Научная статья на тему 'Российский Экспорт вооружений в Латинскую Америку: геополитические аспекты'

Российский Экспорт вооружений в Латинскую Америку: геополитические аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
620
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / ЭКСПОРТ РОССИЙСКОГО ВООРУЖЕНИЯ / RUSSIAN ARMS EXPORT / ПРОДУКЦИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / PRODUCTS FOR MILITARY PURPOSES / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / LATIN AMERICA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самаркина Нина Сергеевна

Основной целью данной статьи является исследование специфики российского экспорта вооружений в регион Латинской Америки. Для этого необходимо провести анализ геополитической ситуации в Латинской Америке, принимая в расчет политическую и экономической ситуацию, а также исторические предпосылки для возникновения военно-технического сотрудничества между Россией и странами Латинской Америки, анализ реальных поставок и продажи российского вооружения по ключевым странам-импортерам данного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Arms Export to Latin America: Geopolitical Aspects

This article focuses on the peculiarities of the Russian arms export to Latin America in the context of geopolitical situation in Latin America, historical background of military and technical cooperation between Russia and Latin American countries, and the dynamics of the Russian arms supplies to the key importers of this region.

Текст научной работы на тему «Российский Экспорт вооружений в Латинскую Америку: геополитические аспекты»

Н.С. Самаркина

РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ ВООРУЖЕНИЙ В ЛАТИНСКУЮ АМЕРИКУ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Основной целью данной статьи является исследование специфики российского экспорта вооружений в регион Латинской Америки. Для этого необходимо провести анализ геополитической ситуации в Латинской Америке, принимая в расчет политическую и экономической ситуацию, а также исторические предпосылки для возникновения военно-технического сотрудничества между Россией и странами Латинской Америки, анализ реальных поставок и продажи российского вооружения по ключевым странам-импортерам данного региона.

Ключевые слова: геополитика, экспорт российского вооружения, продукция военного назначения, Латинская Америка.

В начале XXI в. Латинская Америка стала новым емким рынком для российского экспорта продукции военного назначения (далее: ПВН). Это стало возможным благодаря крупным геополитическим сдвигам в регионе. Наиболее важной обозначившейся тенденцией стал выход значительной части латиноамериканских государств из сферы влияния США. Латинская Америка, которая еще в 1990-е гг. воспринималась многими экспертами как «задний двор» Вашингтона, стала ареной бурных политических и социальных изменений. В целом ряде латиноамериканских государств к власти пришли леворадикальные и левоцентристские правительства, взявшие курс на отказ от неолиберальных экономических реформ и проведение независимой, часто антиамериканской внешней политики. Этот феномен получил название «левого поворота», охватившего такие страны, как Аргентина, Боливия, Бразилия, Никарагуа, Эквадор и др. Наибо-

© Самаркина Н.С., 2013

лее ярким примером такого рода стало правление Уго Чавеса в Венесуэле (1998-2013 гг.).

Наряду с ростом независимости внешней политики многих государств Латинской Америки другой важной тенденцией начала XXI в. стало ослабление международной напряженности в регионе. Традиционные противоречия между странами (например, по линиям Аргентина - Бразилия, Боливия - Перу - Чили) стали уступать место растущему взаимному доверию, подкрепляемому совместным участием в деятельности региональных международных организаций.

Знаковым событием с точки зрения формирования новых структур безопасности в регионе стало образование в 2008 г. на базе объединения УНАСУР Южноамериканского оборонного совета (ЮОС)1. Данный орган формируется из министров обороны стран-участниц УНАСУР и представляет собой форум для регулярных переговоров и консультаций.

Некоторая напряженность в геополитической ситуации в Латинской Америке продолжала сохраняться из-за имевших место территориальных споров между государствами, как, например, вооруженный конфликт между Перу и Эквадором в 1995 г. Освоение богатств океанского шельфа также привело к возросшему значению морских границ. Эти факторы определяли необходимость государств Латинской Америки надежно защищать свои границ и закрепить свои позиции, что стимулировало заметное увеличение оборонных бюджетов государств региона. Только за период с 2003 по 2008 г. военные расходы стран Латинской Америки выросли на 91% (с 24,7 до 47,2 млрд дол.)2, а всего за период 2001-2008 гг. они составили 205,1 млрд дол. (2,52% об-щемировых)3. Однако вопреки опасениям экспертов речь шла не о начале региональной гонки вооружений, а о компенсации значительного снижения военных расходов, происшедшего после окончания холодной войны.

