Научная статья на тему 'Российская молодёжь: идентичности, ценности и представления об оптимальном общественном устройстве'

Российская молодёжь: идентичности, ценности и представления об оптимальном общественном устройстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
428
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская молодёжь: идентичности, ценности и представления об оптимальном общественном устройстве»

С. В. Мареева

РОССИЙСКАЯ МОЛОДЁЖЬ: ИДЕНТИЧНОСТИ, ЦЕННОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОПТИМАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ1

Уже более 20 лет Россия идёт по пути реформ — в политической, экономической, социальной сферах жизни. За это время значительно изменилась социальная структура общества, трансформировались институты и система общественных отношений. Изменились и сами россияне — по крайней мере, исследователями часто фиксируются процессы динамики особенностей их сознания, норм и ценностей, хотя при этом зачастую подчёркивается неоднозначность и сложность происходящих изменений [см.: 1—2]. Особый интерес в этой связи представляет российская молодёжь. Молодые россияне проходили и проходят вторичную социализацию и формируют свои идентичности, нормы и ценности в период постоянных трансформаций в стране, накладывающихся при этом и на масштабные мировые процессы глобализации, международного разделения труда, возникновения новых типов неравенства и новых рисков. Для того, чтобы дать прогноз развития в стране процессов модернизации и оценить вектор культурной динамики страны, необходимо определить, что в происходящих в среде молодёжи изменениях отражает процессы, характерные для населения всей страны, а что характеризует трансформацию ценностей, а следовательно, протекание процессов социокультурной модернизации именно в среде молодых россиян. Ведь именно нормы и ценности сегодняшней молодёжи России, её представления об оптимальном пути развития России и соответствующем ему общественном устройстве будут во многом определять будущее страны, задавая те возможные векторы и пути её

1 Статья подготовлена в рамках работы по проекту «Культурная динамика российского общества и перспективы модернизации России» № 11-03-00561а, выполняемому при финансовой поддержке РГНФ.

модернизации, которые могут быть приняты населением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Эмпирической базой анализа выступили данные репрезентативных всероссийских опросов, проведённых в разные годы Институтом комплексных социальных исследований РАН и Институтом социологии РАН, в т. ч.: «Новая Россия: десять лет реформ глазами россиян» (2001 г., п = 1743), «Граждане новой России: Кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить?» (2004 г., п = 2500), «Готово ли российское общество к модернизации» (2010 г., п = 1734) [см.: 3], «Двадцать лет реформ глазами россиян» (2011 г., п = 1750) [см.: 4], «О чём мечтают жители России» (2012 г., п = 1738). Все они проводились по однотипной выборке, которая репрезентировала население страны в целом по региону проживания, а внутри каждого региона — по типу поселения, полу и возрасту.

Прежде всего, начнём с вопроса идентичностей российской молодёжи. Посмотрим, с кем отождествляют себя сегодня молодые россияне, как эти идентичности менялись в течение последних лет и отличается ли субъективное самоопределение молодёжи от самоопределения старших поколений россиян. Рассмотрим, прежде всего, особенности групповой самоидентификации («мы-идентификации»2) молодых россиян, фиксирующей ощущение близости к тем или иным социальным группам, то, про какие группы они могли бы сказать, что «это мы» (табл. 1).

Данные показывают особую роль страновой и локальной идентичности для всех россиян, в том числе и для молодых. Идентификация себя как гражданина России является самой сильной как для россиян в целом (72% ощущают значительную близость, 23% — близость в небольшой степени), так и для молодёжи. Причём для последней группы она усиливается с ростом уровня образования. Подчеркнём: эта идентичность сформировалась достаточно быстро, и за последние годы доля ощущающих сильную близость с гражданами России как среди населения в целом, так и среди молодёжи значительно выросла — так, в 2004 г. сильную близость с гражданами России ощущали лишь менее трети молодежи и населения в целом (по 31%), при

2 Используется модифицированный вариант методики, предложенной В. А. Ядовым и его коллегами [см., например: 5].

