Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА'

РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТУРИЗМ / КУРОРТНЫЙ СБОР / РЕЗИДЕНТЫ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ТУРИСТИЧЕСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА / ГОТОВНОСТЬ ТУРИСТОВ УПЛАЧИВАТЬ НАЛОГИ И/ИЛИ СБОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Елена Юрьевна

Предмет исследования - механизм налогового регулирования туристической отрасли на примере зарубежных стран и Российской Федерации в условиях пандемии коронавируса. Цель работы - выявление особенностей налогового регулирования туристической отрасли в Италии, Испании, Швейцарии, Коста-Рике, Российской Федерации. Хотя в налоговом законодательстве Российской Федерации не предусмотрен налог, взимаемый с предприятий и организаций, занимающихся туристической деятельностью или занятых в создании туристической инфраструктуры, в нем имеются два связанных с уплатой налогов инструмента: льготное налогообложение резидентов особых экономических зон туристическо-рекреционного типа и взимание курортного сбора в отдельных российских регионах. В статье выделены виды налогов и сборов, взимаемых прямо или косвенно с туристической деятельности. Установлено, что всего в мире существуют 15 налогов и сборов, связанных с туристической деятельностью, которые можно классифицировать по пяти признакам: экологичность, туристические услуги, отдых (развлечения), инфраструктура туризма, мобильность. Определено, что основными причинами, препятствующими поэтапному восстановлению туристической деятельности, являются периодическое появление новых разновидностей COVID-19 и введение ограничений на прием туристов. Установлено, что к наиболее востребованным мерам государственной поддержки туристического бизнеса относятся предоставление налоговых льгот, субсидирование операционных расходов, отсрочки и льготы по арендным платежам и неналоговым платежам. Сделаны выводы о том, что для восстановления туристической отрасли необходимо принятие государством комплексных и специальных мер, включающих освобождение от уплаты налогов или их отсрочка, поддержку МСП или отдельных участников туристического рынка, например авиакомпаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND FOREIGN PRACTICE OF TAX REGULATION OF TOURISM BUSINESS

Subjects of research are the mechanism of tax regulation of the tourism industry on the example of foreign countries and the Russian Federation in the context of the coronavirus pandemic. The purpose of the work is to identify the peculiarities of tax regulation of the tourism industry in Italy, Spain, Switzerland, Costa Rica, the Russian Federation. Although the tax legislation of the Russian Federation does not provide for a tax levied on enterprises and organizations engaged in tourism activities or engaged in the creation of tourist infrastructure, it has two tax-related instruments: preferential taxation of residents of special economic zones of tourist and recreational type and the collection of resort fees in certain Russian regions. The article highlights the types of taxes and fees levied directly or indirectly from tourism activities. It has been established that there are 15 taxes and fees related to tourism activities in the world, which can be classified according to five criteria: environmental friendliness, tourist services, recreation (entertainment), tourism infrastructure, mobility. It is determined that the main reasons preventing the gradual restoration of tourist activity are the periodic appearance of new varieties of COVID-19 and the introduction of restrictions on the reception of tourists. It is established that the most popular measures of state support for the tourism business include the provision of tax benefits, subsidizing operating expenses, deferrals and benefits for rental payments and non-tax payments. Conclusions are drawn that in order to restore the tourism industry, it is necessary for the state to take comprehensive and special measures, including tax exemption or deferral, support for SMEs or individual participants in the tourism market, for example airlines.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-2-138-145 УДК 33.336.13(045) JEL H2, H25

(CC) ]

Российская и зарубежная практика налогового регулирования туристического бизнеса

Е. Ю. Сидорова

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - механизм налогового регулирования туристической отрасли на примере зарубежных стран и Российской Федерации в условиях пандемии коронавируса.

Цель работы - выявление особенностей налогового регулирования туристической отрасли в Италии, Испании, Швейцарии, Коста-Рике, Российской Федерации.

