Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
902
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНИЕ РЫНКИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / КОНТРАКТ / ЛОГИСТИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА / САНКЦИИ / СДЕЛКА / СЕРТИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ / СТРАХОВАНИЕ ЭКСПОРТА / ТАМОЖЕННАЯ ОЧИСТКА / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА / ЭКСПОРТ / FOREIGN MARKETS / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / INCENTIVE INSTRUMENTS / INVESTMENT / CONTRACT / LOGISTICS / INTERNATIONAL COOPERATION / EXPORT SUPPORT PROGRAMS / SANCTIONS / TRANSACTION / CERTIFICATION OF GOODS / EXPORT INSURANCE / CUSTOMS CLEARANCE / CUSTOMS CODE / EXPORT FINANCING / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наговицына Элеонора Владимировна, Тусин Дмитрий Сергеевич

Введение: статья посвящена способам организации продвижения экспорта на стратегическом и оперативном уровнях. Предоставляется информация об эффективности стимулирования экспорта в передовых европейских государствах и рассматриваются вопросы международного сотрудничества. Разработана стратегия для повышения эффективности экспортной деятельности. Материалы и методы: при исследовании стимулирования экспорта использовались такие методы исследования, как наблюдение и сравнение. Данные методы позволяют установить сходство и различие стимулирования экспорта ведущих европейских стран и России, выявить те успешные стратегии европейских стран и возможность применения их модели стимулирования экспорта у нас. Результаты: экспорт в современных условиях играет важную роль в развитии национальной экономики России. Он дает возможность предприятиям продавать свои товары и услуги на новые рынки, увеличивает валютную выручку в стране. Поэтому стимулированию экспортной деятельности необходимо уделять особую роль. На основании проведенного исследования были выявлены 7 основных инструментов стимулирования экспорта, которые применяются в России, Германии, Испании. Проведен сравнительный анализ этих программ и разработана экспортная стратегия для каждого государства. Обсуждение: в мире ежегодно происходят события, которые негативно отражаются на экспортной политике стран, такие как брексит, референдум в Соединенном Королевстве о выходе из ЕС, конфликт на востоке Украины, санкционное давление в отношении России, распространение вируса COVID-19 по всему миру и другие. Поэтому стимулирование экспортной деятельности является на сегодняшний день весьма актуальным вопросом. Заключение: статья показывает, насколько важно проводить стимулирование экспортной политики и какие необходимо применять инструменты для этого, ведь экспорт страны является драйвером для ее экономического и социального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF EXPORT ACTIVITIES

Introduction: the article is devoted to ways of organizing export promotion at the strategic and operational levels. It provides information on the effectiveness of export promotion in advanced European countries and discusses issues of international cooperation. A strategy has been developed to increase the efficiency of export activities. Materials and Methods: in the study of export promotion, such research methods as observation and comparison were used. These methods allow us to establish the similarities and differences between the export promotion of leading European countries and Russia, to identify the successful strategies of European countries and the possibility of applying their export promotion model in our country. Results: export in modern conditions plays an important role in the development of the national economy of Russia. It enables businesses to sell their goods and services to new markets, and increases foreign exchange revenue in the country. Therefore, the promotion of export activities should be given a special role. Based on the research, 7 main export promotion tools that are used in Russia were identified. Germany, Spain. A comparative analysis of these programs was conducted and an export strategy was developed for each state. Discussion: every year there are events in the world that negatively affect the export policy of countries, such as Brexit, the referendum in the United Kingdom on leaving the EU, the conflict in Eastern Ukraine, sanctions pressure against Russia, the spread of the COVID-19 virus around the world, and others. Therefore, the promotion of export activity is a very topical issue today. Conclusion: the article shows how important it is to promote export policy and what tools should be used for this, because the country's exports are a driver for its economic and social growth.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

08.00.05

УДК 339.9 DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10088

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Э. В. Наговицына, Д. С. Тусин

Вятский государственный университет, Киров (Россия)

Аннотация

Введение: статья посвящена способам организации продвижения экспорта на стратегическом и оперативном уровнях. Предоставляется информация об эффективности стимулирования экспорта в передовых европейских государствах и рассматриваются вопросы международного сотрудничества. Разработана стратегия для повышения эффективности экспортной деятельности.

Материалы и методы: при исследовании стимулирования экспорта использовались такие методы исследования, как наблюдение и сравнение. Данные методы позволяют установить сходство и различие стимулирования экспорта ведущих европейских стран и России, выявить те успешные стратегии европейских стран и возможность применения их модели стимулирования экспорта у нас.

Результаты: экспорт в современных условиях играет важную роль в развитии национальной экономики России. Он дает возможность предприятиям продавать свои товары и услуги на новые рынки, увеличивает валютную выручку в стране. Поэтому стимулированию экспортной деятельности необходимо уделять особую роль. На основании проведенного исследования были выявлены 7 основных инструментов стимулирования экспорта, которые применяются в России, Германии, Испании. Проведен сравнительный анализ этих программ и разработана экспортная стратегия для каждого государства.

Обсуждение: в мире ежегодно происходят события, которые негативно отражаются на экспортной политике стран, такие как брексит, референдум в Соединенном Королевстве о выходе из ЕС, конфликт на востоке Украины, санкционное давление в отношении России, распространение вируса COVID-19 по всему миру и другие. Поэтому стимулирование экспортной деятельности является на сегодняшний день весьма актуальным вопросом.

Заключение: статья показывает, насколько важно проводить стимулирование экспортной политики и какие необходимо применять инструменты для этого, ведь экспорт страны является драйвером для ее экономического и социального роста.

Ключевые слова: внешние рынки, внешнеэкономическая деятельность, инструменты стимулирования, инвестиции, контракт, логистика, международная кооперация, программы поддержки экспорта, санкции, сделка, сертификация товаров, страхование экспорта, таможенная очистка, Таможенный кодекс, финансирование экспорта, экспорт.

Для цитирования: Наговицына Э. В., Тусин Д. С. Российский и зарубежный опыт в повышении эффективности экспортной деятельности // Вестник НГИЭИ. 2020. № 9 (112). С. 112-125. DOI: 10.24411/2227-94072020-10088

RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF EXPORT ACTIVITIES

E. V. Nagovitsyna, D. S. Tusin

Vyatka State University, Kirov (Russia)

Abstract

Introduction: the article is devoted to ways of organizing export promotion at the strategic and operational levels. It provides information on the effectiveness of export promotion in advanced European countries and discusses issues of international cooperation. A strategy has been developed to increase the efficiency of export activities. Materials and Methods: in the study of export promotion, such research methods as observation and comparison were used. These methods allow us to establish the similarities and differences between the export promotion of leading European countries and Russia, to identify the successful strategies of European countries and the possibility of applying their export promotion model in our country.

