Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ 21 ВЕКА: ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ'

РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ 21 ВЕКА: ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
256
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ "Y" / МОЛОДЫЕ ЛЮДИ 21 ВЕКА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / GENERATION "Y" / YOUNG PEOPLE OF THE 21ST CENTURY / SOCIO-CULTURAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яровова Татьяна Викторовна, Бурба Александр Александрович

В 1991 году известные американские ученые Хау и Штраус разработали новую научную теорию, ключевой мыслью которой являлось разделение людей на разные возрастные группы (поколения). Согласно этой теории, каждому поколению присущи определенные характеристики, которые складываются за счет социальной, политической, экономической и духовной обстановки в стране и мире. На основе данных разных аналитических агентств, социологических изданий и ведущих СМИ, был проведен анализ специфики поведения современного молодого человека, который является частью поколения «Игреков». В статье сформулированы критерии, которые не только отражают социально-духовные особенности, но и информационное поведение представителей данной группы. Значительно внимание уделяется социально-культурной характеристике и ценностной ориентации российской молодежи 21 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN YOUTH OF THE 21ST CENTURY: ITS SOCIO-CULTURAL CHARACTERISTICS AND VALUE ORIENTATION

In 1991, the famous American scientists Howe and Strauss developed a new scientific theory, the key idea of which was to divide people into different age groups (generations). According to this theory, each generation has certain characteristics that are formed due to the social, political, economic and spiritual situation in the country and the world. Using data from various analytical agencies, sociological publications and leading media, we will touch upon and try to analyze the specifics of the behavior of a modern young person who is part of the generation of "Y" was carried out. The article formulates criteria that not only reflect the socio-spiritual characteristics, but also the informational behavior of representatives of this group, and examines the socio-cultural characteristics and value orientation of the Russian youth of the 21st century.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ 21 ВЕКА: ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ»

11. Толстенева А.А., Лагунова М.В., Шкунова А.А., Гурьянычева Е.Н. Модернизация функционально-пространственной структуры вуза как элемента инновационной образовательной среды // "Современные проблемы науки и образования" - № 6.; URL: http://science- education.ru/m/article/view?id=29332 (дата обращения: 13.12.2019).

12. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004.

13. Yashkova, E.V., Sineva, N.L., Egorova, A.O., Kuznetsova, S.N. General trends in the development of the organizational culture of Russian companies Journal of Applied Economic Sciences, 12 (8), pp. 2472-2480. 2018 Интернет - ресурс http://www.scimagojr.com/journalsearch.php?q=21100264820&tip=sid&clean=0

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Яровова Татьяна Викторовна

Московский государственный институт международных отношений (университет), Одинцовский филиал (г. Одинцово); студент Бурба Александр Александрович

Московский государственный институт международных отношений (университет), Одинцовский филиал (г. Одинцово)

РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ 21 ВЕКА: ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация. В 1991 году известные американские ученые Хау и Штраус разработали новую научную теорию, ключевой мыслью которой являлось разделение людей на разные возрастные группы (поколения). Согласно этой теории, каждому поколению присущи определенные характеристики, которые складываются за счет социальной, политической, экономической и духовной обстановки в стране и мире. На основе данных разных аналитических агентств, социологических изданий и ведущих СМИ, был проведен анализ специфики поведения современного молодого человека, который является частью поколения «Игреков». В статье сформулированы критерии, которые не только отражают социально-духовные особенности, но и информационное поведение представителей данной группы. Значительно внимание уделяется социально-культурной характеристике и ценностной ориентации российской молодежи 21 века.

Ключевые слова: поколение «Y», молодые люди 21 века, социально-культурная характеристика.

Annotation. In 1991, the famous American scientists Howe and Strauss developed a new scientific theory, the key idea of which was to divide people into different age groups (generations). According to this theory, each generation has certain characteristics that are formed due to the social, political, economic and spiritual situation in the country and the world. Using data from various analytical agencies, sociological publications and leading media, we will touch upon and try to analyze the specifics of the behavior of a modern young person who is part of the generation of "Y" was carried out. The article formulates criteria that not only reflect the socio-spiritual characteristics, but also the informational behavior of representatives of this group, and examines the socio-cultural characteristics and value orientation of the Russian youth of the 21st century.

