УДК 159.9
Дьяченко Ю.В.
магистрант кафедры психологии Сургутский государственный университет (г. Сургут, Россия)
РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация: в работе представлен обзор исследований, посвященных проблемам адаптации иностранных студентов в вузе. Описаны основные подходы к изучению данной проблематики, приведен краткий сопоставительный анализ российских и зарубежных исследований.
Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, иностранные студенты, образовательная среда, инокультурная среда.
В современной жизни человек находится в перманентом процессе перемен, которые происходят под влиянием множества факторов различных областей жизни, это социально-экономические, политические, научно-технологические и другие изменения.
Так, человек постоянно включен во множество социальных ситуаций, которые требуют от индивида реагирования на каждое изменение, т.е. адаптации к новым условиям.
Способность к быстрому реагированию и своевременной адаптации к меняющимся условиям социальной жизни во многом определяют успешного человека. Наиболее значимыми по периодами для любого человека является резкая смена привычной действительности. Так, например, выпускнику школы, который поступил в высшее учебное заведение предстоит пройти процесс адаптации и приспособиться к новым условиям жизни уже в качестве студента.
Такой резкий переход из одной социальной роли (школьник) в другую, новую для себя роль (студент), может стать причиной трудностей и проблем, которые требуют повышенного внимания и определенной доли ответственности не только от самого новоиспеченного студента, но и его окружения -преподавателей, родителей, сверстников и др. Этот период ознаменован не только началом становления индивида как профессионала, но и является отправной точной для личностного роста.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сама по себе смена социальной роли очень важна и значима для студента, однако, если при смене социальной роли изменяется и социокультурный контекст, например, переезд в другую страну для получения высшего образования, то проблема адаптации к новым условиям жизни встает наиболее остро.
В настоящее время образование за рубежом популярно во всем мире. Получать образование в другой стране стремятся все больше студентов. Так, молодые люди оказываются вдали от своего дома, родителей и привычного образа жизни. Кроме трудностей, связанных с новым этапом жизни - обучением в университете, иностранные студенты сталкиваются с не менее значимой проблемой - адаптацией в новой для себя культуре.
На сегодняшний день проблема адаптации иностранных студентов - одна из самых актуальных в международном образовательном пространстве, решить ее пытаются не только исследователи различных областей науки, таких как, психология, социология, лингвистика и пр., но и международные службы образовательных учреждений, которые непосредственно сталкиваются с проблемой адаптации иностранных студентов.
Особая сложность решения подобных вопросов заключается в том, что вузам необходимо действовать деликатно и оперативно, предоставляя иностранному студенту условия для комфортного пребывания в новой для него стране, эффективного процесса обучения, спокойного процесса адаптации. Закономерно, что как в России, так и за рубежом появляется большое количество
научных исследований, статей, проектов, программ по адаптации иностранных студентов.
Обратимся к понятию «адаптация». Данное понятие появляется в медико-биологических науках, использовалось в описании процесса адаптации в природе: «Адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) — в биологии - процесс приспособления живого организма к окружающим условиям» [21]. Т.е. в своем прямом значении адаптироваться означает способность живого организма приспосабливаться к среде, изменять свои определенные свойства. Первым, кто ввел этот термин в контекст научных исследований был немецкий физиолог Г. Ауберт [18]. В дальнейшем это определение в качестве научного стало использоваться и в других научных областях, таких как, психология, социология, философия и др. В психологии адаптация - это «...перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой» [21].
В социологии - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (к нормам общества в широком смысле и к нормам трудового коллектива, семьи и т.п.) [21].
Адаптация, как понятие существует в нескольких контекстах: биологическй, психологическй, социально-психологическй, информационный, эволюционный, культурологический и др.
Проблематикой адаптации занимались такие ученые, как: А.Б. Георгиевский, К.М. Завадский, А.А. Ухтомский, И.А. Милославова и др. Теории социальной адаптации посвящены исследования Л.В. Кореля, А.А. Налчаджяна, М.В. Ромма и др. Значимыми трудами по теории адаптации в области психологии являются работы Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Г. Айзенка, Г. Хартманна и др.
В настоящее время проблема адаптации иностранных студентов в контексте социально-психологического процесса исследуется в разнообразии
подходов, в научных трудах представлено множество теорий и аспектов в исследовании данного вопроса.
Изучением проблемы адаптации иностранных студентов занимаются такие исследователи, как: А.А. Аннамурадова, А.А. Вартанян, А. В. Уткина, Е.Д. Максимчук, В.А. Федотова, Р. Джонс, М. Джэксон, Д. Берри и др.
