Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лесные пожары / лесное законодательство / лесные ресурсы / государственная политика / лесной кодекс / forest fires / forest legislation / forest resources / state policy / forest code

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новичкова Наталия Юрьевна

В статье в историческом аспекте рассматривается процесс развития государственной политики в области защиты лесов от пожаров. Отмечается факт недостаточного внимания государства к решению проблемы предупреждения лесных пожаров и борьбы с ними в XIX в. Делается вывод о системном подходе в государственной политике в отношении лесного фонда на современном этапе развития Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN STATE POLICY IN THE FIELD OF FOREST FIRE PROTECTION: A HISTORICAL PERSPECTIVE

The article analyzes the development of the state policy in the field of forest fi re protection in a historical context. The fact of inadequate attention of the state to solving the problem of preventing forest fires and fighting them in the 19th century is noted. It is concluded that there is a systematic approach in the state policy in relation to forest resources at the present stage of the Russian state development.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 614.841

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

НОВИЧКОВА Наталия Юрьевна

Доктор культурологии, кандидат исторических наук, доцент Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Иваново, Россия

В статье в историческом аспекте рассматривается процесс развития государственной политики в области защиты лесов от пожаров. Отмечается факт недостаточного внимания государства к решению проблемы предупреждения лесных пожаров и борьбы с ними в XIX в. Делается вывод о системном подходе в государственной политике в отношении лесного фонда на современном этапе развития Российского государства.

Ключевые слова: лесные пожары, лесное законодательство, лесные ресурсы, государственная политика, лесной кодекс.

Лесные ресурсы России являются значимой частью её национального богатства, занимая 45 % территории страны. По данным Рослесхоза общая площадь лесов в России составляет 1 млрд 146 млн га. Трудно переоценить значение лесных массивов для природы и жизни человека, поскольку в них происходит компенсация глобальных загрязнений окружающей среды, способствуя её оздоровлению. Леса — это одновременно и строительный материал, и источник топлива, и сырьевая база для различных отраслей промышленности, таких как деревообрабатывающая, бумажная, химическая и др. Вполне очевидно, что бережное отношение к лесным ресурсам в любой исторический период является основной целью государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Учитывая огромное значение лесов для развития экономики, повышения благосостояния и качества жизни граждан России, в настоящее время государство уделяет постоянное внимание проблеме сохранности лесных массивов. На протяжении последних столетий отмечается заметное сокращение лесов на территории России. Главными причинами этих потерь являются промышленная и нелегальная вырубка леса и лесные пожары [1].

Огонь представляет наибольшую опасность для лесных ресурсов. В среднем каждый год в России из-за пожаров полностью погибает не менее 3 млн гектаров леса, что превышает площадь лесов, используемых для заготовки древесины, в 3 раза. По данным пресс-службы Всемирного фонда дикой природы, площадь лесных пожаров в России за первые четыре месяца 2020 года превысила отметку в 4 млн га, в связи с чем негативные последствия пожаров в этом году могут стать самыми значительными за последние десятилетия. Согласно статистическим данным в России лесные пожары охватывают в среднем 10 млн га ежегодно, в 2019 г. их площадь составила 16,5 млн га.

В данной работе рассматривается путь развития государственной политики в области охраны лесов от пожаров, которые

приводят к масштабному уничтожению лесных массивов.

В России проблема защиты лесов оказалась в зоне особого внимания государства с начала XVIII в. В период царствования Петра Великого в лесной политике появился новый ресурсный подход, когда природные объекты стали рассматриваться в качестве ресурсов, используемых в военных и экономических целях [2].

Для контроля за состоянием лесов в 1802 г. был принят первый Лесной устав, согласно которому все леса передавались в непосредственное управление Лесного департамента. Принятие этого документа было направлено на усиление борьбы с лесными правонарушениями, совершенствование лесоохраны на местах. С 1842 по 1893 годы в Лесной устав вносились изменения, предусматривавшие повышение ответственности за нарушения лесного законодательства.

Поскольку лесные пожары наносили огромный материальный ущерб, в Лесном уставе содержалось много требований, направленных на профилактику возгораний в лесных массивах. Законом было запрещено курить в хвойном лесу в жаркое время с 1 мая по 15 сентября, выжигать поляны в лесах, разводить в лесу костры в любое время года всем, кроме пастухов и путешественников, которым разрешалось в дневное время разжигать костры в специально вырытой для этого яме. Контроль за исполнением всех противопожарных мер был возложен на лесничих [3].

