Научная статья на тему 'Молодежь и проблема коррупции в современном российском обществе: социологический анализ'

Молодежь и проблема коррупции в современном российском обществе: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2381
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ / ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕСЯ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / АНОМИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афаунов Анзор Зурабович

В статье отмечается, что молодежь особая социально-демографическая группа, от положения которой во многом зависит будущее российского общества. Процесс преемственности и смены поколений носит объективный, системный характер, вследствие чего нерешенные проблемы, социальные противоречия, затрагивающие нынешнюю молодежь, могут быть перенесены в дальнейшую жизнь, стать катализатором определенных изменений, в том числе и деструктивного характера. Одним из деструктивных факторов современного российского общества в аспекте влияния на молодежь является коррупция, представляющая собой системную социальную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь и проблема коррупции в современном российском обществе: социологический анализ»

УДК 316

Афаунов Анзор Зурабович

преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России anzor.afaunov@list.ru

Anzor Z. Afaunov

teacher of department of special disciplines Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of Russia anzor.afaunov@list.ru

Молодежь и проблема

коррупции в современном российском обществе: социологический анализ

Youth and the problem of

corruption in modern russian society: sociological analysis

Аннотация. В статье отмечается, что молодежь -особая социально-демографическая группа, от положения которой во многом зависит будущее российского общества. Процесс преемственности и смены поколений носит объективный, системный характер, вследствие чего нерешенные проблемы, социальные противоречия, затрагивающие нынешнюю молодежь, могут быть перенесены в дальнейшую жизнь, стать катализатором определенных изменений, в том числе - и деструктивного характера. Одним из деструктивных факторов современного российского общества в аспекте влияния на молодежь является коррупция, представляющая собой системную социальную проблему.

Ключевые слова: молодежь, коррупция, коррупционные практики, трансформирующееся общество, общественное мнение, аномия, социальная динамика.

Annotation. youth - specific socio-demographic group, from which depends the future of Russian society. The process of succession and alternation of generations is an objective, systematic nature, resulting in unresolved social contradictions that affect young people today, can be transferred to future life, be a catalyst for certain changes, including a destructive nature. One of the destructive factors of modern Russian society in terms of the impact on young people is corruption, which represents a systemic social problem.

Keywords: postmodern, culture, society, era, youth, foreshortening, outlook.

Среди различных социальных групп, слоев, общностей в российском обществе выделяется молодежь. Это - особая социально-демографическая и социально-статусная группа, внимание к которой, ее сознанию, социальным практикам объясняется тем, что это - резерв общества, его потенциал развития. Именно специфика молодежи как социально-демографической группы современного общества может определить перспективы социума и, напротив, стать тревожным сигналом, индикатором нарастающего социального регресса.

Молодёжь - это социальная группа с размытыми возрастными границами, характеризующаяся экономической и социальной маргинальностью и существенно влияющая на процессы воспроизводства социальной системы и ее структуры. Историческая и культурная детерминированность возрастных рамок данной группы предопределяет нестационарность и нестатичность характеристик молодёжной среды. Креативный потенциал молодого поколения стимулирует развитие социально-экономических отношений, что детерминировано его социальной гибкостью и мобильностью в контексте процесса воспроизводства социальной структуры. Формируемые молодёжью модели поведения и разделяемые ею ценности, предопреде-

ляют будущее страны, ход её истории. Это актуализирует исследовательский интерес к изучению социальных установок в поведении молодёжи, её целеориентацию.

Современные российские исследователи проблем молодёжи склонны ставить верхнюю возрастную границу молодости на уровне 30 лет, т.к. только к этому возрасту происходит приобретение ею экономической «независимости от родителей» [6, с. 39]. Как отмечают Горшков М.К. и Шереги Ф.Э., «параметры возрастных границ предопределены «ломаными» границами замещения молодым поколением старшего поколения в процессе воспроизводства социальной структуры» [2, с. 25]. Фактически, историческая детерминированность возрастных рамок, указывает на нестационарность и нестатичность характеристик молодёжной среды. Социолог И.С. Кон указывал, что «... молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности, имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [3, с. 478].