Хотя в налоговом законодательстве Российской Федерации не предусмотрен налог, взимаемый с предприятий и организаций, занимающихся туристической деятельностью или занятых в создании туристической инфраструктуры, в нем имеются два связанных с уплатой налогов инструмента: льготное налогообложение резидентов особых экономических зон туристическо-рекреционного типа и взимание курортного сбора в отдельных российских регионах. В статье выделены виды налогов и сборов, взимаемых прямо или косвенно с туристической деятельности. Установлено, что всего в мире существуют 15 налогов и сборов, связанных с туристической деятельностью, которые можно классифицировать по пяти признакам: экологичность, туристические услуги, отдых (развлечения), инфраструктура туризма, мобильность. Определено, что основными причинами, препятствующими поэтапному восстановлению туристической деятельности, являются периодическое появление новых разновидностей COVID-19 и введение ограничений на прием туристов.

Установлено, что к наиболее востребованным мерам государственной поддержки туристического бизнеса относятся предоставление налоговых льгот, субсидирование операционных расходов, отсрочки и льготы по арендным платежам и неналоговым платежам.

Сделаны выводы о том, что для восстановления туристической отрасли необходимо принятие государством комплексных и специальных мер, включающих освобождение от уплаты налогов или их отсрочка, поддержку МСП или отдельных участников туристического рынка, например авиакомпаний.

Ключевые слова: налоговое регулирование; туризм; курортный сбор; резиденты особых экономических зон туристи-ческо-рекреационного типа; готовность туристов уплачивать налоги и/или сборы

BY 4.0

Для цитирования: Сидорова Е. Ю. Российская и зарубежная практика налогового регулирования туристического бизнеса. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(2):138-145. DOI: 10.26794/1999-849Х-2022-15-2-138-145

ORiGiNAL PAPER

Russian and Foreign Practice of Tax Regulation of Tourism Business

E. Yu. Sidorova

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

Subjects of research are the mechanism of tax regulation of the tourism industry on the example of foreign countries and the Russian Federation in the context of the coronavirus pandemic.

The purpose of the work is to identify the peculiarities of tax regulation of the tourism industry in Italy, Spain, Switzerland, Costa Rica, the Russian Federation.

Although the tax legislation of the Russian Federation does not provide for a tax levied on enterprises and organizations engaged in tourism activities or engaged in the creation of tourist infrastructure, it has two tax-related instruments: preferential taxation of residents of special economic zones of tourist and recreational type and the collection of resort fees in certain Russian regions.

The article highlights the types of taxes and fees levied directly or indirectly from tourism activities. It has been established that there are 15 taxes and fees related to tourism activities in the world, which can be classified according to five criteria: environmental friendliness, tourist services, recreation (entertainment), tourism infrastructure, mobility. It

© Сидорова Е. Ю., 2022

is determined that the main reasons preventing the gradual restoration of tourist activity are the periodic appearance of new varieties of COVID-19 and the introduction of restrictions on the reception of tourists.

It is established that the most popular measures of state support for the tourism business include the provision of tax benefits, subsidizing operating expenses, deferrals and benefits for rental payments and non-tax payments. Conclusions are drawn that in order to restore the tourism industry, it is necessary for the state to take comprehensive and special measures, including tax exemption or deferral, support for SMEs or individual participants in the tourism market, for example airlines.

Keywords: tax regulation; tourism; resort fee; residents of special economic zones of tourist and recreational type; willingness of tourists to pay taxes and/or fees

For citation: sidorova E. Yu. Russian and foreign practice of tax regulation of tourism business. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(2):138-145. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2022-15-2-138-145

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы формируется и получает развитие экономика впечатлений, в которой человеческие ощущения от восприятия окружающего мира выступают отдельной ценностью, имеющей свою стоимость и спрос на рынке товаров и услуг из-за особенности психологии человека, заключающейся в его потребности в новых ощущениях, за восприятие которых он готов платить [1]. И эти разнообразные эмоции он получает в туристических поездках, во время совершения которых реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доходы, расходы, т.е. все, что имеет стоимостную, количественную или физическую характеристику, становятся объектами налогообложения [2].

В зарубежной научной литературе употребляется словосочетание the tourists' willingness to pay taxes and/or public fees или WTP, которое переводится на русский язык как готовность туристов платить налоги и/или сборы. Данная готовность позволяет формировать финансовую политику государства, направленную на повышение его устойчивости [3, 4]. При этом можно предположить, что существует зависимость между WTP и налогами, которые туристы уплачивают за оказанные им услуги.

В мире принята классификация налогов и сборов, приведенная в табл. 1.

