Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕСОМЕЛИОРАТИВНЫХ НАСАЖДЕНИЙ (ЛЕСОПОЛОС) НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕСОМЕЛИОРАТИВНЫХ НАСАЖДЕНИЙ (ЛЕСОПОЛОС) НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЛЕСОМЕЛИОРАТИВНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / ЛЕСОПОЛОСЫ / АГРОЦЕНОЗ / ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЭРОЗИЯ ПОЧВ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОПУСТЫНИВАНИЕ / АРИДИЗАЦИЯ / LEGAL REGULATION / FOREST REGENERATION PLANTATIONS / FOREST BELTS / AGROCENOSIS / FOREST CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / LAND CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / SOIL EROSION / AGRICULTURAL LAND / DESERTIFICATION / ARIDIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобков Даниил Андреевич, Никифоров Андрей Игоревич, Мухлынин Дмитрий Николаевич

В статье рассмотрено понятие лесомелиоративных насаждений (лесополос) и их современный правовой статус в Российской Федерации; обсуждаются цели создания и вопросы влияния лесомелиоративных насаждений на окружающую среду и продуктивность агроценозов, основные экосистемные услуги, оказываемые данными насаждениями, и их роль в климатическом регулировании. Особое внимание авторами статьи обращено на правовое регулирование лесомелиоративных насаждений в снижении рисков аридизации, дегумификации и потери компонентов биоразнообразия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бобков Даниил Андреевич, Никифоров Андрей Игоревич, Мухлынин Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN EXPERIENCE AND FEATURES OF LEGAL REGULATION OF FOREST PLANTATIONS (FOREST STRIPS) ON AGRICULTURAL LAND

The article deals with the concept of forest-reclamation stands (forest belts) and their current legal status in the Russian Federation; discusses the goals of creating and the impact of forest-reclamation stands on the environment and productivity of agrocenoses, the main ecosystem services provided by these stands, and their role in climate regulation. The authors pay special attention to the legal regulation of forest reclamation plantations in reducing the risks of aridization, dehumidification and loss of biodiversity components.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕСОМЕЛИОРАТИВНЫХ НАСАЖДЕНИЙ (ЛЕСОПОЛОС) НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕСОМЕЛИОРАТИВНЫХ НАСАЖДЕНИЙ (ЛЕСОПОЛОС) НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ БОБКОВ Даниил Андреевич,

ведущий специалист-эксперт Департамента международного сотрудничества

Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Е-mail: daniel.bobkov@yandex.ru;

НИКИФОРОВ Андрей Игоревич,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,

доцент кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии

Московского государственного института международных отношений МИД Российской Федерации.

Е-mail: hosanianig@gmail.com;

МУХЛЫНИН Дмитрий Николаевич,

старший научный сотрудник ОКОПНИР ФКУ НИИ ФСИН России.

E-mail: muhlynin78@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрено понятие лесомелиоративных насаждений (лесополос) и их современный правовой статус в Российской Федерации; обсуждаются цели создания и вопросы влияния лесомелиоративных насаждений на окружающую среду и продуктивность агроценозов, основные экосистемные услуги, оказываемые данными насаждениями, и их роль в климатическом регулировании. Особое внимание авторами статьи обращено на правовое регулирование лесомелиоративных насаждений в снижении рисков аридизации, дегумификации и потери компонентов биоразнообразия.

Abstract: The article deals with the concept of forest-reclamation stands (forest belts) and their current legal status in the Russian Federation; discusses the goals of creating and the impact of forest-reclamation stands on the environment and productivity of agrocenoses, the main ecosystem services provided by these stands, and their role in climate regulation. The authors pay special attention to the legal regulation of forest reclamation plantations in reducing the risks of aridization, dehumidification and loss of biodiversity components.

Ключевые слова: правовое регулирование, лесомелиоративные насаждения, лесополосы, агроценоз, Лесной кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, эрозия почв, земли сельскохозяйственного назначения, опустынивание, аридизация.

Keywords: legal regulation, forest regeneration plantations, forest belts, agrocenosis, Forest Code of the Russian Federation, Land Code of the Russian Federation, soil erosion, agricultural land, desertification, aridization.

Актуальность исследования правовой и регуля-торной базы в деле создания и поддержания в надлежащем состоянии лесомелиоративных насаждений представляется весьма значительной. Интерес к данной тематике традиционно проявляют как российские, так и международные профильные организации, что объяснимо высокой эффективностью создания лесозащитных насаждений с точки зрения увеличения продуктивности сельского хозяйства, предотвращения эрозии, дегумификации и опустынивания, а также смягчения последствий изменения климата.

В российской практике природопользования вот уже более 100 лет в отношении лесомелиоративных насаждений различного назначения традиционно применяется термин «лесные полосы» (сокращённо - «лесополосы»). Энциклопедические источники определяют правовую категорию «лесополоса» следующими образом: «Лесные полосы, или лесозащитные полосы — защитные лесные насаждения в виде рядов деревьев и кустарников, создаваемые среди пахотных земель, на пастбищах, в садах, вдоль оросительных и судоходных каналов, железных и автомобильных дорог, по бровкам оврагов, на склонах и т.п.» [1]. Данное определение, как мы видим, трактует понятие «лесополоса» достаточно широко.

