-\
148
Социальная психология
В.А. Балашова В.Ф. Савкина
Социокультурная адаптация в контексте профессионального развития
Статья посвящена изучению социокультурной адаптации иностранных слушателей в процессе академической деятельности в российском вузе. Рассматриваются социокультурные различия и особенности социокультурного взаимодействия. Выявляются качественные характеристики социально-психологической адаптированности. Учитываются динамические аспекты адаптации к иным социокультурным условиям жизнедеятельности. Актуальность исследования состоит в том, что современное общество представлено различными этническими группами в рамках одной страны. Межгосударственные отношения предусматривают учет культурологических особенностей с целью установления эффективного социально-психологического взаимодействия. Ключевые слова: социокультурная адаптация, социокультурная адаптация студентов, адаптивные способности, социокультурное взаимодействие, адаптация к образовательной среде вуза, профессиональное развитие, соиально-пси-хологическая адаптация, адаптивные свойства иностранных студентов, динамические особенности адаптации.
Современное мировое сообщество достаточно разнородно по ряду признаков: религиозному, культурно-этническому, социально-экономическому и т.д. Параллельно с этим мир взаимосвязан международно-экономическими и международно-правовыми отношениями. С этой точки зрения особо важным является вопрос о межкультурных отношениях. Их динамика в современном мире весьма нестабильна. Подтверждением этому являются миграционные потоки в силу разных причин: трудовая, вынужденная миграция.
149
СС ГО
События, вызванные внутриполитической обстановкой в странах Е Европы в связи с наплывом беженцев-мигрантов, демонстрируют остро- о ^ ту вопроса межкультурного взаимодействия, порожденного геополити- 5 гм ческими, политэкономическими и этнопсихологическими факторами. ^ |
го ^
Современному обществу необходимо научиться жить в атмосфере 1 т взаимоуважения к представителям другого народа с целью избежать 2 й противоборства и столкновений. В связи с этим актуальным является вопрос исследования адаптивных свойств личности иностранного специалиста к условиям жизнедеятельности в иной для него социокультурной среде.
Цель исследования: изучить структурные и динамические особенности адаптационного процесса иностранных специалистов, проходящих обучение в России.
Объект исследования: социокультурная адаптация в процессе овладения профессией (академической деятельности).
Предметом является социально-психологическая адаптирован-ность как фактор, определяющий успешность деятельности.
Задачи: выявление особенностей развития адаптивных свойств иностранных слушателей, обеспечивающих приспособительную и конструктивную стратегию поведения; определение динамических особенностей адаптивных свойств иностранных слушателей; успешность овладения профессией (академической деятельности) в контексте социально-психологической адаптации.
Гипотеза исследования состоит в том, что структура и динамика адаптивных свойств личности дифференцируются в процессе адаптации, а именно: от обеспечения приспособления к преодолению и самореализации.
Эмпирическая база представлена иностранными слушателями одного из московских вузов. Всего 43 испытуемых, из которых 17% -слушатели первого, 32% - второго, 33% - третьего, 18% - пятого курса.
Методики изучения: социально-психологическая адаптация К. Роджерса и Р. Даймонда; изучение формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова; методика О.П. Елисеева, В.А. Якунина, методика К. Томаса, методики «Мотивации обучения студентов в вузе» и «Мотивации достижения успеха».
Адаптация рядом авторов рассматривается как процесс изменения взаимодействующих сторон, в котором вхождение личности в новое социальное окружение способствует изменению системы собственных отношений.
хЕ В качестве разновидности социальной адаптации выделяется социо-го § культурная (межкультурная) адаптация. Под социокультурной адапта-^ цией понимается процесс, благодаря которому человек достигает соответствия с новой культурной средой, а также результат данного процесса. Традиционно выделяют внутреннюю сторону адаптации, которая выражается в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и внешнюю - проявление которой состоит в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы.
В основе социокультурной адаптации лежат социокультурные различия, т.е. различия в распределении и доступности духовных благ и услуг, в уровне их потребления, в характере и содержании культурной деятельности, степени активности субъекта в социокультурном взаимодействии.