Results: export in modern conditions plays an important role in the development of the national economy of Russia. It enables businesses to sell their goods and services to new markets, and increases foreign exchange revenue in the country. Therefore, the promotion of export activities should be given a special role. Based on the research, 7 main export promotion tools that are used in Russia were identified. Germany, Spain. A comparative analysis of these programs was conducted and an export strategy was developed for each state.

Discussion: every year there are events in the world that negatively affect the export policy of countries, such as Brex-it, the referendum in the United Kingdom on leaving the EU, the conflict in Eastern Ukraine, sanctions pressure against Russia, the spread of the COVID-19 virus around the world, and others. Therefore, the promotion of export activity is a very topical issue today.

Conclusion: the article shows how important it is to promote export policy and what tools should be used for this, because the country's exports are a driver for its economic and social growth.

Keywords: foreign markets, foreign economic activity, incentive instruments, investment, contract, logistics, international cooperation, export support programs, sanctions, transaction, certification of goods, export insurance, customs clearance, customs code, export financing, export.

For citation: Nagovitsyna E. V., Tusin D. S. Russian and foreign experience in improving the efficiency of export activities // Bulletin NGIEI. 2020. № 9 (112). P. 112-125. DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10088

Введение

Статья посвящена способам организации продвижения экспорта в России, а также Германии и Испании на стратегическом и оперативном уровнях. В ней также содержится информация об эффективности стимулирования экспорта в соответствующих государствах и рассматриваются вопросы международного сотрудничества. Проводится сравнительная оценка инструментов, которые использует Россия и передовые страны Евросоюза при стимулировании экспорта. А также разработана стратегия для повышения эффективности экспортной деятельности. Описана роль и влияние правительств и государственных органов, а также различных частных организаций, которые предоставляют платные и бесплатные услуги по стимулированию экспорта.

Материалы и методы

При изучении передовой практики в области национальной деятельности по стимулированию экспорта важно опираться на лучшие научно-методологические разработки и международные программы в этой области. Проблемой стимулирования экспорта в России занимаются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и АО «Российский экспортный центр», программы которых сравниваются в данной статье с программами лидирующих европейских стран.

При исследовании стимулирования экспорта использовались такие методы исследования, как наблюдение и сравнение. Данные методы позволяют установить сходство и различие стимулирования

экспорта России, Германии, Испании. Целью является выявить успешные стратегии, которые есть у европейских стран для применения в Российской Федерации и поделиться своим опытом с этими странами. Ведь Россия тоже работает в этом направлении, и наш опыт будет полезен как Германии, так и Испании.

Результаты

Стимулирование экспорта - это совокупность мер и инструментов преимущественно государственного характера, которые внутренне побуждают к увеличению сбыта отечественных товаров и услуг на иностранных рынках [1]. В течение последних нескольких лет в мире произошли события, которые многие не могли предвидеть: избрание протекционистского президента США, брексит, референдум в Соединенном Королевстве о выходе из ЕС, конфликт на востоке Украины, санкционное давление в отношении России, распространение вируса СОУГО-19 по всему миру и другие. Все это отрицательно сказалось на экспортной деятельности многих стран. Поэтому стимулирование экспортной деятельности является на сегодняшний день весьма актуальным вопросом. Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: это создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту и формирование благоприятного макроэкономического климата. Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних) [2].

В исследовании рассматриваются три государства: Россия, Германия и Испания. Эти страны были выбраны в связи с тем, что Германия являет-

ся крупнейшим экспортером в Европе и имеет давние традиции торговли. Испания была выбрана из-за ее исторических и языковых связей с Латинской Америкой. Хотя за последние несколько лет глобальная среда для поощрения экспорта и торговли, по-видимому, стала более нестабильной, страны, сопоставимые в исследовании, не претер-

пели существенных изменений в том, как осуществляется стимулирование экспорта и интернационализация бизнеса. И соответственно Россия, чтобы можно было сравнить мировую практику стимулирования экспорта с отечественной и по возможности перенять положительный опыт зарубежных стран.

Таблица 1. Инструменты государственной поддержки стимулирования экспорта Table 1. Instruments of state support for export promotion

Страна / A country Россия / Russia Германия/ Germany Испания / Spain

1 2 3 4

Бесплатные и плат- „

Бесплатные и платные

Консультационные Бесплатные и платные консультацион- ные консультаци-

консультационные услуги услуги / Consulting ные услуги / Free and paid consulting онные услуги / Free , •,

. . , ., , . / Free and paid consulting

service services and paid consulting

services

services

Информация / Information

Программа / Program

Тренировка/ Workout

Финансирование / Financing

Прочее / Else

Грантовая программа / Grant program

Экспоцентр / Expocentre

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт», «Экспортный акселератор» / National project «international cooperation and export» « Export accelerator»

Информационные услуги GTAI / GTAI information services

Программа развития рынка / The program of develo pment of the market

Онлайн-информация по самым разным целям / Online information for a variety of goals

NEXT, IMPACT+ / NEXT, IMPACT+

Школа экспорта РЭЦ / REC export school

Гарантии по экспортным кредитам от АО «РОСЭКСИМБАНК», Федеральный бюджет на национальные проекты / Guarantees for export loans from the JSC «EXIMBANK of Russia», the Federal budget for national projects Поддержка экспорта продукции в рамках корпоративных программ повышения конкурентоспособности в промышленности, субсидирование затрат на формирование системы послепродажного обслуживания / Support for export of products in the framework of corporate programs to increase competitiveness in industry, Subsidizing the cost of forming a system of after-sales service

Федеральный проект «Экспорт образования» национального проекта «Образование» / Federal project «Export of education» of the national project «Education»

Гарантии по экспортным кредитам / Export credit guarantees

Онлайн-инструменты (электронное обучение), семинары и тренинги / Online tools (e-learning), seminars and trainings

Гарантии по экспортным кредитам / Export credit guarantees

Поддержка проведения международных тендеров / Support for

international tenders

Программа развития рынка / The program of development of the market

Сопровождение проведения международных тендеров, имитатор затрат / Support of international tenders, cost simulator

ICEX NEXT / ICEX NEXT

Источник: составлено автором по [3].

