Н.С. Самаркина
РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ ВООРУЖЕНИЙ В ЛАТИНСКУЮ АМЕРИКУ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Основной целью данной статьи является исследование специфики российского экспорта вооружений в регион Латинской Америки. Для этого необходимо провести анализ геополитической ситуации в Латинской Америке, принимая в расчет политическую и экономической ситуацию, а также исторические предпосылки для возникновения военно-технического сотрудничества между Россией и странами Латинской Америки, анализ реальных поставок и продажи российского вооружения по ключевым странам-импортерам данного региона.
Ключевые слова: геополитика, экспорт российского вооружения, продукция военного назначения, Латинская Америка.
В начале XXI в. Латинская Америка стала новым емким рынком для российского экспорта продукции военного назначения (далее: ПВН). Это стало возможным благодаря крупным геополитическим сдвигам в регионе. Наиболее важной обозначившейся тенденцией стал выход значительной части латиноамериканских государств из сферы влияния США. Латинская Америка, которая еще в 1990-е гг. воспринималась многими экспертами как «задний двор» Вашингтона, стала ареной бурных политических и социальных изменений. В целом ряде латиноамериканских государств к власти пришли леворадикальные и левоцентристские правительства, взявшие курс на отказ от неолиберальных экономических реформ и проведение независимой, часто антиамериканской внешней политики. Этот феномен получил название «левого поворота», охватившего такие страны, как Аргентина, Боливия, Бразилия, Никарагуа, Эквадор и др. Наибо-
© Самаркина Н.С., 2013
лее ярким примером такого рода стало правление Уго Чавеса в Венесуэле (1998-2013 гг.).
Наряду с ростом независимости внешней политики многих государств Латинской Америки другой важной тенденцией начала XXI в. стало ослабление международной напряженности в регионе. Традиционные противоречия между странами (например, по линиям Аргентина - Бразилия, Боливия - Перу - Чили) стали уступать место растущему взаимному доверию, подкрепляемому совместным участием в деятельности региональных международных организаций.
Знаковым событием с точки зрения формирования новых структур безопасности в регионе стало образование в 2008 г. на базе объединения УНАСУР Южноамериканского оборонного совета (ЮОС)1. Данный орган формируется из министров обороны стран-участниц УНАСУР и представляет собой форум для регулярных переговоров и консультаций.
Некоторая напряженность в геополитической ситуации в Латинской Америке продолжала сохраняться из-за имевших место территориальных споров между государствами, как, например, вооруженный конфликт между Перу и Эквадором в 1995 г. Освоение богатств океанского шельфа также привело к возросшему значению морских границ. Эти факторы определяли необходимость государств Латинской Америки надежно защищать свои границ и закрепить свои позиции, что стимулировало заметное увеличение оборонных бюджетов государств региона. Только за период с 2003 по 2008 г. военные расходы стран Латинской Америки выросли на 91% (с 24,7 до 47,2 млрд дол.)2, а всего за период 2001-2008 гг. они составили 205,1 млрд дол. (2,52% об-щемировых)3. Однако вопреки опасениям экспертов речь шла не о начале региональной гонки вооружений, а о компенсации значительного снижения военных расходов, происшедшего после окончания холодной войны.
В первом десятилетии XXI в. большинство стран приступило к реализации программ модернизации своих военных арсеналов, представленных преимущественно старыми образцами вооружения и военной техники (ВВТ), эксплуатировавшимися с 1950-1960-х годов4. Общий уровень военных расходов в Латинской Америке оставался невысоким. Так, среди 12 стран - членов УНАСУР в 2006-2010 гг. только Эквадор имел военные расходы свыше 2% валового внутреннего продукта. Для Колумбии этот уровень составлял 1,9%, Суринама - 1,5, Чили - 1,4, Уругвая - 1,1, для прочих - менее 1% ВВП5.
Новой тенденцией в оборонном строительстве государств Латинской Америки стало формирование группы стран - перспективных импортеров крупных объемов ПВН. Во многом благодаря им импорт ВВТ Латинской Америкой вырос за 2005-2012 гг. с 1,247 до 6,37 млрд дол. (при этом общий объем, согласно Регистру ООН, составил 24,55 млрд дол.)6. Наиболее заметными представителями этой группы стали Бразилия, Чили и Венесуэла, имеющие максимальный объем спроса на ПВН.
