Научная статья на тему 'Теоретическая основа теории поколений'

Теоретическая основа теории поколений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6908
1000
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / ОСНОВОПОЛОЖНИК / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / КОНФЛИКТ / ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронцова Ю.А.

Данная статья посвящена рассмотрению теории поколений. Статья ставит своей целью рассмотреть разные подходы к понятию «поколение», осветить, как связана между собой лингвокультурология и теория поколений; составить классификацию теории поколений в зависимости от типа, временных рамок и учёта аутентичного языкового материала. Гипотеза о сходных поколенческих ценностях была проверена во многих странах с положительным результатом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF GENERATION THEORETICAL BACKGROUND

This article is devoted to the theory of generations. The article aims at consider different approaches to the notion “generation”, highlighting how cultural linguistics and the theory of generations are interconnected; classifying the theory of generations, depending on the type, time frame and authentic language material. The hypothesis of similar generational values has been tested positively in many countries.

Текст научной работы на тему «Теоретическая основа теории поколений»

УДК 81'255.4

UDC 81'255.4

Ю.А. ВОРОНЦОВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Брянский государственный технический университет E-mail: Voroncova.yuliya@mail.ru

J.A. VORONTSOVA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of foreign languages, Bryansk State Technical University E-mail: Voroncova.yuliya@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ THEORY OF GENERATION THEORETICAL BACKGROUND

Данная статья посвящена рассмотрению теории поколений. Статья ставит своей целью рассмотреть разные подходы к понятию «поколение», осветить, как связана между собой лингвокультурология и теория поколений; составить классификацию теории поколений в зависимости от типа, временных рамок и учёта аутентичного языкового материала. Гипотеза о сходных поколенческих ценностях была проверена во многих странах с положительным результатом.

Ключевые слова: поколение, основоположник, классификация, преемственность, конфликт, хронологический возраст, ценности.

This article is devoted to the theory of generations. The article aims at consider different approaches to the notion "generation", highlighting how cultural linguistics and the theory of generations are interconnected; classifying the theory of generations, depending on the type, time frame and authentic language material. The hypothesis of similar generational values has been tested positively in many countries.

Keywords: generation, ^founder, classification, continuity, conflict, chronological age, values.

К изучению понятия «поколение» одним из первых в отечественной науке обратился С.И. Ожегов. В толковом словаре С.И. Ожегова даются следующие определение «поколения»: 1) родственники одной степени родства по отношению к общему предку (предкам); 2) одновременно живущие люди (особи) близкого возраста; 3) группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью (Выросло новое поколение ученых); 4) переносное: серия приборов, механизмов, изделий в ее отношении к предшествующим или последующим сериям [6].

А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами» [2].

Данная статья продолжает изложение проведенных авторами исследований понятия «поколение». Наиболее полно эту дефиницию раскрывает И.С. Кон - советский и российский социолог, антрополог, философ, сексолог, один из основателей современной российской социологической школы, популяризатор науки и просветитель. Он утверждает, что при описании возраста человека и возрастных категорий очень часто возникает терминологическая путаница. Например, термин «поколение» обозначает: 1) генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка («поколение отцов» в отличие от «поколения детей»); 2) возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и то же время,

но не связанных узами родства; 3) условный отрезок времени, в течение которого живет или активно действует данное поколение; 4) общность современников, сформировавшаяся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значимых исторических событий, независимо от их хронологического возраста («поколение романтизма» или «послевоенное поколение» в отличие от «военного» и «довоенного»). Он подчеркивает, что одни авторы видят суть проблемы преемственности или конфликта поколений в характере взаимоотношений родителей и их детей, другие - в отношениях старших и младших, третьи - в исторических сдвигах, различии жизненного опыта людей, выросших в тех или иных конкретных социальных условиях. Однако это совершенно разные проблемы [5].

Те же проблемы возникают и при попытках ввести какую-либо классификацию поколений. Формирование основ классической теории поколений в Новое время охватывает ХУП-ХУШ века, когда происходит подлинное возрождение учения о преемственности поколений, развитого впервые в античности, но теперь получившего иное обоснование, понимание и направление.

