Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ДАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова С.А.

В статье рассматривается государственное регулирование социальной системы в цифровой экономике в России и за рубежом. Констатируется, что распространение Интернета дало стимул к развитию нового уровня взаимодействия и организации в различных сферах хозяйственной деятельности как на глобальном, региональном и местных уровнях, так и в повседневной жизни граждан. Показаны основные задачи государства в развитии информационного общества и формировании национальной цифровой экономики. Особое внимание уделено рассмотрению использования цифровизации в социальной сфере: образовании, медицине, при получении бесплатной юридической помощи. Также рассмотрен вопрос защиты информации в связи с повсеместным проникновением цифровых технологий в жизнь граждан и организаций. Зарубежный опыт государственного регулирования социальной системы в цифровой экономике раскрыт на примере Дании. Показана реализация Стратегии цифрового роста этой страны, которая охватывает все уровни власти - от федерального до муниципального, включая органы власти, органы местного самоуправления и ряд учреждений. Рассмотрены цели в области цифровых навыков и планируемые мероприятия по их внедрению. Также показаны руководящие принципы, используемые в Дании, для подготовки законодательства к оцифровке. Приводится перечень технологий и платформенных решений, используемых для обеспечения цифровизации в социальной сфере. Констатируется, что отдельные направления и аспекты зарубежного опыта могут быть адаптированы при цифровизации отечественной социальной системы с учетом специфики ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF THE SOCIAL SYSTEM IN THE DIGITAL ECONOMY

The article discusses the state regulation of the social system in the digital economy in Russia and abroad. It is stated that the spread of the Internet has given impetus to the development of a new level of interaction and organization in various spheres of economic activity both at the global, regional and local levels, and in the daily lives of citizens. The main tasks of the state in the development of the information society and the formation of the national digital economy are shown. Special attention is paid to the consideration of the use of digitalization in the social sphere: education, medicine, when receiving free legal aid. The issue of information protection in connection with the widespread penetration of digital technologies into the lives of citizens and organizations was also considered. The foreign experience of state regulation of the social system in the digital economy is revealed on the example of Denmark. The implementation of the Digital Growth Strategy of this country is shown, which covers all levels of government - from federal to municipal, including authorities, local governments and a number of institutions. The objectives in the field of digital skills and planned measures for their implementation are considered. The guidelines used in Denmark for preparing legislation for digitization are also shown. The list of technologies and platform solutions used to ensure digitalization in the social sphere is given. It is stated that certain areas and aspects of foreign experience can be adapted to the digitalization of the domestic social system, taking into account the specifics of its development.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 338.2

СА. Попова

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций,

Институт мировых цивилизаций, Москва

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

SA. Popova

PhD in Economic Sciences, Associate Professor,

senior scientist

of the Scientific center for the study of the history and development of world civilizations,

Institute of World Civilizations, Moscow E-mail: svetpopzhuk@yandex.ru

RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF THE SOCIAL SYSTEM IN THE DIGITAL ECONOMY

Аннотация. В статье рассматривается государственное регулирование социальной системы в цифровой экономике в России и за рубежом. Констатируется, что распространение Интернета дало стимул к развитию нового уровня взаимодействия и организации в различных сферах хозяйственной деятельности как на глобальном, региональном и местных уровнях, так и в повседневной жизни граждан. Показаны основные задачи государства в развитии информационного общества и формировании национальной цифровой экономики. Особое внимание уделено рассмотрению использования цифровизации в социальной сфере: образовании, медицине, при получении бесплатной юридической помощи. Также рассмотрен вопрос защиты информации в связи с повсеместным проникновением цифровых технологий в жизнь граждан и организаций. Зарубежный опыт государственного регулирования социальной системы в цифровой экономике раскрыт на примере Дании. Показана реализация Стратегии цифрового роста этой страны, которая охватывает все уровни власти — от федерального до муниципального, включая органы власти, органы местного самоуправления и ряд учреждений. Рассмотрены цели в области цифровых навыков и планируемые мероприятия по их внедрению. Также показаны руководящие принципы, используемые в Дании, для подготовки законодательства к оцифровке. Приводится перечень технологий и платформенных решений, используемых для обеспечения цифровизации в социальной сфере. Констатируется, что отдельные направления и аспекты зарубежного опыта могут быть адаптированы при цифровизации отечественной социальной системы с учетом специфики ее развития.