Крупнейшим покупателем иностранных ВВТ в регионе за рассматриваемый период стала Венесуэла. Со скромных 39 млн дол. (2005 г.) ее импорт вырос до 2 671 млн дол. (2012 г.), а всего за восьмилетие на эту страну пришлось 32,7% всего латиноамериканского импорта ПВН (8,017 млрд дол.)7. Именно «венесуэльский феномен» стал определяющим при рассмотрении деятельности России по экспорту вооружений в Латинскую Америку в начале XXI в.
Второе место по импорту ВВТ в 2005-2012 гг. заняло Чили. На это государство пришлось 18,3% общерегиональных закупок (4,5 млрд дол.). Высокие показатели Чили были обусловлены особыми причинами. Начиная с 1958 г. в стране действовал так называемый «медный закон», устанавливавший фиксированный процент отчислений от продажи меди в пользу армии. Бурный рост цен на медь - основной экспортный продукт страны - повлек за собой и быстрое увеличение военных расходов. В 2002-2011 гг. они выросли на 72% (до 8 млрд дол. в 2011 г.) Благодаря «медному закону» военные Чили смогли провести перевооружение армии, нарастив импорт вооружений на 117%8.
На третьем месте в регионе оказалась Бразилия. За 20052012 гг. объем бразильского импорта ВВТ вырос с 530 до 1185 млн дол.9 Сравнительно скромные показатели этой крупнейшей латиноамериканской страны были связаны с ориентированностью на развитие национальных оборонных программ либо реализацию проектов совместного производства - освоение импортных военных технологий национальной промышленностью.
Остальные государства Латинской Америки в начале XXI в. уделяли сравнительно небольшое внимание импорту вооружений и не оказывали заметного влияния на статистику спроса на ПВН.
Таблица 1
Крупнейшие страны-импортеры ПВН в Латинской Америке, 2005-2012 гг.
Место в рейтинге импортеров ПВН Страна Объем импорта ПВН, млрд дол. Доля в общем импорте Латинской Америки, %
1 Венесуэла 8,017 32,65
2 Чили 4,498 18,3
3 Бразилия 4,268 17,4
4 Мексика 2,698 11,0
5 Колумбия 1,928 7,85
6 Перу 931 3,8
7 Эквадор 760 3,1
8 Боливия 358 1,46
9 Аргентина 288 1,17
10 Тринидад и Тобаго 162 0,66
Источник: ЦАМТО (Центр анализа мировой торговли оружием).
Прежде чем говорить о российском экспорте вооружений в Латинскую Америку, следует отметить, что отношения по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) возникли еще в советское время. Правда, тогда значение данного рынка было невелико на фоне многомиллиардных поставок ПВН в Восточную Европу, на Ближний Восток и Африку. Основным партнером по военно-техническому сотрудничеству была Куба, армия которой оснащалась преимущественно советским оружием. В 1980-е годы отмечались поставки в Никарагуа и ряд других стран бассейна Карибского моря. Кроме того, СССР в ограниченных масштабах сотрудничал с рядом нейтральных государств Южной Америки (например, с Перу и Эквадором)10.
С распадом СССР и переходом российского оружейного экспорта на рыночные основы торговли значение Латинской
Америки еще более сократилось. В 1990-е годы российское присутствие здесь было минимальным, объем ВТС колебался на уровне 30-50 млн дол. в год. Ситуация стала меняться в начале XXI в. в связи с политическими и экономическими изменениями в регионе.
Начиная с 2005 г. основным покупателем российских вооружений в регионе стала Венесуэла. В предшествующие десятилетия власти этой страны уделяли небольшое внимание вопросам военного строительства. Вооруженные силы использовали устаревшее оружие преимущественно американского образца. Положение изменилось после прихода к власти У. Чавеса и развертывания в стране «боливарианской революции». Потерпев неудачу в организации военного переворота в Венесуэле (2002 г.), Вашингтон стал наращивать политическое и экономическое давление на леворадикальный режим Чавеса. В числе прочих мер США ввели эмбарго на поставку ВВТ в Венесуэлу, включая сервисное обслуживание и поставку запасных частей, под предлогом того, что Каракас «не вносит достаточного вклада в борьбу с терроризмом»11. Это поставило власти страны в сложное положение и подтолкнуло к активному поиску новых источников импорта вооружений. Эта задача облегчалась резким повышением мировых цен на нефть, сделавших Венесуэлу одним из наиболее платежеспособных клиентов.