Налогообложение туризма рассматривается учеными и практиками в качестве инструмента для решения проблем, возникающих в ходе туристической деятельности1. Кроме того, оно помогает достижению таких целей, как создание рабочих мест, стимулирование экономического развития, охрана окружающей среды и т.д. [5].

1 OECD. Tourism Trends and Policies; OECD Publishing: Paris, France, 2014.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Согласно табл. 2 количество выезжающих за рубеж туристов увеличилось в 2018 и 2019 гг. на 6 и 3% соответственно. Всемирная организация здравоохранения выпустила 11 марта 2020 г. заявление о необходимости принятия срочных мер против распространения коронавирусной инфекции в мире, распространение которой стало одной из основных причин сокращения потока туристов за рубеж в 2020 г. на 864 млн чел., а по сравнению с 2017 г. — на 1000 млн чел. При этом лидерами по падению международного туристического рынка стали Англия и Германия [5].

В соответствии с материалами Всемирной туристской организации за январь — май 2021 г. туристический поток сократился на 85% по сравнению с 2019 г. и на 65%, если его сравнивать с 2020 г. [6] Несмотря на небольшой всплеск на туристическом рынке в мае, самый масштабный кризис в истории туризма продолжается второй год2.

Основными причинами, препятствующими поэтапному восстановлению туристической деятельности, являются периодическое появление новых разновидностей COVID-19 и введение ограничений на прием туристов [7]. В июне 2021 г. для туристов оставались закрытыми 63 страны, из них 33 — в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее — АТР), где туристический поток по сравнению с 2019 г. уменьшился на 95%, в Европе — на 85%; Ближнем Востоке — на 83%; Африке — на 81%; Америке — на 72%3. Однако в ряде стран проявилась

2 Отчет UNWTO: международный и внутренний туризм в 2021 г. URL: https://b2b.ostrovok.ru/blog/otchyot-unwto-mezhdunarodnyj-i-vnutrennij-turizm-v-2021-godu.

3 Отчёт UNWTO: международный и внутренний туризм в 2021 году URL: https://b2b.ostrovok.ru/blog/otchyot-unwto-

mezhdunarodnyj-i-vnutrennij-turizm-v-2021-godu.

www.ETL.FA.Ru

Таблица 1 / Table 1

Классификация налогов и сборов для туристического бизнеса в мире / Classification of taxes and levies

for the tourism business in the world

Признаки классификации / Classification attributes

Экологичность / Eco-friendliness Туристические услуги / Tourism services Отдых (развлечения) / Recreation (entertainment). Инфраструктура туризма / Tourism infrastructure Мобильность / Mobility

Налог на пеший туризм и альпинизм; плата за вход в государственные природные парки; налог на въезд в муниципалитет, классифицированный как туристический; налог на сохранение окружающей среды в муниципалитетах, основной деятельностью которых является экотуризм / Hiking and mountaineering tax; entrance fee to state natural/national parks; tax on entrance to a municipality classified as tourism; conservation tax in municipalities whose main activity is ecotourism Налог на туристическое пребывание; налог на туристические достопримечательности; входная плата в государственные музеи; плата за вход в общественные театры и шоу Налог на азартные игры; налог на букмекерские конторы Входная плата в памятники и национальные парки; налоги за ночлег в местах размещения P2P Плата за аренду транспортных средств

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

положительная тенденция в сложившихся условиях. Так, в России и Китае количество пассажирских кресел на внутренних авиалиниях превысило докризисный уровень4.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

А. Налоговое регулирование туристического бизнеса в ЕС.

В Италии вводиться туристический налог, который согласно прогнозам будет приносить ежегодно бюджету около 18 млн евро [8]. Он будет взиматься во всех столицах регионов, а также в известных туристических центрах, в частности в Сан-Джиминьяно и Фьезоле. Опыт взимания этого налога в Италии уже имеется: в Риме с 1 января 2011 г. он уплачивается туристами за ночь пребывания в кемпингах в размере 1 евро, в двух-

4 Отчёт UNWTO: международный и внутренний туризм в 2021 году URL: https://b2b.ostrovok.ru/blog/otchyot-unwto-mezhdunarodnyj-i-vnutrennij-turizm-v-2021-godu.

