Научная статья на тему 'Социокультурная адаптация в контексте профессионального развития'

Социокультурная адаптация в контексте профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АДАПТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНЫЕ СВОЙСТВА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ / SOCIOCULTURAL ADAPTATION / ADAPTIVE CAPACITY / SOCIO-CULTURAL INTERACTION / ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балашова Вера Алексеевна, Савкина Валентина Федоровна

Статья посвящена изучению социокультурной адаптации иностранных слушателей в процессе академической деятельности в российском вузе. Рассматриваются социокультурные различия и особенности социокультурного взаимодействия. Выявляются качественные характеристики социально-психологической адаптированности. Учитываются динамические аспекты адаптации к иным социокультурным условиям жизнедеятельности. Актуальность исследования состоит в том, что современное общество представлено различными этническими группами в рамках одной страны. Межгосударственные отношения предусматривают учет культурологических особенностей с целью установления эффективного социально-психологического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Балашова Вера Алексеевна, Савкина Валентина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural adaptation in the context of professional development

The article is devoted to the study of social and cultural adaptation of foreign students in the process of academic activities in Russian Universities. The authors discuss sociocultural differences and peculiarities of sociocultural interaction, identify qualitative characteristics of socio-psychological adaptation, take into account dynamic aspects of adaptation to different sociocultural conditions of life. The relevance of the study lies in the fact that modern society is represented by various ethnic groups within one country. Intergovernmental relations provide for the consideration of cultural traits with the aim of establishing effective social-psychological interaction.

Текст научной работы на тему «Социокультурная адаптация в контексте профессионального развития»

-\

148

Социальная психология

В.А. Балашова В.Ф. Савкина

Социокультурная адаптация в контексте профессионального развития

Статья посвящена изучению социокультурной адаптации иностранных слушателей в процессе академической деятельности в российском вузе. Рассматриваются социокультурные различия и особенности социокультурного взаимодействия. Выявляются качественные характеристики социально-психологической адаптированности. Учитываются динамические аспекты адаптации к иным социокультурным условиям жизнедеятельности. Актуальность исследования состоит в том, что современное общество представлено различными этническими группами в рамках одной страны. Межгосударственные отношения предусматривают учет культурологических особенностей с целью установления эффективного социально-психологического взаимодействия. Ключевые слова: социокультурная адаптация, социокультурная адаптация студентов, адаптивные способности, социокультурное взаимодействие, адаптация к образовательной среде вуза, профессиональное развитие, соиально-пси-хологическая адаптация, адаптивные свойства иностранных студентов, динамические особенности адаптации.

Современное мировое сообщество достаточно разнородно по ряду признаков: религиозному, культурно-этническому, социально-экономическому и т.д. Параллельно с этим мир взаимосвязан международно-экономическими и международно-правовыми отношениями. С этой точки зрения особо важным является вопрос о межкультурных отношениях. Их динамика в современном мире весьма нестабильна. Подтверждением этому являются миграционные потоки в силу разных причин: трудовая, вынужденная миграция.

149

СС ГО

События, вызванные внутриполитической обстановкой в странах Е Европы в связи с наплывом беженцев-мигрантов, демонстрируют остро- о ^ ту вопроса межкультурного взаимодействия, порожденного геополити- 5 гм ческими, политэкономическими и этнопсихологическими факторами. ^ |

го ^

Современному обществу необходимо научиться жить в атмосфере 1 т взаимоуважения к представителям другого народа с целью избежать 2 й противоборства и столкновений. В связи с этим актуальным является вопрос исследования адаптивных свойств личности иностранного специалиста к условиям жизнедеятельности в иной для него социокультурной среде.

Цель исследования: изучить структурные и динамические особенности адаптационного процесса иностранных специалистов, проходящих обучение в России.

Объект исследования: социокультурная адаптация в процессе овладения профессией (академической деятельности).

Предметом является социально-психологическая адаптирован-ность как фактор, определяющий успешность деятельности.

Задачи: выявление особенностей развития адаптивных свойств иностранных слушателей, обеспечивающих приспособительную и конструктивную стратегию поведения; определение динамических особенностей адаптивных свойств иностранных слушателей; успешность овладения профессией (академической деятельности) в контексте социально-психологической адаптации.

Гипотеза исследования состоит в том, что структура и динамика адаптивных свойств личности дифференцируются в процессе адаптации, а именно: от обеспечения приспособления к преодолению и самореализации.