Воспользовавшись осложнением отношений между режимом Чавеса и Вашингтоном, Москва сумела занять место основного партнера Венесуэлы в сфере ВТС12. В 2005-2006 гг. были заключены контракты с Каракасом на общую сумму более 4 млрд дол. Они предусматривали поставку 100 тыс. автоматов Калашникова АК-103, 24 самолетов Су-30 и 53 вертолетов Ми-1713. В 2008 г. Венесуэла заняла четвертое место в экспорте российского вооружения (14% объема).
Новый импульс российско-венесуэльскому сотрудничеству в военной сфере был дан в 2009 г. Резкое обострение отношений между Венесуэлой и Колумбией побудило Чавеса вновь обратиться к России. Контракт 2009 г. оказался крупнейшим в истории Венесуэлы. В рамках контракта Россия предоставила Венесуэле кредиты в 2,2 млрд дол. (2010 г.) и 4 млрд дол. (2011 г.) на закупку вооружений14. Предусматривалось перевооружение венесуэльской армии на российскую технику. Поставки включали 57 танков Т-72 Б1В, 123 БМП-3, 36 РСЗО «Смерч» и БМ-21 «Град», а также САУ, БТР, минометов и другой техники для сухопутных войск. Для ПВО Венесуэлы были закуплены 18 ЗСУ-23 и несколько дивизионов ЗРК С-300ВМ и «Печора-2М». По состоянию на май 2013 г. объем заключенных контрактов в сфере ВТС достиг 11 млрд дол.15
Заключенные контракты последовательно выполнялись в 2010-2013 гг. В этот период была поставлена большая часть заказанных ВВТ, построены сервисные центры обслуживания российской техники. В 2011 г. Венесуэла вышла на второе место в мире среди импортеров российских ВВТ16. В конце 2013 г. должно было завершиться строительство завода по выпуску АК-103 производственной мощностью 25 тыс. автоматов и 60 млн патронов в год17.
Смерть У. Чавеса в марте 2013 г. и приход к власти его преемника Н. Мадуро не оказали заметного влияния на двусторонние связи с Россией в области ВТС. Согласно оценке ЦАМТО, в период до 2017 г. будет продолжаться реализация ранее заключенных контрактов. Их объем на четырехлетие 2013-2016 гг. оценивается в 3,269 млрд дол.18
Неустойчивая политическая ситуация в Венесуэле, возможность прихода к власти оппозиции делают перспективы дальнейшего поступательного развития российско-венесуэльского сотрудничества в сфере ВТС проблематичными. Однако в любом случае Россия получила прочные позиции в этой стране.
Вторым крупным партнером России в регионе стала Бразилия. С приходом к власти в 2003 г. левоцентристского правительства Лулы да Силвы эта страна стала активно развивать многовекторную политику и диверсифицировать свои контакты в сфере ВТС. Интенсивно развивающийся политический диалог и взаимные инициативы сторон по развитию экономического сотрудничества побудили Россию к активному продвижению ВВТ в Бразилию.
В конце 2006 г. Бразилия подписала контракт о поставке Россией военных вертолетов Ми-35 и Ми-171 на сумму более 400 млн дол.19 Это открыло России дорогу на бразильский авиационный рынок. В 2008 г. был оформлен дополнительный контракт на 12 Ми-35М, реализованный к концу 2012 г.20 14 декабря 2012 г. концерн «Ростехнологии» и бразильский холдинг «Oderbrecht Бе1ева е Technologia» подписали меморандум о сотрудничестве. Соглашение предусматривает совместную разработку вертолета Ми-171 и создание совместного производства по производству вертолетов, средств ПВО, морской техники и т. п.21
Крупнейшим потенциальным контрактом на бразильском рынке являлась программа Б-Х на поставку истребителей для ВВС страны. Тендер был объявлен еще в 2001 г. Россия представила для участия в нем истребитель Су-3522. После многолетних переговоров бразильские власти отложили принятие решения по программе, сославшись на отсутствие финансирования. В 2008 г. программа была возобновлена под новым наименованием Б-Х2,
однако Россия в списке участников уже не значилась. Конфликт интересов бразильских политиков и военных привел к новой отсрочке до 2014 г. В этих условиях Россия, используя свои связи с Бразилией в рамках нового формата БРИКС, предложила ей программу стратегического сотрудничества в виде подключения к программе разработки истребителя пятого поколения ПАК ФА. Как сообщил министр по стратегическим вопросам Бразилии Ро-берто Мангабейра Унгер, соответствующие переговоры стартовали в 2008 г.23 Однако к середине 2013 г. никакого решения так и не было принято.
