Мартыненко Н.К.
РОССИЙСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА В ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН ОТ ПРОСТИТУЦИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Martynenko N.K.
THE RUSSIAN CHARITABLE SOCIETIES IN PROTECTION OF WOMEN AGAINST PROSTITUTION IN THE END OF XIX - THE BEGINNING
OF THE XX-TH CENTURIES
Ключевые слова: защита женщин, предотвращение проституции.
Key words: protection of women, prostitution prevention.
Аннотация
В статье рассматривается социально-исторический опыт деятельности обществ защиты женщин. Объектом воздействия со стороны обществ защиты женщин являлось расширение масштабов проституции в России в конце XIX- начале XXвв.; целью - борьба с этим общественным пороком, задачами - предотвращение проституции, поиск и выбор путей, механизмов и средств в решении поставленной цели, - все это определило структуру и функции каждого звена данных общественных организаций.
Abstract
In article sociohistorical experience of activity of societies ofprotection of women is considered. Object of influence from outside societies ofprotection of women was expansion of scales of prostitution in Russia in the end of XIX - the beginning of XX centuries; the purpose - struggle against this public defect, problems - prostitution prevention, search and a choice of ways, mechanisms and means in the object in view decision, - all it has defined structure and functions of each link of the given public organisations.
Задачу упреждения распространению проституции в ряду других направлений своей работы решали многие благотворительные общества, помогая малообеспеченным женщинам деньгами, приискивая им места, устраивая для них мастерские, заботясь об их детях и т. д. Среди прочих создавались общества, провозглашавшие борьбу с проституцией своей главной целью.
Одним из первых обществ защиты женщин в России по времени создания можно считать казанское. Идея создания общества, содействовавшего упреждению крайней нужды, толкавшей женщин продавать свое тело, и помощи уже «опустившимся» в проституцию принадлежала врачу Малмыжского уезда Казанской губернии А.Н. Баранову. 19 февраля 1897 г. на страницах газеты «Камско-Волжский Край» он выступил с проектом «общества защиты несчастных женщин». На устройство проектируемой организации от общественности сразу же стали поступать средства и появились первые его члены. Пожертвования приходили с разных концов империи, порой из самых глухих ее уголков. В ряде уездных городов: Слободском, Глазове, Чистополе для сбора средств проводились благотворительные концерты и спектакли. Жертвовали известные богачи, менее богатые и менее известные лица, профессура, адвокаты, священники, фармацевты, акцизные чиновники, офицеры, далеко не богатые швеи, студенты, учителя, ученицы профессиональных школ, курсистки, солдаты, и др. Самое активное участие принимала газета «Камско-Волжский Край» в лице редактора Н.П. Загоскина и секретаря В.А. Кулинченко, открывшая прием пожертвований и запись членов создаваемого общества. Благословил начинание и сделал пожертвование Казанский архиепископ Владимир. Почин также поддержали ректор духовной академии отец Антоний и городской голова С.В. Дьяченко. Горячо откликнулись на призыв студенты университета и ветеринарного института города Казани, санкт-петербургских учебных заведений: университета, лесного института, Новоалександрийского института, выс-
ших женских курсов и т.д. В провинциальных и столичных изданиях был помещен целый ряд статей и заметок, посвященных благому почину121.
Казалось бы, такая активная поддержка должна была способствовать скорому решению задачи, но не тут то было, случилась история, затормозившая открытие общества на целых три года. Случилось так, что в Казани схлестнулись две инициативные волны: одна добивалась постановки более широких задач в рамках общества защиты и помощи нуждающимся женщинам; другая - непосредственно защиты «падших».
На момент развернувшегося дела по открытию общества защиты несчастных женщин, в Казани появилась инициативная группа, предложившая свой, более расширенный вариант общества помощи всем нуждающимся женщинам. На организационном собрании общества защиты несчастных женщин 6 мая 1897 г. этой группой был предложен свой устав казанского женского союза, в котором общество несчастных женщин должно было стать лишь одним из отделов. На первый раз председателю собрания С.В. Дьяченко удалось отстоять первоначальный вариант устава. Но «атакующие», явившись 9 мая на очередное собрание усиленным составом, добились отмены предыдущего решения. «Большинство» решило учредить общество защиты и помощи нуждающимся женщинам, взяв за основу устав общества защиты несчастных женщин, причем удалив из него все «шокирующее», например, слова: «падшая», «несчастная». Был изъят § 2, говоривший о целях общества: «охранять женщин и девушек от крайней нужды и других несчастных обстоятельств, нередко влекущих за собой падение; оказывать нравственную и материальную поддержку падшим женщинам, желающим оставить позорное ремесло и заняться честным трудом» . Из того, что считалось самым существенным, в уставе остался только пункт об устройстве приюта св. Магдалины, да и его устройство значилось в контексте с детскими садами, яслями, дешевыми квартирами и выдачей приданного девушкам для скорейшего выхода замуж. Таим образом, борьба с проституцией как исконная, основная цель общества защиты несчастных женщин была затушевана и отодвинута.
В результате длительной полемики, развернувшейся в Поволжской печати по поводу вопроса, каким должно быть благотворительное общество помощи женщинам, сочувствие к проекту А.Н. Баранова заметно охладело, запись новых членов прекратилась, перестали поступать средства. Многие, узнав об искажении прежнего устава и целей, стали требовать обратно свои взносы, не желая помогать никакому другому, кроме как обществу защиты несчастных женщин. Казалось, что дело погибало. Но, несмотря на все обстоятельства, редакции «Волжско-Камского Края» удалось собрать необходимые подписи, и устав общества защиты несчастных женщин был отправлен на рассмотрение казанскому губернатору. Слегка в переделанном виде туда же был доставлен устав другой группой. Обнаружив близкое сходство обоих уставов, губернатор возвратил оба проекта на доработку. После всех мытарств, во второй половине 1898 г. устав казанского общества защиты несчастных женщин удалось направить в Министерство внутренних дел на утверждение.