Таблица 1

С кем ощущают близость представители российской молодёжи3 (2011 г.), %

Степень ощущаемой близости В значительной степени В небольшой степени Не ощущаю близости

Граждане России 70 25 5

Жители Вашего города, села 57 32 11

Земляки 56 30 14

Люди тех же взглядов на жизнь, что и Вы 52 32 16

Люди той же национальности 49 39 12

Люди, строго соблюдающие законы 44 42 14

Люди того же достатка, что и Вы 40 42 18

Люди той же профессии, занятия, что и Вы 36 46 18

Европейцы 18 34 48

Люди Вашей веры, вероисповедания 6 45 19

19% и 21%, соответственно, вообще не ощущающих близость с гражданами России. В то время гражданская идентичность заметно отставала от идентичности по национальному признаку, профессиональному статусу и мировоззренческим особенностям, однако менее чем за 10 лет эта картина качественно изменилась. По всей видимости, в России создаются предпосылки формирования гражданской нации, и российская молодёжь играет в этом процессе не меньшую роль, чем другие поколения.

Далее для молодых россиян следует ощущение близости с жителями своего населённого пункта — города или села, а также с земляками. У горожан при этом по сравнению с жителями сёл более ярко выражена идентификация с россиянами в целом, а у жителей сёл — с земляками и с проживающими в том же населенном пункте.

3 Здесь и далее, говоря о российской молодёжи, мы будем рассматривать россиян от 16 до 30 лет включительно, если не оговорено иное. Выбор верхней границы группы молодёжи ниже, чем это характерно для ряда западных исследований, однако он обуславливается как российскими традициями изучения молодёжи, так и особенностями выделения поколений с учётом истории страны, так как старшие россияне проходили первичную социализацию в совершенно других условиях.

Близость с европейцами не относится к числу ведущих идентичностей российской молодёжи — о выраженности близости с этой социальной группой сказали лишь 18% молодых россиян, в то время как почти половина (48%) заявила о том, что совсем не ощущает близости с европейцами — этот показатель намного выше, чем остальные отрицательные идентичности. Таким образом, говорить о том, что российская молодёжь осознаёт себя в значительной степени «европеизированной», пока не приходится. Её представители ощущают себя частью жителей своего поселения, своего региона, своей страны — но дальше проходит чёткая граница, отделяющая «своих» от «чужих».

Что касается идентичностей, возникающих на основе тех же взглядов на жизнь, профессий, соблюдения законов, достатка, то они пока отстают по силе их проявления от идентификации со всеми жителями страны и своими земляками. Даже для молодёжной среды пока не характерно формирование широкого устойчивого социального пространства самоидентификации по иным признакам, нежели страновой или территориальный.

Отличается ли по этим особенностям «мы-идентификаций» российская молодёжь от населения страны в целом? Данные показывают, что такие различия незначительны. Ранжирование идентификационных характеристик оказывается близким во всех возрастных группах, и с этой точки зрения молодёжь воспроизводит характеристики «мы-идентификаций», характерные для общества в целом. Что касается идентификации с европейцами, то для молодёжи она оказалась выше, чем для представителей других возрастов, однако даже среди самых молодых россиян (в возрасте от 18 до 21 года) часто ощущали общность с этой группой только 22% (в группе старше 50 — 14%, при этом более половины — 57% — вообще никогда не ощущали такой общности) — при 71% ощущающих общность с гражданами России (уровень значимости критерия Х2 для связи возраста и идентификации с европейцами — менее 0,05). Таким образом, соотношение локальных и глобальных групповых идентичностей среди российской молодёжи в настоящий момент значительно смещено в сторону первых.

По количеству социальных групп, с которыми молодые россияне испытывают высокую степень близости, они несколько отстают от представителей старшего поколения,

что означает, что социальное пространство шире, хотя и ненамного, у россиян старших возрастов. В целом, говорить о формировании коллективного сознания российской молодёжи как особой социальной группы с присущими именно ей идентичностями, не приходится. Российская молодёжь ретранслирует те идентичности, которые наиболее сильны в обществе в целом.

Итак, молодые россияне, как и представители более старших возрастов, идентифицируют себя прежде всего как жителей своей страны, как граждан России. Но совпадают ли при этом их представления о том, каков должен быть путь страны, как должно быть устроено общество?