Ключевые слова: государственное регулирование, социальные услуги, цифровая экономика, цифровая зрелость, Дания.

Abstract. The article discusses the state regulation of the social system in the digital economy in Russia and abroad. It is stated that the spread of the Internet has given impetus to the development of a new level of interaction and organization in various spheres of economic activity both at the global, regional and local levels, and in the daily lives of citizens. The main tasks of the state in the development of the information society and the formation of the national digital economy are shown. Special attention is paid to the consideration of the use of digitalization in the social sphere: education, medicine, when receiving free legal aid. The issue of information protection in connection with the widespread penetration of digital technologies into the lives of citizens and organizations was also considered. The foreign experience of state regulation of the social system in the digital economy is revealed on the example of Denmark. The implementation of the Digital Growth Strategy of this country is shown, which covers all levels of government — from federal to municipal, including authorities, local governments and a number of institutions. The objectives in the field of digital skills and planned

measures for their implementation are considered. The guidelines used in Denmark for preparing legislation for digitization are also shown. The list of technologies and platform solutions used to ensure digitalization in the social sphere is given. It is stated that certain areas and aspects of foreign experience can be adapted to the digitalization of the domestic social system, taking into account the specifics of its development.

Key words: government regulation, social services, digital economy, digital maturity, Denmark.

Современный этап экономического развития характеризуется разработкой и широким внедрением информационных технологий, исследованием больших данных (Big Data) и вовлечением в мировое информационное пространство огромной массы людей и компаний по всему миру. Россия является страной, активно внедряющей самые современные достижения в сфере информации и коммуникаций, что позволяет характеризовать ее экономику как цифровую.

С девяностых годов ХХ века Интернет начал быстро распространяться по странам и континентам, полностью преобразив их деятельность и социум, что дало толчок развитию нового уровня взаимодействия и организации, как в хозяйственной сфере на глобальном, региональном и местных уровнях, так и в повседневной жизни граждан [3]. Так, на январь 2021 г. количество пользователей Интернета составило 60% мирового населения (4,66 млрд чел), причем за год прирост составил 7,3%; в России эти цифры составляют соответственно 124 млн чел. и 5,1%, при этом уровень проникновения интернета в России за 2020 г. составил 85%. К началу 2021 г. число пользователей социальных сетей в мире возросло на 13%, что составляет около полумиллиарда человек. Российский среднестатистический пользователь проводит в социальных сетях около 2 ч. 28 мин., что близко к среднемировой статистике, а в целом в Интернете — 7 ч. 52 мин. (для сравнения — первенство здесь принадлежит Филиппинцам — почти 11 часов в день)2.

Основные задачи государства при столь обширном охвате интересов населения циф -ровыми технологиями состоят в развитии информационного общества и формировании национальной цифровой экономики (Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»3), обеспечении цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, а также сохранении здоровья и благополучия людей, обеспечении комфортной и безопасной среды для жизни и раскрытия таланта каждого человека (Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»)4. Социальные проекты являются первостепенными для государства, и в цифровой экономике обеспечение их выполнения на высоком уровне требует мобилизации всех существующих возможностей государства [2].

По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, в 2021 г. социально значимыми объектами, подключенными к высокоскоростной сети интернет, являются органы государственной власти и местного самоуправления, объекты МЧС России, МВД России, Росгвардии, образовательные учреждения и учреждения культуры, фельдшерско-акушерские пункты. К 2024 г. планируется:

— создать во всех школах внутреннюю инфраструктуру для сети с Wi-Fi5;

— развить и внедрить технологии 5G — высокоскоростной передачи

2 Digital 2021: главная статистика по России и всему миру. — URL: https://spark.ru/user/115680/ blog/74085/digital-2021-glavnaya-statistika-po-rossii-i-vsemu-miru.

3 Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». — URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/41919.

4 Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.

5 Национальные проекты России. Цифровая экономика. Материалы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. — URL: https://digital.gov.ru/ ru/activity/directions/858/

цифровой информации на территории 10 городов-миллионников с использованием отечественного оборудования.

