УДК 338.2
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
Л. И. Крутова, Т. А. Рочина
PRIVATIZATION IN RUSSIA, FEATURES OF THE MODERN STAGE
L. I. Krutova, T. A. Rochina
Аннотация. Статья посвящена приватизации в России, особенностям ее осуществления в условиях перехода к новой социально-экономической системе - социально ориентированной рыночной экономике. Дан анализ этапов ее эволюции, целей и задач современного этапа. Раскрыты основные характеристики и элементы приватизации. Указаны основные последствия от приватизации и отношение общественности к ее итогам.
Ключевые слова: ваучер, денежная приватизация, акционерные общества, здравоохранение, коммерциализация, модернизация.
Abstract. The article focuses on privatization in Russia, its peculiarities of implementation during the transition to the new socio-economic system - socio-oriented market economy. An analysis of the stages of its evolution, the goals and objectives of the current stage. Basic characteristics and elements are revealed. The main consequences from privatization and the relation of the public to its result are specified.
Key words: voucher, monetary privatization, joint-stock companies, health care, commercialization, modernization.
Победа демократических сил в августе - сентябре 1991 г. положила начало коренным преобразованиям экономического и общественно-политического устройства России в контексте перехода от командно-административной системы к системе хозяйства, основанной на рыночных принципах, где приватизации отводилось особое место. Вопрос о частной собственности и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение. Реформаторы были убеждены в том, что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности. Летом 1992 г. была утверждена Программа приватизации государственной собственности, согласно которой началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам, которые они были вправе продавать и покупать. Это затем стало поводом для многочисленных обвинений, в том числе в грабительском характере приватизации, поскольку ваучеры продавали многие, и не за обещанные «Волги», а за считанные рубли. Но решение о купле-продаже ваучеров было правильным стратегическим решением. Оно создало возможности для концентрации капитала и дальнейшего свободного перераспределения собственности рыночными методами. Этот процесс продолжается до сих пор и обещает немалые выгоды его участникам.
Итак, приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную
собственность. Приватизация является одним из направлений разгосударствления собственности, которое заключается в передаче государственной собственности в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
В разных странах приватизация имела свои особенные черты и последствия. После Второй мировой войны она повсюду стала модой. Объектами приватизации являлись крупные и мелкие предприятия различной специализации. Наиболее известны реформы М. Тэтчер в Великобритании, осуществившей в их числе приватизацию значительной части угольной промышленности. В США проводились эксперименты с передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб. Лозунг национализации исчез из программ всех социалистических партий. Социалист Ф. Миттеран предпринял во Франции последнюю крупную попытку национализации, которая полностью провалилась, и он сам вынужден был отказаться от этой идеи. В такой атмосфере начинались российские реформы.
В российской экономике цели приватизации были следующими:
- создание конкурентной среды;
- формирование слоя частных собственников-предпринимателей;
- повышение эффективности деятельности предприятий;
- содействие демонополизации экономики;
- привлечение иностранных инвестиций;
- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации [1, с. 225].
Объектами приватизации могут быть крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д.
Приватизация в России осуществлялась в несколько этапов.
Доваучерная (спонтанная) приватизация охватывает 1989-1991 гг. Она проводилась в формах выкупа арендного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Для нее характерны такие черты:
- неясная система отношений собственности;
- высокая степень централизации управления;
- низкая эффективность управления [1, с. 230].
Неудачно прошел второй (ваучерный) этап приватизации - 1991-1995 гг. Суть его состояла в свободной купле-продаже акций частных и акционированных предприятий на бирже по рыночному курсу. Главным документом, определившим содержание и порядок первого этапа приватизации, явилась Программа приватизации 1992 г. Разработка ее была в основном завершена в конце 1991 г. Примерно месяц ушел на испытание, которое позволило сделать некоторые важные дополнения. 29 января 1992 г. Президент подписал Указ № 66, утвердивший основные нормативные документы. По Закону о приватизации Программа должна была утверждаться Парламентом и сама тем самым приобретала силу закона. 11 июля 1992 г. после многомесячных дебатов Программа приватизации была одобрена Верховным Советом. Программа запретила любые методы приватизации, кроме тех, которые были предусмотрены в ней самой. Тем самым был положен конец спонтанной и номенклатурной приватизации, т.е. растаскиванию госсобственности, по крайней мере, в наиболее наглых формах. Процесс был введен в какие-то законные, пусть и несовершенные рамки.