На сегодняшний день экспорт представляет собой способ создания новых рабочих мест и повышения благосостояния в обществе. Наиболее важными экспортируемыми товарами являются оборудование, электрические машины и транспортные средства, фармацевтические препараты, минеральное топливо, пластмассы, оптические, технические и медицинские приборы, органические химикаты, а также железо и сталь. В дополнение к этому материальному экспорту многие компании также продают различные бизнес-услуги, такие как исследования и разработки, профессиональные и управленческие консультации, технические и торговые услуги, инженерные и финансовые услуги клиентам за пределы государства. Германия и Испания добились относительно больших успехов в мировой торговле, но меняется как конкуренция, так и операционная среда. Хоть эти страны лидеры по созданию экспортной политики, Россия также имеет целый ряд подходов и инструментов для осуществления деятельности по стимулированию экспорта на национальном уровне.

В таблице 1 представлены основные инструменты государственной поддержки стимулирования экспорта этих трех стран.

Инструменты государственной поддержки стимулирования экспорта представляют интерес для каждой из представленных стран. Анализ инструментов стимулирования экспорта дает возможность использовать лучший опыт других стран и повысить эффективность экспортной деятельности в России.

Проведем более глубокий анализ инструментов поддержки стимулирования экспорта каждой из стран.

На государственном уровне Германия участвует в отдельных торговых ярмарках и выставках за рубежом. Выбор мероприятий осуществляется совместно с Федеральным министерством экономики и энергетики и Ассоциацией немецкой выставочной индустрии (AUMA). На этих мероприятиях министерство и ассоциация берут на себя часть расходов на общий выставочный стенд, которым совместно управляют несколько малых и средних предприятий. Это делается для того, чтобы дать возможность малому и среднему предпринимательству участвовать в выставках за рубежом и получить доступ к новым рынкам сбыта. Министерство экономики также осуществляет экспортные инициативы и программы развития рынка для малого и среднего предпринимательства. Цель этих программ состоит в том, чтобы помочь малому и среднему предпри-

нимательству во всех секторах найти и освоить новые рынки за рубежом. Экспортные инициативы особенно нацелены на такие отрасли, как энергетика, экологические технологии, здравоохранение и гражданская безопасность, но также применимы и к более традиционным отраслям промышленности. По данным министерства, в настоящее время службы лучше координируются по содержанию и структуре, что позволяет им оказывать более целенаправленное воздействие. В дополнение к этим программам министерство предоставляет консультации по основным шагам, которые необходимо предпринять перед вступлением в международные деловые отношения и установлением конкретных контактов с международными деловыми партнерами. Еще одной организацией, осуществляющей экспортные инициативы, является «Germany Trade and Invest». Она занимается стимулированием экспорта и предлагает четыре вида услуг: продвижение экспорта, консультирование инвесторов, маркетинг местоположения и продвижение новых федеральных штатов. Ядром службы содействия экспорту «Germany Trade and Invest» является база данных рыночной информации. У «Germany Trade and Invest» есть эксперты по всему миру в более чем 50 местах, которые ежедневно собирают информацию об основных фактах рынка и о последних изменениях в местной операционной среде. Программа консультирования инвесторов у «Germany Trade and Invest» также ориентирована на иностранных инвесторов, желающих обосноваться в Германии. В рамках этой программы предлагаются информационные услуги, такие как анализ рынка и отрасли, юридическая информация, а также консультационные услуги, такие как создание и регистрация сайта и продвижение сайта в сети Интернет. Третья широкая категория услуг «Germany Trade and Invest» - это маркетинг местоположения. Деятельность в рамках этой категории направлена на то, чтобы убедить иностранных бизнес-руководителей в преимуществах территориального расположения Германии. С 2010 года «Germany Trade and Invest» проводит локальные мероприятия под названием «Германия. Твой умный бизнес». Четвертая категория в портфеле услуг «Germany Trade and Invest» - это деятельность по продвижению использования новых федеральных земель Германии потенциальным международным инвесторам. Эта деятельность проводилась под названием: «Электростанция Восточной Германии».

Также, стимулированием экспорта в Германии занимаются «Немецкие торговые палаты», которые находятся за пределами Германии в других

странах. За 2016 год «Немецкие торговые палаты»: выполнили полмиллиона информационных запросов, провели 400 000 деловых контактов, организовали 50 000 деловых встреч с потенциальными иностранными клиентами, обучили 20 000 человек и организовали более 3 000 деловых семинаров или конгрессов. Услуги «Немецких торговых палат» можно разделить на пять категорий: поддержка экспорта и инвестиций за рубежом (исходящие), поддержка международных деловых контактов и прямых инвестиций в Германию (входящие), продвижение интересов Германии в принимающей стране, маркетинг местоположения в принимающей стране и последняя категория - это проекты, поддерживаемые государством. Первая сфера услуг, поддержка экспорта и инвестиций за рубежом, включает четыре вида деятельности, связанных с консультированием по вопросам выхода на рынок: первая - это предрыночная проверка или исследование рынков. Вторая сфера обслуживания состоит из услуг по оказанию помощи при участии в выставках-ярмарках. Третья сфера услуг включает юридические и финансовые услуги, такие как консультирование по вопросам налогообложения и создания компаний. Четвертая и последняя категория в первой категории услуг относится к персоналу, например к услугам по найму. Вторая категория услуг заключается в поддержке международных деловых контактов и прямых инвестиций в Германии, состоит из тех же широких категорий, что и первая категория, но точка зрения направлена на инвестиции в Германии. Кроме того, «инвесторы» - это пятая важная сфера услуг, которая включает в себя услуги по привлечению инвесторов в Германию. Третья широкая категория услуг заключается в продвижении интересов Германии в принимающей стране. Она включает в себя три вида предоставляемых услуг. Первая - это лоббистская деятельность, направленная на установление контактов с прессой или контактов с политиками. Также это коммуникация и РЯ, например, публикации различных видов тематических исследований, а также услуги членов, связанные с вопросами членства. Вторая - это маркетинговые мероприятия по размещению. Они состоят из организации журналистских поездок в Германию или маркетинговых мероприятий. И последняя это проекты, поддерживаемые государством, т. е. категория, которая включает проекты, организованные за пределами финансирования центрального правительства. Финансирование этих проектов, как правило, поступает от федерального правительства или от Штатов. Однако некоторые проекты осуществляются Евро-

пейским Союзом или немецкой организацией помощи развитию «Немецкое общество международного сотрудничества».

