Е. М. Колосова,
директор музея И. А. Свиридова, доцент кафедры педагогики Н. М. Федорова,
доцент кафедры педагогики
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЗОЛОТОВ
К 205-летию со днярождения
Василий Андреевич Золотов — известный педагог, посвятивший всю свою долгую и насыщенную жизнь развитию народного образования. Родился в 1804 г. в Москве, скончался 12 декабря 1882 г. в Санкт-Петербурге.
По окончании полного курса наук в Ришельевском лицее в 1824 г. он был определен надзирателем над воспитанниками в том же лицее, в 1826 г. отправился в Москву для слушания лекций в университете. Через полгода, по представлению профессора Мерзлякова, был избран сотрудником Московского общества любителей русской словесности. При содействии попечителя Московского учебного округа В. А. Золотов был устроен в Благородный пансион, одновременно продолжал посещать лекции в университете. В 1829 г. В. А. Золотов возвратился в Одессу и был назначен адъюнктом кафедры словесных наук Ришельевского лицея. В лицее Золотову было поручено преподавание русского языка в старших классах гимназии. В 1832 г. он вышел в отставку и открыл мужской пансион, который по своей программе превышал все существовавшие тогда казенные гимназии. Выпускники его становились студентами лицея или университета.
Мальчики от 7 до 8 лет, поступавшие в пансион совершенно неграмотными, с самого начала приучались к свободному изложению мыслей собственными словами, им предлагали рассказывать по рисункам о самых простых и близких человеку предметах. Детей учили говорить и мыслить. Все главные предметы, например, русская грамматика и словесность, всеобщая и русская история, математика и физика, преподавались устно. Обучение иностранным языкам начиналось с практики, ученики, не умевшие еще читать, уже довольно свободно изъяснялись по-французски и по-немецки. После экзаменов, которые были только необходимой формальностью, между воспитанниками происходили (для получения наград) прения и состязания, причем многие демонстрировали поразительные примеры умственного развития.
Внутренней организации пансиона вполне отвечало и его материальное оборудование: пансион располагал хорошим физическим кабинетом, многими пособиями для наглядного изучения естественной истории и, наконец, библиотекой с собранием педагогических сочинений. Василий Андреевич ничего не жалел, чтобы обеспечить учащихся средствами для самостоятельного развития, а преподавателей ознакомить с новыми методами воспитания и образования.
В 1849 г. В. А. Золотов закрыл пансион, просуществовавший 18 лет (эти годы впоследствии были зачтены Золотову в действительную службу), и по приглашению В. Н. Семенова, бывшего тогда попечителем Кавказского учебного округа, отправился в Тифлис. Здесь ему пришлось безвозмездно в продолжение всего академического года преподавать русский язык в Закавказском девичьем институте. Когда была открыта в институте вакансия инспектора классов, Золотов был утвержден на эту должность и назначен членом «комитета для начертания учебных руководств» при Закавказском учебном округе. По поручению данного комитета Василий Андреевич составил «Таблицы для взаимного обучения чтению и письму с руководством для учителей», с особым к ним приложением, которое было переведено на грузинский, армянский и татарский языки.
Сущность метода В. А. Золотова, основанного на мысли знаменитого Жакото, заключается в строгой последовательности обучения и «разумном согласовании впечатлений глаза со слухом». Отбросив отвлеченное изучение букв, Золотов вводил ученика в мир действительности, заставляя его произносить только то, что он в действительности произносит и слышит на каждом шагу и что доступно его пониманию. Ученик постепенно приходил к выводам, составлял себе понятие о буквах
люди. годы. жизнь
и, что важнее всего, о тех сочетаниях, которые естественным образом, в силу привычки и слуха, слагаются им при произношении отдельных слов и целой речи. Весь последовательный механизм обучения был рассчитан на развитие учащегося и на упражнение всех его умственных способностей. В. А. Золотов первым из русских педагогов обратил внимание на обучение чтению по написанному, предлагая ученику постепенный переход от ясного почерка до самого неразборчивого. Василий Андреевич разработал методику письма, позволяющую писать без линеек, на что до него почти не обращали внимания.
