СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
УДК 316.34
DOI 10.23683/2227-8656.2019.4.1
I
РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ:
К ИСТОРИИ И РОЛИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ1
Горшков Михаил Константинович
Академик РАН,
доктор философских наук, директор Федерального научного-исследовательского социологического центра РАН, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
В статье обозначаются основные уровни научного анализа молодежи: определение совокупности исходных социально-исторических, теоретических и методологических принципов, которые обосновывают положение и роль молодёжи в общественном воспроизводстве; собственно прикладные исследования, позволяющие выявлять состояние и динамику реального сознания и поведения молодёжи; всесторонняя интерпретация результатов исследования ключевых проблем положения и роли молодёжи в современном
1 В основе статьи - выступление академика РАН М.К. Горшкова на пленарном заседании Всероссийской научной конференции «Социальная активность и социальная мобильность российской молодежи» (Кабардино-Балкарская Республика, п. Эльбрус, 24 июня 2019 г.).
RUSSIAN YOUTH: TO THE HISTORY AND ROLE IN
MODERN SOCIETY
Mikhail K. Gorshkov
Academician of RAS, Doctor of Philosophical Sciences, Director of the Federal Scientific Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
In the article the main levels of scientific analysis of youth are designated: determination of the set of initial socio-historical, theoretical and methodological principles that substantiate the position and role of youth in social reproduction; actually applied research, allowing to identify the state and dynamics of real consciousness and behavior of young people; comprehensive interpretation of the results of the study of the key problems of the youth's position and role in modern society. The specific features of socialization and self-realization of youth, the place and role of young
обществе. Исследуются специфика социализации и самореализации молодежи, место и роль молодежи в экономике будущего и др.
Ключевые слова: российская молодежь; современное общество; ценности; гражданская позиция; Россия; экономика.
people in the economy of the future and etc. are studied.
Keywords: Russian youth; modern society; values; civil position; Russia; economy.
Введение
О проблемах, облике и перспективах современной молодёжи дискутируют и пишут много. Кому-то нравятся ее раскрепощенность, свободомыслие, стремление к качественному образованию и профессиональному карьерному росту, желание самой решать свою судьбу. А кто-то не доволен излишней независимостью современных российских юношей и девушек, «эластичностью» их нравственного сознания и поведения, правовым нигилизмом, ранним жизненным прагматизмом и эгоизмом (Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты, 2007). Находятся и такие эксперты, которые полагают, что ничего экстраординарного в социальном облике современной молодёжи нет. Они исходят из того, что каждое вновь вступающее в жизнь молодое поколение чем-то обязательно отличается от предыдущего. А потому вряд ли следует заниматься только критическим анализом состояния сознания и характера поведения ныне живущих молодых людей (Россия и Китай: молодежь XXI века, 2014). Важнее понять их внутренний мир и определить духовно-ценностную преемственность с нынешними поколениями. Словом, представления о молодёжи пореформенной России - самые различные и самые противоречивые.
Однако возникает один вполне очевидный вопрос: на чем базируются суждения и оценки того, каким предстало перед обществом, по сути, первое постсоветское поколение российской молодежи? Как правило, в основе данных представлений - личные наблюдения, личный опыт общения. Но, как известно, наблюдения могут быть поверхностными, а опыт общения ограничен самой средой последнего. Вот почему наиболее эффективный метод проникновения, что называется, «и вширь, и вглубь» массовых социальных явлений и процессов - это репрезентативные социологические исследования (Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты, 2007). Именно такие исследования, реализуемые как в срезовом, так и в мониторинговом режиме и позволяющие ответить на вопросы: какая она - молодёжь новой России, каковы ее образ жизни и цен-
ностные приоритеты, интересы и жизненные планы, проводятся Федеральным научно-исследовательским социологическим центром Российской академии наук (ранее - Институт социологии РАН).
Методология исследования российской молодежи
При этом выделяются три уровня научного анализа. На первом из них определяется совокупность исходных социально -исторических, теоретических и методологических принципов, которые обосновывают положение и роль молодёжи в общественном воспроизводстве, подходы и методические приемы ее конкретно -социологического изучения в различных жизненных ситуациях и на разных этапах ее социализации. На втором уровне осуществляются собственно прикладные исследования, позволяющие выявлять состояние и динамику реального сознания и поведения молодёжи, мировоззренческие, мотивационные и поведенческие особенности ее различных возрастных, профессиональных и политически ориентированных групп. На третьем уровне главное - дать всестороннюю интерпретацию результатов и, взаимодополнив теоретическое и эмпирическое, выйти на фундаментальные трактовки и обобщения ключевых проблем положения и роли молодёжи в современном обществе (Россия и Китай: молодежь XXI века, 2014).
