Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ'

РОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
867
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ДИПЛОМАТИЯ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / МОК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Великая Анна Алексеевна, Семедов Семед Абакаевич

При всё большем внимании, уделяемом международным сообществом объединительным возможностям спорта, добиться его деполитизации не удаётся, спорт становится заложником внешнеполитического соперничества. В статье спортивная дипломатия рассматривается как внешнеполитический инструмент создания привлекательного образа страны на международной арене за счёт проведения и участия в международных спортивных мероприятиях, направления представителей в международные спортивные федерации и профильные агентства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SPORTS DIPLOMACY

With the increasing attention paid by the international community to the unifying possibilities of sport, its depoliticization cannot be achieved, sport becomes a hostage of foreign policy rivalry. The article considers sports diplomacy as a foreign policy tool to create an attractive image of the country in the international arena by holding and participating in international sporting events, sending representatives to international sports federations and specialized agencies.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_02_88 УДК 327

Российская спортивная дипломатия

Анна ВЕЛИКАЯ Семед СЕМЕДОВ

Сегодня большой спорт как никогда близок политике. В резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 65/1 от 22 сентября 2010 г. говорится, что спорт «может способствовать укреплению сотрудничества, солидарности, терпимости, понимания и социальной интеграции» [1].

В Олимпийской хартии прописано, что важно поставить спорт на службу человечества и поощрять мирное общество и здоровый образ жизни за счёт связи спорта с культурой и просвещением и сохранить достоинство человека без какой бы то ни было дискриминации [2].

Миротворческая функция спорта играет важную роль в укреплении солидарности на международной арене, а его символическая функция представляет спорт в качестве образца мирного соперничества в противовес вооружённой борьбе [3].

ВЕЛИКАЯ Анна Алексеевна - кандидат политических наук, преподаватель кафедры «Международное сотрудничество» факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: annavelikaya85@yandex.ru

СЕМЕДОВ Семед Абакаевич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Международное сотрудничество» факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: sasemed@mail.ru

Ключевые слова: спортивная дипломатия, дипломатия, Олимпийские игры, МОК.

1 Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеи ООН 22 сентября 2009 г. A /RES/65/1 «Выполнение обещания: объединение во имя достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия» // URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/65/1

2 Olympic Charter // URL: https://olympics.com/ioc/olympic-charter

3 Орешкин М. М. Социокультурные функции международного спорта и олимпийского движения в системе международных отношений // Вестник спортивной науки. 2009. № 6.

Поскольку количество беженцев впервые в истории человечества превысило 80 млн, в Олимпийских играх Токио-2020 участвовала команда без флага - Олимпийская команда беженцев.

К сожалению, при всё большем внимании, уделяемом международным сообществом объединительным возможностям спорта, добиться деполити-зации спорта не получается, политика вносит свои коррективы, спорт становится заложником внешнеполитического соперничества и не всегда направлен на укрепление сотрудничества на международной арене. В результате он используется не только для создания привлекательного образа собственной страны с помощью инструментов национального брендинга -спортивной дипломатии, но и для создания отрицательного имиджа соперничающих стран через системы стратегических коммуникаций в области спорта.

Спортивная дипломатия рассматривается как внешнеполитический инструмент по формированию привлекательного образа страны на международной арене с помощью проведения и участия в международных спортивных мероприятиях, направления представителей страны в международные спортивные федерации и профильные агентства.

В противовес системе стратегических коммуникаций в области спорта спортивная дипломатия является важным инструментом укрепления мира и взаимопонимания, а также развития контактов на международной арене, поскольку она вносит существенный вклад в укрепление международного диалога, содействуя росту международного престижа стран.

В мировой научной практике наиболее распространено определение, сформулированное австралийским профессором Стюартом Мюрреем: «Спортивная дипломатия - официальная и неофициальная деятельность государств, правительств, специальных внешнеполитических органов по осуществлению задач внешней политики государства посредством организации, проведения и участия в международных спортивных мероприятиях с участием команд, спортсменов, тренеров и их достижений» [4].

Спортивная дипломатия тесно пересекается с внешнеполитическими задачами.

