, император Николай I зачёл В. А. Золотову годы работы в нём «за действительную службу»4.
После закрытия пансиона в 1849 г. В. А. Золотов был приглашён попечителем Кавказского учебного округа В. Н. Семёновым для преподавания русского языка в Закавказском девичьем институте, где через год был утверждён инспектором классов и одновременно назначен членом «Комитета для начертания учебных руководств». По поручению комитета В. А. Золотов занялся разработкой и составлением таблиц для взаимного обучения чтению и письму с подробным объяснением методики пользования ими, как учителями, так и учащимися. После перевода разработанных учебных пособий на армянский, грузинский и татарский языки, министерство народного просвещения России издало приказ о замене ланкастерских таблиц обучения на «золотовские», помогавшие учащимся более доступным образом, быстрее и лучше усваивать учебный материал.
После достигнутых, благодаря разработанной методике, успехов в Закавказском учебном округе, В. А. Золотов в 1856 г. переехал в Санкт-Петербург. Здесь, по протекции выше указанного В. Н. Семёнова, он провёл первый опыт с учащимися бывшего Александровского малолетнего корпуса в Царском селе. Успех был подтверждён директором корпуса вручением В. А. Золотову одобрительного удостоверения. Аналогичный опыт был проведён в Удельном земледельческом училище, одобренный П. Г. Редкиным, членом совета департамента уделов, а В. А. Золотов назначен помощником директора училища по учебной части. В этом же 1857 г. председатель департамента уделов В. Н. Муравьёв разрешил ему осуществить первый российский опыт подготовки учителей для удельных школ из крестьянских детей. Вопреки противникам этой инициативы, успешно шла подготовка учителей, надо признать, пока не высокой квалификации. Министром народного про-
свещения графом Д. А. Толстым была одобрена эта инициатива и предложено инспекторам народных училищ привлекать для обучения в учительских семинариях крестьянских детей, окончивших двухклассные народные учили-ща5.
В Удельном земледельческом училище было подготовлено более 60 учителей, которые успешно трудились на ниве просвещения. В. А. Золотов, видя успехи своих выпускников, предложил открыть учительскую семинарию на частные средства, а составленная им программа обучения была утверждена министром народного просвещения Е. П. Ковалевским, опубликована в местной печати, поддержана Санкт-Петербургским комитетом грамотности. К сожалению, «дело не состоялось»6.
Постепенно, но крайне настойчиво, В. А. Золотов продолжал внедрять свою «методу» не только в гражданских учебных заведениях, но и в воинских частях Российской империи. Так, в 1859 г. по приглашению командира Преображенского полка, в присутствии начальника штаба гвардейского корпуса графа Баранова и других высших военных чинов В. А. Золотов прочёл лекцию о развитии грамотности среди населения и сути своей методики обучения письму и чтению. По просьбе графа Баранова был проведён эксперимент над десятью неграмотными солдатами Павловского и Преображенского полков и прикомандированными к ним по одному офицеру из гвардейских полков, дислоцировавшихся в Санкт-Петербурге. Занятия продолжались более двух недель и оказались крайне успешными и военные руководители высказались за проведение занятий с совершенно неграмотными солдатами. С разрешения министра просвещения М. Н. Муравьёва были командированы в Удельное земледельческое училище десять рядовых солдат для обучения по предлагаемой методике. Через три месяца были проведены испытания, и каждый из них показал удовлетворительные результаты, о чём В. А. Золотову было выдано свидетельство, которым подтверждалось, что солдаты читали свободно, писали правильно и без значительных ошибок, разбирали состав предложения, отделяли мысли знаками препинания, знали четыре арифметических действия, умели считать на счётах и, наконец, объясняли некоторые молитвы и символ веры. Методика обучения В. А. Золотова была рекомендована
всем российским войскам как наиболее понятная для обучения взрослых, а для практического ознакомления с ней командировались офицеры из разных гарнизонов, в том числе и от Оренбургского казачьего войска.