Для ответа на этот вопрос посмотрим, прежде всего, как представляют себе россияне разных возрастов приоритеты развития страны. Важным и несколько неожиданным результатом исследований является факт, что даже городская молодёжь в меньшей степени склонна поддерживать развитие России в направлении, при котором человеческий капитал будет востребован на рынках труда, чем горожане более старших возрастов, тем более такое распределение приоритетов характерно для сельской молодёжи. Так, при выборе в дилемме «государство должно поддерживать в первую очередь высокотехнологичные и наукоёмкие производства — за ведущими странами России в её нынешнем состоянии всё равно не угнаться, поэтому единственный выход — эффективно использовать её природные и сырьевые богатства» первый вариант ответа поддерживают 54% горожан до 30 лет — при аналогичных долях в 64% среди тех, кому от 30 до 50 лет, и 66% среди тех, кто старше 504. Таким образом, почти половина городской молодёжи склоняется к экстенсивному использованию страной имеющихся природных ресурсов — пути, которое может принести краткосрочный результат, но в долгосрочной перспективе не обеспечивает ей стратегических преимуществ, которые позволили бы России занять достойное и стабильное место в системе межстранового разделения труда. Поддержка этой точки зрения показывает отрицательную зависимость от уровня образования — молодёжь, получившая высшее образование, которой есть что предложить на рынках труда даже в условиях международной конкуренции, лишь в трети случаев (35%) поддерживает экстенсивный путь разви-

4 Доли приведены от экономически активного городского населения.

тия — хотя эта доля остаётся выше, чем аналогичный показатель для горожан с высшим образованием 30—50 лет (30%) и старше 50 лет (25%). Среди всего городского населения, имеющего образование не выше среднего специального, молодёжь также чаще поддерживает экстенсивное развитие страны, чем более старшие россияне.

Раскол молодёжи по этому вопросу на два близких по численности «лагеря» сторонников противоположных взглядов является яркой демонстрацией того, что современная российская молодёжь гетерогенна. Эта гетерогенность отражается в разных нормах и ценностях, разных запросах к обществу, разных поведенческих практиках. Говоря о специфике ценностей российской молодёжи и определяя потенциальные «болевые точки» расхождения ценностей разных групп, важно говорить о разных системах ценностей не только молодого и других поколений россиян, но и сосуществующих среди самой молодёжи.

Учитывая гетерогенность ценностей молодёжи, интересно понять, кто то меньшинство современной молодёжи России, кто считает западный путь развития подходящим для нашей страны, ведь большая её часть сегодня считает, что западный путь развития не подходит для России, лишь 42% хотели бы видеть страну живущей по правилам западных стран. Это, прежде всего, самая младшая подгруппа молодёжи — в возрасте от 18 до 21 года доля сторонников западного пути даже превышает долю сторонников особого пути развития России.

Таблица 2

Мнения молодёжи и других возрастных групп россиян

о желательном пути развития России (2011 г.), %5

Альтернативные суждения, в которых респонденты должны были выбрать желательный вариант 18-21 год 22-26 лет 27-30 лет 31-50 лет Старше 50 лет

Россия должна жить по тем же правилам,что и современные западные страны 59 38 36 31 26

Россия — особая цивилизация, в ней никогда не привьётся западный образ жизни 39 60 62 69 73

5 Сумма по столбцам в некоторых случаях меньше 100%, так как в таблице не указаны затруднившиеся с ответом.

Итак, несмотря на отсутствие ощущения близости с европейцами, значительная часть молодёжи выступает за повторение Россией пути западных стран. В то же время более половины всех россиян в возрасте до 30 лет считают, что западный образ жизни в стране никогда не привьётся — отвергая, тем самым, и путь модернизации по образцу западных стран. При этом идентификация с европейцами или её отсутствие практически не сказывается на распределении мнений молодёжи по этому вопросу. Видно, что в старших возрастных группах поддержка западного пути развития снижается, но важно определить, насколько это следствие взросления россиян и связанной с этим трансформацией их ценностей или ценностных различий разных поколений, проходивших социализацию в совершенно разных условиях. Данные свидетельствуют скорее в пользу первого варианта.

Т4Г

59

□ 38 Ц37

36 36

□ 2011 П2001

131 □ 32

Х20"

Ц 26

Рисунок 1. Поддержка западного пути для России молодёжью и другими возрастными группами в 2001 и 2011 гг., %

Для населения в целом позиция по этому вопросу не претерпела существенных изменений за последние 10 лет: в 2001 г. о приоритетности собственного пути развития России говорили 30% населения, в 2011 — 32%. Как видим, доля поддерживающих развитие России по пути западных стран не изменилась и по молодёжи, кроме как в самой младшей её подгруппе (от 18 до 21 года). По всей видимости, с возрастом молодёжь всё больше меняет свои ценностные приоритеты и отходит от восприятия западного общества как идеала развития, а западного пути модернизации — как наиболее подходящего для

России. Динамика показывает, что ожидать распространения в обществе представления о том, что западный образ жизни подходит для России, лишь за счёт взросления современной молодёжи не приходится. Мнения по этому вопросу будут, по всей видимости, продолжать дифференцировать между собой как население в целом, так и молодёжь.

