Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
адаптация / социально-психологическая адаптация / иностранные студенты / образовательная среда / инокультурная среда / adaptation / socio-psychological adaptation / foreign students / educational environment / foreign cultural environment

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дьяченко Ю.В.

В работе представлен обзор исследований, посвященных проблемам адаптации иностранных студентов в вузе. Описаны основные подходы к изучению данной проблематики, приведен краткий сопоставительный анализ российских и зарубежных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дьяченко Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND FOREIGN STUDIES OF PROBLEM OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN HIGHER EDUCATION: COMPARATIVE ANALYSIS

The paper presents an overview of research on the problems of adaptation of foreign students in higher education. The main approaches to the study of this problem are described, and a brief comparative analysis of Russian and foreign studies is given.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

УДК 159.9

Дьяченко Ю.В.

магистрант кафедры психологии Сургутский государственный университет (г. Сургут, Россия)

РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация: в работе представлен обзор исследований, посвященных проблемам адаптации иностранных студентов в вузе. Описаны основные подходы к изучению данной проблематики, приведен краткий сопоставительный анализ российских и зарубежных исследований.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, иностранные студенты, образовательная среда, инокультурная среда.

В современной жизни человек находится в перманентом процессе перемен, которые происходят под влиянием множества факторов различных областей жизни, это социально-экономические, политические, научно-технологические и другие изменения.

Так, человек постоянно включен во множество социальных ситуаций, которые требуют от индивида реагирования на каждое изменение, т.е. адаптации к новым условиям.

Способность к быстрому реагированию и своевременной адаптации к меняющимся условиям социальной жизни во многом определяют успешного человека. Наиболее значимыми по периодами для любого человека является резкая смена привычной действительности. Так, например, выпускнику школы, который поступил в высшее учебное заведение предстоит пройти процесс адаптации и приспособиться к новым условиям жизни уже в качестве студента.

Такой резкий переход из одной социальной роли (школьник) в другую, новую для себя роль (студент), может стать причиной трудностей и проблем, которые требуют повышенного внимания и определенной доли ответственности не только от самого новоиспеченного студента, но и его окружения -преподавателей, родителей, сверстников и др. Этот период ознаменован не только началом становления индивида как профессионала, но и является отправной точной для личностного роста.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сама по себе смена социальной роли очень важна и значима для студента, однако, если при смене социальной роли изменяется и социокультурный контекст, например, переезд в другую страну для получения высшего образования, то проблема адаптации к новым условиям жизни встает наиболее остро.

В настоящее время образование за рубежом популярно во всем мире. Получать образование в другой стране стремятся все больше студентов. Так, молодые люди оказываются вдали от своего дома, родителей и привычного образа жизни. Кроме трудностей, связанных с новым этапом жизни - обучением в университете, иностранные студенты сталкиваются с не менее значимой проблемой - адаптацией в новой для себя культуре.

На сегодняшний день проблема адаптации иностранных студентов - одна из самых актуальных в международном образовательном пространстве, решить ее пытаются не только исследователи различных областей науки, таких как, психология, социология, лингвистика и пр., но и международные службы образовательных учреждений, которые непосредственно сталкиваются с проблемой адаптации иностранных студентов.

Особая сложность решения подобных вопросов заключается в том, что вузам необходимо действовать деликатно и оперативно, предоставляя иностранному студенту условия для комфортного пребывания в новой для него стране, эффективного процесса обучения, спокойного процесса адаптации. Закономерно, что как в России, так и за рубежом появляется большое количество

научных исследований, статей, проектов, программ по адаптации иностранных студентов.

Обратимся к понятию «адаптация». Данное понятие появляется в медико-биологических науках, использовалось в описании процесса адаптации в природе: «Адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) — в биологии - процесс приспособления живого организма к окружающим условиям» [21]. Т.е. в своем прямом значении адаптироваться означает способность живого организма приспосабливаться к среде, изменять свои определенные свойства. Первым, кто ввел этот термин в контекст научных исследований был немецкий физиолог Г. Ауберт [18]. В дальнейшем это определение в качестве научного стало использоваться и в других научных областях, таких как, психология, социология, философия и др. В психологии адаптация - это «...перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой» [21].

В социологии - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (к нормам общества в широком смысле и к нормам трудового коллектива, семьи и т.п.) [21].

Адаптация, как понятие существует в нескольких контекстах: биологическй, психологическй, социально-психологическй, информационный, эволюционный, культурологический и др.

Проблематикой адаптации занимались такие ученые, как: А.Б. Георгиевский, К.М. Завадский, А.А. Ухтомский, И.А. Милославова и др. Теории социальной адаптации посвящены исследования Л.В. Кореля, А.А. Налчаджяна, М.В. Ромма и др. Значимыми трудами по теории адаптации в области психологии являются работы Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Г. Айзенка, Г. Хартманна и др.

