российские научные и научно-педагогических кадры в мировой системе образования
_Аннотация
В статье рассматривается модель адаптации системы подготовки научных кадров высшей квалификации к интеграции в мировое образовательное пространство. _
Ключевые слова: системы подготовки научных кадров, научные кадры высшей квалификации, интеграция в мировое образовательное пространство _
Адаптация системы подготовки научных кадров высшей квалификации (НКВК) связана, прежде всего, с развитием процессов глобализации в мировой системе образования и необходимостью усиления конкуренции российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Структурно-функциональная модель адаптации НКВК к интеграции в мировое образовательное пространство представлена совокупностью условий и факторов, влияющих на процесс адаптации, направлениями адаптации, а также результатами управляющего воздействия на данный процесс. Для оказания управляющего воздействия на процессы адаптации необходимо определить состояние объекта адаптации воспроизводства научных и научно-педагогических кадров; выявить тенденции развития системы послевузовского образования, наблюдающиеся в Европе и в мире, а также обозначить проблемы, которые препятствуют активизации интеграции не только российской системы подготовки НКВК, но этому процессу в других странах.
1 Статья написана в рамках выполнения исследовательского проекта 2.2.2.1/10559 АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы»
Чиркова Алла Васильевна
канд. экон. наук, доцент,
профессор кафедры экономики труда и трудовых ресурсов, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов [email protected]
нация системы подготовки научных
_кадров высшей
_квалификации
_связана, прежде
всего, с развитием
_процессов
_глобализации
в мировой системе образования
Основные направления адаптации
В настоящее время в сфере подготовки НКВК наблюдаются следующие основные тенденции [1];
- введение структурированных докторских программ;
- появление профессиональных докторских степеней;
- расширение карьерных перспектив докторов и постдокторантов» [2];
- подготовка кадров НКВК, ориентированных на неакадемическую карьеру;
- совершенствование методов институционального и неформального руководства в сопровождении проведения диссертационного исследования, ориентация на их взаимодополняемость;
- освоение новой культуры научного руководства;
- рост требований к качеству обучения и развитие ы менеджмента качества в послевузовском
рофессиональном образовании. зируясь на анализе состояния российской системы высшего и послевузовского образования и мировых тенденций его развития, в качестве сновных направлений адаптации были опреде-ены:
- комплексный подход к процессу адаптации; интеграция науки, образования и производства.
Обеспечение инновационного характера послевузовского профессионального образования (ППО), возможно лишь за счет интеграции этих трех сфер общественного воспроизводства;
- усиление преемственности высшего и послевузовского образования;
- соответствие ресурсных потенциалов: кадрового, организационно-управленческого, материально-технического и финансового эффективной подготовке НКВК;
- связь подготовки научных кадров и системы их аттестации;
- активизация междисциплинарных научных исследований;
- развитие института научных школ;
- расширение академической и секторальной мобильности;
- использования опыта зарубежных стран в подготовке НКВК.
