ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
УДК 159.9:378
Крылова Анастасия Владимировна
кандидат психологических наук Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры
Крылов Владимир Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В статье рассмотрена сущность адаптации студентов к образовательной среде вуза и ее зависимость от характера стратегий преодолевающего поведения. Представлены результаты исследования особенностей преодолевающего поведения у студентов выпускников сельских и городских школ на начальном этапе обучения в вузе. Посредством корреляционного анализа выявлены механизмы успешной адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе.
Ключевые слова: адаптация, начальный этап обучения в вузе, копинг-стратегии, выпускники сельских школ, культурно-образовательная среда.
Поступление в высшее учебное заведение сопровождается у многих студентов необходимостью покинуть привычную среду, включиться в иной уклад жизни, культуру, новые отношения. В этой связи, популярной в психологических исследованиях является проблема адаптации студентов в вузе. При этом адаптация рассматривается, в частности, как процесс и результат вхождения человека в пространство иной культуры [1, с. 7]; как совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды. На приспособительный аспект адаптации указывают также многие другие авторы [2; 4; 5]. Успешность адаптации студентов в новой социокультурной среде, по мнению разных авторов, обеспечивается: овладением национально-культурными ценностями этноса-реципиента [1]; развитием адаптивных способностей студентов, таких как рефлексия, мотивация, саморегуляция, эмпатия [5]; зафиксированными в памяти индивида системными формами, отражающими жизненный опыт личности [3]. В.Н. Соловьев отмечает расширенный двигательный режим, положительно влияющий на физическое здоровье, умственную работоспособность и успеваемость; Н.А. Всеволодова предполагает, что успешность адаптации студентов в новой социокультурной среде обеспечивается позитивным переосмыслением фрустрирующих ситуаций, повышением толерантности по отношению к окружающим, улучшением межличностных отношений в учебной группе; и др.
И все же, в дополнение к названным механизмам и условиям адаптации мы в своем исследовании обращаем внимание на характер стратегий преодолевающего поведения, обеспечивающих конструктивное совладание с проблемами, возникающими в результате смены школьной культурно-образовательной среды на вузовскую.
Проблема преодолевающего поведения достаточно широко раскрывается в работах В.А. Бодрова, Т.Л. Крюковой, С.К. Нартова-Бочавер, которые рассмотрели ресурсы преодолевающего поведения, факторы преодоления трудностей, мотивацию совладающего поведения в учебно-профессиональной деятельности. Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодровым, С.А. Шапкиным и другими исследованы механизмы преодоления трудностей. Стратегии совладающего поведения у студентов изучены в работах А.А. Иванищевой, В.В. Марке-лова. Однако работ, посвященных сравнительному анализу особенностей копинг-стратегий в период адаптации у студентов выпускников сельских и городских школ нет.
При этом данная проблема весьма актуальна в связи с тем, что выпускники сельских и национальных сельских школ, аналогично другим абитуриентам, сталкиваются с фактом смены культурно-образовательной среды и, как следствие этого, с рядом трудностей. Но ситуация в отношении данного контингента студентов осложняется языковым барьером и процессом этнической идентичности. Актуальность проблемы также подтверждается рядом исследований, которые демонстрируют более высокий уровень выраженности деструктивных психических состояний и низкую адаптирован-ность к образовательной среде вуза у студентов -выпускников сельских и сельских национальных школ в сравнении с городскими абитуриентами.
В связи с этим нами проведено исследование особенностей преодолевающего поведения у студентов выпускников сельских и городских школ на начальном этапе обучения в вузе. В качестве испытуемых выступили студенты первого курса Стерлитамакского филиала Уфимского государственного авиационного технического университета, и студенты первого курса технолого-эконо-мического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ Всего 290 человек, из них 154 человек -
104
Вестник КГУ ^ 2017
© Крылова А.В., Крылов В.М., 2017
Особенности преодолевающего поведения у студентов выпускников сельских и городских школ..
выпускники сельских школ (60 юноши и 76 девушки), 136 - выпускники городских школ (71 юноши и 83 девушки).
В ходе исследования нами использовались: тест SACS для определения стратегий преодоления (С. Хобфолл); методика «Защитное поведение» (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова), методика исследования адаптированности студентов в вузе (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова).
Так как нами анализируется начальный этап обучения студентов, мы определили уровень адапти-рованности испытуемых. Исследование показало, что студенты - выпускники сельских школ обладают более низкой в сравнении со студентами - вы-
пускниками городских школ адаптированностью как к учебной группе, так и к учебной деятельности (р<0,001) (табл. 1).
Результаты сравнительного анализа преобладания конструктивных/деструктивных стратегий преодоления, а так же определенных защитных механизмов у студентов выпускников сельских и городских школ представлены в таблице 2.
В ходе исследования было выявлено, что обе группы студентов в выборе стратегий преодоления, преимущественно, отдают предпочтение просоци-альной (вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки) и пассивной (осторожные действия) стратегиям.
Таблица 1
Результаты сравнения средних арифметических показателей уровня адаптированности в вузе у студентов выпускников сельских и городских школ
Названия шкал Средние арифметические значения t-критерий Стьюдента
Выпускники сельских школ (n=40) Выпускники городских школ (n=35)
Адаптация (А) 22,3 26,4 4 8***
Адаптация к учебной группе (АГ) 10,3 12,6 4,02***
Адаптация к учебной деятельности (АУД) 11,8 13,7 3 9***
Примечание. Уровни значимости различий по ^критерию Стьюдента обозначены следующим образом: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.
