Научная статья на тему 'Деятельность женских общественных организаций России по оказанию социальной помощи проституткам в XIX - начале ХХ вв'

Деятельность женских общественных организаций России по оказанию социальной помощи проституткам в XIX - начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
879
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АБОЛИЦИОНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН / ФЕМИНИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукова Людмила Александровна

Статья посвящена историческому обзору деятельности женских общественных организаций России по оказанию социальной помощи проституткам в XIX начале ХХ вв. На конкретном статистическом материале автор изучает социальные причины проституции и выделяет наиболее эффективные формы помощи женщинам (приюты, адресная помощь, трудоустройство, курсы грамотности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF WOMEN''S PUBLIC ORGANIZATIONS OF RUSSIA FOR RENDERING THE SOCIAL HELP TO PROSTITUTES IN XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Article is devoted to the historical review of activity of women's public organizations of Russia on rendering the social help to prostitutes in XIX the beginning of the XX centuries. On a concrete statistical material the author studies the social reasons of prostitution and allocates the most effective forms of the help to women (shelters, the address help, employment, literacy courses).

Текст научной работы на тему «Деятельность женских общественных организаций России по оказанию социальной помощи проституткам в XIX - начале ХХ вв»

РАЗДЕЛ VII. ИСТОРИЧЕСКИМ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Л.А. Жукова

Liudmila Zhukova

УДК 364.6-3-055.2(091)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПРОСТИТУТКАМ В XIX -НАЧАЛЕ ХХ вв.

Аннотация. Статья посвящена историческому обзору деятельности женских общественных организаций России по оказанию социальной помощи проституткам в XIX - начале ХХ вв. На конкретном статистическом материале автор изучает социальные причины проституции и выделяет наиболее эффективные формы помощи женщинам (приюты, адресная помощь, трудоустройство, курсы грамотности).

Ключевые слова: аболиционизм, социальная помощь, Российское общество защиты женщин, феминизм.

ACTIVITIES OF WOMEN'S PUBLIC ORGANIZATIONS OF RUSSIA FOR RENDERING THE SOCIAL HELP TO PROSTITUTES IN XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Abstract. Article is devoted to the historical review of activity of women's public organizations of Russia on rendering the social help to prostitutes in XIX - the beginning of the XX centuries. On a concrete statistical material the author studies the social reasons of prostitution and allocates the most effective forms of the help to women (shelters, the address help, employment, literacy courses).

Keywords: Abolitionism, social help, Russian society of protection of women, feminism.

Изучение благотворительности как социального феномена невозможно без осознания его места в жизни общества и государства. В исследованиях по истории благотворительности последних лет отмечается, что ее взаимосвязь с социальной политикой государства, как правило, носит достаточно сложный характер и в значительной степени обуславливается сложившимися в данном обществе представлениями о социальном равенстве (или неравенстве), о правах и свободах граждан, о степени ответственности государства за благополучие своих подданных. Эти представления, как правило, формируются в течение длительного времени и во многом являются результатом естественноисторического процесса, тесно связанного с генезисом социальных функций государства, становясь неотъемлемой частью политической культуры общества.

Несмотря на то, что в последние два десятилетия появились интересные исследования по истории проституции [5; 6; 7; 8; 10], одним из важных и малоизученных направлений истории феминистского движения в России является деятельность женских общественных организаций и отдельных энтузиасток по оказанию социальной помощи проституткам.

К моменту возникновения первых публичных домов в России организованная проституция в Западной Европе существовала уже много веков. Первые легальные публичные дома появляются в античной Греции по реформам Солона (VII в. до н.э.). В древнем Риме проститутки подвергались государственной регистрации в публичных домах - лупанариях и обязаны были носить особую одежду желтого цвета, которая отличала бы их от порядочных женщин.