Все это в значительной степени повысит качество проведения видео- и аудиоконфе-ренций, онлайн-занятий (образование), удаленной работы сервисов медицинского консультирования, телемедицины, автоматизации производственных процессов и логистических терминалов, более того, создаст наилучшие условия для функционирования большого количества связанных устройств в общей инфраструктуре (IoT — Internet of Things, интернет вещей) [7].

В качестве исполнителя при формировании социальных услуг в России в настоящее время выступает Единый портал государственных услуг — Госуслуги6, на котором предоставляется возможность гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям получить услуги в сфере социальной поддержки, образования, налогов, финансов, культуры, торговли, медицины и здравоохранения, транспорта, регистрации и лицензирования, безопасности и правопорядка, трудоустройства и занятости, экологии и многие др. На портале представлена справочная информация практически по всем жизненно важным вопросам, проводится консультирование и разрабатываются удобные приложения для смартфонов и планшетов, подключена возможность оплаты онлайн, большое внимание уделяется защите персональных данных и политике конфиденциальности. Статистика работы портала Госуслуги за 2020 год: обратилось к порталу 1,5 млрд чел., зарегистрировалось на портале более 78 млн чел., за год было предоставлено более 40 новых услуг и сервисов, которые осуществлялись удаленно без обращения в МФЦ или соответствующие органы власти, была введена услуга «одного окна» для обращения граждан и решения вопросов координации и взаимодействия государственных структур7.

Лавинообразный рост числа обращений на портал Госуслуги поставил задачу усиления мощностей оборудования и срочной разработки и внедрения структуры Системы межведомственного электронного взаимодействия. Свидетельством оперативного принятия решений следует назвать факт перевода услуги выплаты пособий на детей в августе 2021 г. в проактивный режим, что стало возможным благодаря слаженной работе заинтересованных структур на основе полученного опыта выплаты аналогичных пособий в мае 2020 г., когда портал Госуслуг работал с перебоями, особенно в первые дни выплат.

В настоящее время создается инфраструктура электронного правительства, которая должна обеспечить взаимодействие всех информационных систем и ресурсов в целях предоставления государственных услуг [8].

В Москве успешно работает портал предоставления муниципальных услуг Mos.ru8, который дает возможность жителям столицы, юридическим лицам и предпринимателям получать широкий спектр электронных услуг в различных областях, сведения государственных и муниципальных органов и учреждений, консультации по интересующим проблемам. Программы Правительства Москвы значительно расширили возможности горожан, привлекая их к активному образу жизни, диалогу с муниципальными органами, участию в управлении городом, районом, домом и повысившие качество их жизни, такие как: программа «Московское долголетие» — оздоровительный, образовательный, познавательный и досуговый проект для москвичей старшего возраста; проекты «Электронный дом», «Активный гражданин», ЕМИАС.ИНФО, «Парковки Москвы», «Дневник МЭШ», «Наш город», заказ билетов на культурно-просветительские мероприятия, в театры, музеи, на концерты и экскурсии.

Необходимо отметить, что особое внимание уделяется государственной под-

6 Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (Единый портал госуслуг — ЕГПУ, Госуслуги). — URL: https://www.gosuslugi.ru/

7 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, статистика. — URL: https://digital.gov.ru/ru/events/40942/

8 Официальный сайт мэра Москвы. — URL: https://www.mos.ru/

держке отечественных разработок в 1Т сфере: гранты, венчурные инвестиции, льготное кредитование, налоговые льготы. Это позволит снизить зависимость от импортных поставщиков техники и услуг и повысить конкурентоспособность отечественной продукции.

Большие успехи отмечаются в системе цифровизации образования: создана Федеральная система информационных образовательных ресурсов: коллекции методических и учебных материалов, в состав которых входят бесплатные ресурсы для подготовки к занятиям (для учителей, учеников, родителей и других лиц) по всем предметам школьной программы, литературного чтения, культурного наследия, региональные программы, обладающие понятным и удобным интерфейсом; официальный портал Единого государственного экзамена (ЕГЭ), публикующий материалы для подготовки к ЕГЭ, контрольно-измерительные материалы государственной итоговой аттестации, базы школ и вузов России и мира; каталог учебников различных издательств; множество образовательных порталов (например, Федеральные Государственные образовательные стандарты, Российский портал открытого образования, Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» и др.); а также Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

