Научная статья на тему 'Российская инициатива в области внедрения высоких технологий для чрезвычайного гуманитарного реагирования'

Российская инициатива в области внедрения высоких технологий для чрезвычайного гуманитарного реагирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская инициатива в области внедрения высоких технологий для чрезвычайного гуманитарного реагирования»

Российская инициатива в области внедрения высоких технологий для чрезвычайного гуманитарного реагирования

(Доклад на чрезвычайном заседании руководителей служб гражданской защиты Евросоюза, Франция, октябрь 2000 г.)

к.п.н. Воробьев Ю.Л.

Бурный научно-технический прогресс, имевший место особенно в последние десятилетия ХХ века, улучшив качество жизни людей, открыл нам глаза на множество глобальных проблем современной цивилизации, справиться с которыми отдельно взятому государству невозможно. Это стало реальной платформой для нашей интеграции, поиска новых форм сотрудничества в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В этих условиях заслуживает внимания накопившийся опыт борьбы с катастрофами, который показывает, что совершенствуя организацию работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера, управление их рисками, создавая и используя новейшие технологии проведения работ, можно действительно предотвратить возникновение ряда чрезвычайных ситуаций, значительно уменьшить масштабы многих из них при возникновении, объединив усилия стран.

Учитывая это, Россия вышла с рядом инициатив в области внедрения высоких технологий для чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Нами предлагается создать Международное агентство по чрезвычайным ситуациям (МАЧС), которое могло бы стать исполнительной организацией по применению высоких технологий в области защиты населения и окружающей среды, которыми располагают наши страны в период кризисов, бедствий и катастроф. Эта структура не должна подменять другие международные организации.

Мы считаем, что к настоящему времени уже создан значительный потенциал раннего предупреждения и реагирования на катастрофы различного характера на национальном, региональном и международном уровнях.

Большая работа в этой области проводится ООН, и прежде всего, Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ). В рамках УКГВ, в частности, действует международная поисково-спасательная консультативная группа (INSARAG), группа по оценке последствий катастроф и координации (UNDAC), информационная сеть по чрезвычайным ситуациям (Reliefweb) и т.д.

В то же время существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются спасатели и технические помощники в зонах бедствия. Но самая главная проблема - это слабое использование самых передовых специализированных технологий борьбы с катастрофами. Именно на решение этой задачи и направлена прежде всего российская инициатива. При этом нами ставится цель не подменить уже действующие механизмы, а дополнить их новыми возможностями, выработать согласованные подходы к тому, как международное сообщество может совместными усилиями обеспечить наиболее эффективное реагирование на чрезвычайные ситуации, организовать борьбу с катастрофами. Предлагаемое исполнительное Агентство фактически должно стать корпорацией по разработке и предоставлению для ООН сценариев и пакетов специализированных технологий защиты человека и природы.

Придавая большое значение использованию самых передовых технологий борьбы с катастрофами, Россия предлагает имеющиеся, прежде всего, у нее таких технологий:

геоинформационную систему прогнозирования, оперативного уведомления и выработки в реальном масштабе времени сценариев реагирования на крупномасштабные катастрофы, которая имеет сегодня действующую первую очередь и развивается в контексте международных требований по предотвращению глобальных рисков XXI века;

систему робототехнических и других высокотехнологических средств для работы в зонах особого риска, входящую в аэромобильный многоцелевой спасательный отряд быстрого реагирования, имеющий наивысшую степень готовности реагировать на международные призывы (“Центроспас-Лидер”);

комплекс аэромобильного многопрофильного госпиталя с медперсоналом, головной модуль которого транспортируется на двух КАМАЗах, в свою очередь перебрасываемых на одном Ил-76 в любую географическую зону мира, способный оперативно развернуться и действовать автономно, наращивая свои возможности, добавляя модули и оборудование, исходя из обстановки;

грузо-пассажирский многоцелевой воздушный комплекс наивысшей степени реагирования, состоящий из самолетов-носителей Ил-76, вертолетов типа “Еврокоптер” и предназначенный для решения поисково-спасательных, медикоэвакуационных, транспортных и других экстренных задач (“Глобальный радиус”);

противопожарный воздушный комплекс с аэромобильной системой управления, включающий тяжелые самолеты-танкеры Ил-76 (вместимость 42 тонны воды и спецретардант), которые в перспективе дополняются или заменяются самолетами-амфибиями Бе-200, а также вертолетами Ми-26 и другими типами машин с внешними выливными устройствами для тушения сложных пожаров;

смешанные многоцелевые авиагруппы для обеспечения задач борьбы с различными катастрофами и гуманитарной поддержки, в состав которых, в частности, входят самолеты Ил-76, Ил-62 и вертолеты Ми-26. В состав этих авиагрупп с 2001 г. будут входить самолеты-амфибии Бе-200;

аэротранспортабельные автотранспортные отряды, способные действовать автономно, оснащенные высокопроходимыми грузовыми автомобилями для доставки грузов помощи при гуманитарных операциях, осуществляемых в различных точках мира;

комплекс подготовки кадров для спасательных подразделений в странах, где отсутствует национальный потенциал в области ликвидации последствий катастроф.

Конечно, современные технологии борьбы с катастрофами дорогостоящие, но они нужны всему человечеству и они, что подтверждает практика, востребованы. Из этого следует одна из задач Агентства - организовать научный поиск подобных технологий, их внедрение, совершенствование, а также пути и способы их применения под эгидой ООН по наиболее рациональной финансовой схеме в интересах всех стран. Эти специализированные технологии, на наш взгляд, призваны дополнить средства и силы более общего профиля, которые сейчас организации ООН успешно и все более широко применяют при кризисах и бедствиях.