Особого размаха проституция в Западной Европе достигает в Средние века. Даже отцы католической церкви не считали зазорным для себя являться содержателями домов терпимости. Так, папа Бенедикт IX в 1033 г. открыл публичные дома в Риме, а мэр Лондона арендовал в 1371 г. у епископа Винчестерского все публичные дома, построенные на его земле [1, ст. 1043].

© Жукова Л.А., 2014

Просвещенный абсолютизм в Европе не принес перемен в отношении к проституткам. Особой жестокостью отличалось австрийское законодательство Марии Терезии (1769 г.). Был разработан специальный обряд поругания падших женщин, просуществовавший до двадцатых годов XIX в. Проституток, раздев догола, сажали в мешок, оставляя свободной только голову. Волосы на голове сбривали и мазали ее дегтем. Женщину выставляли на поругание праздничной толпы, вышедшей из кирхи после воскресной службы, затем безжалостно секли розгами; истерзанную вывозили на тачке из города, где у пограничного камня палач провожал ее в изгнание пинком ноги, а чернь - камнями и грязью [2, с. 117].

Не менее жестоким репрессиям подвергались и лица, способствующие росту проституции. Сводников штрафовали, конфисковывали у них имущество, били кнутом, клеймили, обрезали носы, ссылали, сажали в тюрьму и даже казнили. Однако запретительная система не могла ни уничтожить, ни уменьшить размеры проституции, причины которой коренились в социальных отношениях.

В начале XIX в. во Франции создается полиция нравов. Проституция легально признается государством, а женщины, занимающиеся ею, должны были подчиняться врачебно-полицейскому надзору. В 1802 г. в Париже открывается первый диспансер для принудительного освидетельствования женщин-проституток с целью предотвращения распространения венерических болезней. Постепенно система регламентации проституции распространяется во всех европейских странах.

В России о существовании публичных домов, или как их тогда называли - домов терпимости, впервые упоминается в 1728 г. Во второй половине XVIII в. проституция и публичные дома в России получают уже большое распространение. Екатерина II, обеспокоенная вспышками венерических заболеваний в армии, издает ряд сенатских указов (1763, 1765, 1771 г.), направленных на изоляцию «непотребных девок» в работных домах. По Уставу благочиния (1782 г.) частным приставам вменялось в обязанность пресекать проституцию в городах.

Запретительная система в отношении проституции подтверждалась законодательством Николая I. Так, согласно статье 182 сельского полицейского устава для государственных крестьян (1839 г.) предписывалось «холостых и вдовых мужчин, равно незамужних и вдовых женщин, уличенных в непотребстве, употреблять в общественные низкие работы, как то: на метение и очищение улиц от грязи и сора, на мытье полов в общественных домах и т.п.» [2, с. 160].

Однако уже в Уложении о наказаниях 1845 г. впервые появляются проблески либеральных идей о сексуальной свободе личности. 4 марта 1843 г. министр внутренних дел Л.А. Перовский положил начало регламентации проституции в стране. При Медицинском департаменте в мае 1843 г. создается особый врачебно-полицейский комитет, выявивший в столице 400 женщин, занимающихся проституцией. В 1844 г. появились правила для содержательниц и обитательниц публичных домов, просуществовавшие без особых изменений почти 20 лет до 1861 г.

По своему социальному положению большинство проституток в России происходили из низших сословий. В 1866 г. в Петербурге в официальных списках числилось 2288 проституток, из них к привилегированным сословиям относились только 55 женщин. 2113 являлись русскими подданными, 175 - иностранками, преимущественно немками. Грамотных среди них было всего 424 женщины. В Москве из 957 официально зарегистрированных проституток 749 были неграмотными [17, с. 335].

По однодневному обследованию, проведенному Министерством внутренних дел 1 августа 1889 г. во всех губерниях и областях Российской империи (кроме Великого княжества Финляндского), в стране имелось 1216 официально разрешенных публичных домов и домов свиданий с 7840 проститутками. Всего же вместе с уличными проститутками под врачебно-полицейским надзором находилось 17603 женщины. По сословной принадлежности подавляющее большинство относилось к крестьянкам (47,5%) и мещанкам (36,3%). Дворянок и дочерей чиновников среди официально зарегистрированных проституток было всего 1,8% [13, с. XXIII].