Круг субъектов спортивной дипломатии достаточно широк:

- государства, поскольку многие действия на мировой спортивной арене ведутся именно от лица государств;

- международные спортивные объединения, например, общей направленности (Международный олимпийский комитет - МОК), международные спортивные федерации типа ФИФА;

- национальные спортивные федерации (типа Федераций хоккея России, Казахстана и т. д.;

- государственные структуры в сфере спорта (министерства спорта);

- отдельные лица (известные спортсмены, тренеры).

4 Murray S. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves. 2011 // URL: https://www. culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participant-papers/2011-symposium/Sports-Diplomacy-a-hybrid-of-two-halves--Dr-Stuart-Murray.pdf

Особое влияние на спортивную дипломатию оказывают различные ТНК и бизнес-структуры, движения болельщиков и средства массовой информации.

Предыстория российской спортивной дипломатии

Истоки российской спортивной дипломатии можно отнести к 70-м годам XIX столетия, когда известный учёный П. Ф. Лесгафт для ознакомления с передовыми европейскими системами подготовки военно-физкультурных кадров посетил Швецию, Германию, Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и Италию, после чего ему было предложено разработать теоретическое и практическое руководство по преподаванию в вузах рациональной и военно-прикладной педагогической гимнастики [5].

Одним из первопроходцев российской спортивной дипломатии был генерал-лейтенант А. Д. Бутовский, вошедший в число 13 видных деятелей, членов МОК - товарищей барона Пьера де Кубертена, собравшего первый состав Международного олимпийского комитета в 1894 г. А. Д. Бутовский стал членом МОК и первым россиянином, попытавшимся организовать Олимпийский комитет России.

Другим видным деятелем начального этапа развития российской спортивной дипломатии был граф Г. И. Рибопьер, в 1900 г. ставший членом МОК и занимавшийся формированием команды россиян на игры IV и V Олимпиад (Лондон, 1908 г. и Стокгольм, 1912 г.). Он вёл активную переписку с Пьером де Ку-бертеном, благодаря его усилиям в

программу IV Олимпиады была введена борьба, а в программу V Олимпиады - тяжёлая атлетика.

Первые три Олимпиады - 1896,

1900, 1904 гг. - прошли без участия Российской империи. Игры IV Олимпиады 1908 г. наглядно продемонстрировали миру потенциал олимпийского движения и положили начало большинству традиций, сохранившихся до наших дней.

В Лондоне команды впервые торжественно маршировали под государственными флагами. Результаты выступления россиян были успешными. Из пяти человек трое вернулись домой с наградами.

Русским героем Игр в Лондоне стал фигурист Николай Панин-Коломенкин - первый в истории российский олимпийский чемпион, пятикратный чемпион России по фигурному катанию, призёр первенств мира (1903 г.) и Европы (1904 и 1908 гг.), теннисист, гребец, яхтсмен и 12-кратный чемпион России по стрельбе из пистолета.

Российская спортивная дипломатия была институционализирована в 1911 г. с созданием Российского олимпийского комитета (РОК). В феврале-марте 1911 г. представители 31 русского спортивного общества провели ряд организационных собраний в Петербурге, одобрив проект Устава Российского олим-

5 Обвинцев А. А. 105 лет - на службе Отечества // Теория и практика физической культуры. 2014. № 9.

пийского комитета и представив его на утверждение правительству.

Параграф первый Устава Российского олимпийского комитета гласил: «Российский олимпийский комитет учреждается с целью объединения всех российских спортивных и гимнастических учреждений для подготовки их участия в Олимпийских играх».

В Финляндии, тогда входившей в Российскую империю как Великое княжество Финляндское, с мая 1907 г. функционировал свой Национальный олимпийский комитет, который возглавлял барон Ренхольд фон Виллебрандт, член МОК. Было решено, что финны продолжат выступать за себя, а представители других земель Российской империи войдут в состав единой российской команды.

Первым председателем РОК стал Вячеслав Измайлович Срезневский -приват-доцент Петербургского университета. Благодаря его усилиям были организованы Российские олимпиады - уникальное для зарубежных стран явление. Традиция проводить генеральные репетиции перед очередными Олимпийскими играми продолжилась в нашей стране в виде Спартакиад народов СССР.