В основу была положена быстрая и бесплатная приватизация большей части крупных и средних предприятий. Всего могло быть приватизировано более 200 тыс. предприятий. Заявок к началу 1994 г. было подано около 126 тыс. С августа 1992 г. было выдано 144 млн ваучеров, их получили 97 % населения страны. Номинальная стоимость чисто условная - 10 тыс. руб.; реальная должна была определяться на чековых аукционах, где на чеки приобретались акции предприятий.
В качестве стартовой оценки предприятий принималась балансовая стоимость имущества. Собственно номинальная цена ваучера была получена приближенно делением суммарной балансовой стоимости на количество подлежащих выдаче ваучеров. Никакой другой оценки дать было невозможно: нет рынка капиталов, нет капиталов, нет оценщиков [2].
Была предпринята попытка создания инфраструктуры рынка капиталов, для чего предлагалось создавать чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). Создание ЧИФ было предложено частным предпринимателям. Благодаря этому за короткий период возникло 600 ЧИФ по всей стране. Кроме того, была создана система государственных органов приватизации по всей стране, на вершине которой стояли Госкомимущество (ГКИ) (в настоящий момент -Министерство имущественных отношений) и Российский фонд федерального имущества (РФФИ). С той задачей, которая на них возлагалась, они не справились и за редким исключением не переросли в устойчивые институты финансового рынка. Необходимо отметить, что в 1992-1994 гг. приватизировали 135,6 тыс. госпредприятий. Тогда в результате действий коррумпированного чиновничества большие части государственной собственности - крупные металлургические комбинаты, нефтяные компании и т.п. - были проданы по цене в десятки раз ниже рыночной. Всего за счет приватизации федеральный бюджет собрал только 5,545 млрд долл., хотя позднее Госдума установила реальную стоимость 500 крупнейших приватизированных предприятий -200 млрд долл. Казна не получила ожидаемых средств, предприятия не начали работать с прибылью, хотя на первом и втором этапах самая государственная экономика мира стала частной, в стране был дан импульс процессу передела собственности в пользу эффективных собственников, среди которых были будущие миллиардеры и миллионеры, а также директорат бывших советских учреждений [3, с. 8].
На третьем этапе приватизации - «денежном» (1995-1997 гг.) - доход казны от приватизации оказался ошеломляюще мал. Надежды возлагались на выпуск конвертируемых облигаций под закрепленные в федеральной собственности акции нефтяных компаний, на реализацию на денежных аукционах из федерального резерва не запрещенной к продаже части акций этих компаний, на организацию крупных программ инвестиционных торгов со специальными условиями. Такими условиями, в частности, могли быть погашение за счет привлеченных на торгах инвестиционных средств задолженности компаний перед федеральным бюджетом, установление стартовой цены торгов на достаточно высоком уровне (не ниже 20 номиналов). Все эти схемы денежной приватизации использовались в 1995 г., но намеченных поступлений в бюджет не «обеспечили».
Реально система управления государственной собственностью направлена скорее на обеспечение интересов отдельных лиц, а не экономики в целом. Отлично отработаны нелегитимные схемы поведения представителей государства в АО, фактически отдающие решение всех стратегических и те-
кущих вопросов в руки менеджмента и сводящие к минимуму учет интересов государства как собственника. Широко используются и незаконные дополнительные эмиссии, относительно сокращающие размер государственного пакета акций.