В первом десятилетии XXI в. большинство стран приступило к реализации программ модернизации своих военных арсеналов, представленных преимущественно старыми образцами вооружения и военной техники (ВВТ), эксплуатировавшимися с 1950-1960-х годов4. Общий уровень военных расходов в Латинской Америке оставался невысоким. Так, среди 12 стран - членов УНАСУР в 2006-2010 гг. только Эквадор имел военные расходы свыше 2% валового внутреннего продукта. Для Колумбии этот уровень составлял 1,9%, Суринама - 1,5, Чили - 1,4, Уругвая - 1,1, для прочих - менее 1% ВВП5.

Новой тенденцией в оборонном строительстве государств Латинской Америки стало формирование группы стран - перспективных импортеров крупных объемов ПВН. Во многом благодаря им импорт ВВТ Латинской Америкой вырос за 2005-2012 гг. с 1,247 до 6,37 млрд дол. (при этом общий объем, согласно Регистру ООН, составил 24,55 млрд дол.)6. Наиболее заметными представителями этой группы стали Бразилия, Чили и Венесуэла, имеющие максимальный объем спроса на ПВН.

Крупнейшим покупателем иностранных ВВТ в регионе за рассматриваемый период стала Венесуэла. Со скромных 39 млн дол. (2005 г.) ее импорт вырос до 2 671 млн дол. (2012 г.), а всего за восьмилетие на эту страну пришлось 32,7% всего латиноамериканского импорта ПВН (8,017 млрд дол.)7. Именно «венесуэльский феномен» стал определяющим при рассмотрении деятельности России по экспорту вооружений в Латинскую Америку в начале XXI в.

Второе место по импорту ВВТ в 2005-2012 гг. заняло Чили. На это государство пришлось 18,3% общерегиональных закупок (4,5 млрд дол.). Высокие показатели Чили были обусловлены особыми причинами. Начиная с 1958 г. в стране действовал так называемый «медный закон», устанавливавший фиксированный процент отчислений от продажи меди в пользу армии. Бурный рост цен на медь - основной экспортный продукт страны - повлек за собой и быстрое увеличение военных расходов. В 2002-2011 гг. они выросли на 72% (до 8 млрд дол. в 2011 г.) Благодаря «медному закону» военные Чили смогли провести перевооружение армии, нарастив импорт вооружений на 117%8.

На третьем месте в регионе оказалась Бразилия. За 20052012 гг. объем бразильского импорта ВВТ вырос с 530 до 1185 млн дол.9 Сравнительно скромные показатели этой крупнейшей латиноамериканской страны были связаны с ориентированностью на развитие национальных оборонных программ либо реализацию проектов совместного производства - освоение импортных военных технологий национальной промышленностью.

Остальные государства Латинской Америки в начале XXI в. уделяли сравнительно небольшое внимание импорту вооружений и не оказывали заметного влияния на статистику спроса на ПВН.

Таблица 1

Крупнейшие страны-импортеры ПВН в Латинской Америке, 2005-2012 гг.

Место в рейтинге импортеров ПВН Страна Объем импорта ПВН, млрд дол. Доля в общем импорте Латинской Америки, %

1 Венесуэла 8,017 32,65

2 Чили 4,498 18,3

3 Бразилия 4,268 17,4

4 Мексика 2,698 11,0

5 Колумбия 1,928 7,85

6 Перу 931 3,8

7 Эквадор 760 3,1

8 Боливия 358 1,46

9 Аргентина 288 1,17

10 Тринидад и Тобаго 162 0,66

Источник: ЦАМТО (Центр анализа мировой торговли оружием).

Прежде чем говорить о российском экспорте вооружений в Латинскую Америку, следует отметить, что отношения по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) возникли еще в советское время. Правда, тогда значение данного рынка было невелико на фоне многомиллиардных поставок ПВН в Восточную Европу, на Ближний Восток и Африку. Основным партнером по военно-техническому сотрудничеству была Куба, армия которой оснащалась преимущественно советским оружием. В 1980-е годы отмечались поставки в Никарагуа и ряд других стран бассейна Карибского моря. Кроме того, СССР в ограниченных масштабах сотрудничал с рядом нейтральных государств Южной Америки (например, с Перу и Эквадором)10.

С распадом СССР и переходом российского оружейного экспорта на рыночные основы торговли значение Латинской

Америки еще более сократилось. В 1990-е годы российское присутствие здесь было минимальным, объем ВТС колебался на уровне 30-50 млн дол. в год. Ситуация стала меняться в начале XXI в. в связи с политическими и экономическими изменениями в регионе.