В настоящее время проблема адаптации иностранных студентов в контексте социально-психологического процесса исследуется в разнообразии

подходов, в научных трудах представлено множество теорий и аспектов в исследовании данного вопроса.

Изучением проблемы адаптации иностранных студентов занимаются такие исследователи, как: А.А. Аннамурадова, А.А. Вартанян, А. В. Уткина, Е.Д. Максимчук, В.А. Федотова, Р. Джонс, М. Джэксон, Д. Берри и др.

В контексте изучения социально-психологической адаптации иностранных студентов освещается широкий круг проблем. Многие исследователи делают акцент на том, что принимающая сторона имеет важное значение и является полноправным участником процесса адаптации. Так, А.А. Аннамурадова, А.В. Уткина, М.В. Гараева., и некоторые другие исследователи рассматривают проблемы, связанные с бытовыми условиями пребывания иностранных студентов (жилищный, аудиторный фонд вузов), организационными моментами обучения (форма обучения, оплата и пр.)

К другим проблемам адаптации авторы относят непонимание принимающей стороной всех особенностей работы с иностранными студентами, здесь отмечаются трудности, связанные с подачей и восприятием учебного материала, дипломатическая сторона (документы) и пр. Некоторые исследователи говорят о необходимости разработки двуязычного материала для преподавания иностранным студентам, обучения представителей принимающей стороны особенностям культуры иностранцев, проведения серьезных исследований для пересмотра метода преподавания дисциплин иностранным студентам.

В контексте проблем подачи и восприятия учебного материала некоторые ученые предлагают более серьёзно и масштабно подходить к вопросу овладения русским языком. Это должно затрагивать не только учебную деятельность, но и все сферы повседневной жизни. Так, например, О. И. Кривцова выделяет ряд проблем, но особое внимание так же акцентирует на трудностях коммуникации, как в учебной деятельности, так и в обычной жизни иностранного студента.

Ряд исследований посвящен изучению проблем адаптации иностранных студентов из конкретных стран, например, Индии, Китая, стран Азии и пр. (Е. Г.

Тихонова, А.А. Вартанян), другие рассматривают процесс адаптации иностранных студентов в региональных вузах (В.А. Федотова, С.Ю. Жданова). Актуальными для исследований становятся также проблемы, связанные с этнокультурными различиями, климатическими условиями, индивидуальными аспектами, трудностями взаимодействия с представителями отдельных культур и пр. Так, по результатам одного из исследований, в числе основных трудностей иностранных студентов оказывается поиск привычной еды, юмора, разговоров «о себе», последнее более всего относится к студентам из Индии, и обуславливается спецификой культуры и религии.

Другим магистральным направлением исследованиях, посвященных адаптации иностранных студентов, становится тема эмоционально-личностной составляющей процесса адаптации. Многие исследователи выделяют тему психологических и эмоциональных перегрузок иностранных студентов, изучают проблему тревожности и стрессоустойчивости иностранных студентов в процессе адаптации (С.В. Бондарева, М.Ю. Айбазова, Пашарина М.А. и др.). «Проблема тревожности является одной из важных в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает одно из первых мест, часто она приводит к снижению успеваемости студентов, активности и сложностям в общении. В состоянии тревоги студент-иностранец переживает не одну, а целый ряд различных эмоций, каждая из них оказывает влияние на его взаимоотношения с одногруппниками, на физическое состояние, на восприятие информации, мышление, поведение» [6]. В качестве результатов исследования авторы пишут о более высокой тревожности у студентов из Индии и меньшей тревожности у студентов из Туркмении, связывая это с воспитанием, образованием и разностью культур.

Отметим, что в большинстве исследований процесс адаптации иностранных студентов рассматривается с точки зрения трудностей и проблем, однако, есть работы, рассматривающие процесс адаптации в позитивном ключе.

Так, Д. Берри описывает прямую зависимость снижения количества депрессивных симптомов от оптимистичного настроя иностранца и наоборот,

автор изучает такие аспекты как «оптимизм и надежда» [4]. Более низкая самооценка также связана с меньшей надеждой и оптимизмом, отсюда, по мнению авторов, могут возникать депрессивные симптомы, которые, в свою очередь, уже не связаны с социокультурными трудностями. О приобретении позитивного опыта в процессе адаптации пишет и Ю.А. Марук: «Говоря о проблемах связанных с адаптацией иностранных студентов, хотелось бы акцентировать внимание и на преимуществах, которые возникают в ходе адаптации в образовательной среде. Одними из основных преимуществ обучения в российском вузе является хорошая языковая практика и возможность завести себе новых друзей. Эти достоинства позволяют, вырабатывать у учащихся толерантность к другим народам и их культурным ценностям, а также способствуют развитию социальной мобильности» [17].

