Идеи и смыслы
Марат ЕШЕВ
РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье анализируется проблема формирования национальной идентичности и патриотизма в российском обществе. Предлагается рассматривать современный патриотизм в качестве базиса национальной российской идентичности.
Problem of formation of the national identity and patriotism in the Russian society is analyzed in the article. It is offered to consider modern patriotism as a basis of national Russian identity.
Ключевые слова:
кризис идентичности, национальная идентичность, патриотизм, интеграция, идентификация; crisis of identity, national identity, patriotism, integration, identification.
ЕШЕВ Марат Альбекович — к.соц.н., старший преподаватель кафедры теории и истории
государства и права
и политологии
Адыгейского
государственного
университета
Mаrаtusik@
yandex.ru.
Современное российское общество нередко характеризуется как общество неопределенности, для которого характерны модернизационные процессы в экономической и социально -политической сферах жизни. Указанные процессы сопровождаются трансформацией ценностной системы россиян, ростом нацио нального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, неконтролируемыми миграционными потоками. Все это приводит к формированию кризисной ситуации, в частности к кри -зису идентичности.
На личностном уровне кризис идентичности выступает как раз -рыв связей человека с обществом, проявляющийся в невключен ности большинства индивидов в социально - политическую жизнь социума, в маргинализации и социальной реадаптации молодежи, в неспособности адекватно осмысливать жизненные ориентиры и самоопределяться в духовно - нравственной сфере. На обществен -ном уровне — приводит к углублению духовно -нравственных про -блем, усилению дифференциации и дезинтеграции российского социума, дестабилизации межэтнических взаимоотношений. Отсутствие общей идентичности россиян становится одним из важ -нейших факторов нестабильности1.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы, свя -занные с формированием общенациональной российской иден -тичности, нацеленной на интеграцию мультикультурного населе -ния России и решение ряда первоочередных задач. М.К. Горшков справедливо отмечает, что «на глобальном уровне сохранение рос -сийской идентичности способствует успешному интегрированию России в мировое сообщество и ее позиционированию на междуна -родной арене. На личностном же — утверждению жизненных ори -ентиров, формированию чувства защищенности в рамках “своего” общества, подавлению тревоги и фрустрации»2.
Одной из значимых задач российского поликультурного обще ства является сохранение и развитие как русской культуры, так и культурного плюрализма других народов, населяющих РФ. Поликультурность социума предполагает возможность конструктивного и мирного коммуникационного взаимодействия и обще -жития различных народностей на условиях толерантности, меж-культурного диалога, гражданственности. Формирование россий -
1 Жаде З., Куква Е., Ляушева С., Шадже А. Российская идентичность на Северном Кавказе / под общ. ред. А.Ю. Шадже. — М. : Социально -гуманитарные знания; Майкоп : ООО «Качество», 2010, с. 10.
2 Горшков М.К. Российская идентичность в контексте западноевропейской культуры // Власть, 2013, № 1, с. 10.
ской общенациональной идентичности может выступать основной предпосылкой укрепления государственности и консо лидации общества в процессе модерни зации России. Между тем, добиться ста бильного и устойчивого развития нацио нальной идентичности невозможно без учета проблемы формирования патрио тизма.
Цель данной статьи — рассмотреть рос -сийский патриотизм как основу нацио нальной идентичности. На становление и развитие российского патриотизма в настоящее время оказывают влияние 2 основных фактора: внутренний и внеш -ний. Внешний фактор проявляется во влиянии общемировых глобализацион ных процессов на социокультурную ситу ацию в российском социуме. Зачастую такие процессы, размывая образ Родины в общественном сознании, оказывают отрицательное воздействие на формиро вание российского патриотизма и нацио нальной идентичности.
Внутренний фактор связан с модерни зационными процессами в России. Распад СССР негативно отразился не только на социально политической и экономиче ской сферах жизнедеятельности общества, но и на духовной. Возникновение нового государства — Российской Федерации
— сопровождалось сменой ценностнонравственных ориентиров. Указанные изменения привели к депатриотизации и дезинтеграции российского общества. Как следствие, в общественном сознании сформировались равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, неува жительное отношение к государству и социальным институтам.
Проблема формирования патриоти ческих чувств углубляется и в связи с неоднозначным употреблением и опреде лением самого понятия «патриотизм». В общественном сознании сохраняется тен денция восприятия патриотизма как «эмо -ционального отношения к своей Родине». Данную тенденцию подтверждают и кон -кретные социологические исследования. Результаты опроса, проведенного в июне 2010 г. Социологическим центром РАГС при Президенте РФ, свидетельствуют о том, что у россиян понятие патриотизма ассоциируется, прежде всего, с любовью к Родине (70,5%), преданностью своей стране, уважением к истории страны и памяти прошлых поколений (58,1%),
готовностью к самопожертвованию ради своей страны (34,6%)!.
Данные исследования, проведенного автором в студенческой среде Республики Адыгея в 2009 г., также подтверждают традиционное понимание патриотизма. Значительная часть респондентов (40%) определяют патриотизм исключительно как чувство любви к Родине. Для каждого четвертого студента патриотизм — это гордость за свое Отечество. Еще 16% выбирают ответ: «уважение культуры, истории страны»; 15% — «любовь к своей семье, к родному краю» и всего для 4% патриотизм
— «любовь к народу».
