Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЦИФРОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДО И В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЦИФРОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДО И В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация образования / цифровые технологии / отношение к цифровым образовательным технологиям / пандемия COVID-19 / студенты / digital technologies / digitalization of education / attitude to digital educational technologies / COVID-19 pandemic / university students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычкова Полина Александровна

Пандемия COVID-19 ускорила неизбежные процессы цифровизации образования, на практике показала «плюсы» и «минусы» использования цифровых образовательных технологий, заострила многие вопросы, связанные с внедрением цифровых технологий в процесс обучения. В связи с этим многочисленные отечественные и зарубежные исследования последних трех лет посвящены различным психологическим аспектам проблемы цифровизации образования, в том числе восприятию и субъективному отношению к цифровым технологиям участников образовательного процесса. Одним из актуальных направлений подобных исследований является анализ изменения отношения к цифровым образовательным технологиям до и после начала пандемии по мере перехода к дистанционным формам обучения, который позволяет определить факторы, затрудняющие или способствующие оптимальной цифровизации учебного процесса. В статье представлен обзор российских и зарубежных исследований отношения студентов к цифровым образовательным технологиям, проведенных до и после начала пандемии. Цель — выявление и сравнение тенденций изменения отношения к использованию цифровых технологий в образовании студентов из разных стран и на разных этапах пандемии COVID-19. В результате установлено, что отношение студентов к использованию цифровых технологий в образовании до начала пандемии значительно отличалось в разных странах, что, скорее всего, связано с различным уровнем цифровизации высшего образования и технологического оснащения университетов в этот период. Показаны существенные изменения отношения к цифровым образовательным технологиям в самом начале пандемии и их относительная стабилизация в дальнейшем у российских студентов. Выявлено, что преимущества и недостатки цифровых образовательных технологий, перечисленные российскими студентами и студентами из других стран, в целом совпадают. Научная новизна теоретического исследования заключается в том, что полученные результаты сфокусированы на выявлении тенденций изменения отношения к использованию цифровых технологий в образовании в период пандемии и по мере перехода к дистанционным формам обучения студентов вузов из разных стран, в том числе из России. Полученные данные могут быть использованы при разработке практических рекомендаций для психологов и преподавателей вузов с целью повышения эффективности применения цифровых технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бычкова Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND INTERNATIONAL STUDIES ON STUDENTS' ATTITUDES TO DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES BEFORE AND DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The COVID-19 pandemic has accelerated the inevitable processes of digitalization of education, in practice has shown the "pros" and "cons" of using digital educational technologies, and has sharpened many issues related to the introduction of digital technologies in the educational process. In this regard, numerous Russian and international studies of the last three years have been devoted to various psychological aspects of the problem of digitalization of education, including the perception and attitude towards digital technologies among participants in the educational process. One of the relevant areas of such research is the analysis of the change in attitudes towards digital educational technologies before and after the start of the pandemic as the transition to distance learning forms, which allows us to identify factors that hinder or contribute to the optimal digitalization of the educational process. The article provides a brief overview of Russian and international research on students' attitudes towards digital educational technologies, conducted before and after the start of the pandemic. The purpose of the review is to identify and compare trends in changing attitudes towards the use of digital technologies in education among university students from different countries and at different stages of the COVID-19 pandemic. As a result, it was found that the attitudes of students to the use of digital technologies in education before the start of the pandemic differed significantly in different countries, which is most likely due to the different level of digitalization of higher education and the technological equipment of universities during this period. Significant changes in attitudes towards digital educational technologies at the very beginning of the pandemic and their relative stabilization in the future among Russian students are shown. It was revealed that the advantages and disadvantages of digital educational technologies, listed by Russian students and students from other countries, generally coincide. The scientific novelty of the theoretical study lies in the fact that the results obtained are focused on identifying trends in changing attitudes towards the use of digital technologies in education during the pandemic and as university students from different countries, including Russia, move to distance learning. The obtained data can be used in the development of practical recommendations for psychologists and university teachers to improve the efficiency of digital technologies in the educational process.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЦИФРОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДО И В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

184

2023. Т. 33, вып. 2

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.922.8:378.018.43(045) П.А. Бычкова

РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЦИФРОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДО И В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Пандемия COVTD-19 ускорила неизбежные процессы цифровизации образования, на практике показала «плюсы» и «минусы» использования цифровых образовательных технологий, заострила многие вопросы, связанные с внедрением цифровых технологий в процесс обучения. В связи с этим многочисленные отечественные и зарубежные исследования последних трех лет посвящены различным психологическим аспектам проблемы цифровизации образования, в том числе восприятию и субъективному отношению к цифровым технологиям участников образовательного процесса. Одним из актуальных направлений подобных исследований является анализ изменения отношения к цифровым образовательным технологиям до и после начала пандемии по мере перехода к дистанционным формам обучения, который позволяет определить факторы, затрудняющие или способствующие оптимальной цифровизации учебного процесса. В статье представлен обзор российских и зарубежных исследований отношения студентов к цифровым образовательным технологиям, проведенных до и после начала пандемии. Цель — выявление и сравнение тенденций изменения отношения к использованию цифровых технологий в образовании студентов из разных стран и на разных этапах пандемии COVID-19. В результате установлено, что отношение студентов к использованию цифровых технологий в образовании до начала пандемии значительно отличалось в разных странах, что, скорее всего, связано с различным уровнем цифровизации высшего образования и технологического оснащения университетов в этот период. Показаны существенные изменения отношения к цифровым образовательным технологиям в самом начале пандемии и их относительная стабилизация в дальнейшем у российских студентов. Выявлено, что преимущества и недостатки цифровых образовательных технологий, перечисленные российскими студентами и студентами из других стран, в целом совпадают.