Советский Союз традиционно уделял большое внимание спортивной дипломатии. Для реализации внешнеполитических целей особый акцент был сделан на развитии международного рабочего спортивного движения.

Так, ещё в Гражданскую войну в 1921 г. под эгидой Коминтерна был создан Красный спортивный интернационал с целью иметь «пролетарскую» альтернативу существующим «буржуазным» и социал-демократическим международным спортивным организациям. Важно отме-

тить, что участие в деятельности Красного спортинтерна, наряду с деятельностью обществ дружбы за рубежом, помогло СССР преодолеть политическую изоляцию. Его бюро были открыты в 70 странах мира, что позволило установить связи с этими государствами в сфере спортивного сотрудничества.

Среди них были спортивные организации Венгрии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии, Франции и др.

Красный спортинтерн проводил различные соревнования, в которых принимали участие спортсмены из многих стран.

СССР уделял существенное внимание спортивной дипломатии: так, в 1928 г. в Москве была проведена первая Спартакиада, участниками которой стали 612 атлетов из 14 государств, а в 1932 г. прошла первая Всемирная спартакиада Красного спортинтерна - аналог Олимпийских игр для стран с социалистической ориентацией.

С конца 40-х годов Советский Союз стал приглядываться к перспективам членства в Международном олимпийском комитете, и в 1951 г. был образован Олимпийский комитет СССР, а в 1952 г. на Олимпиаде в Хельсинки состоялся дебют сборной СССР.

В состав Олимпийского комитета СССР входили представители всех спортивных федераций СССР, спорткомитетов СССР и союзных республик, известные спортсмены, видные деятели спорта: Юрий Власов, Софья Муратова, Павел Колчин, Владимир Куц.

Эпоха блокового противостояния не могла не отразиться и на спортивной дипломатии: на долгие годы

противостояние спортсменов СССР и США украсило состязания Олимпийских игр, чемпионатов мира, многих международных турниров. В течение 41 года членства в Международном олимпийском комитете СССР принял участие в 18 Олимпийских играх и никогда не опускался ниже второго места в неофициальном командном зачёте.

По воспоминаниям многолетнего главы Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР Н. Н. Романова, «приняв решение участвовать в соревнованиях за рубежом, советские спортсмены были обязаны обеспечить победу, иначе "свободная" буржуазная пресса будет обливать грязью не только советских спортсменов, но и весь наш народ» [6].

В 1958 г. по инициативе СССР на базе Организации Варшавского договора был создан Спорткомитет дружественных армий (СКДА) в противовес натовскому Международному совету военных видов спорта (Conseil International du Sport Militaire - CISM).

СКДА являлся инструментом советской спортивной дипломатии, посредством которого удавалось не только проводить соревнования военнослужащих дружественных армий, но и повышать солидаризацию стран социалистической ориентации.

В 1958 г. соревнования по 12 видам спорта проходили на аренах 19 городов Германской Демократической Республики с участием полутора тысяч армейских спортсменов из 12 стран. Так было положено начало знаменательному событию - проведению крупных комплексных состязаний под эгидой СКДА.

Вторую летнюю Спартакиаду принял Киев (1969 г.), последующие - Чехословакия (1973 г.), Куба (1977 г.), Венгрия (1981 г.), Польша (1985 г.).

В периоды между летними Спартакиадами дружественных армий проводились зимние.

Первая прошла в Польше (1961 г.) с участием 10 стран по семи видам спорта.

Второй сбор «зимников» состоялся в Чехословакии (1969 г.).

Далее через каждые два года армейские Спартакиады принимали Польша и Болгария (дважды), СССР, Чехословакия, ГДР.

Десятая зимняя Спартакиада посвящалась 40-летию Победы над фашизмом и 30-летию заключения Варшавского договора. Посланцы из 13 стран в 1985 г. собрались в Минске и Сколе (Львовская область).

В мае 1991 г. в Дамаске (Сирия) состоялось последнее заседание СКДА, уполномоченные представители стран подписали документ о прекращении деятельности Спортивного комитета дружественных армий. Вооружённые силы СССР были приняты в члены Международного совета военных видов спорта 10 мая 1991 г. на 46-й Генеральной Ассамблее в Танзании без предварительной оговорки использования русского языка в качестве официального языка организации.

