Научная статья на тему 'Проект «Русский язык и современная Россия»'

Проект «Русский язык и современная Россия» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Русский язык и современная Россия»»

[хроника]

ПРОЕКТ «РУССКИЙ ЯЗЫК И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ»

В целях привлечения внимания российского общества и государства к русскому языку, к состоянию современной русской речи Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) с 2003 года участвует вместе с филологическим факультетом СПбГУ и Благотворительным фондом В. Потанина в разработке и реализации проекта «Русский язык и современная Россия». Ряд мероприятий этого проекта поддерживается федеральной целевой программой «Русский язык».

В 2003-2004 гг. была реализована первая программа этого проекта, в 2005-2006 гг. вторая, в 20072008 гг. осуществляется третья программа. Каждая из них включала мониторинг состояния русской речи с целью выявления и дальнейшего анализа динамики языковых изменений, экспертизу инфраструктуры, обеспечивающей языковой аспект социальной жизни современной России. По результатам мониторинга были изданы сборники аналитических материалов «Современная русская речь: состояние и функционирование» (СПб.: Изд-во Филологического факультета СПбГУ, 2004, 2006).

Одним из направлений проекта «Русский язык и современная Россия» было проведенное в 2004 и в 2006 годах крупномасштабное анкетирование представителей различных социальных и возрастных групп в целях определения тенденций развития современной речевой культуры. Результаты первого этапа этого социологического исследования обобщены в книге В. Е. Семенова и Е. Е. Юркова «Русская речь в современной России (по результатам социологического исследования)» (СПб., Политехника, 2004). В настоящее время проводится уже третий этап этого исследования.

Важное направление проекта «Русский язык и современная Россия» — проведение круглых столов по проблемам современного состояния и функционирования русского языка. С 2003 года по настоящее время было проведено более десяти круглых столов. Среди них «Русский язык в средствах массовой информации» (2003, 2006), «Языковая личность журналиста и языковая политика в современной России» (2004), «Беседы о русском слове: Писатели о языке» (2004), «Беседы о русском слове: Православное духовенство о языке» (2006), «Русский язык как неродной — путь к жизненному и профессиональному успеху» (2006), «Русский язык как инструмент интеграции мигрантов в российский социум» (2007) ...

Еще одно из направлений проекта было связано с исследованием языка юридических актов.

Исследовательская группа под руководством заведующего лабораторией информационных технологий Института лингвистических исследований РАН С. А. Кузнецова разработала толково-нормативную экспертную систему по российскому законодательству «Буква Закона», которая дает возможность быстро найти толкование любого слова, встречающегося в нормативных юридических документах — в Конституции Российской Федерации, во всех существующих кодексах законов, что часто бывает необходимым в законотворческой практике.

Каждая программа проекта «Русский язык и современная Россия» завершается проведением фестивалей русской речи «Русское слово». Эти фестивали призваны привлечь внимание общества к состоянию современного русского языка, продемонстрировать лучшие образцы живой речи, способствовать развитию языкового и литературного творчества. В рамках фестивалей проводятся конкурсы, включающие письменные и устные задания лингвистического характера, задания на языковую догадку, но основное внимание уделяется умению конкурсантов свободно высказывать свои мысли, соблюдая нормы русского языка и культуры русской речи. Кроме того, на заключительной церемонии Фестиваля проводится награждение памятными медалями победителей, а также журналистов и писателей, демонстрирующих, по мнению экспертов, лучшие образцы русской речи.

В настоящее время реализуется третья программа проекта «Русский язык и современная Россия» (сроки ее проведения 01.01.2008 — 01.07.2008). В ее рамках предусматривается ряд мероприятий по популяризации этого проекта: организация и проведение рекламной кампании (в том числе с возможным привлечением социальной рекламы в разных городах России при содействии членов РОПРЯЛ), публикация серии тематических статей в газетах и журналах (на правах рекламы), использование медиа-ресурсов РОПРЯЛ (Интернет-портала «Русское слово» и журнала «Мир русского слова»). Проведена большая работа по созданию базы конкурсных заданий, совершенствованию критериев отбора кандидатур для заключительного конкурса, по подготовке и проведению региональных конкурсов среди школьников и студентов. К этой работе были привлечены вузы, являющиеся членами РОПРЯЛ, специалисты в области русского языка и русской культуры.