Начиная с 2005 г. основным покупателем российских вооружений в регионе стала Венесуэла. В предшествующие десятилетия власти этой страны уделяли небольшое внимание вопросам военного строительства. Вооруженные силы использовали устаревшее оружие преимущественно американского образца. Положение изменилось после прихода к власти У. Чавеса и развертывания в стране «боливарианской революции». Потерпев неудачу в организации военного переворота в Венесуэле (2002 г.), Вашингтон стал наращивать политическое и экономическое давление на леворадикальный режим Чавеса. В числе прочих мер США ввели эмбарго на поставку ВВТ в Венесуэлу, включая сервисное обслуживание и поставку запасных частей, под предлогом того, что Каракас «не вносит достаточного вклада в борьбу с терроризмом»11. Это поставило власти страны в сложное положение и подтолкнуло к активному поиску новых источников импорта вооружений. Эта задача облегчалась резким повышением мировых цен на нефть, сделавших Венесуэлу одним из наиболее платежеспособных клиентов.

Воспользовавшись осложнением отношений между режимом Чавеса и Вашингтоном, Москва сумела занять место основного партнера Венесуэлы в сфере ВТС12. В 2005-2006 гг. были заключены контракты с Каракасом на общую сумму более 4 млрд дол. Они предусматривали поставку 100 тыс. автоматов Калашникова АК-103, 24 самолетов Су-30 и 53 вертолетов Ми-1713. В 2008 г. Венесуэла заняла четвертое место в экспорте российского вооружения (14% объема).

Новый импульс российско-венесуэльскому сотрудничеству в военной сфере был дан в 2009 г. Резкое обострение отношений между Венесуэлой и Колумбией побудило Чавеса вновь обратиться к России. Контракт 2009 г. оказался крупнейшим в истории Венесуэлы. В рамках контракта Россия предоставила Венесуэле кредиты в 2,2 млрд дол. (2010 г.) и 4 млрд дол. (2011 г.) на закупку вооружений14. Предусматривалось перевооружение венесуэльской армии на российскую технику. Поставки включали 57 танков Т-72 Б1В, 123 БМП-3, 36 РСЗО «Смерч» и БМ-21 «Град», а также САУ, БТР, минометов и другой техники для сухопутных войск. Для ПВО Венесуэлы были закуплены 18 ЗСУ-23 и несколько дивизионов ЗРК С-300ВМ и «Печора-2М». По состоянию на май 2013 г. объем заключенных контрактов в сфере ВТС достиг 11 млрд дол.15

Заключенные контракты последовательно выполнялись в 2010-2013 гг. В этот период была поставлена большая часть заказанных ВВТ, построены сервисные центры обслуживания российской техники. В 2011 г. Венесуэла вышла на второе место в мире среди импортеров российских ВВТ16. В конце 2013 г. должно было завершиться строительство завода по выпуску АК-103 производственной мощностью 25 тыс. автоматов и 60 млн патронов в год17.

Смерть У. Чавеса в марте 2013 г. и приход к власти его преемника Н. Мадуро не оказали заметного влияния на двусторонние связи с Россией в области ВТС. Согласно оценке ЦАМТО, в период до 2017 г. будет продолжаться реализация ранее заключенных контрактов. Их объем на четырехлетие 2013-2016 гг. оценивается в 3,269 млрд дол.18

Неустойчивая политическая ситуация в Венесуэле, возможность прихода к власти оппозиции делают перспективы дальнейшего поступательного развития российско-венесуэльского сотрудничества в сфере ВТС проблематичными. Однако в любом случае Россия получила прочные позиции в этой стране.

Вторым крупным партнером России в регионе стала Бразилия. С приходом к власти в 2003 г. левоцентристского правительства Лулы да Силвы эта страна стала активно развивать многовекторную политику и диверсифицировать свои контакты в сфере ВТС. Интенсивно развивающийся политический диалог и взаимные инициативы сторон по развитию экономического сотрудничества побудили Россию к активному продвижению ВВТ в Бразилию.