Легальное определение исследуемого понятия за-

конодатель внес в конце 2019 года в Федеральный закон Российской Федерации «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ в статью 2: «Мелиоративные защитные лесные насаждения - лесные насаждения естественного происхождения или искусственно созданные на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях предотвращения деградации почв на пастбищах, эрозии почв и защиты от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования климаторегулирующих, почвозащитных, противоэрозион-ных, водорегулирующих и иных полезных функций лесных насаждений в целях сохранения и повышения плодородия земель» [2].

Таким образом, ключевым разграничением правовой категории «защитные лесонасаждения (лесополосы)» от любых иных лесных массивов в Российской Федерации является именно их особый функционал, а не другие критерии, такие как, например, естественное или антропогенное происхождение, видовой либо сортовой состав насаждения, или принадлежность территории с точки зрения права собственности.

Цели создания лесомелиоративных насаждений

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 8(188)

весьма разнообразны и многолики. Так, создавая на открытом аграрном ландшафте лесополосу, можно добиться увеличения разнообразия местообитаний, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению биоразнообразия вмещающего ландшафтного комплекса. Это положительно влияет на урожайность культур и продуктивность животноводства, а также позитивно сказывается на долгосрочной устойчивости ландшафта, поскольку лесополосы предохраняют почвы от эрозии любых видов и стабилизируют другие абиотические факторы среды, такие как, например, гидрологический режим территории.

Еще одной важной характеристикой лесополос является их существенный вклад в депонирование атмосферного углерода, что в глобальном масштабе позволяет говорить о положительном значении подобных насаждений в рамках мировой климатической повестки. Лесомелиориа-тивные насаждения, в зависимости от конкретной цели их создания и особенностей местности, могут иметь различные характеристики - так, для разных локальных условий ветрового режима и толщины снежного покрова применяются различные по плотности насаждения (более сомкнутые, ажурные, продуваемые, ажурно-продуваемые и др.). В свою очередь, по масштабу можно выделить как полезащитные насаждения местного значения (обычно шириной не превышающие 10-12 м), так и крупные лесонасаждения государственного значения, лентообразно простирающиеся на сотни километров и имеющие ширину от 400 до 600 м [3].

Правовой статус лесозащитных насаждений в современной России - объект пристального внимания как профильных экспертов, так и заинтересованных государственных ведомств. Со времен распада Советского Союза лесомелиоративные насаждения зачастую оказались де-факто как бы вне правового поля - более 70% лесополос в настоящее время фактически являются бесхозными, а земельные участки, на которых они расположены, не разграничены должным образом. Здесь представляется уместным процитировать комментарий по этому вопросу члена Комитета Государственной Думы Российской Федерации по аграрным вопросам Олега Лебедева: «Они [лесомелиоративные насаждения] фактически брошены и превратились в рассадники различных вредителей, мусорные свалки» [4].

Вопрос о том, кто же законодательством определен субъектом, в обязанности которого входит контроль за состоянием лесомелиоративных насаждений, до сих пор остается открытым. До недавнего времени собственников земельных участков, находящихся рядом с лесополосами, привлекали к ответственности за ненадлежащее содержание земель. При этом, в обязанности муниципальных органов власти до 2012 года входила постановка на учёт и раз-

граничение земель с лесомелиоративными насаждениями, однако вскоре эта норма утратила силу. Правовой пробел неопределенного правового статуса лесозащитных насаждений приводит к судебным разбирательствам, так в судебной практике встречаются случаи, когда к ответственности за возгорания на территории лесомелиоративных насаждений привлекались муниципалитеты [5].

Решить обозначенную правовую проблему призваны изменения в Федеральный закон Российской Федерации «О мелиорации земель» от 10.01.1996 № 4-ФЗ, которые были внесены Федеральным законом, принятым 27 декабря 2019 года № 477-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации» [2]. Суть упомянутых поправок состоит в том, чтобы обязать собственников земельных участков, на которых расположены те или иные лесомелиоративные насаждения, обеспечивать должный уход за ними, для сохранения их защитного функционала. Субъектом-собственником, в обязанности которого входит поддержание мелиоративных насаждений, могут являться как региональные и муниципальные органы власти, так и любое лицо, которому участок передан в пользование. Помимо обязательства содержать в надлежащем состоянии указанные насаждения, собственникам необходимо также регулярно предоставлять сведения как о сохранности и наличии, так и о состоянии лесомелиоративных полос. Полномочия по контролю за выполнением данной правовой новеллы возложены на Минсельхоз России, а также на региональные органы исполнительной власти [6].

Минсельхоз России в январе 2020 года разработал государственную программу вовлечения в оборот сельскохозяйственных земель (полное название - проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации»), рассчитанную на период с 2021 по 2030 гг. Цель данной программы - произвести полный учет и категоризацию всех земель сельскохозяйственного назначения, имеющихся на данный момент в стране, чтобы получить полноценную картину имеющегося распределения земель и увеличить эффективность их использования, в том числе -с точки зрения поддержания и сохранения лесомелиоративных насаждений [7].

