Научная статья на тему 'Российская приватизация и формирование национальной модели управления предприятием'

Российская приватизация и формирование национальной модели управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
711
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптев Василий Иванович

Рассматриваются сущность приватизации, концепции приватизации и существующая модель управления крупным предприятием в российских условиях. Дана сравнительная характеристика типов приватизации, показаны особенности приватизации в различных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская приватизация и формирование национальной модели управления предприятием»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 31(246). Экономика. Вып. 33. С. 88-92.

В. И. Коптев

РОССИЙСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Рассматриваются сущность приватизации, концепции приватизации и существующая модель управления крупным предприятием в российских условиях. Дана сравнительная характеристика типов приватизации, показаны особенности приватизации в различных странах.

Ключевые слова: приватизация, последствия приватизации, развитие экономики, развитие предприятия, типы приватизации.

Основой рыночной экономики служит частная собственность, как фундаментальный институт рыночной экономики. Экономика, в которой происходит конкуренция, постепенно модернизируется, обновляются предприятия. Экономика перестает быть рыночной, если государственные предприятия превышают частные. Рентабельность и эффективность экономики или отдельной отрасли уменьшается, если число государственных предприятий превышает 50 %. Одним из способов формирования рыночной экономики служит приватизация.

После изучения различных точек зрения ряда ученых на сущность приватизации можно предложить следующие определение. Приватизация — это экономический процесс, связанный с продажей или передачей государством частным лицам имущества (активов) предприятий, формированием института частной собственности и постепенным повышением конкурентоспособности продукции и экономики.

Эталоном проведения приватизации является Великобритания — это реформы М. Тэтчер в рамках приватизации объектов крупной государственной собственности, в том числе угольной промышленности. Однако приватизация в России и Великобритании проводилась в разных условиях. В Великобритании уже существовала частная собственность, в отличие от России, и проводилась она постепенно, достаточно длительный период.

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач: повышение эффективности предприятий, сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков, увеличение поступлений в бюджет, ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с монополиями на рынке, расширение рынка заемных капиталов, увеличение платежеспособности и инвестиций населения, привлечение со-

трудников к управлению капиталом компании, уменьшение профсоюзного движения, создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Особенности и характер приватизации в России:

1. Срок проведения оказался фантастически коротким, что отразилось на качестве приватизации.

2. В инвестиционном процессе в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока инвестиций.

3. Приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах.

4. Большая часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром.

5. Недостаточный контроль за приватизированными предприятиями.

В мировой практике принято выделять два типа приватизации (табл. 1). Первый тип начался во второй половине 70-х гг. прошлого века, осуществлялся в рамках существующей рыночной и конкурентной структуры. Данный тип приватизации характерен для Великобритании, Германии, Франции и других стран Западной Европы. Второй тип приватизации начался с конца 80-х гг. прошлого века, он характерен для стран Центральной и Восточной Европы (Польша, Россия, Болгария и др.).

Основной отличительной чертой двух типов приватизации являются сроки ее проведения.

Следовательно, сущность концепции приватизации — эффективность производства, которая свидетельствует, что некоторые предприятия более эффективно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Таблица 1

Сравнительная характеристика типов приватизации

Показатель Первый тип приватизации Второй тип приватизации

Задача Условия Форма Способ продажи Масштаб Сроки Основные страны Совершенствование рыночной экономики Высокоразвитый частный сектор и наличие развитого рынка капитала Передача объектов государственной собственности на возмездной основе Продажа предприятий по рыночной стоимости с предоставлением небольших льгот трудовым коллективам Приватизация затронула отдельные предприятия Приватизация проводилась поэтапно и в течение долгого периода Великобритания, Германия, Франция и другие страны Западной Европы Формирование рыночной экономики и укрепление демократических институтов власти Монопольное положение государства на рынке и отсутствие денежных средств у населения Преимущественно бесплатная ваучерная приватизация Продажа предприятий по балансовой стоимости с предоставлением значительных льгот трудовым коллективам Приватизация, охватившая предприятия всех отраслей экономики, была массовой Приватизация проведена в предельно сжатые сроки Россия, Болгария, Польша и другие страны Восточной и Центральной Европы

При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по структуре и ее масштабам. Приватизация в России была призвана решить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

В российском управлении крупными предприятиями очень важное значение имеет корпоративное управление.

Корпоративное управление является, главным образом, инструментом взаимоотношения руководства компании с обществом и инвесторами.

Корпоративное управление основано:

- на формировании стратегии компании;

- эффективном процессе реализации этой стратегии;

- эффективной структуре компании;

В России нет четкой зависимости, объясняющей рост стоимости компании от увеличения качества управления.