Научная новизна теоретического исследования заключается в том, что полученные результаты сфокусированы на выявлении тенденций изменения отношения к использованию цифровых технологий в образовании в период пандемии и по мере перехода к дистанционным формам обучения студентов вузов из разных стран, в том числе из России. Полученные данные могут быть использованы при разработке практических рекомендаций для психологов и преподавателей вузов с целью повышения эффективности применения цифровых технологий в учебном процессе.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые технологии, отношение к цифровым образовательным технологиям, пандемия COVID-19, студенты.

DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-2-184-192

Введение

В начале XXI в. компьютер, мобильная связь, Интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью жизни и профессиональной деятельности человека. В наши дни мир кардинально изменился под воздействием широкого распространения «цифровых технологий», которые являются необходимыми средствами общения, без которых невозможно представить функционирование современного общества [14]. Одним из преимуществ цифровых технологий является возможность сжатия больших объемов данных, чтобы их можно было легко хранить и передавать за минимальное время. Эти технологии открывают множество возможностей во всех сферах жизни и, конечно, в образовании. Образование является одним из последних крупных секторов общественной жизни, который в настоящее время в результате цифровой революции вступает в период радикального преобразования [5].

Актуальность. Особенностью последних трех лет является то, что в условиях стремительного распространения пандемии €СУГО-19 произошел резкий переход всего мирового сообщества, в том числе и сферы образования, в цифровое пространство. При этом цифровизация образования стала одним из самых дискуссионных вопросов, обсуждаемым не только в научном, но и в широком общественном дискурсе. На наш взгляд, многие трудности, связанные с цифровой трансформацией образования, ставшие более очевидными в период пандемии, связаны не только с объективными проблемами, например, техническими неполадками, но и с психологическими особенностями всех участников образовательного процесса и с их субъективным отношением к цифровым образовательным тех-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

нологиям [26; 27; 29]. Неслучайно, что среди многочисленных отечественных и зарубежных статей по различным аспектам цифровизации образования, опубликованных в последние годы [22], значительная часть посвящена анализу восприятия и отношения учащихся и педагогов к цифровым технологиям и их внедрению в обучение и преподавание [1; 8; 21; 32; 33].

Научная новизна теоретического исследования заключается в том, что полученные результаты сфокусированы на выявлении тенденций изменения отношения к использованию цифровых технологий в образовании в период пандемии и по мере перехода к дистанционным формам обучения студентов вузов из разных стран, в том числе из России. Теоретическая значимость проведенного анализа определяется выявлением факторов, которые могут опосредовать различное отношение к цифровым образовательным технологиям у студентов и, следовательно, препятствовать или способствовать оптимальной цифровизации учебного процесса в высшей школе. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных при разработке практических рекомендаций для психологов и преподавателей вузов с целью повышения эффективности применения цифровых технологий в образовательном процессе.

Таким образом, основной целью настоящего обзорного исследования является выявление и сравнение восприятия и отношения к цифровым образовательным технологиям среди российских и зарубежных студентов до начала пандемии и на разных ее этапах, а также анализ социально-демографических, педагогических и психологических факторов, опосредующих эти процессы.

Теоретические основы

В настоящее время не существует единого и общепринятого определения понятия «цифровые образовательные технологии» (далее - ЦОТ). В данной статье мы будем использовать термин ЦОТ в самом широком смысле, который включает и цифровые (электронные) учебные материалы (электронные учебники, презентации, задания и др.), и цифровые образовательные ресурсы (электронные базы данных, библиотеки, поисковые ресурсы и т. п.), и цифровые образовательные системы (LMS, ТУИС и т. п.), и цифровые платформы, используемые для обучения (ZOOM, MS Teams, и др.), и цифровую (виртуальную) образовательную среду. То есть все элементы системы образования, которые так или иначе используют не «традиционные», а цифровые средства, методы, системы [12; 28; 29].

Под «отношением» к ЦОТ мы будем иметь в виду совокупность субъективно-оценочных отношений, которые определяют характер переживаний, особенности восприятия, характер поведенческих реакций студентов при взаимодействии с цифровыми технологиями в образовательных целях. Такое понимание категории «отношение» в отечественной психологии разрабатывалось в теории отношений личности В.Н. Мясищева [6]. В.Н. Мясищев выделяет эмоциональную, оценочную и кона-тивную стороны (виды) отношения [7].

В зарубежных исследованиях термину «отношение» чаще всего соответствует термин «атти-тюд», т. е. социальная установка, включающая эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты [18, с. 88, 1109]. При отборе англоязычных источников для обзора мы учитывали статьи по проблемам ЦОТ, в которых использовались термины "attitude", "perception", "opinion", "representation", "acceptance", "review".

