Научная статья на тему 'Российские литературные премии: издательский ракурс'

Российские литературные премии: издательский ракурс Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
499
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Штолер Андрей Владимирович

В контексте современных тенденций литературно-художественного книгоиздания в статье раскрываются формы и интенсивность участия отечественных издательств в литературнопремиальном процессе (на примере национальных литературных премий: «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Русский Букер»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian literary awards: the publisher a foreshortening

In a ontxt of modrn lins of litrary and art boo ublishing in article forms and intensity of participation of domestic publishing houses in litrary-bonus ross (on an xaml of national litrary awards rval: «th Big boo», «th National bst sllr», «Russian Bur»).

Текст научной работы на тему «Российские литературные премии: издательский ракурс»

178

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

А. В. Штолер

Челябинск, ЧГАКИ

РОССИЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ РАКУРС

В контексте современных тенденций литературно-художественного книгоиздания в статье раскрываются формы и интенсивность участия отечественных издательств в литературнопремиальном процессе (на примере национальных литературных премий: «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Русский Букер»).

In a context of modern lines of literary and art book publishing in article forms and intensity ofparticipation of domestic publishing houses in literary-bonus process (on an example of national literary awards reveal: «the Big book», «the National best seller», «Russian Buker»).

Рассуждая о «книжном» воплощении литературных премий, представляется принципиальным разграничить два взаимосвязанных понятия: издательское дело (книгоиздание) и издательский (книжный) бизнес.

В отечественном книговедении издательское дело традиционно трактуется как «сфера общественной деятельности, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, брошюр и др. видов непериодических изданий...» [7. С. 228]. Синонимом данного понятия является термин «книгоиздание». Издательское дело (книгоиздание) является структурообразующим элементом более широкой системы - книжного дела.

Книжное дело можно рассматривать как компонент социальнокоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей создание, тиражирование и распространение результатов творческого труда (произведений) в форме изданий. В определении А.Б. Долгина, данная сфера становится одним из тиражных секторов культуры как сферы производства/обращения символов и знаков [6. С. 109].

Функционирование книжного дела, как и прочих областях общественной практики, предполагает целенаправленное использование материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, т.е. подразумевает экономическую интерпретацию. При этом лишь

179

фрагмент данной сферы отечественные специалисты определяют как зону бизнес-деятельности. Критерий отграничения - получение прибыли как цель предпринимательской активности. Соответственно, книжный бизнес — книжное дело, осуществляемое с целью получения прибыли [11. С. 17]. Издательский бизнес - издательская деятельность, направленная на извлечение прибыли. Естественно, данный подход не предполагает изменения сути издательских процессов, меняются лишь акцентуации в их осуществлении.

Книжный рынок, формирующий параметры успешности издательского бизнеса, декларируется в качестве его внешней среды. Базовым критерием рыночного успеха книжного проекта становится объем продаж, что предполагает концентрацию внимания на: расширении ассортимента книжных изданий и увеличении их тиражей; построении эффективной системы дистрибуции растущего ассортимента.

О характере воздействия подобной акцентуации на качество литературного предложения сказано немало [4. С. 40-43; 5. С. 52-58; 6. С. 105]. Иллюстрация семантического разграничения понятий «книгоиздание» и «издательский бизнес» - позиция генерального директора издательства «Время» Бориса Пастернака: «Очень многие издатели - как люди интеллигентные, ... понимают, что издавать нужно разнообразную, познавательную, качественную литературу, рассчитанную на отдельные многочисленные группы читателей. Но как бизнесмены они следуют совершенно иной стратегии. .мечта издателя-бизнесмена - выпустить одну книгу, но такую, чтобы ее купили все. .Книгу продают сотнями тысяч экземпляров. Через месяц не вспомнишь, что это было. Бизнес состоялся, литература -нет» [1].

Прежде чем говорить о взаимосвязи литературно-премиального процесса и книгоиздания, прежде всего, литературно-художественного, необходимо обозначить общие тенденции развития последнего. Количественная характеристика динамики отечественного книгоиздания в целом и выпуска художественной литературы (ХЛ), в частности, на основании данных Российской книжной палаты, может быть представлена в следующих диаграммах.