и трехзвездочных отелях, апартаментах и отелях по системе В&В — 2 евро, в четырех- и пятизвездочных отелей — 3 евро5.

Во Франции принят Закон о финансировании социального обеспечения на 2021 г., который включает меры поддержки малых и средних предприятий (далее — МСП) в ответ на вызовы СОУЮ-19 [9], например освобождение начиная с 1 сентября 2020 г. от уплаты взносов на срок до трех месяцев МСП, основная деятельность которых связана с туризмом, гостиничным или ресторанным бизнесом, спортом, культурой, воздушным транспортом или чья деятельность зависит от данных секторов экономики, при условии, что на персонал работодателя распространяются ограничения, введенные правительством из-за СОУЮ-19, либо у работодателя, связанного с туризмом, уменьшился товарооборот не менее чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Швейцария смягчила с 1 августа 2020 г. правила для туристов, желающих приобрести товары для вывоза за границу. Ранее у туристов было всего 30 дней,

5 Fontana C., Lagutin I. Tourist taxes in Italy and Russia. Russian Law Journal. 2018;6(1):83-99.

Таблица 2 / Table 2

Изменение количества выезжающих за рубеж туристов в 2017-2020 гг. (млн чел.) / Change in the number of tourists traveling abroad in 2017-2020 (million people)

Регионы/ Regions 2017 2018 2019 2020 2020-2017 2020-2019

Сокращение / Reduction % Сокращение / Reduction %

Мир в целом / The world as a whole 1323 1405 1459 459 -864,00 -65,31 -1000 -68,54

В том числе РФ / Including the Russian Federation 24,3 24,6 24,4 14,1 -10,20 -41,98 -10,30 -42,21

Испания / Spain 82,2 82,8 83,5 19 -63,20 -76,89 -64,50 -77,25

США / USA 72,9 79,7 79,3 123,5 50,60 69,41 44,20 55,74

Китай / China 59,3 62,9 65,7 100 40,70 68,63 34,30 52,21

Франция / France 88,9 89,4 92 37,6 -51,30 -57,71 -54,40 -59,13

Италия / Italy 5 оо 61,6 64,5 29,7 -28,10 -48,62 -34,80 -53,95

Мексика / Mexico 39,3 41,3 45 10 -29,30 -74,55 -35,00 -77,78

Англия / England 37,7 38,7 39,4 0,2 -37,50 -99,47 -39,20 -99,49

Турция / Turkey 39,9 4 8 51,2 16 -23,90 -59,90 -35,20 -68,75

Германия / Germany 37,5 38,9 39,6 0,231 -37,27 -99,38 -39,37 -99,42

Таиланд / Thailand 35,4 38,2 39,8 6,7 -28,70 -81,07 -33,10 -83,17

Источник/Source: составлено автором по материалам Всемирной туристической организации URL: https://tourlib.net/wto.htm / compiled by the author according to the World Tourism Organisation. URL: https://tourlib.net/wto.htm.

чтобы вывезти за пределы Швейцарии купленные там товары и получить возмещение по НДС. После внесения изменений в установленный порядок у туристов появилось право это делать в течение 90 дней (для российских туристов предусмотрен более длительный период — 180 дней).

Приобретенные туристами товары освобождаются от налога только при соблюдении всех следующих условий:

• розничная цена товара должна быть не менее 300 швейцарских франков (включая НДС). Однако в экспортной декларации должна быть указана розничная цена без НДС;

• покупатель не может проживать на территории Швейцарии;

• товар должен быть предназначен для личного потребления покупателем.

Испания приняла ряд налоговых мер в поддержку физических и юридических лиц, занима-

ющихся туристической деятельностью, которые включают [10]:

• приостановление установленных законом сроков для административных налоговых процедур до тех пор, пока текущее чрезвычайное положение утратит силу;

• возможность отсрочки налоговой задолженности на срок до шести месяцев (первые три месяца беспроцентно) для физических лиц, а также МСП с оборотом, не превысившим 6 млн евро за 2019 г.;

• снижение налога на недвижимость на 25% для объектов, используемых для отдыха (отелей, ресторанов), а также торговых целей;

• уменьшение налога на предпринимательскую деятельность на 25% для предприятий развлекательного и ресторанного бизнеса, туристических агентств и торговых центров.