Суть разработанной В. А. Золотовым методики заключалась в том, что учитель, объясняя изучаемый материал, стремился слить звуки с конкретными буквами, набиравшимися на специальных «чёрных досках» (фонетическое письмо). На занятиях учитель обращался к каждому ученику, а не к классу, как практиковалось раньше. Этим он стремился к осознанному пониманию изучаемого материала каждым учащимся7.
Управляющий Казанским учебным округом 10 июля 1859 г. сообщал директору народных училищ Оренбургской губернии: «Помощник директора Удельного земледельческого училища Золотов обращался к министру народного просвещения с просьбой о допущении к употреблению в начальных и уездных училищах составленных им таблиц взаимного обучения чтению и письму, которые с большим успехом употребляются уже в некоторых учебных заведениях. <...> Вследствие чего министр народного просвещения предложил 28 декабря 1858 г. подвергнуть эту методу практическому применению»8.
В начале 1859 года в первом приходском училище города Казани было произведено испытание над 22 учениками-первокурсниками по «методе» В. А. Золотова, которая «оказалась полезнее принятой у нас методы Ланкастера». Распоряжением управляющего Казанским учебным округом выписывался из департамента народного просвещения один экземпляр учебных пособий по «методе» Золотова, стоимостью 2 р. 10 к., и определялось для проведения испытания одно из многолюдных приходских училищ.
Эксперимент с методикой В. А. Золотова проводился в 1-м Оренбургском приходском училище с 22 августа по 7 ноября 1859 г. Из 30 мальчиков 28 не знали азбуки, двое слабо читали. В итоге проведённых занятий 8 из них стали хорошо читать через 24 дня, 4 -через два месяца, остальные овладели навыками чтения к 5 ноября9. Директор народных училищ Оренбургской губернии доносил в Казанский учебный округ: «Считаю со своей стороны изъяснить, что, по мнению моему, метода Золотова пред методою Ланкастера имеет особенное преимущество, что при са-
мом начале обучения по методе Золотова учащиеся начинают мыслить, вникать в смысл или содержание слов, а по Ланкастеру - заучивают буквы механически»10.
«Метода Золотова полезнее методы Ланкастера и обыкновенной, - отмечалось в отчёте о проведении эксперимента, - но при этом требуются обширность здания, большое число экземпляров наклеенных букв на дощечках и не менее четырёх досок для набора букв»11. Для внедрения метода В. А. Золотова требовались большие финансовые расходы (31 р. 44 к. серебром) для приобретения и изготовления наглядных пособий12. Не каждое село, где имелись начальные школы, располагало для этого необходимыми средствами. Безболезненно можно было вводить методу В. А. Золотова только в «старых» станицах Оренбургского казачьего войска, имевших большие общественные капиталы. Большинство станиц в 1858 г. обладали крайне скромным общественным капиталом - несколькими десятками рублей13.
В 1862 г. В. А. Золотову было предложено открыть школу для нижних чинов морского ведомства в Крюковских казармах, для которой в течение трёх месяцев им было подготовлено двенадцать учителей, за преподаванием которых он лично наблюдал в течение двух лет. В этом же году В. А. Золотов был приглашён Советом детских приютов при графине Строгановой внедрить его методу обучения во все Санкт-Петербургские приюты, что и осуществлялось в течение полутора лет. Одновременно, по соизволению её императорского высочества великой княгини Елены Павловны, В. А. Золотов обучал наставниц училища для девочек-сирот, учреждённом при Крестовоздвиженской общине сестёр милосердия.
По предложению министерства народного просвещения в 1862 г. педагог-новатор проанализировал работу сельских школ в Тверской и Московской губерниях, одновременно - школы и ведомства департамента уделов. Отчёт В. А. Золотова о первом осмотре сельских школ удовлетворил министерство народного просвещения, был напечатан отдельной брошюрой, в которой освещалось состояние обучения детей, внесены предложения по улучшению их материального обеспечения. Были учреждены книжные склады при помощи товарищества «Общественная польза». Следует особо подчеркнуть тот факт,
что дело это впоследствии успешно продолжалось Санкт-Петербургским комитетом грамотности.