180

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

Диаграмма 1. Динамика выпуска по количеству названий

140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

□ Всего____________И Художественная литература_______|

Фактически можно говорить о более существенном провале выпуска ХЛ по количеству названий в сравнении общим показателем. Так, число названий ХЛ в 2010 г. по сравнению с 2008 г. снизилось практически на 10%, тогда общий выпуск «упал» лишь на 1,3% (за счет во многом инерционного роста в 2009 г. на 3,5%). Соответственно, снизилась и доля литературно-художественных изданий в общем объеме выпуска с 16,3 до 14,9%.

800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

[□Всего____И Художественная литература

2008 2009 2010

123336 127596 121738

20138 18729 18131

■ ■

2008 2009 2010

И вновь можно говорить о более существенном снижении тиражей ХЛ в сравнении с общим выпуском (-21,8% для ХЛ и -14% для

181

совокупного тиража). При этом доля ХЛ в совокупном тираже, выпущенной книжной продукции, снизилась на 1,9% (с 20,3 до 18,4%).

Диаграмма 3. Динамика среднего тиража, тыс. экз.

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Динамика средних тиражей и ХЛ, и общего выпуска примерно идентична (-13,2% по ХЛ, -12,9% в целом). При этом средний тираж литературно-художественного издания даже при снижении более чем на 1 тыс. экз., составляет в среднем на четверть больше среднего тиража.

Тематическая структура выпуска ХЛ представлена в диаграмме 4.

7,659

2008 2009 2010

□ Всего ■Художественная литература

Диаграмма 4. Структура выпуска ХЛ, названия 2008/2010

|[И2008 И20101

12000

10000

8000

6000

4000

2000

0

1 9178 ■0748

794^Н 7934

■ ■

■ ■

■ ■

■ 438 308 95 66 456 270 453 375

. £

I

О.

■ Е5

||

i i

* lift

§ § i I

II

О

Ч

2 с;

И

В 5

£Sj

И

s 3 Ч «

182

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

Рост на 16% числа названий по разделу «Отечественная и зарубежная проза, поэзия, драматургия» был обусловлен значительным увеличением выпуска переводной ХЛ (+50%) и минимальным -числа названий отечественной ХЛ (+3,9%). Снижение более чем на четверть (26,2%) числа изданий «жанровой» литературы обеспечили детективные и сентиментальные романы. Динамика выпуска по тематическим разделам представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика выпуска ХЛ по тематическим разделам

Тематические разделы Отечественная художественная литература Зарубежная художественная литература

Динамика числа названий, % Динамика тиража, % Динамика числа названий, % Динамика тиража, %

Проза, поэзия, драматургия 3,9 -15,3 50,3 20,7

Детектив и приключения -33,8 -35,6 -17,3 -13,1

Фантастика и мистика -18,2 -9,4 23,7 55,5

Любовный роман -51,2 -43,6 -44,6 -46,6

Истори- ческий роман 8,4 -12,1 -22,5 -19

Всего -15,4 -28,8 2,5 -5,6

Изменения тиражной политики отечественных издательств по выпуску ХЛ представлены в диаграмме 5.

183

Диаграмма 5. Средний тираж ХЛ, 2008/2010

10

8

6

4

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

Значение литературных премий как институционального механизма, опосредующего взаимодействие автора (произведения), издателя, читателя, в отечественном книговедении практически не изучалось. В этом контексте данную институцию можно рассматривать как форму экспертизы литературного творчества (его результатов и достижений), осуществляемой регулярно на формализованных основаниях (правила, положение о премии), позволяющих объективно (точнее, с определенной претензией на объективность) оценить и выбрать лучшие произведения одного или нескольких призёров из списка кандидатов. Характер состязательности (спора, соревнования, игры) в любой сфере творчества вызывает сомнения, с одной стороны, в его целесообразности, с другой, в возможности объективированной оценки. Так, Синклер Льюис отказался принять Пулитцеровскую премию (за роман «Эроусмит») в знак протеста против идеи лучшей книги года [3].

Фактически можно говорить о том, что литературные премии, наряду с прочими формами коллективной и индивидуальной экспертизы, выступают в качестве компонентов социокультурной инфраструктуры сферы литературного творчества, упорядочивая/ор-ганизуя литературный «ландшафт», регулярно «картографируя» его (обозная направления движения, вехи и провалы, маркируя авторов и произведения), стратифицируя, удостоверяя и поддерживая литературные авторитеты.

