1E H1 f £ Jo J .1 im 1
» fi-ffT
^егионалмстика
Ч—J hBfr I vfe^v»;'
' J.
■Ж
DOI: 10.14530/reg.2015.4
ДЕМИНА Ольга Валерьевна
Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042
DYOMINA Olga
Valeryevna
Ph.D. in economics, senior researcher
Economic Research Institute FEB RAS, 153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042
W&ZГ : I
УДК 338.49 + 339
m
■
^Wm -
Энергоресурсы, Восток России, АТР
Ж
,ВРч
РОССИИСКИЕ ЭНЕРГОРЕСУРСЫ НА РЫНКАХ СТРАН АТР: РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
На Дальнем Востоке реализуется стратегия создания транзитной инфраструктуры для масштабного выхода российских энергоресурсов на рынки страны АТР. В данных условиях подчинённый характер инфраструктуры отходит на второй план, и приоритетным становится её развитие как источника экономического роста. В статье проанализированы текущие объёмы экспорта энергоресурсов и мощность соответствующей транспортной инфраструктуры.
экспорт, инфраструктура, Дальний
RUSSIAN ENERGY RESOURCES TO THE MARKETS OF THE ASIA-PACIFIC REGION: THE DEVELOPMENT OF EXPORT INFRASTRUCTURE
The strategy for creating transit infrastructure that is needed for a large-scale release of Russian energy resources to the markets of Asia-Pacific countries is implemented in the Russian Far East. Subordinate nature of infrastructure takes a back seat in these conditions, and its development as a source of economic growth becomes a priority. The current export volumes of energy resources and the capacity of the relevant transport infrastructure are analyzed in the article.
Energy resources, export, infrastructure, Russian Far East, Asia-Pacific region
Статья подготовлена в рамках гранта ДВО РАН № 15-И-8-001 «Определение оптимальной траектории развития
„ _ топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока: снятие
© Дёмина О В 2015 ^ -
^ к-. , ^ инфраструктурных ограничений».
»«у
> Мл
кегионапмстика
_
DOI: 10.14530/reg.2015.4
• > '
\ е.. |).К 1. %
Введение
Уровень развития энергетической инфраструктуры выступает одним из важнейших факторов при решении задач о размещении производства или об увеличении его масштабов. В общем случае инфраструктура играет обслуживающую роль по отношению к основным видам экономической деятельности в регионе, и её развитие должно, как минимум, соответствовать уровню развития производительных сил региона. Однако подчинённый характер инфраструктуры может отходить на второй план, и приоритетным становится развитие инфраструктуры как источника экономического роста региона. Вторая ситуация характерна для территорий Дальнего Востока начиная с середины 2000-х гг. в связи с масштабным освоением энергетических ресурсов региона и расширением их поставок на рынки стран АТР. В данных условиях одним из основных факторов, определяющих эффективность освоения ресурсов, а также территориальной и отраслевой организации производства на Дальнем Востоке, является развитие энергетической инфраструктуры: нефтепроводов, газопроводов, угольных и нефтеналивных терминалов в морских портах, линий электропередачи.
Развитие экспортного направления поставок дальневосточных энергоресурсов
Развитие Дальнего Востока во многом определяется освоением его природно-ресурсного потенциала, в том числе энергетического. За последние 15 лет в рамках политики по диверсификации направлений поставок экспорт российских энергоресурсов в страны АТР постепенно увеличивался. К 2014 г. удельный вес восточного направления поставок угля уже превысил 40%, нефти - достиг 30%, и только для природного газа он составляет всего 7,2%
(табл. 1). В дальнейшем предполагается увеличение экспорта российских энергоресурсов на азиатские рынки. Целевые ориентиры по доле восточного направления поставок российских энергоресурсов к 2030 г. составляют 19-20% для природного газа, 22-25% - для нефти и нефтепродуктов1. Роль Дальнего Востока в этих процессах обусловлена, во-первых, масштабным освоением новых месторождений энергоресурсов, во-вторых, использованием территории для транзита энергетических ресурсов из районов Сибири [9].
Анализ товарной структуры экспорта свидетельствует, что Дальний Восток уже фактически превратился в монокультурного экспортёра энергоресурсов: в 2014 г. их удельный вес в стоимостном объёме экспорта составил 68,2%2. В большей степени от конъюнктуры мировых энергетических рынков зависят производители нефти, экспортная квота которых составляет свыше 91% (табл. 2).