Необходимость принятия и обеспечения контролирующих мер была обусловлена большими убытками, к которым приводили лесные пожары. В 1839 г. в одном только Ветлужском уезде Костромской губернии выгорело более 50 тыс. десятин леса (около 55 000 га) [4]. На протяжении всего XIX в. ситуация с лесными пожарами оставалась крайне сложной. В июле и августе 1901 г. от произошедших в Костромской губернии лесных пожаров пострадала площадь в 224 тыс. десятин земли, а убыток при этом составил 4 млн 356 тыс. руб. [5]. Массовые случаи лесных пожаров в губерниях Российской империи и масштаб

убытков свидетельствовали о недостаточном внимании государства к решению этого острого вопроса.

Непродуманным в России долгое время оставался вопрос о том, кто должен привлекаться к тушению лесных пожаров. Согласно статье 291 Лесного устава для борьбы с огнём привлекались крестьяне окрестных деревень, расположенных в пределах 14 верст (около 15 км) от места возгорания. Контролировать и координировать процесс тушения огня должна была полиция [6]. Однако на практике выполнение этих требований не давало желаемых результатов. В большинстве случаев на пожар являлась лишь небольшая группа крестьян без необходимых инструментов и, что важно, без желания. Даже присутствие полиции не могло заставить местное население начать тушить огонь в лесу.

Пассивную позицию населения не могло исправить и гарантированное законом вознаграждение, которое назначалось за каждый день вынужденного отсутствия по месту жительства (ст. 618. Лесного устава) [6].

В Лесном уставе содержались жёсткие карательные меры в отношении виновных в умышленных поджогах леса. Они лишались всех гражданских прав и имущества и приговаривались к тюремному заключению сроком на 5—6 лет. Наказанию подвергались и лесничие, если они в течение двух месяцев после лесного пожара не проводили дознание о причинах его возникновения и не находили виновных. В первый раз на них накладывалось денежное взыскание, а после вторичного неисполнения вышеуказанного требования их увольняли со службы.

После извещения о лесном пожаре местная полиция распоряжалась его тушением. По инструкции, утверждённой министром внутренних дел 4 октября 1878 г., уездные исправники и полицмейстеры имели право привлекать к тушению огня войска, а покинуть место пожара могли после полного его прекращения [7]. В целях предотвращения нового возгорания полицией назначались на месте происшествия временные особые караулы из местных жителей (ст. 617 Лесного устава) [6].

Таким образом, наблюдение за организацией пожарной защиты в уездах было всецело передано уездной полиции. В городах за соблюдение мер пожарной безопасности отвечала городская полиция.

Все вышеуказанные меры были приняты с целью уберечь лесные богатства России от разорения огнём, но их было недостаточно. В 1915 г. пожарами в России было охвачено 12,5 млн га леса, что в итоге привело к колоссальному ущербу.

В советский период лесная политика стала более эффективной за счёт выделения больших средств на проведение противопожарных мероприятий и содержание пожарно-химиче-ских станций и баз авиационной охраны лесов. Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик были утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, обязательные к выполнению всеми работающими и находящимися в лесах гражданами. За нарушение этих правил виновным грозил штраф в административном порядке, а в случае существенного ущерба — привлечение к уголовной ответственности.

В СССР охраной лесов от пожаров занимались государственная лесоохрана, лесхозы, авиационная лесная пожарная охрана, добровольные пожарные отряды при сельскохозяйственных предприятиях. Объединённые усилия этих структур способствовали улучшению обстановки с лесными пожарами, но не решали проблему в целом.

Летом 1972 года пожары охватили значительные площади лесных массивов в Московской, Ленинградской, Горьковской и Костромской областях. Лесными пожарами была охвачена территория 17 областей и автономных республик РСФСР, общая площадь повреждённых пожарами лесов составила более 1 млн га [8]. Лесные пожары таких масштабов требовали новых, более эффективных подходов к решению проблемы защиты лесов от пожаров, и изменений в законодательстве.

Реформирование лесного законодательства началось в России в 90-х годах ХХ века. В январе 1997 г. Президент

России Борис Ельцин подписал Лесной кодекс РФ. Содержание этого нормативного документа было признано специалистами несовершенным, и в начале XXI века по поручению Президента России Владимира Путина началась разработка нового Лесного кодекса Российской Федерации, принятого 8 ноября 2006 года. Этот нормативный документ стал основным источником, регулирующим отношения в сфере лесопользования в России. Он вступил в силу с 1 января 2007 г.