По состоянию на 2 июня 2020 г. также прошел процедуру публичного обсуждения ещё один правовой документ - Приказ Минсельхоза России «Об утверждении По-

рядка осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений» [8]. Порядок разрабатывался во исполнение к уже упомянутому Федеральному закону Российской Федерации «О мелиорации земель», и призван уточнить проведение учета лесомелиоративных насаждений. Положения Порядка указывают на наличие у собственников участков земли с лесомелиоративными насаждениями обязательств по предоставлению в региональные органы исполнительной власти отчётов о состоянии лесополос.

В рамках рассматриваемой проблематики нельзя не отметить, что создание лесомелиоративных насаждений (лесополос) признаётся сегодня и на национальном, и на международном уровне одним из наилучших способов комплексного улучшения сельскохозяйственных ландшафтов. Агролесомелиоративные мероприятия не требуют постоянного вмешательства техники, активно эксплуатируют системы экологических взаимосвязей между организмами различных систематических групп, и вследствие этого считаются одними из наиболее безопасных для окружающей среды. Нельзя не отметить и ощутимый экономический эффект создания лесомелиоративных насаждений. Так, при использовании данного метода себестоимость производства сельскохозяйственной продукции снижается на 13%, прибыль при этом увеличивается на 70%. Повышается и чистый доход, в среднем на 15%, отчасти за счет повышения урожайности и коэффициента полезного действия оросительной сети [9].

Последний факт особенно важен вследствие всё ускоряющихся процессов аридизации значительной части сельскохозяйственных территорий нашей страны, причём

Библиография:

данная проблема особенно остро стоит в регионах с развитым полеводством. Вследствие этого в России осуществляется целый комплекс правовых мер по борьбе с опустыниванием, разработанный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации еще в 2010 году и включающий два основных направления: совершенствование нормативно-правового регулирования и разработку научно-методического обеспечения для проведения практических мероприятий по борьбе с деградацией почв и опустыниванием на территории страны. Среди последних выделяют: гидротехнические, противоэрозионные, агролесомелиоративные, фитомелиоративные мероприятия, мероприятия по предотвращению выбытия земель из сельскохозяйственного оборота и деятельность по восстановлению плодородия почв [10].

Ввиду вышесказанного, можно сделать предварительный вывод о пристальном внимании со стороны законодателя к вопросам правового регулирования поддержания и восстановления лесомелиоративных насаждений. При этом текущее состояние большинства лесных массивов данного типа можно назвать неудовлетворительным, так как зачастую земли лесополос не используются по целевому назначению, а должный уход за насаждениями не ведется. Таким образом, несмотря на то, что российская национальная система управления природопользованием стремится активно задействовать высокий эколого-экономический потенциал лесомелиоративных насаждений, на данный момент правовой механизм регулирования их использования весьма далёк от совершенства.

1. Воробьев Г. И. (ред.). Лесная энциклопедия: В 2-х т. Т. 2, Лимонник-Ящерицы. - Советская энциклопедия, 1986. — Т. 1. — 563 с.

2. Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 477-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты российской федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации» // Российская газета, № 296, 31.12.2019.

3. Барсукова, Т. Л. Лесные культуры и защитное лесоразведение: практическое пособие для студентов специальности «Лесное хозяйство» // М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. - Гомель: ГГУ им Ф. Скорины, 2008. - 74 с.

4. Гончарук Д. В России восстановят лесозащитные полосы // Парламентская газета: электрон. версия газ. 2018. URL: https://www.pnp.ru/social/v-rossii-vosstanovyat-lesozashhitnye-polosy.html (дата обращения: 17.06.2020).

5. Дело № 2-73/2011 Шовгеновского районного суда Республики Адыгея [Электронный ресурс] URL: http://www.gcourts.ru/case/2445341 (дата обращения: 17.06.2020).

6. Узбекова А. Владельцев земли обязали содержать защитные лесополосы // Российская газета: электрон. версия газ. 2020. Федеральный выпуск № 1(8055). URL: https://rg.ru/2020/01/03/vladelcev-zemli-obiazali-soderzhat-meliorativnye-zashchitnye-lesopolosy.html (дата обращения: 17.06.2020).

7. Кулистикова Т. Минсельхоз разработал госпрограмму вовлечения в оборот сельхозземель // Агроинвестор: электрон. версия журн. 2020. URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/33051-minselkhoz-razrabotal-gosprogrammu-vovlecheniya-v-oborot-selkhozzemel/ (дата обращения: 17.06.2020).

8. Проект Приказа Минсельхоза России "Об утверждении Порядка осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений" (по состоянию на 10.04.2020) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=57253#02311547528245841 (дата обращения: 15.06.2020).

9. Гостищев Д.П., Хуторова А.О. Сельскохозяйственный эффект от внедрения защитных лесополос // Природообустройство. 2011. №. 5.

10. Куст Г.С. Еще раз об использовании и трактовке термина «Опустынивание» в России // Аридные экосистемы. 2011. №4 (49).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.