В социально-историческом контексте следует заметить, что самостоятельным объектом социологических изысканий молодёжь стала немногим более 100 лет назад. Прежде всего, это объясняется не тем, что социология сама по себе относительно молодая наука, а тем, что молодёжные поколения заявили о своих интересах и о себе как основном структуровозрождающем факторе общества лишь на индустриальной стадии становления рыночных отношений. Именно на этой стадии стали происходить массовая ротация индустриального рабочего класса и, как следствие, усиление экономической конкуренции разных поколений, живущих в обществе (Горшков, 2012). Кроме того, значительное возрастание роли науки в производстве, стремительное расширение и интернационализация самого производства востребовали огромную армию специалистов интеллектуального труда, в первую очередь инженеров, технологов, менеджеров, консультантов и других специалистов, удерживающих свои позиции в конкурентной борьбе за счет перманентного образования (Молодежь России: ретроспектива и перспектива, 2012).
Социализация и самореализация молодежи
Следует иметь в виду, что в условиях индустриального общества социализация и самореализация молодёжи в значительной степени «молодеют». Свидетельство тому - зарождение в начале XX в. автономных молодёжных движений, а во второй половине XX в. - общественных правозащитных организаций, ювенального законодательства, принятие международных конвенций по защите прав детей и подростков.
В историческом контексте механизм включения молодёжи в общественные отношения, формирующие её мировоззрение и ценностные ориентации, гражданскую позицию, профессиональный и социальный статус, выразился в двух формах:
а) интеграция молодого поколения в культурные, нравственные, правовые, политические и идеологические традиции общества. Это происходило путём принятия молодыми людьми доминирующих социальных норм в качестве основы жизненных ориентаций и побудительных мотивов поведения;
б) дифференциация молодого поколения по ячейкам социально-профессиональной структуры общества. Данный процесс осуществлялся через образовательную и экономическую селекцию посредством профессиональной ориентации и профессионального становления.
В результате социализации молодёжь либо идентифицирует себя с господствующими социально-экономическими (в том числе распределительными) отношениями общества, и тогда имеет место бесконфликтное общественное воспроизводство, либо по тем или иным причинам не идентифицирует себя с основными нормами общества (идеологическими, правовыми, распределительными), отчуждается от них, и тогда назревает конфликт поколений.
Зачастую молодежь определяют как возрастную когорту, однако в социологической трактовке молодого поколения демографический критерий не является основополагающим. Данный критерий используется главным образом для выделения возрастных границ молодёжи как объекта исследования. Сами же параметры возрастных границ предопределены ломаными границами замещения молодым поколением старшего поколения в процессе воспроизводства социальной структуры. Именно этим и объясняется тот факт, что в социологии нет единой жестко фиксированной возрастной границы молодёжи - ни нижней, ни верхней, ни в рамках общества как глобального образования, ни в рамках отдельно взятого государства. Так, нижняя граница вступления в брак, обретения трудовых обязанностей, подверженности уголовному
преследованию определяется в разных странах различным образом. В свою очередь, весьма подвижна и верхняя граница. Например, для молодой научной интеллигенции в России она устанавливается показателем в 35 лет, а для докторов наук - в 40 лет. Это объясняется тем, что именно указанные возрастные границы считаются оптимальным периодом профессиональной ротации в данной социальной группе (Молодежь России: ретроспектива и перспектива, 2012).
В контексте развития жизненная траектория личности представляет собой постоянное стремление к статусности, т. е. желание занять в социальной структуре общества (в экономических терминах - в системе общественного разделения труда) такое положение, которое обеспечивает наиболее благоприятную позицию в распределении материальных благ. Это проявляется в потенциальном стремлении основной массы молодёжи уже на начальной стадии самореализации занять место в верхних стратах социальной структуры, что было проиллюстрировано в исследованиях российских ученых еще в конце 1960-х гг. В тех случаях, когда новое поколение не удовлетворено принципами распределительных отношений, считая их социально несправедливыми, оно признает социальную структуру, которая утвердилась в обществе старшим поколением, непривлекательной и не стремится к её воспроизводству. В свою очередь, это ведет к разбалан-сировке устоявшихся форм потребительского поведения, смене в массовом сознании идеологических парадигм и приоритетов социального поведения, в том числе форм самореализации в сфере производственных отношений. Неслучайно все социальные революции, преследовавшие смену экономических отношений, в том числе изменения принципов распределения, всегда достигали своей цели. Более того, возглавлялись молодыми. Это относится и к радикальным социально-экономическим реформам, осуществленным в России в 1990-е и последующие годы (Молодежь России: ретроспектива и перспектива, 2012).