На денежном этапе банки стали серьезными участниками приватизации, тем более что аукционные цены и залоговые суммы были установлены аукционной комиссией на относительно низком уровне. На денежных аукционах, например, минимальная цена устанавливалась в ряде случаев на 40 % ниже котировок фондового рынка (РАО «ЕЭС России»). Это, конечно, привлекало банки, но подавляло рынок корпоративных ценных бумаг [4]. Применительно к денежному этапу приватизации можно говорить о превращении модели массовой приватизации в спонтанный процесс продажи остаточных пакетов акций [1, с. 230].
С 2013 г. запланирован переход на современный этап приватизации с учетом того, что за 20 лет (1993-2013) российская казна получила от продажи 145 тыс. госпредприятий 9,7 млрд долл. На этот момент в России осталось около 705 неприватизированных объектов.
На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационно-инвестиционному типу развития экономики, направленного на создание условий для дальнейшего развития конкуренции и преодоления монополизма, отказ от госкорпораций как формы организации крупного производства и создание предприятий совместного объединения частного и государственного капиталов.
Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 г. являлась собственником имущества 3517 ФГУП, акционером 2950 АО.
27 ноября 2010 г. правительство России утвердило «Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг.».
3 августа 2011 г. правительство РФ обнародовало планы расширения приватизации крупнейших компаний. Государство к 2017 г. признало целесообразным осуществить полный выход Российской Федерации с использованием «золотой акции» из уставных капиталов ОАО «Совкомфлот», ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Русгидро» и ОАО «НК Роснефть», начиная с 2012 г.; ОАО «Объединенная зерновая компания»; из капитала ОАО «Зарубежнефть» - по итогам переговоров по международным договорам, участником которых является компания.
Помимо этого предполагается выход из капиталов ОАО «Россель-хозбанк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «АК Алроса», ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии».
Начиная с 2012 до 2017 г. предлагается также снизить долю Российской Федерации до контрольного пакета (50 % + 1 акция) в уставных капиталах ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и до 75 % плюс 1 акция в ОАО «Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть"» [5].
Необходимость четвертого этапа приватизации обусловлена потребностью в ней не только предприятий материального производства и финансов, но и организаций сферы услуг, которая, по мнению В. Путина, имеет немалые резервы получения качества медицинского обслуживания и связана с улучшением его организации. В большинстве случаев амбулаторное лечение комфортнее для пациента и дешевле для государства [6]. Поэтому в настоящее время общество все чаще волнуют вопросы, связанные с приватизацией в системе здравоохранения, вступившей на путь модернизации и преодолевающей прежние черты огосударствления. В России масштабы огосударствления в сфере здравоохранения чрезмерны, хотя в большинстве развитых стран, например, в стационарной медицинской помощи государственная собственность составляет 10-15 % коечного фонда, лишь в Великобритании 90 % больниц - государственные, основная часть больниц являются некоммерческими организациями. Только основой амбулаторной медицинской помощи остается частная практика. Главным направлением реорганизации в сфере оказания медицинских услуг в России является ограничение властных полномочий органов государственного управления.
До сих пор в России проблема приватизации медицинских услуг для населения является предметом споров. С одной стороны, расширяются возможности выбора лечебно-профилактического учреждения и врача с использованием государственных консультаций для каждого гражданина, а с другой стороны, по существу, планируется снижение нагрузки на госбюджет при реализации этого процесса. При этом условием приватизации медицинских услуг является дальнейшее увеличение числа частных медицинских учреждений, а следовательно, доступность медицинской помощи для всех нуждающихся независимо от их платежеспособности. Приватизация не может распространяться на учреждения, оказывающие медицинскую помощь в силу низкой транспортной доступности, на службы (санэпидемстанции, психиатрические больницы), диспансеры (кожно-венерологический, противотуберкулезный, наркологический), санатории для долечивания больных, специализирующиеся на оказании экстренной медицинской помощи. Приватизация касается не всех услуг в государственных учреждениях, вводятся элементы платности только лишь для услуг более высокого качества. Приватизация является стимулом для более внимательного отношения врачей к пациентам. Для пациентов доплаты создают экономические стимулы к здоровому образу жизни.