В контексте изучения социально-психологической адаптации иностранных студентов освещается широкий круг проблем. Многие исследователи делают акцент на том, что принимающая сторона имеет важное значение и является полноправным участником процесса адаптации. Так, А.А. Аннамурадова, А.В. Уткина, М.В. Гараева., и некоторые другие исследователи рассматривают проблемы, связанные с бытовыми условиями пребывания иностранных студентов (жилищный, аудиторный фонд вузов), организационными моментами обучения (форма обучения, оплата и пр.)
К другим проблемам адаптации авторы относят непонимание принимающей стороной всех особенностей работы с иностранными студентами, здесь отмечаются трудности, связанные с подачей и восприятием учебного материала, дипломатическая сторона (документы) и пр. Некоторые исследователи говорят о необходимости разработки двуязычного материала для преподавания иностранным студентам, обучения представителей принимающей стороны особенностям культуры иностранцев, проведения серьезных исследований для пересмотра метода преподавания дисциплин иностранным студентам.
В контексте проблем подачи и восприятия учебного материала некоторые ученые предлагают более серьёзно и масштабно подходить к вопросу овладения русским языком. Это должно затрагивать не только учебную деятельность, но и все сферы повседневной жизни. Так, например, О. И. Кривцова выделяет ряд проблем, но особое внимание так же акцентирует на трудностях коммуникации, как в учебной деятельности, так и в обычной жизни иностранного студента.
Ряд исследований посвящен изучению проблем адаптации иностранных студентов из конкретных стран, например, Индии, Китая, стран Азии и пр. (Е. Г.
Тихонова, А.А. Вартанян), другие рассматривают процесс адаптации иностранных студентов в региональных вузах (В.А. Федотова, С.Ю. Жданова). Актуальными для исследований становятся также проблемы, связанные с этнокультурными различиями, климатическими условиями, индивидуальными аспектами, трудностями взаимодействия с представителями отдельных культур и пр. Так, по результатам одного из исследований, в числе основных трудностей иностранных студентов оказывается поиск привычной еды, юмора, разговоров «о себе», последнее более всего относится к студентам из Индии, и обуславливается спецификой культуры и религии.
Другим магистральным направлением исследованиях, посвященных адаптации иностранных студентов, становится тема эмоционально-личностной составляющей процесса адаптации. Многие исследователи выделяют тему психологических и эмоциональных перегрузок иностранных студентов, изучают проблему тревожности и стрессоустойчивости иностранных студентов в процессе адаптации (С.В. Бондарева, М.Ю. Айбазова, Пашарина М.А. и др.). «Проблема тревожности является одной из важных в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает одно из первых мест, часто она приводит к снижению успеваемости студентов, активности и сложностям в общении. В состоянии тревоги студент-иностранец переживает не одну, а целый ряд различных эмоций, каждая из них оказывает влияние на его взаимоотношения с одногруппниками, на физическое состояние, на восприятие информации, мышление, поведение» [6]. В качестве результатов исследования авторы пишут о более высокой тревожности у студентов из Индии и меньшей тревожности у студентов из Туркмении, связывая это с воспитанием, образованием и разностью культур.
Отметим, что в большинстве исследований процесс адаптации иностранных студентов рассматривается с точки зрения трудностей и проблем, однако, есть работы, рассматривающие процесс адаптации в позитивном ключе.
Так, Д. Берри описывает прямую зависимость снижения количества депрессивных симптомов от оптимистичного настроя иностранца и наоборот,
автор изучает такие аспекты как «оптимизм и надежда» [4]. Более низкая самооценка также связана с меньшей надеждой и оптимизмом, отсюда, по мнению авторов, могут возникать депрессивные симптомы, которые, в свою очередь, уже не связаны с социокультурными трудностями. О приобретении позитивного опыта в процессе адаптации пишет и Ю.А. Марук: «Говоря о проблемах связанных с адаптацией иностранных студентов, хотелось бы акцентировать внимание и на преимуществах, которые возникают в ходе адаптации в образовательной среде. Одними из основных преимуществ обучения в российском вузе является хорошая языковая практика и возможность завести себе новых друзей. Эти достоинства позволяют, вырабатывать у учащихся толерантность к другим народам и их культурным ценностям, а также способствуют развитию социальной мобильности» [17].