Любопытно, что по этническому составу 17603 проститутки принадлежали к сорока шести национальностям. По возрастному составу подавляющее большинство (69,9%) были молодыми барышнями до 25 лет, только 1,3% проституток были старше 40 лет. Для них был характерен очень низкий образовательный уровень - читать и писать из всех обследованных

умели только 4,9%. Большинство имели «профессиональный стаж» от 1 года до 3 лет (свыше 50%), но были отдельные случаи, когда проститутки занимались своим ремеслом свыше 26 лет (0,1%) [13, с. XXII].

В большинстве случаев история их втягивания в орбиту проституции выглядит одинаково. Детьми 9-10 лет их привозили в большие города из деревни, отдавали ученицами в мастерские, преимущественно швейные, белошвейные, по изготовлению шляп и искусственных цветов. Сама атмосфера подобных заведений действовала на девочек не особенно благотворно: с одной стороны, изнурительный труд в тесных душных помещениях, постоянные окрики и подзатыльники мастериц, а с другой - пример молодых мастериц и учениц постарше, постоянная женская зависть к нарядам приходящих заказчиц и невозможность купить себе даже скромную обновку к празднику, поскольку жалованье ученицам не полагалось: они работали за ночлег и еду.

Не случайно, по данным нескольких обследований проституции в России, среди наиболее частых причин, толкавших женщину на этот путь, назывались нужда, отсутствие средств, отвращение к тяжелому труду, пример подруг, соблазн, стремление к нарядам и развлечениям. Некоторые исследователи этого вопроса, как В.М. Тарновский в своей известной книге «Проституция и аболиционизм» выделяли в качестве главной причины проституции порочную природу падших женщин.

Бесспорно, что не всякая голодающая женщина пойдет на панель, есть такие, которые будут стойко переносить нужду, и коль встанет выбор, предпочтут самоубийство позорному ремеслу. Однако, по мнению одной из исследовательниц женского вопроса в начале века, «разве девушка из низших слоев общества не смеет иметь того стремления к радости, нарядам и веселому обществу, которое присуще всякой средней женщине? Виновата ли она, что не может удовлетворить эти стремления законным путем ... и должна жертвовать честью, чтобы хоть раз повеселиться, вдоволь поесть и иметь новое платье?» [18, с. 69].

Вторым большим источником пополнения проституции являлись лица, работающие по найму домашней прислугой: горничные, кухарки, гувернантки. В этом отношении показательны следующие статистические данные. В начале ХХ в. Международный союз аболиционистов обратился к Попечительскому комитету Петербургского дома милосердия с просьбой собрать сведения о влиянии условий женского труда на занятия проституцией в столице. Были разработаны опросные листы и в количестве 600 разосланы по публичным домам города. Среди проституток наибольший процент по своим бывшим занятиям составляла домашняя прислуга - 33% (199 женщин), затем шли ремесленницы - 24% (143 женщины), на последнем месте были фабричные работницы - 14% (85 женщин) [16, Т. I, с. 146]. В материалах обследования указывалось, что большой процент проституток вербовался также из кафешантанных певиц, хористок и статисток.

Жизнь в публичном доме и жизнь уличной проститутки довольно быстро вели к деградации личности, отупляли женщин. Бессонные ночи, пьяные оргии, скука, отсутствие пребывания на свежем воздухе, жирная пища, избыток сладостей - все это делало проституток пассивными, заставляло их приспосабливаться к существованию в публичных домах. Большинство из них никогда и не предпринимали попыток вернуться к трудовой жизни, прекратить занятия проституцией. Пугали неизвестность, полное отсутствие всякого жилья, низкие заработки. В самом деле, белошвейки могли заработать тяжелым трудом от 10 до 15 рубл. в месяц, прачки - до 15 рубл., работницы папиросных фабрик - 10 рубл., домашняя прислуга на хозяйском питании получала от 5 до 12 рубл. Заработок же проституток был гораздо выше. В зависимости от категории публичного дома - от 50 копеек до 5 рубл. за одного гостя. Обычно же за ночь проститутка имела 10-15 клиентов.