Исследования отношения к цифровым образовательным технологиям до начала пандемии COVID-19

Еще до начала пандемии COVID-19 во всем мире проводилось множество исследований, посвященных использованию цифровых технологий в образовании и затрагивающих различные аспекты отношения студентов к ЦОТ [3; 4; 9; 13; 17; 19; 20; 23-27; 29-31; 34].

В ряде исследований, проведенных в разных странах, отмечается, что студенты до пандемии использовали ограниченное количество ЦОТ в процессе обучения [17; 20; 34]. Так, M. Andrew с соавторами изучали отношение арабских студентов к цифровым технологиям и их предпочтения инструментов и устройств для обучения в двух англоязычных университетах Объединенных Арабских Эмиратов [17]. Результаты исследования показали, что студентам нравится учиться использовать новые технологии. Студенты верят, что технологии улучшают обучение и готовят их к будущей работе. Но в то же время книги и «бумажные» источники оказались наиболее предпочтительными ресурсами для обучения, за ними следовали ноутбуки, в то время как планшеты и смартфоны были гораздо менее предпочтительными для решения конкретных образовательных задач. Данные также показали, что ре-

2023. Т. 33, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

спонденты предпочитают обучение с помощью комбинации традиционных ресурсов (книг, бумажных источников) и цифровых технологических инструментов (ноутбуков, планшетов) [17].

H. Santos с группой авторов проводили анализ взглядов португальских студентов на использование коммуникационных технологий (КТ) для общения с преподавателями [34]. Исследование показало, что наиболее часто используемыми студентами КТ являются электронная почта, за которой следуют технологии публикации и обмена для общения с преподавателями посредством платформы Moodle LMS. Эти КТ студенты считают полезными и простыми в использовании, они удовлетворяют их и соответствуют ожидаемым характеристикам. При этом видеоконференцсвязь и голосовые системы, а также социальные сети редко используются или совсем не используются для общения с преподавателями [34].

В некоторых исследованиях сравнивалось отношение к цифровизации образования у студентов и преподавателей. Так, M. Bond с группой авторов изучали цифровую трансформацию в немецком высшем образовании, а также восприятие и использование студентами и преподавателями цифровых медиа [20]. Результаты показали, что и преподаватели, и студенты использовали ограниченное количество цифровых технологий, наиболее полезным инструментом и те и другие считали систему управления обучением LMS (Stud.IP). Кроме того, студенты оценивали как очень полезные такие инструменты, как обмен мгновенными сообщениями, облачное хранилище и записи лекций, а преподаватели были склонны оценивать их как совершенно бесполезные. При этом около трети студентов хотели иметь больше онлайн-возможностей для прохождения курсов и больше онлайн-курсов в качестве замены очных курсов [20].

Некоторые исследования были посвящены выявлению социально-демографических и педагогических факторов, связанных с отношением студентов к ЦОТ [25; 31]. Исследование R. Peytcheva-Forsyth с соавторами было направлено на изучение факторов, связанных с отношением студентов бакалавриата различных факультетов Софийского Университета Болгарии к онлайн-обучению [31]. Прежде всего, исследование выявило положительное отношение студентов к дистанционному он-лайн-обучению. Большинство студентов не только используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей повседневной жизни, но также хотели бы активно использовать ИКТ в своем образовании. При этом девушки чаще, чем юноши, предпочитают получать поддержку учителя в онлайн-обучении; более молодые студенты, как правило, более активно используют ИКТ в своем обучении, чем студенты старшего возраста; работающие студенты больше нуждаются в дистанционном обучении, и оно в большей степени отвечало бы их потребностям, чем потребностям «безработных» студентов. Но корреляции между формой обучения (очное и заочное) и отношением студентов к дистанционному обучению не обнаружено [31], что противоречит результатам исследования F.D. Guillen-Gamez на выборке испанских студентов [25].

F.D. Guillen-Gamez с соавторами исследовали отношение студентов-педагогов двух Мадридских университетов к ИКТ в зависимости от пола и формы обучения (очной или дистанционной) [25]. Авторами было выявлено общее положительное отношение к ИКТ у студентов-педагогов дошкольного и начального образования. При этом студенты-«заочники» менее благосклонно относятся к ИКТ по сравнению с очными студентами. Юноши более позитивно относятся к ИКТ, чем девушки, в эмоциональном аспекте и в целом. Авторы отмечают, что воспринимаемая полезность ИКТ имеет основополагающее значение для развития благоприятного отношения к ИКТ как у мужчин, так и у женщин [25].

Положительное отношение к ЦОТ у студентов педагогического направления обучения, будущих педагогов, также отмечалось в исследовании F. Ozdamli, направленном на изучение отношения и мнений о цифровых технологиях студентов, обучающихся на факультете специального образования Ближневосточного университета Кипра (NEU), которые в будущем станут учителями специального (коррекционного) образования [30]. Было выявлено, что будущие учителя положительно относятся к использованию технологий в образовании. При этом положительные стороны использования ЦОТ они видят в привлечении интереса и повышении мотивации обучающихся, а также в более полном раскрытии тем, а негативные стороны - в привыкании, злоупотреблении использованием технологий, в отказе от социализации и отвлечении внимания учащихся [30].