Одной из форм советской спортивной дипломатии являлась поддержка связи со спортивными коммунистическими рабочими организациями. В дальнейшем СССР продвигал признание национальных олимпийских комитетов (НОК) дружественных стран в МОК. Также

6 Романов Н. Н. Трудные дороги к Олимпу. М.: Физкультура и спорт, 1987.

осуществлялось развитие спортивных контактов с несоциалистическими странами в рамках политики мирного сосуществования двух противоборствующих блоков. Помимо этого, особый интерес СССР вызывали страны третьего мира, которые были удобной площадкой для усиления влияния Советского Союза на международной арене. СССР активно использовал спортивную дипло-

матию для формирования прокоммунистического пространства в странах исламского мира.

После распада СССР Россия старается применять весь спектр инструментов для создания благоприятного имиджа государства в глазах внешней аудитории. Спортивная дипломатия рассматривается в качестве одного из внешнеполитических инструментов.

Инструменты российской спортивной дипломатии

К инструментам российской спортивной дипломатии можно отнести организацию всемирных и региональных спортивных мероприятий, продвижение национальных видов спорта и использование форматов народной дипломатии в спорте.

Организация всемирных спортивных мероприятий демонстрирует широкие возможности государства, его гостеприимство, помогает продвигать национальные ценности, культуру и историю страны. Подобным образом разрушаются негативные стереотипы и искажённые представления о государстве и его населении.

Мировым лидером по количеству проводимых и запланированных глобальных спортивных мероприятий в период с 2011 по 2020 г. является Россия.

К крупнейшим из них относятся Универсиада в Казани (2013 г.), Олимпийские и Паралимпий-ские игры в Сочи (2014 г.), чемпионаты мира по биатлону, фиг) Всемирные зимние военные игры и Кубок Конфедераций по футболу в 2017 г., чемпионат мира по футболу (2018 г.), Всемирная зимняя Универсиада в Красноярске (2019 г.).

Одним из знаковых событий спортивной дипломатии стало проведение зимних Олимпийских и Па-ралимпийских игр 2014 г. в Сочи. Победа российской заявки на проведение Игр была успехом не только российской спортивной, но и официальной дипломатии.

Ряд стран оказывал информационное сопротивление положительной оценке Олимпийских игр в Сочи за счёт стратегических коммуникаций и намеренного искажения информации.

Накануне Олимпиады-2014 против России была развёрнута целая кампания.

Во время подготовки к Олимпийским играм в Сочи многие зарубежные СМИ писали о том, что Россия не справится с поставленной задачей и организация Игр будет провальной.

Однако после проведения Олимпийских игр ситуация существенно изменилась. Высокие оценки в ведущих мировых СМИ были получены от всех категорий лиц, формирующих общественное мнение, - глав государств и международных организаций, журналистов, спортсменов и болельщиков.

Так, представители МОК заявили о высочайшем уровне организации и проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи. В своём выступлении на церемонии закрытия Игр президент МОК Томас Бах отметил огромный успех данных зимних Олимпийских игр, сделав акцент на том, что в Сочи за семь лет удалось реализовать проекты, на которые в других частях света требовались десятилетия. По его мнению, все увидели новое лицо России - «успешное и дружелюбное, патриотичное и открытое всему миру».

Москва придала огромное значение зрелищности игр: олимпийский огонь на атомном ледоколе был доставлен на Северный полюс, побывал на дне Байкала, на самой высокой точке Европы - на вершине Эльбруса, а олимпийский факел, которым зажгли чашу огня на церемонии открытия, впервые побывал в открытом космосе. На церемонии открытия выступали послы доброй воли: Денис Мацуев, Анна Нетребко, Валерий Гергиев, Валентина Терешкова. Олимпийские игры стали впечатляющим событием мирового масштаба, которое оставило богатое олимпийское наследие, положительно отразилось на имидже России, повлияло на восприятие страны на мировой арене.

Ещё одним значимым спортивным событием мирового масштаба стал 21-й чемпионат мира по футболу - 2018, прошедший в России. Он впервые проводился в Восточной Европе на территории сразу двух частей света - Европы и Азии.