Возрастание числа и качества цифровых услуг требует совершенствования системы образования [5]. Обучение в вузах по 1Т специальностям должно возрасти в 2024 г. в 2 раза по сравнению с 2020 г., на регулярной основе должно проводиться повышение квалификации преподавателей вузов, учителей, обучение государственных и муниципальных служащих компетенциям в сфере цифровой трансформации, в каждой отрасли экономики должно быть налажено непрерывное

обучение и освоение новых профессий. Профессия IT стала популярной (наивысшим спросом пользуются тестировщи-ки программного обеспечения (ПО), веб-разработчики, Fullstack-разработчики на Python, Python- и Java-разработчики, специалисты по информационной безопасности, DevOps-инженеры, 1С-программисты, iOS- Frontend- и Android-разработчики, системные администраторы и конечно, специалисты в области ИИ, блокчейна, виртуальной реальности, робототехники), онлайн курсы (Нетология МФТИ), международный чемпионат по алгоритмическому программированию (International Collegiate Programming Contest, ICPC), олимпиады способствуют популяризации и престижу профессии9.

Отдельно следует отметить внедрение цифровизации в медицинские услуги: в Москве с 2011 г. успешно работает Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), которая позволяет вести комплексный учет оказания медицинской помощи (по пациентам, врачам, выписанным рецептам, учреждениям), предоставляющая услуги записи на прием к врачам различных специальностей и вакцинацию, ведения медицинской карты. В 2016 году в исследовании PricewaterhouseCoopers (PwC) «Города, управляемые данными» в области информатизации здравоохранения Москва заняла лидирующую позицию и стала единственным из исследуемых городов, где полностью внедрена единая система управления городскими поликлиниками «ЕМИАС»10. На портале Госуслуг Московской области существует возможность записи на прием, прохождения вакцинации, прикрепления к поликлинике в разделе «Электронная регистратура»11. В настоящее время ведется работа по созданию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) на территории Российской Федерации.

9 Нетология и МФТИ: интерес россиян к профессиям в программировании вырос на 79%. — URL: https://spark.ru/user/128977/blog/80090/netologiya-i-mfti-interes-rossiyan-k-professiyam-v-programmirovanii-viros-na-79.

10 Экспертный центр D-russia.ru (Digital Russia. — URL: https://d-russia.ru/pwc-sravnil-moskvu-s-nyu-jorkom-londonom-barselonoj-i-sidneem-po-urovnyu-informatizacii.html.

11 Портал государственных услуг — здравоохранения Московской области. — URL: https:// uslugi.mosreg.ru/zdrav/?popup=doctor-appointment.

В условиях пандемии внедрение цифровых технологий в медицине получило дальнейшее ускоренное развитие, а именно:

— возросло количество и повысился уровень дистанционных медицинских услуг и телемедицины (консультирование, расшифровка результатов исследований, информирование и т.д.) [6];

— разработаны сервисы (приложения для смартфонов и планшетов) для контроля самочувствия и состояния здоровья с удобным интерфейсом [1];

— появились новые устройства, способные оказать помощь врачу в принятии решения;

— расширилось применение 3D-моде-лей (стоматология, хирургия, трансплантология и т.д.) для лечения и реабилитации пациентов;

— осуществляется переход учреждений на электронный документооборот (голосовая запись врачом заключений, позволяющая экономить время; ввод электронных медкарт, сертификатов — например, прививок, вакцинации от СОУГО-19);

— активно внедряются технологии искусственного интеллекта в целях поддержки принятия решений (компьютерная расшифровка результатов исследований и указание проблемных областей, предварительное описание проблемы для врача, к которому записан пациент, удаленное оказание первой медицинской помощи, анализ данных о состоянии здоровья тяжелобольных онлайн и реабилитации инвалидов) [1];

— развивается онлайн-образование в медицине — удаленные курсы, видеотрансляции операций, базы данных, просветительские проекты;

— происходит быстрый и полезный обмен информацией между врачами и учеными;

— создаются психологические консультации по проблемам адаптации

после перенесенных заболеваний (а также в сложных жизненных ситуациях), в социальных сетях проводятся мероприятия по личностным тренингам на условиях анонимности.