Как отмечает Л.Л. Шпак, социокультурная адаптация отличается от других видов адаптации аксиологическим значением, ценностно ори-ентационным содержанием и соотношением предметно-практических усилий в адаптивной деятельности.
Например, в социально-профессиональной и социально-бытовой разновидностях адаптации большее значение отводится предметно-практическим действиям, а в социально-политической, социально-психологической и социокультурной разновидностях адаптации доминируют духовно-практические усилия адаптантов. При этом внутренним источником социокультурной адаптации является несоответствие освоенных, привычных форм и способов культурной деятельности новым потребностям и возможностям адаптантов в условиях изменившейся социокультурной среды.
В качестве синонима социокультурной (или межкультурной) адаптации в науке употребляется также такое понятие, как «аккультурация». Согласно Р. Редфилду, Р. Линтону и М. Херсковицу, аккультурация имеет место быть тогда, когда группы представителей разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, последствиями которого являются изменения в моделях оригинальных культур одной или обеих групп.
Анализ теоретических подходов к адаптации к иной социокультурной среде выявляет, что вхождение индивидов в иную культуру сопровождается психическим потрясением - «культурным шоком», т.е. шоком от встречи с новой и незнакомой культурой.
Дж. Берри предложил вместо термина «культурный шок» применять понятие «стресс аккультурации», поскольку «шок» ассоциируется всегда с негативным опытом, а в процессе межкультурного контакта возможен положительный опыт - усвоение особенностей другой культуры, развитие мировоззрения человека и т.д.
Таким образом, социокультурная адаптация - приспособление инди- Е вида (или группы) к усвоениям новой социокультурной среды, следова- § ^ тельно, и к новым ценностям, ориентациям, нормам поведения, тради- 5 ° циям так, чтобы успешно существовать в новом окружении.
Адаптивные способности - это индивидуально-психологические | 2 особенности личности, которые в единстве сознания и деятельности о § проявляются в успешности и качественном своеобразии приспособи- чю тельного поведения личности. Именно адаптивные способности опреде- с ляют изменение поведения и отношений личности к социальной среде. Подобные изменения обеспечивают рефлексивно-мотивационные процессы, которые преобразуют содержание смысла адаптации личности от ориентировки на приспособление к сознанию, направленному на преодоление и преобразование.
На основании ключевых понятий данного исследования было выведено определение адаптации к образовательной среде вуза (в целом) - это одна из форм приспособительного поведения человека, имеющая те же компоненты, как и любой адаптивный процесс. Под адаптацией иностранных слушателей к образовательной среде российского вуза понимается многофакторный процесс вхождения и становления личности слушателя в образовательном пространстве вуза в рамках комплексного сочетания и взаимодействия информационно-функциональной и социокультурной среды.
В ходе эмпирического исследования процесса адаптации на всех курсах обучения выявлено, что доля слушателей с высоким уровнем коэффициента адаптированности и индексом адаптивности увеличивается от первого к третьему курсу и составляет 25-30%, низкий уровень (дезадаптация) стабилен и составляет 5-8%.
Среднее значение коэффициента социально-психологической адапти-рованности курсантов и слушателей на первом курсе имеет средний уровень выраженности, но ниже, чем на втором курсе.
Высокий уровень социально-психологической адаптированности составляет на первом курсе 61% (высокие показатели «принятие себя», «принятие других», «эмоциональный комфорт»), на втором - 62% (снижение показателя «уход от проблем», увеличение показателя «ожидание внутреннего контроля»), на третьем - 89% (высокие показатели «доминантность», «ожидание внутреннего контроля»). Результаты по шкале «ожидание внутреннего контроля» у первокурсников ниже, чем у студентов второго курса, а по шкале «доминантность» они одинаково низкие как на первом, так и на втором курсах. Полученные данные указывает на высокую активность протекания процесса адаптации на втором, а не на первом курсе обучения.
