Научная статья на тему 'Профессиональная адаптация молодежи на рынке труда в условиях социально-экономического кризиса'

Профессиональная адаптация молодежи на рынке труда в условиях социально-экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
538
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ДЕПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУД / ЗАНЯТОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКО-НОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухина Кристина Сергеевна

В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается российская молодежь на рынке труда в современных кризисных условиях, и с данных позиций анализируются причины депрофессионализации молодежи, вынужденной в процессе профессиональной адаптации использовать различные стратегии и формы трудовой деятельности, зачастую не связанных с полученной в процессе образования специальностью. Долговременный характер тенденции депрофессионализации молодежи угрожает ее трансформацией в норму российской социально-профес-сиональной реальности, что определяет актуальность исследуемой проблемы и необходимость ее решения в ближайшей исторической перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная адаптация молодежи на рынке труда в условиях социально-экономического кризиса»

УДК 316

Мухина Кристина Сергеевна Kristina S. Mukhina

экономист. economist.

Акционерное общество «Group Organic Synthesis»

«Группа оргсинтез» joint-stock company

Milena.555@mail.ru Milena.555@mail.ru

Профессиональная

адаптация молодежи на рынке труда в условиях социально-экономического кризиса

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается российская молодежь на рынке труда в современных кризисных условиях, и с данных позиций анализируются причины депрофессионализации молодежи, вынужденной в процессе профессиональной адаптации использовать различные стратегии и формы трудовой деятельности, зачастую не связанных с полученной в процессе образования специальностью. Долговременный характер тенденции депрофессионализации молодежи угрожает ее трансформацией в норму российской социально-профессиональной реальности, что определяет актуальность исследуемой проблемы и необходимость ее решения в ближайшей исторической перспективе.

Ключевые слова: молодежь, рынок труда, профессиональная адаптация, профессионализация, депрофессионализация, трудовая деятельность, труд, занятость, социально-экономический кризис.

Professional adaptation of

youth in the labor market in the conditions of social and economic crisis

Annotation. In this article problems which the Russian youth in the labor market in modern crisis conditions faces are considered, and from these line items the reasons of deprofessionalization of the youth forced to use various strategy and forms of a labor activity in the course of professional adaptation, often not connected with the specialty received in the course of education are analyzed. Long-term nature of a tendency of deprofessionalization of youth threatens with its transformation in regulation of the Russian social and professional reality that determines relevance of the researched problem and need of its decision for the near-term historical outlook.

Keywords: youth, labor market, professional adaptation, professionalizing, deprofessionalization, labor activity, work, employment, social and economic crisis.

Новый социально-экономический кризис, начавшийся в 2014 году и продолжающийся по сей день, несмотря на популистские заявления об успешном преодолении кризисных явлений в экономической сфере России, затронул различные социальные и возрастные группы

населения, сказавшись на их положении в соци--

материальном благополучии. В целом, не зависимо от возрастной категории, население Рос,

исследования ИС РАН, испытало на себе последствия экономического кризиса, проявившиеся в снижении доходов, уверенности в завтраш-, ,

улучшится в ближайшие годы [1].

В условиях социально-экономического кризиса рынок труда становится тем регулятором, который определяет экономическое положение различных возрастных групп в зависимости от того,

какое место они занимают в его пространстве, ,

социологов, молодежь в условиях кризиса 20142015 гг. проявила себя как социально-демографическая и социально-профессиональная группа, меньше других пострадавшая, т.е. более

[2].

, , -

,

кризиса на российскую молодежь также сказалось в меньшей степени? Казалось бы, что ответ - -

, -

ле можно ожидать такого же позитивного результата, но, как нам представляется, такие результаты несколько преждевременные, так как экономическая адаптация на рынке труда и адаптация профессиональная - явления различные.

В данной статье мы стремимся показать особенности профессиональной адаптации молодежи на рынке труда в современных кризисных условиях функционирования экономики и рынка труда, предполагая, что меньшее влияние экономи-

ческого кризиса на молодежь с точки зрения ее материальных доходов еще не означает, что в

профессиональном поле молодежь также по,

поколений россиян. Здесь, как нам представля-

,

,

молодежи на рынке труда далеко не всегда связана с профессиональной мобильностью, а зачастую эта мобильность связана с ущемлением

профессиональных интересов и установок, те.