Наконец, когда 31 июля 1899 г. устав общества был утвержден, за трехлетний срок не осталось уже никого, кто стоял у его истоков. Перестала существовать газета «Волжско-Камский Край», из состава комиссии остался один участник. И только стараниями А.И. Баранова вновь закрутилось благое дело. Епископ Антоний, приняв в нем активное участие, пригласил для организации общества несколько почетных лиц города Казани. 16 января 1900 г. на собрании 40 членов было избрано правление, а в апреле состоялось первое заседание комитета
123
общества . Председателем общества избрали А.Т. Соловьева, энергичного, деятельного человека, председателя общества трезвости, редактора журнала «Деятель»124.
Как и все благотворительные общества, казанское общество защиты несчастных женщин состояло в ведении Министерства внутренних дел на основании ст. 444 и 445 Устава общественного призрения. Устав четко прописывал практические шаги по реализации намеченных це-
121 Баранов А.Н. В защиту несчастных женщин. - М.: Тип. С. Дороватовского и А. Чарушникова, 1902. - С. 1-10.
122 НАРТ (Национальный Архив Республики Татарстан) - Ф. 1. Оп. 4. Д. 36. Л. 1-9.
123 Баранов А.Н. Указ. соч. - С. 17, 26.
124 Материалы к истории Казанского общества трезвости и других обществ. - Казань: Тип. Имп. ун-та, 1911. - С. 64.
лей: своевременной помощью не допускать обращение женщин к промыслу разврата, оказывая поддержку проституткам, помочь возвращению к честному труду. Для этого обществу предоставлялось право открывать рабочее бюро, приют для временного пребывания ищущим работу женщинам, ночлежный приют для бездомных женщин, приют св. Магдалины для проституток, дешевые квартиры, чайные, столовые, ремесленные мастерские и сельскохозяйственные учреж-
125
дения - ферму, огород, пасеку и т.п. . Кроме учащейся молодежи и низших военных чинов, членом общества мог стать любой желавший совершеннолетний человек, не зависимо от пола и вероисповедания. Средства общества формировались за счет членских взносов - 3-х рублевых ежегодных или 60-ти рублевых единовременных, доходов от капиталов и имущества, благотворительности, незначительных вычетов от заработка призреваемых, церковных кружечных сборов с разрешения местного духовного начальства, публичных и кружечных сборов с разрешения гражданских властей. К началу своей деятельности общество располагало 300 руб., вырученными от продажи брошюры А.Н. Баранова, и в сумме с членскими взносами составило годовой бюджет в 600 руб. Конечно, этих денег было не достаточно, и различные филантропические общества не замедлили придти на помощь.
Рабочее бюро с помощью публикаций объявлений и другими средствами осуществляло поиск вакантных мест, как для интеллигентных женщин, так и для простых горничных, кухарок, мастериц и т.п. Немало девушек и женщин из деревень не найдя никакой работы, проживали все что имели, попадали в трущобы и там затягивались в разврат, им рабочее бюро общества помогало в первую очередь. Бюро общества для приискания занятий за 1900 г. дало работу 140 женщинам. Успешно действовала при бюро ссудо-сберегательная касса.
К 1903 г. рабочее бюро поделило территорию города на участковые попечительства, каждое из которых было закреплено за одним из его членов. Участковые попечители наблюдали за положением учениц ремесленных заведений, сообщали в соответствующие инстанции о каких-либо нарушениях в содержании обучавшихся.
Приют общества мог разместить 40 женщин, выписывавшихся из больниц, выходивших из мест лишения свободы, вырвавшихся из ужасных условий среды. Постоянно в нем проживало до 25 человек.
В магдалинское учреждение поступали те, кто решил оставить позорное ремесло ради честной жизни. В приюте бывшие проститутки получали бесплатное питание, медицинскую помощь и ремесленное обучение. Ремесленные мастерские служили трудовой помощью, и обучали профессиям.
Юристы, члены общества, организовали постоянную юридическую консультацию. Оказание правовой помощи реализовывалось в привлечении к судебной ответственности соблазнителей, оставлявших женщин с детьми; привлечении к ответственности виновных в развращении и сексуальной эксплуатации детей. За 1900 г., например, бюро юрисконсультов составило 8 прошений на высочайшее имя о выдаче женщинам отдельного вида на жительство; 7 прошений на устройство в благотворительные учреждения; 10 прошений о пользовании правом бедности при ведении гражданских дел. Было заключено 6 соглашений о выплате ежемесячных пособий матери и ребенку; возбуждено 3 дела о жестоком обращении и оскорблении чести и достоинстве женщин; 2 дела об извлечении из домов терпимости несовершеннолетних по просьбе их родителей126. Конечно, масштабы не великие, но первые шаги давали надежду. Заслуживает внимание участие в работе юридической консультации известных профессоров права Казанского университета М.М. Хомякова и А.И. Елистратова.
2 марта 1900 г. Министерство внутренних дел разослало губернаторам, градоначальникам и обер-полицмейстерам циркуляр за № 1200, сообщавший об утверждении положения о Российском обществе защиты женщин (РОЗЖ) с целью предохранения девушек и женщин от опасности вовлечения в разврат и возвращения уже «падших» женщин к честной трудовой жизни. Для этого РОЗЖ разрешалось устраивать приюты св. Магдалины и другие учре-
125 Устав общества защиты несчастных женщин в г. Казани. - Казань: Тип. Императорского ун-та, 1899. - С. 411, 28.