Кроме того, продлены сроки выполнения отдельных налоговых обязательств.

Великобритания, так же как большинство стран ЕС, снизила ставки НДС для туристической отрасли и отелей.

Б. Налоговое регулирование туристического бизнеса в странах Центральной и Латинской Америке.

В Перу принят Закон № 31103, предусматривающий меры поддержки индустрии туризма.

Одна из основных мер — отсрочка / рассрочка налоговых платежей, позволяющая поставщикам туристических услуг переносить выплату непогашенной налоговой задолженности на более поздний срок при условии, что чистая прибыль налогоплательщика не превышает установленный законом предел.

Другая мера касается вычета расходов, понесенных физическими лицами при осуществлении туристической деятельности и оказании туристических услуг в течение 2021 и 2022 гг.

В Коста-Рике вступил в силу Закон № 9882, предусматривающий предоставление отсрочки обложения НДС туристических услуг на один год до 1 июля 2021 г. После указанной даты должны применяться следующие ставки НДС:

• с 1 июля 2021 г. — 4%;

• с 1 июля 2022 г.— 8%;

• с 1 июля 2023 г. — 13%.

Кроме того, предоставляются:

• налоговый вычет в 25% при инвестировании в туристическую деятельность не менее 500 тыс. долларов при условии, что в организации работают не менее пяти штатных сотрудников;

• налоговый вычет в размере 25% в течение пяти лет при повторном инвестировании или внесении дополнительных инвестиций, которые увеличивают стоимость капитала не менее чем на 30% при условии, что будут приняты на работу, как минимум, три новых сотрудника.

В дополнение к вышеприведенному туристическим компаниям предоставляется двухлетнее освобождение от уплаты НДС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 2020 г. произошло снижение притока иностранных туристов в Российскую Федерацию на 93%. В целом нашу страну посетило за 2020 г. 336 тыс. человек, в том числе 322,8 тыс. чел. в I квартале 2020 г., когда ограничительные меры, введенные

из-за пандемии коронавируса, имели частичный характер. Всего за 2020 г. в Россию въехало 9,6 млн иностранцев, что на 67,5% меньше, чем в 2019 г.

В российском налоговом законодательстве не предусмотрены отдельные налоги и сборы в отношении предприятий и организаций, занимающихся туристической деятельностью или создающих инфраструктуру для туризма. Тем не менее в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ) установлены два связанных с уплатой налогов инструмента:

1) льготное налогообложение резидентов особых экономических зон туристическо-рекреационного типа (далее — ОЭЗ ТРТ);

2) взимание курортного сбора в отдельных регионах Российской Федерации.

Рассмотрим эти направления более подробно.

1. ОЭЗ ТРТ. Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ предусмотрена возможность формирования особых экономических зон курортно-рекреационного типа, которые создаются для развития туризма на одном или нескольких участках территории. В ОЭЗ ТРТ разрешается осуществление только туристско-рекреационной деятельности, а именно, строительство, реконструкция, эксплуатация только объектов туристской индустрии или сооружений, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также деятельности по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, а также по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан. В ОЭЗ ТРТ не разрешается применение процедуры свободной таможенной зоны, но допускается размещение объектов жилищного фонда.

По состоянию на 12 октября 2021 г. резидентами ОЭЗ ТРТ считались 83 компании, зарегистрированные а следующих ОЭЗ: «Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь», «Завидово», «Ворота Байкала», «Архыз», «Ведучи», «Эльбрус», «Матлас», «Армхи и Цори», «Мамисон».

Все инвесторы ОЭЗ пользуются набором льгот, гарантированных законодательством [11]:

• для резидентов ОЭЗ установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере от 0 до 13,5%;

• инвесторы получают право на неуплату налога на имущество организации с момента постановки имущества на учет;

Таблица 3 / Table 3

Налоговые льготы, предоставляемые резидентам особой экономической зоны «Завидово» / tax incentives for residents of the Zavidovo Special Economic Zone

Наименование налога и льготы / Name of the tax and benefits t Порядок / Order Ставка / Rate

Налог на имущество организаций / Corporate property tax (налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%) / Corporate property tax (tax rates are set by the laws of the constituent entities of the Russian Federation and cannot exceed 2.2%) Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество при условии того, что имущество: учитывается на балансе резидента ОЭЗ; создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ; используется на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ; расположено на территории ОЭЗ Десять лет с момента постановки имущества на учет. Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта Российской Федерации