Что касается консультационных услуг, то «Немецкие торговые палаты» предоставляют компаниям право участвовать в дискуссиях и получать исходную информацию бесплатно. Однако компании вынуждены платить за более детальную информацию или проекты. Эти услуги адаптированы к потребностям компании на основе переговоров. Таким образом, плата также варьируется в зависимости от потребности. Компании также могут ежемесячно получать информацию, например, по вопросам, связанным с налогообложением.

Третий компонент содействия экспорту Германии - это иностранные представительства и экспортные гарантии. Иностранные представительства облегчают контакты внутри принимающих стран, организуют мероприятия, такие как конференции посольств, и предоставляют информацию о тематических мероприятиях или тендерных процессах.

Федеральное правительство предоставляет немецким экспортерам гарантии экспортных кредитов, которые могут быть использованы для страхования экспортных операций от экономических и политических рисков. Гарантии (называемые по-немецки «Гермес») управляются от имени Федеративной Республики Германии компанией «Euler Hermes Aktiengesellschaft» в качестве мандатария федерального правительства. Существует также несколько инструментов «AKA Bank», «KfW -IPEX» и «DEG-Deutsche Investitions-und Entwicklungsgesellschaft», доступных для финансирования экспорта и проектов за рубежом.

При анализе инструментов стимулирования экспорта Испании выявлены отличительные особенности. Самым важным субъектом в Испании с точки зрения продвижения экспорта является организация «Испания экспорт и инвестиции» (ICEX) «Испания экспорт и инвестиции» использует сеть экономических и коммерческих представительств за рубежом для получения информации и изучения возможностей ведения бизнеса на международных рынках. Целью этой деятельности является расширение присутствия и активности испанских компаний в странах, входящих в сеть, путем предоставления различным иностранным операторам информации из первых рук об испанских компаниях, а также их контактной информации. Успешное осуществление этой деятельности требует тесного сотрудничества между «Испания экспорт и инвестиции» и сетью экономических и коммерческих представительств Испании за рубежом.

«Испания экспорт и инвестиции» также предоставляет онлайн-услуги. Так, например, она предоставляет информацию под названием «Заграничный паспорт». Это анализ экспортного потенциала, а также коммерческие документы, таможенные формальности и сертификаты в режиме онлайн. Еще одним примером является онлайн-обучение. 1СЕХ использует цифровизацию и организует обучение интернационализации в режиме онлайн. Этот «Массовый открытый онлайн-курс» (МООС) был разработан совместно с «Фондом Рафаэля дель Пино».

Следующая программа, которую реализует «Испания экспорт и инвестиции», направлена на интернационализацию испанского бизнеса. Еще одна программа «Испания экспорт и инвестиции» (1СЕХ 20) предназначена для испанских малых и средних предприятий, желающих интернационализировать свой бизнес и / или консолидировать свое присутствие за рубежом. Специалисты 1СЕХ помогают компании разработать бизнес-план и вывести компанию на новые рынки через личные консультации специалистов, работающих на зарубежных рынках. Программа рассчитана на 18 месяцев и включает 45 часов специализированных консультаций (30 обязательных часов и 15 факультативных часов), предоставляемых экспертами в различных областях интернационализации и внешней конкурентоспособности. Обязательные часы используются для консультаций при разработке плана интернационализации, в то время как дополнительные часы могут быть потрачены на консультации по повышению международной конкурентоспособности компании. Этот план может быть дополнен на последующем этапе услугой «Назначение советников», которая помогает компании получить доступ к определенным рынкам и развить свою коммерческую сеть. Некоторые элементы программы полностью субсидируются, а другие -частично. Анализ бизнес-модели компании, финансовый анализ и анализ онлайн-бизнес-модели полностью охватываются 1СЕХ. Компания должна оплатить 50 % расходов, связанных с персональными (как обязательными, так и добровольными консультациями) и рекламными, а также личными расходами. Вклад посольства Испании в эти расходы может составить до 12 400 евро. Покрываемые расходы могут также включать расходы на персонал, понесенные компанией при найме новых сотрудников. Пакет также содержит анализ потенциального экспортера и цифровой маркетинг (€600), охватываемый «Испания экспорт и инвестиции». Последнее начинается с анализа веб-сайта фирмы -

с точки зрения удобства использования, позиционирования и аналитики - чтобы заставить компанию осознать необходимость согласования своей бизнес-стратегии с онлайн-присутствием и цифровыми маркетинговыми действиями. Критерии приемлемости программы следующие: малый и средний бизнес должен иметь продукт, услугу или собственный бренд, он должен иметь экспортный потенциал, и его экспорт не должен превышать 50 % оборота компании, стоимость экспорта компании не должна превышать 250 000 евро, он должен экспортировать максимум на пять географических рынков и/или максимум на шесть клиентов, и он должен быть создан в течение последних двух лет. Кроме того, компания должна иметь квалифицированный и преданный делу персонал для реализации программы, финансовые возможности для проведения проекта интернационализации и готовность поделиться своими размышлениями, идеями и опытом, полученными на международных рынках, с другими малыми и средними предприятиями. Наконец, компания не должна была ранее участвовать в программах инициирования 1СЕХ. Для тех компаний, которые уже экспортируют продукцию, «Испания экспорт и инвестиции» может выступать партнером в своей рекламной деятельности, то есть участвовать в международных выставках, торговых миссиях и учебных поездках, привлекать покупателей и лидеров общественного мнения, организовывать технические и коммерческие встречи и проводить рекламные кампании. Кроме того, 1СЕХ поддерживает участие испанских компаний в международных тендерах путем предоставления информации и консультаций, поиска местных партнеров и экспертов, оказания помощи в подготовке заявок и организации миссий и встреч с учреждениями.