126 Баранов А.Н. Указ. соч. - С. 149-150.
ждения, способные улучшить материальные и нравственные условия жизни слабого пола. В циркуляре содержалась просьба «поделиться соображениями относительно наиболее целесообразных способов деятельности имевшихся благотворительных обществ, применительно к
127
местным условиям, подобных российскому обществу защиты женщин» .
Казанскому обер-полицмейстеру на основании пусть недолгого опыта его сотрудничества с обществом защиты несчастных женщин в своем городе было чем поделиться. По его мнению, развитию проституции способствовала безысходность девушек и женщин, не приспособленность к самостоятельной жизни вследствие недостаточного воспитания, глубокого невежества, отсутствия элементарных профессиональных навыков. И если эпидемию разврата не представлялось возможным преодолеть, то возможно было в достаточной мере ее осла-
128
бить путем исправления проституток и упреждения порока128.
Какие же меры предлагались? Обязательное устройство ремесленных приютов по образцу трудовой помощи. Параллельно с ними необходимость существования дешевых квартир, чайных, столовых, сберегательных и ссудных касс, если не бесплатная, то не дорогая врачебная помощь. Устройство при помощи администрации города достойного досуга. Как, например саратовский отдел народных развлечений общества трезвости создал народный театр и устраивал гулянья с дешевыми развлечениями, доступными самому бедному населению.
Так как приюты и мастерские разного рода обычно страдали чрезмерной казёнщиной и формализмом, во главе заведений должны стоять люди добродетельные и целиком увлеченные делом.
К деятельности общества несчастных женщин следовало бы больше привлекать интеллигентных лиц обоего пола. Приюты обществ защиты женщин должны находиться изолированно от подобных приютов других благотворительных обществ, дабы оградить от тлетворного влияния исправлявшихся. Общества должны более пристально обращать внимание на дома терпимости и квартиры проституток-одиночек, установив строгий надзор за ними. Ходатайствовать перед властями об усилении наказания за совращение; не допускать в публичные дома девушек моложе 22 лет; защищать поступавших в хоры женщин от унизительных безнравственных контрактов, требовавших удовлетворения желаний гостей увеселительных заведений уединения с ними в отдельных кабинетах; ходатайствовать о строгом наказании владельцев бань и гостиниц за предоставление услуг интима вплоть до закрытия этих заведений. Кроме того, по убеждению губернатора, основную ставку в борьбе с проституцией следовало бы сделать на хорошо организованные приюты и дома трудовой помощи для одиноких, бедных и оставлявших грязный промысел женщин129.
Имеющиеся немногочисленные материалы все же позволяют утверждать, что результаты деятельности казанского общества защиты несчастных женщин были скромными. Объяснение этому лежит в недостаточности средств на развитие общества и в постоянных раздорах среди его руководства.
У всех на глазах состоялась нелицеприятная ссора между председателем общества А.Т. Соловьевым, человеком, по свидетельству современников, горячим, вспыльчивым и не менее горячим заведующим бюро общества С.А. Гисси. Обидевшись на замечание Соловьева, Гисси отказался от заведывания и был переизбран, в дальнейшем он ни с чем не соглашался, что бы ни предлагал Соловьев. И наоборот, что бы ни предлагал С.А. Гисси, ни с чем не соглашался Соловьев. Это не способствовало культивированию положительного образа общества.
Еще одна ситуация повлияла на снижение привлекательности общества в самом начале его пути. А.Т. Соловьев предложил включить в круг обязанностей попечителей ведение ими поименных списков людей, ведущих развратный образ жизни. Списки должны были предоставляться в правление, и на их основании развратителей можно было бы привлечь к ответственности. Соловьев рассуждал так: «Если общество будет заниматься только подниманием падших женщин и извлечением из домов разврата, то оно будет напоминать человека, задавшегося це-
127 НАРТ - Ф. 1. Оп. 4. Д. 36. Л. 1-1 об.
128 НАРТ - Ф. 1. Оп. 4. Д. 36. Л. 14, 17 об.
129 НАРТ - Ф. 1. Оп. 4. Д. 36. Л. 18, 18 об., 19 об., 20.
лью запрудить русло громадной реки, бросая в нее по песчинке; я убежден, что члены общества смотрят на дело серьезнее, будут направлять свои силы на борьбу с условиями, создающими падение, и будут предупреждать его. Мы получаем жалобы несчастных жен, что их оставили мужья с детьми и завели себе других жен; видим, что мужья посещают отдельные кабинеты и дома разврата, и несут в свои дома сифилис, делают несчастными не только своих жен, но и всю семью, видим, что мужья поручают жене своих сожительниц и наблюдать за их верностью, бьют и издеваются над своими женами, выгоняют их из своего дома, не давая средств к жизни; видим женатых, нанимающих прислугу, совращающих ее и играющих благодетель, отдавая развращенных замуж, может ли кто быть несчастнее женщины, поставленной в такие условия. Будем ли мы обвинять ее, если она падает. То мы можем ждать от сына, от дочери отца, ведущего развратный образ жизни. Всякому известно, что семья - основа государства, подрывать эту основу я считаю государственным преступлением, и всякий, разрушающий семью и одобряющий это разрушение совершает большее преступление, чем убийца»130. «Блистательно» доказывая, что посетители отдельных кабинетов суть преступники, А.Т. Соловьев со всей своей энергией обрушивался на тех, кто был с ним не согласен.