,

кризисным условиям рынка труда, очень часто не связано с профессией, полученной во время образования. Та молодежь, которая, обладая высоко конкурентными преимуществами, имеет возможность уехать за границу, чтобы реализовать свой профессиональный потенциал, покидает пределы российского государства [3], а не имеющая такой возможности молодежь устраивается на работу не по принципу профессио-

,

.

, -

нание молодежи еще на этапе профессиональ-

,

результаты проведенного Л.А. Семеновой исследования среди школьников, для которых именно критерий оплаты труда является определяющим при выборе будущей профессии [4]. В

исследовании Института социологии РАН также , -

сийской молодежи (79 %) работа, которая ее бы удовлетворила, прежде всего, должна быть хорошо оплачиваемой, и только для 27 % опрошенной молодежи важна в работе возможность профессионального роста [5].

Стоит ли удивляться такой ситуации в условиях

-

кризиса в стране, экономическое развитие кото- -

, ,

ориентированной на становление эффективных

, -

ва, способного конкурировать с мировыми субъектами экономической деятельности [6]?

Труд в России, превратившись в средство выживания, лишился своей экзистенциальной сущно-

,

ходе трудовой деятельности, а потому именно , -

лежность становится доминирующим фактором самоопределения в сфере труда не только для представителей молодых поколений россиян, но и старших [7]. Иными словами, прагматизация трудовых ценностей и сферы профессионального самоопределения является ключевой для

всех поколений россиян (истючая пожилое на,

),

учитывать в изучении проблемы профессиональной адаптации молодежи на рынке труда в

, ,

профессии стала определяться в основном уровнем ее прибыльности, а такие критерии, как социальный статус профессии и перспективы

профессионального роста перестали быть основополагающими при выборе сферы профессио-. -лю можно судить о кризисном характере функционирования российского общества, в котором

прежде престиж профессии определялся ее со.

привлекают, прежде всего, профессии юридической и экономической направленности [8]. Чрезвычайно низко котируется профессии научного работника, школьного учителя, работников сферы культуры и искусства, что определяется, ко,

.

Ученые обращают внимание также на то обстоятельство, что сложности профессиональной самореализации и адаптации молодежи на рынке

труда во многом связаны с уровнем ее профес-

,

отвечает запросам работодателей и предъявляемым в соответствии с той или иной профессиональной деятельностью критериям. Другими

,

имеется определенный дефицит квалифициро-[9] , -

нен молодежью с высшим образованием.

Изначально ориентированная не на профессиональный рост и жизненную самореализацию в конкретной профессиональной сфере, выбор которой определен интересом к содержанию профессии, а не оплатой за работу в ее области, молодежь обречена на риски депрофессионализации как следствие реализации стратегии «профегсионального туриста», который путешествует из одной профессии в другую в поисках высокой оплаты труда, комфортных условий трудовой деятельности и стабильности трудовой занятости. Винить молодежь в том, что является всего лишь следствием порочной системы профессионализации, которая, по большому счету, отсутствует в России, конечно же, не стоит.

Молодежь далеко не всегда может реализовать свои профессиональные навыки и интересы по

уже указанной причине - слишком низкой оплате

,

. , , -

,

прекариата [10], для которого свойственны совершенно иные профессиональные ценности, связанные с трудом, свободным от ограничений

во времени и пространстве, формируемых тру.

прекариат, а таковых, по подсчетам ученых, в России порядка 30 % [11], заключается в том, что период молодости очень важен для профессионального становления личности. В этот период человек активен, трудоспособен, и эта активность должна быть направлена на профессио-,

работы вне зависимости от ее профессиональ-

,

в российском обществе, что, с нашей точки зрения, выступает одним из факторов рискогенно-сти российского общества и, в частности, его социально-профессиональной и трудовой сфер.

Близким явлением к указанному выше (прека-риату) является фриланс. Надо сказать, что появление различных форм и типов профессиональной адаптации на рынке труда следует рассматривать как вполне закономерное явление, вызванное проблемами трудоустройства, несправедливо низкой оплатой труда ряда профессий, прежде всего интеллектуальной направленности, неудовлетворительными условиями труда и т.д. Появление такой формы нестандартной занятости как фриланс привлекает особое внимание ученых, поскольку это явление начинает распространяться во всем мире и в России в том числе, символизируя закрепление в общественном сознании и на рынке труда нового типа работника - работника независимого, отличающегося от «работника организации» своей несвязанностью ни с какой трудовой орга-

[12].