Востребованной социальной услугой также является получение бесплатной юридической помощи. Федеральным законом от 21.11 2011 № 324 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»12 определены категории граждан, имеющих право на получение, случаи и виды такой помощи. Оказание юридической помощи и консультирование по всем возникающим вопросам, в том числе трудовому законодательству, ведется на различных информационных ресурсах. Министерством юстиции России внесен Проект постановления Правительства Российской Федерации по организации эксперимента по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов, в рамках которого Минюстом России будет создана информационная система «Правовая помощь» (период с 1 сентября 2021 г. по 31 декабря 2023 г.)13, что позволит предоставить гражданам равный доступ к юридической помощи и правовой информации.

Очевидно, что столь широкое проникновение информационных технологий в жизнь граждан и организаций остро ставит вопрос защиты информации. Одной из целей национальной программы «Цифровая экономика» является обеспечение защищенности ГИС от киберугроз — к 2024 г. планируется тестирование более 400 ГИС на безопасность информации и ха-керские воздействия, обеспечение защиты персональных данных граждан — создание систем противодействия телефонному мошенничеству и разработка российских стандартов информационной безопасности.

Зарубежный опыт государственного регулирования социальной системы в цифровой экономике раскроем на примере Дании. Эта страна заняла первое место

12 Федеральный закон от 21.11 2011 № 324 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». — URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/

13 В 2022 году появится федеральная государственная информационная система «Правовая помощь». — URL: https://www.garant.ru/news/1463018/

в 2020 году в рейтинге электронных прави-тельств14 и является одной из самых цифровых стран в Европе: 88% граждан хотя бы один раз в год пользуются цифровыми социально значимыми услугами [4]15.

В настоящее время в Дании реализуется Стратегия цифрового роста до 2025 года Дании (принята в 2018 г., на период 2020-2025 гг.) (Digital Growth Strategy 2025, adoption — 2018, actions for period 2020-2025)16 (далее — Стратегия), которая представляет собой совместное видение правительства Дании в сотрудничестве с различными отраслями и секторами, торговыми ассоциациями и социальными партнерами. Данная стратегия охватывает все уровни власти: от федерального до муниципального, включая органы власти, органы местного самоуправления, учреждения (все виды служб и организаций социальной сферы, ЖКХ и др.).

Для реализации Стратегии правительство Дании выделило 134 миллиона евро до 2025 года17. Целью ее является содействие процессам цифровой трансформации на национальном уровне и поддержка развития кадрового резерва квалифицированных специалистов. Стратегия содержит 6 основных направлений и 38 конкретных инициатив, направленных на обеспечение и укрепление позиций Дании как ведущей страны ЕС в области цифровой трансформации и цифровых навыков.

Цели в области цифровых навыков:

— работа над улучшением цифровых навыков детей с раннего возраста путем тестирования нового предмета по технологиям в начальных и младших классах средней школы;

— устранение несоответствия навыков и предложение в связи с этим соответствующей подготовки и навыков для поддержки развития отдельных лиц на рынке труда. Мероприятия, начатые в этой области, направлены на повышение уровня занятости,

а также стимулирование развития большего числа цифровых талантов в области STEM (науки, техники, инженерии и математики);

— расширение доступа к профессиональной подготовке и программам для малых и средних предприятий и предоставление им возможности использовать коммерческий потенциал новых технологий.

Планируемые мероприятия:

— технологический пакт о навыках, обеспечивающих технологическое и цифровое будущее;

— программа тестирования для улучшения понимания технологий в начальной и неполной средней школе;

— создание Центра по применению информационных технологий в преподавании в профессиональном образовании, чтобы уделять больше внимания цифровым навыкам;

— предложение по цифровой стратегии высшего образования;

— план действий по привлечению большего числа выпускников к программам высшего образования в STEM;

— содействие более широкому использованию цифровых данных в сфере высшего образования.

При этом приводятся руководящие принципы подготовки законодательства к оцифровке, которые включают:

— простые и четкие правила: законодательство должно быть простым и четким, что способствует более единообразному и цифровому администрированию;

— цифровая коммуникация: в основе законодательства должна находиться цифровая коммуникация с гражданами и компаниями;

— автоматизированная цифровая обработка дел: законодательство должно иметь цифровую основу, включающую полную или частично

14 2020 United Nations E-Government Survey. — URL: https://www.un.org/development/desa/ publications/publication/2020-united-nations-e-government-survey.

