Научная статья на тему 'Аддиктивное поведение как предиктор адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе'

Аддиктивное поведение как предиктор адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МИГРАНТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мурашкин Михаил Михайлович

Представлены результаты теоретического анализа феномена социально-психологической адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе, а также их описание и анализ, полученные в ходе экспериментального исследования аддиктивного поведения иностранных студентов в контексте специфики их адаптационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аддиктивное поведение как предиктор адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе»

УДК 159.923 (075.8)

М. М. Мурашкин

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДИКТОР АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Представлены результаты теоретического анализа феномена социально-психологической адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе, а также их описание и анализ, полученные в ходе экспериментального исследования аддиктивного поведения иностранных студентов в контексте специфики их адаптационного процесса.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, социально-психологическая адаптация, дезадаптация, иностранные студенты, мигранты.

Актуальность изучения психологических аспектов аддиктивного поведения как предиктора адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе обусловлена очевидным ростом числа иностранных студентов, получающих образование в вузах Российской Федерации, и интенсификацией процессов академической мобильности в России и мире. В этой связи возникает ряд проблем не только экономического, социокультурного, но и социально-психологического характера как у самих иностранных студентов, так и у представителей принимающего общества. Причем одной из главных проблем интеграции иностранных студентов в образовательное пространство российских вузов является создание условий для сопровождения их эффективной социально-психологической адапатации в новых условиях обучения и жизнедеятельности. Актуализация и рост внимания исследователей к проблеме академической мобильности студентов-мигрантов связаны с увеличением количества иностранных студентов, легально прибывающих в Россию с целью получения высшего образования.

Существует множество подходов к объяснению феномена адаптации. Прежде всего адаптация определяется как процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям среды. В. В. Константинов позиционирует ее как процесс перестройки психики индивида под влиянием внешней среды [1, 3]. Адаптация как способность эффективно приспосабливаться к новым условиям, как совокупность приспособительных реакций представлена в исследованиях В. В. Гриценко, О. А. Овсяник, Т. Шибутани [5, 6, 8]. Ряд исследователей рассматривает адаптацию не только как процесс, но и как результат интеграции человека в общество, развивая тезис о том, что адаптация - это система методов и приемов, направленная на оказание помощи людям в процессе их социализации. По мнению О. Л. Проскуряковой очевидна необходимость рассмотрения адаптации как процесса, происходящего на двух взаимосвязанных и действующих одновременно уровнях - личностном (общебиологические и социально-психологические процессы) и институциональном (деятельность государства по развитию индивида и общества) [7]. Для социологии характерен подход в объяснении феномена адаптации, нередко отождествляющий адаптацию и социализацию. Адаптация представляется как процесс активного усвоения личностью норм, правил, ценностей общества.

Рассматривая процесс адаптации мигрантов, можно отметить, что он имеет двойственную структуру - с одной стороны, мигрант как живое существо приспосабливается к географическим, экологическим условиям, с другой как личность, как существо социальное должен приспособиться к условиям иной социокультурной среды. Следует указать, что адаптация - процесс двусторонний, так как адаптируются не только сами мигранты, но и принимающее их сообщество.

Круг проблем, с которыми сталкиваются прибывшие мигранты, в том числе студенты, достаточно разнообразен. Анализ исследований показал, что наиболее остро стоят проблемы адаптации иностранных студентов к новым условиям жизнедеятельности, новым социальным, культурным, этническим нормам, к климатическим условиям и т.д. Особенности принимающего общества чаще всего выступают в качестве стрессогенных факторов, порождающих поведение, свойственное дезадаптивному типу социального реагирования, и способствующих возникновению таких феноменов, как культурный шок, аккультурационный стресс и т.д.

Для успешной адаптации мигрантам приходится решать ряд трудных задач. Необходимо не только перестроить свою жизнедеятельность и привычный уклад жизни, но и интегрироваться в общество. Возникает потребность соотнесения себя с иными социальными условиями, отличающимися от привычных. Для выстраивания эффективных ролевых стратегий поведения необходима оценка специфики социальной среды и своих возможностей функционирования в ней.

Говоря о социально-психологическом аспекте адаптации мигрантов, следует отметить причины, по которым люди решаются на миграцию. Прежде всего речь о наличии вынуждающих и стрессовых факторов, связанных с насилием или угрозой уничтожения (войны, политические конфликты, стихийные бедствия и т.д.). Чаще всего люди не задумываются о том, с какими трудностями им придется столкнуться в другой стране, ведь их первостепенной задачей становится спасение своей жизни. В случае вынужденного переселения успешность адаптации на начальных этапах будет зависеть от возможности мигрантов удовлетворить свои потребности, с чем возникали сложности на прежнем месте жительства. В принимающем сообществе мигрант должен чувствовать себя в безопасности, осознавать, что все прежние угрозы здесь на него не действуют.