В. А. Золотов за успешно проведённую работу получил благодарность и был переведён из департамента уделов в министерство народного просвещения чиновником для особых поручений при самом министре14. Должность оказалась крайне ответственной, беспокойной, связанной с постоянными командировками. Только в 1863-1864 гг. В. А. Золотов находился в разъездах для инспектирования сельских школ и оказания педагогическим коллективам учебно-методической помощи в Новгородской, Рязанской, Тамбовской, Владимирской, Тульской и Могилёвской губерниях.
По высочайшему повелению с 10 января 1865 года по 25 марта 1866 г. он находился в командировке в губерниях Костромской, Пензенской и Саратовской, где подробно знакомился с работой уездных училищных советов, созданных согласно указу императора Александра II от 14 июля 1864 г. «О начальных народных училищах». Особый интерес вызвали у В. А. Золотова высказывания учителей и родителей учащихся о значении народных школ и перспективы распространения грамотности в российском народе. По инициативе В. А. Золотова в посещённых им губерниях созывались съезды учителей, на которые допускались представители всех сословий, иногда на них собиралось до 300 слушателей. На педагогических беседах, так назывались в народе его лекции, выяснялось государственное значение грамотности, возбуждалось у слушателей понимание необходимости повсеместного открытия сельских школ «на прочных и рациональных началах»15.
Проводимые В. А. Золотовым такие мероприятия послужили толчком к составлению крестьянами указанных губерний около 400 общественных приговоров об открытии и содержании народных школ, что в последующие годы стало осуществляться при содействии мировых посредников, земских служащих, а иногда и крупных землевладельцев.
В это же время В. А. Золотов был приглашён почётным опекуном Санкт-Петербургского воспитательного дома Н. А. Шторхом принять участие в подготовке открытия учительской семинарии для подготовки учителей сельских школ. Согласно составленному плану предусматривалось, что учащимися семина-
рии должны быть юноши 16-18 лет - «взятые прямо от сохи», случайно выучившие грамоту, и за один год познакомиться с методикой преподавания самой сути грамотности - умением читать и писать. Благодаря ревностному содействию инспектора воспитательного дома В. М. Безобразова, педагогу-новатору удалось организовать учебно-воспитательный процесс, добиться от учащихся ответственного отношения к занятиям, а также расширения курса обучения до трёхлетнего. Что касается сельских школ, то в них обучение продолжалось «четыре зимы в русских деревнях и пять зим - «в чухонских»16. За наблюдение за процессом преподавания в учительской семинарии и сельских школах, в округах воспитательного дома, осуществлявшееся им безвозмездно, на общественных началах, императрица пожаловала В. А. Золотову бриллиантовый перстень с изумрудами.
Выйдя в отставку из министерства народного просвещения, он был утверждён смотрителем указанной выше учительской семинарии и «наблюдателем» за сельскими школами в округах. По поручению департамента уделов В. А. Золотов проинспектировал школы в сёлах Бородинском и Ильинском, а затем в городе Ливадии. На обратном пути заехал в Одессу по семейным обстоятельствам, где и остался на жительство, продолжая свою педагогическую деятельность.
В сентябре 1870 г. по просьбе начальника Одесского юнкерского училища полковника Ордынского он прочёл ряд лекций для офицеров и юнкеров по проведению занятий с совершенно неграмотными солдатами, указал способ обучения их грамоте. По желанию светлейшей княгини Е. К. Воронцовой Золотов дал согласие на заведование учебной частью во вновь открывшемся народном училище при Михайловско-Семёновском сиротском доме, где обучалось свыше двухсот мальчиков и девочек. В 1871 г. комиссия по народному образованию при Одесской городской думе «уговорила» В. А. Золотова стать наблюдателем за работой учебной части в 22 народных училищах, содержащихся городом, с званием члена-ревизора. По примеру Санкт-Петербургских народных чтений он организовал чтения и в Одессе, на которых каждый воскресный день двое законоучителей читали Закон Божий, а В. А. Золотов рассказывал слушателям о важнейших событиях Российского государства, общественной жизни русского
народа. На эти мероприятия, вызывавшие живой интерес, собирались в иные дни до пятисот «простолюдинов» и солдат местного
17
гарнизона17.