15 Зарубежный опыт формирования организационных структур цифровой трансформации на государственном уровне. — URL: https://hr.cdto.ranepa.ru/os_1.

16 Denmark — Digital Growth Strategy 2025. — URL: https://digital-skills-jobs.europa.eu/en/ actions/national-initiatives/national-strategies/denmark-digital-growth-strategy-2025.

17 Там же.

автоматизированную цифровую обработку дел, при этом принимая во внимание законные права граждан и компаний;

согласованность между органами власти: концепции должны быть единообразными;

безопасное и надежное управление данными: безопасность данных должна быть приоритетной; использование общедоступной ИТ-инфраструктуры: следует применять общедоступные ИТ-решения и стандарты;

предотвращение мошенничества и ошибок: законодательство должно быть разработано для поддержки использования ИТ в целях контроля.

Датская цифровая инфраструктура разработана с целью сделать государственные цифровые услуги простыми, быстрыми и безопасными. Инфраструктура представляет собой ряд цифровых услуг для граждан и бизнеса.

Одними из крупнейших элементов инфраструктуры являются решение Mifid, система цифровой связи Digital Post и гражданский портал borger.dk.

Кроме того, развитие инфраструктуры включает постоянное внимание координации вспомогательных функций, например, обмен данными, защита данных, совершенствование базовых реестров и т.д.

Цифровизацию социальной сферы обеспечивают технологии и платформенные решения, взаимосвязанные между собой и обязательные для использования (рис. 1).

Рис. 1. Основные технологии и платформенные решения, используемые для цифровизации социально значимых услуг в Дании18

Таким образом, цифровизация экономики России стала приоритетным направлением развития государства, глав-

ной целью которого является повышение комфорта, качества и безопасности жизни граждан. Качество социальных услуг,

18 Зарубежный опыт формирования организационных структур цифровой трансформации на государственном уровне. — URL: https://hr.cdto.ranepa.ru/os_1.

среди которых бытовые, медицинские, психологические, педагогические и образовательные, трудовые, правовые, а также услуги, оказываемые людям с ограничениями по здоровью, — показатель заботы государства о своих гражданах. Рассмотренный зарубежный опыт показал происходящие преобразования в государственном регулировании цифровизации социальной сферы, который направлен на максимальный рост интенсификации адаптации цифровых технологий в процессы предоставления социальных услуг населению. В этой связи отдельные направления и аспекты зарубежного опыта могут быть адаптированы при цифровизации отечественной социальной системы с учетом специфики ее развития.

Список литературы

1. Заболотная Н.В., Гатилова И.Н., Заболот-ный А.Т. Цифровизация здравоохранения: достижения и перспективы развития // Экономика. Информатика. — 2020. — Т. 47. — № 2. — С.380-389.

2. Лившиц В.Н., Шаталова О.М., Дмитриева О.В. Управляемая экономика: актуальные вопросы государственного управления в условиях цифровой трансформации // Труды Института системного анализа Российской академии наук. — 2021. — Т. 71. — № 4. — С. 11-22.

3. Мирошниченко МА. Цифровая трансформация: российские приоритеты формирования цифровой экономики: монография / М.А. Мирошниченко; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кубанский государственный университет. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. — 224 с.

4. Нагорный Б.О. Международные рейтинги как показатель конкурентоспособности в цифровой среде // Ломоносов-2020. Материалы XXVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Под ред. О.А. Шпырко. — 2020. — С. 90-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Попова СА. Цифровая образовательная среда: исходные понятия и концептуальное проектирование: монография. — М.: Издательский дом «ИМЦ», 2021. — 252 с.

6. Романова Н.В. Цифровизация услуг в социальной сфере: проблемы и перспективы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. — 2020. — № 1 (31). — С. 5865.

7. Хаджиев М.Р., Мусаева З.И., Туршиева КА. Цифровая экономика как драйвер эффективного роста российской экономики // Вопросы устойчивого развития общества. — 2021. — № 11. — С. 92-99.

8. Цифра и власть: цифровые технологии в государственном управлении: коллективная монография / Под ред. С.Д. Козлова, О.Н. Сло-ботчикова. — М.: Издательский дом «ИМЦ», 2020. — 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.