Группы сторонников противоположных взглядов отличаются уровнем образования, причём более высокий уровень образования характеризует сторонников собственного пути России. Возможно, это связано с тем, что для менее образованной части молодёжи западный путь развития ассоциируется не с определённым путём модернизации, а, в первую очередь, с обществом потребления, стандарты которого транслируются им различными СМИ, и таких же стандартов они хотели бы и для себя. В то же время для более образованной части молодёжи западный путь развития — это не столько высокий уровень потребления, сколько особые институты, нормы общественной жизни, которые, как они понимают в силу своей большей образованности, вряд ли подойдут для сегодняшней России.

В пользу такой интерпретации говорит, в частности, тот факт, что прагматические ориентации, настроенность на потребление ярче выражены именно у тех молодых россиян, кто поддерживает выбор западного пути развития. Так, среди них 48% считают, что главное в работе — это сколько за неё платят (при аналогичной доле в 41% среди сторонников особого пути России), 33% считают материальное благополучие более важным, чем свобода (23% соответственно), 33% называют в числе самых больших приобретений двадцати лет реформ для себя возможность зарабатывать без ограничений, а 37% — свободу выезда за рубеж (при аналогичных долях в 27% и 32% среди сторонников особого пути России).

Посмотрим теперь, какие ценности и нормы характерны для российской молодёжи, каким они хотели бы видеть общественное устройство страны. Проанализируем распространённость среди российской молодёжи ценностей, ассоциирующихся обычно с обществами модерна — индивидуализм, самостоятельность, инициативность. Можно ли говорить о том, что эти ценности в большей мере свойственны российской молодёжи, чем другим возрастным группам населения?

Таблица 3

Ценностные ориентации молодёжи и других возрастных групп россиян (2011 г.), %6

Альтернативные суждения 18-21 год 22-26 лет 27-30 лет 31-50 лет Старше 50 лет

Человек сам кузнец своего счастья, успех и неудачи — всё в его руках 69 69 64 54 46

Жизнь человека в гораздо большей

степени определяется внешними обстоятельствами, чем его 30 29 35 45 53

собственными усилиями

Выделяться среди других и быть

яркой индивидуальностью лучше, чем 75 67 63 50 35

жить как все

Жить как все лучше, чем выделяться 24 31 35 48 62

среди других

Главное — это инициатива,

предприимчивость, поиск нового в работе и жизни, готовность к риску 65 53 49 43 34

оказаться в меньшинстве

Главное — это уважение к

сложившимся традициям, обычаям, 35 43 49 56 65

следование привычному, принятому большинством

Жить в непрерывно меняющемся обществе трудно, но всё-таки 72 72 62 59 44

интересно

Все перемены к худшему, поэтому я хотел(а) бы, чтобы мир вокруг меня оставался таким же, каким я 28 26 37 40 54

привык(ла) его видеть

Равенство возможностей для

проявления способностей каждого 74 62 65 61 56

важнее, чем равенство положения,

доходов и условий жизни

Равенство доходов, положения,

условий жизни важнее, чем равенство 26 35 32 38 43

возможностей

6 Сумма по столбцам в некоторых случаях меньше 100%, так как в таблице не указаны затруднившиеся с ответом.

Альтернативные суждения 18-21 год 22-26 лет 27-30 лет 31-50 лет Старше 50 лет

Конкуренция - это хорошо. Она заставляет людей напряжённо трудиться, побуждает выдвигать новые идеи 78 84 73 65 57

Конкуренция вредна, она усиливает в человеке его дурные стороны 22 16 26 35 42

Как видно из таблицы 3, различия в ценностных ориентациях между молодёжью и более старшими группами населения проявляются очень ярко и по ряду позиций, характеризующих различия традиционалистского и модернистского типа мышления, имеют качественный характер (конформизм, отношение к инициативе, локус-контроль).

Неудивительно, что и жить в меняющемся мире молодёжи в целом нравится больше, чем другим возрастным группам. Более чем две трети россиян в возрасте не старше 30 лет готовы к переменам, и только треть хотела бы видеть вокруг себя привычный им мир. В более старших возрастных группах стремление к переменам ослабевает, сохраняясь среди тех, кто старше 50 лет, уже менее чем у половины.