Эмпирическая база представлена иностранными слушателями одного из московских вузов. Всего 43 испытуемых, из которых 17% -слушатели первого, 32% - второго, 33% - третьего, 18% - пятого курса.

Методики изучения: социально-психологическая адаптация К. Роджерса и Р. Даймонда; изучение формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова; методика О.П. Елисеева, В.А. Якунина, методика К. Томаса, методики «Мотивации обучения студентов в вузе» и «Мотивации достижения успеха».

Адаптация рядом авторов рассматривается как процесс изменения взаимодействующих сторон, в котором вхождение личности в новое социальное окружение способствует изменению системы собственных отношений.

хЕ В качестве разновидности социальной адаптации выделяется социо-го § культурная (межкультурная) адаптация. Под социокультурной адапта-^ цией понимается процесс, благодаря которому человек достигает соответствия с новой культурной средой, а также результат данного процесса. Традиционно выделяют внутреннюю сторону адаптации, которая выражается в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и внешнюю - проявление которой состоит в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы.

В основе социокультурной адаптации лежат социокультурные различия, т.е. различия в распределении и доступности духовных благ и услуг, в уровне их потребления, в характере и содержании культурной деятельности, степени активности субъекта в социокультурном взаимодействии.

Как отмечает Л.Л. Шпак, социокультурная адаптация отличается от других видов адаптации аксиологическим значением, ценностно ори-ентационным содержанием и соотношением предметно-практических усилий в адаптивной деятельности.

Например, в социально-профессиональной и социально-бытовой разновидностях адаптации большее значение отводится предметно-практическим действиям, а в социально-политической, социально-психологической и социокультурной разновидностях адаптации доминируют духовно-практические усилия адаптантов. При этом внутренним источником социокультурной адаптации является несоответствие освоенных, привычных форм и способов культурной деятельности новым потребностям и возможностям адаптантов в условиях изменившейся социокультурной среды.

В качестве синонима социокультурной (или межкультурной) адаптации в науке употребляется также такое понятие, как «аккультурация». Согласно Р. Редфилду, Р. Линтону и М. Херсковицу, аккультурация имеет место быть тогда, когда группы представителей разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, последствиями которого являются изменения в моделях оригинальных культур одной или обеих групп.

Анализ теоретических подходов к адаптации к иной социокультурной среде выявляет, что вхождение индивидов в иную культуру сопровождается психическим потрясением - «культурным шоком», т.е. шоком от встречи с новой и незнакомой культурой.

Дж. Берри предложил вместо термина «культурный шок» применять понятие «стресс аккультурации», поскольку «шок» ассоциируется всегда с негативным опытом, а в процессе межкультурного контакта возможен положительный опыт - усвоение особенностей другой культуры, развитие мировоззрения человека и т.д.

Таким образом, социокультурная адаптация - приспособление инди- Е вида (или группы) к усвоениям новой социокультурной среды, следова- § ^ тельно, и к новым ценностям, ориентациям, нормам поведения, тради- 5 ° циям так, чтобы успешно существовать в новом окружении.

Адаптивные способности - это индивидуально-психологические | 2 особенности личности, которые в единстве сознания и деятельности о § проявляются в успешности и качественном своеобразии приспособи- чю тельного поведения личности. Именно адаптивные способности опреде- с ляют изменение поведения и отношений личности к социальной среде. Подобные изменения обеспечивают рефлексивно-мотивационные процессы, которые преобразуют содержание смысла адаптации личности от ориентировки на приспособление к сознанию, направленному на преодоление и преобразование.

На основании ключевых понятий данного исследования было выведено определение адаптации к образовательной среде вуза (в целом) - это одна из форм приспособительного поведения человека, имеющая те же компоненты, как и любой адаптивный процесс. Под адаптацией иностранных слушателей к образовательной среде российского вуза понимается многофакторный процесс вхождения и становления личности слушателя в образовательном пространстве вуза в рамках комплексного сочетания и взаимодействия информационно-функциональной и социокультурной среды.

В ходе эмпирического исследования процесса адаптации на всех курсах обучения выявлено, что доля слушателей с высоким уровнем коэффициента адаптированности и индексом адаптивности увеличивается от первого к третьему курсу и составляет 25-30%, низкий уровень (дезадаптация) стабилен и составляет 5-8%.

Среднее значение коэффициента социально-психологической адапти-рованности курсантов и слушателей на первом курсе имеет средний уровень выраженности, но ниже, чем на втором курсе.