Основоположником такого направления явился Дж. Вико - итальянский философ эпохи Просвещения, заложивший основы культурной антропологии и этнологи. Он выдвинул четыре принципа исторического исследования, которые легли в основу классической теории поколений: 1) земная всемирная история независима от Священной истории; 2) саморазвитие общества осущест-

© Ю.А. Воронцова © J.A. Vorontsova

вляется по своим внутренним законам и причинам в процессе смены поколений; 3) просвещение является главным фактором прогресса в развитии общества; 4) история есть смена поколений, преемственно связанных единством законов разума и ростом рационального знания [3]. Прямыми последователями Вико выступили Ж. Кондорсе и Д. Дидро, заложившие первые начала классической теории преемственности поколений в ее натуралистическом подходе. По Кондорсе, мировая история раскрывается как история человеческого разума, если ее рассматривать как результат деятельности поколений, то есть масс индивидов, сосуществующих локально пространственно. Этот результат, обнаруживаемый в каждый данный момент, зависит от всей последовательности результатов в предшествующие времена, и в свою очередь проявится в достижениях будущих поколений. Все наследуемое и передаваемое суть продукты человеческого разума и его применения.

В целом и Кондорсе, и Дидро объединяет то, что начало истории они видят в человеке первобытном, неразвитом, но уже наделенном разумом. Прямо противоположный в этом отношении подход, ведущий к так называемому метафизическому романтизму, намечается в работах Ж.-Ж. Руссо и Д. Юма.

В частности, Руссо идее безграничного прогресса противопоставляет тезис: «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека» [7]. С этим тезисом он намечает жесткое разграничение между научно-техническим прогрессом и моральной личностью, между «культурой» и «цивилизацией» (в терминах Шпенглера). В истоках истории он помещает не «разумного, но невежественного дикаря», а «естественного человека», не имеющего никаких стимулов к самосовершенствованию. В итоге смена поколений перестает у него рассматриваться как процессия этапов прогресса. В то же время, противопоставляя «человеку естественному» искусственного «цивилизованного человека», он переосмысливает и функцию преемственности поколений: ее задача не аккумуляция культурных достижений человечества для дальнейшего их развития, а искусство поддержания человека в цивилизованном состоянии.

Решающую роль в дальнейшем развитии темы преемственности поколений имела полемика И. Гердера и И. Канта об истоках истории. С одной стороны, Кант противопоставляет идее саморазвертывания человеческой истории по естественным законам идею теле-ологизма (цели и плана развития). С другой стороны, Гердер в определении преемственности, в определении содержания и направления наследуемого вводит в обиход такие понятия, как «дух народа» и «дух времени», которые легли в основу концепции метафизического романтизма [4].

В начале 90-х годов прошлого века два американца - экономист, демограф Н.Хоув и драматург, историк В.Штраус - независимо друг от друга изучали такой популярный социальный феномен, как конфликт поколений. И одновременно пришли к одинаковым выводам. Им показалось странным, что модели поведения людей,

принадлежащих к одному поколению, совершенно не похожи на модели поведения представителей поколения другого в пору того же возраста.

Объединившись, исследователи в 1991 году написали книгу "Generations" («Поколения»), в которой им удалось проследить изменения, происходившие в поведении американского социума со времен Колумба [1].

В ее основу Хоув и Штраус положили мысль о том, что поведение человека зависит от того, в каких усло -виях он жил и воспитывался до 12-14 лет. Именно до этого возраста у нас формируется собственная система ценностей, которую мы потом и проносим через всю жизнь. Сборник правил, свод не подлежащих сомнению аксиом [8].

По мнению социологов, поколенческие «ценности» формируются у ребенка до 12-14 лет под влиянием общественных событий (политических, экономических и социальных - определяющих в том числе темп и иные характеристики технического прогресса), а также семейного воспитания. Формирование этой группы ценностей происходит еще до того момента, когда ребенок начнет оценивать внешние события с позиции «хорошо/ плохо» или «правильно/неправильно». Он просто живет в этих условиях и как губка впитывает контекст, тщательный анализ которого начнется чуть позже, а уже затем накопленная «база данных» начинает формировать личность. Такой подход не был новаторским, однако куда более важны выводы, которые сделали из всего этого пионеры теории поколений.

