УДК 94 (470)"1914/1918"
Никитина Н. П.
РОССИЙСКИЙ НОТАРИАТ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Статья посвящена российскому нотариату в годы Первой мировой войны. Для российского нотариата война стала временем испытаний, прежде всего с материальной точки зрения. С уменьшением числа клиентов уменьшались доходы нотариусов. Кроме того, нотариат испытывал и серьёзные кадровые трудности по причине ухода части нотариусов на фронт. В то же время в период Первой мировой войны в нотариальном сообществе начинают появляться женщины, что свидетельствует об изменениях их социального статуса.
Ключевые слова: Нотариат, Первая мировая война, Псковская губерния.
Нотариат как институт, фиксировавший процессы, связанные с частной собственностью, различные сделки и договоры, естественно отражал не только экономические, но социально-культурные явления и процессы, которые имели место в российской провинции. Документы нотариата представляют собой довольно ценный и крайне редко используемый источник. Дореволюционные нотариальные акты дошли до нас не в полном объёме, т.к. после октября 1917 г. нотариальные архивы подлежали уничтожению, и сохранившиеся материалы по истории нотариата представлены достаточно скудно. История российского нотариата не относится к достаточно изученному направлению в отечественной историографии. Из дореволюционных исследований можно выделить работы А. Ф. Мацкевича, А. К. Плохотенко, а из современных А. В. Селянина, Р. И. Вергасову1. В последние годы появились исследования по истории нотариата отдельных губерний1 2. Однако в данных работах практически не нашло отражения описание нотариата в годы Первой мировой войны. Задача данной работы состоит как раз в том, чтобы заполнить этот пробел и рассмотреть положение российского нотариата в данный период на материалах Псковской губернии.
Накануне Первой мировой войны Псковская губерния представляла собой территорию с преобладанием крестьянского населения, которое помимо сельского хозяй-
1 Мацкевич А. Ф. Настоящее, прошедшее и будущее русского нотариата. М., 1908; Плохотенко А. К. Организация нотариальных контор. СПб., 1913; Селянин А. В. Нотариат. СПб., 2005; Вергасова Р. И. Нотариат в России: Учебное пособие. М., 2004.
2 Еременко Е. А., Маслова Е. В. Повесть о Липецком
нотариате. М., 2011; Громова Т. А. Историческая хроника нотариата Симбирской губернии — Ульяновской области. М., 2010; Тараканова Н. Г., Родина С. В. Нотариат Мордовии: от истоков к
современности. М., 2010; Смыкалин А. С. Нотариат Челябинской области XVIII — XXI века. М., 2007 и др.
ства активно занималось промыслами, промышленное производство было слабо развито. В этническом и конфессиональном отношениях преобладающей группой являлись православные русские. Геополитическое положение губернии определялось близостью к экономически развитому Прибалтийскому региону и столице страны Санкт-Петербургу. Территория губернии с севера на юг и с запада на восток была прорезана сетью железных дорог. В годы Первой мировой войны Псковская губерния стала прифронтовой. В Пскове располагался штаб северного фронта. Все это нашло отражение и в судьбе псковского нотариата.
Нотариат в классическом его понимании в России появился в ходе судебной реформы 1864 г. В 1866 г. было принято «Положение о нотариальной части», которое фактически до 1917 г. определило порядок деятельности российского нотариата. Согласно этому законодательному акту, нотариальные конторы находились в столичных, губернских и уездных городах, в случае необходимости нотариальные конторы создавались и в уездах. Численность нотариальных контор в каждой отдельной губернии определялась Министерством юстиции и согласовывалась с Министерством внутренних дел.