Видя успех предложенного метода в Закавказском учебном округе, Золотов решился оставить службу и отправиться в Петроград «при самых скудных средствах», ввиду чего ему пришлось в Москве продать за половину цены одному из книгопродавцев несколько своих таблиц. По прибытии в Петербург, по ходатайству того же В. Н. Семенова, который в это время был уже здесь, первый успешный опыт применения своего метода был сделан Золотовым в Царском Селе, в бывшем Александровском малолетнем корпусе. Директором корпуса, генералом Мецом, было выдано В. А. Золотову одобрительное свидетельство. Несмотря на успех этого опыта над малолетними детьми, автор новой системы никак не мог продолжить свои поиски.
Второй опыт, сделанный Золотовым в бывшем уездном земледельческом училище, был одобрен П. Г. Редкиным, членом совета департамента уделов. После этого опыта, в 1857 г., В. А. Золотов был назначен в том же училище помощником директора, причем ему была поручена исключительно учебная часть.
В том же году М. Н. Муравьев, бывший тогда председателем департамента уездов, разрешил Золотову подготовить из воспитанников уездного земледельческого училища крестьянского происхождения несколько учителей для уездных школ. Против этого тогда выступили многие из тех, кто хотел все народные школы передать в руки священнослужителей и семинаристов. Но подготовленные учителя на деле доказали практичность идеи В. А. Золотова, которая впоследствии была признана верной многими земствами, как и Министерством народного просвещения. В циркуляре министерство предложило инспекторам народных училищ привлекать в учительские семинарии преимущественно крестьянских детей, окончивших курс в двухклассных министерских народных училищах.
Видя, с каким успехом действуют учителя, Василий Андреевич решил открыть учительскую семинарию на частные средства. Составленная им программа была утверждена министром и опубликована в газетах, но, несмотря на сочувствие некоторых лиц и даже столичного комитета грамотности, проект не был реализован.
В 1859 г. в зале Преображенского полка В. А. Золотов прочитал лекцию о грамотности, а также пояснил свой метод. После этого Золотова попросили объяснить офицерам его метод подробнее, наглядно продемонстрировать его с нижними чинами. Опыт оказался успешным, но военное начальство пожелало узнать, за какое время совершенно неграмотные могут быть подготовлены настолько, чтобы их знания были вполне достаточными для рядового. С этой целью к Золотову в уездное земледельческое училище были присланы десять рядовых. Через три месяца рядовые были подвергнуты публичному испытанию, которое показало поразительные результаты. Золотову выдали свидетельство, в котором подтверждалось, что по результатам испытания рядовые «читали свободно, правильно и писали без значительных грамматических ошибок, могли указать на состав предложения, отделить мысли знаками препинания, совершенно удовлетворительно объясняли некоторые молитвы и символ веры, знали четыре арифметических действия и умели считать на счетах».
После блестящих опытов применения новой системы обучения чтению и письму имя скромного педагога получило такую известность, что многие ведомства делали ему предложения организовать обучение на новых основаниях в начальных школах. В то же время В. А. Золотов «читал беседы» в фехтовально-гимнастическом классе, где он говорил и о мироведении. Можно сказать, что это были первые народные чтения, приходить на которые могли нижние чины по их желанию (а желающих находилось всегда достаточно).
Около двух лет Василий Андреевич безвозмездно наблюдал за преподаванием во вновь открытой школе для нижних чинов Морского ведомства в Крюковских казармах.
В 1862 г. он был приглашен Советом детских приютов ввести его новый метод обучения во все петербургские приюты. Он также принимал участие в открытии нескольких воскресных школ. Избранный тогда же в члены комитета грамотности, в комиссиях которого он не раз участвовал в разрешении различных вопросов, В. А. Золотов, по предложению Министерства народного просвещения, выехал на ревизию сельских школ Тверской и Московской губерний. Попутно он осмотрел, по поручению департамента уделов, и школы удельного ведомства. В ходе этой первой педагогической экскурсии Золотов успел учредить во многих местах книжные склады.
После того, как он представил свой отчет об осмотре сельских школ, напечатанный в «Журнале Министерства народного просвещения», Василий Андреевич был переведен из департамента уделов в Министерство народного просвещения чиновником особых поручений при министре. Состоя в этой должности, он постоянно бывал в командировках (стой же целью, что и в первый раз) в различных губерниях, а именно: в Новгородской, Рязанской, Тамбовской, Владимирской, Тульской и Могилевской, Костромской, Саратовской и Пензенской (1865 г.). Последняя командировка была предпринята с целью ознакомления с действиями училищных советов, образовавшихся в результате положения от 14 июня 1864 г., с их взглядом на значение народных школ, какими они располагают средствами для распространения грамотности в народе. После этой командировки в 1868 г. В. А. Золотов вышел в отставку.