Ценности, сформированные до 12-14 лет, именуются «глубинными». Они являются подсознательными, чаще всего абсолютно незаметными и неявными (в том числе для самих представителей поколений). Но в течение всей жизни каждое поколение неизбежно живет и действует под их влиянием. При этом авторы учения не отрицают: заложенные в человеке ценности легко разделяются на собственно поколенческие, общечеловеческие и индивидуальные.

Теория постулирует, что промежуток времени, в течение которого рождаются представители одного поколения, составляет около 20 лет. Российские ученые в основном рассматривают поколенческие модели, начиная с 1900 года (Хоув и Штраус в своих работах рассматривали период с XVI столетия). Исходя из такого подхода, возникла следующая классификация: 1900-1923 - поколение GI («поколение победителей»); 1923-1943 -«молчаливое поколение»; 1943-1963 - «бэби бумеры»;

1963-1984 - поколение X; 1984-2000 - поколение Y»,

поколением Миллениума; 2000-2020 - поколение Z.

Люди, рожденные на стыке поколений (плюс-минус три года от граничных дат), являются частичными носителями ценностей окружающих групп и образуют так называемые «эхо-поколения». Их задача - служить связующим раствором цивилизации и выступать в роли посредников, «переводчиков».

Каждые четыре (из перечисленных) последователь -но стыкующиеся поколения формируют цикл, который ученые уподобляют годичному: зима, весна, лето, осень.

Длительность каждого такого цикла составляет около 80 лет. А затем начинается новый виток. Пятое (следующее за группой из четырех предыдущих) поколение обладает ценностями, сходным с первым. Так, ценности поколения Y в силу этой закономерности должны быть близки установкам поколения GI. А поколение Z будет ближе к представителям «молчаливого поколения».

Поколение победителей - Величайшее поколение (от англ. "Greatest Generation") существовало с 19001923 годы. Событиями, оказавшими наибольшее влияние на это поколение, были: Великая депрессия, Первая и Вторая мировые войны, создание ООН, Перл-Харбор, Корейская война, возникновение СССР, атомные бомбардировки, полет Линдберга, политическая деятельность Рузвельта, Гитлера, Сталина, Черчилля.

Представители этого поколения по праву заслужили право называться победителями, т.к. большинство из них принимало активное участие во Второй мировой войне и даже сохранить жизнь в то время уже можно считать своего рода победой. Это люди, родившиеся в годы великой депрессии, в молодом возрасте ушедшие на фронт, вернувшись домой, начавшие активно восстанавливать экономику. «Победители» отличаются завидным трудолюбием, ответственностью и оптимизмом. Бездействие для них подобно смерти. Если позволяет здоровье, то победители сами делают уборку дома, ходят в магазин, они активно высказывают свою жизненную позицию при любых обстоятельствах. Они привыкли изменять жизнь к лучшему, побеждать и строить, при этом они свято верят в светлое будущее, а идеология для них превыше всего. Ради идеи они готовы сражаться, бороться и побеждать, во что бы то ни стало.

К основным маркерам данного поколения мы отнесли несколько направлений: военную терминологию (штурмовые отряды, Нормандская операция, или операция «Оверлорд», Операция «Нептун» (от англ. Operation Neptune, фр. Opération Neptune), Высадка в Нормандии (англ. Normandy landings, фр. Débarquement de Normandie); технику и технологию (авиафрахт, воздушные грузоперевозки (от англ. air freight), зарядное устройство (от англ. recharger), наддув (от англ. supercharge); политика, экономика (Великая депрессия (от англ. Great Depression), «Чёрная пятница» (от англ. Black Friday; пятница 15 апреля 1921), Фриц (от англ. Fritz, сокр. от нем. Friedrich); быт и общество («Титаник» (от англ. Titanic), Восход Земли (видимый с Луны) (от англ. earthrise), пищевая цепь, цепь питания (от англ. food chain); безэквивалентная лексика (duplex -двухквартирный дом, strafe - обстреливать пулеметным огнем с бреющего полета).

