Трухачева Ю.С.
Магистрант, кафедра возрастной и социальной психологии, Белгородский
государственный университет
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ
АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСТВА)
Аннотация
В статье анализируется сущность социально-психологической адаптации к иной социокультурной среде, выделяются основные подходы ее исследования. Определяются психологические механизмы адаптации молодых людей в современном социокультурном пространстве.
Ключевые слова: адаптация, мигранты, социокультурная среда, механизмы адаптации. Keywords: adaptation, migrants, socio-cultural environment, adaptation mechanisms
Проблема адаптации людей к другой социокультурной среде в последние десятилетия занимает одно из главных мест в исследованиях, как в зарубежной, так и в российской науке. Причиной такого пристального внимания, отраженного в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях, являются глобальные изменения современного мира, в том числе, в социальной, экономической, культурной сферах российского общества. Большое количество миграций, в том числе внутренних, осуществляемых молодыми людьми с целью получения профессионального образования, стали на сегодняшний день обычным явлением.
Условия миграции наиболее значимы для молодых людей, в период студенчества, когда в их самосознании происходят качественные изменения, вызванные личностным и профессиональным самоопределением. Сложность процесса социально-психологической адаптации усиливается и маргинальной позицией самой социальной группы студенчества. Поэтому социальная ситуация развития студента является глубоко специфичной, а этот возраст - сензитивным по отношению к формированию адаптивных способностей[3;7]. Целью данной статьи является теоретический анализ подходов к изучению психологических механизмов студентов- мигрантов в современном социокультурном пространстве.
Социально-психологический анализ адаптации мигрантов к новым условиям жизни предполагает всестороннее изучение взаимодействия субъекта и объекта адаптации, механизмов этого явления. Только в этом случае правомерно говорить о возможности прогнозирования данного процесса и путей повышения его успешности.
Исследования отечественных ученых (А.Г. Асмолов, И.Б. Котова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Е.Н. Шиянов и др.) показывают, что адаптация и развитие личности могут рассматриваться в единстве как составляющие процесса социализации личности. Это позволяет рассматривать адаптацию студентов-мигрантов в условиях смены привычной социальной ситуации жизнедеятельности как ступень их социализации, в ходе которой происходит не только интеграция в социум, но и профессиональное, личностное развитие, самореализация.
Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных (А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский и др.) и зарубежных (Г. Гартман, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.) исследователей. Несмотря на методологическое многообразие толкований этого понятия, можно выделить несколько аспектов анализа адаптации:
1) Адаптация понимается как установление относительного равновесия между организмом и средой. Этот подход представлен, в психоаналитическом направлении (З. Фрейд, Э. Эриксон), в динамической теории личности К. Левина, социально-психологических теориях стремления к разрядке когнитивного несоответствия (Л. Фестингер) или баланса (Ч. Осгут), теории личностных конструктов (Дж. Келли), концепции общего адаптационного синдрома (Г. Селье), в отечественной психологии (Г.А. Балл, Ф.Б.Березин).
2) Адаптация понимается как динамический процесс взаимовлияния организма и среды. Идею оптимального динамического взаимодействия личности и среды, проявляющегося в актах самовынесения себя в мир, самопознания и самореализации, в уточнении ценностей и смыслов, мы находим в психологических гуманистических концепциях (А. Маслоу, К. Роджерс), в теории стремления к смыслу (В. Франкл), деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев), концепции личности (В.Н. Мясищева, Д.Б. Эльконина), а также в других трудах отечественных психологов (Н.А. Ощуркова, Н.Е. Шустова, Л.В. Ключникова, В.В. Гриценко).
3) Адаптация как результат взаимодействия личности и среды. Эта позиция находит свое отражение косвенно, через выделение авторами критериев и признаков адаптации. Говоря об адаптации как состоянии, вводится специальный термин «адаптированность» (А.А. Налчаджян). В обобщенном варианте можно сказать, что большинство авторов выделяют критерии адаптированности: субъективные (чувство удовлетворенности, осмысленность жизни), объективные (степень соответствия личностных особенностей новым культурным нормам, интегральные характеристики личности) и их соотношение[2].
Для нас адаптация представляет собой процесс внешнего активного приспособления индивида к новым условиям существования, приводящий к внутренним изменениям (Б.Д. Парыгин). Адаптированность рассматривается как результат процесса адаптации, то есть как состояние адаптации (А.А. Налчаджян). Успешность адаптации во многом зависит от ряда личностных особенностей, в совокупности составляющих личностный адаптационный потенциал. Адаптивность рассматривается как свойство, способность личности приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды (А.Г. Маклаков).
В нашем исследовании необходимо сделать акцент на рассмотрении социокультурной (или межкультурной) разновидности социальной адаптации.