D.G. Duncan и C.C. Barczyk изучали влияние Facebook на обучение в высшем образовании на примере двух университетов США (в Калифорнии и Индиане) [23]. Результаты исследования показывают, что студенты, участвовавшие в курсах с поддержкой Facebook, считают Facebook удобным и ориентированным на качество обучения дополнением к их традиционным курсам, испытывают ощу-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

щение связанности со своими однокурсниками и большее вовлечение в диалог, связанный с обучением, по сравнению со студентами курсов без поддержки Facebook [23]. Похожие результаты были получены американскими исследователями J.A. Gray и M. DiLoreto, которые выявили, что восприятие и удовлетворенность студентов дистанционным образованием напрямую связаны со структурой курса, присутствием инструктора, вовлеченностью и взаимодействием учащихся [24].

K.K. Bhagat с соавторами изучали влияние личностных черт на восприятие учащимися онлайн-обучения [19]. В общей сложности в онлайн-опросе приняли участие 208 студентов из Тайваня. Результаты показали, что две личностные черты - добросовестность и интеллект/воображение - оказали наибольшее положительное влияние, тогда как нейротизм - значительное негативное влияние на восприятие учащимися онлайн-обучения [19].

Можно отметить немногочисленность исследований подобного рода в России до пандемии коро-навируса. Так, исследование социологов из Уральского государственного экономического университета, проведенное в 2019 году, было посвящено изучению восприятия бренда вуза и цифровизации образования современными студентами [13]. В онлайн-опросе приняли участие 400 студентов бакалавриата и магистратуры ведущих вузов России. Согласно результатам опроса, больше половины студентов согласны, что развитие цифровых технологий в университете повышает удобство (84 %) и качество образования (79 %), конкурентные преимущества вуза (73 %), способствует продвижению вуза в международном пространстве (60 %) и влияет на бренд вуза (54 %). Основными преимуществами от использования ЦОТ студенты считают возможность слушать лекции ведущих ученых из других вузов и стран (59 %), экономию времени (55 %) и возможность обучаться в любой точке мира (51 %). При этом значимость дистанционного и онлайн-обучения для студентов достаточно низкая: только около половины респондентов отметили необходимость наличия в университете дистанционного обучения и онлайн-курсов, только треть опрошенных открыты для смешанного обучения. Авторами опроса был сделан вывод, что студенты не готовы полностью отказываться от общения с преподавателем в аудитории [13].

Е.П. Белинская и Н.В. Федорова [3] изучали личностные факторы (личностные черты по методике Большой пятерки и стили идентичности личности по модели М. Берзонски), влияющие на оценку эффективности дистанционного образования. Опрос проводился среди слушателей дистанционных курсов, представителей разных профессий, имеющих высшее образование или получающих его в момент исследования. По данным опроса, нейротизм отрицательно связан с вовлеченностью в процесс обучения, что соответствует данным исследования K.K. Bhagat с соавторами [19]. Экстраверсия и доброжелательность положительно связаны с удовлетворенностью дистанционными курсами. Шкала приверженности значимо коррелирует с вовлеченностью, удовлетворенностью, результативностью и представлением о влиянии получаемых знаний на будущее. Открытость новому опыту и информационный стиль идентичности положительно связаны с представлением студентов о влиянии пройденного курса на будущее; диффузный стиль идентичности, наоборот, связан отрицательно [3].

Также нужно упомянуть цикл исследований факторов цифровой компетентности и восприятия цифровых технологий, проведенных под руководством Г.В. Солдатовой и Т.А. Нестика, хотя в них участвовали не только студенты вузов [9; 15; 16]. Так, ряд исследований Т.А. Нестика с соавторами касались проблемы социально-психологической детерминации отношения личности к новым технологиям в целом [9]. По результатам опроса студентов московских вузов, социальные представления о будущем технологий амбивалентны: с одной стороны, студенты считают, что технологическое развитие неизбежно, с другой стороны, они связывают с ним не только комфорт, но и социальную деградацию. При этом больше половины (51 %) ответов о будущем интернет-технологий составляют негативные суждения, и только четверть (24 %) - позитивные. Кроме того, ключевым фактором принятия новых технологий является вовлеченность личности в коммуникацию с другими пользователями [9], что соответствует выводам, полученным в зарубежных исследованиях отношения студентов к ЦОТ [23; 24].

Таким образом, можно сказать, что отношение к использованию цифровых технологий в образовании до начала пандемии значительно различалось в разных странах и университетах, что, скорее всего, связано как с различием доступности технологических ресурсов, так и с социально-демографическими, педагогическими, психологическими и другими факторами.

Исследования отношения к цифровым образовательным технологиям после перехода к дистантным формам обучения в период пандемии COVID-19

Пандемия COVID-19 привела к резкому вынужденному переходу на дистанционный формат обучения в 2020 году и ускорила дальнейшее внедрение цифровых технологий в образование. У всех

2023. Т. 33, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

участников образовательного процесса появилась возможность на практике проверить эффективность использования ЦОТ и непосредственно ощутить их преимущества и недостатки. Огромное количество российских и зарубежных исследований 2020-2022 годов посвящено анализу процессов, происходящих в настоящее время в образовании, и проблем, связанных с переходом к дистанционным и смешанным форматам обучения [1; 2; 5; 8; 10; 12; 21; 22; 28; 32; 33; 35].