Молчаливое поколение (от англ. "Silent Generation"), поколение Бит (от англ. "Beats"), Битники (от англ. "Beatniks") существовало с 1923-1943 годы. Событиями, оказавшими наибольшее влияние на это поколение, были: Великая депрессия, мировой экономический кризис, Вторая мировая война, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, начало противостояния СССР - США.

Молчаливое поколение осталось наименее изученным и ввиду этого не совсем понятым поколением по сравнению со всеми другими поколениями XX-XXI века. Это обусловлено тем, что «молчаливые» весьма малочисленны. Уважение к закону у них возведено в фетиш, как и уважение к должности и статусу человека. Полное и беспрекословное подчинение стоящему выше по карьерной лестнице для «молчаливого» - это совсем не признак трусости или лицемерия, это незыблемая жизненная установка. Для него всякая власть - от Бога.

То, что именно в их «период роста» были изобретены антибиотики, перевернувшие медицину и позволившие лечить смертельные ранее заболевания, внушило им безоговорочное уважение к врачам. Слово доктора для «молчаливого» - закон, не подлежащий обсуждению. Понятие «семья» для «молчаливого» свято. В ней он чувствует себя полноценным и свободным человеком. В семье он может говорить на любые темы, обсуждать проблемы, о которых будет молчать в любых других местах.

К основным маркерам данного поколения мы отнесли несколько направлений: военную терминологию (сверхбомба (от англ. superbomb), авиадесант, парашютный десант (от англ. paratroop drop), интер-ком (от англ. intercom), каннибализировать (от англ. cannibalize); техника и технологии (компьютерная программа (от англ. computer program), кибернетика (от англ. cybernetics), транзистор, кристаллический триод (от англ. transistor); общество и быт (Шангри-ла (от англ. Shangri-La), Виктория (англ. V-sign (сокр. от victory-sign), проверка нуждаемости (от англ. means testing); безэквивалентная лексика (саг-pool - договоренность автовладельцев о совместной эксплуатации автомашин, foo fighters - НЛО этого периода, zoot suit - двубортный пиджак с широкими плечами и мешковатые брюки на подтяжках, с узкими отворотами).

Поколение Бэби-Бумеры (от англ. "Baby-Boomers"), Поколение Я, Me Generation (от англ. "Generation Me") существовало с 1943 по 1963 годы. Событиями, оказавшими наибольшее влияние на это поколение, были: окончание Второй мировой войны, начало Холодной войны, Война во Вьетнаме 1968 г., рок-музыка и сексуальная революция, нефтяной кризис 1973 года, убийство Джона Кеннеди, высадка первого человека на Луну.

То, что начиналось как познание самих себя у «Молчаливых», у «Бэби-бумеров» трансформировалось в нарциссическую жизненную установку «Я - это все», которая быстро привела к неистовому молодежному перевороту неописуемой силы. Это поколение нарушало все правила. Дети победы, они были столь многочисленны, что для них оказывались тесны все общественные учреждения и институты: школа, обеспечение жильем, медицинское обслуживание, правительственные программы, система трудоустройства и пенсионные планы. Истинные «яппи» (то есть требующие больше, чем они могли самостоятельно оплатить), они, казалось, были изначально благословлены щедростью - самым лучшим, что могли дать им родители.

«Бумеры» получили свое название в честь бума рождаемости, который произошел после Второй мировой войны. В основу ценностей этого поколения легла психология победителей. Во взрослой жизни «бэби-бумеров» работа имеет большое значение - они хотят быть участниками процессов, а не их сторонними наблюдателями. Для того чтобы повысить мотивацию «бумера» на какое-либо действие, следует делать упор на профессионализм, успешность, высоту намеченной цели. Для работодателя «бумер» - находка, ибо среди представителей этого поколения больше всего трудоголиков. При этом «бумеры» думают о здоровье, красоте, стремятся как можно дольше оставаться в хорошей форме. Успех и, как следствие, материальное благополучие - вот то, что может стать для бумера определяющим в жизни.