Следует отметить, что инициативы России по созданию Международного агентства по чрезвычайным ситуациям и внедрению высоких технологий для чрезвычайного гуманитарного реагирования получили поддержку большинства

стран мира. (Ответы получены от 54 государств). Некоторые же страны прямо приступили к практическому сотрудничеству с МЧС России в целях освоения и апробирования предложенных подходов. Наиболее яркий и конкретный пример российско-греческая совместная работа по реагированию на пожары и другие бедствия, которая продолжалась все лето и осень и дала прекрасные результаты для оценок и выводов.

Авиагруппа МЧС России, действующая в Греческой Республике, состояла из 8 вертолетов различных типов: 3-х Ми-26, 4-х - Ми-8мтв и одного Ка-32, оборудованных водосливными устройствами. За время работы с 25 июня 2000 г. по 22 октября 2000 г. авиагруппа выполнила около 1600 полетов, общий налет составил более 3 тыс.часов, приведено 10200 сливов порядка 76500 т.воды.

Учитывая, что лесные пожары пришлось тушить в труднодоступной местности, авиагруппа оперативно реагируя на возникающие пожары, обеспечивала их локализацию и тушение, предотвращая распространение и превращение в крупномасштабные, а также доставку наземных сил и средств пожаротушения к очагам возгорания.

Вначале инициативы были обсуждены на министерской конференции по региональной кооперации и координации на чрезвычайное реагирование в Европе и СНГ, так называемом Фрибургском форуме в Швейцарии 15-16 июня 2000 г., на котором была создана рабочая группа экспертов для “мозговой атаки” по воплощению инициатив в жизнь. Встреча экспертов прошла 11-12 июля 2000 года во Дворце наций в Женеве под председательством Росса Монтайна, директора отделения УКГВ ООН в Женеве. Рекомендации Фрибургского форума и сессии рабочей группы экспертов были подтверждены и расширены в дальнейшем в заявлениях делегатов на гуманитарной секции ЭКОСОС 19-21 июля 2000 года.

В ходе обсуждений этих инициатив выработаны следующие совместные позиции.

Прежде всего, воплощение инициатив в жизнь должно осуществляться поэтапно. На первом этапе необходимо определить наиболее требуемые и эффективные высокие технологии чрезвычайного реагирования, которые могут быть применены в гуманитарных операциях, подготовить рекомендации как они могут быть разработаны, произведены и представлены для нужд ООН. Должна быть создана форма их инкорпорации в Центральный регистр УКГВ ООН.

На этом этапе рабочая группа экспертов по высоким технологиям должна: в 2000 году:

-разработать план действий;

-представить список спроса и предложения для высоких технологий чрезвычайного реагирования; в 2001 году:

-дать предложения по способам, видам и путям дальнейшей разработки высоких технологий чрезвычайного реагирования;

-проработать вопрос правовых, финансовых и других условий для применения выбранных технологий;

-сформулировать требования о готовности и мобилизации высоких технологий для ООН;

-рекомендовать форму для инкорпорации высоких технологий в Центральный регистр УКГВ ООН.

На дальнейших этапах реализации инициатив может пойти речь уже о создании необходимых организационных структур.

Хотелось бы подчеркнуть, что жизнь в принципе уже опережает изложенные планы. Ведь, кроме Греции, о чем говорилось выше, высокие технологии использовались рядом стран при ликвидации последствий землетрясения в Турции, когда только российские спасатели спасли 72 человека и помогли потушить крупнейший пожар на нефтехранилище. Или последний пример, где при ведении спасательных работ на АПЛ “Курск” Норвегия предоставила свои высокие технологии.

Нам представляется, что объединенная Европа могла бы раньше других начать организованно использовать интеграционные возможности наших ведомств и стран в области применения высоких технологий для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.

Так, например, с учетом греческого опыта уже в 2001 году можно было бы создать интернациональные авиационные группы в различных регионах Европы для экстренного реагирования на возникающие очаги лесных пожаров, их локализацию и тушение, в том числе на территории Франции. Именно здесь на юге Франции было бы правильно смоделировать задачи по защите европейских лесов от пожаров.

В целом мы видим следующие пути усиления интеграции служб гражданской защиты в Европе:

-использование организационных возможностей Евросоюза для совершенствования национальных возможностей стран Европы по унификации сил и средств каждой страны, улучшения обмена опытом, улучшения правовой базы и научно-технического сотрудничества;

-разработка политических условий для создания европейских подразделений гражданской защиты;

-создание технологических предпосылок для перехода к единой европейской системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.

В Европе для ускорения процессов использования высоких технологий обеспечения защиты населения и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций различного характера, полагаем, что возможно уже сегодня договориться о создании постоянно действующего рабочего органа для реализации такого проекта. Такая координация, на наш взгляд, была бы целесообразна. Необходимо лишь политическое решение в рамках Евросоюза.

Но не ожидая коллективного решения, которое может быть сложным, мы готовы к сотрудничеству в этой области и на двусторонней основе.

Таково состояние с воплощением инициатив России в области внедрения высоких технологий для чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Мы уверены, что инициатива по созданию Международного агентства по чрезвычайным ситуациям, которая начала реализовываться, в дальнейшем станет составной частью нового этапа развития международного сотрудничества и кооперации в целях борьбы с катастрофами, снижения рисков чрезвычайных ситуаций различного характера в грядущем тысячелетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.