По его инициативе в разных губерниях крестьянами было составлено до 400 «приговоров» для открытия и содержания школ.
В 1864 г. Василий Андреевич Золотов был приглашен почетным опекуном Санкт-Петербургского воспитательного дома. Н. А. Шторх предложил ему принять участие в устройстве учительской семинарии по подготовке учителей, с помощью которых можно было бы открыть в деревнях школы для находящихся там питомцев Воспитательного дома.
Проект семинарии был составлен так, что можно было пригласить только одного учителя (из подготовленных В. А. Золотовым учителей для Морского ведомства), унтер-офицера Верхатурова, которому он сам по возможности помогал. Между тем требовалось, чтобы мальчики (от 16 до 18 лет), взятые «прямо от сохи и чуть-чуть грамотные», были в течение года настолько подготовлены, что на следующий год могли бы сами преподавать. Задача была очень трудная, но благодаря терпению и энергии В. А. Золотова дело наладилось. Курс учения в семинарии постепенно дошел до трех лет. За безвозмездное наблюдение за преподаванием в учительской семинарии и в сельских школах в округах Санкт-Петербургского воспитательного дома Василию Андреевичу был пожалован брильянтовый перстень с изумрудом.
После выхода в отставку Министерством народного просвещения В. А. Золотов был утвержден смотрителем семинарии, причем продолжал и наблюдение за сельскими школами в округах. Должность смотрителя он занимал с 1 июня 1868 г. по 1 июня 1870 г. В 1870 г. Василию Андреевичу было поручено осмотреть училища в Ильинском, Бородине и Ливадии. Исполнив это поручение, он по семейным обстоятельствам остался в Одессе. По приглашению начальника Одесского юнкерского училища, полковника Ордынского, в сентябре 1870 г. он прочел несколько лекций для юнкеров и офицеров; на совершенно неграмотных солдатах он показал способ обучения грамоте. Почти в то же время, по желанию кн. Е. К. Воронцовой, он стал заведовать учебной частью в народном училище при Михайло-Семеновском сиротском доме. В 1871 г. по приглашению Комиссии народного образования Одесской думы он заведует учебной частью в 22-х народных училищах, находящихся на содержании города, в звании члена-ревизора. Наконец, в 1872 г., помимо наблюдения над училищами, Золотов, по примеру народных чтений в Петербурге, открыл такие же чтения в Одессе, причем взял на себя обязанность каждое воскресенье знакомить слушателей с важнейшими событиями из русской истории. На этих беседах иногда присутствовало более 500 слушателей, преимущественно из простонародья и солдат.
Деятельность В. А. Золотова в области народного образования сопровождалась изданием целого ряда книг. Вот некоторые из этих изданий: Французская грамматика Карла Летелье, в пользу лицеев и пансионов, исправленная и дополненная Эннекеном, 1826 г.; Стихотворная русская хрестоматия, 2 ч., 1829 г.; Сборник для классного чтения, с примерами для грамматических упражнений, 1830 г.; Опыт общей грамматики, 1832 г.; Французские разговоры, 1833 г.; Руководство к изустному счислению, 1834 г.; Первоначальное чтение, 1835 г.; Физический очерк всех частей света, 1836 г.; Русская азбука, как должно учить, 1856 г.; Таблицы для взаимного обучения чтению и письму с руководством для учителей, с особым к ним приложением, 1858 г.; Мироведение, 1860 г.; Рассказы из священной истории Ветхого Завета, 1863 г.; Упражнения в чтении и умственном развитии, 1863 г.; История России в картинах, 1863 г.; Рассказы дедушки Василия, 1865 г.
Каждое из названных изданий носит на себе отпечаток зрелой педагогической мысли, вносит новый элемент в систему преподавания и приспособлено к возрасту и пониманию учащихся. Неслучайно эти издания за 13 лет разошлись тиражом более полумиллиона экземпляров.