В вопросах, описывающих идеальное общественное устройство в представлениях россиян, расхождения между возрастными группами носят уже не качественный, а количественный характер, хотя продолжают оставаться значимыми: при том, что среди всех россиян преобладает выбор общества равных возможностей, а не равных доходов, именно среди молодёжи этот вариант находит наибольшую долю сторонников. Аналогичная тенденция характеризует и отношение россиян к конкуренции.

Нужно также отметить, что и сама молодёжь дифференцируется между собой — практически по всем позициям наибольшую поддержку ценностям модерна и принципам общественного устройства, основанного на конкуренции и равенстве возможностей, оказывают самые молодые россияне — те, кто не старше 21 года. Кроме того, поддержка этих ценностей усиливается с ростом уровня образования, выше в крупных городах и демонстрирует зависимость от среды первичной социализации: проходившие социализацию в крупных

населённых пунктах чаще разделяли подобные ценности и представления.

Таким образом, именно молодёжь выступает в современном российском обществе носителем норм и ценностей, характерных для обществ модерна в противовес традиционным обществам. Но для оценки вектора культурной динамики страны важно понимать, связаны ли эти особенности с новым поколением молодёжи, которое прошло социализацию уже в новых условиях, или же это специфика молодого возраста и оптимистичного настроя молодёжи. Если сравнивать динамику некоторых ценностных ориентаций молодёжи 2001 и 2011 гг., то видно, что ценности разных возрастных подгрупп молодёжи в целом остаются достаточно стабильными или даже немного отходят в сторону традиционных ценностей.

Эти данные показывают, что, несмотря на отличия современной молодёжи от остального населения по поддержке ценностей индивидуализма, общества равных возможностей, готовности жить в обществе перемен, взросление этих поколений не сможет, по всей видимости, выступить основным фактором общего культурного сдвига в стране в целом. Самые молодые россияне в последние годы всегда гораздо более активно поддерживали модернистские ценности, но по мере взросления эти различия «сходили на нет». Возможно, такая ситуация связана со столкновением «идеальной» картины мира с российскими реалиями при вступлении в самостоятельную взрослую жизнь, выходе на рынок труда и накоплении определённого социального опыта. В этой связи показательно также связанное с возрастом значительное снижение даже среди молодёжи доли тех, кто уверен, что сможет сам обеспечить себя и свою семью: по данным 2011 г., эта доля составляла более половины (52%) среди россиян в возрасте от 18 до 21 года, 45% среди молодёжи от 22 до 26 лет и лишь 36% среди тех, кому от 27 до 30 лет. По мере увеличения возраста растёт и готовность приспосабливаться к обстоятельствам, вместо того чтобы активно бороться за свои права (хотя большинство молодых россиян, как и населения в целом, всё же считают, что за свои права необходимо активно бороться). Таким образом, накопление социального опыта приводит к изменению ценностных ориентаций молодёжи, снижению её модернистского настроя — впрочем, в той или иной форме и степени эта тенденция характерна не только для России.

--л к>

Таблица 4

Ценностные ориентации населения в 2001 и 2011 гг., %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценностные ориентации Год 18-21 год 22-26 о го I СМ 31-40 41-50 51-60 старше 60 По населению в среднем

Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить, как все 2001 77 78 65 51 44 34 28 48

2011 75 67 63 57 42 38 31 48

Главное — это инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе и жизни, готовность к риску оказаться в меньшинстве 2001 72 70 65 52 45 31 23 47

2011 65 53 49 48 38 36 31 42

Жить в непрерывно меняющемся обществе трудно, но всё-таки интересно 2001 77 79 77 60 52 44 34 56

2011 72 72 62 64 53 52 34 56

Равенство возможностей для проявления способностей каждого важнее, чем равенство положения, доходов и условий жизни 2001 78 73 59 61 60 53 45 59

2011 74 62 65 62 59 60 50 60

И

>

О и

Если же вернуться к общей картине ценностных ориентаций россиян, то в настоящий момент можно говорить о том, что даже расхождение системы ценностей молодёжи и самого старшего поколения россиян в любом случае не критично, и хотя различия между молодёжью и самой пожилой частью российского населения сохраняются, они не нарастают. При этом россияне средних возрастов обеспечивают промежуточную группу, занимающую умеренные позиции по данным вопросам. Приверженность тем или иным ценностям связана в России не только с возрастом, но и с уровнем образования, типом поселения, средой первичной социализации (эти факторы дифференцируют и саму молодёжь); кроме того, по мере взросления ценностные приоритеты молодёжи корректируются.