Другое направление зарубежных авторов связано с вопросом кросс-культурной коммуникации, многие исследователи опираются здесь на теорию Ю. Ю. Кима. Исследователи усматривают связь между коммуникативной компетентностью и психологическим здоровьем иностранных студентов и приходят к выводу о том, что, в соответствии с теорией Ю. Ю. Кима, общение является центральной силой в адаптации иностранных студентов, поскольку оно способствует психологическому здоровью в незнакомой принимающей культурной среде. Обращаясь к вопросу языкового барьера и «культурного шока», некоторые исследователи сравнивают процессы адаптации студентов из разных стран, делая вывод о том, что, например, азиатским студентам сложнее адаптироваться в американском вузе, чем студентам из европейских стран (М. Джексон, С. Рэй, Д. Бибел). В качестве решения проблем адаптации авторы предлагают иностранным студентам, планирующим переезд в другую страну на время обучения, изучить психологические аспекты, связанные с аккультурацией, аспекты, связанные с возможным возникновением депрессивных симптомов. Такие знания, возможно, помогут студенту быстрее и эффективнее справиться с тяжелой ситуацией.
Делая обзор англоязычной литературы, посвященной проблематике адаптации иностранных студентов, Ю. Ван приводит следующий вывод: «... социально-психологическая адаптация иностранных студентов исследуется в качестве социокультурной адаптации на макроуровне, академической адаптации на мезо-уровне и адаптации в новой социальной сети на микроуровне» [8].
Российские исследователи изучают широкий круг проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов в российском вузе. Здесь можно выделить внешние факторы, влияющие на процесс адаптации, такие как перемена климата, изменения социально-бытовых условий, питания, учебная деятельность, социальная активность, и внутренние факторы, такие как характер, психофизиологические трудности, индивидуальные черты личности, индивидуальная способность к адаптации и др.
Зарубежные исследователи изучают процесс адаптации с точки зрения создания различных механизмов, призванных помочь иностранному студенту быстрее и комфортнее адаптироваться к инокультурной среде. Такая поддержка может осуществляться как принимающей, так и родной стороной, очно или в онлайн режиме. Многие исследования посвящены теме оптимизма и позитивного настроя иностранного студента.
Как и российские, зарубежные исследователи рассматривают процесс адаптации с разных точек зрения, уделяя внимание языковой адаптации, социально-психологической адаптации, внутренним факторам, влияющим на адаптацию иностранного студента к инокультурной среде.
Необходимо отметить, что как в России, так и за рубежом, помимо научных статей и диссертационных исследований разрабатывается большое количество программ, памяток, правил, рекомендаций, направленных на облегчение процесса адаптации как для иностранных студентов, так и для самой принимающей стороны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авакова, О.В. К вопросу об адаптации иностранных студентов / О.В. Авакова // Педагогика и просвещение. 2021. № 4. С. 54 - 61. [Электронный ресурс]. URL: nbpublish.com/library_read_article.php?id=34876 (дата обращения: 24.10.2023);
2. Авдонина, Д.С. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах / Д.С. Авдонина, Ю.В. Бочкарёва, С.В. Булганина // // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11. [Электронный ресурс]. URL: web.snauka.ru/issues/2016/11/74033?ysclid=lq5jmwkczm649028369 (дата обращения:
I.11.2023);
3. Адаптация как социально-психологическое явление // Ухтомский Социальная психология и философия. - Л.: Наука, 1973. - Вып. 2. - С. 111-120;
4. Берри, Д. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы. / Д. Берри. 2003. [Электронный ресурс]. URL: rl-online.ru/articles/3_4-01/198.html (дата обращения: 26.11.2023);
5. Берри, Д. Стратегии аккультурации и адаптации. / Д. Берри. 2007. [Электронный ресурс]. URL: www.researchgate.net/publication/232564006_Acculturation_strategies_and_adaptation (дата обращения: 20.10.2023);
6. Бондарева, С.В., Бондарева Н.А. // Гендерные различия проявления тревожности у студентов-иностранцев / С.В. Бондарева, Н.А. Бондарева [Электронный ресурс]. URL: file: ///Users/juliad/Downloads/gendernye-razlichiya-proyavleniya-trevozhnosti-u-studentov-inostrantsev%20(1).pdf (дата обращения: 1.12.2023);
7. Бороноев, А.О. Этническая психология / А.О. Бороноев, В.Н. Павленко. С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб.: СПбГУ, 1994. 168 с;
8. Ван, Ю. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов: проблемы исследований в англоязычной литературе. / Ю. Ван // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 No2. [Электронный ресурс]. URL: mir-nauki.com/PDF/63PSMN218.pdf (дата обращения:
II.11.2023);