Другое направление зарубежных авторов связано с вопросом кросс-культурной коммуникации, многие исследователи опираются здесь на теорию Ю. Ю. Кима. Исследователи усматривают связь между коммуникативной компетентностью и психологическим здоровьем иностранных студентов и приходят к выводу о том, что, в соответствии с теорией Ю. Ю. Кима, общение является центральной силой в адаптации иностранных студентов, поскольку оно способствует психологическому здоровью в незнакомой принимающей культурной среде. Обращаясь к вопросу языкового барьера и «культурного шока», некоторые исследователи сравнивают процессы адаптации студентов из разных стран, делая вывод о том, что, например, азиатским студентам сложнее адаптироваться в американском вузе, чем студентам из европейских стран (М. Джексон, С. Рэй, Д. Бибел). В качестве решения проблем адаптации авторы предлагают иностранным студентам, планирующим переезд в другую страну на время обучения, изучить психологические аспекты, связанные с аккультурацией, аспекты, связанные с возможным возникновением депрессивных симптомов. Такие знания, возможно, помогут студенту быстрее и эффективнее справиться с тяжелой ситуацией.

Делая обзор англоязычной литературы, посвященной проблематике адаптации иностранных студентов, Ю. Ван приводит следующий вывод: «... социально-психологическая адаптация иностранных студентов исследуется в качестве социокультурной адаптации на макроуровне, академической адаптации на мезо-уровне и адаптации в новой социальной сети на микроуровне» [8].

Российские исследователи изучают широкий круг проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов в российском вузе. Здесь можно выделить внешние факторы, влияющие на процесс адаптации, такие как перемена климата, изменения социально-бытовых условий, питания, учебная деятельность, социальная активность, и внутренние факторы, такие как характер, психофизиологические трудности, индивидуальные черты личности, индивидуальная способность к адаптации и др.

Зарубежные исследователи изучают процесс адаптации с точки зрения создания различных механизмов, призванных помочь иностранному студенту быстрее и комфортнее адаптироваться к инокультурной среде. Такая поддержка может осуществляться как принимающей, так и родной стороной, очно или в онлайн режиме. Многие исследования посвящены теме оптимизма и позитивного настроя иностранного студента.

Как и российские, зарубежные исследователи рассматривают процесс адаптации с разных точек зрения, уделяя внимание языковой адаптации, социально-психологической адаптации, внутренним факторам, влияющим на адаптацию иностранного студента к инокультурной среде.

Необходимо отметить, что как в России, так и за рубежом, помимо научных статей и диссертационных исследований разрабатывается большое количество программ, памяток, правил, рекомендаций, направленных на облегчение процесса адаптации как для иностранных студентов, так и для самой принимающей стороны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авакова, О.В. К вопросу об адаптации иностранных студентов / О.В. Авакова // Педагогика и просвещение. 2021. № 4. С. 54 - 61. [Электронный ресурс]. URL: nbpublish.com/library_read_article.php?id=34876 (дата обращения: 24.10.2023);

2. Авдонина, Д.С. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах / Д.С. Авдонина, Ю.В. Бочкарёва, С.В. Булганина // // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11. [Электронный ресурс]. URL: web.snauka.ru/issues/2016/11/74033?ysclid=lq5jmwkczm649028369 (дата обращения:

I.11.2023);

3. Адаптация как социально-психологическое явление // Ухтомский Социальная психология и философия. - Л.: Наука, 1973. - Вып. 2. - С. 111-120;

4. Берри, Д. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы. / Д. Берри. 2003. [Электронный ресурс]. URL: rl-online.ru/articles/3_4-01/198.html (дата обращения: 26.11.2023);

5. Берри, Д. Стратегии аккультурации и адаптации. / Д. Берри. 2007. [Электронный ресурс]. URL: www.researchgate.net/publication/232564006_Acculturation_strategies_and_adaptation (дата обращения: 20.10.2023);

6. Бондарева, С.В., Бондарева Н.А. // Гендерные различия проявления тревожности у студентов-иностранцев / С.В. Бондарева, Н.А. Бондарева [Электронный ресурс]. URL: file: ///Users/juliad/Downloads/gendernye-razlichiya-proyavleniya-trevozhnosti-u-studentov-inostrantsev%20(1).pdf (дата обращения: 1.12.2023);

7. Бороноев, А.О. Этническая психология / А.О. Бороноев, В.Н. Павленко. С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб.: СПбГУ, 1994. 168 с;

8. Ван, Ю. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов: проблемы исследований в англоязычной литературе. / Ю. Ван // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 No2. [Электронный ресурс]. URL: mir-nauki.com/PDF/63PSMN218.pdf (дата обращения:

II.11.2023);