Keywords: generation "Y", young people of the 21st century, socio-cultural characteristics.

Введение. В нашем исследовании мы попытались рассмотреть молодых людей 21 века, проанализировав культурно-социальные предпочтения, мировоззрение, и сравнить полученные данные с характеристикой предыдущего поколения. На основе теории поколений ученые подразделяют людей, которые родились в разные временные промежутки, на определенные группы. Каждый индивид проходит процесс социализации и вовлекается в деятельность, которая присуще тому или иному времени. Таким образом, при сравнении разных возрастных групп, можно выявить общность особенностей и отнести их к определенному поколению людей. Целью нашего исследования является анализ представителей группы Y и сравнение их с предшествующим поколением X.

На основании метода исследования, который заключается в анализе научной и социологической литературы, будут предоставлены ответы на такие ключевые вопросы, как: в чем заключается разница между поколениями X и Y? Какие особенности присущи людям разных возрастных групп? В чем заключается разница между людьми возраста 20-40 лет и 41-61 года?

Американские ученые Нейл Хау и Вильям Штраус разработали теорию, которая гласит, что каждые 20-25 лет рождаются дети с новыми привычками и особенностями поведения и мышления, которые выделяют их на фоне предыдущего поколения. Согласно этой теории, люди, которые родились в промежуток от 1984 года до 2004 относятся к миллениумам, которых также называют «Игреками» или же «поколение большого пальца», в связи с тем, что представители этого поколения имеют свойство набирать любое сообщение пальцем одной руки.

Исследование основано на следующих данных: 1) мониторинг и анализ СМИ в режиме реального времени под названием Медиалогия; 2) исследование результатов социологических исследований, проведенных российскими и зарубежными социологами за последние годы.

Изложение основного материала статьи. Рожденные в период между серединной 1980-х и началом 2000-х годов, миллениумы представляют собой последнее поколение 20-го века и первое поколение, которое было воспитано с учетом информационного развития, появления интернета, кнопочных телефонов, смартфонов и компьютеров. Это группа людей, которая родилась с исключительными характеристиками, зависящими от их жизненного опыта, но в то же время, это переходная группа, которая еще не до конца отказалась от традиционных форм развлечений. Согласно исследованиям, миллениумы предпочитают нахождение в глобальной сети «Интернет» просмотру телевизора. Поскольку, исходя из теории поколений, каждые 20 лет рождаются индивиды, которые обладают отличительными признаками по сравнению с предыдущими, молодые люди, которым сегодня от 20 до 40 лет являются ключевыми двигателями социального, политического, экономического и духовного прогресса нашей страны. "Молодежь является

носителем обновленных систем представлений о ценностях и нормах окружающей действительности" [2, С. 154]. Мировоззрение Игреков складывается под воздействием нескольких факторов: 1) манеры, взгляды на жизнь, модель поведения в обществе и опыт предыдущего поколения, принятые от родителей, бабушек и дедушек; 2) восприятие внешней информации под воздействием процесса социализации. Благодаря двум этим ключевым процессам человек может проанализировать ценности, которые присущи определенному промежутку времени и определить для себя необходимость соблюдения этих постулатов либо их переосмысление. В связи с тем, что модели и способы воспитания нового поколения не являются эффективными и их можно отнести к категории "устаревшие», для достижения наибольшего результата от процесса социализации "необходимо разработать систему, содержащую формы и методы, адекватные той эпохе, к которой относится данное поколение" [2, С. 154] Миллениумы наименее склонны, по сравнению с предыдущими поколениями в возрасте до 60 лет, использовать электронную почту и отдают предпочтение текстовым сообщениям, как главному источнику коммуникации, регулярно публикуя какую-либо информацию на веб-порталах, создавая разные виды обзоров и используя социальные сети, чтобы открыто выражать свои интересы, чувства, эмоции и получать поддержку от сверстников и подписчиков.