В продолжение обсуждения ценностных ориентаций и норм россиян посмотрим, как распределяются мнения по вопросу о том, какой общественно-политический строй в большей степени подходит для России. В этом вопросе молодёжь отличается большей поддержкой свободного рынка и капитализма (что неудивительно, учитывая, что именно в этих условиях часть из них проходила вторичную социализацию). Однако более половины россиян в возрасте до 30 лет, как и среди остального населения, выступают всё же за смешанную экономику с тем или иным соотношением рынка и государства, но с обязательным присутствием обоих типов регулирования. При этом население в возрасте 30—50 лет, как и по ряду других вопросов, занимает промежуточные позиции, сглаживая тем самым потенциальный ценностный конфликт между полярными возрастными группами населения.

Таблица 5

Предпочтительный общественно-политический строй

в глазах населения (2012 г.), %7

Строй До 30 лет 30-50 лет Старше 50 лет

Капитализм, свободная рыночная конкуренция, частная собственность 23 14 6

Капитализм, рыночная экономика с элементами планирования, социалистических принципов 27 24 20

Социализм, плановая экономика с элементами рыночных отношений 25 35 37

Социализм, плановая экономика, государственная собственность 19 23 30

7 В таблице не представлены затруднившиеся с ответом.

Однако ответы на этот вопрос демонстрируют не только различия мнений разных поколений, но и гетерогенность самой молодёжи. И хотя для большинства из них, как было сказано выше, представляется оптимальным то или иное соотношение рынка и государства, мнения о том, что должно преобладать, разделились. В целом половина молодых россиян в настоящий момент в большей степени склоняются к капиталистической модели, но лишь чуть меньшая часть отдаёт приоритет социализму в той или иной форме. Таким образом, российская молодёжь не гомогенна, и разные её подгруппы видят в качестве оптимальных разные пути развития России.

Показательно при этом, что молодёжь достаточно единодушно (как, впрочем, и остальные россияне) выступает в поддержку того, что основной ресурс, который должен обеспечить России место на международной арене — а именно, её природные богатства, — должен находиться в собственности народа или государства как его представителя, и частная собственность в данном случае неприемлема. Хотя среди молодых россиян чуть выше доля тех, кто готов поддержать частную собственность (коллектива, местной власти или конкретного человека) на природные богатства (15% среди молодёжи при 12% среди тех, кому от 30 до 50 лет и 6% среди россиян старше 50), всё-таки подавляющее большинство даже среди молодёжи хотели бы передать контроль над ключевыми ресурсами исключительно государству. Этот факт, с одной стороны, подчёркивает определённую культурную специфику России с точки зрения норм, относящихся к взаимоотношениям личности, общества и государства и высокого запроса со стороны населения на роль государства в ключевых сферах жизни общества. С другой стороны, он свидетельствует и в пользу того, что проблемы ценностного раскола между молодёжью и старшим поколением для России пока не стоит.

Об этом же говорят и данные о том, считают ли россияне и молодёжь в частности, что укрепление роли государства во всех сферах жизни общества необходимо для России. Как показывают данные 2012 г., с этим утверждением согласны 60% россиян в возрасте не старше 30 лет, 69% россиян от 30 до 50 лет и три четверти тех, кто старше 50 лет. И хотя согласие с тем, что роль государства во всех сферах должна быть ещё выше, снижается по мере уменьшения возраста респондентов, но с

обратным утверждением — о необходимости либерализации всех сфер жизни — соглашается всё же меньшинство молодёжи (39%). При этом чем более высоким уровнем образования характеризовались отвечавшие на этот вопрос молодые россияне, тем чаще они поддерживали идею либерализации, снижения роли государства во всех сферах.

Как же сейчас оценивают ситуацию в российском обществе представители молодёжи и россиян других возрастов? Соответствует ли современная Россия тем критериям общества, в котором молодёжь хотела бы жить? Для ответов на эти вопросы посмотрим, как оценивают современную ситуацию, с точки зрения её справедливости и легитимности, представители молодёжи.