В опубликованном обращении редакции «Казанского телеграфа» в одном из номеров журнала за 1900 г. содержалась общая реакции местной печати на резкие обличения и предложения А.Т. Соловьева: «Ясно, что господин Соловьев совершенно не уяснил себе ни задач, ни целей общества, ни даже прав его. Меры, предлагаемые им прямо таки противозаконны. Устав общества защиты несчастных женщин не уполномочивает общество создавать свою сыскную полицию и вести какие-то списки о безнравственном поведении обывателей. Наконец, кроме самого Соловьева едва ли найдутся охотники записаться в соглядатаи с благотворительной целью»131.
Накал страстей удалось погасить заместителю председателя Российского общества защиты женщин А.А. Сабурову, который, ознакомившись с позицией А.Т. Соловьева, обратил внимание на то, что в программе деятельности РОЗЖ первом месте на стояли меры предупреждающего характера, что же касается подъема общего уровня нравственности населения, распространения в общественной среде понятий о вреде разврата, борьбы против пьянства, распространения образования в той среде, которая преимущественно поставляла проституток - все это вопросы такого общего для всей страны характера, что едва ли было по силе для прямого решения благотворительными организациями. В общих чертах программы российского общества защиты женщин и казанского общества защиты несчастных женщин
132
совпадали . Что касалось предложений казанского общества, относившихся к надзору за проституцией - предельный возраст проституток, надзор за мужчинами, предающимися разврату, и т.д., то эти ценные предложения не могли быть осуществлены непосредственно правами общества, но не иначе как путем пересмотра общих правил о регламентации проституции, утвержденных еще в 1844 г. А пока, до пересмотра правил, всякие улучшения могли бы быть осуществимы лишь путем частного соглашения с представителями местной администрации, что надо отметить в Казани с успехом применялось. Благодаря настоянию правления общества на существовавшее противоречие, в том, что для вступления в брак ранее 21 года требовалось разрешение родителей, а для поступления в публичный дом до несовершеннолетия не требовалось, казанский врачебно-полицейский комитет стал спрашивать подтверждения согласия родителей девиц, желавших поступить в дома терпимости.
В первый день Пасхи 1900 г. совместными усилиями общества и местной администрации казанским полицмейстером во всех публичных домах было вывешено объявление, разъяснявшее обитательницам публичных домов сущность эксплуатации их хозяйками и открывавшее путь освобождения.133 В частности говорилось, что задерживать за долги можно было только по решению суда, поэтому содержательниц заведений, удерживавших женщин
130 Материалы к истории Казанского общества трезвости... - С. 65-66.
131 Цит. по: Материалы к истории Казанского общества. - С. 71.
132 Там же. - С. 74-76.
133 Материалы к истории Казанского общества трезвости. С. 152-158.
незаконно, мировой судья мог определить в арестантский дом. Рассказывалось о приюте общества защиты несчастных женщин, готовом в любое время принять искренне желавших бросить позорную жизнь «веселого дома» и помочь обрести честное имя134.
С 13 июня 1897 г. в Санкт-Петербурге существовало общество попечения о молодых работницах для «предохранения молодых девиц из рабочего класса - ремесленниц, фабричных и служанок от опасного влияния тяжелых условий жизни и содействовать их нравственному развитию». Для упреждения нравственного падения, прививая культуру «здоровых» развлечений, на воскресных собраниях по типу европейских клубов, работниц учили грамоте, каллиграфии, рисованию, Закону Божьему, пению, шитью, вышивке, изготовлению цветов и шляп, проводили художественные и научно-популярные чтения, в перерывах между занятиями работал буфет. За сезон организовывалось от 4 до 25 научно-популярных лекций, состав аудитории колебался от 25 до 100 человек. На лето в окрестностях Петербурга арендовалась дача, но не все могли позволить себе отдых.
В 1899 г. функционировали три воскресных собрания, посещавшимися 1 445 девушками - по преимуществу фабричными и ремесленницами. Если на момент открытия общества в общежитии имелось всего 12 кроватей, к 1910 г. оно располагало уже 115 местами, вскоре по примеру первого, были открыты еще три подобных общежития, всего на 242 человека. За пользование кроватью, кипятком, отоплением и освещением, столиком, комодом, отдельным местом в платяном шкафу жилицы платили от 2-х до 5 руб. 50 коп. в месяц. Общая комната служила столовой и швейной мастерской. При общежитии были организованы дешевые обеды.
В 1904 г. годовой расход общества вылился в 20 444 руб., оно располагало тремя общежитиями, шестью воскресными и тремя вечерними собраниями, восьмью библиотеками-читальнями, двумя ссудо-сберегательными кассами, посредническим бюро и школой кройки и шитья. Собрания посетило 2 517 человек, в общежитиях проживало 524 девушки, услугами библиотек пользовались 1 778 человек. Число обедающих в общежитии увеличилось, в 1903
135
г. было выдано 1 922 обеда и 6 571 порции, в 1904 г. - 10 683 обеда и 7 664 порции . За 12 лет деятельности в общежитиях общества нашли приют 4 973 девушки. В качестве платы за жилье было получено 70 922 руб., при этом расход на содержание помещений составил 106 318 руб., следовательно, на 36 000 руб. больше, что и являлось препятствием для их
^ 136
дальнейшего расширения .
Об источниках финансирования можно судить по отчету общества за 1901 г.:
Пособие от Министерства финансов - 400 руб.
Городской думы - 300 руб.
Членские взносы - 400 руб.
Пожертвования - 1000 руб.
Средства от продажи лотереи - 600 руб.
Доход от общежития - 1320 руб.