Многие исследования касались разных аспектов использования ЦОТ студентами в период пандемии, таких как принятие студентами дистантных форм обучения; отношение, ожидания, взгляды студентов на переход к онлайн-обучению; влияние пандемии на процесс обучения и др. [1; 21; 32; 33]. Например, М. Rizun и А. Strzelecki исследовали принятие польскими студентами технологий дистанционного обучения в период СОУГО-19 [33]. В ходе исследования была протестирована и использована адаптированная общая расширенная модель принятия технологий для электронного обучения (GETAMEL) в контексте пандемии коронавируса. Результаты показали, что у студентов средний уровень ощущения повышения эффективности и продуктивности при дистанционном обучении. Студенты считают, что ИТ-инструменты дистанционного обучения интуитивно понятны, и им комфортно пользоваться компьютерами и Интернетом, и они планируют часто использовать дистанционное обучение в течение семестра. Однако, несмотря на положительные отзывы о дистанционном обучении, студенты хотели бы вернуться к традиционному обучению [33].

М.-С. Я^и и группа авторов провели опрос студентов о влиянии пандемии СОУГО-19 на качество учебного процесса в одном из румынских университетов [32]. Результаты исследования показали, что большинство студентов были удовлетворены мерами, принятыми университетом в период изоляции, и тем, как проходил процесс преподавания. Однако сообщалось о некоторых негативных аспектах, таких как отсутствие адекватной инфраструктуры для некоторых студентов, менее эффективное общение и взаимодействие между студентом и преподавателем, невозможность выполнения практических заданий, отсутствие социализации, отсутствие мотивации к обучению, менее объективные экзамены (списывание), возможность ухудшения физического и психического здоровья (слишком много времени перед экранами, малоподвижный образ жизни) [32].

К. Chaturvedi с соавторами исследовали влияние СОУГО-19 на образование, социальную жизнь и психическое здоровье обучающихся разных возрастных групп из различных учебных заведений в Дели, Индия [21]. Было выявлено, что больше трети испытуемых отрицательно отреагировали на он-лайн-занятия, треть имела средний уровень удовлетворенности, и чуть меньше трети испытуемых оставили положительный отзыв. Уровень удовлетворенности значительно различается в зависимости от возрастных групп. Около половины испытуемых в возрастной группе 18-22 года отрицательно отзывались об онлайн-классах, а в возрастной группе 7-17 лет - только около трети испытуемых, хотя они уделяли больше времени онлайн-урокам. Более половины опрошенных в возрастной группе 717 лет использовали смартфоны, в то время как большинство учащихся в возрастной группе 18-22 года и 23-59 лет использовали ноутбук или настольный компьютер для учебы [21].

Центром стратегии развития образования МГУ им. М.В. Ломоносова (ЦСРО) совместно с кафедрой социологии РУДН в мае-июне 2020 года было проведено социологическое исследование «Мнение студентов вузов России о вынужденном дистанционном обучении», которое охватило 31423 студента вузов во всех субъектах РФ [1]. По данным исследования, основными трудностями, с которыми столкнулись студенты при переходе на дистант, были технические проблемы и отсутствие необходимой гарнитуры, недостатки организации обучения, проблемы с самоорганизацией и мотивацией. Среди положительных сторон респонденты назвали экономию времени на дорогу, комфортность работы в домашних условиях, среди отрицательных - отсутствие студенческой жизни, личного общения и непосредственного контакта с преподавателями. Больше половины студентов не готовы рассматривать полный перевод обучения в онлайн-формат после окончания пандемии [1].

Итак, можно отметить, что преимущества и недостатки использования ЦОТ, перечисленные российскими студентами и студентами из других стран в период пандемии, в целом совпадают [1; 12; 32].

Динамика отношения студентов к цифровым образовательным технологиям в процессе пандемии СОУ1Б-19

С начала пандемии прошло уже более трех лет, поэтому появились исследования, в которых сравнивается отношение к использованию ЦОТ на разных этапах ее течения и введения ограничительных мер [2; 12; 28; 35].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Например, G. У^оуа с коллегами в течение весенне-летнего семестра 2020 года провели лон-гитюдное исследование принятия студентами обучения с использованием ЦОТ в период пандемии СОУГО-19 [35]. В общей сложности было получено 875 ответов от студентов из четырех университетов Германии, обучающихся по двум направлениям: информационные системы и музыка и искусство. Исследование выявило ожидаемые существенные различия в отношении к обучению, полностью опосредованному цифровыми технологиями, в зависимости от изучаемых дисциплин: студенты, изучающие музыку и искусство, более негативно относятся к обучению с использованием ЦОТ, чем студенты, изучающие информационные системы. Отношение студентов, изучающих музыку и искусство, к полностью «цифровому» обучению изменилось в течение семестра в худшую сторону, особенно снизилось в последний месяц [35].