Еще одной важнейшей программой по стимулированию экспорта является программа «ВЛИЯНИЕ +» (IMPACT+). Через эту программу «Испания экспорт и инвестиции» поддерживает испанские компании, когда они диверсифицируются на целевых рынках своей коммерческой и инвестиционной деятельности. Эта программа может быть использована для выхода на новые рынки, которые удовлетворяют потребности относительно малообеспеченных слоев населения развивающихся стран, обладающих высоким потенциалом роста. Испанские компании традиционно ориентируют свою деятельность на рынки, обслуживающие средние и высокие социально-экономические сегменты. Таким образом, программа представляет собой иной подход с точки зрения рынков экспортных компаний. Программа предлагает компаниям-

участникам инструменты, например знания, полученные из успешных историй испанских компаний в области устойчивого бизнеса, определение конкретных бизнес-возможностей и семинары, в ходе которых расширяется понимание компаниями этих типов рынков и углубляется разработка устойчивых и инклюзивных бизнес-моделей. 1МРАСТ+ также содержит учебный лагерь, в ходе которого компании могут установить контакты с местными организациями и другими нетрадиционными партнерами на развивающихся рынках, где были выявлены возможности. Учебный лагерь также позволяет компаниям представлять идеи и бизнес-модели потенциальным инвесторам и субъектам государственного финансирования, обмениваться передовым опытом и передавать успешный опыт другим компаниям, а также структурировать бизнес-модели, которые делают эти возможности экономически жизнеспособными для компании. Для участия в 1МРАСТ+ компании должны соответствовать следующим критериям: у них должен быть продукт, услуга или собственный бренд. Она также должна иметь квалифицированный и преданный делу персонал для осуществления программы интернационализации и финансовые возможности для осуществления этого проекта. Кроме того, ожидается, что компании будут использовать полученные ими рекомендации для разработки или продвижения своей стратегии выхода на развивающиеся рынки и участвовать в самодиагностике своего потенциала в области обслуживания этих рынков. На основании результатов учений организация «Испания экспорт и инвестиции» определяет участие компании в программе.

В дополнение к программам и информационным услугам за отдельную плату «Испания экспорт и инвестиции» также предоставляет индивидуальные консультации и поддержку через испанскую сеть экономических и коммерческих офисов. Эта сеть охватывает более 150 стран. Персонализированные услуги предоставляются только по запросу компании и за фиксированную цену, основанную на объеме выполняемых работ. Услуги всегда ориентированы на конкретные потребности компании. Эти услуги включают в себя индивидуальную информацию о зарубежных рынках, анализ конкурентов, сравнение цен в торговых точках, организацию деловых встреч, выявление потенциальных торговых партнеров, разработку маркетинговых и рекламных мероприятий, логистическую поддержку и выездные миссии. Спрос на персонализированные услуги с годами растет. Если в 2007 году было оказано только 34 такие услуги, то в 2019 году ока-

зывалось более 4 000 услуг. Самый высокий спрос на данный момент был зафиксирован в 2012 году, когда было запрошено более 4 700 услуг. Все пользователи данных услуг могут оценить качество предоставленных им услуг. Как показывает шкала удовлетворенности клиентов, сервис находится на хорошем уровне. По шкале от 1 до 5 средний балл составил 4,19. Основным целевым рынком стал рынок США, за которым следуют Ближний Восток, континентальный Китай и Южная Корея. Дополнительная ценность персонализированных услуг заключается в том, что они предоставляются персоналом, присутствующим на целевом рынке. Этот персонал может, например, организовать встречи испанских экспортных компаний с предприятиями в целевой стране. Эти предприятия уже были проверены и опрошены заранее, поэтому они, как известно, проявляют интерес к испанской продукции.

Еще одна интересная программа Испании -это грантовая программа. «Испания экспорт и инвестиции» участвует в предоставлении обучения в форме грантовой программы, которая состоит из получения степени магистра в области международного управления бизнесом в Международном университете Менендеса Пелайо, преподаваемой бизнес-школой «Испания экспорт и инвестиции -Центр экономических и бизнес-исследований» (1СЕХ-СЕСО). Студенты отбираются каждый год, и процесс отбора включает в себя конкретные тесты знаний и личное интервью. Студентам больше не нужно сдавать тест по английскому языку. Однако кандидаты должны предоставить официальный сертификат, подтверждающий их знание английского языка как минимум на уровне В2, в соответствии с общеевропейской системой отсчета для языков (CEFRL). Фактическое обучение начинается в испанских экономических и коммерческих отделениях за рубежом, как только степень была завершена. Второй этап стажировки длится в течение одного года в испанской компании или государственном учреждении с международными операциями, будь то в ее центральных офисах в Испании или в любом из ее дочерних предприятий, или в международной организации. Существует спрос на стажеров из грантовой программы. Например, в 2016 году около 660 организаций запросили стажеров, и более 76 % из них были малые и средние предприятия. Крупные предприятия несут 70 % расходов по гранту, а малые и средние предприятия - 50 %. Все остальные расходы берет на себя посольство Испании. Как было описано выше, «Испания экспорт и инвестиции» предоставляет целый ряд услуг компаниям. В целом было достиг-

нуто значительное улучшение в том, как предоставляются услуги. С 2016 года этот подход был ориентирован на всестороннюю поддержку компаний в процессе их интернационализации, т. е. 1СЕХ стремится охватить все потребности компании от самых ранних стадий процесса интернационализации до более зрелых стадий.

Еще одной компанией, занимающейся стимулированием экспорта, является «Испанская компания по финансированию развития» (COFIDES). Она также может привлекать внешнее финансирование для жизнеспособных частных инвестиционных проектов, таких как создание новых компаний или приобретение или расширение существующих предприятий. Требования к финансированию заключаются в следующем: проекты должны включать активы, требующие средне-и долгосрочного финансирования, осуществляться за рубежом и включать в себя некоторые элементы испанского интереса.

Страховые услуги при осуществлении экспорта оказывает компания «Испанская компания по страхованию экспортных кредитов» (CESCE). Она помогает испанским компаниям покрывать риски, связанные с экспортом. Портфель продуктов CESCE состоит из страхования облигаций экспортеров, страхования кредитов поставщиков, страхования строительства и работы за рубежом и страхования инвестиций инвесторов [3].

Проанализировав опыт ведущих европейских стран, рассмотрим российский опыт стимулирования экспорта.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4] в части положений об увеличении экспорта продукции и услуг в 2018 году был разработан национальный проект «Международная кооперация и экспорт» [5]. Российская продукция может быть востребованной и конкурентоспособной на глобальном рынке. Помочь занять свою нишу современным качественным и высокотехнологичным отечественным товарам и призван национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Его реализация рассчитана до конца 2024 года. К этому сроку в рамках нацпроекта планируется нарастить объем российского неэнергетического и несырьевого экспорта до $ 250 млрд. В том числе объем экспорта продукции агропрома должен составлять $45 млрд, продукции машиностроения -$60 млрд. В реализации нацпроекта участвует каждый регион России, развивая свой инвестиционный и экспортный потенциал. Основные задачи данного

нацпроекта следующие: увеличить объем экспорта услуг к 2024 году до $ 100 млрд в год; увеличить долю экспорта продукции обрабатывающей промышленности и сельхозпродукции в ВВП страны на 20 %. Запланировано дальнейшее расширение производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [6]. Объем финансирования национального проекта в период 2019-2024 годов должен составить 956,8 млрд руб., направляемых на реализацию пяти федеральных проектов: «Промышленный экспорт» (423,9 млрд руб.), «Экспорт продукции АПК» (406,8 млрд руб.), «Логистика международной торговли» (21,6 млрд руб.), «Экспорт услуг» (5,8 млрд руб.), «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (98,8 млрд руб.). Национальный проект определяет основные траектории развития промышленной и продовольственной экспортной политики, экспорта услуг, системы транспортно-логистического сопровождения экспорта, а также финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки экспортеров. В частности, в 2021 году планируется завершить создание линейки финансовых инструментов поддержки, включая расширенное экспортное и акционерное финансирование. Отдельные меры будут направлены на либерализацию законодательства, развитие профильной инфраструктуры системы продвижения продукции и институтов поддержки.