Проведение чемпионата мира по футболу в России, так же как и Олимпийских игр, открыло для страны

новые возможности по формированию позитивного имиджа за рубежом, пропаганды её культурного, языкового и исторического наследия, научно-технологического, экономического и человеческого потенциала.

Несмотря на попытки дискредитации России, чемпионат мира по футболу - 2018 оказал положительное влияние на её восприятие за рубежом, значительно укрепил её имидж в глазах мирового сообщества. За время проведения чемпио-ната-2018 страну посетило более 5 млн чел. со всего мира. Россия продемонстрировала гостеприимство и высокий уровень готовности к проведению соревнований, принятию огромного потока туристов. Высочайший уровень подготовки турнира подтверждается отзывами политиков, знаменитых спортсменов и спортивных деятелей.

Так, глава Международной федерации футбола (ФИФА) Джанни Ин-фантино заявил, что это был самый лучший и красивый чемпионат. 45-й президент США Дональд Трамп поблагодарил нашу страну за фантастический чемпионат с фантастической атмосферой.

Масштабные спортивные мероприятия являются инструментами национального брендинга, однако в то же время они являются крайне затратными, необходимость их проведения не всегда легко объяснить гражданам стран со стагнирующей экономикой. Внешнеполитическая целесообразность в этом случае должна учитывать внутриполитическую повестку и насущные экономические задачи.

Региональные форматы российской спортивной дипломатии ориентированы прежде всего на пост-

советское пространство: в рамках Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ (МФГС) и военно-спортивного сотрудничества, а также на продвижение национальных видов спорта.

Спорт является неотъемлемой частью гуманитарного сотрудничества России и других постсоветских стран. Миссия созданного в 2005 г. у МФГС как специализированной организации в области гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ - способствовать развитию общего гуманитарного пространства и межкультурного диалога в Содружестве, в том числе посредством спорта.

В области спорта МФГС с 2008 г. поддерживает Международные спортивные игры государств - участников СНГ, способствующие развитию как «спорта высоких достижений», так и массового спорта на пространстве Содружества, а также расширению спортивных связей, повышению международного престижа спортивных соревнований СНГ.

Так, с 3 по 9 мая 2021 г. прошёл Второй Евразийский футбольный турнир среди юношеских команд на кубок «Евразия» и «ШОС», посвящённый 76-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 30-летию образованию Содружества Независимых Государств.

В то же время следует отметить недостаток освещения со стороны СМИ данного формата сотрудничества государств - участников СНГ, зачастую информацию о данных мероприятиях можно найти лишь на сайте МФГС.

В рамках сотрудничества России с постсоветскими странами ежегодно проходят спартакиады и военно-

спортивные игры дружественных армий, направленные на развитие человеческих и гуманитарных связей постсоветских стран. В то же время состязательная сторона данного направления спортивной дипломатии заключается в отстаивании в том числе и внешнеполитических интересов, поддержания престижа страны путём создания привлекательного образа собственных вооружённых сил в глазах ближайшего регионального окружения.

Россия на международных площадках продвигает национальные виды спорта, общие для стран региона: самбо и гиревой спорт..

Самбо включает наиболее эффективные приёмы и тактики различных видов спортивных единоборств народов постсоветских стран: азербайджанской (гюлеш), армянской (кох), грузинской (чидаоба), казахской (казакша курес), киргизской (курёш), молдавской (трынта), таджикской (гуштингири), узбекской (узбекча кураш).

Самбо является единственным международно признанным видом спорта, официальным языком которого является русский. 20 июля 2021 г. Международный олимпийский комитет впервые признал самбо олимпийским видом спорта, что можно отнести к успеху спортивной дипломатии постсоветских стран.

Гиревой спорт. Международная федерация гиревого спорта основана в 1992 г. семью постсоветскими странами. Развитие данного вида спорта де-факто является частью спортивной дипломатии стран региона.

Представляется, что продвижение национальных видов спорта является значимой частью спортивной дипломатии постсоветских стран.

Иные формы спортивной дипломатии

Россия активно использует формы спортивной дипломатии, близкие культурной и парадипломатии.