И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили и др. представили результаты исследования, в котором была выполнена сравнительная оценка студентами деятельности российских вузов в период пандемии [2]. Опрос проводился в два этапа: в период экстренного перехода на дистант в июне 2020 года и после планового перехода в удаленный формат в феврале 2021 года. Результаты исследования показали, что на втором этапе повысился процент респондентов, положительно оценивающих дистанционный формат обучения (с 30,2 % до 48,5 %). При этом отрицательно оценили такой формат работы 19,9 % студентов в весеннем семестре, и только 9,4 % студентов - в осеннем семестре. Авторы делают вывод о том, что опыт работы в условиях пандемии позволил поменять мнение студентов от резко негативного восприятия дистанта до более взвешенного понимания и принятия его положительных сторон для образовательного процесса [2].

И.А. Новикова, П.А. Бычкова и др. провели цикл исследований отношения студентов к ЦОТ, который был начат до и продолжен после начала пандемии СОУГО-19 с использованием одного и того же диагностического инструментария [4; 12; 28; 29]. Сбор данных проводился в три этапа: 1) до начала пандемии (февраль - начало марта 2020 г.) среди студентов РУДН, РНИМУ им. Н.И. Пирого-ва и НИТУ МИСиС; 2) через 2-2,5 месяца после перехода на дистант (конец мая - начало июня 2020 г.) в тех же университетах, среди студентов тех же направлений обучения; 3) через 7 месяцев дистанционного обучения (январь 2021 г.) среди студентов-психологов РУДН [4; 12; 28; 29].

На первом этапе исследования было выявлено, что студенты-медики имеют более негативное отношение к ЦОТ, чем студенты других направлений обучения. При этом студенты-психологи имеют самый низкий уровень цифровой компетентности [11]. Кроме того, успеваемость студентов положительно коррелирует с вовлеченностью в цифровое пространство [26]. Отношение студентов к ЦОТ положительно связано с внутренней академической мотивацией [26], а также с экстраверсией и открытостью опыту (личностные черты из Пятифакторной модели) [27]. При этом существует специфика этих отношений в группах студентов разных направлений обучения [4; 26; 27; 29].

На втором этапе была выявлена динамика отношения студентов к ЦОТ под влиянием резкого вынужденного перехода на дистант после начала пандемии [12]. Исследование показало, что у студентов всех трех направлений обучения, как ожидалось, повысилась вовлеченность в использование ЦОТ и в цифровое пространство в целом (данные тенденции наиболее выражены у студентов-медиков), но показатели цифровой компетентности практически не изменились. Большинство опрошенных студентов как до, так и после начала пандемии считали, что цифровые технологии положительно влияют на процесс обучения. Среди «плюсов» использования ЦОТ респонденты называют удобство и комфорт, доступность учебных материалов, экономию времени; среди «минусов» - технические неполадки, кроме того, студенты-медики также подчеркивают вред для здоровья, студенты-психологи - проблемы с самодисциплиной, а студенты естественно-научного направления - неотла-женность системы дистантного обучения. В целом, все опрошенные студенты видят у ЦОТ больше недостатков, чем преимуществ перед традиционным очным обучением [12].

В то же время статистически значимых различий между показателями отношения студентов к ЦОТ на втором и третьем этапах выявлено не было, хотя можно отметить некоторую динамику в ответах на отдельные вопросы [10; 28], что соответствует результатам, полученным И.А. Алешков-ским, А.Т. Гаспаришвили и др. [2].

Заключение

В настоящее время информационные системы вошли во все сферы жизни человека. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей, в том числе в образовании.

190_П.А. Бычкова_

2023. Т. 33, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Отношение студентов к использованию цифровых технологий в образовании до начала пандемии значительно различалось в разных странах и университетах, что, скорее всего, связано как с различным уровнем цифровизации высшего образования в тот период, так и с социально-демографическими, педагогическими, психологическими и другими особенностями исследованных выборок.

Пандемия СОУГО-19 привела к резкому вынужденному переходу на дистанционный формат обучения в 2020 году и ускорила дальнейшее внедрение цифровых технологий в образование. У всех участников образовательного процесса появилась возможность на практике проверить эффективность использования ЦОТ и непосредственно ощутить их преимущества и недостатки. В большинстве зарубежных и российских исследований, проведенных в самом начале вынужденного перехода на дистант, показано, что к достоинствам ЦОТ студенты чаще всего относят экономию времени, комфорт, а к недостаткам - технические проблемы, трудности с мотивацией и самоорганизацией, отсутствие контакта с преподавателями и «живого» общения. При этом большинство студентов были не готовы к полному переходу на дистант после окончания пандемии.

Немногочисленные исследования динамики отношения к ЦОТ на разных этапах пандемии показывают достаточно существенные изменения отношения к дистанционным формам обучения на первых этапах пандемии в положительную сторону, рациональное принятие возможностей цифрови-зации образования. Однако, как и до начала пандемии, отношение к ЦОТ варьируется в зависимости от направления обучения студентов. При этом преимущества и недостатки ЦОТ, перечисленные российскими студентами и студентами из других стран, в целом совпадают и остаются относительно стабильными.