В каждый конкретный временной отрезок представителям молодого поколения свойственна уникальность, адаптивность, спонтанность поведенческих моделей (при этом, внутри самой молодёжной среды фиксируется большая вариативность поведения).

Молодёжь как социальная группа неоднородна по своему составу и повторяет стратификационную структуру общества. Разнообразие социальных статусов, которые занимают представители молодого поколения россиян, приводит, по мнению отечественных социологов [7, с. 46], к дифференциации группового сознания и их интересов. Это обосновывает необходимость исследования социальных установок в молодёжной среде с позиций стратификационного подхода.

Несмотря на то, что каждый представитель молодежи проходит в общем потоке социализаци-онных процессов интериаризацию (позволяющую упорядочить поведение социальных акторов, нормировать представление о мире, привить систему социальных ценностей и, таким образом, сформировать целостное мировоззрение, оберегающее социальную систему от разрушения действием энтропийных тенденций), в целом, креативный потенциал выводит каждое следующее поколение молодых людей на новый уровень социально-экономических отношений. Это связано с их социальной гибкостью и мобильностью в рамках процесса воспроизводства социальной структуры. Интересно, что именно этот процесс становится точкой опоры при любых попытках дать определение понятию «молодёжь». Горшков М.К., Шереги Ф.Э. указывают, что «социологическая трактовка понятия «молодёжь» есть производная от противоречия между поколениями, возникающего как результат усилий молодого поколения по вытеснению путём воспроизводства социальной структуры экономически более зрелого населения из господствующих распределительных отношений» [2, с. 27]. Известно, что социальная структура воспроизводится за счёт передачи следующим поколениям элементов социальной культуры. Однако, в силу своей креативности, духа бунтарства и желания отвечать на вызовы времени молодые люди редко перенимают всё «как под копирку».

Таким образом, представители молодого поколения вносят свои коррективы в формирование социальной структуры и функционирование социальной системы. Поэтому то, какими моделями поведения они пользуются и то, какие ценности разделяют на данный момент, может предопределить будущее. Это указывает на необходимость проведения исследований, выявляющих социальные установки молодёжи, систему ценностей и их целеориентацию.

Однако, здесь кроется ещё одна исследовательская проблема, которая связана со спецификой молодёжной среды. Как указывают в своих работах Чупров В.И. и Зубок Ю.А. [7, с. 46], сознание молодых людей характеризуется лабильностью, экстремальностью и трансгрессивностью. Молодёжь способна менять свои социальные установки и ценности, т.к. они ещё неустойчивы. Ей присущ

юношеский максимализм и смелое преодоление традиционных барьеров, стремление изменить ход своей жизни и временить будущее. Тем не менее, молодёжь - это большая часть российского общества, социальный портрет которой не может не интересовать исследователей.

Как отмечают Горшков М.К. и Шереги Ф.Э. «группа в возрасте 15-29 лет, в России конвенционально отнесённая к понятию «молодёжь», в настоящее время составляет 32,1 млн человек» [2, с. 41]. В связи с этим, молодёжь находится под пристальным вниманием исследователей. В частности отмечается, что «от интеллектуального, социально-мобилизационного и креативного потенциала нового поколения зависит и характер политического устройства, и качество социальных отношений, и социальная ориентированность экономики» [5, с. 79].

Современная молодёжь, согласно социологическим исследованиям, по большей части, рассчитывает на себя, а не на помощь государства. В частности, исследуя отношение респондентов к современной государственной политике Е.М. Авраамова указывает, что никто из респондентов в ходе опроса «не назвал государство в числе тех, на чью помощь может рассчитывать в трудной ситуации. Общество, как следует из полученных данных, атомизировано и аномично». Фактически, молодые люди считают, что должны рассчитывать «лишь на поддержку семьи» [1, с. 28]. Деловую хватку и амбициозность большинства представителей молодого поколения можно рассматривать как положительный результат усилий реформаторов. Однако, сверхдинамичные темпы социальных инноваций деструктивно сказались на процессе формирования системы ценностей российской молодёжи. В результате, как отмечает Е.А. Черных, представителям молодёжи свойственны такие характеристики, как «неустойчивость, переходность из одного состояния в другое, а также промежуточность» [6, с. 37].