Накануне Первой мировой войны в Псковской губернии действовало 19 нотариальных контор, которые были закреплены за двумя окружными судами: Псковским и Великолукским. При этом нотариальные конторы были представлены не только в городах губернского и уездного статуса, но и в уездах. Так, в Псковском уезде действовала нотариальная контора в пригороде Печоры и в Пор-ховском уезде в посаде Сольцы. Жители данных населённых пунктов активно занимались промыслами и льноторговлей. Однако в годы Первой мировой войны предпринимательская деятельность начинает затухать, и естественно, что количество клиентов в нотари-
25
альных конторах уменьшается. После февральских событий 1917 г. ситуация ещё более усугубляется. Так, новоржевский нотариус Б. А. Галецкий 28 апреля 1917 г. в своём рапорте на имя председателя Великолукского окружного суда указывал «... в моей конторе в настоящее время работы очень мало, т.к. до разрешения аграрного вопроса в учредительном собрании всякого рода купли-продажи прекращаются и для обслуживания нужд населения вполне достаточно будет одной из двух нотариальных контор»3.
Здесь стоит несколько слов сказать о нотариусе Б. А. Галецком. Болеслав Александрович являлся потомственным дворянином католического вероисповедания, выходцем из Виленской губернии. В 1911 г., после окончания Сергеевского реального училища в г. Пскове, он служил в конторе островского нотариуса Станислава Иосифовича Кадзеви-ча, в 1914 г. работал в качестве помощника в нотариальной конторе Эдуарда Игнатьевича Жигалковского в Шлиссельбурге. С началом Первой мировой войны, после мобилизации Жигалковского на фронт, Б. А. Галецкий в течение года исполнял обязанности нотариуса в данной конторе. Здесь следует пояснить, что в случае отсутствия нотариуса по состоянию здоровья, отпуска и командировки, контора продолжала свою деятельность и палата окружного суда, в данном случае Петроградского, утверждала в должности исполняющего обязанности нотариуса кандидатуру, рекомендованную собственно нотариусом. По всей видимости, Э. И. Жилгавский, как и большинство жителей империи, рассчитывал на быстрый исход войны и скорейшее возвращение к своей службе и оставил контору на Галецкого.
При определении своего заместителя нотариусы исходили не только из профессиональных качеств кандидата, но и его личных характеристик, т.к. нотариусы рисковали не только потерей клиентуры, но и частью своего залога в случае неверного нотариального действия. В Псковской губернии ситуация с назначением заместителей была самой разнообразной. Так, Великолукский нотариус Коробов Иван Николаевич в годы Первой мировой войны в качестве заместителя оставлял одного и того же человека - мещанина Леонида Александровича Сбойлева. Торо-пецкий нотариус Константин Николаевич Щукин оставлял вместо себя служащего своей конторы Петра Ефимова4. Однако уже с начала 1918 г. К. Н. Щукин доверяет свою
контору сыну, который к этому времени завершил обучение в реальном училище. Данный случай указывает и на некую «семейность» в нотариальной работе. Вполне объяснимо, что нотариальное дело, контору, нотариусы стремились передать в своеобразное «наследование родным», т.е. родные получали опыт нотариальной работы и могли в дальнейшем встать во главе конторы. Новоржевский нотариус И. В. Борисенко оставлял каждый раз вместо себя самых разных лиц: крестьянина Новоржевского уезда, Захонской волости Ивана Дмитриевича Дмитриева, потомственного гражданина Ивана Ивановича Семёнова. Такую частую смену исполняющих обязанности нотариусов возможно объяснить тем, что И. В. Борисенко происходил не из Псковской губернии и, соответственно, не имел здесь основательных знакомств. Кроме того, не исключён вариант некачественной работы исполняющих должность нотариуса, или несогласия в дальнейшем с их стороны на выполнение таких обязанностей. Уникальный случай произошёл в сентябре 1917 г. И. В. Борисенко, отправляясь в отпуск, оставляет исполнять обязанности нотариуса в своей конторе безземельную крестьянку Новоржевского уезда Кудеверовской волости Анну Янову Берзин5. Это единственный в истории Псковской губернии начала XX в. факт исполнения женщиной обязанностей нотариуса. Фамилия и отчество женщины свидетельствуют о её латышском происхождении. В то же время данный факт вполне вписывается в общий контекст эпохи смятения старых норм и обычаев, возрастания роли женщин в различных сферах общественной жизни не только в силу эмансипационного движения, но и как результат Первой мировой войны, когда женщины в отсутствии мужчин стали занимать их общественную нишу.