х Е На третьем курсе высокий уровень коэффициента адаптированного § сти обеспечивается высокими показателями «ожидания внутреннего ^ 5 контроля» и «доминирование». Таким образом, средний и высокий уровень коэффициента адаптированности обеспечивается саморегуляцией, позитивными эмоциональными свойствами личности.
Полученные данные уровней коэффициента социально-психологической адаптированности слушателей показывают, что преобладающим является высокий уровень адаптированности, а коэффициент индивидуальной адаптивности преимущественно имеет средний уровень.
Таким образом, индивидуальная изменчивость в пределах среднего уровня определяет стабильность процесса адаптации, что обеспечивает высокий уровень социально-психологической адаптированности.
Контент-анализ ответов респондентов по вопросам «Адаптация в вузе для меня - это...», «Личностно-значимым для меня в период адаптации в вузе является...» позволил выявить пять смысловых единиц анализа: мотивы выбора данной специальности; трудности в учебной деятельности; психолого-педагогические условия обучения в вузе; личностные качества, способствующие успешной адаптации; наличие умений, наиболее значимых для процесса адаптации.
Ранжирование утверждений слушателями позволило выделить иерархию значимых для них особенностей процесса адаптации, представленную: внешними и внутренними мотивами выбора профессии; ведущими личностными качествами. При этом способствующими успешной адаптации в вузе являются: активность, рефлексия, интеллектуальная эффективность.
Существуют различия в понимании и необходимости прохождения обучения в российском вузе, а именно: довузовская подготовка и личностные особенности студента; неумение обучаться; приоритет внешних мотивов поступления в вуз; языковой барьер; смешанный возраст членов учебной группы (от 20 до 30 лет).
Качественный анализ отношений слушателей к процессу адаптации способствовал выявлению восьми критериев адаптированности: профессиональная направленность; самооценка учебной деятельности; отношение к учению; педагогическое мастерство преподавателей; психофизиологическая удовлетворенность; материальный уровень; общественная активность; сплоченность академической группы.
При этом доля мотивационной нагрузки, определяющей уровни адаптированности, составляет 71%, следовательно, процесс адаптации необходимо рассматривать в контексте мотивации.
Следующим этапом было исследование по методикам «Мотивации обучения студентов в вузе» и «Мотивации достижения успеха».
153
СС ГО
Полученные результаты позволили выделить особенности структуры Е познавательной мотивации и мотивации достижения успеха слушате- § лей факультета иностранных специалистов вуза в процессе адаптации. 5 ° Структуру познавательной мотивации составили три группы моти- ^ 1 вов: мотивы поступления в вуз, актуальные мотивы учения, профессио- | 2 нальные мотивы. Среди них наибольшие изменения на первых трех кур- о § сах обучения наблюдаются в группе мотивов поступления в вуз. ч о
Ведущими мотивами являются: желание получить высшее образова- с ние в иностранном вузе; интерес к профессии; наилучшие способности именно в этой области. Показатели названных мотивов повышаются ко второму курсу при резком снижении мотива «наилучшие способности именно в этой области» к третьему курсу обучения.
В группе актуальных мотивов обучения преобладают мотивы: приобретения глубоких и прочных знаний; успешное обучение на последующих курсах; интеллектуальное удовлетворение. Эта группа мотивов среди других групп мотивов имеет высокие показатели, устойчивые на всех курсах обучения.
В группе профессиональных мотивов ведущими являются: интересная работа; самосовершенствование; самореализация. Однако их выраженность снижается от первого к третьему курсу.
Таким образом, при поступлении в вуз мотивы определяются его педагогической направленностью. Во время обучения в вузе преобладают мотивы учебного благополучия, социальные позиционные мотивы, а в профессиональной мотивации ведущими являются мотивы стабильности и деловой направленности вне педагогической деятельности.
Выявленная динамика познавательной мотивации и мотивации достижения успеха слушателей позволила выделить особенности проявления адаптивных способностей в различных видах учебной деятельности: в учебно-познавательной деятельности первокурсника преобладает мотив приспособления (прошлый опыт адаптации и высокая степень конформности); в учебно-исследовательской деятельности мотив приспособления преобразуется через потребности достижения и индивидуализации в мотив преодоления; проективная рефлексия слушателями мотива преодоления формирует мотив самореализации в учебно-профессиональной деятельности.