Итого, приход на 1901 год составил - 8911 руб.
В 1904 г. санкт-петербургская городская дума назначила обществу субсидию в 300 руб., Министерство внутренних дел - 600 руб., Попечительство о народной трезвости - 2 000
137
руб. и Министерство финансов - 500 руб.
О масштабах деятельности общества говорит тот факт, что в 1915 г. приходная часть увеличилась и составляла уже 23 531 руб., все это благодаря усилиям 400 интеллигентных женщин-членов общества и благотворителей под руководством его председательницы А.В. Арцимович.
134 Там же. - С. 76-77.
135 Селиванов А.Ф. Общество помощи и защиты женщин. - СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1907. -С. 7.
136 Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами, происходившего в С.-Петербурге с 21 по 25 апреля 1910 года. Т. 1-2. - СПб., 1911-1912. - Т. 1. - С. 245-249.
137 Селиванов А.Ф. Указ. соч. - С. 8.
По образцу Петербургского общества попечения о молодых девицах было открыто воскресное собрание для работниц в Ялте138.
9 октября 1899 г. открылось московское общество улучшения участи женщин. Согласно уставу его членами могли стать лица не моложе 16 лет, все, кто поддерживал борьбу с развратом, и тесно связанным с ним пьянством. Общество оказывало материально-нравственную помощь, поддерживало общее и профессиональное женское образование, устраивало приюты для падших женщин, столовые, кассы взаимопомощи, библиотеки, вечера, курсы, утренники, елки,
139
прогулки, изучение брошюр против пьянства и разврата . Функционировало три воскресных школы, в которые посещали около 50-ти девочек, летняя сельскохозяйственная колония для 6 работниц. В 1903 г. общество насчитывало 588 членов, потратило на свою деятельность 3 952 руб. Комиссия по организации трудовой помощи в разные годы обеспечивала работой от трети до половины обращавшихся женщин, спасательная комиссия оказала денежную помощь для покупки одежды, выкупа швейной машины и т.д. Занимаясь просвещением работниц, «общество спасло многих от скользкой дороги». Образовательная комиссии общества, возглавляемая И.Ф. Арманд содержала воскресную школу, где обучались 197 учениц швейных мастерских, ремесленниц, работниц, прислуги, домохозяек140.
С 1901 г. развернуло деятельность общество защиты женщин в Нижнем Новгороде. §1 его устава гласил: «Целью общества служит нравственная и материальная помощь нуждающимся женщинам, а так же борьба с условиями, способствовавшими падению их». §2 ставил задачу в первую очередь устранять в жизни девушек и женщин случаи крайней нужды. Для чего §3 рекомендовал устройство следующих учреждений: административно-справочного бюро, одной из задач которого являлось указание нуждающимся вакантных мест и средств заработка, общежития для временного пребывания женщин, ищущих работу, ремесленных мастерских и т.п. Основная мысль устава сводилась к следующему: «будучи бессильной изменить социальные условия, губящие женщину, благотворительная помощь может однако устранить в некоторых случаях тот решающий момент, который нередко становиться роковым, беспомощность, зависящую от временной безработицы, отсутствие крова, знакомых в чужом городе, случайные семейные драмы, и т.д. В этих случаях вовремя поданная, иногда ничтожная помощь может спасти человека от гибели. Если помощь и совет в острой нужде важны для мужчины, то тем больше значения они могут иметь для женщины, и в особенности для девушки - подростка, беспомощной уже в силу своей неопытности»141.
Правление общества формировалось из пяти действительных членов, пяти кандидатов в члены правления и пяти членов ревизионной комиссии. Долгое время правление возглавлял А.Е. Касьянов.
Ежемесячно на все мероприятия обществу требовалось не менее 200 руб., средств не хватало. В первые два года существования нижегородскому обществу финансовую поддержку оказывало Российское общество защиты женщин. Но при планировании бюджета на 1903 г. в ответ обращение нижегородского комитета к РОЗЖ об очередном 500 руб. ассигновании, был получен отказ, с пояснением, что общий баланс нижегородского общества помощи нуждающимся женщинам в 1902 г. достиг довольно крупной суммы, почти равной балансу РОЗЖ.. Таким образом, в последующие годы доход общества в основном составляли частные пожертвования, пособия от ярмарочного комитета, городского головы, мещанского общества и ремесленной управы.
Правление общества руководило отдельными в его структуре комиссиями, каждая из которых выполняла руководство определенным видом деятельности общества.
138 Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами. - Т. 1. - С. 262.
139 Золотарев Л.А. Личная и общественная борьба с развратом. 2-е изд., дополненное. - М.: Тип. т-ва И.Н. Куш-нерев и К°, 1900. - С. 60.
140 Отчет комитета московского общества улучшения участи женщин за 1901 год. - М.: Тип. А.В. Васильева и К°, 1902. - С. 18-23; Отчет о деятельности общества улучшения участи женщины в Москве за 1902-1903 гг. - М.: Тип. Н.М. Михайлова, 1904. - С. 41-42.
141 Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1902 год. - Н.Новгород: Тип. П.И. Конышева, 1903. - С. 25, 3.
Трудовая помощь, намеченная уставом, сорганизовалась не сразу, то предлагалось устроить закрытый приют для несчастных сирот, то намечалась платная профессиональная школа, но практика жизни привела к организации именно учебной мастерской, так как обращавшиеся с просьбой помочь в поиске жилья и работы девушки и женщины чаще всего не имели никаких трудовых навыков.