Очевидно, что целевым адресатом различных форм литературной экспертизы выступает, в первую очередь, профессиональное

□ 2008 ■ 2010

сг

184

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

литературное сообщество (литераторы, критики, обозреватели, литературоведы, филологи). Но, с другой стороны, ввиду особого статуса литературного творчества, результаты подобной экспертизы востребуются гораздо шире, не только в рамках смежных профессиональных сообществ (книжного, в совокупности), но и в обществе в целом (массовая социальная коммуникация), отдельных сообществах любителей словесности-читателей.

Согласно электронному библиографическому указателю «Литературные премии России» [9] в 2009 г. насчитывалось 336 институций, в организационных документах которых использовалось соответствующее обозначение, различного уровня (общенациональных, региональных, местных), тематической и жанровой направленности. С учетом прочих форм коллективной экспертизы (фестивали, конкурсы книги, гранты и т.д.) можно предполагать о проведении порядка 500-700 мероприятий подобного рода. Соответственно, экстраполируя данные об интенсивности литературно-премиально-фестивально-конкурсного процесса, можно оценить его результаты примерно в 500-1500 экспертных заключений об отдельных произведениях, публикациях, книжных изданиях. Насколько данные результаты коррелируют с развитием отечественного книгоиздания? Вопрос сложный и не предполагающий однозначного ответа.

В России в тематическом разделе «Русская (российская) проза, поэзия, драматургия» ежегодно выходит в пределах 6000 тыс. наименований книг и брошюр. Соответственно, нижняя граница составит порядка 8%, верхняя 25% выпускаемых названий. Это в идеале, на практике же данные показатели оказываются гораздо ниже.

Суть механизма взаимодействия книжного дела и института литературных премий, по мысли Джеймса Ф. Инглиша, профессора, заведующего кафедрой английского языка University of Pensylvania, - в трансформации символического капитала (независимость и авторитетность жюри, история и престиж премии) в экономический, посредством использования экспертного заключения для продвижения издания.

Так, традиция использования обозначения «обладатель премии» книгоиздателями и спонсорами для продажи и продвижения книг, авторов которых они сами наградили, восходит к поэтическим турнирам в Кембридже и Оксфорде в XVIII веке. Впоследствии в книжном маркетинге стали использоваться эвфемизмы, как «номинант премии» или «вошедший в шорт-лист (лонг-лист)» [8].

Данная практика породила стереотип о «переходе решающего голоса в принятии решений от тех, кто пишет книги, к тем, кто их

185

покупает и продает». По мысли профессора Инглиша, взаимозависимость престижа литературной премии и коммерческой результативности результатов ее экспертизы не столь очевидна и касается преимущественно наиболее известных («главных») премий. При этом данная тенденция, по мнению автора, реализуется только тогда, когда литературно-премиальные институции увеличивают собственную независимость «от технологии бестселлера» [8].

Формы освоения литературно-премиального процесса издателями в целом традиционны: номинация произведений, опубликованных издательством, на литературные премии; публикация произведений, номинированных на литературные премии. Цель коммерческих издательств - увеличение объема продаж изданий, отмеченных либо премией, либо включением в ее список.

Интенсивность освоения отечественными издательствами избранной формы коллективной экспертизы литературного творчества можно попытаться представить на примере наиболее известных национальных литературных премий: «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Русский Букер» (таблица 2). Причины данного выбора - не только финансовый «вес» (так, «Большая книга» одна из самых «дорогих» литературных премий в мире [12]), сколько медиарезультативность премиального процесса.

Таблица 2.

Издательское присутствие в национальных литературных премиях

Год Длинный список Короткий список

Всего номинаций Изд-в Номина- ций Всего номинаций Изд-в Номина- ций

«Большая книга»

2008 45 17 28 10 6 7

2009 48 18 33 13 4 8

2010 49 20 37 14 6 9

«Национальный бестселлер»

2008 66 18 41 6 3 3

2009 62 24 39 6 6 6

2010 60 17 32 6 4 5

2011 61 19 40

«Русский Букер»