В конце 2010 г. Лесной кодекс РФ был дополнен нормами о превентивных действиях, направленных на выявление факторов, приводящих к возникновению пожаров в лесах, а также на снижение рисков лесных пожаров. Были введены нормы о мониторинге пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, который включает комплекс действий по наблюдению, контролю, организации системы обнаружения и учёта лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств, организации патрулирования лесов, а также мероприятия по приёму и учёту сообщений о лесных пожарах, оповещению населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах. В новой редакции кодекса были усилены положения, касающиеся охраны, защиты и воспроизводства лесов, в частности, нормы по охране лесов от пожаров с обязательными отчётами о соответствующих мерах, в том числе о противопожарном обустройстве лесов.

В новых социально-экономических условиях, а также в связи с увеличением рисков природных и техногенных катастроф, современный уровень охраны и защиты лесов должен соответствовать возросшим социальным, экологическим и экономическим требованиям.

22 февраля 2019 г. председатель Правительства РФ Д. А. Медведев по итогам прошедшей встречи с руководством Совета Федерации дал поручение представить предложения об организации работы по подготовке новой редакции Лесного кодекса РФ. Внесение проекта Лесного кодекса в правительство запланировано на II квартал 2021 г. Принятие этого

документа позволит обеспечить охрану лесов от пожаров с учётом современных достижений в области пожаротушения лесов.

Еще одним нормативным документом, свидетельствующим о внимании государства к проблеме защиты лесов от пожаров, стало принятое 7 октября 2020 г. постановление Правительства Российской Федерации № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».

Данные правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах. Они также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Правила вступили в силу с 1 января 2021 г. и будут действовать до 1 января 2027 г.

Таким образом, в настоящее время продолжается совершенствование системы предупреждения, обнаружения и тушения лесных

пожаров, а также ликвидации их последствий; развитие системы наземного, авиационного и космического мониторинга пожарной опасности в лесах посредством использования новых дистанционных средств и инновационных информационных технологий. Происходит также техническое переоснащение специализированных лесопожарных организаций. Все эти действия направлены на сохранение и преумножение лесных богатств России.

Современная лесопожарная политика России базируется на признании необходимости сохранения лесов от огня и сокращения ущерба, причиняемого окружающей природной среде и экономике страны. Охрана лесов признана одним из главнейших направлений деятельности государства. На современном этапе развития Российского государства можно говорить об уже сформировавшемся системном подходе в государственной политике в отношении лесного фонда страны. Данный подход востребован и необходим для обеспечения устойчивого экономического развития, реализации прав и законных интересов граждан и экологической безопасности общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева Х. И., Зиновьева И. С. Роль и значение лесного комплекса в экономике РФ // Современные наукоёмкие технологии. 2014. № 7. С. 132—134.

2. Насонова Л. В. Эволюция лесного законодательства в дореволюционной России // Юридическая мысль. 2011. № 2. С. 53—56.

3. Свод законов Российской империи. Т. 8. Ч. 1. СПб., 1905. 42 с.

4. Дюбюк Е. Ф. Леса, лесное хозяйство и лесная промышленность Костромской губернии. Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Второй лесной сборник. Кострома, 1914. 31 с.

5. Обзор Костромской губернии за 1901 г. Кострома, 1902. 56 с.

6. Сборник законов о противопожарных мерах в империи. Петроград, 1914. 232 с.

7. Положение о земских учреждениях 12 июля 1890 г. со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями. СПб, 1904. Т. 1. 438 с.

8. Орлов В. Л. Старый Любим и вся Россия. Ярославль, Изд-во Александра Рутмана 2000. 416 с.

9. Новичкова Н. Ю. Социокультурный опыт обеспечения пожарной безопасности в городах России во второй половине XIX в. — начале ХХ в.: дис. ... д-ра культурологии. Ярославль, 2016. 269 с.

10. Пелевин В. И. Охрана природы. М.: Просвещение, 1971. 120 с.

RUSSIAN STATE POLICY IN THE FIELD OF FOREST FIRE PROTECTION: A HISTORICAL PERSPECTIVE

NOVICHKOVA Natalia

Grand Doctor in Culturology, PhD in History, Associate Professor Ivanovo Fire and Rescue Academy of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ivanovo, Russia

Abstract: The article analyzes the development of the state policy in the field of forest fire protection in a historical context. The fact of inadequate attention of the state to solving the problem of preventing forest fires and fighting them in the 19th century is noted. It is concluded that there is a systematic approach in the state policy in relation to forest resources at the present stage of the Russian state development.

Key words: forest fires, forest legislation, forest resources, state policy, forest code.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.