В 2019 году компанией по исследованию рынка 'таоЬа^еЬ^ех" было опубликовало исследование, в котором приняло участие около 52500 респондентов. Данный отчет посвящен поколению большого пальца, где анализируется социальное и цифровое поведение интернет-пользователей возрастом от 23 до 36 лет. На основе рисунка 1, около 70 процентов пользователей являются городскими жителями, 19 процентов - живут в пригороде, остальные же 11 процентов находятся в сельской местности. По данным статистики, 64 процента опрошенных работают полный рабочий день, 10 процентов - лица с гибким графиком, на оставшиеся 26 процентов респондентов приходятся студенты, самозанятые и лица с иным видом занятости. Статистические данные говорят о том, что преобладающими пользователями сети «Интернет» среди представителей группы опрошенных миллениумов, являются лица, которые состоят в супружеских отношениях в возрасте 30-36 лет (65 процентов опрошенных), одна треть респондентов в возрасте от 23-29 лет живут с родителями (36 процентов) и 46 процентов всех респондентов сами являются родителями.

Рисунок 1. Профилирование поколения <^», Источник: GlobalWebIndex, 2019

Как показано на рисунке №2, наибольший процент (48%) миллениумов находится в отношениях и проживает совместно, 27 процентов проживают с родителями, 25 процентов респондентов проживают самостоятельно, с друзьями и прочее. Большинство опрошенных находятся в супружеских отношениях (45%), ведут холостяцский образ жизни (39%), остальные респонденты разведены, либо же остались вдовами или вдовцами.

Рисунок 2. Жизненная ситуация и семейное положение, Источник: GlobalWebIndex, 2019

Как упоминалось ранее, представители большого пальца предпочитают проводить время в компании гаджетов и сети «Интернет». Так, самыми популярными социальными сетями, где люди не только общаются, но и просматривают различный развлекательный контент, в который входят разные видео, «мемы», картинки

юмористического характера, за последнее время являются: YouTube, Twitter, VK, TikTok, Instagram, Одноклассники и тд. В среднем, Игреки тратят около четырех часов в день на пользование социальными сетями, что связано с тем, что компьютеры и ноутбуки постепенно заменяются смартфонами. Это обусловлено тем, что компьютеры и ноутбуки постепенно заменяются смартфонами, преимуществами которых являются мобильность, простота использования и упрощенный доступ к Интернету. Так, общее время нахождения в сети Игреками с использованием персонального компьютера, ноутбука или планшета составляет 3 часа 37 минут, что на 10 минут больше общего среднестатистического времени. Затраты времени нахождения в сети «Интернет» владельцев смартфонов из группы миллениумов составляют 3 часа 49 минут, что больше общего среднестатистического времени уже на 26 минут. По данным рисунка № 3, 96 процентов респондентов исследуемой возрастной группы пользуются смартфоном, только 69 процентов опрошенных владеют ноутбуками и персональными компьютерами, «смарт-тв» используют 42 процента опрошенных, на долю пользователей планшетов, игровых приставок или консолей, услуг «умный дом», «читалок», умных часов и прочих гаджетов и прочего приходится менее 40-ка процентов.

Рисунок 3. Владельцы устройств и затраты времени нахождения в сети, Источник: GlobaГWeЫndex, 2019

Немаловажным аспектом в поведении человека, который относится к группе Y, является наличие мотивов и стимулов для осуществления какой-либо деятельности. Согласно суждениям доктора Асли Бейхан Акару, ключевыми внутренними мотиваторами для человека-миллениума являются: 1) достижение успеха; 2) интересная работа 3) уважение 4) ответственность 5) справедливая заработная плата. К внешним показателям он относит: 1) безопасность; 2) справедливая заработная плата 3) поощрения со стороны руководства 4) удобное рабочее место 5) нормированный рабочий график. Таким образом, ключевыми характеристиками данного поколения являются: сфокусированность на карьерной лестнице, работа в команде, баланс личной жизни и работы. Лица возрастной группы 41-61 года, в свою очередь, характеризуются индивидуальным стилем выполнения трудовых обязанностей, скептичностью и технической подкованностью (См. рис. 4).