Анализируя данную проблему, Л.А. Мясникова пишет, что этические нормы уходят на первый план, а «идеология честного труда вытесняется идеологией успеха, т.е. происходит деморализация экономических отношений» [4, с. 9].

Деньги начинают играть ведущую роль не только в экономике, но и в политических отношениях. В результате капитал «из средства экономики превращается в фактор, доминирующий над нею и над всем обществом» [4, с. 9]. Это приводит к тому, что социальные установки и ценностные ориентации молодёжи отличаются прагматизмом и делают чрезмерный акцент на материальные потребности. Подобная экономическая детерминированность жизненных целей формировалась на фоне размытых правовых норм и их регулярного пересмотра. Всё это привело к ситуации, когда девиантное (а иногда и деликвентное) поведение ею рассматривается как вполне допустимое.

Именно данная проблема легла в основу восприятия молодежью проблемы коррупции, ее включенности в коррупционные практики. Необходимо под-

черкнуть, что неоднородность отношения молодёжи к коррупционным проявлениям детерминирована ее социальным статусом. Самоидентификация опрошенными своего социального положения показывает: чем выше статус, тем чаще респонденты считают причиной коррупции несовершенство законодательства, падение морали и низкий уровень бедности. Готовность обойти закон среди высоко статусной молодёжи выше, чем у низко статусной. Коррупция наиболее сильно возмущает представителей низшего класса. У представителей высоко статусных групп молодёжи отношение к коррупции вполне терпимое. Учитывая, что коррупция проявляется в возможности получения неких благ путём использования личных «полезных» связей или материальной «благодарности», а слабо ресурсные и низко статусные группы имеют изначально более скромный социальный капитал, то использование сильно ресурсными группам коррупционных практик (вследствие чего, они получают дополнительные социальные преференции) будет увеличивать ощущение неравноправия и социальной несправедливости.

Как показало проведенное нами исследование, проблема партнёрства власти и населения на уровне молодёжных групп должна решаться в контексте формирования антикоррупционных установок. Половина респондентов готова вступить в активную борьбу с коррупционными проявлениями и открыта для диалога с властью и партнёрских отношений в борьбе с коррупцией. Однако, отсутствие антикоррупционной социализации приводит к диссонансу: готовность к борьбе с коррупцией сопровождается использованием её в персональной практике. Восприятие молодёжью феномена коррупции в значительной мере детерминировано влиянием СМИ, что указывает на перспективность использования данного канала для пропаганды антикоррупционных моделей поведения и социально приемлемых путей достижения молодёжью желаемой цели в результате антикоррупционной социализации, что актуализирует разработку социальных механизмов формирования инверсирования вектора личной эффективности от использования коррупционных схем и запуска процессов сведения к минимуму предпосылок и интереса у социальных акторов к использованию коррупционных моделей поведения.

Необходимо подчеркнуть, что интенсивная и всесторонняя актуализация темы борьбы с коррупционными проявлениями породила разнообразие подходов к исследованию данного вопроса. В силу ведущей роли молодёжи в формировании аксиологической динамики российского общества, отношение к коррупции представителей этой социальной группы предопределяет успешность борьбы с данным деструктивным явлением. Коррупционные практики формируют-

Литература:

1. Авраамова Е.М. Средний класс эпохи Путина // Общественные науки и современность. 2008. № 1.