Возвращаясь к судьбе Б. А. Галецкого, следует указать, что 9 октября 1915 г. скоропостижно скончался Новоржевский нотариус А. И. Маложевский, в соответствии с законодательством председатель Великолукского окружного суда Псковской губернии подал объявление об открывшейся вакансии нотариуса в «Псковские губернские ведомости». Заявление подали шесть соискателей, в том числе и Б. А. Галецкий. Исследователь истории нотариата Р. И. Вергасова отмечает, что не всегда находились претенденты на занятие вакантной должности нотариуса. Данный факт не применим к Псковской губернии, не занятых вакансий нотариуса здесь не было.
5 ГАПО. Ф.624. Оп.2. Д.12. Л.304.
3 ГАПО. Ф. 624. Оп.2. Д.23. Л.51
4 ГАПО. Ф. 624. Оп. 2. Д. 114
26
Некоторые из соискателей при подаче прошения о занятии вакансии нотариуса просили определить их в должность без испытаний, ссылаясь на то, что ранее выдержали подобные испытания в других окружных судах и «...беспрерывно занимались и по настоящее время занимаются нотариальным делом, служат в конторах нотариусов и во время отпусков последних исправляли их обязанности»6. С подобными прошениями к председателю Великолукского окружного суда И. И. Норову в конце 1915 г. обратилось четверо из шести соискателей должности нотариуса в г. Новоржеве: крестьянин Псковской губернии Островского уезда Николай Фёдорович Смирнов, великолукский мещанин Иван Павлович Богданов, крестьянин Лифляндской губернии Пётр Карлович Зи-бин, крестьянин Виленской губернии Венедикт Игнатьевич Станкевич. Интересно, что желающие занять должность нотариуса являлись не только выходцами из Псковской губернии, но и Прибалтики. Данный факт свидетельствует о мобильности населения тогдашней Российской империи. Обращения соискателей не являлись голословными, к ним прилагались удостоверения испытательных комиссии7.
Опять же, в соответствии с законодательством, при занятии должности нотариуса следовало выдержать экзамен «.в умении правильно излагать акты и в знании форм нотариального делопроизводства и необходимых для исполнения этой должности зако-нов»8. Для проведения испытаний созывалась комиссия в составе Председателя окружного суда, старшего нотариуса и прокурора. Испытательная комиссия Великолукского окружного суда в составе председателя суда И. И. Норова, прокурора В. В. Капленского и исполняющего должность старшего нотариуса А. С. Попова 29 декабря 1915 г. приняла решение о том, что все соискатели должны пройти процедуру экзамена. При принятии такого решения комиссия исходила из следующего обстоятельства, что, поскольку законодательство не определяло срока действительности документа об экзамене, то признание предыдущих испытаний зависит только от испытательной комиссии. Данное решение было обжаловано только одним из соискателей Петром Карловичем Зибиным в Петроградскую судебную палату, которая не удовлетворила жалобу.
6 ГАПО. Ф.624. Оп. 1. Д.97. Л.1
7 ГАПО. Ф. 624. Оп.1. Д.97. Л.1.
8 Положение о нотариальной части. Разъяснённое и
дополненное/ Сост. Н. К. Мартынов. Пг., 1917. С. 13.