Таким образом, с практической точки зрения, важно использовать опыт экстренной цифровиза-ции высшего образования, полученный во время пандемии, и результаты проведенных в этот период исследований отношения студентов к ЦОТ. Основные линии дальнейших разработок этой проблематики могут заключаться в следующем:

- подробный анализ проблем, связанных с переходом на дистанционные формы обучения, с целью разработки практических рекомендаций для руководителей, преподавателей и психологов вузов для повышения эффективности применения ЦОТ в учебном процессе в настоящее время;

- совершенствование методов диагностики отношения студентов к ЦОТ с учетом все большего распространения различных вариантов смешанного формата обучения;

- продолжение исследований связи социально-демографических (пол, возраст и др.), педагогических (уровень, форма, направление обучения и др.) и психологических (академическая мотивация, саморегуляция, личностные черты, статус идентичности личности и др.) факторов с отношением студентов к ЦОТ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100. аог 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100.

2. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты России об обучении в период пандемии Covid-19: ресурсы, возможности и оценка учебы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2. С. 211-224. doi: 10.22363/2313-2272-2021-21 -2-211 -224.

3. Белинская Е.П., Федорова Н.В. Личностные факторы оценки эффективности дистанционного образования // Образование личности, 2020. № 1-2. С. 44-53.

4. Бычкова П.А. Психологические особенности студентов и их отношение к цифровым образовательным технологиям: ВКР магистра: 37.04.01. - Психология / [Место защиты: РУДН]. Москва, 2020. 105 с.

5. Горбунова Т.Н., Леонтьев А.Н. Исследование процессов перехода к и-1еагт^ в сфере образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 75-78. doi: 10.26140^3-2021-1001-0017.

6. Краткий психологический словарь / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2-ое изд., расш., испр. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.

7. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.

8. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 611-621. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

9. Нестик Т.А., Патраков Э.В., Самекин А.С. Психология отношения человека к новым технологиям: состояние и перспективы исследований // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 2041-2050.

10. Новикова И.А., Бычкова П.А. Изменение отношения к цифровым образовательным технологиям у студентов в процессе пандемии COVID-19 // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12-13 мая 2021 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 411-414.

11. Новикова И.А., Бычкова П.А. Отношение к цифровым образовательным технологиям у студентов разных направлений обучения // Личность в современном мире: образование, развитие, самореализация: материалы Международной научно-практической онлайн-конференции / под ред. С.И. Кудинова, О.Б. Михайловой. М.: РУДН, 2020. С. 469-476.

12. Новикова И.А., Бычкова П.А., Новиков А.Л. Отношение студентов к цифровым образовательным технологиям до и после начала пандемии COVID-19 // Ценности и смыслы. 2021. № 2. С. 23-44. doi: 10.24412/20716427-2021-2-23-44.

13. Попова О.И. Цифровизация образования и бренд вуза: отношение студентов к процессам // Вопросы управления. 2019. № 3 (39). С. 245-250. doi: 10.22394/2304-3369-2019-3-245-250.

14. Пошехонова В.А. Образовательная гуманитарная технология цифрового поколения // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. С 13-20.

15. Солдатова Г.У., Нестик Т.А. Технофилы и технофобы // Дети в информационном обществе. 2016. № 25. С. 20-29.

16. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 47-56. doi: 10.11621/npj.2018.0305.

17. Andrew M., Taylorson J., Langille D.J., Grange A., Williams N. Student attitudes towards technology and their preferences for learning tools/devices at two universities in the UAE // Journal of Information Technology Education: Research. 2018. Vol. 17. Pp. 309-344. doi: 10.28945/4111.

18. APA dictionary of psychology / Ed. by G.R. VandenBos. 2nd ed. American Psychological Association: Washington, 2015. 1204 p. doi: 10.1037/14646-000.

19. Bhagat K.K., Wu L.Y., Chang C.-Y. The impact of personality on students' perceptions towards online learning // Australasian Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 35. No 4. Pp. 98-108. doi: 10.14742/ajet.4162.

20. Bond M., Marin V.I., Dolch C., Bedenlier S., Zawacki-Richter O. Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. P. 48. doi: 10.1186/s41239-018-0130-1.

21. Chaturvedi K., Vishwakarma D.K., Singh N. COVID-19 and its impact on education, social life and mental health of students: a survey // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 121. Article 105866. doi: 10.1016/ j.childyouth.2020.105866.

22. Corell-Almuzara A., Lopez-Belmonte J., Marin-Marin J.-A., Moreno-Guerrero A.-J. COVID-19 in the field of education: state of the art // Sustainability. 2021. Vol. 13. No 10. P. 5452. doi: 10.3390/su13105452.

23. Duncan D.G., Barczyk C.C. Facebook's effect on learning in higher education: an empirical investigation // Information Systems Education Journal. 2016. Vol. 14. No 3. Pp. 14-28.

24. Gray J.A., DiLoreto M. The effects of student engagement, student satisfaction, and perceived learning in online learning environments // International Journal of Educational Leadership Preparation. 2016. Vol. 11. No 1.

25. Guillen-Gamez F.D., Romero Martinez S.J., Ordonez Camacho X.G. Diagnosis of the attitudes towards ICT of education students according to gender and educational modality // Apertura. 2020. Vol. 12. No 1. doi: 10.32870/ap.v12n1.1786.