В конце 2006 г. Бразилия подписала контракт о поставке Россией военных вертолетов Ми-35 и Ми-171 на сумму более 400 млн дол.19 Это открыло России дорогу на бразильский авиационный рынок. В 2008 г. был оформлен дополнительный контракт на 12 Ми-35М, реализованный к концу 2012 г.20 14 декабря 2012 г. концерн «Ростехнологии» и бразильский холдинг «Oderbrecht Бе1ева е Technologia» подписали меморандум о сотрудничестве. Соглашение предусматривает совместную разработку вертолета Ми-171 и создание совместного производства по производству вертолетов, средств ПВО, морской техники и т. п.21

Крупнейшим потенциальным контрактом на бразильском рынке являлась программа Б-Х на поставку истребителей для ВВС страны. Тендер был объявлен еще в 2001 г. Россия представила для участия в нем истребитель Су-3522. После многолетних переговоров бразильские власти отложили принятие решения по программе, сославшись на отсутствие финансирования. В 2008 г. программа была возобновлена под новым наименованием Б-Х2,

однако Россия в списке участников уже не значилась. Конфликт интересов бразильских политиков и военных привел к новой отсрочке до 2014 г. В этих условиях Россия, используя свои связи с Бразилией в рамках нового формата БРИКС, предложила ей программу стратегического сотрудничества в виде подключения к программе разработки истребителя пятого поколения ПАК ФА. Как сообщил министр по стратегическим вопросам Бразилии Ро-берто Мангабейра Унгер, соответствующие переговоры стартовали в 2008 г.23 Однако к середине 2013 г. никакого решения так и не было принято.

Интенсивные попытки России закрепиться в Бразилии дали лишь ограниченный результат. По состоянию на 2012 г. на эту страну пришлось всего 2% поставок российских ВВТ24. Большую часть этого объема составили вертолеты Ми-35 и ПЗРК «Игла-С».

Наряду с прорывом в Венесуэле и ограниченным присутствием на бразильском рынке Россия стремилась расширить свои контакты и с другими государствами Латинской Америки. Однако результаты этой активности не слишком впечатляли. Как правило, речь шла о поставках небольших партий ВВТ либо о ремонте или модернизации ранее поставленной техники.

Так, в 2008 г. было заключен контракт с Перу по модернизации восьми истребителей МиГ-29С в вариант СМТ. В 2010 г. с этой страной было заключено дополнительное соглашение о поставках транспортных вертолетов (2 вертолета Ми-35П и 6 Ми-171Ш на сумму 89 млн долл.)25. 31 марта 2013 г. стало известно о более крупной сделке - на 24 Ми-171 (на сумму 406 млн. дол. со сроками поставки в 2014-2015 гг.)26.

Аналогично выглядела ситуация и с большинством других латиноамериканских стран. Наибольшим спросом у них пользовалась российская вертолетная техника. В 2009 г. был заключен контракт с Эквадором на 22 млн долл. (поставка транспортных вертолетов Ми-171Е). В 2010 г. Аргентина заключила договор на покупку трех Ми-171Ш. В ноябре 2011 г. удалось подписать соглашение с Мексикой о поставках трех Ми-17В-5 для ВМС страны.

Помимо вертолетов, спросом пользовались российское стрелковое вооружение, ПЗРК и автотранспорт. Примером могут служить поставки грузовиков «Урал» и автомобилей УАЗ (около 1 тыс. единиц) для уругвайской армии (контракты 2002 и 2004 гг.)27. Предпринимались спорадические попытки продвинуть и более сложную технику. Так, 7 мая 2013 г. стало известно о российском предложении для того же Уругвая на приобретение нескольких единиц Су-30К28.

Таблица 2

Поставки российской ПВН в страны Латинской Америки (2005-2012 гг.)

Год Объем поставок, млн долл. Доля России в общих поставках ВВТ в страны региона, %

2005 3,0 0,25

2006 538 25,6

2007 1 025 40,8

2008 664 31,7

2009 707 28,7

2010 248 7,6

2011 845 18,8

2012 2 200 29,0

Итого 6 230 25,4

Источник: ЦАМТО.

Подводя итоги российской активности на рынке вооружений и военной техники в странах Латинской Америки, следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, прорыв экспорта ВВТ в 2006-2012 гг. (в сравнении с более ранними объемами поставок и взаимодействий). Если учитывать валютный объем только идентифицированных поставок обычных вооружений, то Россия поставила ПВН на сумму 6,23 млрд дол. (25,4% от всего объема экспорта ПВН в страны данного региона), заняв первое место среди всех экспортеров29. Примечательно, что Россия далеко опередила США, занявшие лишь второе место на их традиционном рынке (3,887 млрд дол., или 15,83% общего экспорта ПВН в 2005-2012 гг.).