Транспортная инфраструктура для экспорта нефти
Мощным стимулом развития добычи нефти в регионе и увеличения её экспортных поставок в восточном направлении стали реализация «сахалинских» проектов, строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) и порта Козьмино. В макрорегионе сформировалось два основных центра добычи нефти -Сахалинская область и Республика Саха (Якутия). В 2000-2014 гг. объём добычи нефти в макрорегионе увеличился в 6 раз, в том числе в Сахалинской области - в 4 раза, в Республике Саха (Якутия) - в 22 раза. Рост добычи нефти на Дальнем Востоке связан с тем, что в 2004-2005 гг. в промышленную эксплуатацию был введён
1 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ № 1715-р от 13 ноября 2009 г.).
2 http ://dvtu. customs.ru/index.php?option=com_conte nt&view=category&id=63&Itemid=90
!
» '1 ж
Кегмонапмстика 4
УЛ.
w
■Ж
ШЫ
да
¡ЭГТГ»
1 >.!
^ Л V м / Л
ДЭ ¿V
DOI: 10.14530/reg.2015.4
Шй
•Л Ш» "
. ш
Таблица 1
Удельный вес стран АТР в структуре экспорта российских энергоресурсов, %
Энергоресурс Годы
2000 2005 2010 2014
Уголь 9,7 20,8 31,7 43,1
Нефть 1,2 4,5 16,2 30,4
Газ - - 6,6 7,2
Источники: [8]; http://www.minenergo.gov.ru/activity/oilgas/; http://www.ugolinfo.ru/itogi.html; http://www.bp.com/ en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html
Таблица 2
Доля экспорта в добыче и производстве энергоресурсов на Дальнем Востоке, %
Энергоресурс Годы
2000 2014
Нефть 66,0 91,1
Уголь 16,3 38,6
Природный газ _ * 63,8
Электроэнергия * * 0,4 9,9
Нефтепродукты 31,9 53,1
Первичные энергоресурсы, всего * ** 21,7 66,1
Примечания: * явление отсутствует;
** доля экспорта электроэнергии указана относительно объёма производства ОЭС Востока; *** с учётом авторских корректировок, выполненных из-за того, что якутская нефть не отражается как экспорт Дальнего Востока. Источники: [2; 3; 14]; http://dvШ.customs.ш/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=16016:-2013-2014-&catid=63:stat-vnesh-torg-cat&Itemid=90
проект «Сахалин-1», в конце 2008-2009 гг. - Талаканское месторождение в Республике Саха (Якутия), а в 2009 г. вышел на круглогодичную добычу нефти проект «Сахалин-2» [7]. Маршруты поставок российской нефти на рынки стран АТР предполагают комбинированные способы транспортировки, сочетающие перекачку по нефтепроводам, перевозки по железной дороге и перевалку в морских портах Дальнего Востока:
1-й маршрут - поставки по нефтепроводам ВСТО и «Россия - Китай» (Ско-
вородино - Дацин) (рис. 1);
2-й маршрут - поставки по нефтепроводам до портов Де-Кастри (проект «Сахалин-1») и Корсаков (проект «Сахалин-2»);
3-й маршрут - поставки по железнодорожной дороге в Китай [8].
Первые два маршрута используются для поставки дальневосточной нефти на экспорт: первый - с якутских месторождений, а второй - с сахалинских (за исключением сухопутных месторождений). Для
ДГ А МЕНТ с Л Ж / Ач Ж/'Ш^
«¡¡ПН
<Ь> Я >>1УТ к-
^егионалистика
щтт.............
DOI: 10.14530/reg.2015.4
Рис. 1. Нефтепровод ВСТО
Примечание: рисунок выполнен В.Д. Хижняком на основании данных, предоставленных автором.
транзита сибирской нефти используется в основном первый, а также третий маршруты.
По итогам 2014 г. пропускная мощность нефтепровода ВСТО на участке Тайшет - Сковородино (ВСТО 1) составляет порядка 58 млн т, мощность на участке Сковородино - Козьмино (ВСТО 2) - 30 млн т, а нефтепровода Сковородино - Мо-хэ - порядка 20 млн т1. К 2020 г. планируется расширение ВСТО 1 до 80 млн т, ВСТО 2 - до 50 млн т, а нефтепровода Сковородино - Мохэ - до 30 млн т2.
