[официальные материалы]
Победителям первого тура — школьникам — было предложено написать эссе на тему:
«Гаснет устная словесность, Разговорная краса, Отступают в неизвестность, Русской речи чудеса...»
(Вадим Шефнер)
Победители первого тура — студенты — готовили публичное выступление на тему «Русский язык против новояза»; победители в категории «учителя-словесники» должны были составить авторский конспект урока русского языка (выбор темы не ограничивался), а победители в категории «Все желающие» — написать статью-размышление на тему: «О русской культуре замолвите слово...».
Третий тур конкурса на лучшее владение русской речью (конкурс школьников, конкурс студентов, конкурс учителей-словесников, общий конкурс) объединил 40 участников.
Завершился фестиваль заключительной церемонией, на которой финалисты награждаются памятными подарками. И все же фестиваль — это не только конкурсы и награды, это праздник общения: возможность обсудить за Круглым столом с ведущими филологами и журналистами проблемы языковой политики в современной России, узнать их мнение о сущности слова, познакомиться с городом на Неве, посетить Государственный Эрмитаж, музей Ф. М. Достоевского и музей-квартиру А. С. Пушкина.
РОССИЙСКИЕ РУСИСТЫ ОБРАТИЛИСЬ К ПРЕЗИДЕНТУ
Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Институт русского языка и культуры филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета при финансовой поддержке фонда «Русский мир» в октябре 2010 года провели II Конгресс РОПРЯЛ «Русский язык и культура в пространстве Русского мира»
250 участников Конгресса представляли научную и педагогическую общественность Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Саратова, Самары, Тулы, Твери, Казани, Кемерово, Екатеринбурга, Череповца, Ростова-на-Дону, Набережных Челнов, Иваново, Новосибирска, Иркутска, Ставрополя, Тюмени, Волгограда, Воронежа, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Курска.
Конгресс даже расширил свою географию, включив в число участников ученых из Армении, Белоруссии, Казахстана, Татарстана, Таджикистана, Эстонии, Башкортостана, Украины, Польши и Болгарии. Президент СПбГУ Л. А. Вербицкая, вице-президент РОПРЯЛ Е. Е. Юрков, президент Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина В. Г. Костомаров, ректор Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина Ю. Е. Прохоров, а также деканы, заведующие кафедрами, профессора, преподаватели и аспиранты конструктивно обсудили проблемы современной отечественной науки.
Работа Конгресса была организована по семи научным направлениям: «Государственная политика в области укрепления позиций русского языка в Российской Федерации и за рубежом», «Лингвокультурные доминанты Русского мира», «Русский язык в разных сферах общения», «Русский язык и культура русской речи», «Лингвистические основы описания русского языка в учебных целях», «Методика преподавания русского
языка: родного, неродного, иностранного», «Русская литература: проблемы изучения и преподавания». На круглых столах «Современные технологии как средство оптимизации обучения языку», «Ценности и традиции Русского мира в практике преподавания русского языка и литературы» обсуждались методические и лингвокультурологические вопросы.
По итогам Конгресса принята следующая резолюция.
1. Признать работу II Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы удовлетворительной.
2. Отметить высокий уровень проведения Конгресса, выразить благодарность организаторам Конгресса.
3. Просить Министерство образования и науки поддержать проведение конгрессов Российского общества преподавателей русского языка и литературы один раз в два года.
4. Обратиться к Президенту РФ Д. А. Медведеву (копия Министру образования и науки РФ А. А. Фур-сенко) с просьбой оказать содействие в решении вопроса о включении дисциплины «Русский язык. Культура профессионального общения» в базовую часть Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
[мир русского слова № 4 / 2010]
5