К основным маркерам данного поколения мы отнесли несколько направлений: технику и компьютеры (микротехнология (от англ. microtechnology), инста-матик (от англ. Instamatic - серия недорогих плёночных фотоаппаратов), программа «Аполлон» (от англ. Apollo program, Project Apollo), киберкультура (от англ. cyberculture); политика, экономика (нефтяной кризис 1973 года, «нефтяное эмбарго» (от англ. Oil embargo), еврократ (от англ. Eurocrat), евроцентризм (от англ. eurocentrism), «Гринпис» (от англ. Greenpeace); общество, развлечения (новая волна, нью вэйв (от англ. New Wave), модник, модница, стиляга (от англ. Mod

- «ультрасовременный», сокращение от "modernist"), Дредлоки, локи, дреды (от англ. dreadlocks - «устрашающие локоны»); безэквивалентная лексика (JFK shot

- убийство Джона Ф. Кеннеди, WASP - белая кость (применительно к американцам англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания), peacenik

- противник войны (особенно во Вьетнаме).

Поколение X (англ. "Generation X"), поколение Next (от англ. будущее), поколение Пепси, 13 поколение существовало с 1963 по 1984 года. Событиями, оказавшими наибольшее влияние на это поколение, были: Афганская война (1979-1989), Холодная война; падение Берлинской стены, война в Персидском заливе, операция Буря в пустыне, эра персональных компьютеров, поп-культура, MTV, открытие СПИДа, убийство Джона Леннона, рассвет новых музыкальных групп и направлений, в частности "heavy metal"; Курт Кобейн - как голос и символ поколения, смерть принцессы Дианы.

Считается, что у детей поколения X было самое несчастливое детство, так как процент разводов среди их родителей (представителей поколения бэби-бумеров) был невероятно высок и превышал количество счастливых браков. Из-за этого представители данного поколения зачастую весьма отличаются друг от друга: кто-то смог перебороть себя, стать выше обстоятельств и добиться успеха в жизни, другие же предпочли всю жизнь жить на пособие. Первоначально СМИ достаточно негативно отзывались о представителях данного поколения, называя их "slackers" (от англ. бездельники, тунеядцы). Однако постепенно, наблюдая за темпами развития тех-

нического прогресса и тем, как умело его научились использовать в свою пользу представители поколения X, критика сменилась восторженными отзывами.

К основным маркерам данного поколения мы отнесли несколько направлений: Интернет (Персональный компьютер, ПК (от англ. personal computer, PC), ПЭВМ (персональная электронно-вычислительная машина), Фидонет (от англ. FidoNet, коротко Фидо), Интернет или интернет (от англ. Internet от international net - международная сеть, Всемирная сеть); политика, экономика (холодная война (от англ. The Cold War), Карибский кризис, Афганская война (от англ. Afgan War); безэквивалентная лексика (Able Archer 83 (от англ. Опытный лучник) - десятидневные командные учения НАТО, которые начались 2 ноября 1983 года и охватили территорию Западной Европы).

Поколение Y (от англ. "Generation Y") - поколение Миллениума (от англ. millennials - «поколение двухтысячных»), поколение «некст», «сетевое» поколение, эхо-бумеры (дети бэби-бумеров) существовало с 1982 по конец 1990-х годов.

Событиями, оказавшими наибольшее влияние на это поколение, были: война в Ираке, развитие связи, компьютерных технологий, экономический кризис 2008-2012 годов, новый всплеск терроризма.

Большинство поколения «игрек» относится к либеральной культуре, однако отдельные группы придерживаются более консервативных взглядов. Среди поколения «игрек» широко распространены неонацистские, коммунистические и монархические идеи. Демократы также присутствуют, однако их процент сравнительно мал.

Поколение «игрек» также соотносится с так называемым «поколением бумеранга», или «поколением Питера Пэна», в связи с тем, что его представители склонны оттягивать переход во взрослую жизнь на более долгий срок, чем их сверстники в предыдущих поколениях, а также дольше оставаться жить в родительском доме. Социолог К. Шапутис назвала это явление «синдромом переполненного гнезда» [9]. Первопричина этой тенденции может быть отнесена к экономическим условиям: международный финансовый кризис, повсеместное повышение стоимости жилья, безработица. Представители этого поколения активно стремятся к самовыражению как посредством сети Интернет, так и за его пределами.