Во-вторых, согласно прогнозам ЦАМТО, российский экспорт ПВН на 2013-2016 гг. сохранит лидирующую позицию с приблизительным объемом поставок 4,2 млрд дол. (21,5% рынка региона), при условии, что действующие контракты с Венесуэлой и Бразилией будут реализованы.

Достигнутый менее чем за 10 лет результат можно назвать вполне успешным. Однако не стоит забывать и о некоторых осо-

бенностях: в основе этого успеха лежат крепкие политические взаимоотношения между РФ и Венесуэлой и привилегированное сотрудничество по линии экспорта ВВТ. Во многом именно от продолжения этого сотрудничества и от возможного расширения взаимодействия с Бразилией зависят перспективы российского экспорта ВВТ в регион Латинской Америки.

Примечания

1

Южноамериканский оборонный совет (South American Defence Council) был создан в 2008 г. на саммите УНАСУР в Бразилии в качестве органа для осуществления регионального сотрудничества в сфере безопасности. См.: Сольмирано К. Регистр УНАСУР по военным расходам: на пути к транспарентности // Экспорт вооружений. 2013. № 3. С. 11.

Страны Латинской Америки увеличили оборонные расходы [Электронный ресурс] // Международное военно-техническое обозрение. URL: http://www. mil-tech.org/2009/01/30/balance/ (дата обращения: 15.10.2013). Выставка вооружений FIDAE-2010 [Электронный ресурс] // Центр анализа мировой торговли оружием. URL: http://www.armstrade.org/files/expo/ FIDAE-1.pdf (дата обращения: 15.10.2013). Страны Латинской Америки увеличили оборонные расходы... Сольмирано К. Регистр УНАСУР... С. 12.

Рынок вооружений стран Латинской Америки в 2005-2012 гг. и прогноз на 2013-2016 гг. [Электронный ресурс] // BÜK.name. URL: http://vpk.name/ news/87678_ryinok_vooruzhenii_stran_latinskoi_ameriki_v_20052012_gg_i_ prognoz_na_20132016_gg.html (дата обращения: 15.10.2013). Там же.

Сольмирано К. Военные расходы и закупки оружия странами Латинской Америки: современные тенденции // Экспорт вооружений. 2012. № 4. С. 3. Рынок вооружений стран Латинской Америки в 2005-2012 гг... Кислов А.К., Фролов А.В. Россия и международный рынок оружия. М.: Альфа-Браво, 2008. С. 125.

Венесуэлу окружают. Растет количество американских военных баз [Электронный ресурс] // Stringer - информационный портал. URL: http:// stringer.at.ua/news/venesuehlu_okruzhajut/2010-01 -17-76 (дата обращения: 15.10.2013).

Второе место среди основных поставщиков ВВТ в Венесуэлу в 2005-2012 гг. принадлежало Китаю.

Независимое военное обозрение. 2006. № 24. С. 34. Сольмирано К. Военные расходы и закупки оружия... С. 4.

3

4

7

8

9

10

11

12

13

22

15 Основные события в области ВТС России в мае-июне 2013 г. // Экспорт вооружений. 2013. № 3. С. 73-74.

16 Сольмирано К. Военные расходы и закупки оружия... С. 4.

17 Готовность завода на 18 июня 2012 г. составляла 60%. См.: Основные события в области ВТС России в мае-июне 2012 г. // Экспорт вооружений. 2012. № 3. С. 66.

18 Рынок вооружений стран Латинской Америки в 2005-2012 гг...

19 Взгляд. Деловая газета. 2006. 11 дек.

20 Основные события в области ВТС России в июле-августе 2012 г. // Экспорт вооружений. 2012. № 5. С. 70.

21 Там же. С. 68.

Гилов И. Бразильский тендер по истребителям снова в тупике // Экспорт вооружений. 2011. № 1. С. 4.

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации [Электронный ресурс] // Стелс машины. URL: http://www.paralay.com/pakfasu.html (дата обращения 15.10.2013).

Фролов А. Итоги ВТС России с иностранными государствами в 2012 г. // Экспорт вооружений. 2012. № 6. С. 17.

Основные события в области ВТС России в июле-августе 2012 г... Перу купит у России 24 вертолета Ми-171 [Электронный ресурс] // Aviation Explorer. URL: http://www.aex.ru/news/2013/4/1/104417/ (дата обращения 15.10.2013).

Барабанов М. Рынок вооружений Уругвая // Экспорт вооружений. 2012. № 4. С. 10.

Основные события в области ВТС России в мае-июне 2013 г. С. 75. Рынок вооружений стран Латинской Америки в 2005-2012 гг. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.