На сегодняшний день доля дальнево-
1 http://www.minenergo.gov.ru/activity/oilgas/
2 Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2015 № 816-р «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)»
_
сточной нефти «в трубе» составляет порядка 17%, остальное - транзит сибирской нефти. Отгрузка нефти в порту Козьмино в 2014 г. составила около 25 млн т. Анализ направлений поставок свидетельствует, что в основном нефть из порта уходит в Японию (37%), Китай (25%) и Республику Корея (17%)3. Однако в ближайшей перспективе ситуация может измениться, так как у ОАО «НК «Роснефть» уже заключено три контракта на поставку нефти в Китай суммарным объёмом около 50 млн т в год, что сопоставимо с существующей мощностью нефтепровода ВСТО. При этом загрузка нефтепровода ВСТО уже составила в 2014 г. 96,8%, хотя объём поставок в Китай достиг лишь 33 млн т. Таким образом, существующая мощность трубопроводной системы недостаточна для
3 http://smnpk.transneftru/news/articles/?id=20202
О, I Л
» К-1УТ
Ж
кегионалмстика
УЛ.
МЛ
>д
у- М* < - I ! ^.«й» !> К 1 1
: ЦВ^К»" • щЪ- «-У '
транспортировки растущих объёмов нефти. Последнее связано как с резким увеличением добычи нефти не только на Дальнем Востоке, но и в Сибири, так и с активизацией торговых отношений с Китаем (в
2013 г. был подписан долгосрочный контракт на поставку 365 млн т нефти в течение 25 лет). И если текущие обязательства по поставкам нефти в страны АТР обеспечены соответствующей инфраструктурой, то на дальнейшее наращивание поставок в восточном направлении будут влиять сроки расширения нефтепровода ВСТО.
Транспортная инфраструктура для экспорта природного газа
На сегодняшний день экспортные поставки газа на рынки стран АТР осуществляются только с завода по производству СПГ в Сахалинской области. В 2014 г. объём поставок составил 9,2 млн т (20,5 млрд м3), основными потребителями были Япония (79,4%) и Республика Корея (18,2%)1. Перспективы увеличения объёмов экспорта природного газа в восточном направлении связаны со строительством газопроводов в макрорегионе. В мае
2014 г. между ПАО «Газпром» (Россия) и СКРС (Китай) был подписан долгосрочный контракта на поставку по «восточному маршруту» (газопровод «Сила Сибири») порядка 38 млрд м газа ежегодно в течение 30 лет. Также в 2014 г. было заключено рамочное соглашение о поставках ещё 30 млрд м ежегодно в течение 30 лет по «западному маршруту» (газопровод «Алтай»). Строительство газопровода «Сила Сибири» на территории России началось в сентябре 2014 г, а на территории Китая - в июне 2015 г. Кроме того, в макрорегионе уже построена газотранспортная система (ГТС) «Сахалин - Хабаровск -Владивосток», которая также допускает в дальнейшем возможность организации экспортных поставок (табл. 3 и рис. 2).
DOI: 10.14530/reg.2015.4
1 http://www.bp.com/en/global/corporate/energy-econo mics/statistical-review-of-world-energy.html
Сравнительный анализ вариантов поставок газа, проведённый экспертами ИСЭМ, свидетельствует, что реализация всех указанных проектов, связанных с развитием добычи природного газа в регионах, может дать положительные эффекты в виде роста занятости, увеличения внешнеторгового оборота, роста налоговых поступлений и создания предпосылок для развития новых предприятий. Однако поскольку экономическая эффективность проектов достигается только при наличии льгот, то на первоначальном этапе их реализация не приведёт к заметному увеличению поступлений в бюджеты. Все указанные проекты конкурируют между собой, так как «ориентированы» на поставки в центральные и восточные провинции Китая. В случае замедления или снижения потребления газа в Китае реализация одного проекта может повлиять на сроки реализации других. Кроме того, это даёт дополнительную рыночную силу Китаю в переговорах по установлению экспортной цены на российский газ по «западному маршруту» [6].
Также эксперты указывают на высокую неопределённость показателей рентабельности контракта «Сила Сибири» и их зависимость от конъюнктуры рынка, что может привести к изменению условий подписанного соглашения [12].