Интенсивные попытки России закрепиться в Бразилии дали лишь ограниченный результат. По состоянию на 2012 г. на эту страну пришлось всего 2% поставок российских ВВТ24. Большую часть этого объема составили вертолеты Ми-35 и ПЗРК «Игла-С».
Наряду с прорывом в Венесуэле и ограниченным присутствием на бразильском рынке Россия стремилась расширить свои контакты и с другими государствами Латинской Америки. Однако результаты этой активности не слишком впечатляли. Как правило, речь шла о поставках небольших партий ВВТ либо о ремонте или модернизации ранее поставленной техники.
Так, в 2008 г. было заключен контракт с Перу по модернизации восьми истребителей МиГ-29С в вариант СМТ. В 2010 г. с этой страной было заключено дополнительное соглашение о поставках транспортных вертолетов (2 вертолета Ми-35П и 6 Ми-171Ш на сумму 89 млн долл.)25. 31 марта 2013 г. стало известно о более крупной сделке - на 24 Ми-171 (на сумму 406 млн. дол. со сроками поставки в 2014-2015 гг.)26.
Аналогично выглядела ситуация и с большинством других латиноамериканских стран. Наибольшим спросом у них пользовалась российская вертолетная техника. В 2009 г. был заключен контракт с Эквадором на 22 млн долл. (поставка транспортных вертолетов Ми-171Е). В 2010 г. Аргентина заключила договор на покупку трех Ми-171Ш. В ноябре 2011 г. удалось подписать соглашение с Мексикой о поставках трех Ми-17В-5 для ВМС страны.
Помимо вертолетов, спросом пользовались российское стрелковое вооружение, ПЗРК и автотранспорт. Примером могут служить поставки грузовиков «Урал» и автомобилей УАЗ (около 1 тыс. единиц) для уругвайской армии (контракты 2002 и 2004 гг.)27. Предпринимались спорадические попытки продвинуть и более сложную технику. Так, 7 мая 2013 г. стало известно о российском предложении для того же Уругвая на приобретение нескольких единиц Су-30К28.
Таблица 2
Поставки российской ПВН в страны Латинской Америки (2005-2012 гг.)
Год Объем поставок, млн долл. Доля России в общих поставках ВВТ в страны региона, %
2005 3,0 0,25
2006 538 25,6
2007 1 025 40,8
2008 664 31,7
2009 707 28,7
2010 248 7,6
2011 845 18,8
2012 2 200 29,0
Итого 6 230 25,4
Источник: ЦАМТО.
Подводя итоги российской активности на рынке вооружений и военной техники в странах Латинской Америки, следует обратить внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, прорыв экспорта ВВТ в 2006-2012 гг. (в сравнении с более ранними объемами поставок и взаимодействий). Если учитывать валютный объем только идентифицированных поставок обычных вооружений, то Россия поставила ПВН на сумму 6,23 млрд дол. (25,4% от всего объема экспорта ПВН в страны данного региона), заняв первое место среди всех экспортеров29. Примечательно, что Россия далеко опередила США, занявшие лишь второе место на их традиционном рынке (3,887 млрд дол., или 15,83% общего экспорта ПВН в 2005-2012 гг.).
Во-вторых, согласно прогнозам ЦАМТО, российский экспорт ПВН на 2013-2016 гг. сохранит лидирующую позицию с приблизительным объемом поставок 4,2 млрд дол. (21,5% рынка региона), при условии, что действующие контракты с Венесуэлой и Бразилией будут реализованы.