Учебная мастерская состояла из трех отделений, размещавшихся в одном помещении: посреднического бюро для приискания мест, временного общежития и непосредственно ремесленной мастерской. Таким образом, три отделения были органически связаны между собой, каждое курировалось своей отдельной комиссией, под общим руководством комиссии трудовой помощи, состоявшей из 24 членов.
Женщины, искавшие временного пристанища, сразу же записывались в бюро, приходившие в поисках работы, узнавали о временном пристанище, а мастерская помогала оплатить проживание и немного заработать, давала не только основы мастерства, но и произво-
142
дила готовую продукцию .
Комиссию при трудовом справочном бюро общества возглавляла А.К. Никитина. Ежегодно за предложением своих рук в бюро записывалось более 500 девушек и женщин в возрасте от 15 до 60 лет, свободные, замужние и вдовы разных сословий. Из 542 человек, просивших помощь в трудоустройстве в 1903 г., 358 было неграмотных. Устроиться горничной пожелали 135 женщин, акушеркой - 134, няней - 70, прислугой - 145, домашней портнихой - 19, экономкой - 3, поварихой - 15, конторщицей - 4, кормилицей - 1, продавщицей - 2, кассиршей -
6, бонной - 4. Сведения о поступлении на работу имелись о 77 лицах: горничной - 12, кухаркой - 26, няней - 15, прислугой - 21, бонной - 2, мастерицей - 1.
Учебной мастерской и общежитием заведовала О.П. Грацианова. Мастерская служила практической школой шитья для молодых девушек, по аналогии частных мастерских, но без темных сторон сводничества последних. В мастерской всегда имелась простая и более сложная работа, она давала заработок живущим в общежитии и приходящим за помощью. Мастерская приносила прибыль в 50-60 руб. в месяц при том, что часть девушек только обучались шитью и имелись только одна закройщица и ее помощница. С приглашением опытной мастерицы прибыль сразу увеличилась до 108 руб. Доход отчасти окупал ее собственное содержание и содержание общежития143. В 1903 г. мастерская получила на 30 руб. от городской управы заказ на халаты для ассенизационного обоза и на следующий 1904 г. ещё на 50 руб.144 Девушки и женщины, кроме тех, кто совсем не мог шить, получали жалование от 1 до 16 руб. в месяц, или 15-40 коп. поденно 145. Были случаи, что число работавших доходило до 86 человек146, но из-за недостатка мест и денег очень многим приходилось отказывать, особенно сильный наплыв безработных наблюдался в октябре и ноябре, т.е. в период предстоящей зимы.
Время пребывания в общежитии колебалось от одного дня до восьми месяцев, более продолжительное время проживали несколько девушек-подростков, являвшихся постоянными работницами мастерской. За год оно давало кров в среднем 40-50 женщинам, в том числе с грудными и малолетними детьми147. Большинство из них ранее проживали в углах и трущобах, в самых неблагоприятных моральных и физических условиях, прибыв из Нижегородской, Казанской, Симбирской, Пермской, Рязанской, Костромской, Петербургской, Вологод-
148
ской и Лифляндской губерний . Например, у одной 16-летней девушки отец был слепым, мать страдала параличом, сестра была в доме терпимости, туда же принуждала отправиться мать и вторую дочь. Девушка обратилась за помощью к одной из учительниц воскресной
142 Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1902 год. - С. 5, 8, 26.
143 Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1902 год. - С. 10, 29, 26.
144 Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1903 год. Н.Новгород. Типография П.И. Конышева, 1904. - С. 23.
145
146
147
148
Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1902 год. - С. 28.
Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1903 год. - С. 23. Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1902 год. - С. 26. Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1902 год. - С. 27.
школы, и устроилась в общежитие общества149. В силу своего семейного положения в постоянной помощи нуждались 2/3 всех пользовавшихся общежитием и мастерской.
Поднимались в 7°°, ложились спать в 22°°. В период 8-ми часового рабочего дня с 9°° до 19°° устраивали два перерыва по часу для обеда и отдыха. Подростки до 15 лет работали до 17°°. Для заведования хозяйством была приглашена надзирательница, под руководством которой девушки по очереди вели необходимые хозяйственные работы. Обед состоял из двух блюд, обязательно мясное горячее, жареная картошка или каша, то же самое на ужин. К чаю обязательно подавали белый хлеб, в достаточном количестве имелось молоко. Обед с чаем стоил 5 коп., пользование общежитием стоило 1 коп., пользование койкой с постелью и бельем - 5 коп. Те, кто не мог заплатить, а таких было большинство, получали все бесплатно.
Вечером, с 19°° до 20°° с жилицами общежития проводились занятия по арифметике, русскому языку, истории и географии, чтению. Священник отец О.А. Троицкий вел духовные беседы. На Рождество на частные пожертвования организовывали елку. Летом каждый день прогуливались и купались, иногда выезжали к членам комиссии на дачи. В 1902 г. 14-летняя девочка, страдавшая туберкулезом легких, проживала 1,5 месяца на даче одной из членов комиссии, и пополнив силы, продолжила работу в мастерской. Так как многие девушки вследствие тяжелой жизни в прошлом были очень болезненны и истощены, нуждались в летнем отдыхе, появилась необходимость в аренде недорогой дачи, можно было вывозить хотя бы небольшими группами на 1 -1,5 месяца. Двумя женщинами-врачами, одна из которых была стоматологом, оказывалась безвозмездная медицинская помощь150. Благотворительная помощь проявлялась постоянно, так в 1903 г. лекарство отпускались бесплатно из аптеки Вильбушевич, от Ф.И. Гнеушева был получен билет на бесплатное пользование баней 12-ти человек151.