2008 23 19 18 6 4 5

2009 24 11 14 6 2 3

2010 24 13 18 6 4 4

186

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

Всего в трех сезонах (2008-2010 гг.) премий «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Русский Букер» книги и рукописи, представленные 66 издательствами, получили 260 номинаций (длинный список). При этом всего номинировалось 218 произведений (рукописей и книжных изданий), т.е. дублирование длинных списков крупнейших литературных премий применительно к издательской продукции составило менее 17%. Выявить какую-либо зависимость динамики издательского участия в национальных литературных премиях довольно сложно. Безусловно, в основном издатели формируют литературное предложение, которое становится объектом экспертизы профессионального сообщества: на их долю приходится 64,8% позиций лонг-листов крупных премий. При этом последовательное расширение издательского «присутствия» в течение трех последних сезонов наблюдается лишь в длинных списках «Большой книги» (с 62,2% в 2008 г., до 75,5 - в 2010).

В короткие списки попали 48 произведений (50 номинаций), представляющие 21 издательство. Доля издательств составила 68,5% позиций шорт-листов литературных премий.

Наиболее активные издательские структуры, с точки зрения участия в литературных премиях, представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Активность участия в литературных премиях

№ Длинный список* Короткий список

Изд-во Кол-во произве- дений Изд-во Кол-во произ- ведений

1 АСТ 21 Ad Marginem 7

2 Время 18 Астрель 7

3 Эксмо 18 Время 5

4 Амфора 17 Эксмо 5

5 Астрель 13 Вагриус 3

6 Ad Marginem 9 Лимбус Пресс 3

7 Гаятри 9 Агентство «КРПА Олимп» 2

8 Лимбус Пресс 9 Амфора 2

9 Новое литературное обозрение 7 АСТ 2

187

10 Агентство «КРПА Олимп 5 Г аятри/Livebook 2

11 Вагриус 5 Авенариус (Таллинн) 1

12 Гелеос 5 Вита Нова 1

13 Геликон Плюс 5 Гелеос 1

14 Молодая гвардия 5 Геликон Плюс 1

15 ПрозаиК 5 Издательское содружество А. Богатых и Э. Ракитской 1

16 Азбука/Аттикус 4 Издательство К. Тублина 1

17 Центрполиграф 4 Издательство Фонда «Пушкинская библиотека» 1

18 Издательство К. Тублина 3 Молодая гвардия 1

19 О.Г.И. 3 Первое сентября 1

20 Олма Медиа Групп 3 Флюид 1

21 Популярная литература 3 Центр книги ВГБИЛ им. М.И. Рудомино 1

22 Снежный ком 3

23 Анаграмма 2

24 Издательство Фонда «Пушкинская библиотека» 2

25 Книжный клуб 36,6 2

26 Маска 2

27 РИПОЛ классик 2

Проблема влияния результатов литературно-премиального процесса на развитие отечественного книжного бизнеса традиционно рассматривается в контексте коммерческого успеха соответствующих издательских проектов. Фрагментарность информации об объемах продаж издательской продукции не позволяет объективно оценить степень взаимозависимости данных обстоятельств. Тем не менее, отдельные факты могут свидетельствовать о наличии определенной корреляции признания и литературного сообщества и, соответственно, читателей-покупателей. Так, продажи романа «Вольтерьянцы и вольтерьянки» В. Аксенова, лауреата «Русского Букера»

188

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

2004 г., выпущенного «Эксмо», составили около 100 тыс. экз. Объем продаж романа А. Геласимова «Степные боги» (лауреат «Национального бестселлера» 2009) составил 35 тыс. экз. Книги Е. Чижовой, Л. Юзефовича, А. Терехова - лауреатов «Русского Букера» и «Большой книги», выпущенных издательским холдингом АСТ, проданы в количестве 20-25 тыс. экз. [12].

Можно ли данные результаты интерпретировать в качестве свидетельства коммерческого успеха. В определенной мере, особенно в сравнении со средним тиражом книжных изданий по разделу «Русская (российская) проза, поэзия, драматургия» (в 2010 г., по данным РКП, - 3324 экз.). В очень малой мере, особенно в сравнении с показателями наиболее издаваемых авторов по художественной литературе в 2010 г., первая десятка которых имеет совокупные ежегодные тиражи от 1017,9 тыс. экз. (Е.Н. Вильмонт - 10 позиция) до 5459,5 тыс. экз. (Д.А. Донцова - 1 позиция) [10, 16].