В 1878 г. В. А. Золотов по приглашению комитета грамотности переехал в Санкт-Петербург, где ему торжественно была вручена золотая медаль за деятельность по народному просвещению. Вскоре был назначен директором «Дома призрения малолетних бедных императорского человеколюбивого общества». В течение четырёх лет В. А. Золотов проявлял отцовскую заботу о детях, их благоустройстве и уюте, обучении и воспитании.
8 декабря 1882 г., находясь на смертном одре. он говорил не о себе, а о детях, возглавляемого им учебно-воспитательного учреждения. Через четыре дня, 12 декабря 1882 г., в три часа по полудни, Василий Андреевич Золотов скончался в возрасте семидесяти восьми лет18.
Оставленное В. А. Золотовым большое педагогическое наследие, в первую очередь, учебные пособия, коренным образом совершенствовавшие бель-ланкастеровскую систему обучения и пользовавшиеся в первой половине XIX в. известной популярностью, значимо для нас и сейчас, когда идёт постоянное улучшение учебно-воспитательного процесса путём апробирования новых форм обучения, заинтересованности учащихся в глубоком познании изучаемого материала. Такие его учебные пособия и наставления, как «Русская азбука для простого народа с наставлением как должно учить», «Руководство к арифметике для употребления в начальных и сельских училищах», «Руководство к пояснению вопросов, выставленных при упражнениях в умственном развитии, которые составляют 2-й отдел приложения к таблицам для взаимного обучения чтению и письму», «Наглядное обучение. Пахание, боронение, жатва и т. д.», «Мироведение», «Первое упражнение в чтении и советы наставникам», «Примерные уроки в сельском народном училище», «Прописи для скорописного почерка», «Сборник для упражнения в чтении», «Досужее чтение», «Арифметика для начальных сельских училищ», «История России в картинках», «Слово к русскому народу дедушки Василия», и др.,
должны быть изучены школьными учите -лями, особенно начальных классов, многое взято из методики В. А. Золотова для более доходчивого изложения и изучения основных школьных дисциплин - русского языка и математики. Глубоко познакомившись с методикой В. А. Золотова, преподавателям высших учебных заведений и школьным учителям, как нам кажется, не придётся основное усилие уделять при написании научных статей и диссертаций «педагогическим условиям» преподавания основных учебных дисциплин.
Примечания
1 Пятидесятилетняя педагогическая деятельность Василия Андреевича Золотова. СПб., 1874. С. 1.
2 Успенский, Н. Василий Андреевич Золотов : очерк из истории русской педагогики. СПб., 1914.С. 4.
3 Там же. С. 5.
4 Пятидесятилетняя педагогическая деятельность... С. 4.
5 Там же. С. 5.
6 Там же. С. 6.
7 Абрамовский, А. П. Во славу государства Российского Начальное образование и военная подготовка в Оренбургском казачьем войске / А. П. Абрамовский, В. С. Кобзов. Челябинск, 1994. С. 34-35; Абрамовский, А. А. Казачьи школы Оренбургского края в XIX веке / А. А. Абрамовский, А. П. Абрамовский. Челябинск, 2008. С. 9.
8 ЦГИА РБ. Ф.И-110. Оп. 1. Д. 794. Л. 1.
9 Там же. Л. 2-3.
10 Абрамовский, А. А. Казачьи школы... С. 96.
11 ЦГИА РБ. Ф.И-ПО. Оп. 1. Д. 794.
12 Там же. Л. 5.
13 ГУ ГАОО. Ф. 169. Оп.1. Д. 9. Л. 22-23.
14 Пятидесятилетняя педагогическая деятельность... С. 9.
15 Там же. С. 11.
16 Там же. С. 12.
17 Там же. С. 13.
18 Успенский, Н. Василий Андреевич Золотов... С. 35.