Комиссия трудовой помощи курировала работу комиссии мастерских, которой в свою очередь подчинялась комиссия по вопросу о проституции. Последняя занималась поддержанием работы приюта для намеревавшихся исправиться проституток, которым заведовала А.М. Миловидова. В приюте призревалось до 60 женщин от 10 до 33 лет. Большинство из них были крестьянки, работавшие до своего падения прислугой, как правило, больше половины незамужние девушки, сироты. Жизнь в приюте была не привлекательной, 10 % женщин убегали из него и вновь возвращались в проституцию. Парадоксальной выглядела ситуация, когда 50 % из бывших проституток, решивших исправится, из приюта поступали ни куда-нибудь, а вновь в прислуги, дававшей, как известно, наибольший процент падших.
В 1902 г. правление общества решило устроить для женщин, работавших на Нижегородской ярмарке и нуждавшихся из-за дороговизны ярмарочной жизни в дешёвом жилье, общежитие с дешевыми квартирами и столом, а для распространения сведений о задачах общества и его учреждений соответствующее бюро. Обратились к ярмарочному комитету о бесплатном использовании для бюро пустующих лавок, но обращение правления положительного решения не имело, так как по ярмарочным правилам лавки, за которые не платились установленные сборы, не могли предоставляться в безвозмездное пользование, а должны были сдаваться в аренду для пополнения состоявших за ними недоимок.
На ходатайство общества позитивно отреагировал управляющий ярмаркой. За 26 руб. 27 коп. ярмарочной конторой было отведено помещение. С 20 июля начало действовать бюро под руководством Н.А. Рейнгард, а в конце июля открылось общежитие, заведование которым поручили Ф.С. Хилькевич. В течение всей ярмарки на видных местах размещались объявления с адресами бюро, учреждений и членов общества.
Для извлечения женщин, втянутых в разврат, постоянно проводились объезды притонов и мест, где обычно собирались проститутки. При таких объездах в глаза членов общества бросалось значительное число находившихся там малолетних, о чем сразу же сообщалось полиции, но несмотря на тщательные расследования, проводимые полицией и врачебным инспектором, де-тей-проституток в притонах не оказывалось. Провоцировали заблуждение проститутки малень-
149 Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1903 год. - С. 23-24.
150 Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1902 год. - С. 28, 29.
151 Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1903 год. - С. 25.
кого роста, по паспорту от 17 до 21 года, одевавшиеся в короткое платье, поддерживавшие такой
152
вид для большей оплаты за услуги . Отмечалось, что многие проститутки были запуганы угрозами хозяек. А на предложения «бросить позорное ремесло и отправиться в приют общества для возврата к честному труду, радостно соглашались». Из приюта некоторым удавалось устроиться в городе на работу, кому-то помогали вернуться на родину, тем, кому требовалось лечение, направляли в больницу. Приют имел тесную связь с Мартыновской земской больницей, куда при необходимости направляли венерических больных.
В последующие годы благодаря опыту первых двух лет общество начинало подготовку к работе на ярмарке задолго до ее открытия.
Организация нижегородским обществом защиты женщин помощи в виде досуга приобрела форму воскресных собраний, проводившихся членами комиссии праздничных собраний в составе двадцати девяти человек, среди которых были: заведующая, заведующая чтением, помощник заведующей, два учителя кройки, два учителя рукоделия, учитель по изготовлению цветов, два учителя бухгалтерии, два учителя пения, библиотекарь, три заведующих буфетом, семь лекторов, три регистратора, три дежурных153. Комиссию праздничных собраний возглавляла О.К. Буланова.
Комиссия располагала своими собственными средствами. Например, в 1902 г. из кассы общества поступило 174 руб., от благотворителей - 178 руб. 37 коп., от членов комиссии - 15 руб. 22 коп., от продажи бумаги - 1 руб. 50 коп., от буфета - 9 руб. 93 коп. Как правило, расход соответствовал приходу средств.
Воскресные собрания проводились в помещениях арендованного 4-х классного городского училища. За счет комиссии праздничных собраний в училище было проведено электрическое освещение, все это стоило 170 руб., но на расходы пришлось пойти, т.к. это являлось условием предоставления помещений училища воскресным собраниям общества, к тому же помещения были удобны, и публика к ним привыкла154.
Собрания занимали весь воскресный или праздничный день:
с 12°° до 14°° - уроки бухгалтерии;
с 14°° до 16°° - уроки кройки, рукоделия, изготовление цветов;
с 16°° до 1645 - перерыв, чай;
с 1645 до 1730 - духовная беседа;
30
с 17 до 19°° - чтение с туманными картинками, декламирование стихов, чтение по
ролям;
с 19°° до 20°° - музыкальное отделение;
с 20°° до 21°° - игры и танцы;
с 15°° до 18°° работала библиотека собраний, где можно было получить книги на дом, по воскресеньям ее посещало в среднем 50 человек.
К 1903 г. библиотека располагала 467 наименованиями литературы в 558 томах - религиозно-нравственной, по истории и географии, словесности, естествознания, биологии, учебники и периодические издания. Наибольшим спросом пользовались А.И. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, Т. Майн-Рид, М.Ю. Лермонтов, Г. Сенкевич, Д.В. Григорович, П.Р. Фурман, И.А.Гончаров, из периодических изданий - «Нива», «Родник», «Всходы», «Детское чтение». Читали В.А. Жуковского, А.Ф. Погосского, А.С. Грибоедова, В.Г. Короленко, А.С.
Пушкина, биографию А.В. Кольцова, по истории - сочинения М.Н. Тихомирова о жизни сла-
вян, о начале русского государства, перед Великим Постом - «жития святых».