Особенности адаптивных способностей обусловливают различия в типах причинных мотивационных стратегий поведения слушателей и формах социального поведения в конфликтах в процессе обучения.
На всех курсах обучения преобладающими и устойчивыми являются тенденции: к объективации поведения, выраженного в сотрудничестве; к самоизменению, выраженному в приспособлении.
х Е Полученные результаты выявляют динамику мотивационных страте-Ез § гий, их развитие от приспособительной к активной и к устойчиво актив-^ 5 ной стратегии в ходе обучения.
Преобладающими формами социального поведения в конфликтах у иностранных слушателей являются «сотрудничество» и «приспособление», при этом средние показатели выраженности по всем формам совпадают с нормой, что определяет гибкость в конфликтном поведении слушателей вуза.
Факторный анализ мотивации позволил выделить корреляционные связи мотивации и адаптации, которые на первом этапе обучения составили:
- первый курс - пять факторов: дидактическая адаптация, направленность на дело, ситуативность достижений, приспособление в группе, внешние мотивы учебной деятельности;
- второй курс - шесть факторов: социально-психологическая адаптация, индивидуализация, позитивное эмоциональное состояние, неустойчивые познавательные мотивы, страх принятия решений, прагматические мотивы.
Корреляционные связи мотивации и адаптации на основном этапе обучения (третий курс) составили шесть факторов: познавательный мотив, стабильность, самореализация при социальной активности, прагматические мотивы, отрицательное отношение к профессии, социальный конформизм.
Таким образом, в развитии социокультурной адаптации иностранных слушателей названные факторы являются определяющими конструктивной стратегии адаптации.
Процентное соотношение психологической защиты в адаптивно-защитном комплексе имеют следующую последовательность: у слушателей 1 курса отрицание (60,6%), затем проекция (59,9%) и рационализация (52%); у слушателей 2 курса - проекция (75%), компенсация (57%), отрицание (56%); у слушателей 3 курса - рационализация (47%), проекция (41%), отрицание (40,5%).
Таким образом, содержание адаптивно-защитного комплекса в процессе обучения изменяется с «отрицания - проекции - рационализации» на первом курсе на «проекцию - компенсацию - отрицание» на втором курсе и на «рационализацию - проекцию - отрицание» на третьем курсе. Защитный механизм «проекция» занимает промежуточное положение между высшими и низшими защитами и присутствует в адаптивно-защитном комплексе на всех курсах обучения. Следовательно, «проекция» может служить средством перевода адаптивно-защитного комплекса
с преобладанием низших психологических защит в адаптивно-защитный комплекс, с преобладанием высших психологических защит.
На основании полученных результатов эмпирического исследования социокультурной адаптации в контексте профессионального развития могут быть разработаны следующие рекомендации:
- осуществление психологической поддержки процесса адаптации иностранных слушателей в российских вузах на всех курсах обучения (студенческая научно-исследовательская лаборатория по проблеме адаптации, учебно-методические сборы первокурсников, учебный спецкурс, тренинговые программы развития адаптивных способностей);
- проведение соответствующих занятий и мероприятий с преподавателями: курсы лекций для преподавателей, посвященные изучению особенностей преподавания в группах иностранных специалистов;
- возможность и доступность изучения культурных традиций иной социокультурной среды, обмен культурно-историческим опытом между российскими студентами и иностранными слушателями.
о §
го CP
ч: vo
ш о
Библиографический список
1. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 86-99.
2. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. № 31. С. 8-12.
3. Бендюков М.А. Психология трудового конфликта: Учебное пособие. СПб., 2011.
4. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде // PsyJournals.ru: Портал психологических изданий. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30303_fuU.shtml (дата обращения: 14.02.2017).
5. Lazarus R.S., Launier R. Stress-related transactions between person and environment // Perspectives in interactional psychology / Pervin L.A., Lewis M. (eds). New York, 1978. Pp. 287-327.