Неизменным спутником проституции был алкоголизм. До 70-х годов во многих публичных домах не разрешалось продавать спиртное, однако затем этот запрет был отменен, и хозяйки публичных домов извлекали из продажи спиртных напитков большую выгоду. По анкете врача А.Н. Бородина, обследовавшем в начале века несколько публичных домов в России, «из 621 проституток 460 были завлечены в дома терпимости в состоянии опьянения. Больше половины заявили, что без алкоголя они не в состоянии были бы заниматься своим промыслом» [14, с. 425-426].

Врач М.И. Покровская, проводившая в 1899 г. медико-психологическое обследование клиенток Калинкинской больницы, пишет о 25-летней проститутке с 11-летним стажем. Начав «работу» в двухрублевом заведении, после венерического заболевания она оказалась в 30-

копеечном. Там для поддержания тонуса девушкам, обслуживающим по 20 человек в ночь, хозяйка давала по 4 стакана водки [12, с. 13]. Неудивительно, что все девушки в этом заведении быстро становились алкоголичками.

Несмотря на обязательные врачебные осмотры, вводимые в России с 1843 г., проституция являлась одним из основных источников распространения венерических болезней. По данным врача Никольского, разработавшего анкету обследования «Алкоголизм среди студентов», одним из самых негативных последствий опьянения было посещение публичных домов и случайные связи с уличными проститутками. Так, в Московском университете подобным образом заразились сифилисом 34,9% из числа больных сифилисом студентов, гонореей - 40% [14, с. 532-533].

При таком образе жизни за пять-семь лет хорошенькая здоровая деревенская девушка превращалась в отупевшую измученную старуху. Яркий портрет проститутки со стажем дала в своем выступлении на Первом всероссийском съезде по борьбе с торгом женщинами и его причинами врач А.П. Шабанова: «Проститутка с детства в 25-28 лет удивительно нелепа: этот тупой взгляд, низкий лоб, отвисшая нижняя губа. Испорченная кожа лица и рук, развалистая походка, пассивность ко всему окружающему, особенно к своей профессии, сразу выдают проститутку. Только алкоголь поднимает их, это их верный, любимый друг и злейший бич. Хотеть «освободиться» они не смеют. Этих женщин надо забыть, оставить, ибо они не хотят уже свободы, не чувствуют даже позыва к ней!» [16, Т. II, с. 382].

Однако во второй половине XIX в. в Западной Европе и России возникли общественные организации, ставившие своей целью социальную реабилитацию проституток. Во многом это было связано с тем, что в образованных кругах общества появился двоякий взгляд на проституцию: не только как на естественное зло, связанное с порочной природой человека, но и как назло социальное, связанное с несовершенством общественного устройства. Толчком для этого послужило английское законодательство о регламентации проституции (1866 г.). Как протест против этого закона в Англии возникает либеральное общественное движение, ставящее своей целью отмену института полиции нравов. Большое значение для формирования общественного мнения, осуждающего регламентацию проституции, имел Союз для борьбы с правительственной регламентацией порока, основанный Джозефиной Бутлер в 70-х гг. прошлого века. Во многом благодаря деятельности этой энергичной женщины английский парламент в 1886 г. отменяет все законы и распоряжения, касающиеся врачебно-полицейского надзора за проституцией [4, с. 23].