Таблица 1

Качества поколения «Х» и «Y» в рабочей среде

Поколение «Х» Поколение <^»

Сосредоточенность на построении карьеры Сосредоточенность на построении карьеры

Самообеспечение Оптимистичный подход к работе

Баланс между работой и личной жизнью Баланс между работой и личной жизнью

Скептичный подход к работе Признание и вознаграждение

Необходимость мгновенной обратной связи Технологическая смекалка

Техническая подкованность Работа в команде/группе

Признание и вознаграждение Против рутинной работы

Индивидуальный подход к работе

Выводы. На формирование ценностей поколения Х повлияли такие важные события, как распад СССР, дестабилизация ситуации в связи с многочисленными терактами, появление интернета и разнообразных интернет-платформ для постоянной онлайн-коммуникации, развитие науки, в особенности таких секторов как биотехнологии и цифровые гуманитарные науки. Все эти факторы сформировали у «иксов» определенные представления о жизни: рассчитывать только на себя, иметь альтернативные пути развития событий. Некоторые из этих постулатов и принципов передались их детям - представителям поколения миллениумов. Но при учете переосмысления ценностей, у поколения Y наблюдается не только ярко выраженная коммуникабельность, но и социальные навыки; целенаправленность на реализацию своего потенциала; индивидуальный подход к выполнению любого вида деятельности; оптимистичный подход к решению проблем; желание работать ради получения опыта, а не продвижения по карьерной лестнице. Если коротко охарактеризовать отличие поколения Y от предыдущего поколения Х, то если для поколения Х, формировавшегося в эпоху перестройки, ключевыми понятиями являются деньги и вещи, то для поколения Y - успех [2].

Литература:

1. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. - 2018. - №. 3. - С. 15-33.

2. Хомякова Екатерина Ивановна «Поколение у» в контексте социального взаимодействия в современном обществе // Известия ТПУ. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-y-v-kontekste-sotsialnogo-vzaimodeystviya-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 16.10.2020).

3. Яровова Т.В., Тиллаев А.Х. Профессионально-личностное развитие обучаемых в стратегии реализации гуманистического подхода // Педагогическое образование и наука. - 2020. - №3. - С. 77-81.

4. Яровова Т.В. Учебная мотивация студента вуза: методический аспект // Образование личности. — №2. — 2019. — С. 21-27.

5. Яровова Т.В. Проблемы воспитания молодежи в современной России // Материалы форума «Учитель новой школы и вопросы воспитания подрастающего поколения». - М.: АРКТИ. 2014.

6. Яровова Т.В., Белогуров А.Ю. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде вуза: методологический аспект // Педагогическое образование и наука. — 2019. — №5. — С. 89-94.

7. Acar A.B. Do intrinsic and extrinsic motivation factors differ for Generation X and Generation Y // International Journal of Business and Social Science. - 2014. - Т. 5. - №. 5. - С. 12-20.

8. Powers T., Valentine D. Generation Y values and lifestyle segments // Journal of consumer marketing. -2013. - Т. 30. - №. 7. - С. 597-606.

9. Компания по исследованию рынка "Globalwebindex": https://www.globalwebindex.com

Психология

УДК 88.6

кандидат педагогических наук, доцент Андреева Любовь Дмитриевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» ( г. Якутск); кандидат педагогических наук Попова Людмила Витальевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» ( г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОО НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Целью статьи «Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО на современном этапе» является изучение особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО. В статье обосновываются многочисленные эмоциональные факторы, вызывающие чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к истощению и выгоранию. Среди особенностей и трудностей педагогической работы выделили ее высокую психическую напряженность. Итоги проведенного эмпирического исследования подтверждают позицию классического подхода к изучению синдрома эмоционального выгорания: увеличение времени работы педагога влияет на увеличение проявления профессионального выгорания, и обосновывают необходимость постоянной работы по профилактике и преодолению выгорания.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, синдром эмоционального выгорания; фазы: «напряжение», «резистенция», «истощение»; эмоциональная загруженность.

Annotation. The purpose of the article "Features of the syndrome of emotional burnout among preschool teachers at the present stage" is to study the features of the syndrome of emotional burnout among preschool teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.