Способствовать наращиванию объемов производства и реализации несырьевых неэнергетических товаров направлен Федеральный проект «Промышленный экспорт», в нем могут принять участие как государственные, так и частные компании, как крупный, так и средний и малый бизнес. Цель данного проекта к концу 2024 года увеличить объем экспорта несырьевых неэнергетических промышленных товаров и объем экспорта промышленных услуг до $205 млрд, в том числе продукции машиностроения - $60 млрд в год, за счет развития международной конкурентоспособности промышленных предприятий, мотивации госкомпаний к повышению объема экспорта [7]. Ключевые мероприятия проекта - это запуск программ на уровне предприятий, направленных на повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции и увеличение объемов ее производства и реализации (КППК); актуализация и модернизация действующих инструментов поддержки экспорта; совершенствование отраслевых регуля-торных мер; создание российской промышленной зоны в Экономической зоне Суэцкого канала Арабской Республики Египет. Господдержка оказывает-

ся предприятиям машиностроительной, химической, металлургической, лесопромышленной, фармацевтической и других отраслей.

Способствовать наращиванию объемов экспорта продукции АПК до $ 45 млрд к концу 2024 года направлен Федеральный проект «Экспорт продукции АПК». Реализован он будет за счет создания новой товарной массы, создания экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки и создания системы позиционирования и продвижения продукции АПК [8].

На увеличение экспорта транспортных услуг до $25 млрд к концу 2024 года направлен Федеральный проект «Логистика международной торговли». Он будет реализован за счет увеличения пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу в 2 раза к 2024 году; строительства и модернизации 36 пунктов пропуска через государственную границу; принятия регуляторных пакетов; организации перевозок грузов регулярными маршрутными контейнерными поездами по международным транспортным коридорам [9].

На создание среды и инфраструктуры для развития экспорта товаров и услуг направлен Федеральный проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Так, группой АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) уже в 2018 году была запущена реализация ряда инициатив, например создание информационной ГГ-системы «Одно окно» на базе единой цифровой платформы РЭЦ. В частности, распоряжением Правительства Российской Федерации АО «РЭЦ» предоставлен доступ к системе межведомственного электронного взаимодействия органов исполнительной власти. Информационная система, которая должна быть запущена к 2021 году, и позволит осуществлять взаимодействие экспортеров с органами власти и организациями, влияющими на экспортную деятельность предприятий, в электронной форме. Субсидия на создание системы «одного окна» предоставляется АО «РЭЦ» в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 342 [10]. Помимо реализации механизма «одного окна», субсидия в рамках указанного постановления Правительства Российской Федерации будет направляться на продвижение высокотехнологичных, инновационных и иных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продукции и услуг на внешние рынки. Суммарно на эти цели в 2019 году выделено 3 576,6 млн руб., в 2020 году - 3 560,6 млн руб., в 2021 году -3 497 млн руб.

Еще одна из инициатив - это развитие нового продукта поддержки несырьевого экспорта «Экспортный акселератор», включающий новые программы обучения и ориентированный на сектор малого и среднего предпринимательства в регионах [11]. РЭЦ помогает организовать экспортную деятельность предприятия, оказывая правовую и консультационную поддержку в сферах логистики, таможенного администрирования, сертификации, патентования и возврата НДС. Оказывает как платные, так и бесплатные услуги консультации о возможностях и особенностях доставки в регион, необходимых документах, страховании перевозки и прочих вопросах, связанных с логистикой; оказывает услуги по процедуре экспортного контроля; оказывает квалифицированную помощь по таможенному оформлению; оказывает услуги по предоставлению проекта экспортного контракта на поставку товаров; предоставляет транспортно-экспедиторское обслуживание аккредитованными; оказывает консультации по оформлению транспортных и сопроводительных документов; предоставляет юридические консультации по логистическим вопросам; предоставляет онлайн-материалы по процедурам валютного контроля и другое [12].

Помимо этого, группа компаний АО «Российский экспортный центр» предоставляет компенсационные выплаты экспортерам в целях частичного возмещения фактических затрат по различным направлениям экспортной деятельности, таких, как регистрация объектов интеллектуальной собственности за рубежом, компенсация затрат экспортеров российской продукции на сертификацию продукции, например продукцию АПК, компенсацию части затрат на транспортировку продукции промышленности гражданского назначения; компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции; финансирование затрат на участие в международных конгрессно-выставочных мероприятиях и деловых миссиях и другие [13]. Для того, чтобы получить ту или иную услугу, экспортерам необходимо сделать всего несколько шагов на официальном сайте РЭЦ (рисунок 1).

Как получить услугу / How to get the sen ice

j Авторизуйтесь на портале / Loa Iii to the portal

Для получения услуги необходимо авторизоваться То get the service, you must log in

Нажмите на кнопку "Направить запрос" / Click oil the "Send request" button"

j Заполните электронную анкету на предоставление услуги в Личном кабинете / Fill out an electronic form for providing the service in your Personal account

4 Скачайте и подпишите заполненную заявку на предоставление услуги / Download and sian the completed application for the provision of services

Загрузите и отправьте скан-копию подписанной заявки на предоставление услуги через личный ^ кабинет / Download and send a scanned copy of the signed application for the provision of services via e your personal account

Дождитесь реализации услуги / Wait for the service to be implemented 6 Актуальный статус реализации услуги вы всегда можете посмотреть в истории обращений / You can always view the current status of the service implementation in the request history

^^^^^^ Получите базовое консультирование по вопросам ■ Get basic advice on issues

Рис. 1. Процесс получения услуги помощи экспортеру на сайте РЭЦ Fig. 1. The process of obtaining assistance to the exporter on the REC website

Источник: [14].