Проблемы, которые возникают у предприятий, условно можно подразделить на две основные группы: внешние и внутренние. Внешние связаны изменением экономической ситуации, изменением и эволюцией правовой базы, системой налогообложения, появлением новых технологий и др. Внутренние связаны с непосредственным ростом предприятия, взаимоотношениями совладельцев, высшего руководства и персонала.

Одной из серьезных проблем является законодательная сфера, в которой главную роль играет неэффективность системы налогообложения в России. Данные проблемы развивают теневой сектор экономики.

На микроуровень налогообложения непосредственно влияют проблемы макроуровня. Можно выделить следующие недостатки государственного управления налогами:

1. Расхождения между стандартами бухгалтерского учета и положениями налогового учета.

2. Проблема двойного налогообложения.

3. Учет текущих затрат на ремонт.

4. Ежемесячные авансовые платежи по ряду налогов.

5. Налогообложение не ориентировано на дальнейшее развитие малого бизнеса.

6. Проблема неплатежей по налогу на добавленную стоимость (НДС) между предприятиями.

7. Раскрытие налоговой тайны налогоплательщика.

8. Проблема автоматизации бухгалтерского и налогового учета.

В последнее время в промышленности возникает проблема оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных на одной территории.

Существует проблема управления инновационным развитием предприятия. Одной из важных проблем является проблема организации инновационной деятельности, т. е. проблема управления. Все большее значение при анализе деятельности предприятий приобретает качество управления. Квалификация руководителя, менеджера является важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационной деятельности. Важным является в данном случае, коммерциализация научных исследований. Разработка новых технологий должна быть системной в организации научных исследований.

У предприятий нередко возникают трудности нормативно-правового характера, вызванные непродуманностью государственной политики в отношении развития предприятий.

Еще одна проблема имеется в развитии предприятий, возникающая из-за серьезных административных барьеров государства. Административный барьер создается при лицензировании, сертификации продукции и в сфере регулирования деятельности предприятии. Ухудшает положение также контроль со стороны многочисленных государственных органов. Предприятиям сейчас необходима защита от административного произвола. Большое количество проверяющих инстанций и проверок отнимают много сил и времени у предприятий, тем самым уменьшая эффективность функционирования. Кроме того, в данных условиях высокий контроль утрачивает свое прямое назначение, а также частично контрольную функцию.

В теории и практике модернизации предприятий ставятся несколько целей:

- создание продукции с улучшенными характеристиками или выпуск совершенно новой продукции;

- повышение эффективности парка технологического оборудования;

- улучшение эффективности и трудоемкости производственных процессов с целью оптимизации численности рабочих и сотрудников;

- уменьшение длительности операционного цикла производства продукции;

- сокращение брака и издержек (непроизводительных и производительных);

- уменьшение себестоимости продукции (за счет использования прогрессивных материалов, технологий, экономии трудовых и энергоресурсов).

Основной задачей при реконструкции и модернизации производства является оценка предполагаемой эффективности планов. Планы предприятия, направленные на модернизацию, в свою очередь, сильно зависят от современной логистической и технико-технологической структуры организации.

При подготовке предприятия к модернизации решается ряд важных вопросов:

- необходимости и сущности модернизации логистической и промышленной инфраструктуры (технологических линий, агрегатов, путей и складов);

- выбора модернизации существующей технологии или создание новой производственной линии;

- выбора состава технологического оборудования;

- изготовления и проектирования специальных устройств.

Рассматривая развитие предприятия, важно анализировать состояние российской экономики.

По данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003 г. было приватизировано 96 414 государственных предприятий, в том числе 16 701 предприятия федеральной формы собственности, или 17,32 % от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993-1994 гг. было приватизировано 71 829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5 % от общего количества предприятий, приватизированных в 1993-2003 гг. (табл. 2).

Следует также отметить, что в СССР соотношение доходов богатых и бедных слоев населения страны составляло 4,4 раза, в 2000 г. данное соотношение составило более 22,7 раза. Данное обстоятельство говорит о большом социальном разрыве между богатыми и бедными, что вызывает социальное неравенство.

Таблица 2

Количество приватизированных предприятий в России

Приватизированные государственные предприятия 1993 1994 1995 1996 1997

Всего 42 924 21 905 10 152 4 997 2 743

В том числе:

федеральные 7 063 5 685 1 875 928 374

субъектов федерации 9 521 5 112 1 317 715 548

му ниципа льные 26 340 11 108 6 960 3 354 1 821

Положительным в результате приватизации страны является ликвидация дефицита, устранение монополии государственной собственности, развитие многоукладной экономики. В настоящее время до 70 % ВВП России создается негосударственным сектором экономики.