Земельный налог / Land tax Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога (в отношении земельных участков, расположенных в ОЭЗ) Пять лет с момента возникновения права собственности. Срок действия льготы может быть продлен

Налог на прибыль организаций / Corporate income tax: в части, зачисляемой в федеральный бюджет: 1) действующая ставка - 3% до 31.12.2020; 2) ставка 2% - с 01.01.2021 / in the part payable to the federal budget: 1) current rate - 3% until 31.12.2020; 2) 2% - from 01.01.2021 Для резидентов ОЭЗ - 2% с 01.01.2018 Федеральный закон от 27.11.2017 №348-ФЗ

в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта: 1) действующая ставка - 17% до 31.12.2020; 2) ставка 18% - с 01.01.2021 / in the part to be credited to the entity's budget: 1) current rate - 17% until 31.12.2020; 2) 18% rate - from 01.01.2021 Для резидентов ОЭЗ установлена пониженная ставка налога: 1) 12,5% с 01.01.2017; 2) 13,5% с 01.01.2021. Ставка действует в отношении организаций, приобретших статус резидента не позднее 01.01.2020 Закон Тверской области от 22.07.2017 № 57-ЗО «Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территории муниципального образования «Конаковский район» Тверской области».

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

• инвесторы ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на землю [12].

• налоговые каникулы, устанавливаемые на региональном уровне, действуют в отношении имущества десять лет, земли — пять лет. Россия гарантирует инвесторам ОЭЗ защиту от неблагоприятных изменений в налоговом законодательстве.

В табл. 3 представлены налоговые льготы, которые предоставляются резидентам ОЭЗ «Завидово».

2. Курортный сбор. Курортный сбор введен Федеральным законом от 29.07.2017. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» сначала в качестве эксперимента.

Плательщиками курортного сбора стали физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Например, в Ессентуках установлен согласно ст. 4 Закона Ставропольского края от 08.12.2017 № 130-КЗ курортный сбор за сутки проживания в размере 50 руб., который перечисляется в муниципалитет не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, а в декабре — не позднее 28-го числа.

К объектам размещения туристов относятся гостиницы, санатории, пансионаты и прочие подобные объекты, например гостевые дома, апартаменты, любые здания или помещения, которое используют для оказания гостиничных услуг. Средства собранного курортного сбора перечисляются в бюджет компаниями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию гостиничных услуг или услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению гостей/туристов, а также деятельность по обеспечению их временного проживания, в том числе в жилых помещениях.

Следует отметить, что согласно п. 6 ст. 12 НК РФ «не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом». Отсутствие платежа в законодательстве о налогах и сборах, его невключенность в систему налогов и сборов свидетельствуют о его неналоговом характере [13]. Учитывая краткий срок его действия в новейшей истории (ранее сбор существовал в СССР и в 1990-х гг. в Российской Федерации), можно предположить, что в случае удачного эксперимента, а вводился он именно в качестве эксперимента, этот сбор займет свое место в системе налогов и сборов Российской Федерации.

Заслуживает интереса отчет аудиторской компании KPMG6, назвавшей десять наиболее востребованных мер государственной поддержки тури-

6 Влияние пандемии COVID-19 на сферу туризма в РФ: текущая ситуация и перспективы восстановления. URL: https://ru.investinrussia.com/data/files/sectors/ru-ru-tourism-in-russia-current.pdf.

стического бизнеса в порядке убывания: налоговые льготы (23,7%), субсидирование операционных расходов (23,2%), поддержка при получении финансирования (19,2%), субсидии для МСП (9,8%), отсрочка и льгота по арендным платежам (7,6%), отсрочки по неналоговым платежам (5,2%), консультационная и образовательная поддержка (2,4%), предоставление грантов и субсидий по конкурсу (1,7%). При этом к налоговым льготам отнесены моратории на банкротство, предоставление налоговых каникул, освобождение от налога на субсидии МСП, приостановка мер взыскания, продление сроков уплаты налогов, учет нерабочих дней в налоговых целях [14].