Приведенные показатели наглядно демонстрируют классическое восприятие патриотизма в массовом сознании через эмоциональное отношение к своей Родине. При такой интерпретации понятие «патриотизм» органично связано с понятием «Родина», историческим прошлым. Привязанность к родному краю, к месту своего рождения, наряду с привязанностью к собственной семье, является одним из фундаментальных оснований образа «малой родины». Помимо «малой», существует и «большая родина», которая отождествляется с обществом и государством в целом.
В контексте рассмотрения патриотизма как основы российской идентичности следует отметить, что государство и его население становятся политической формой понятия «Родина». Проявляя эмоциональные чувства к своей стране, человек может испытывать чувство принадлежности к определенной государственнонациональной общности. Благодаря подобной идентификации патриотизм объединяет отдельных людей, социальные группы, этносы, развивает общенациональную солидарность. В данном аспекте патриотизм представляется одной из важнейших составляющих общенацио нальных идей, объединяющих на духов -ной основе самые различные народы. Его потенциал может способствовать инте грации российского общества и восприя тию в общественном сознании понятий «российская идентичность», «российская нация».
С точки зрения современной постне классической науки патриотизм имеет
1 Покида А.Н. Специфика патриотических чувств россиян // Власть, 2010, № 12, с. 125.
сложную и многоуровневую структуру, отражает различные стороны, связанные с духовно нравственным состоянием лич ности, с ее взаимоотношениями с обще -ством и с государством. Разнообразные научные подходы к этому феномену, суще -ствующие в научно- исследовательской литературе, указывают на многовариант ность и многоплановость его трактовки. В рамках социологической науки патрио тизм рассматривается как сложная соци альная система, структурообразующими элементами которой выступают патрио тическое сознание, патриотическая де ятельность, патриотическое отношение и патриотическая организация1.
Сегодня в России происходит усиле ние роли патриотизма как интегратив ной основы общества. Это обусловлено тем, что именно патриотическое созна ние человека является детерминантом его гражданской позиции и социальной активности, а также может оказывать определяющее воздействие на самоиден тификационные процессы личности.
В таком контексте патриотизм высту пает как сложная система взглядов, пред ставлений и эмоциональных переживаний человека, составляющая часть его личной и социальной идентичности. Поэтому современные исследователи различают 2 уровня патриотизма: эмоционально выра женное представление о себе как субъекте собственной биографии и представление о ближайшем окружении как существенной части собственного жизненного мира, то есть «я патриотизм» и «мы патриотизм», фундированный идейными и норматив ными установками человека. Суть послед него — национальная идентичность, «латентный, как правило, нерефлексиро ванный выбор гражданственности и свя занной с ней группы»2.
Национальная идентичность предполагает отождествление индивида с опре деленным идентификационным про странством государства, политическим и культурно историческим сообществом, выступая наиболее универсальным спосо бом объединения всего населения. Тем не
1 Погорелый А.П. Патриотизм как ценность российского общества (социально-философский анализ) : дис. ... к.филос.н. — М., 2004, с. 30.
2 Качкин А. Патриотизм: условие российской национальной идентичности или пиар-проект?
Социологическое исследование // Пресс служба, 2007, № 8, с. 39.
менее в российском социуме, особенно в таких регионах, как Северный Кавказ, на уровне общественного сознания приори -тет остается за этнической, а не нацио -нальной идентичностью3. Вследствие этого значительная часть населения не идентифицирует себя с конструктивным собирательным образом «россияне».
В то же время практика общественной жизни наглядно демонстрирует необходимость стабилизации межэтниче ских коммуникаций на основе развития именно национальной идентичности. При этом важно, чтобы процесс форми -рования российской идентичности пред полагал не дифференциацию различных форм идентичностей (этнических, регио -нальных, конфессиональных и др.), а их интеграцию.
Патриотическое воспитание в условиях поликультурного общества должно носить надэтнический характер. Ведь наша страна
— полиэтничное и поликонфессиональ -ное государство. Позитивное развитие процессов национальной идентификации социума, фундированных на чувстве рос сийского патриотизма, предоставит воз можность людям различных конфессий, культур по праву называть себя россия нами, ибо у них единая Родина — Россия.
Таким образом, российский патриотизм немыслим без общепринятого образа своего государства и выражения высоко эмоциональных чувств в отношении всей национальной общности. Формирование российской идентичности не может проте -кать без позитивного восприятия Родины в широком понимании этого слова.
Выступая основой национальной иден -тичности, российский патриотизм наце -лен на создание и закрепление образа «мы — россияне», формируя единую рос -сийскую нацию. Выполняя идентифика -ционную и интеграционную функцию, патриотизм объединяет население России независимо от этнической и конфессио нальной принадлежности, тем самым спо собствуя сохранению единства страны и установлению гражданского согласия в поликультурном обществе.
3 Денисова Г.С., Жаде З.А., Клименко Л.В. Особенности региональной идентичности этнических групп населения Республики Адыгея // Вестник Адыгейского государственного универ ситета. Сер. 1. Регионоведение: философия, исто рия, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2010, № 3, с. 70-77.