Различия в доходах в России сейчас слишком велики

Вы лично получаете, учитывая Вашу квалификацию и тяжесть труда, на своей работе значительно меньше, чем Вы заслуживаете

Люди в России получают достойное вознаграждение за свои интеллектуальные способности и квалификацию

Нынешняя система распределечия частной собственности в России является справедливой

49

17

17

60

58

□ Не согласны

Рисунок 2. Оценки российской молодёжью справедливости распределения доходов и собственности8 (2012 г.), %

Эти данные ярко демонстрируют, что молодёжь достаточно остро воспринимает существующие неравенства доходов и неравенства в распределении частной собственности, представляющиеся ей нелегитимными. При этом важно отметить, что в этом смысле молодые россияне если и отличаются от остального населения, то количественно, но не качественно. Так, среди тех, кто старше 50 лет, 78% считают сложившуюся в настоящий момент систему распределения частной собственности несправедливой, а 87% согласны с тем, что различия в доходах сейчас слишком велики. Эти цифры выше, чем те, которые даёт молодёжь, но общие оценки остаются неизменными и

среди молодых россиян: они считают существующие сегодня в российском обществе неравенства слишком глубокими и несправедливыми, а вознаграждение, которое люди получают за свою работу, недостаточным. Важно отметить, что при оценке своей личной ситуации молодые россияне реже, чем все остальные, говорили о том, что они получают меньше, чем заслуживают, что свидетельствует о том, что при оценке собственной ситуации они руководствовались в том числе и своей квалификацией, и недостаточным пока опытом, в то время как при оценке ситуации в стране они, по всей видимости, отталкивались от своих нормативных представлений о должном. По крайней мере, о несправедливости своей личной ситуации с оплатой труда молодые россияне упоминали реже, чем о несправедливости системы оплаты труда в России вообще и об избыточном неравенстве по доходам.

Выше мы уже говорили о том, что молодые россияне чаще проявляют приверженность ценностям модерна, выбирая, в частности, общество равных возможностей, а не равных доходов. Как это соотносится с их представлениями о неравенствах в современной России? Данные показывают, что молодые россияне, действительно, не являются сторонниками всеобщей «уравниловки» и скорее согласны с тем, что в обществе должны существовать неравенства — но их основания должны быть легитимными, а возможности добиться для себя большего должны быть открыты для всех — условия, которые, к сожалению, не выполняются в современной России (рис. 3).

Итак, как видно из рисунка, большинство российской молодёжи считает справедливыми и легитимными те неравенства, которые появились в результате более эффективной работы или более высокого уровня образования, причём в условиях равенства возможностей для всех, и в этом смысле российская молодёжь оказывается солидарна с населением страны в целом. Неоднозначно мнение россиян, в том числе и молодёжи, о необходимости большей дифференциации доходов для экономического процветания страны, что, в принципе, вполне объяснимо — с одной стороны, россияне поддерживают идею достаточно высоких неравенств, но возникших на легитимных основаниях; с другой — выступать за высокую дифференциацию доходов в условии и так избыточ-

Справедливо, что те, кто работают быстрее и эффективнее, получают зарплату больше, чем люди на той же должности, но работающие менее эффективно

Когда у одних людей оказывается больше денег, чем у других это справедливо, если они имели равные возможности их заработать

Справедливо, что те, кто получил более высокий уровень образования, зарабатывают больше

Большая дифференциация доходов людей необходима для экономического процветания страны

Рисунок 3. Отношение к неравенствам и их основаниям среди российской молодежи (2012), %9

Справедливо, когда те, кто может себе это позволить, дают лучшее образование детям

Справедливо, что люди со средствами могут покупать себе лучшее жилье, чем другие

Справедливо, что те, у кого зарплата больше, и пенсию будут получать тоже больше

Справедливо, что люди со средствами могут пользоваться медицинскими услугами более высокого качества чем другие

40

■ Старше 50 лет

□ ДО 30 1МТ

Рисунок 4. Толерантность россиян к неравенствам разного типа (2012 г.), в %

ных неравенств в России (воспринимающихся при этом как нелегитимные) для них тоже сложно.

Наконец, посмотрим, как молодёжь и россияне старших возрастов воспринимают конкретные проявления неравенств в современном российском обществе.

В этом вопросе молодёжь также не демонстрирует качественных отличий от россиян других возрастов, кроме вопроса об образовании — они проявляют большую толерантность к тому, что более обеспеченные люди могут дать своим детям

6

30

71

61

28

34

53

48

44

44

44

24

лучшее образование. Что касается остальных проявлений неравенств, то молодёжь репрезентирует мнение всего населения, проявляя достаточно высокую толерантность к неравенству по типу и качеству жилья, по возможности получения большей пенсии, но при этом воспринимая неравенства по качеству медицинских услуг как нелегитимные.

С вопросом о восприятии неравенства и желаемом типе общества тесно связаны и вопросы о том, как выглядит в настоящее время в представлении молодёжи социальная структура российского общества и как она должна была бы выглядеть «по справедливости» (рис. 5).