9. Вартанян, А. Международная образовательная миграция: региональный аспект. / А.А. Вартанян // Мировая экономика и международные отношения. 2016. - Т. 60. № 2. С. 113-121. (Миграции в современном мире). [Электронный ресурс]. URL: meimo.jes.su/s0131-22270000377-9-1-ru-2/ (дата обращения: 28.11.2022);

10. Васильева, С. Л. Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе. / С. Л. Васильева, А. А. Абрамова, М. Г. Волкова, Н. А. Дмитриенко, Н. С. Коваленко

// Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №4, С. 4212-4222. [Электронный ресурс]. URL: profed.nsau.edu.ru/jour/article/viewFile/740/705 (дата обращения: 11.11.2023);

11. Джексон, М. Иностранные студенты в США: социальная и психологическая адаптация. / М. Джексон, С. Рэй, Д. Белл // Журнал международных студентов. 2013. Vol. 3, no. 1. P. 1728. [Электронный ресурс]. URL: jistudents.files.wordpress.com/2012/07/3-social-and-psychological-adjustment.pdf (дата обращения: 15.11.2023);

12. Джонс, Р. Коммуникативный опыт иностранных студентов в США: Сравнительное исследование кросс-культурной адаптации европейских и азиатских студентов / Р. Джонс, Ю. С. Ким // Scientia et Humanitas: Журнал студенческих исследований. 2013. Vol. 3. P. 83-104. [Электронный ресурс]. URL: libjournals.mtsu.edu/index.php/scientia/article/view/667 (дата обращения: 15.11.2023);

13. Корель Л.В. Социология адаптации. - Новосибирск: Наука, 2005. - 424 с.;

14. Кривцова О.И. Социокультурная адаптация иностранных студентов в образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. No 8, ч. 2. С. 284-288. [Электронный ресурс]. URL: fundamental-research.ru/ru/article/view?id=27948&ysclid=lqlkyezl4n791506627 (дата обращения: 24.11.2023);

15. Лондаджим Т. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 24.00.04. - Ивановский государственный университет. - Нижний Новгород, 2014. - 25 с;

16. Маркова, С.Д. Аккультурация: к теории вопроса / С.Д. Маркова // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. [Электронный ресурс]. URL: web.snauka.ru/issues/2015/12/60006 (дата обращения: 2.12.2023);

17. Марук Ю.А. Проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов / Ю.А. Марук // Вестник магистратуры. 2021. No 5-6 (116). [Электронный ресурс]. URL: cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsiokulturnoy-adaptatsiya-inostrannyh-studentov/viewer (дата обращения: 12.12.2023);

18. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. - Л.: Наука, 1973. - Вып. 2. - С. 111-120;

19. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. Издательство АН Армянской ССР. Ереван. 1988. [Электронный ресурс]. URL: ethnopsyhology.narod.ru/libr/N/nalchajan/nalchjan-adapt.htm (дата обращения: 15.11.2023);

20. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. М. 1980. 85. С;

21. Психологический словарь [Электронный ресурс]. URL: www.psycheportal.ru;

22. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития / Т.Р. Рахимов // Дефиниции культуры: сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. — Томск: Издательство Томского университета, 2011. — 9. — c. 406-411;

23. Романенко Н. М. Проблемы аккультурации и адаптаций иностранных студентов в российском вузе // Человеческий капитал. 2015. No 9 (81). С. 110- 113. [Электронный ресурс]. URL: www.elibrary.ru/item.asp?id=24399071&ysclid=lqli3wnowt192526329 (дата обращения: 24.11.2023);

24. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. -Новосибирск: Наука, 2002. - 275 с;

25. Ромм М.В. Философия и психология адаптивных процессов (учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений). - М.: Московский психолого-социальный университет, 2006. - 296 с;

26. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс. 2009. 368 с;

27. Уткина, А.В. Проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах. / А. В. Уткина, М. В. Гараева // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск 3 (129). 2023;

28. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже /Дж. Флейвелл. М. 1973. 623 с. [Электронный ресурс]. URL: elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/%3Fbookhl%3D%26book%3Dfleyvell_geneticheskaya-psihologiya-piazhe_1967?ysclid=lqjk16lmz6461743595 (дата обращения: 12.12.2023);

29. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 160 с;

30. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996;

31. Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971. XII. - 384 p.

Dyachenko Yu.V.

Surgut State University (Surgut, Russia)

RUSSIAN AND FOREIGN STUDIES OF PROBLEM OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN HIGHER EDUCATION: COMPARATIVE ANALYSIS

Abstract: the paper presents an overview of research on the problems of adaptation of foreign students in higher education. The main approaches to the study of this problem are described, and a brief comparative analysis of Russian and foreign studies is given.

Keywords: adaptation, socio-psychological adaptation, foreign students, educational environment, foreign cultural environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.