Транспортная инфраструктура для экспорта угля
Долгосрочных контрактов на поставки российского угля, в отличие от других первичных энергоресурсов, нет. Поставки угля на экспорт осуществляются через морские порты (67%) и погранпереходы (33%). Объём поставок в страны АТР за последние пятнадцать лет увеличился в 16 раз и к 2014 г. превысил 60 млн т (около 17% от объёма поставок - дальневосточный уголь). Основными потребителями российского угля на «восточном направле-
!
ч> Ь № 1-
DOI: 10.14530/^.2015.4
ЖI (ЩЖр."'-V А!^ ►егионапистика
Таблица 3
Варианты поставок российского газа в Китай
Показатели Варианты
ГТС «Сахалин - Хабаровск -Владивосток» «Сила Сибири» «Алтай» («Сила Сибири 2»)
Статус построена до границы реализуется проект
Объём поставок, млрд м3 30 27 30
Протяжённость, км 1 800 3 200 2 622
Ресурсная база Сахалинские месторождения Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение, Ковыктинское газоконденсатное месторождение месторождения Западной Сибири
Источники: Распоряжение Правительства РФ № 816-р от 6 мая 2015 г. «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)»; http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/shvg/
Рис. 2. Газотранспортная инфраструктура Примечание: рисунок выполнен В.Д. Хижняком на основании данных, предоставленных автором.
й ША
1Ф
» К-1УТ
кегионалмстика
ж \
,\ - -,
\М/М
ш
тштт™
DOI: 10.14530/гв9.2015.4
У --!£ГГ\
ЛЬ. ПК' I %
нии» являются Китай (41%), Республика Корея (26%) и Япония (23%) [13]. Стремительный рост поставок угля в указанный период стал возможен благодаря резерву транспортных мощностей железной дороги (порядка 9 млн т угля в год), высвобожденному при реорганизации поставок нефти, которая ранее перевозилась по железной дороге от нефтеналивного терминала Сковородино, а в настоящее время перекачивается в Китай по трубопроводу [11]. Но имеющийся резерв уже исчерпан: наиболее острый дефицит пропускной способности сегодня испытывают именно угольные компании. Одним из самых загруженных участков железной дороги является направление от Кузбасса к дальневосточным портам [1].
Существующая мощность дальневосточных портов по перевалке угля составляет порядка 50 млн т, что соответствует текущему объёму транзита угля на азиатские рынки через макрорегион. В условиях сжимающегося спроса на уголь внутри страны поддержание и наращивание угледобычи может быть связано с расширением экспорта. Для обеспечения экспортных поставок в страны АТР требуется создание новых и реконструкция действующих
-■Щ/ш
Шъё:
щЩЗЩШ&п
угольных терминалов в восточных портах, согласованные с расширением сети железных дорог Восточного полигона. Все указанные мероприятия предусмотрены «Долгосрочной программой развития угольной промышленности России на период до 2030 г.».
Развитие сетевой инфраструктуры для экспорта электроэнергии
Хотя вклад электроэнергии в формирование экспортной выручки незначителен, и поставки в восточном направлении осуществляются только в Китай, история сотрудничества составляет уже четверть века [10]. За 2000-2014 гг. объёмы экспорта электроэнергии в Китай выросли в 36,4 раза (рис. 3).
Обеспечение поставок потребовало соответствующего развития сетевого комплекса. На сегодняшний день функционирует три межгосударственных линии электропередачи:
- «Благовещенск - Хэйхе» (110 кВ, 1992 г.);
- «Благовещенск - Айгунь» (220 кВ,
Щт
Ш
4000 -, 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 Н 0
104 164 151 162
339
3788
3500
2630
1238
854
983
492 523
-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 3. Динамика экспорта российской электроэнергии в Китай, млн кВт-ч Источники'. [4]; http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
!
» li-D" Г
Ш
кегионалмстика
-Л.
>д
■■. I/
|).К Г,
10.14530/reg.2015.4
2006 г.);
- «Амурская - Госграница КНР» (500 кВ, 2011 г.)1.