Достигнутый менее чем за 10 лет результат можно назвать вполне успешным. Однако не стоит забывать и о некоторых осо-
бенностях: в основе этого успеха лежат крепкие политические взаимоотношения между РФ и Венесуэлой и привилегированное сотрудничество по линии экспорта ВВТ. Во многом именно от продолжения этого сотрудничества и от возможного расширения взаимодействия с Бразилией зависят перспективы российского экспорта ВВТ в регион Латинской Америки.
Примечания
1
Южноамериканский оборонный совет (South American Defence Council) был создан в 2008 г. на саммите УНАСУР в Бразилии в качестве органа для осуществления регионального сотрудничества в сфере безопасности. См.: Сольмирано К. Регистр УНАСУР по военным расходам: на пути к транспарентности // Экспорт вооружений. 2013. № 3. С. 11.
Страны Латинской Америки увеличили оборонные расходы [Электронный ресурс] // Международное военно-техническое обозрение. URL: http://www. mil-tech.org/2009/01/30/balance/ (дата обращения: 15.10.2013). Выставка вооружений FIDAE-2010 [Электронный ресурс] // Центр анализа мировой торговли оружием. URL: http://www.armstrade.org/files/expo/ FIDAE-1.pdf (дата обращения: 15.10.2013). Страны Латинской Америки увеличили оборонные расходы... Сольмирано К. Регистр УНАСУР... С. 12.
Рынок вооружений стран Латинской Америки в 2005-2012 гг. и прогноз на 2013-2016 гг. [Электронный ресурс] // BÜK.name. URL: http://vpk.name/ news/87678_ryinok_vooruzhenii_stran_latinskoi_ameriki_v_20052012_gg_i_ prognoz_na_20132016_gg.html (дата обращения: 15.10.2013). Там же.
Сольмирано К. Военные расходы и закупки оружия странами Латинской Америки: современные тенденции // Экспорт вооружений. 2012. № 4. С. 3. Рынок вооружений стран Латинской Америки в 2005-2012 гг... Кислов А.К., Фролов А.В. Россия и международный рынок оружия. М.: Альфа-Браво, 2008. С. 125.
Венесуэлу окружают. Растет количество американских военных баз [Электронный ресурс] // Stringer - информационный портал. URL: http:// stringer.at.ua/news/venesuehlu_okruzhajut/2010-01 -17-76 (дата обращения: 15.10.2013).
Второе место среди основных поставщиков ВВТ в Венесуэлу в 2005-2012 гг. принадлежало Китаю.
Независимое военное обозрение. 2006. № 24. С. 34. Сольмирано К. Военные расходы и закупки оружия... С. 4.
3
4
7
8
9
10
11
12
13
22
15 Основные события в области ВТС России в мае-июне 2013 г. // Экспорт вооружений. 2013. № 3. С. 73-74.
16 Сольмирано К. Военные расходы и закупки оружия... С. 4.
17 Готовность завода на 18 июня 2012 г. составляла 60%. См.: Основные события в области ВТС России в мае-июне 2012 г. // Экспорт вооружений. 2012. № 3. С. 66.
18 Рынок вооружений стран Латинской Америки в 2005-2012 гг...
19 Взгляд. Деловая газета. 2006. 11 дек.
20 Основные события в области ВТС России в июле-августе 2012 г. // Экспорт вооружений. 2012. № 5. С. 70.
21 Там же. С. 68.
Гилов И. Бразильский тендер по истребителям снова в тупике // Экспорт вооружений. 2011. № 1. С. 4.
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации [Электронный ресурс] // Стелс машины. URL: http://www.paralay.com/pakfasu.html (дата обращения 15.10.2013).
Фролов А. Итоги ВТС России с иностранными государствами в 2012 г. // Экспорт вооружений. 2012. № 6. С. 17.
Основные события в области ВТС России в июле-августе 2012 г... Перу купит у России 24 вертолета Ми-171 [Электронный ресурс] // Aviation Explorer. URL: http://www.aex.ru/news/2013/4/1/104417/ (дата обращения 15.10.2013).
Барабанов М. Рынок вооружений Уругвая // Экспорт вооружений. 2012. № 4. С. 10.
Основные события в области ВТС России в мае-июне 2013 г. С. 75. Рынок вооружений стран Латинской Америки в 2005-2012 гг. .