Еще одной организацией, которая способствует стимулированию и развитию экспорта в стране, является АНО ДПО «Школа экспорта АО «Российский экспортный центр». Это лицензированная образовательная организация, созданная на базе Российского экспортного центра для обучения представителей российских компаний в регионах Российской Федерации основам экспортной деятельности. Школа экспорта РЭЦ оказывает информационно-образовательную поддержку экспортно-ориентированным предприятиям для выхода на международный уровень торговли и повышения эффективности экспортных поставок. Школа экспорта РЭЦ предлагает два формата обучения: он-лайн-программа и экспортные семинары. С 2016 года более 8000 человек получили сертификаты о прохождении экспортных семинаров, почти 9000 человек прослушали курсы онлайн-программы - все они высоко оценили качество организации обучения, высокий уровень содержания программы и квалификацию преподавательского состава. Средняя оценка слушателей курсов по итогам обучения (по пятибалльной шкале): экспортные семинары -4,87; онлайн-программа - 4,88 [18].

В рамках группы РЭЦ услуги по страховой поддержке экспортеров оказывает АО «ЭКСАР». Страховое покрытие Агентства применяется для защиты экспортных кредитов от предпринимательских и политических рисков, а также российских инвестиций за рубежом от политических рисков. По каждой застрахованной сделке Агентство может покрывать до 95 % убытков в случае реализации политического риска и до 90 % - в случае коммерческого риска [17].

Правительство Российской Федерации понимает важность экспорта для всей экономики страны

и, как показано из данного исследования, занимается его развитием.

Обсуждение

Экспорт в современных условиях играет важную роль в развитии национальной экономики России [19, с. 432]. Он дает возможность предприятиям продавать свои товары и услуги на новые рынки, увеличивает валютную выручку в стране. Поэтому стимулированию экспортной деятельности необходимо уделять особую роль. Для повышения эффективности экспортной деятельности каждому государству необходимо разработать экспортную стратегию. Можно выделить несколько основных рекомендаций:

1. Каждое государство должно иметь экспортную стратегию с изложением ключевых принципов и целей поощрения экспорта. Если ответственность за стимулирование экспорта распределяется между несколькими министерствами, то представители этих министерств должны быть включены в процесс разработки стратегии наряду с другими ключевыми участниками. Стратегия не должна отражать только мнения государственного сектора, поэтому частный сектор также должен иметь право голоса, например, через деловые организации или торговые палаты. Позволяя заинтересованным сторонам занять определенную позицию, государственный сектор повышает приверженность этой стратегии.

2. Предоставление консультационных услуг. Бесплатные консультации и платные консультационные услуги имеют очень высокую ценность для экспортера. Но не каждая услуга должна включать в себя плату. Информация может быть предоставлена онлайн и бесплатно. Это относится к основной информации, необходимой всем экспортно-ориентированным компаниям. Владельцы бизнеса также должны иметь возможность задавать вопросы и получать информацию от консультанта. Существует также подробная информация о целевых рынках и личных связях с лицами, принимающими решения. Размер платы за консультационную услугу уменьшает количество ненужных запросов на получение информации. Это также побуждает компании задуматься о том, какая информация им необходима и как она будет поддерживать их экспортную деятельность.

3. Использование единой базы данных по доступу к международным рынкам, которая содержит огромное количество ценной информации для ма-

лых и средних предприятий о других участниках внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в экспорте и интернационализации своего бизнеса. Это позволит более безопасно совершать экспортные сделки, а каждое государство со своей стороны будет проверять и контролировать участников ее страны и в случае каких-то споров содействовать в их урегулировании. В качестве отправной точки можно было бы использовать базу данных о доступе к рынкам. Государства-члены и деловые ассоциации должны поощрять использование этой базы данных и в полной мере использовать ту информацию, которая уже имеется в открытом доступе.

4. Стабильная операционная среда и защита свободной торговли. Правительственные постановления могут быть серьезным препятствием в международной торговле. Предприятия с опаской относятся к изменениям в своей операционной среде. Чем больше изменений происходит, тем менее охотно компании идут на риск и выходят на внешние рынки. В международной практике наблюдается рост протекционизма и попыток усложнить торговлю, что означает, что необходимо поддерживать единый рынок.

Заключение

Исследование показывает, насколько важно проводить стимулирование экспорта во внешнеэкономической деятельности, использовать инструменты для движения компании вперед. При высокой неопределенности внешней среды и нестабильности в макросистеме менеджменту с целью эффективного управления необходимо продолжать изучать мировую практику и применять ее сильные стороны на своей стране. Но все же описанные в данной статье методы, механизмы, алгоритмы экспортного маркетинга - это всего лишь инструменты стимулирования продвижения продукции вашего предприятия на экспорт. Но самое главное, без чего никакой даже самый хороший экспортный консалтинг не даст результата, это заинтересованность и желание прилагать значительные усилия в продвижении продукции на экспорт руководителей предприятий. Необходимо четко понимать, что организация экспорта - сложный и затратный процесс, который потребует огромных усилий, значительных материальных и временных ресурсов от руководителей и сотрудников компании. Если вы все же решите заниматься экспортом, то успеха добьетесь только в том случае, если займетесь им «всерьез и надолго» [20].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Материалы сайта ТрансЛоадинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://transloading.ru/interesno/stimulirovaniya-eksporta-zarubezhnyiy-opyit/ (дата обращения 17.07.2020).

2. Материалы сайта Vuzlit [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vuzlit.ru/11657/metody_stimulirovaniya_eksporta (дата обращения 09.07.2020).

3. Материалы сайта European Economic and Social Committee [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eesc.europa.eu/en/our-work/publications-other-work/publications/study-best-practices-national-export-promotion-activities (дата обращения 22.07.2020).

4. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020).

5. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

6. Материалы сайта Минпромторг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/projects/international/ (дата обращения 23.07.2020).

7. Материалы сайта Национальные проекты: будущее России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/promyslennyj-eksport (дата обращения 25.07.2020).

8. Материалы сайта Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/PsKoY (дата обращения 23.07.2020).

9. Материалы сайта Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mintrans.gov.ru/ (дата обращения 22.07.2020).

10. Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке акционерного общества «Российский экспортный центр», г. Москва, в целях развития инфраструктуры повышения международной конкурентоспособности» (вместе с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Российский экспортный центр», г. Москва, в целях развития инфраструктуры повышения международной конкурентоспособности») от 28.03.2019 № 342.