Не так давно постсоветский период социальных трансформаций перешел четвертьвековой рубеж. И одной из ярких его примет (наряду с другими) стало стремление первого молодого поколения новой России к осуществлению назревших в обществе преобразований в условиях устойчивости экономического положения, социальной и политической стабильности.
Однако в современном мире достижение устойчивости не решает всех проблем. Как отмечалось в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 г., «устойчивость - это основа, но не гарантия дальнейшего развития. Мы не
имеем права допустить, чтобы достигнутая стабильность привела к самоуспокоенности... Мы можем ставить и решать задачи нового уровня... Достигнутая стабильная макроэкономическая ситуация открывает новые возможности для прорывного развития, долгосрочного роста».
Молодежь и экономика будущего
Происходящее усложнение общественных структур и отношений, повальная автоматизация и компьютеризация, неудержимый рост информационных потоков дают основание говорить о формировании экономики нового типа - инновационной экономики.
Сегодня формирование экономики инновационного типа является приоритетным для большинства развитых стран мира. И связано этом с тем, что с практической точки зрения она есть, в сущности, качественно новый путь социально-экономического развития. Причем путь, основанный на эффективном использовании накопленных междисциплинарных знаний и применении их в разработке промышленных технологий создания качественно новых продуктов и услуг.
Вместе с тем формирование инновационной экономики непосредственно связано с социальными инновациями. А это прежде всего новые идеи, стратегии, технологии, способствующие решению социально значимых задач. Притом, что очень важно, нацеленных на системное обновление социума, его отдельных сфер и институтов (Горшков, 2018). И если подходить именно таким, т. е. самым широким, образом к теме инновационного социально-экономического развития в масштабах всего общества, то освоить данную тему без научных ресурсов социологической науки теоретически и практически невозможно.
Необходимость включения социологии в изучение процессов, происходящих в экономической сфере общества, назрела давно. И объясняется это, образно говоря, вовсе не желанием социологов «потянуть одеяло на себя» в ранее ограниченной для них области научного знания и социального управления. Речь идет о понимании объективных закономерностей развития современного общества, связанных с большей взаимообусловленностью развития его разных сфер. К тому же в отличие от большинства других социальных наук, вовлеченных в процесс познания социума и изучающих в нем отдельные подсистемы и структуры, социология исходила и исходит из представлений об обществе как целостном образовании.
В связи с этим в последнее время многие эксперты, опираясь на данные социологов, рассуждают о социальном механизме развития
экономики. Иными словами, об устойчивой системе экономического поведения социальных групп, а также о взаимодействии этих групп друг с другом и государством по поводу распределения материальных благ и услуг. При этом они все больше убеждаются в том, что социальная сфера общественной жизни представляет собой мощный фактор «обратного влияния» на функционирование и развитие экономики. Неслучайно одним из популярных понятий сегодняшнего времени стало понятие «социоэкономика».
И здесь следует вновь обратиться к роли молодежи в продвижении экономики будущего. Это тем более важно сделать, так как с учетом циклов социального воспроизводства, прежде всего воспроизводства профессионального (охватывает 20 лет, а полный возрастной цикл -40 лет), через четверть века постсоветского периода появилось первое поколение молодежи России, которое острые на язык публичные эксперты окрестили первым рыночным поколением. Не будем вдаваться в дискуссию, насколько оно действительно могло стать классическим рыночным в контексте экономического базара и хаоса 1990-х гг. А вот обратить внимание на некоторые важные характеристики нового молодого поколения, вытекающие из результатов общенациональных социологических исследований ФНИСЦ РАН последних лет, конечно же, стоит.
Прежде всего, отметим, что наши молодые современники, в отличие от россиян в целом и старшего поколения в особенности, которые достаточно осторожны в оценке результатов четверти века российских трансформаций, с большим оптимизмом и готовностью принимают и оценивают новую действительность. Отмечаются и их более высокая психологическая адаптивность к текущим экономическим проблемам, и более высокая активность на рынке труда, предпочтение стабильных форм занятости (Горшков, 2018).