9. Вартанян, А. Международная образовательная миграция: региональный аспект. / А.А. Вартанян // Мировая экономика и международные отношения. 2016. - Т. 60. № 2. С. 113-121. (Миграции в современном мире). [Электронный ресурс]. URL: meimo.jes.su/s0131-22270000377-9-1-ru-2/ (дата обращения: 28.11.2022);
10. Васильева, С. Л. Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе. / С. Л. Васильева, А. А. Абрамова, М. Г. Волкова, Н. А. Дмитриенко, Н. С. Коваленко
// Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №4, С. 4212-4222. [Электронный ресурс]. URL: profed.nsau.edu.ru/jour/article/viewFile/740/705 (дата обращения: 11.11.2023);
11. Джексон, М. Иностранные студенты в США: социальная и психологическая адаптация. / М. Джексон, С. Рэй, Д. Белл // Журнал международных студентов. 2013. Vol. 3, no. 1. P. 1728. [Электронный ресурс]. URL: jistudents.files.wordpress.com/2012/07/3-social-and-psychological-adjustment.pdf (дата обращения: 15.11.2023);
12. Джонс, Р. Коммуникативный опыт иностранных студентов в США: Сравнительное исследование кросс-культурной адаптации европейских и азиатских студентов / Р. Джонс, Ю. С. Ким // Scientia et Humanitas: Журнал студенческих исследований. 2013. Vol. 3. P. 83-104. [Электронный ресурс]. URL: libjournals.mtsu.edu/index.php/scientia/article/view/667 (дата обращения: 15.11.2023);
13. Корель Л.В. Социология адаптации. - Новосибирск: Наука, 2005. - 424 с.;
14. Кривцова О.И. Социокультурная адаптация иностранных студентов в образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. No 8, ч. 2. С. 284-288. [Электронный ресурс]. URL: fundamental-research.ru/ru/article/view?id=27948&ysclid=lqlkyezl4n791506627 (дата обращения: 24.11.2023);
15. Лондаджим Т. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 24.00.04. - Ивановский государственный университет. - Нижний Новгород, 2014. - 25 с;
16. Маркова, С.Д. Аккультурация: к теории вопроса / С.Д. Маркова // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. [Электронный ресурс]. URL: web.snauka.ru/issues/2015/12/60006 (дата обращения: 2.12.2023);
17. Марук Ю.А. Проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов / Ю.А. Марук // Вестник магистратуры. 2021. No 5-6 (116). [Электронный ресурс]. URL: cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsiokulturnoy-adaptatsiya-inostrannyh-studentov/viewer (дата обращения: 12.12.2023);
18. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. - Л.: Наука, 1973. - Вып. 2. - С. 111-120;
19. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. Издательство АН Армянской ССР. Ереван. 1988. [Электронный ресурс]. URL: ethnopsyhology.narod.ru/libr/N/nalchajan/nalchjan-adapt.htm (дата обращения: 15.11.2023);
20. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. М. 1980. 85. С;
21. Психологический словарь [Электронный ресурс]. URL: www.psycheportal.ru;
22. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития / Т.Р. Рахимов // Дефиниции культуры: сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. — Томск: Издательство Томского университета, 2011. — 9. — c. 406-411;
23. Романенко Н. М. Проблемы аккультурации и адаптаций иностранных студентов в российском вузе // Человеческий капитал. 2015. No 9 (81). С. 110- 113. [Электронный ресурс]. URL: www.elibrary.ru/item.asp?id=24399071&ysclid=lqli3wnowt192526329 (дата обращения: 24.11.2023);
24. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. -Новосибирск: Наука, 2002. - 275 с;
25. Ромм М.В. Философия и психология адаптивных процессов (учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений). - М.: Московский психолого-социальный университет, 2006. - 296 с;
26. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс. 2009. 368 с;
27. Уткина, А.В. Проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах. / А. В. Уткина, М. В. Гараева // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск 3 (129). 2023;
28. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже /Дж. Флейвелл. М. 1973. 623 с. [Электронный ресурс]. URL: elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/%3Fbookhl%3D%26book%3Dfleyvell_geneticheskaya-psihologiya-piazhe_1967?ysclid=lqjk16lmz6461743595 (дата обращения: 12.12.2023);
29. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 160 с;
30. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996;
31. Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971. XII. - 384 p.
Dyachenko Yu.V.
Surgut State University (Surgut, Russia)
RUSSIAN AND FOREIGN STUDIES OF PROBLEM OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN HIGHER EDUCATION: COMPARATIVE ANALYSIS
Abstract: the paper presents an overview of research on the problems of adaptation of foreign students in higher education. The main approaches to the study of this problem are described, and a brief comparative analysis of Russian and foreign studies is given.
Keywords: adaptation, socio-psychological adaptation, foreign students, educational environment, foreign cultural environment.