11. Материалы сайта Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/publication/a/22065.pdf (дата обращения 20.07.2020).

12. Материалы сайта ГИСП - Государственная информационная система промышленности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gisp.gov.ru/support-measures/list/7722822/ (дата обращения 25.07.2020).

13. Материалы сайта ВЭБ.РФ - государственная корпорация развития России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/gruppa-veb/rossijskij-eksportnyj-centr/ (дата обращения 20.07.2020).

14. Материалы сайта АО Российский экспортный центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/ (дата обращения 11.07.2020).

15. Материалы сайта Центр поддержки экспорта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://export-rt.ru/ (дата обращения 24.07.2020)

16. Материалы сайта РОСЭКСИМБАНК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eximbank.ru/credits/ (дата обращения 24.07.2020).

17. Материалы сайта ЭСКАР [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.exiar.ru/ (дата обращения 19.07.2020).

18. Материал сайта Школа экспорта РЭЦ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://exportedu.ru/about/school (дата обращения 14.07.2020).

19. Лапина Д. М. Роль экспортно-импортных операций в развитии экономики // Электронный журнал Молодой ученый. 2015. № 22. С. 432-434. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/102/23511/ (дата обращения 09.07.2020).

20. Материалы сайта DOCPLAYER [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/77821203-Prodvizhenie-na-eksport-pervye-shagi.html (дата обращения 06.07.2020).

Дата поступления статьи в редакцию 22.06.2020, принята к публикации 15.07.2020.

Информация об авторах: НАГОВИЦЫНА ЭЛЕОНОРА ВЛАДИМИРОВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика»

Адрес: Вятский государственный университет, 610000, Россия, Киров, ул. Московская, 36

E-mail: eleonora880@rambler.ru

Spin-код: 4071-0586

ТУСИН ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ,

магистрант 2 курса

Адрес: Вятский государственный университет, 610000, Россия, Киров, ул. Московская, 36 E-mail: tusin.87@mail.ru Spin-код: 7937-6244

Заявленный вклад авторов:

Наговицына Элеонора Владимировна: общее руководство проектом, формулирование основной концепции исследования, анализ и дополнение текста статьи.

Тусин Дмитрий Сергеевич: сбор и обработка материалов, написание основной части текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Materialy sajta Transloading [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://transloading.ru/interesno/ stimuliro-vaniya-eksporta-zarubezhnyiy-opyit/ (accessed 17.07.2020).

2. Materialy sajta [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://vuzlit.ru/11657/metody_stimulirovaniya_ eksporta (accessed 09.07.2020).

3. Materialy sajta European Economic and Social Committee [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.eesc.europa.eu/en/our-work/publications-other-work/publications/study-best-practices-national-export-promotion-activities (accessed 22.07.2020).

4. Ukaz prezidenta RF «O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [«On national goals and strategic development goals of the Russian Federation for the period up to 2024»] ot 07.05.2018 No. 204 (red. ot 21.07.2020).

5. Pasport nacional'nogo proekta (programmy) «Mezhdunarodnaja kooperacija i jeksport» [«International cooperation and export»] (utv. Prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 No. 16).

6. Materialy sajta Ministry of industry and trade [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://minpromtorg.gov.ru/projects/international/ (accessed 23.07.2020).

7. Materialy sajta National projects: the future of Russia [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://futurerussia.gov.ru/promyslennyj-eksport (accessed 25.07.2020).

8. Materialy sajta Ministry of agriculture of the Russian Federation [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://clck.ru/PsKoY (accessed 23.07.2020).

9. Materialy sajta Ministry of transport of the Russian Federation [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.mintrans.gov.ru/ (accessed 22.07.2020).

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF "O gosudarstvennoj podderzhke akcionernogo obshhestva "Rossijskij jek-sportnyj centr", g. Moskva, v celjah razvitija infrastruktury povyshenija mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti" [About the state support of joint-stock company «Russian export center», Moscow, for the purpose of development of infrastructure of increase of international competitiveness] (vmeste s Pravilami predostavlenija iz federal'nogo bju-dzheta subsidii akcionernomu obshhestvu «Rossijskij jeksportnyj centr», g. Moskva, v celjah razvitija infrastruktury povyshenija mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti") ot 28.03.2019 No. 342

11. Materialy sajta Analytical center under the government of the Russian Federation [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://ac.gov.ru/files/publication/a/22065.pdf (accessed 20.07.2020).

12. Materialy sajta GISP - State information system for industry [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://gisp.gov.ru/support-measures/list/7722822/ (accessed 25.07.2020).

13. Materialy sajta VEB. RF - state development Corporation of Russia [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/gruppa-veb/rossijskij-eksportnyj-centr/ (accessed 20.07.2020).

14. Materialy sajta JSC Russian export center [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.exportcenter.ru/ (accessed 11.07.2020).

15. Materialy sajta The export support center of [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://export-rt.ru/ (accessed 24.07.2020).

16. Materialy sajta ROSEXIMBANK [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://eximbank.ru/credits/ (accessed 24.07.2020).

17. Materialy sajta ESCAR [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.exiar.ru/ (accessed 19.07.2020).

18. Materialy sajta School of export REC [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://exportedu.ru/about/school (accessed 14.07.2020).

19. Lapina D. M. Rol' jeksportno-importnyh operacij v razvitii jekonomiki [The role of export-import operations in the development of the economy], Jelektronnyj zhurnal Molodoj uchenyj. 2015. No. 22. pp. 432-434. [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://moluch.ru/archive/102/23511/ (accessed 09.07.2020).

20. Materialy sajta DOCPLAYER [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://docplayer.ru/77821203-Prodvizhenie-na-eksport-pervye-shagi.html (accessed 06.07.2020).

Submitted 22.06.2020; revised 15.07.2020.

About the authors: NAGOVITSYNA ELEONORA VLADIMIROVNA,

Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Economics»

Address: Vyatka State University, 610000, Russia, Kirov, Moskovskaya Str., 36

E-mail: eleonora880@rambler.ru

Spin-code: 4071-0586

TUSIN DMITRY SERGEEVICH,

master student 2 course

Address: Vyatka State University, 610000, Russia, Kirov, Moskovskaya Str., 36 E-mail: tusin.87@mail.ru Spin-code: 7937-6244

Contribution of the authors:

Eleonora V. Nagovitsyna: managed the research project, developed the theoretical framework, analyzing and supplementing the text.

Dmitriy S. Tusin: collection and processing of materials, wrote most parts of the text.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.