По мнению Л.Л. Шпак, социокультурная адаптация - «это форма взаимоприспособления субъектов и социокультурной среды на основе обмена духовно-практическими возможностями и результатами деятельности в конкретных адаптивных ситуациях» [9,106].
Для обозначения комплекса симптомов при адаптации к новой культуре было введено понятие - «культурный шок», но в последнее время все более популярным является термин «стресс аккультурации». По своему значению стресс аккультурации близок культурному шоку, но в меньшей степени акцентирует внимание на отрицательных симптомах. Аккультурация понимается как результат непосредственного, длительного контакта групп с разными культурами, выражающийся в изменении паттернов культуры одной или обеих групп [8]. На личностном уровне - это и процесс, и результат влияния культуры на индивида, выражающийся в изменениях личностных особенностей.
Анализ существующих подходов к изучению адаптации к иной социокультурной среде позволяет выделить три ведущих направления в исследовании аккультурации. Во-первых, изучение аккультурационных изменений в поведении мигрантов (социокультурный подход). Во-вторых, изучение аккультурационного стресса -
эмоциональных изменений и переживаний переселенцев (В.В. Гриценко, Н.М. Лебедева, Fumham А., ВоЛпег S.). И, наконец, третье направление - исследование аккультурационных аттитюдов, т.е. отношений и ценностей, которые формируются у индивида под воздействием инокультурной среды (Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, Дж. Берри). Существующие теории в русле кросс-культурной психологии по-разному пытаются объяснить роль социокультурной среды в процессе адаптации. На их основании можно сделать вывод, что на успешность адаптации к иной культуре будут оказывать взаимосвязанное влияние, как характеристики самих мигрантов, так и особенности взаимодействующих культур.
Таким образом, в едином процессе социально-психологической адаптации представляется целесообразным выделить социокультурную адаптацию (или аккультурацию) как процесс, в результате которого происходит изменение внешних поведенческих стратегий индивида в ответ на требования новой социокультурной среды, и психологическую адаптацию как процесс, в результате которого достигается внутреннее равновесие, психологическая удовлетворенность в новом социокультурном контексте.
Социокультурная среда в рамках общепсихологического подхода понимается как ценностно-смысловое поле культуры. Различие социокультурной среды может быть выражено в культурной дистанции между группами, на уровне индивидуального сознания это различие в ценностно-смысловом поле, в интериоризированных ценностях и смыслах.
Студенты-мигранты - это особая возрастная и социальная категория населения, характеризующаяся целым спектром специфических проблем: изменение социального статуса и окружения, вхождение в новую социокультурную среду, личная и материальная неустроенность, повышенная по сравнению с другими возрастными периодами значимость тесных эмоциональных контактов с одновременным страхом отвержения. Особую значимость в данном контексте приобретает формирование специфической ситуации поиска связей с новыми социокультурными обстоятельствами жизни и механизмов адаптации к ним.
Среди адаптивных механизмов наиболее часто указывают психологические защиты[4; 6; 10 и др.]. Среди достаточно осознаваемых способов адаптации выделяют стратегии поведения, выбор которых зависит от способа актуализации адаптивных механизмов саморегуляции.
Мы понимаем под «механизмом» закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы её преобразований, в результате которых появляются различные психологические новообразования, повышается или понижается уровень организованности личностной системы, меняется режим её функционирования [1]. Нам кажется целесообразным выделение интрапсихические и интерпсихические механизмов адаптации. Интрапсихические механизмы обеспечивают адаптацию благодаря переориентации личности, за счет ее внутренних ресурсов. Отражают способы (сочетания направлений и типов) реакций на фрустрирующие ситуации, т.е. способы, обращения к ресурсам.
Интерпсихические механизмы, в свою очередь, ориентированы на модификацию поведенческой активности, выражаются в способах, стратегиях поведения направленных на изменение внешней среды.
Литература
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал.- 1994.-№1.- с. 3-19
2. Будалина Е.Е. Психологическая адаптация к иной социокультурной среде (на материале исследования удмуртского и коми-пермяцкого этносов): дис. ... канд. психол. наук/ Е.Е. Будалина. - Ижевск, 2004.
3. Василенко Д. В. Психологическая поддержка развития личности студентов-мигрантов : дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2001.- 181 с.
4. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. - СПб.: Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
5. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал и его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях// Психологический журнал.- 2001. Т.22.-№ 1.-с.16-24
6. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии).- Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988.
7. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития : Дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2004.
8. Смолина Т. Л. Адаптация к инокультурной среде: анализ родственных понятий // Психология человека: интегративный подход. Сборник статей. Санкт-Петербург: Изд-во АНО «ИПП», 2007. - С. 162-167.
9. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации: Дис. .д-ра социол. наук. Кемерово, 1992.
10. Яницкнй М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. / Учебное пособие. - Кемерово. Кемеровский государственный университет, 1999.