2. Горшков М.К. Российская молодёжь: истоки и этапы социологического изучения / М.К. Горшков,

ся в молодёжной среде в условиях политического нигилизма, правовой безграмотности и недоверия к государственным органам власти. Амбициозность большинства представителей молодого поколения и сверхдинамичные темпы социальных инноваций деструктивно сказались на процессе формирования структуры ценностей у российской молодёжи, породив у него толерантное отношение к коррупционным проявлениям. Коррупция как социальное явление получила в молодёжной среде реальную функциональную нагрузку и институциализировалась в обыденную социальную практику. Размытость социальных норм в сознании молодёжи, катализируемая мнением о том, что государство не только не защищает её интересы, но и оказывает чрезмерное давление (в виде тотального контроля и регулирования поведения), генерирует у нее недоверие к государственным органам власти, нарушает естественный ход социализации молодого поколения, провоцирует на использование противоправных практик. На этом фоне коррупционные отношения воспринимаются как способ решения своих проблем.

Развитие рыночных отношений и распространение западной культуры стимулировало формирование прагматизма и доминирующих материальных потребностей в системе ценностей молодых россиян. В виду того, что коррупционные проявления направлены на перераспределение дефицитных социальных ресурсов (властных и экономических), использование молодёжью данной практики обусловлено отсутствием эффективных доступных законных способов решения своих проблем. Молодёжь как социальная группа (в силу отсутствия собственного социального опыта) использует подобные девиантные модели поведения, копируя их у старших поколений. Объём социальных возможностей каждого представителя молодёжной среды детерминирован его социальными позициями и социальными ресурсами. Поэтому социальное расслоение можно рассматривать в качестве фактора, предопределяющего поведение индивида и его отношение к социальным дисфункциям (в том числе, к таким, как коррупционные проявления).

Таким образом, борьба с коррупцией должна предполагать не только разработку комплекса мер, позволяющих пресечь любые подобные проявления, но и необходимость разработки мер, направленных на создание в молодёжной среде атмосферы нетерпимости к коррупции. Именно это указывает на важность исследования истоков формирования антикоррупционных ценностных ориентаций в рамках современной молодёжной культуры, т.к. на первый план выходит задача формирования не столько антикоррупционного поведения молодёжи, сколько её антикоррупционного мировоззрения.

Literature:

1. Avraamova E.M. the Middle class of the Putin era // Public Sciences and modernity. 2008. № 1.

2. Gorshkov M.K. the Russian youth: origins and stages of sociological research / M.K. Gorshkov,

Ф.Э. Шереги // Гуманитарий Юга России. 2012. № 3.

3. Кон И.С. Молодёжь // Большая Советская Энциклопедия. 3-е. изд. М., 2003.

4. Мясникова Л.А. Экономика постмодернизма и отношения собственности // Вопросы философии. 2002. № 7.

5. Олейникова И.Н. Инновационная экономика молодёжной среды / И.Н. Олейникова, О.Н. Сахарова, Т.В. Петренко. Таганрог : РГСУ, 2011.

6. Черных Е.А. Формирование гражданской идентичности молодёжи в условиях социальной неопределённости российского общества. Ростов н/Д., 2012.

7. Чупров В.И. Социология молодёжи / В.И. Чу-пров, Ю.А. Зубок. М. : Норма: ИНФРА-М. 2011.

F.E. Sheregi // Studies in the South of Russia. 2012. № 3.

3. Kon I.S. Youth // The Great Soviet Encyclopedia. 3rd. ed. M., 2003.

4. Myasnikova L.A. Economics of post-modernism and property relations // Questions of philosophy. 2002. № 7.

5. Oleynikova I.N. Innovation economy of the youth environment / I.N. Oleynikova, O.N. Sakharova, T.V. Petrenko. Taganrog : the University, 2011.

6. Chernyh E.A. Formation of civil identity of the youth in conditions of social uncertainty of the Russian society. Rostov n/D., 2012.

7. Chuprov V.I. Sociology of youth / V.I. Chuprov, Yu.A. Zubok. M. : Norma, INFRA-M 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.