ВЫВОДЫ

Для восстановления туристической отрасли государствами принимаются как комплексные, так и специальные меры, направленные на поддержку отрасли:

• освобождение от уплаты налогов или их отсрочка, программы поддержки МСП или отдельных участников туристического рынка, например авиакомпаний, инвестиционные программы, направленные на смягчение последствий пандемии;

• освобождение от платежей по кредитам или их отсрочка, введение специальных кредитных линий, новых схем кредитования и кредитных гарантий для туристических предприятий;

• увеличение размера пособий по безработице, финансовая поддержка программ обучения и профессиональной переподготовки работников;

• создание фондов солидарности для восстановления туристической индустрии;

• развитие систем интеллектуальной обработки данных для отслеживания тенденций в туристической отрасли;

• учреждение координационных комитетов по туризму, проведение исследований и опросов для корректировки маркетинговых стратегий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES

1. Gago A., Labandeira X., Picos F., Rodriguez M. Specific and general taxation of tourism activities. Evidence from Spain. Tour. Manag. 2009;(30):381-392.

2. Gooroochurn N., Sinclair M. T. Economics of tourism taxation: evidence from mauritius. Ann. Tour. Res. 2005;(32):478-798.

3. Gooroochurn N.; Sinclair M. T. The welfare effects of tourism taxation. Tourism and Travel Research Institute, University of Nottingham: Nottingham; 2003. 293 р.

4. Cetin G., Alrawadieh Z., Dincer M. Z., Istanbullu Dincer F., Ioannides, D. Willingness to pay for tourist tax in destinations: Empirical evidence from Istanbul. Economies. 2017;(5):1-15.

5. Litvin S., Crotts J., Blackwell C., Styles A. Expenditures of accommodations tax revenue: A South Carolina study. J. Travel. Res. 2006;(45):150-157.

6. Tovmasyan G. Capital investments, tourist tax and tourism development: The case study of Armenia. Economics and Sociology. 2021;(14):199-213.

7. Radvan M. New tourist tax as a tool for municipalities in the Czech Republic. LexLocalis. 2020;(18):1095-1108.

8. Ly T., Paty S. Local taxation and tax base mobility: evidence from France. Regional Science and Urban Economics. 2020;(82):103-115.

9. Borges A. P., Vieira E., Gomes S. The evaluation of municipal tourist tax awareness: The case of the city of porto. Tourism and Hospitality Management. 2020;(26):381-398.

10. Guner N., López-Segovia J., Ramos R. Reforming the individual income tax in Spain. SERIEs. 2020;(11):369-406.

11. Акьюлов Р. И. Свободные экономические зоны как инструмент регулирования развития регионов Восточной Сибири. Вопросы управления. 2016;(4):155-161.

Akyulov R. I. Free economic zones as a tool for regulating the development of Eastern Siberia's regions. Management Issues. 2016;(4):155-161.

12. Афонин А. Н., Тихомиров А. Ф. Государственно-частное партнерство в российском здравоохранении. Актуальные проблемы управления здоровьем населения: сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции. М.: Инфра; 2020. С. 165-173.

Afonin A. N., Tihomirov A. F. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v rossijskom zdravoohranenii. In: the collection of scientific papers of the III All-Russian Scientific and Practical Conference: Actual problems of population health management. Moscow: Infra; 2020;165-173. (In Russ.).

13. Михайленко И. А. К вопросу о правовой природе курортного сбора и платежей по системе «Платон». Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук; 2017:23-25.

Mihajlenko I. A. To the question of the legal nature of the resort fee and payments under the "Platon" system. In: the collection: Legal Sciences: problems and prospects: materials of the VI International Scientific Conference. (Kazan, October 2017). 2017. Kazan': Buk; 2017;3-25. (In Russ.).

14. Durán-Román J.L., Cárdenas-García P.J., Pulido-Fernández J. I. Tourist tax to improve sustainability and the experience in mass tourism destinations: The case of andalusia (spain). Sustainability. 2020;13:1-20.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Елена Юрьевна Сидорова — доктор экономических наук, доцент, профессор департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-4385-7173 [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Elena Yu. Sidorova — Dr. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Prof. Department of Taxes and Tax Administration, Financial

University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-4385-7173

[email protected]

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 26.12.2021; принята к публикации 10.03.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 26.12.2021; accepted for publication 10.03.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.