Пропускная способность первых двух линий оценивалась на уровне 1,2 млрд кВт-ч в год, строительство третьей увеличило пропускную способность до 6-7 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Хотя существующие межгосударственные линии электропередачи имеют почти двукратный запас для наращивания объёмов экспорта, возможности увеличения поставок по генерирующим мощностям значительно скромнее - не более нескольких процентов [5]. Таким образом, текущий долгосрочный контракт на поставку электроэнергии в Китай (100 млрд кВт-ч в течение 25 лет) обеспечен соответствующей энергетической инфраструктурой. Но если продолжится реализация проекта широкомасштабного экспорта электроэнергии в Китай (с годовыми объёмами экспорта до 60 млрд кВт-ч), это потребует как строительства новых генерирующих мощностей, так и развития сетевой инфраструктуры. Эксперты полагают, что дальнейшее увеличение экспорта электроэнергии в Китай будет носить «политическую окраску», так как мероприятия по его обеспечению являются очень затратными и сопряжены с высокими рисками, особенно для российской стороны.
Заключение
В условиях сжатия внутрироссийско-го спроса наращивание экспорта позволит поддерживать или даже увеличивать объёмы добычи энергоресурсов. Однако существующие каналы поставок российских энергоресурсов на рынки стран АТР задействованы практически на пределе, в то время как потенциал производственных мощностей по добыче и производству энергоресурсов имеет резерв роста. Расширение имеющейся и строительство но-
1 http://eastern-ec.ru/ru/about/history/
вой энергетической инфраструктуры требует высоких затрат и в тоже время создаёт дополнительные риски для российской стороны из-за значительной рыночной власти покупателя. Уже были прецеденты проявления рыночной власти покупателя со стороны Китая в отношении России как по условиям поставок электроэнергии (на 2 года был прекращён экспорт электроэнергии, так как стороны не смогли договориться об уровне тарифа), так и по поставкам нефти (когда Китай в одностороннем порядке отказался оплачивать полный тариф на доставку нефти после начала поставок по ВСТО). Ожидания прироста региональных макропоказателей, индуцированных проектами по созданию транзитной инфраструктуры, могут быть завышены в силу того, что все крупные предприятия ТЭК не являются региональными резидентами, что приводит к перераспределению финансовых результатов от их деятельности за пределы Дальнего Востока. Кроме того, существующая система налогообложения направлена на концентрацию природной и экспортной ренты на уровне федерального бюджета. Таким образом, возможности развития макрорегиона за счёт физического наращивания объёмов экспорта энергоресурсов практически исчерпаны.
Список литературы
1. Бардаль А.Б. Транспортная инфраструктура Дальнего Востока: изменение условий для предприятий // ЭКО. 2015. № 7. С. 35-51.
2. Васильева И. Куда течёт якутская нефть. URL: http: //www .gazetayakutia.ru/index.php/ archive/item/903 (дата обращения: 15.10.2015).
3. Деваева Е.И., Котова Т.Е. Внешняя торговля Дальнего Востока России: современное состояние и тенденции развития // Пространственная экономика. 2009. № 4. С. 40-56.
4. Дёмина О.В. Энергетическая сфера Азии: экспорт электроэнергии из России в Китай // ЭКО. 2014. № 6. С. 56-65.
5. Дёмина О.В., Огнев А.Ю. Развитие энерге-
!
t !]ClA; Ft
» li-D" Г
кегионалмстика
,\ - -,
\ Ii
Щ
DOI: 10.14530/reg.2015.4
ZJ'.
|).К Г,
■ itTfc -Г— \^зГЛ
тического сотрудничества России и Китая:
декларации и практика // Энергетика России в XXI веке. Инновационное развитие и управление. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2015. С.141-147.
6. Ижбулдин А.К., Платонов Л.А. Анализ маршрутов поставок российского трубопроводного газа в Китай // Энергетика России в XXI веке. Инновационное развитие и управление. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2015. С.156-161.
7. Конторович А.Э., Эдер Л.В., Филимонова И.В., Немов В.Ю., Проворная И.В. Нефтяная промышленность Дальнего Востока: современное состояние и перспективы развития // Бурение и нефть. 2013. № 7-8. С. 3-9.
8. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В., Мамаха-тов Т.М. Россия на мировых рынках нефти и нефтепродуктов // Бурение и нефть. 2011. № 5. С.14-18.
9. Минакир П.А. Экономика регионов. Дальний Восток / отв. ред. А.Г. Гранберг. М.: Экономика, 2006. 848 с.
10. Огнев А.Ю. Сотрудничество России и Китая в области электроэнергетики // Регионали-стика. 2015. № 3. С. 51-58.
11. Петренко И. Китайский вектор российского угля. URL: http://www.cdu.ru/articles/ detail.php?ID=297077 (дата обращения: 15.10.2015).
12. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н., Вижи-на И.А. Будет ли газовый контракт «Сила Сибири» драйвером газонефтехимических кластеров востока России? (Часть 1) // Бурение и нефть. 2015. № 2. С. 16-20.
13. Таразанов И.Г. Итоги работы угольной промышленности России за январь-декабрь 2014 года // Уголь. 2015. № 3. С. 56-71.
14. Экономическое сотрудничество Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона / отв. ред. П.А. Минакир. Хабаровск: РИОТИП, 2007. 208 с.
-■Щ/Ш
. Ш
шв
ш
mm
References
1. Bardal A.B. The Transport Infrastructure of the Far East: Change the Conditions for Companies. EKO [ECO]. 2015. No. 7. Pp. 35-51. (In Russian)
2. Vasilyeva I. Where Yakut Oil Flows. Available at: http://www.gazetayakutia.ru/index.php/ archive/item/903 (accessed 15 October 2015). (In Russian)
3. Devaeva E. I., Kotova T. E. Foreign Trade of the Russian Far East: Current Status and Trends. Prostranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2009. No. 4. Pp. 40-56. (In Russian)
4. Dyomina O.V. Russia and China Energy Cooperation: Electricity Export from the Far East. EKO [ECO]. 2014. No. 6. Pp. 56-65. (In Russian)
5. Dyomina O.V., Ognev A.Y. The Development of Energy Cooperation between Russia and China: The Declaration and Practice. In: Energy of Russia in XXI Century. Innovative Development and Management. Irkutsk, 2015. Pp. 141-147. (In Russian)
6. Izhbuldin A.K., Platonov L.A. Analysis of the Supply Routes of Russian Pipeline Gas to China. In: Energy of Russia in XXI Century. Innovative Development and Management. Irkutsk, 2015. Pp. 156-161. (In Russian)
7. Kontorovich A.E., Eder L.V., Filimono-va I.V., Nemov V.Y., Provornaya I.V. Oil Industry of Far East: Modern State and Development Prospects. Burenie i neft [Drilling and Oil]. 2013. Nos. 7-8. Pp. 3-9. (In Russian)
8. Korzhubaev A.G., Eder L.V., Mamakha-tov T.M. Russia on World Crude Oil and Petroleum Product Markets. Burenie i neft [Drilling and Oil]. 2011. No. 5. Pp. 14-18. (In Russian)
9. Minakir P.A. Regions' Economics. Russian Far East. Ed. by A.G. Granberg. Moscow, 2006. 848 p. (In Russian)
10. Ognev A.Y. Cooperation between Russia and China in the Electric Power Sector. Regionalistica [Regionalistics]. 2015. No. 3. Pp. 51-58. (In Russian)
11. Petrenko I. The Chinese Vector of Russian Coal. Available at: http://www.cdu.ru/ articles/detail.php?ID=297077 (accessed 15 October 2015). (In Russian)
12. Plyaskina N.B., Kharitonova V.N., Vizhi-na I.A. Will the Gas Contract «Power of Siberia» as the Impetus for the Development of Gas and
!
» li-IVT
Ш
кегионалмстика
\ - -
° & * У ■ V.-~М\
DOI: 10.14530/reg.2015.4
V; .•••.
jtePK
.¿»Г
|).K Г,
Oil Chemical Clusters in the East of Russia (Part 1). Burenie i neft [Drilling and Oil]. 2015. No. 2. Pp. 16-20. (In Russian)
13. Tarazanov I.G. Russia's Coal Industry Performance for January-December, 2014. Ugol [Coal]. 2015. No. 3. Pp. 56-71. (In Russian)
14. Economic Cooperation between the Russian Far East and Asia-Pacific Countries. Ed. by P.A. Minakir. Khabarovsk, 2007. 208 p.
ЩМ^ Ш Wmm.....................
Для цитирования:
Дёмина О.В. Российские энергоресурсы на рынках стран АТР: развитие экспортной инфраструктуры // Регионалистика. 2015. Т. 2. № 4. С. 21-30. For citing:
Dyomina O.V. Russian Energy Resources to the Markets of the Asia-Pacific Region: The Development of Export Infrastructure. Regio-nalistica [Regionalistics]. 2015. Vol. 2. No. 4. Pp. 21-30. (In Russian)
ж
щ Ш
!