Проявляются, и вполне закономерно в нынешних экономических условиях, ориентация молодежи на материальное благополучие, деловой прагматизм, готовность идти на риск в достижении поставленных целей. Вместе с тем обращает на себя внимание наличие в пятерке основных жизненных ценностей ценностей создания семьи, получения качественного образования, обретения интересной, а не только высокооплачиваемой работы. Значимыми оказываются и ценность дружбы, товарищества, стремление увидеть и познать окружающий мир.
Воссоединение Крыма с Россией, победа российских спортсменов на зимней Олимпиаде в Сочи заметно укрепили патриотиче-
ский дух в молодежной среде, придали сильный импульс развитию в стране волонтерского движения.
Вместе с тем, как и населению в целом, молодежи приходится преодолевать последствия кризисного периода, прежде всего те из них, которые связаны с «закупоркой социальных лифтов», сужением коридора актуальных жизненных возможностей, укреплением своих статусных позиций. К тому же кризисный период 2014-2018 гг. и сложный процесс выхода из него скорректировали привычные для молодых людей модели потребления, связанные с досугом, одеждой, продуктами питания. Это не могло не сказаться на снижении у части молодежи уровня удовлетворенности собственной жизнью (Горшков, 2018).
И все же, по данным исследований, отчетливо видно, что в вопросах решения насущных социально-экономических проблем молодежь занимает заметно более активную, чем население страны в целом, позицию. Более того, именно подобная позиция в значительной степени привела к смещению в обществе многолетнего тренда на стабильность в сторону формирования запроса на перемены, на необходимость осуществления прорывных достижений в социально-экономической и научно-технической сферах. С учетом этого в еще большей степени возрастают сегодня значимость чувства нового в молодежной среде, инновационный потенциал новых поколений.
Заключение
В современных условиях, которые ставят перед российским обществом неординарные задачи, молодежи принадлежит особая роль. И это имеет свое вполне закономерное объяснение. При новых тенденциях социально-экономического развития молодежь превращается в важный источник преобразований. Особые свойства молодежи делают ее весьма востребованной в современной экономике, задача которой заключается в обеспечении прорывного развития страны. То, что нынешнему и последующим молодым поколениям придется жить и работать в особых для России исторических условиях, - это, как говорится, одна сторона дела. Есть и другая - международная, геополитическая, можно сказать, планетарно -экономическая, многократно усложняющая включение молодежи в активный жизненный и профессиональный цикл.
Литература
Горшков М.К. Молодежь и экономика будущего // Управленец. 2018. Т. 9, № 3. С. 2-7.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения // Гуманитарий Юга России. 2012. № 3. С. 23-46.
Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты / отв. ред. М.К. Горшков, В.В. Петухов. М. : Ин-т социологии РАН, 2007.
Молодежь России: ретроспектива и перспектива. 2012. Режим доступа: http: // www.socioprognoz.ru/files/File/2012/molo deg_ perspektivy.pdf#1.
Россия и Китай: молодежь XXI века / отв. ред. М.К. Горшков, Ли Чунлинь, З.Т. Голенкова, П.М. Козырева. М. : Новый хронограф, 2014.
Поступила в редакцию
References
Gorshkov, M.K. (2018). Molodezh' i ekonomika budushchego. Upravlenec, 9, 3, 27. (in Russian).
Gorshkov, M.K., Sheregi, F.E. (2012). Rossijskaya molodezh': istoki i etapy sociolo-gicheskogo izucheniya. Gumanitarij Yuga Rossii, 3, 23-46. (in Russian).
Molodezh' novoj Rossii: obraz zhizni i cennostnye prioritety (2007). M.K. Gorshkov, V.V. Petuhov (Eds.). M.: Institut sociologii RAN.
Molodezh' Rossii: retrospektiva i pers-pektiva (2012) [Elektronnyj resurs]. Available at: http:// www.socioprognoz.ru/files/ File/2012/molodeg_perspektivy.pdf#1.
Rossiya i Kitaj: molodezh' XXI veka (2014). M.K. Gorshkov, Li CHunlin', Z.T. Golenkova, P.M. Kozyreva (Eds.). M.: Novyj hronograf.
1 июля 2019 г.