Уже проведены два заочных тура конкурсов по четырем категориям (школьники, студенты, учи-

[мир русского слова № 2 / 2008]

97

[хроника]

теля-словесники, общий конкурс). Их победители (по 25 человек по каждой категории) будут приглашены в Санкт-Петербург для участия в заключительной церемонии фестиваля. В дни фестиваля также планируется проведение круглых столов, встреч участников с журналистами, писателями, профессорами вузов — членов Правления Российского общества преподавателей русского языка и литературы и Президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.

Поскольку III фестиваль «Русское слово» проводится в 2008 году, объявленном президентом России Годом семьи, в его рамках проводится конкурс «Русский язык в моей семье». Первый тур этого конкурса — заочный. Его участникам было предложено сочинить «Похвальное слово» (в восторженной, иронической или любой другой тональности) слову «Пожалуйста». Второе задание для родителей — выбрать для своих детей рассказ для чтения и написать

обоснование своего выбора в форме небольшого эссе, для детей — прочитать рассказ, выбранный родителями, и написать, понравился ли он, был ли он интересным (полезным, увлекательным, смешным, грустным).

Победители этого конкурса будут приглашены в Санкт-Петербург для участия во втором (очном) туре «Семейная викторина». Во время проведения семейной викторины участники должны будут продемонстрировать свои языковые способности и умение, приходя на помощь друг другу, находить правильные решения в рамках отведенного времени.

Таковы основные направления третьей программы проекта «Русский язык и современная Россия», который призван привлечь внимание государства и российского общества к судьбам русского языка и культуры, консолидировать усилия всех граждан страны по сохранению и развитию русского языка как национального достояния России.

Л. В. Московкин, Е. Е. Юрков

ТРЕТИЙ ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

«МОЙ ПУТЬ К УСПЕХУ — РУССКИЙ ЯЗЫК»

(г. Владивосток, 28 ноября 2007 года)

2007 год был Годом русского языка, и его программа — это начало целого ряда проектов по популяризации русского языка в мире. В России и за рубежом проведены фестивали русской культуры, литературы и истории, форумы и конференции преподавателей-русистов, школьные и студенческие олимпиады и конкурсы.

Не стала исключением и Русская школа ДВГУ для иностранных граждан (Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток). Надо сказать, что традиция организации фестивалей, конкурсов и других акций у нас имеет историю. Ограничение изучения иностранного языка только учебной программой не способствует успешному освоению языка. Только знакомство с культурой делает изучение иностранного языка полноценным, учит живому языку, дарит восхитительное чувство понимания мыслей и чувств людей, говорящих на изучаемом языке с рождения. И тогда появилась идея конкурса.

Конкурс русского языка проводится в Русской школе много лет. В последние три года конкурс стал ежегодным. В 2007 году он прошёл в рамках проекта «Год русского языка в Приморье» и под новым названием, «Мой путь к успеху — русский язык». Изменилось не только название, которое, безусловно, дало новый импульс конкурсу, но и содержание. Если раньше это

был конкурс сочинений, то теперь конкурс проводился в два этапа. На первом этапе конкурсантам предлагалось написать сочинение на темы: «Русский язык в Азиатско-тихоокеанском регионе», «Мой путь к успеху — русский язык», «Я хочу рассказать о России».

Наиболее привлекательными оказались вторая и третья темы сочинений, видимо, потому, что первая тема требовала более глубоких знаний не только России, но и АТР. Если в 2006 году в конкурсе участвовало 60 иностранцев, то в 2007 — 106. Из Китая и Тайваня — 65, из Корейской Народно-Демократической Республики — 6, из Республики Корея — 24, из Вьетнама — 3, из Монголии — 3 и 1 — из Швейцарии. Большая часть конкурсантов (70%) в данное время учатся в российских вузах Хабаровска, Благовещенска, Иркутска, Читы, Владивостока, Камчатской области, Новосибирска. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что, пожив и поучившись в России, иностранные студенты пришли к выводу, что это наиболее целесообразный путь изучения русского языка и русской культуры.

Тщательная проверка сочинений показала, что все конкурсанты довольно хорошо владеют русским языком, грамматикой, лексикой, стилистикой, имеют представление о русской истории, литературе, географии, музыке, знают имена известных людей России. Многие писали о своей любви к русской литерату-

98

[мир русского слова № 2 / 2008]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.