Так, в 2021 г. Министерство спорта Российской Федерации провело конгрессно-выставочное мероприятие «Sport Forum Live. Современный спорт. Инновации и перспективы» под эгидой Международного спортивного форума «Россия - спортивная держава».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В преддверии Олимпиады Сочи-2014 и чемпионата мира по футболу - 2018 посольства России в за-

рубежных странах проводили выставки и приёмы с привлечением деятелей культуры и спорта.

Москва ищет нетрадиционные форматы спортивной дипломатии, которые могли бы способствовать продвижению её внешнеполитических интересов. Поскольку проведение спортивных мероприятий мирового уровня является крайне затратным, она пытаются использовать другие формы - от продвижения национальных видов спорта до народной дипломатии.

Спорт становится заложником внешнеполитического соперничества и не всегда направлен на укрепление сотрудничества на международной арене.

Россия в своей внешнеполитической повестке использует не стратегические коммуникации в области спорта, направленные на очернение или бойкотирование спортивных достижений других стран, а на миротворческую функцию спорта - спортивную дипломатию. Россия имеет значительный опыт в области спортивной дипломатии, который важно изучать и систематизировать.

Можно сформулировать несколько ключевых сфер, работа над которыми откроет новые перспективы развития российской спортивной дипломатии.

Следует расширять границы сотрудничества с международными спортивными организациями и увеличивать уровень представительства в них россиян.

Для повышения привлекательности страны на мировой спортивной арене необходимо расширять зарубежную аудиторию сайтов и аккаунтов спортивного ведомства, профильных структур, англоязычных аккаунтов спортсменов; направлять на стажировку и работу в комитеты по работе со СМИ при крупных международных спортивных федерациях молодых спортивных журналистов.

Спортивная дипломатия вносит серьёзный вклад в формирование положительного имиджа страны на международной арене. Успешное проведение крупных международных соревнований способно продемонстрировать готовность государства брать на себя обязательства по реализации серьёзных международных проектов, выступать ответственным участником системы международных отношений, надёжным и ответственным партнёром. Это повышает доверие иностранных коллег, создаёт фундамент дальнейшего сотрудничества не только в спорте, но и в других сферах. В то же время организация спортивных мероприятий мирового уровня является финансово

затратной, поэтому нужно ориентироваться на иные формы спортивной дипломатии: региональное взаимодействие, направление представителей в профильные международные агентства, продвижение национальных видов спорта, применение возможностей культурной и народной дипломатии. В целом российская спортивная дипломатия, несмотря на серьёзное противодействие в отношении неё западных стран, имеет широкие перспективы дальнейшего развития.

Библиография • References

Обвинцев А. А. 105 лет - на службе Отечества // Теория и практика физической

культуры. 2014. № 9. С. 3-9. [Obvincev A. A. 105 let - na sluzhbe Otechestva // Teoriya i praktika fizicheskoj

kul'tury. 2014. № 9. S. 3-9] Орешкин M. M. Социокультурные функции международного спорта и олимпийского движения в системе международных отношений // Вестник спортивной науки. 2009. № 6. С. 5-8. [Oreshkin M. M. Sociokul'turnye funkcii mezhdunarodnogo sporta i olimpijskogo dvizheniya v sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij // Vestnik sportivnoj nauki. 2009. № 6. S. 5-8]

Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеи ООН 22 сентября 2009 г. A / RES/65/1 «Выполнение обещания: объединение во имя достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия» // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/65/1 [Rezolyuciya, prinyataya General'noj Assamblei OON 22 sentyabrya 2009 g. A / RES/65/1 «Vypolnenie obeshchaniya: ob»edinenie vo imya dostizheniya celej v oblasti razvitiya, sformulirovannyh v Deklaracii tysyacheletiya» // URL: https:// undocs.org/ru/A/RES/65/1| Романов H. H. Трудные дороги к Олимпу. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 320 с. [Romanov N. N. Trudnye dorogi k Olimpu. M.: Fizkul'tura i sport, 1987. - 320 s.] Murray S. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves. 2011 // URL: https://www. culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participant-papers/2011-symposium/Sports-Diplomacy-a-hybrid-of-two-halves--Dr-Stuart-Murray.pdf Olympic Charter // URL: https://olympics.com/ioc/olympic-charter

Статья поступила в редакцию 25 января 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.