гредпринимательство, № 20 (218)/октябрь 2012
Факторы, влияющие на подготовку _
научных и научно-педагогических кадров _
На процессы адаптации системы подготовки науч- _
ных и научно-педагогических кадров различное _
влияние оказывают факторы как внешнего, так и _
внутреннего характера. _
К наиболее значимым внутрисистемным факторам _
следует отнести: _
- наличие соответствующей научно-инновацион- _
ной среды в вузе; _
- модернизация программ обучения с учетом _
адаптации к процессу интеграции в мировое _
образовательное пространство; _
- институциональные преобразования в системе _
послевузовского профессионального образования; _
- различия в социально-экономическом разви- _
тии регионов России и усиление регионализа- _
ции/локализации науки и подготовки научных _
кадров. _
Среди внешних факторов следует выделить [3]: _
- активизацию процессов глобализации в обра- _
зовании и формирование международного рынка _
труда; -
- Болонский процесс и формирование общеев- _
ропейской зоны ВО; _
- включение докторских программ в качестве _
третьего цикла высшего образования. _
В процессе адаптации российской системы обра- _
зования в целом и послевузовского, в частности, _
вузовское и научное сообщество столкнулось с _
рядом проблем, среди которых наиболее сущест- _
венными являются: _
- юридический аспект признания дипломов, уче- _
ных степеней, квалификаций и образовательных _
программ; _
- отсутствие единых международных стандартов и _
унификации докторских программ; _
- несоответствие специальностей и отраслей наук в процессе адаптации по присуждению ученых степеней в различных российской системы странах; образования в целом
- различия в квалификационных требованиях к и послевузовского, соискателям и аттестационных процедурах; в частности,
- различия в форме и статусе аттестационных доку- вузовское и научное ментов; сообщество
- национальная обособленность вузов и перспекти- столкнулось
вы глобализации. с рядом проблем
на процессы
адаптации системы
_подготовки
научных и научно_педагогических
_кадров различное
влияние оказывают
_факторы
_как внешнего,
_так и внутреннего
_характера
Направления адаптации российского послевузовского профессионального образования
Основными направлениями адаптации российского ППО в мировое образовательное пространство являются:
1) развитие ресурсных потенциалов системы подготовки НКВК: кадрового, управленческого, материально-технического, информационного, финансового;
2) совершенствование нормативно-правового обеспечения подготовки НКВК;
3) поддержка исследовательских карьер; создание системы мониторинга карьер выпускников аспирантуры/докторантуры;
4) формирование новых требований к системе подготовки НКВК и выпускникам системы;
5) модернизация системы управления качеством дготовки НКВК и повышение качества подготов-в аспирантуре/докторантуре; трансформация традиционной аспирантской
подготовки в структурированные программы. Повышение уровня научного руководства, обучение аттестация научных руководителей; ) развитие форм интеграция науки и образования; создание и расширение исследовательской среды в истеме подготовки НКВК;
8) расширение всех видов мобильности в системе подготовки НКВК;
9) развитие и внедрение форм интеграции системы подготовки НКВК и промышленности, диверсификация программ подготовки НКВК;
10) расширение экспорта образовательных услуг, за счет повышения конкурентоспособности образования в аспирантуре/докторантуре;
11) участие в стратегическом сотрудничестве в области подготовки НКВК в глобальном ландшафте: сотрудничество со странами всех континентов в этой области;
12) достижение критической массы, обеспечивающей полное воспроизводство НКВК и развитие системы их подготовки.
Вывод
Основываясь на теоретических предпосылках и методологических подходах к адаптации россий-
ское предпринимательство, № 20 (218)/октябрь 2012
ской системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, реализуя на практике основные принципы адаптации, можно прогнозировать следующие результаты управляющего воздействия на этот процесс:
- модернизация структуры подготовки НКВК;
- приведение системы подготовки НКВК в соответствие с потребностями экономики страны;
- повышение эффективности системы подготовки НКВК;
- создание ФГОС ВПО 3-го уровня ВО в соответствии с современными международными требованиями;
- рост конкурентоспособности российской системы подготовки НКВК;
- рост качества подготовки исследователей высшей квалификации;
- формирование современной модели исследователя высшей квалификации;
- рост академической и межсекторальной мобильности;
- рост трудоустройства выпускников системы ППО;
- повышение индекса цитируемости работ российских ученых;
- признание российских дипломов кандидатов и докторов наук за рубежом.
Литература
1. Максимцев И.А., Чиркова А.В. Тенденции развития докторского образования в европейских университетах // Российское предпринимательство. - 2012. - № 2.
2. UA European University Association. DOC-CAREERS Report [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eua.be/ eua-work-and-policy-area/ research-and-innovation/ doctoral-education/doc-careers.
3. Taylor S. The Post-Humboldtian Doctorate: University of Leeds, 2011.
Alla V. Chirkova
PhD. in Economics, Associate Professor, Professor of the Academic Department of Labor Economics and Labor Resources, Saint Petersburg State University of Economics and Finance
Russian Academic and Academic-Pedagogical Personnel in the Global Educational System
_Abstract
The paper deals with the model of adapting the system of training highly qualified academic personnel to the integration into the world educational space.
Keywords: training of academic personnel, highly qualified academic personnel, integration of world educational space
образование