К основным маркерам данного поколения мы отнесли несколько направлений: техника, компьютеры, Интернет (компьютерный терроризм (от англ. cyberterrorism - «ки-бертерроризм»), торрент (от англ. BitTorrent), торрент-трекер (от англ. torrent tracker), логин (от англ. login); экономика, бизнес (стартап или стартап-компания (от англ. start-up - «запускать»), бизнес-инкубаторы (от англ. business incubators), технопарк, технологический парк (от англ. technology park, также research park, science park), фрилансер (от англ. freelancer - «вольный копейщик», «свободный копьеносец, «наёмник»); безэквивалентная лексика (google drift (от англ. google + drift - «медлен-

ное течение») - ситуация, когда вы искали в гугле что-то определенное, но наткнулись на нечто более интересное и теперь читаете об этом, forgoogle (от англ. forget - «забывать» + google) - отметить про себя, что нужно будет поискать в Интернете ответ на заинтересовавший вопрос, и в итоге забыть, что хотели найти).

Поколение Z (от англ. "Generation Z") - поколение ЯЯЯ (от англ. "MeMeMe") существовало с начала 1990-х по 2000-е годы.

Событиями, оказавшими наибольшее влияние на это поколение, были: развитие Интернета, повсеместное распространение социальных сетей, террористический акт 11 сентября 2001 года, вторжение в Ирак, глобальная рецессия 2009 года, избрание первого темнокожего президента США Барака Обамы.

Поколение Z - первое поколение, выросшее в непосредственной связью с Интернетом. Это во многом повлияло на его развитие. Представители поколения Z всегда «он-лайн», постоянно общаются со своими сверстниками по мобильному телефону, через СМС, в социальных сетях.

Другой отличительной чертой поколения Z является то, что оно выросло в эпоху экономической нестабильности. Из-за этого их часто сравнивают с Молчаливым поколением, которое видело последствия Великой депрессии. Это привело к тому, что представители поколения Z склонны искать нестандартные методы работы и используют новые методы ведения бизнеса.

В эту эпоху получил широкое распространение мультикультурализм - политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

С другой стороны, большинство представителей поколения Z выступают за социальное и экономическое равенство. Примером может послужить образование протестного движения «Захвати Уолл-стрит».

Существует мнение, что представители этого поколения будут более осторожными и более консервативными, по сравнению с остальными существующими поколениями. Это обусловлено тем, что они более осведомлены о глобальных процессах, а отсутствие нравственных запретов в обществе не вызывает открытого протеста против этих запретов. При этом большинство традиционных моральных ценностей им чуждо.

К основным маркерам данного поколения мы отнесли несколько направлений: экономика, бизнес (кра-удсорсинг (от англ. crowdsourcing, crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов»), краудфандинг (народное финансирование, от англ. CTowd funding, CTowd - «толпа», funding - «финансирование»), аутсорсинг (от англ. outsourcing (outer-source-using) - «использование внешнего источника/ресурса»); общество, развлечения (смартмоб (от англ. smart mob - «умная толпа»), Флешмоб или флэшмоб (от англ. flash mob, flash - «вспышка, миг, мгновение»; mob - «толпа»; переводится как «мгновенная толпа»), слэшдот-эффект (от англ. Slashdot effect); общение, социальные сети (соци-

альная сеть (от англ. social networking service), селфи (самострел, от англ. selfie и self - «сам», «само»); безэквивалентная лексика (poker face - лицо, не выражающее никаких эмоций, как у игроков в покер, duckface - выражение лица, чаще всего женского, на фотографиях, когда губы заметно выпячиваются вперёд, bus look - непримечательное выражение лица, которое появляется, когда едете в общественном транспорте).

Подводя итоги, отметим, что гипотеза о сходных по-коленческих ценностях была проверена в ЮАР, Канаде, Азии и Европе. Результат положительный: учение признано вполне работоспособным и применимым. В границах одного и того же поколения люди из разных стран и даже с разных континентов - похожи. Теперь же есть все основания говорить о новой тенденции, вызванной глобализацией. Для российской действительности теорию поколений адаптировали Е. Шамис, психолингвист, преподаватель Академии народного хозяйства при правительстве России, и А.Антипов, психолог, преподаватель Института психологии и педагогики.