Интерпретируя существующие статистические данные, оценивать перспективы коммерческого успеха издательских проектов номинантов и лауреатов отечественных литературных премий можно лишь с извествной степенью условности. Но при этом можно говорить, что закономерность «литературная премия произведения - рост продаж издания» работает в отношении, во-первых, уже известных авторов, во-вторых, изданий, выпущенных крупнейшими издательствами, выстроившими эффективную систему дистрибуции.

В целом, как отмечают журналисты английской газеты «The Independent», литературные премии в России не имеют такого значения, как их западные аналоги: «.. .идея объединения коммерческого успеха с хорошей литературой пока так и не реализовалась» [13]. Данное обстоятельство обусловлено как сложностью ориентации в литературно-премиальном ландшафте; ограниченностью литературного предложения. Так, по мысли редактора издательства «Ad Marginem»M. Котомина, в последнем премиальном цикле 2009-2010 гг. не появилось новых имен, а большинство авторов, обозначивших свое присутствие в литературном пространстве в 1998-2005 гг., сосредоточены в крупнейших издательских структурах [2].

Список литературы

1. Бизнес состоялся, литература - нет? / опрос подгот. М. Бойко,

О. Рычкова, А. Щербак-Жуков // Независимая газ. - 2008. - 22 мая. -(НГ-ExLibris). - То же [Электронный ресурс]. - URL : http://exlibris. ng.ru/izdat/2008-05-22/2_biznes.html.

189

2. Вперёд, в самиздат!: выступления на 5-м Открытом кн. фестивале / А. Фефелов, Б. Куприянов, М. Котомин // Завтра. - 2010. - 23 июня (№25). - То же [Электронный ресурс]. - URL : http://zavtra.ru/ cgi//veil//data/zavtra/10/866/61.html.

3. В поисках хороших текстов: на вопросы журн. отвечают отеч. лит. обозреватели: Л. Данилкин, Г. Дашевский, Е. Дьякова, М. Кучерская, Е. Новикова // Иностр. литература. - 2009. - №7. - То же [Электронный ресурс]. - URL : http://www.pro-books.ru/sitearticles/2028.

4. Долгин, А.Б. Плацебо-эффект в литературе [Текст] / А.Б. Долгин // Критическая масса. - 2004. - №2. - С. 40-43;

5. Долгин, А.Б. Ухудшающий отбор на рынке литературы [Текст] / А.Б. Долгин // Кн. дело. - 2004. - №1. - С. 52-58.

6. Долгин, А.Б. Экономика символического обмена [Текст] / А.Б. Долгин. - 2-е изд., доп. - М.: Прагматика Культуры, 2007. - С. 109.

7. Ленский, Б.В. Издательское дело [Текст] / Б.В. Ленский // Книга : энцикл. - М., 1999. - С. 228.

8. Инглиш, Дж Ф. Управление вкусом / Дж. Ф. Инглиш // Критическая масса. - 2006. -№2. - То же [Электронный ресурс]. - URL : http://artpragmatica.ru/km_content/?auid=50.

9. Литературные премии России [Электронный ресурс] : список премий информация о них / сост. М.Е. Бабичева; Рос. гос.б-ка. НИО библиографии. - URL : http://www.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/s1223629/ s12236293630/. - Загл. с экрана.

10. Печать Российской Федерации в 2010 году: краткая версия [Текст] / ФГУН «Рос. кн. палата». - М., 2011. - С. 16.

11. Предпринимательство в книжном деле : справочник [Текст] / Б.С. Есенькин, Г.Н. Ершова, В.Д. Синянский и др.; под ред. Ю.Ф. Май-сурадзе; Моск. гос. ун-т печати. - М.: МГУП, 2003. - С. 17.

12. Юзефович, Г. Согласные на медаль / Г. Юзефович // Итоги. -

2010. - №47. - То же [Электронный ресурс]. - URL : http://www.itogi. ru/iskus/2010/47/159168.html.

13. The Independent: «Как изменилась российская литература?» [Электронный ресурс] / А. Асланян // pro-books.ru. Книжный бизнес Online. - URL : http://www.pro-books.ru/sitearticles/7001. - Загл. с экрана.

Примечания

* Включены издательства, не менее 2-х изданий которых вошло в длинные списки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.