Высокий уровень социально-психологической адаптированности составляет на первом курсе 61% (высокие показатели «принятие себя», «принятие других», «эмоциональный комфорт»), на втором - 62% (снижение показателя «уход от проблем», увеличение показателя «ожидание внутреннего контроля»), на третьем - 89% (высокие показатели «доминантность», «ожидание внутреннего контроля»). Результаты по шкале «ожидание внутреннего контроля» у первокурсников ниже, чем у студентов второго курса, а по шкале «доминантность» они одинаково низкие как на первом, так и на втором курсах. Полученные данные указывает на высокую активность протекания процесса адаптации на втором, а не на первом курсе обучения.

х Е На третьем курсе высокий уровень коэффициента адаптированного § сти обеспечивается высокими показателями «ожидания внутреннего ^ 5 контроля» и «доминирование». Таким образом, средний и высокий уровень коэффициента адаптированности обеспечивается саморегуляцией, позитивными эмоциональными свойствами личности.

Полученные данные уровней коэффициента социально-психологической адаптированности слушателей показывают, что преобладающим является высокий уровень адаптированности, а коэффициент индивидуальной адаптивности преимущественно имеет средний уровень.

Таким образом, индивидуальная изменчивость в пределах среднего уровня определяет стабильность процесса адаптации, что обеспечивает высокий уровень социально-психологической адаптированности.

Контент-анализ ответов респондентов по вопросам «Адаптация в вузе для меня - это...», «Личностно-значимым для меня в период адаптации в вузе является...» позволил выявить пять смысловых единиц анализа: мотивы выбора данной специальности; трудности в учебной деятельности; психолого-педагогические условия обучения в вузе; личностные качества, способствующие успешной адаптации; наличие умений, наиболее значимых для процесса адаптации.

Ранжирование утверждений слушателями позволило выделить иерархию значимых для них особенностей процесса адаптации, представленную: внешними и внутренними мотивами выбора профессии; ведущими личностными качествами. При этом способствующими успешной адаптации в вузе являются: активность, рефлексия, интеллектуальная эффективность.

Существуют различия в понимании и необходимости прохождения обучения в российском вузе, а именно: довузовская подготовка и личностные особенности студента; неумение обучаться; приоритет внешних мотивов поступления в вуз; языковой барьер; смешанный возраст членов учебной группы (от 20 до 30 лет).

Качественный анализ отношений слушателей к процессу адаптации способствовал выявлению восьми критериев адаптированности: профессиональная направленность; самооценка учебной деятельности; отношение к учению; педагогическое мастерство преподавателей; психофизиологическая удовлетворенность; материальный уровень; общественная активность; сплоченность академической группы.

При этом доля мотивационной нагрузки, определяющей уровни адаптированности, составляет 71%, следовательно, процесс адаптации необходимо рассматривать в контексте мотивации.

Следующим этапом было исследование по методикам «Мотивации обучения студентов в вузе» и «Мотивации достижения успеха».

153

СС ГО

Полученные результаты позволили выделить особенности структуры Е познавательной мотивации и мотивации достижения успеха слушате- § лей факультета иностранных специалистов вуза в процессе адаптации. 5 ° Структуру познавательной мотивации составили три группы моти- ^ 1 вов: мотивы поступления в вуз, актуальные мотивы учения, профессио- | 2 нальные мотивы. Среди них наибольшие изменения на первых трех кур- о § сах обучения наблюдаются в группе мотивов поступления в вуз. ч о

Ведущими мотивами являются: желание получить высшее образова- с ние в иностранном вузе; интерес к профессии; наилучшие способности именно в этой области. Показатели названных мотивов повышаются ко второму курсу при резком снижении мотива «наилучшие способности именно в этой области» к третьему курсу обучения.

В группе актуальных мотивов обучения преобладают мотивы: приобретения глубоких и прочных знаний; успешное обучение на последующих курсах; интеллектуальное удовлетворение. Эта группа мотивов среди других групп мотивов имеет высокие показатели, устойчивые на всех курсах обучения.

В группе профессиональных мотивов ведущими являются: интересная работа; самосовершенствование; самореализация. Однако их выраженность снижается от первого к третьему курсу.

Таким образом, при поступлении в вуз мотивы определяются его педагогической направленностью. Во время обучения в вузе преобладают мотивы учебного благополучия, социальные позиционные мотивы, а в профессиональной мотивации ведущими являются мотивы стабильности и деловой направленности вне педагогической деятельности.