Примеру Англии последовали аболиционисты Голландии, Норвегии, Дании, США. Под влиянием общественного мнения правительства и церковь переходят к все более и более гуманным мерам борьбы с проституцией. Принудительным является только обязательное лечение проституток, больных венерическими болезнями. Постепенно в различных кругах общества возникают идеи благотворительной помощи и социальной поддержки павшим женщинам. Одним из первых эту мысль высказал в своей брошюре лютеранский проповедник Захлер, поднявший вопрос о необходимости создания специальных приютов для женщин, не желающих больше заниматься проституцией.

В начале века движение за отмену регламентации проституции получило широкое распространение и в России. Любопытно отметить, что в 1910 г. в президиум Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами было направлено письмо за подписью 63 проституток с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности обязательных медицинских осмотров мужчин - посетителей публичных домов. «Не смея долго утруждать внимание почтенного съезда, - писали проститутки, - покорнейше просим обсудить этот вопрос и постараться устроить так, чтобы к здоровым из нас не допускать больных посетителей, а требовать от них здоровья наравне с нами. Не лучше они нас, участвуя в таком деле» [16, Т. II, с. 512].

В России одной из первых на судьбу несчастных женщин обратила внимание графиня Е.К. Ламберт (урожденная Канкрина). Она организовала в Петербурге Кружок защиты падших женщин и на собственные средства в 1862 г. открыла в Петербурге приют «Магдалина» при Калининской больнице.

Много сил и душевного тепла отдали опустившимся, больным, озлобленным женщинам, побывавшим на дне большого города, сотрудницы этого приюта сестры Крестовоздвиженской общины М.И. Алексеева, Н.В. Стасова и княжна М.М. Дондукова-Корсакова. Вся жизнь последней являлась примером самоотверженного служения

отверженным обществом людям. Помимо материальной помощи М.М. Дондукова-Корсакова лично ухаживала за больными проститутками и дежурила в тюремной больнице. На ее отпевании в церкви при Литовском замке (одной из тюрем Петербурга) присутствовали все арестанты, купившие на последние копейки свечи.

В 1863 г. в Петербурге с еще одной инициативой помощи проституткам выступила Великая княгиня Мария Николаевна. Был создан Дом милосердия с двумя отделениями: для несовершеннолетних (1863 г.) и взрослых проституток (1868 г.). В 1868 г. Дом милосердия и приют «Магдалина», основанный графиней Е.К. Ламберт при Калининской больнице, объединились. Первый устав Дома милосердия был утвержден 17 января 1864 г., второй, дополненный - 29 декабря 1876 г. По Уставу общим распорядительным органом Дома милосердия являлся его Совет. При Доме был создан Попечительский комитет. Его члены проделали большую работу не только по оказанию помощи женщинам, уже вставшим на путь проституции, но и по социальной профилактике этого негативного явления. В Петербургском врачебно-полицейском комитете, где происходила официальная регистрация проституток и обмен их паспортов на «желтые билеты» (бланки), постоянно дежурила одна из членов Попечительского комитета. В ее обязанности входило сообщать каждой вновь регистрируемой проститутке опасность этого шага и рассказать ей, куда бы она могла обратиться за помощью. Благодаря такой форме профилактики в 1908 г. 6% регистрируемых отказались от намерения взять бланк, в 1909 г. это число возросло до 10% [16, Т. I, с. 278].

В июне 1866 г. было устроено убежище Марии Магдалины в Москве на Полянке. В октябре 1866 г. в нем находились 13 девушек от 12 до 20 лет. Помимо обучения грамоте и рукоделию девушки по очереди дежурили в венерологической лечебнице для проституток, устроенной княжной С.В. Голицыной. Приют, попечительство над которым взяла княгиня О.А. Голицына, наладил тесный контакт с Обществом поощрения трудолюбия

A.П. Стрекаловой. Она помогала устраивать заказы частных лиц на ручные изделия девушек приюта. Большое значение для нравственного здоровья призреваемых имели частые беседы с протоиереем Покровского собора А.И. Воскресенским. Почетным казначеем приюта был

B.Д. Коншин: его участие и щедрые пожертвования обеспечили приюту неплохую материальную базу. Фабрикантам Коншиным принадлежали химические заводы в Орловской губернии и мануфактурное производство в Москве. Семья Коншиных сделала много добрых дел для города. В годы Первой мировой войны сеть коншинских благотворительных заведений в качестве образцового примера обсуждалась на заседании Московской городской думы.