Ко второй группе факторов, побуждающих к миграции, относятся стремление к улучшению качества и условий жизни, поиск путей своей профессиональной реализации, желание обучаться в другой стране. В этом случае личность более активна в процессе приспособления. «Добровольный» мигрант ориентирован на будущее, поэтому адаптация происходит успешнее, если ожидания совпадают с реальными условиями принимающего сообщества.

Адаптация вынужденных мигрантов является более болезненным процессом. Это связано с ухудшением жилищно-бытовых условий жизни, потерей имущества, материальных благ, утратой социального статуса, частичной утратой прав. Переселение воспринимается как трудная жизненная ситуация, что влияет на адаптивные возможности человека.

Немаловажным аспектом социально-психологической адаптации является отношение населения к мигрантам. От взаимодействия на микросоциальном уровне во многом зависит, достигнет ли мигрант социально-значимых целей.

А. А. Налчаджян предложил общую классификацию разновидностей социально-психологической адаптации личности. Он выделил нормальную, девиантную и патологическую формы адаптации. При нормальной адаптации человек активен, адаптивен в проблемных ситуациях и не нарушает нормы и правила той или иной группы людей. При девиантной адаптации человек либо решает проблемы не принятым для группы образом, что приводит к конфликту (неконформистский подвид), либо создает новые ценности, реализует нововведения (инновативный подвид). При патологическом виде адаптации включаются механизмы психологической защиты, выводящие поведение личности за пределы нормы, при этом у человека возникают патологические комплексы характера [4].

В процессе адаптации студенты-мигранты сталкиваются с переживанием апатии, тревоги, беспокойства, страхов, встречаются с ситуациями фрустрации своих потреб-

ностей. Нарастающее напряжение приводит к тому, что поведение становится направленным на избежание травмирующих ситуаций и подавление негативных эмоций. Одним из способов такого реагирования является аддиктивное поведение - особый тип деструктивного поведения, который выражается в стремлении к уходу от реальности путем специального изменения своего психического состояния [2], средством чего выступают химические веществ (в первую очередь алкоголь, сигареты, наркотики различного происхождения). Рассмотрим основные подходы к объяснению механизмов аддиктивного поведения в рамках психологической науки.

При оценке успешности адаптации мигрантов исследователи сталкиваются с рядом трудностей, и прежде всего с тем, какие же критерии в действительности являются показателями успешности. К наиболее часто встречающимся в исследованиях относятся следующие критерии: отсутствие психологического дискомфорта, психологическое благополучие, удовлетворенность своим положением в новой среде, свободное функционирование в ней, усвоение норм поведения, ценностей и традиций принимающего общества, наличие жилья и работы, усвоение другого языка, социальное общение и взаимодействие с представителями различных групп, участие мигрантов в социальной и культурной жизни нового общества. Важным моментом является реализация своих стремлений, интересов и потребностей.

Отметим, что адаптация - сложный, многоуровневый процесс, затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности как самих мигрантов, так и представителей принимающего сообщества. Проблемы миграции требуют комплексного изучения и разработки.

Наш исследовательский интерес связан с вопросом о социально-психологических факторах возникновения и развития аддиктивного поведения студентов-мигрантов. В исследовании, проведенном на базе ПГУ г. Пензы, участвовали 100 иностранных русскоговорящих студентов (из Туркменистана, Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана) в возрасте 18-25 лет и 100 русских студентов 17-24 лет. У 36% иностранных студентов выявлен умеренный уровень склонности к аддикции, высокий уровень представлен у 21 %. В группе российских студентов умеренный аддиктивный риск представлен у 27 %, выраженный - у 36 %. Респонденты в обеих группах отметили, что имеют пристрастие к курению и/или алкоголю.

Изучение социально-психологических факторов аддиктивного поведения иностранных студентов проводилось в сравнении с результатами изучения этих показателей у русских студентов. Это позволило конкретизировать факторы в соответствии с учетом возрастных особенностей и социальных условий, в которых происходит процесс адаптации иностранных студентов.

В результате мы выделили ряд факторов. В первую очередь к ним относится низкий уровень адаптивности. В группе иностранных студентов с выраженным и умеренным уровнем склонности аддикции этот показатель продиагностирован у 23 % респондентов. Низкий уровень адаптивности является одной из причин возникновения трудностей в обучении. У российских студентов низкий показатель выявлен лишь у 11 % респондентов.