Выявленная динамика познавательной мотивации и мотивации достижения успеха слушателей позволила выделить особенности проявления адаптивных способностей в различных видах учебной деятельности: в учебно-познавательной деятельности первокурсника преобладает мотив приспособления (прошлый опыт адаптации и высокая степень конформности); в учебно-исследовательской деятельности мотив приспособления преобразуется через потребности достижения и индивидуализации в мотив преодоления; проективная рефлексия слушателями мотива преодоления формирует мотив самореализации в учебно-профессиональной деятельности.

Особенности адаптивных способностей обусловливают различия в типах причинных мотивационных стратегий поведения слушателей и формах социального поведения в конфликтах в процессе обучения.

На всех курсах обучения преобладающими и устойчивыми являются тенденции: к объективации поведения, выраженного в сотрудничестве; к самоизменению, выраженному в приспособлении.

х Е Полученные результаты выявляют динамику мотивационных страте-Ез § гий, их развитие от приспособительной к активной и к устойчиво актив-^ 5 ной стратегии в ходе обучения.

Преобладающими формами социального поведения в конфликтах у иностранных слушателей являются «сотрудничество» и «приспособление», при этом средние показатели выраженности по всем формам совпадают с нормой, что определяет гибкость в конфликтном поведении слушателей вуза.

Факторный анализ мотивации позволил выделить корреляционные связи мотивации и адаптации, которые на первом этапе обучения составили:

- первый курс - пять факторов: дидактическая адаптация, направленность на дело, ситуативность достижений, приспособление в группе, внешние мотивы учебной деятельности;

- второй курс - шесть факторов: социально-психологическая адаптация, индивидуализация, позитивное эмоциональное состояние, неустойчивые познавательные мотивы, страх принятия решений, прагматические мотивы.

Корреляционные связи мотивации и адаптации на основном этапе обучения (третий курс) составили шесть факторов: познавательный мотив, стабильность, самореализация при социальной активности, прагматические мотивы, отрицательное отношение к профессии, социальный конформизм.

Таким образом, в развитии социокультурной адаптации иностранных слушателей названные факторы являются определяющими конструктивной стратегии адаптации.

Процентное соотношение психологической защиты в адаптивно-защитном комплексе имеют следующую последовательность: у слушателей 1 курса отрицание (60,6%), затем проекция (59,9%) и рационализация (52%); у слушателей 2 курса - проекция (75%), компенсация (57%), отрицание (56%); у слушателей 3 курса - рационализация (47%), проекция (41%), отрицание (40,5%).

Таким образом, содержание адаптивно-защитного комплекса в процессе обучения изменяется с «отрицания - проекции - рационализации» на первом курсе на «проекцию - компенсацию - отрицание» на втором курсе и на «рационализацию - проекцию - отрицание» на третьем курсе. Защитный механизм «проекция» занимает промежуточное положение между высшими и низшими защитами и присутствует в адаптивно-защитном комплексе на всех курсах обучения. Следовательно, «проекция» может служить средством перевода адаптивно-защитного комплекса

с преобладанием низших психологических защит в адаптивно-защитный комплекс, с преобладанием высших психологических защит.

На основании полученных результатов эмпирического исследования социокультурной адаптации в контексте профессионального развития могут быть разработаны следующие рекомендации:

- осуществление психологической поддержки процесса адаптации иностранных слушателей в российских вузах на всех курсах обучения (студенческая научно-исследовательская лаборатория по проблеме адаптации, учебно-методические сборы первокурсников, учебный спецкурс, тренинговые программы развития адаптивных способностей);

- проведение соответствующих занятий и мероприятий с преподавателями: курсы лекций для преподавателей, посвященные изучению особенностей преподавания в группах иностранных специалистов;

- возможность и доступность изучения культурных традиций иной социокультурной среды, обмен культурно-историческим опытом между российскими студентами и иностранными слушателями.

о §

го CP

ч: vo

ш о

Библиографический список

1. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 86-99.

2. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. № 31. С. 8-12.

3. Бендюков М.А. Психология трудового конфликта: Учебное пособие. СПб., 2011.

4. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде // PsyJournals.ru: Портал психологических изданий. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30303_fuU.shtml (дата обращения: 14.02.2017).

5. Lazarus R.S., Launier R. Stress-related transactions between person and environment // Perspectives in interactional psychology / Pervin L.A., Lewis M. (eds). New York, 1978. Pp. 287-327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.