С вступлением России в ВТО приватизация лечебных учреждений неизбежна. Весь мировой опыт приватизации медицины показывает, что в частных больницах и страховых компаниях предпочитают иметь в качестве клиентов молодых, хорошо зарабатывающих, здоровых и бездетных лиц мужского пола. А не старых и больных, особенно если их достаток невелик. Частная, ориентированная на прибыль медицина существенно дороже и гораздо хуже по качеству, чем государственная. Возможно, приход на российский рынок иностранных страховых компаний уничтожит экономически необоснованные (заниженные) цены на платные услуги бюджетной медицины [7].
Сегодня приватизация подвергается очень резкой критике. Например, многие утверждают, что новые обладатели крупных предприятий и госкорпораций сегодня имеют низкие показатели эффективности производства, а многие приватизированные предприятия имеют низкие показатели рента-
бельности и находятся в состоянии банкротства. Для них выход кроется в новом этапе приватизации, хотя необходимо отметить, что под нынешнюю приватизацию попадают эффективные предприятия, являющиеся объектами для ретрейдерства, и этот процесс сопровождается ростом коррупции. Не случайно, что появление в России олигархов, большое и несправедливое экономическое расслоение по доходам населения России связывают с процессом приватизации. В ноябре 2012 г. глава счетной палаты С. Степашин сделал заявление о ежегодном разворовывании 1 трлн руб. средств, выделенных на государственные закупки. Он назвал ситуацию критической: 14-я часть консолидированного бюджета РФ используется не по назначению. Свой вклад внес и Минздрав РФ, который, по данным статистики, в конце 2012 г. «провалил» федеральные целевые программы в области здравоохранения, профинансировав их на 20-50 % [8, с. 6].
Из-за отсутствия профессионализма и неприятия опыта других стран по приватизации экономика России по многим показателям не преодолела однобокой сырьевой направленности. А темпы экономического роста увеличивались до начала 2008 г. и находились в конце 2012 г. на стадии рецессии. Ожидается снижение внутреннего спроса, причину которого эксперты видят в коммерциализации социальной сферы и в необходимости увеличения доходов государственного бюджета за счет роста поступлений в него от приватизации крупнейших предприятий страны.
Таким образом, до сих пор не удалось достичь поставленных целей перед приватизацией в этом направлении от преобразований, переданных в частную собственность предприятий и не подключившихся до сих пор к модернизации экономики и всех сфер общественной жизни для решения основной задачи в социально-экономическом развитии - повышения качества и уровня жизни россиян.
Список литературы
1. Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2 : учеб. / под общ. ред. Г. П. Журавлева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2007. - 934 с.
2. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (принят ГД ФС РФ 30 ноября 2001 г.) // Российская газета. - 2002. - 26 янв.
3. Аргументы недели. - 2012. - № 32 (324). - С. 8.
4. Колганов, А. И. Массовая приватизация в России и сдвиги в социально-экономической структуре общества / А. И. Колганов. - ШЬ: http://www.alternativy.ru
5. ШЪ: http://ria.ru/spravka/ 20110804/4Ш78911.кт1
6. Путин, В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России / В. В. Путин // Комсомольская правда. - 2013. - 13 февр.
7. med-us1uga.ru
8. Степашин, С. Рейтинг казнокрадов / С. Степашин // Аргументы недели. - 2012. -№ 45 (337). - С. 6.
Крутова Любовь Ивановна
доктор экономических наук, профессор,
кафедра экономической теории
и мировой экономики,
Пензенский государственный университет
E-mail: econm@pnzgu.ru
Krutova Lyubov Ivanovna doctor of economics, professor, sub-department of economic theory and world economy, Penza State University
Рочина Татьяна Андреевна
студентка,
факультет экономики и управления, Пензенский государственный университет E-mail: tatjana-rochina@rambler.ru
Rochina Tatyana Andreevna student,
faculty of economics and management, Penza State University
УДК 338.2 Крутова, Л. И.
Особенности современного этапа приватизации в России / Л. И. Крутова, Т. А. Рочина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2013. - № 2 (6). - С. 40-46.