В России практически не учитывался опыт приватизации таких стран, как Франция, Италия, Великобритания, Китай. При этом в Китае все началось с создания адекватной юридической и законодательной базы. Закон «О компаниях» был принят в 1993 г. Согласно новому законодательству, государство не могло вмешиваться в хозяйственную, инвестиционною и финансовую деятельность предприятий в некоторых отраслях. При этом ставка делалась именно на отрасли экономики, в которых на тот момент чувствовался дефицит. Частные предприятия начали действовать на рынке одновременно с государственными и вступать с ними в конкуренцию.

Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась достаточно низкой. Учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации не был соблюден. Опыт показал, что приватизация резко усилила расслоение общества. Был создан узкий круг богатых собственников.

ВВП России во время проведения приватизации резко уменьшился. Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество.

При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по структуре и ее масштабам. Приватизация в России была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффек-

тивности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

Инвестиционный и социальный процессы приватизации противоречат друг другу. Данную проблему трудно решить, так как социальный аспект направлен на удовлетворение интересов рабочего населения, инвестиционный — на экономическое развитие предприятия. Экономика должна структурно перестраиваться, а для этого необходим инвестиционный процесс, но должны быть соблюдены интересы большинства населения. В России большое внимание уделялось учету социальных условий и социальных гарантий, однако социальный аспект приватизации не может решить задачу перехода предприятия в рыночные условия.

Основной предпосылкой постприватизационного развития является проведение рыночных реформ дальнейшего развития экономики.

В России к концу 1980 гг. было сосредоточено большое количество государственной собственности. Сам период существования социалистической экономики был дольше на 25-30 лет, чем в других странах Восточной Европы. Это повлияло на особенности развития предприятий для экономики России.

В настоящий момент времени так и не решен вопрос соотношения эффективности предприятий, основанных на частной и смешанной собственности, и социальной справедливости. Перераспределение капитала на основе разгосударствления экономики привело к либерализации цен и, как следствие, к гиперинфляции, что повлекло резкое снижение уровня и качества жизни населения.

Сегодня в России не сформирован широкий слой эффективных частных собственников, а структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий. Привлечение в процессе

приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий. В ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

Исходя из определения, моделирование есть научно обоснованный метод исследования во всех областях знаний и оценки характеристик сложных систем, используемых для разработки и реализации управленческих решений. В рамках современной концепции бизнес-моделирования разработан сложный и разнообразный инструментарий, обеспечивающий изучение различных аспектов деятельности предприятий.

Существуют различные подходы к проектированию и созданию системы управления предприятиям. В настоящие время внедряются различные формы управления и хозяйствования, которые часто состоят из взаимоисключающих подходов и содержат много внутренних противоречий, неэффективных связей. Внедрение разработок в результате такой деятельности не только не увеличивает эффективность функционирования организаций и предприятий, но и заставляет их привлекать дополнительные источники финансирования для поддержания сложившийся системы управления.

Необходимо обратиться к классической теории управления. Согласно классической теории эффективного управления и регулирования следует, что модель управления производством должна включать: 1) модель регулятора; 2) модель объекта управления; 3) модель наблюдателя; 4) критерий оптимизации (целевой функционал). Такой набор элементов модели преобразуется в систему, включающую: 1) модель учетно-аналитической системы; 2) модель организационно-распорядительной системы; 3) модель функционирования организации; 4) целевую функцию управления и программу развития предприятия.

Для создания эффективной системы менеджмента на любом предприятии определяется организационная структура. Организационная структура сильно влияет на процесс управления

производством. Это зависит от ответственности за решаемый вопрос, начиная с разработки продукции, проектирования, закупок, производства и заканчивая продажами. Организационная структура и ее смена может послужить основой реструктуризации предприятия.

Российское производство отличает линейно-функциональная модель вертикального управления предприятием. То есть генеральному директору подчиняются директора функциональных направлений, им — начальники секторов и т. д., представляя собой пирамиду производственной власти. Надо иметь в виду, что предприятие вынуждено тратить большие средства и усилия на такую пирамиду.

Обычно выделяют следующие зоны ответственности на промышленном предприятии:

- директор по качеству,

- финансовых блок,

- специальное конструкторское бюро,

- ИТЦ (ведение проектно-строительных работ на территории заказчика),

- директор по производству (и кооперации),

- директор по МТО или по закупкам и по транспорту (логистика, транспорт — транспортная логистика),

- директор по техническому обеспечению (обеспечение энергоносителями, ремонт и содержание производственных мощностей),

- директор по безопасности и персоналу (гражданская оборона и отработка чрезвычайных ситуаций, служба безопасности, административно-хозяйственный отдел и работа с персоналом),

- ПИМЦ — подразделение маркетинга, контрактов, сбыта и отгрузки продукции.

Таким образом, для российских и советских предприятий традиционной является линейно-функциональная модель управления. Особенно это характерно для всех крупных предприятий, которые работают по старым технологиям. Представленная модель не является эффективной, поэтому необходимо учитывать тенденции ее изменения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.