Среди прочих статей Е. Шамис опубликовала работу под назвением: «Какие факторы и характеристики дали названия поколениям?» В данном исследовании она выдвигает следующие основные факторы:

1. период, когда возникло поколение - например, Беби-Бумеры - от Baby-Boom - бум рождаемости после II Мировой войны; поколение Миллениум - поколение, которое оканчивает школу в новом тысячелетии;

2. особенности воспитания и среды - молчаливое поколение росло в период, когда «подслушивают стены, недалеко от болтовни и сплетни до измены», поэтому поощрялось, чтобы дети не говорили слишком много; 13-е поколение (X) - 13 поколение в США, которое живет при существующем флаге страны (другая интерпретация этого названия - связана с имиджем числа «13» - необычного, рискованного, мистического - что близко к ценностям поколения X);

3. дела поколения - представители поколения GI выиграли во Второй Мировой войне и поэтому их называют «Победители», их другое название - «Строители» связано с тем, что они отстроили города и страны после войны; поколение Сети (Y) - поскольку представители этого поколения много времени проводят в интернете;

4. поколение само выбирает себе название - так получилось с поколением Х. В 1991 году канадский автор Д. Коупланд написал роман «Поколение X: Сказки для ускоренного времени». В своем романе он описал молодежь 1980-х. Этот термин понравился молодежи и стал популярным. Название «Поколение Х» Коупланд позаимствовал из научного исследования британской исследовательницы молодежи Дж.Деверсон. Она была первой, кто употребила термин в 1964 году, на основании исследования-опроса по подросткам того времени. В своем исследовании она обнаружила подростков, «которых не учили верить в Бога, которые не любят королеву и не уважают родителей». Деверсон работала совместно с голливудским корреспондентом Ч. Хамблеттом. Хамблетт и предложил назвать книгу «Поколение Х».

Библиографический список

1. Антипов А. За икса не отвечаю. В мире науки, 2013. № 3. С. 75

2. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений. Преемственность поколений как социологическая проблема. М.: Мысль, 2003. С. 20-24.

3. ВикоДж. Основания Новой науки об общей теории наций: перев. с итал. А.А. Губера. М.: М.-К.: «REFL-book^-^ИСА», 1994. С. 18.

4. ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. 416 с.

5. КонИ.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. С. 66.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. С. 58

7. РуссоЖ.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. Под ред. Г.Н. Джибладзе; Сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. С. 47.

8. Чумаков В. КК-3.5. Теория поколений // Коммерческий директор. URL: http://www.svblog.ru/consult/KK-375/

9. Kathleen Sh. The Crowded Nest Syndrome: Surviving the Return of Adult Children. L.: Clutter Fairy Publishing, 2004. Рр. 19

References

1. Antipov A. I am not responsible for X. In the world of science, 2013. № 3. Pp. 75

2. Afanasyeva A.N. Historical process and generation change. Continuity of generations as a sociological problem. M.: Mysl', 2003. Pp. 20-24

3. Vico J. Grounds of New science about the general theory of nations: transl. from Italian. AA Huber. M .: MA-K.: «REFL-book» -

«ISA», 1994. Pp. 18

4. Gulyga A.V. German classical philosophy. M.: Rolf, 2001. 416 p.

5. Kon I.S. The child and society. M.: Academiay, 2003. Pp. 66.

6. Ozhegov S.I., Shvedova N.Y. Explanatory Dictionary of the Russian language: 80000 words and idiomatic expressions / Russian academy of sciences. Institute of Russian language named after V.V. Vinogradov. M.: Azbukovnik, 1999. Pp. 58.

7. Rousseau Jean-Jac. Pedagogical Works: in 2 volumes. Vol. 2. ed. G.N. Jibladze; compl. A.N. Dzhurinskiy. M.: Pedagogika, 1981. Pp.47.

8. Chumakov V. KK 3.5. The theory of generations. Commercial Director. URL:http://www.svblog.ru/consult/KK-3/5/

9. Kathleen Sh. The Crowded Nest Syndrome: Surviving the Return of Adult Children. L.: Clutter Fairy Publishing, 2004. Pp. 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.