За год проводилось около 30 собраний, со средним числом 90 посетительниц в возрасте от 14 до 60 лет. Половина из которых, жили на обеспечении родителей, другие работали на дому, в мастерских общества, служили продавцами, горничными и прислугой, в основном люди грамотные, всего 1 % посетительниц не умели писать и читать.
152 Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1902 год. - С. 20, 23-24.
153 Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1902 год. - С. 24, 20, 16.
154 Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1903 год. - С. 11.
Кроме собраний совершали прогулки на пароходе за город, приглашали оркестр балалаечников, проводили уроки пения, чтения и беседы о важности гигиены, на Пасху и Рождество ставили спектакли .
В г. Саратове в 1901 г. дамским комитетом общества пособия бедным был устроен воскресный отдых для работниц. Самое большое число посетительниц 120. Обучались грамоте, кройке и пению. Устраивались научные чтенья и музыкально-литературные вечера156.
В 1902 г. открылось общество защиты женщин в Баку. Оно содержало убежище, при котором были устроены белошвейная и модная мастерские. Призревалось в нем 12 женщин. В 1902 г оно израсходовало 2 175 руб. 85 коп, из них 88 руб. на покупку материалов для ра-
157
боты и 286 руб. на выдачу ссуд .
С того же 1902 г. существовало общество попечения о молодых девицах в Одессе. 225 его членов обеспечивали обучение девушек грамоте и рукоделию, организовывали чтения, беседы, литературно-музыкальные вечера. В 1903 г. библиотека предоставила 277 абонементам 1 692 книги, в общежитие проживало 45 девушек, воскресное собрание посетило 8 973 человек, расход общества исчислялся суммой в 51 500 руб.
А.Г. Быкова исследуя проституцию как «социальную аномалию» в больших городах Сибири, упоминает томское общество защиты женщин с оригинальным названием «Пчельник», начавшее работу в 1904 г., и омский филиал Российского общества защиты женщин, появившиеся в конце 1916 г. Как утверждает исследователь, деятельность томского общества сосредотачивалась на призрении «спасаемых» женщин в богадельне, в которой в 1912 г. находилось 43 женщины. Осенью 1916 г. санитарное бюро города Омска получило устав киевского отделения Российского общества защиты женщин, городская дума выделила на организацию общества защиты женщин 3 000 руб.159
Все общества защиты женщин просуществовали до 1915-1917 гг. и вынуждены были свернуть свою деятельность по причине известных событий.
К сожалению, скудность документов о деятельности того или иного общества защиты женщин не позволяет нам сделать более глубокий анализ деятельности каждого из них. Но на основании сохранившихся архивных и опубликованных источников можно сделать следующие общие выводы:
1. Общества защиты несчастных женщин создавались благодаря общественной инициативе, за счет благотворительности.
2. Создание обществ, преследовавших непосредственно цель защиты женщин от опасности падения в проституцию, осуществлялось в пределах общих Правил об обществах и союзах, на основании которых утверждались уставы и формировалась структура обществ, и как показала практика, эти правила действительно отвечали разносторонним запросам российского общества рубежа XIX - XX вв.
3. Деятельность обществ защиты женщин осуществлялась в двух направлениях: профилактика «падения» женщин и помощь проституткам в перемене способа жизни и заработка.
3. Главными средствами являлись трудовая помощь и предоставление жилья, культурно-нравственное развитие через образование и организацию здорового досуга. Отбор наиболее эффективных методов в достижении наилучших результатов в этой деятельности проводился непосредственно в процессе проб, успехов и просчетов каждого из обществ.
Библиографический список
1. Баранов А.Н. В защиту несчастных женщин. - М.: Тип. С. Дороватовского и А. Ча-рушникова, 1902. - 163 с.
155 Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за 1902 год. - С. 12-16, 21.
156 Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами. - Т. 1. - С. 262.
157 Селиванов А.Ф. Указ. соч. - С. 5.
158 Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами. - Т. 1. С. 262.
159 Быкова А.Г. Социальная аномалия в истории больших городов Западной Сибири 1880-е - 1914 гг. - Омск: НОУ ВПО «Омский юридический институт», 2004. С. 48-49.
2. Быкова А.Г. Социальная аномалия в истории больших городов Западной Сибири 1880-е - 1914 гг. - Омск: НОУ ВПО «Омский юридический институт», 2004. - 96 с.
3. Золотарев Л.А. Личная и общественная борьба с развратом. 2-е изд., дополненное. -М.: Тип. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1900. - 70 с.
4. Материалы к истории Казанского общества трезвости и других обществ. - Казань: Тип. Имп. ун-та, 1911. - 143 с.
5. Отчет комитета московского общества улучшения участи женщин за 1901 год. - М.: Тип. А.В. Васильева и К°, 1902. - 68 с.
6. Отчет о деятельности общества улучшения участи женщины в Москве за 1902-1903 гг. -М.: Тип. Н.М. Михайлова, 1904. - 106 с.
7. Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за
1902 год. - Н. Новгород: Тип. П.И. Конышева, 1903. - 33 с.
8. Отчет общества помощи нуждающимся женщинам в городе Нижнем Новгороде за
1903 год. - Н. Новгород. Тип. П.И. Конышева, 1904.- 35 с.
9. Селиванов А.Ф. Общество помощи и защиты женщин. - СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1907. - 10 с.
10. Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами, происходившего в С.-Петербурге с 21 по 25 апреля 1910 года. Т. 1-2. - СПб., 19111912. - Т. 1. - 334 с.
11. Устав общества защиты несчастных женщин в г. Казани. - Казань: Тип. Императорского ун-та, 1899. - 29 с.