5 января 1868 г. Совет попечительства о бедных в Москве под председательством княгини С. С. Щербатовой учредил Правила учреждений святой Марии Магдалины. Московский врачебно-полицейский Комитет направлял молодых девушек в случае их нежелания заниматься проституцией в Московское убежище Марии Магдалины. Позднее подобные приюты возникли еще в нескольких городах. В них содержалось небольшое количество молодых женщин - 20-25, которые находили здесь приют на несколько месяцев, обучались грамоте, закону Божию, швейному делу или огородничеству (при приютах обычно были сад и огород). Несмотря на гуманное обращение (в парижской тюрьме Святого Лазаря для бывших проституток женщины принудительно занимались шитьем с 6 утра до 19 вечера), подобные приюты не были популярны у «жриц любви». Проститутка Женя из «Ямы» А.И. Куприна так характеризует эти «дома кающихся»: «Ваши приюты Магдалины - это хуже, чем тюрьма. Ваши секретари пользуются нами, как собаки падалью ... Ваши надзирательницы живут с кучерами, дворниками и городовыми, а нас сажают в карцер за то, что мы рассмеемся или пошутим между собою» [15, с. 148].

Во многом эти обывательские представления о приютах св. Магдалины создавались своднями, которые старательно насаждали их, вербуя женщин в публичные дома. В отчете Российского общества защиты женщин отмечалось, что в публичном доме «хозяйка яркими красками рисует жертве ту жизнь, которая ждет ее, если она согласиться поступить в «дом кающихся»: тюрьма, постоянные молитвы, единственная пища - селедка, за малейшее непослушание бьют и запирают на ночь в темный чулан и т.п.» [11, с. 39].

Убедившись в незначительной эффективности такой формы помощи женщинам, как создание приютов Магдалины, общественные организации с конца XIX в. переносят центр тяжести на профилактические меры, препятствующие распространению проституции.

Крупнейшим петербургским обществом, много сделавшим для борьбы с этим социальным злом, явилось созданное в январе 1900 г. Российское общество защиты женщин

(РОЗЖ). Устав Общества предусматривал два основных направления его деятельности: профилактика проституции и оказание помощи падшим женщинам. Активисткам общества в их практической деятельности мешали отсутствие законов об ответственности за совращение и разврат, а также несовершенство законодательства по вопросу о регламентации проституции. Трудность заключалась и в том, что публичные дома существовали официально и были разрешены правительством, следовательно, и торг женщинами не мог уголовно наказываться. Благодаря усилиям членов РОЗЖ правительство ввело ряд законодательных ограничений на распространение проституции в стране. Самым значительным из законодательных актов этого направления явился закон «О мерах пресечения торга женщинами в целях разврата», изданный 25 декабря 1909 г. С целью профилактики проституции РОЗЖ организовало внутри общества следующие четыре отдела: предупреждения, расследования, юридический и попечения о еврейских девушках. Почетной председательницей РОЗЖ была принцесса Евгения Ольденбургская, а Комитет общества возглавляла принцесса Елена Саксен-Альтенбургская. Участие в делах РОЗЖ двух дам из семьи Романовых обеспечило хорошую материальную базу этой организации. Членами Комитета РОЗЖ были графиня С.В. Панина, юрист В.А. де Плансон, врач П.Е. Обозненко и др. В 1905 г. РОЗЖ имело уже девять отделений в других, преимущественно портовых, городах: Александровске Екатеринославской губернии, Вильно, Киеве, Минске, Одессе, Риге, Ростове-на-Дону, Севастополе и Харькове. Общество создавало дешевые общежития для женщин, подыскивало для них работу, выдавало денежные субсидии.