Экзамен состоял из двух частей: устной и письменной. Первая проверяла знание законов, вторая — умение составлять нотариальный акт в соответствии с законом. По итогам письменной работы комиссия давала аргументированную оценку. Испытания проходили 12 февраля 1916 г. Письменная работа одного из соискателей, а именно Венедикта Игнатьевича Станкевича, была оценена «неудовлетворительно». Проект акта, который составил соискатель, не соответствовал закону. Соискатели должности нотариуса стремились предоставить о себе как можно больше информации, характеризующей их уровень образования (аттестаты), предыдущий опыт работы (характеристики с мест службы), рекомендации чиновников. Так, печально известный нам по итогам экзаменационного испытания, Венедикт Игнатьевич Станкевич представил ходатайственное письмо от временно исполняющего должность Островского уездного воинского начальника капитана Новикова, в котором указывалось, что он знает В. И. Станкевича десять лет и характеризует его как честного, опытного и заслуживающего уважения человека, достойного быть нота-риусом9. Кроме того, по кандидатуре каждого соискателя председатель окружного суда делал конфиденциальный запрос в органы полиции.
В 1915 г. сведения о политической благонадёжности уже предоставлялись на специальных бланках. Так, в свидетельстве о благонадёжности Болеслава Александровича Га-лецкого значилось: «.как оказалось по собранным сведениям. Вышеуказанное лицо, за время проживания в Петроградской губернии, ни в чём предосудительном в политическом отношении замечено не было»10.
После проведения испытаний и анализа всей информации по каждому из соискателей Председатель окружного суда составил на имя старшего председателя Петроградской судебной палаты записку, в которой дал краткую характеристику тем из претендентов, которые удовлетворительно выдержали испытания, и рекомендовал одного из них на должность. Так, в служебной записке от 23 февраля 1916 г. Председатель Великолукского окружного суда И. И. Норов указывал, что предпочтение следует отдать Болеславу Александровичу Галецкому, так как он имел более высокий образовательный ценз (окончил Псковское реальное училище), в то время как у других имелись аттестаты об окончании городских училищ, а также являлся потом-
9 ГАПО. Ф. 624. Оп.1. Д.97. Л.9.
10 ГАПО. Ф. 624. Оп. 2. Д. 23. Л.6.
27
ственным дворянином11. Предложение Председателя окружного суда было поддержено Петроградской судебной палатой и Б. А. Га-лецкий был назначен нотариусом в г. Новор-жев, где и проработал нотариусом до июля 1918 г.
Вступая в должность нотариусы, как чиновники, приносили присягу. К присяге нотариус приводился в публичном заседании окружного суда, в котором он служил. К присяге нотариуса приводил священник той конфессии, к которой принадлежал нотариус. В тексте присяги нотариуса в имперский период отражалась идея, что нотариус должен защищать интересы клиента как свои собственные. В случае нарушения данной позиции нотариус наказывался не только на основании закона, но и морали. После свержения самодержавия действующих нотариусов обязали дать новую клятву: «Клятвенное обещание на верность службе Российскому государству»12. Таким образом, нотариус теперь действовал не в интересах клиента, а в интересах государства.
Военная эпоха внесла коррективы в сложившуюся в Псковской губернии практику нотариального делопроизводства, в соответствии с которой актовые книги велись только в течении одного года. В условиях военного времени и острого бумажного кризиса в 1916 г. окружные суды, основываясь на практике других территорий, разрешили нотариусам продолжать ведение актовых книг до их истечения. За каждый лист заказанной книги нотариусы уплачивали пошлину — в условиях военного времени и уменьшения численности клиентов в нотариальных конторах сложно было предусмотреть, книгу из скольких листов следует заказать. Данное решение привело к некой экономии финансовых затрат нотариусов. Нотариусы по должности относились к окружным судам, но материально существовали только за счёт средств, получаемых от нотариальных действий. В отношении каждого нотариального действия государством была установлена такса ещё в 1866 г., которая не была изменена даже в годы Первой мировой войны в условиях инфляции. Нотариусы обязаны были страховать свою деятельность путём внесения в казну залога, который мог быть использован в случае нотариальной ошибки. Сумма залога в столичном городе составляла 10 тыс. руб., в губернском — 6 тыс., в уездном городе, где были окружные суды — 4 тыс., в остальных
11 ГАПО. Ф. 624. Оп.1. Д.97. Л.22.