{ V 4\ ->

V ± 1 \ -У V у

-У \ / X —

г = 4 \ ± Ч

ч + 1 =С > /

Мод. 1 Мод. 2 Мод. 3 Мод. 4

Доля респондентов в возрасте до 30 лет,

выбравших соответствующую модель, %

Модель 1 Модель 2 Модель 3 Модель 4

Как идеальную: 9 19 33 39

Как реальную: 29 53 16 2

Рисунок 5. Представления молодёжи о том, какая модель в наибольшей степени отражает реальную и идеальную социальную структуру российского общества (2012 г.)

Надо сказать, что и в этом вопросе молодые россияне репрезентируют мнение населения страны — их ответы отличаются от средних не более, чем на 1—3%. При этом, как видно из таблицы к рисунку 5, реальные и идеальные модели российского общества в представлениях молодёжи не просто не совпадают, а прямо противоположны. Большинство молодёжи склонно характеризовать существующую модель социальной структуры как пирамиду (53%)

или как общество, где основная часть населения — это «низы», которым противостоят оторванные от народа немногочисленные слои богатых (29%). В то же время в качестве идеальных молодыми россиянами чаще выбираются модели с высокой долей именно средних слоев, т. е. модели пресловутого общества массового среднего класса. И хотя 39% молодёжи в настоящий момент выступают за модель, при которой различия между положением людей не высоки, остальные 61% хотели бы жить в обществе с глубокой степенью неравенства, но характер распределения которого в обществе был бы иным, чем в современной России, и предполагал бы не массовую малообеспеченность, а массовый средний класс.

Подведём итоги. Идентичности и ценности современной российской молодёжи отличают её от старшего поколения и дифференцируют между собой саму эту социальную группу. В целом, молодые россияне отличаются гораздо большей ориентацией на ценности обществ модерна — самостоятельность, инициативность, толерантность к переменам. Однако по мере взросления и накопления социального опыта молодёжь частично отказывается от подобных модернистских ценностей в пользу традиционных, понимая, что внешние институциональные условия, которые существуют в стране, не способствуют их реализации на практике. Это значит, что взросление поколений молодёжи, выросшей уже в новых условиях, не сможет быть фактором культурной динамики России, её движения в сторону ценностей модерна — как в силу гетерогенности молодёжи, так и в силу внешних ограничений, влияющих на распространение этих ценностей.

Проблема ценностного раскола между молодёжью и другими поколениями для России пока не актуальна. Во-первых, россияне средних возрастов выступают своего рода «посредниками» между молодёжью и пожилыми россиянами с точки зрения норм и ценностей. Во-вторых, по многим ключевым вопросам, определяющим культурную специфику России, молодёжь репрезентирует мнение всего населения или же демонстрирует некоторые количественные, но не качественные отличия. Кроме того, с точки зрения групповых идентичностей всё население страны оказывается схожим между собой — на первый план для всех россиян, в том числе и молодёжи, выходит гражданская, территориальная и локальная идентичность. Можно сказать, что в России складываются предпосылки формирования граждан-

ской нации, и роль молодёжи в этом процессе не меньше (хотя и не больше), чем роль других поколений россиян.

При этом говорить о том, что среди молодёжи растёт осознание себя как части европейского сообщества, пока не приходится. Хотя для значительной её доли и характерна поддержка западного пути развития для России, она связана, в первую очередь, со стремлением к определённому уровню жизни, нежели к запросу на западный путь модернизации, траекторию общественного развития и соответствующие им институты. В целом же в обществе существует консенсус относительно того, что путь развития западных европейских стран не подходит для России, однако представления об этом пути у разных групп населения различаются, хотя и объединены при этом общей социокультурной компонентой — запросом на активную роль государства во всех ключевых сферах жизни общества, на справедливое общество с достаточно глубокими социальными неравенствами, возникшими вследствие легитимных оснований через механизмы конкуренции при изначальном равенстве возможностей для всех.

Литература

1. Тихонова Н. Е. Динамика нормативно-ценностной системы российского общества: 1995—2010 годы // Общественные науки и современность. 2011. №4.

2. Магун В. С., Руднев М. Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность. 2010. №3-4.

3. Готово ли российское общество к модернизации. Доклад. М.: ИС РАН, 2010. URL: http://www.isras.ru/analytical_ report_modernization.html (9.09.2013).

4. Двадцать лет реформ глазами россиян. Доклад. М.: ИС РАН, 2011. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_ twenty_years_reforms.html (9.09.2013).

5. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1993. № 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.