Работа РОЗЖ получила международную известность. С апреля 1901 г. в составе бюро Лондонского комитета Международного союза борьбы с продажей женщин был постоянный представитель от России. Им являлся настоятель посольской церкви в Лондоне протоиерей Евгений Смирнов.

В «Положении о Российском обществе защиты женщин», утвержденном 13 января 1900 г. Министерством внутренних дел, отмечалось, что «общество содействует предохранению девушек и женщин быть вовлеченными в разврат и возвращению уже падших женщин к честной жизни» [15, с. 8]. Для достижения этой цели РОЗЖ ставит две основные задачи: создание приютов для женщин, уже вставших на путь проституции, и содействие «изысканию мер для ограждения молодых девушек от обмана и эксплуатации».

Большую работу в этом направлении проделал отдел предупреждения РОЗЖ, которым руководила С.В. Панина. На Лиговке ею было открыто общежитие, которым за полгода (с июня

1900 по 1 января 1901 г.) смогли воспользоваться 124 женщины. Большинство из них (78) были крестьянки, приехавшие в столицу на заработки и представлявших, в силу своей неопытности, лакомый кусочек для всякого рода своден и хозяек притонов. «Содержательница квартиры для проституток играет в настоящее время в Санкт-Петербурге роль преобладающего фактора в деле развития проституции, отмечалось в отчете РОЗЖ за 1901 г. [15, с. 39].

Из других общественных организаций, оказывающих социальную помощь проституткам, необходимо отметить Московское общество улучшения участи женщин, созданное в 1899 г. Председателем его Комитета до 1904 г. была И.Ф. Арманд, а материальную поддержку обществу помимо семьи фабрикантов Арманд оказывали торговые фирмы многих московских предпринимателей: Попова, Абрикосова, Мюра и Мерлиза, братьев Крестовниковых, Ландрина и др.

В составе общества работали 5 комиссий: литературная, по организации трудовой помощи, по организации спасательной помощи, по устройству общеобразовательных учреждений и попечения об ученицах и мастерских. Общество создало два небольших общежития для женщин (в 1900 г. - на 31 чел.). Впоследствии, за четыре года деятельности общества в общежитии нашли временный приют 312 женщин [11, с. 62].

Большую помощь женщинам, приехавшим в Москву из деревни, оказывало Бюро трудоустройства, созданное обществом. Через него за четыре года (1900-1904 гг.) прошли 1567 женщин, 412 из них получили работу [11, с. 63]. Литературная комиссия начала издавать Листок Московского общества улучшения участи женщин, но Министерство внутренних дел после выхода в свет первого номера запретило его издание. Невозможность вести просветительную работу посредством издания собственной периодической газеты, привела в

1901 г. к ликвидации Литературной комиссии. Обществу постоянно приходилось сталкиваться с противодействием властей: в 1901 году Комиссия попечения о мастерицах и ученицах

выработала проект дешевых квартир для нуждающихся работниц, но чиновниками МВД он был «положен под сукно».

Деятельность Комиссии по спасению женщин была направлена на оказание предупредительных мер против проституции. В 1901 г. был выработан Устав убежища для женщин, однако, по существующему законодательству, его должна была утвердить Московская городская дума. «Но устав этого убежища был возвращен только в 1904 г. - отмечается в отчете общества, - в неузнаваемом для составителей виде; он из черного обратился в красный ... от красных чернил» [11, с. 61].

Комиссия по устройству образовательных учреждений организовала работу трех воскресных школ, в которых обучалось около 1000 учениц. Члены общества сумели привлечь к своей работе не только фабрикантов и членов их семей, но и известных врачей, юристов. Так, известный врач и земский деятель Д.Н. Жбанков выступил 14 ноября 1904 г. на Чрезвычайном собрании общества с докладом «Статистический обзор деятельности Московского общества улучшения участи женщин за 1899-1903 гг.». «Все расходы общества за 4 года, - отметил Д.Н. Жбанков, - составили 15839 рублей» [13, с. 65]. Им были отмечены три основные причины, мешавшие более плодотворной работе общества: недостаток материальных средств, недостаток людей и негативное отношение Министерства внутренних дел к ряду начинаний общества.