26. Novikova I., Bychkova P. Attitudes towards digital educational technologies, academic motivation and academic achievements among Russian university students // Digital Transformation and Global Society. DTGS 2021. Communications in Computer and Information Science / ed. by D.A. Alexandrov, A.V. Boukhanovsky, A.V. Chugunov, Y. Kabanov, O. Koltsova, I. Musabirov, S. Pashakhin. Cham: Springer, 2022. Vol. 1503. Pp. 280-293. doi: 10.1007/978-3-030-93715-7_20.

27. Novikova I., Bychkova P., Zamaldinova G.N. Personality traits and attitude towards digital educational technologies in Russian university students // INTED2021 Proceedings. 15th International Technology, Education and Development Conference (March 8-9, 2021 — Valencia, Spain). Valencia: IATED, 2021. Pp. 9999-10005. doi: 10.21125/inted.2021.2087.

28. Novikova I.A., Bychkova P.A., Novikov A.L. Attitudes towards Digital Educational Technologies among Russian University Students before and during the COVID-19 Pandemic // Sustainability. 2022. Vol. 14. Iss. 10. P. 6203. doi: 10.3390/su14106203.

29. Novikova I.A., Bychkova P.A., Novikov A.L., Shlyakhta D.A. Personality traits and academic motivation as predictors of attitudes towards digital educational technologies among Russian university students // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2022. Vol. 19. No 4. Pp. 689-716. doi: 10.22363/2313-1683-2022-19-4-689-716.

30. Ozdamli F. Attitudes and opinions of special education candidate teachers regarding digital technology // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2017. Vol. 9. No 4. Pp. 191-200. doi: 10.18844/wjet.v9i4.2581.

2023. Т. 33, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Peytcheva-Forsyth R., Yovkova B., Aleksieva L. Factors affecting students' attitudes towards online learning - the case of Sofia University // AIP Conference Proceedings. 2018. Vol. 2048. No 1. Article e020025. doi: 10.1063/1.5082043.

32. Radu M.-C., Schnakovszky C., Herghelegiu E., Ciubotariu V.-A., Cristea I. The impact of the COVID-19 pandemic on the quality of educational process: a student survey // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No 21. P. 7770. doi: 10.3390/ijerph17217770.

33. Rizun M., Strzelecki A. Students' acceptance of the COVID-19 impact on shifting higher education to distance learning in Poland // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No 18. P. 6468. doi: 10.3390/ijerph17186468.

34. Santos H., Batista J., Marques R.P. Digital transformation in higher education: the use of communication technologies by students // Procedia Computer Science. 2019. Vol. 164. Pp. 123-130. doi: 10.1016/j.procs.2019.12.163.

35. Vladova G., Ullrich A., Bender B., Gronau N. Students' acceptance of technology-mediated teaching - how it was influenced during the COVID-19 pandemic in 2020: a study from Germany // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article 636086. doi: 10.3389/fpsyg.2021.636086.

Поступила в редакцию 18.02.2023

Бычкова Полина Александровна, магистр психологии, аспирант кафедры психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6 E-mail: bychkova.polina.97@mail.ru

P.A. Bychkova

RUSSIAN AND INTERNATIONAL STUDIES ON STUDENTS' ATTITUDES TO DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES BEFORE AND DURING THE COVID-19 PANDEMIC

DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-2-184-192

The COVID-19 pandemic has accelerated the inevitable processes of digitalization of education, in practice has shown the "pros" and "cons" of using digital educational technologies, and has sharpened many issues related to the introduction of digital technologies in the educational process. In this regard, numerous Russian and international studies of the last three years have been devoted to various psychological aspects of the problem of digitalization of education, including the perception and attitude towards digital technologies among participants in the educational process. One of the relevant areas of such research is the analysis of the change in attitudes towards digital educational technologies before and after the start of the pandemic as the transition to distance learning forms, which allows us to identify factors that hinder or contribute to the optimal digitalization of the educational process. The article provides a brief overview of Russian and international research on students' attitudes towards digital educational technologies, conducted before and after the start of the pandemic. The purpose of the review is to identify and compare trends in changing attitudes towards the use of digital technologies in education among university students from different countries and at different stages of the COVID-19 pandemic. As a result, it was found that the attitudes of students to the use of digital technologies in education before the start of the pandemic differed significantly in different countries, which is most likely due to the different level of digitalization of higher education and the technological equipment of universities during this period. Significant changes in attitudes towards digital educational technologies at the very beginning of the pandemic and their relative stabilization in the future among Russian students are shown. It was revealed that the advantages and disadvantages of digital educational technologies, listed by Russian students and students from other countries, generally coincide.

The scientific novelty of the theoretical study lies in the fact that the results obtained are focused on identifying trends in changing attitudes towards the use of digital technologies in education during the pandemic and as university students from different countries, including Russia, move to distance learning. The obtained data can be used in the development of practical recommendations for psychologists and university teachers to improve the efficiency of digital technologies in the educational process.

Keywords: digital technologies, digitalization of education, attitude to digital educational technologies, COVID-19 pandemic, university students.

Received 18.02.2023

Bychkova P.A., MA (Psychology), postgraduate student at Psychology and Pedagogics Department Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba Miklukho-Maklaya st., 6, Moscow, Russia, 117198 E-mail: bychkova.polina.97@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.