Также одним из факторов является дезадаптивность. Высокие показатели отмечены у 28 % иностранных и у 6 % российских студентов. Следует отметить, что данные результаты характерны для первокурсников. «Непринятие других» отмечается у 12 % иностранных студентов, а также у 3 % российских студентов. В поведении данная тенденция реализуется через отвержение общения с людьми противоположной культуры. Важнейшими факторами являются «внутренний» и «внешний контроль». «Внутренний контроль» выражен у 33 % иностранных и у 18 % российских студентов. Фактор «внешнего контроля» в большей степени влияет на иностранных студентов -

47 % (контроль со стороны образовательной среды вуза), у российских студентов - 28 %. Также выявлены значимые различия в показателях по шкале «эмоциональный дискомфорт»: у 39 % иностранных студентов и у 22 % российских студентов.

Таким образом, к социально-психологическим факторам, способствующим возникновению и развитию аддиктивного поведения у иностранных студентов, относятся: низкий уровень адаптивных возможностей, дезадаптивность, непринятие других, низкий уровень внутреннего контроля, отсутствие внешнего контроля, наличие эмоционального дискомфорта, ведомость, эскапизм (не изучены).

Нами была разработана программа оптимизации адаптационного процесса у иностранных студентов. В формирующем эксперименте участвовало 240 иностранных студентов. Разработанная нами программа ориентирована на профилактику аддиктив-ного поведения у студентов участников данной программы. Упражнения, использованные нами, позволяют им минимизировать последствия эмоционального стресса, напряжения, неуверенности, а чередование парных, индивидуальных и групповых сессий способствует снятию коммуникативных препятствий и активизации адаптационного потенциала, минимизации проявлений аддикции.

Особенность программы в том, что группы имеют смешанный состав (в соотношении 1:2 - российские студенты/студенты граждане Туркменистана, Таджикистана, Киргизстана), где студенты, российские граждане, выступая в роли передатчиков (фа-силитаторов) информации, при личном контакте и наглядно объясняли, как выполнять задания. Кроме того, ведущий объясняет задания исключительно на русском языке, а наглядные инструкции по их выполнению отображаются на интерактивной доске. Это позволяет иностранным студентам преодолеть языковой барьер, привыкнуть к русской речи, снять страх перед новым языком и культурой, а наглядные пособия помогают постепенно изучать новые слова и понимать речь.

По результатам математико-статической обработки данных первичной и вторичной диагностики были выявлены значимые различия сравниваемых характеристик -таких, как агрессивность, благополучие и тревожность. На первом этапе исследования у большинства участников эксперимента были диагностированы: повышенная тревожность (53 %), проблемы с коммуникацией (38 %), проявление стресса (21 %). У 20% испытуемых были выявлены признаки агрессии.

Проанализировав диагностические данные иностранных студентов, прошедших курс из 12 занятий, мы выяснили, что показатели тревожности были снижены на 25 %, агрессивности - на 55 %, эмоциональное состояние и признаки проявления стрессов -на 40 %. Отметим, что в группах с русскими студентами налицо положительная динамика развития коммуникативной деятельности. Также у российских студентов отмечен рост уровня этнической толерантности на 40 %.

На основе полученных результатов мы можем заключить, что разработанная методика социально-психологической адаптации студентов-мигрантов может быть полезной для использования психологами вузов в работе по организации более успешного адаптационного процесса.

Библиографический список

1. Расставание с родиной: социально-психологическая проблема миграции // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34, № 5. - С. 3-15.

2. Бузыкина, Ю. С. К вопросу детерминации отношения к проявлениям экстремизма / Ю. С. Бузыкина, В. В. Константинов // Перспективы науки. - 2013. - № 4 (43). - С. 14-16.

3. Константинов, В. В. Социально-психологический анализ феномена расставания мигрантов с родиной / В. В. Константинов, Н. А. Ковалева. - Пенза, 2010. - С. 100.

4. Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2010. - 368 с.

5. Гуриева, С. Д. Предпосылки и условия возникновения межэтнических конфликтов / С. Д. Гуриева, Н. С. Хрусталева, В. В. Гриценко // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии : материалы V Междунар. науч. конф. СГУ. - 2016. - С. 147-156.

6. Овсяник, О. А. Социально-психологические особенности адаптации личности / О. А. Овсяник // СИСП. - 2012. - № 1.

7. Проскурякова, О. Л. Адаптация мигрантов как социальный процесс / О. Л. Проскурякова // Вестник ОГУ. - 2007. - № 4.

8. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани ; пер. с англ. В. Б. Ольшанского. -Ростов н/Д : Феникс, 1999. - 544 с.

Мурашкин Михаил Михайлович

аспирант,

Пензенский государственный университет

E-mail: mura58penza@mail.ru

удк 159.923(075.8)

Мурашкин, М. М.

Аддиктивное поведение как предиктор адаптации иностранных студентов к условиям обучения

в российском вузе / М. М. Мурашкин // Вестник Пензенского государственного университета. - 2017. -

№ 2 (17). - С. 9-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.