, ,

такой формы занятости - фрилансер свободен в

, , -

сиональной деятельности, но «чистых фрилан-», . . , , и в основном такие независимые профессионалы совмещают фриланс с формальной занятостью [13].

,

вынужденной стратегий профессиональной адаптации на рынке труда, связанной со сложностями трудоустройства или невозможностью

полной трудовой занятости (к примеру, у студен),

второстепенная трудовая деятельность может стать основной, и, если она не связана с полученной в процессе образования специальностью, происходит смена не только формы занятости, но и профессии. Молодежь, активно использующая эту форму адаптации в социально,

стать полноценным актором профессиональной

,

реальности пока еще требуется включенность в формальные профессионально-трудовые структуры и коллективы, а свободный от них режим фриланс автоматически ограничивает перспективы формальной профессионализации, с которой связаны не только общественное признание заслуг и ощущение своей полезности обществу, но и профессиональный статус индивида, включенного в социально-профессиональную струк-.

Итак, молодежь, ориентированная в процессе адаптации на рынке труда на экономическое

выживание, проявляет достаточно высокий уро-

,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,

.

Литература:

1. . Книга вторая / М.К. Горшков и др.; отв. ред. М.К. Горшков, В.В. Петухов. М. : Издательство «Весь мир», 2015. С. 91.

ниши на рынке труда, оценивая их значимость и перспективы с позиции оплаты труда, а не профессиональной принадлежности, и это негативно сказывается на процессе профессионализа-

,

для долговременных профессиональных планов.

Современная российская молодежь зачастую не видит свое профессиональное будущее ни на этапе профессионального обучения, ни на этапе включения в трудовую деятельность, а потому и строить профессиональные планы на отдаленное будущее становится бессмысленным заня-.

строить долговременные жизненные планы, ограничиваясь короткими жизненными проектами, и это вполне адекватная реакция на ситуацию социальной неопределенности и рискогенности, в которой находится российское общество уже более двадцати лет [14].

Сама российская реальность, наполненная рисками и неопределенностью, развивающаяся

, -

,

мобильным, гибким в своих стратегиях, уметь совмещать различные виды деятельности и использовать различные формы занятости [15], и в процессе профессиональной адаптации молодежи на рынке труда в указанных условиях это

зачастую сопровождается депрофессионализа-

,

профессиональных знаний и навыков, снижение

уровня профессиональной компетентности и

.

Очевидно, что эта негативная тенденция, характерная для российского общества, обуславливает необходимость решения проблем, порождающих эту тенденцию и связанных с отсутствием целостной и эффективной системы профес-,

профессиональной подготовки и профессиональной адаптации на рынке труда. Стремительное снижение качества образования в России, угрожающее ее интеллектуальной безопасности [16], а также нерегулируемый характер рынка труда, и в особенности молодежного, становятся источниками дезадаптации молодежи в

профессиональном поле деятельности.

,

себя в профессии, неудовлетворенная трудовой деятельностью, а зачастую, как следствие, и своей жизнью в целом, может стать ресурсом

для пополнения экстремистских группировок и

,

регионах современного мира объясняется учеными нерешенностью социальных проблем [17]. Стоит задуматься над тем, к чему может привести столь длительное безразличие к молодежным проблемам в российском государстве.

Literature:

1. Russian society and challenges of time. Book the second / M.K. Gorshkov etc.; editor-in-chief M.K. Gorshkov, V.V. Roosters. M. : «Whole world» publishing house, 2015. P. 91.

2. . . 94.

3. Дергунова Н.В. Образовательный капитал как фактор эмиграции выпускников российских провинциальных вузов (на примере Ульяновского государственного университета) / Н.В. Дергунова, Л.Ю. Лукичева // Власть. 2014. № 12.

. 35-39.

4. . .

- -

// -ской академии государственной службы. Серия: Политология и социология (Выпуск 1). Издательство ВАГС. 2009. № 1. С. 41-49.