Таблица 2
Результаты сравнения средних арифметических показателей стратегий преодоления и защитных механизмы у студентов - выпускников сельских школ и городских школ
Вид стратегии Выпускники сельских школ (n=40) Выпускники городских школ (n=35) t-критерий Стьюдента
Стратегии преодоления (С. Хобфолл)
Ассертивные действия(А) 8,8 10,4 2,3*
Просоциальная стратегия (вступление в социальный контакт) (ВСК) 22,9 23 0,9
Просоциальная стратегия (поиск социальной поддержки) (ПП) 22,2 23,08 1,08
Пассивная (осторожные действия) (ОД) 21,5 20,5 1,2
Прямая (импульсивные действия) (ИД) 11,9 12,2 0,7
Пассивная (избегание) (И) 16,2 15,6 1,4
Непрямая (манипулятивные действия) (МД) 19,4 18,91 1,6
Асоциальная (асоциальные действия) (АД) 19,1 15,09 4 5***
Асоциальная (агрессивные действия) (АгрД) 18,9 15,8 3,1**
Методика «LSI» - «Механизмы психологической защиты» (Р. Плутчик, Г. Келлерман)
Вытеснение (В) 4,35 3,34 3 7***
Регрессия (Р) 6,9 4,8 4***
Замещение (З) 2,58 2,27 2,2*
Отрицание (О) 5,8 5,9 0,3
Проекция (П) 7,2 6,9 0,6
Компенсация(К) 4,6 4,7 0,4
Реактивное образование (РО) 3,7 3,6 0,3
Рационализация(Рац) 7,4 7,3 0,6
Общая напряженность защит (ОНЗ) 47,6 41,4 3,21**
Примечание. Уровни значимости различий по ^критерию Стьюдента обозначены следующим образом: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1 бВЯ
ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Так же были выявлены значимые различия в выборе преодолевающих стратегий. Так, у студентов - выпускников сельских школ значимо выше оказались показатели дезадаптивных/де-структивных стратегий преодоления, таких как асоциальные действия (р<0,001) и агрессивные действия (р<0,01). У студентов - выпускников городских школ, напротив, значимые различия обнаружены в выборе адаптивной/конструктивной стратегии - ассертивные действия (р<0,05).
Исследование защитных механизмов показало, что в обеих группах студентов преобладающими являются следующие виды защиты: рационализация, проекция, отрицание. Так же были обнаружены значимые различия в использовании защитных механизмов у «сельских» и «городских» студентов. Так, у «сельских студентов», в отличие от «городских», преобладают следующие эго-защит-ные механизмы: вытеснение (р<0,001), регрессия (р<0,001), замещение (р<0,05).
В обеих группах студентов показатель общей напряженности защит находится в пределах нормы, однако, данный показатель у студентов - выпускников сельских школ значимо выше, чем у студентов - выпускников городских школ (р<0,001).
Далее нами был проведен корреляционный анализ, который показал, что адаптированность имеет выраженную отрицательную связь с асоциальной стратегией преодоления «асоциальные действия» (гху = -0,457; р<0,01), со стратегией «агрессивные действия» (гху = -0,726; р< 0,001), а так же отрицательно коррелирует со следующими эго-за-щитными механизмами: регрессией (гху = -0,616; р<0,001), вытеснением (гху = -0,292; р<0,05) и общей напряженностью защит. Адаптированность положительно связана со стратегией «ассертивные действия» (гху = 0,402; р<0,01). То есть, чем выше показатель адаптированности, тем меньше склонность к выбору деструктивных/дезадаптивных ко-пинг-стратегий таких как асоциальные действия и агрессивные действия. Также, чем выше пока-
затель адаптированности, тем реже используются в качестве эго-защитных механизмов регрессия и вытеснение, и тем ниже уровень общей напряженности защит. В свою очередь, чем выше адап-тированность тем чаще используется стратегия «ассертивные действия», которая, в свою очередь, является конструктивной.
Таким образом, исследование копинг-стратегий и эго-защитных механизмов у студентов показало, что студенты - выпускники сельских и национальных сельских школ менее адаптированы и более склонны к использованию деструктивных/деза-даптивных преодолевающих стратегий, в отличие от студентов - выпускников городских школ. Результаты корреляционного анализа позволяют нам предположить, что развитие конструктивных ко-пинг-стратегий у студентов, выпускников сельских школ является механизмом успешной адаптации на начальном этапе обучения в вузе.
Библиографический список
1. Адаптация студентов Северного Кавказа в ВУЗах г. Самары: опыт практической работы / С.В. Березин, Д.Д. Козлов, К.С. Лисецкий и др. -Самара: Изд-во «Универс-групп», 2004. - 126 с.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Ленинград: Наука, 1988. - 270 с.
3. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 40. - СПб., 2001 - С. 55-60.
4. Пакулина С.А. Механизм развития адаптивных способностей студентов педагогического вуза // Методика вузовского преподавания: Материалы 5-й межвуз. науч.-метод. конф., 30-31 октября 2001 г. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - Ч. 2. -С. 242-246.
5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.
Вестник КГУ Л 2017
106