12 ГАПО. Ф. 624. Оп.2. Д.12. Л. 292.
городах — 2 тыс.13. Материальное положение псковских нотариусов в условиях военного времени значительно ухудшается, о чём свидетельствует факт обращения в окружной суд нотариуса К. Н. Щукина с просьбой «...ввиду тяжёлого моего материального положения, недостаточности средств к существованию, прошу выдать мне часть моего залога на сумму 2050 руб.»14. Однако ответ на свою просьбу нотариус получил отрицательный. Так же отрицательный ответ был дан и на просьбу вдовы скоропостижно скончавшегося нотариуса А. И. Маложевского о выдаче ей части залога на содержание двоих детей. В последнем случае отказ был вызван необходимостью выдержать полугодовой срок после смерти нотариуса, в ходе которого могли быть заявлены претензии на его служебные действия.
В виду уменьшения числа клиентов часть нотариусов стремится закрыть свои нотариальные конторы и поступить на государственную службу в другие учреждения. Известный уже Б. А. Галецкий просил временно закрыть его нотариальную контору до окончания войны. Великолукский окружной суд поддержал просьбу нотариуса. Однако Председатель Петроградской судебной палаты запретил временное закрытие нотариальной конторы15.
Таким образом, для российского нотариата Первая мировая война стала временем испытаний прежде всего с точки зрения материальной: уменьшение числа клиентов, а, следовательно, и дохода. Так же с точки зрения трудовых ресурсов: уход части нотариусов на фронт, уменьшение количества лиц, способных замещать нотариуса в случае его отсутствия. В то же время в нотариальном сообществе начинают появляться и женщины, что свидетельствует об изменении их социального статуса.
Источники и литература
ГАПО. Ф. 624. Оп. 2. Д. 12.
ГАПО. Ф. 624. Оп. 2. Д. 23.
ГАПО. Ф. 624. Оп. 1. Д. 97.
ГАПО. Ф. 624. Оп. 2. Д. 114.
Вергасова Р. И. Нотариат в России: Учебное пособие. М., 2004.
Громова Т. А. Историческая хроника нотариата Симбирской губернии — Ульяновской области. М., 2010.
Ерёменко Е. А., Маслова Е. В. Повесть о Липецком нотариате. М., 2011.
13Вергасова Р. И. Нотариат в России: Учебное пособие.
М., 2004. С. 14.
14 ГАПО. Ф. 624. Оп. 2. Д. 114. Л. 383.
15 ГАПО. Ф. 624. Оп.2. Д.23. Л.52.
28
Мацкевич А. Ф. Настоящее, прошедшее и будущее русского нотариата. М., 1908.
Плохотенко А. К. Организация нотариальных контор. СПб., 1913.
Положение о нотариальной части. Разъяснённое и дополненное / Сост. Н. К. Мартынов. Пг., 1917.
Селянин А. В. Нотариат. СПб., 2005.
Смыкалин А. С. Нотариат Челябинской области XVIII-XXI века. М., 2007.
Тараканова Н. Г., Родина С. В. Нотариат Мордовии: от истоков к современности. М., 2010.
Никитина Наталья Павловна, декан исторического факультета, кандидат исторических наук (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); e-mail: [email protected]
Russian Notariate during the First World War (Materials of the Pskov Province)
The article is devoted to the Russian notaries in the years of the First World War. For the Russian notary War became time of trials, first of all, from a material point of view. With a decrease in the number of customers decreased revenues of notaries. In addition, the notary had serious staffing problems because some of them were depar-tured to the front. At the same time, during the First World War in the notarial community began to appear females. What is the evidence of changes in their social status.
Key words: Notary, First World War, Pskov Province.
Natalia P. Nikitina, Dean of the Faculty of History, Candidate of Historical Sciences (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: [email protected]
29