5. . . : -

. 2- . . . / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М. : Институт социологии РАН, 2010. С. 169.

6. . . -мическая безопасность России в условиях вызовов информационной эпохи: теоретические аспекты социологической рефлексии / А. В. Дятлов, А.В. Верещагина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11/3. С. 71-74.

7. . . -ности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства :

/ . . , . . , . . -. . : : - , 2014. . 272.

8. . . : -

. 2- . . . / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М. : Институт социологии РАН, 2010. С. 173.

9. Устинова К.А. Сфера образования и рынок труда: проблемы рассогласования // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 97.

10. Голенкова З.Т. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества / З.Т. Голенкова, Ю.В. Голиу-

//

практика. 2013. № 3. С. 6.

11. . . 7.

12. Харченко В.С. Образ жизни российских фри-

: // -ческие исследования. 2014. № 4. С. 54.

13. Там же. С. 57.

14. Зубок ЮЛ. Социальная регуляция в условиях

.

проблемы в исследовании молодежи / ЮЛ. Зубок, В.И. Чупров. М. : Academia, 2008.

15. Константиновский Д.Л. Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие / Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, ГЛ. Чередниченко. М. : ЦСП и М, 2014. С. 17.

2. In the same place. P. 94.

3. Dergunova N.V. The educational equity as a factor of emigration of graduates of the Russian provincial higher education institutions (on the example of the Ulyanovsk state university) / N.V. Dergunova, L.Yu. Lukichev // The Power. 2014. № 12. P. 35-39.

4. Semenova L.A. Entry into a profession and some social professional orientations of youth // Scientific bulletin of the Volgograd academy of public service. Series: Political science and sociology (Release 1). VAGS publishing house. 2009. № 1. P. 41-49.

5. Gorshkov M.K. Molodezh of Russia: sociological portrait. 2nd prod. additional and corrected / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi. M. : Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, 2010. P. 169.

6. Daytlov A.V. Predprinimatelstvo and economic safety of Russia in the conditions of challenges of information era: theoretical aspects of a sociological reflection / A.V. Daytlov, A.V. Vereshchagin, S.I. Samygin // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2015. № 11/3. P. 71-74.

7. Chuprov V.I. Otnosheniye to social reality in the Russian society: sociocultural mechanism of forming and reproduction: monograph / V.I. Chuprov, Yu.A. Zubok, N.A. Romanovich. M. : Regulation: INFRA-M, 2014. P. 272.

8. Gorshkov M.K. Molodezh of Russia: sociological portrait. 2nd prod. additional and corrected / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi. M. : Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, 2010. P. 173.

9. Ustinova K.A. Education and labor market: mismatch problems // Social researches. 2014. 6. P. 97.

10. Golenkova Z.T. New social groups in modern stratification systems of global society / Z.T. Golen-kova, Yu.V. Goliusova // Sociological science and social practice. 2013. № 3. P. 6.

11. In the same place. P. 7.

12. Harchenko V.S. Conduct of life of the Russian freelancers: sociological analysis // Social researches. 2014. № 4. P. 54.

13. In the same place. P. 57.

14. Zubok Yu.A. Social regulation in the conditions of uncertainty. Theoretical and applied problems in research of youth / Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov. M. : Academia, 2008.

15. Konstantinovsky D.L. Molodezh of Russia at a turn of the 20-21st centuries: education, work, social well-being / D.L. Konstantinovsky, E.D. Voznesens-kaya, G.A. Cherednichenko. M. : TsSP and M, 2014. P. 17.

16. Верещагина А.В. Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального

/ . . , . . , . . // . 2016. 2. . 52-65.

17. Самь¡гин СМ. Вызовы и угрозы религиозного радикализма национальной безопасности пост-секулярных обществ / С. И. Самыгин, А.В. Вере, . . // -

. 2016. 2.

С. 103-107.

16. Vereshchagina A.V. Intellectual safety of Russia in the conditions of crisis of the scientific and educational sphere and growth of a social inequality / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin, S.I. Imgrunt // The Humanist of the South of Russia. 2016. № 2. P. 52-65.

17. Samygin S.I. Challenges and threats of religious radicalism of a homeland security postsekulyarnykh of societies / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina, A.V. Rachipa // Economic and humanitarian researches of regions. 2016. № 2. P. 103-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.