Свой вклад в профилактику проституции на рубеже XIX - начале ХХ вв. внесла и деятельность других российских обществ: Русского женского взаимно-благотворительного общества, Всероссийской лиги равноправия женщины, Петербургского общества для пособия бедным женщинам, Московского дамского попечительства о бедных, Петербургского общества помощи работой бедным матерям с детьми и подростками, Московского благотворительного общества «Охрана материнства» и других. Большое значение для социальной и нравственной поддержки женщин сыграли женские клубы, организованные в крупных городах. Из них размахом своей деятельности выделяются Петербургский женский клуб во главе с А.В. Тырковой и Первый московский женский клуб, возглавляемый З.С. Мирович.

Под влиянием общественного мнения и феминистского движения в марте 1903 г. был принят закон о мерах к пресечению торга женщинами. В конце 1909 г. III государственная Дума и Государственный Совет одобрили новый закон, вводивший ряд запретительных мер на проституцию в стране.

В конце 1913 г. либерально настроенная общественность подняла вопрос о необходимости введения нового закона по борьбе с торгом женщинами. Законопроект подготовил врач А.И. Елистратов, активно поддерживаемый аболиционистскими и филантропическими обществами. В мае 1913 г. активистки женского движения решили обратиться за помощью к товарищу председателя кадетской фракции в IV Государственной Думе, врачу и земскому деятелю А.И. Шингареву.

А.И. Шингарев поддержал вынесение на рассмотрение Государственного Совета и Государственной Думы нового законопроекта, связанного с проблемой проституции, основная идея которого сводилась к уничтожению врачебно-полицейского надзора, т.е. регламентации проституции [3, с. 265-266]. Однако Первая мировая война помешала реализации этих планов.

Библиографический список

1. Большая медицинская энциклопедия. Изд. 2-е. - Т. 26. - М., 1962.

2. Елистратов А.И. Борьба с проституцией в Европе. - Казань, 1909.

3. Женский вестник. - СПб., 1913. - №12.

4. Женщина и прогресс: о необходимости расширения женского образования и прав женщин в интересах общественной нравственности, здоровья и общего прогресса. - Харьков, 1911.

5. Жукова Л. А. Борьба с проституцией в первые годы Советской власти // Дерматология и венерология. - М., 1999. - №1.

6. Жукова Л. А. Девочку взяла мадам. Жизнь проституток сто лет назад // Родина. - 1997. - №6.

7. Жукова Л.А. Проституция и женские общественные организации в России в конце XIX -начале ХХ вв. // Женщина в российском обществе. - Иваново, 1997. - №2.

8. Ильюхов А.А. Проституция в России с XVII века до 1917 года. - М., 2008.

9. Куприн А.И. Собрание сочинений в шести томах. Т.5. - М., 1958.

10. Лебина И.Б., Шкаровский М.В. Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. - 40-е гг. XX в.). -М., 1994.

11. Отчет Комитета Московского общества улучшения участи женщин за 1904 г. - М., 1905.

12. Покровская М.И. Борьба с проституцией. - СПб., 1900.

13. Проституция по обследованию 1 августа 1889 года / под ред. А. Дубровского. - СПб., 1890.

14. Речи М.Д. Челышева, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством и по другим вопросам. - СПб., 1912.

15. Российское общество защиты женщин в 1900 и 1901 гг. - СПб., 1902.

16. Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами ... Т.1. - СПб., 1911; Т.П. СПб., 1912.

17. Шашков С.С. История русской женщины. - СПб., 1879.

18. Шлезингер-Эпштейн Т. Женщина к началу ХХ в. - Н. Новгород, 1904.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.