Седнев В. А., Тетерина Н. В.
ЗАЩИТА НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ ОТ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
В статье дана оценка воздействия крупномасштабных лесных пожаров на населённые пункты и территории Российской Федерации. На основе анализа последствий таких пожаров оценена достаточность проводимых мероприятий по обеспечению пожарной безопасности населения и территорий населённых пунктов.
Ключевые слова: природные пожары, лесные пожары, населённые пункты, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
Ежегодно на территории России регистрируется от 10 до 35 тыс. лесных пожаров (ЛП), охватывающих площади от 500 тыс. до 2 млн 500 тыс. га [1]. В наиболее пожароопасные годы их количество возрастает до 40 тыс., а пройденные огнём площади увеличиваются до 5-7 млн га. Средний размер ущерба от лесных пожаров в год составляет около 20 млрд руб., из них от 3 до 7 млрд - ущерб лесному хозяйству. Так, например, ущерб от лесных пожаров в Бурятии в 2015 г. составил 20,5 млрд руб. из расчёта 50 рублей за куб древесины [2].
К крупным ЛП относят пожары, охватывающие 25 га лесного фонда в районах наземной охраны лесов и 200 га в районах авиационной охраны лесов.
В таблице 1 представлен ряд чрезвычайных происшествий, при которых от лесных пожаров пострадали населённые пункты.
Природные пожары, представляющие опасность для населённых пунктов, происходят, в большей степени, на одних и тех же территориях: Зауралье (Свердловская область и северо-западная часть Тюменской области); восточная часть Западно-Сибирской низменности, включающая Томскую обл., северную часть Новосибирской обл. и приенисейскую часть Красноярского края; Приангарье - Красноярский край, Иркутская обл. и юго-западная часть Республики Саха (Якутия); Забайкалье -центральные и южные районы Республики Бурятия и Читинской обл.; Дальний Восток - южные части Амурской обл., Хабаровского края и весь Приморский край; северо-восточная -юго-восточная часть Магаданской обл.
Кроме прямых потерь для населённых пунктов, заключающихся в гибели людей и уничтожении строений, ЛП грозят опасностью возникновения экологической катастрофы в том случае, если огонь перейдёт на ра-диационно или химически опасные объекты. Например, в 1998 г. сильные ЛП бушевали недалеко от комбината «Радон» в Хабаровском
Таблица 1
Последствия перехода лесных пожаров на населённые пункты
Дата Последствия пожара
Май 1996 г. Огнём уничтожено с. Убугай (Республика Бурятия)
Огнём уничтожен п. Зашуван (Читинская обл.)
1998 г. Огнём уничтожен п. Горки (Сахалинская обл.)
Май 2001 г. В п. Неглинный (Красноярский край) огнём было уничтожено 9 домов, без жилья остались 27 чел.
Май 2002 г. В п. Боровое (Иркутская обл.) огнём уничтожено 59 из 76 домов, 220 жителей остались без крова
2010 г Вследствие аномальной жары в 23 регионах страны возникли многочисленные ЛП. Только за двое суток в июле в Центральном и Приволжском федеральном округах выгорело 9 деревень, огнём уничтожено около 2 тыс. домовладений. Из 79 детских лагерей была организована эвакуация 11 тыс. детей. Общее количество ЛП в 2010 г. составило 34,8 тыс., площадь - около 2 млн га. Ущерб оценивался в 85,5 млрд рублей [1]. Во всех случаях пожаров были зарегистрированы человеческие жертвы
Апрель 2015 г. В Республике Хакасия сгорели или были частично повреждены 1678 домовладений
В п. Жемчужный (Республика Хакасия) сгорело около 400 домов [2]
Один из населённых пунктов в Хакасии, уничтоженный природным пожаром (апрель, 2015 г.)
крае, где хранятся радиоактивные отходы. В июле 2001 г. из-за ЛП была остановлена работа Нововоронежской атомной электростанции (АЭС), а 13 августа была снижена мощность работы Ростовской АЭС [1, 3]. В том же году в Воронежской области пострадало несколько линий электропередачи (ЛЭП), частично задело пламенем могильники радиоактивных отходов. Летом 2010 г. пожар достиг границ федерального ядерного центра в Мордовии и ядерного центра в Челябинской области. Утечки радиоактивных веществ не произошло.
Значительную опасность ЛП представляют и для военных объектов: загорание складов ядерного и химического оружия также может вызвать экологическую катастрофу. Существенная угроза исходит и от арсеналов вооружений, расположенных в лесных массивах. При пожаре на них разлёт боеприпасов может достигать нескольких километров, создавая угрозу населённым пунктам.
Нередко ЛП угрожают нефте- и газопроводам. Подобная опасность существовала в июле-августе 2010 г. во время природных пожаров в европейской части России. Уязвимыми для огня являются участки трубопроводов, проложенные по поверхности земли или закопанные в торфяники, а также нефте- и газоперекачивающие станции и терминалы.
Таким образом, несмотря на подготовку сил и средств субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону, на их территориях ежегодно возникают крупномасштабные ЛП, которые приводят к гибели людей, наносят огромный экономический ущерб, а также
создают опасность возникновения экологической катастрофы.
Вопросы обеспечения защиты населённых пунктов от воздействия крупномасштабных ЛП необходимо рассматривать совместно с вопросами обеспечения пожарной безопасности в лесах. Охрана лесов включает систему мероприятий по профилактике, предупреждению, обнаружению, мониторингу и тушению возгораний. Практическое осуществление мероприятий по предупреждению, обнаружению и тушению пожаров в лесах лесхозов возложено на государственную лесную охрану, а в лесах, закреплённых за другими владельцами, на ведомственную охрану [1].
События 2010 г. выявили ряд проблем, которые способствовали наступлению тяжёлых последствий в результате ЛП: отсутствие чёткого разграничения сфер ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов и органов местного самоуправления в сфере лесных отношений; и непринятие органами исполнительной власти и местного самоуправления превентивных мер по обеспечению пожарной безопасности. Несвоевременное обнаружение очагов пожаров, позднее введение особого противопожарного режима и режимов чрезвычайной ситуации (ЧС) позволили стихии принять значительные масштабы.
Нормативные правовые документы [4-6] определяют классификацию ЧС, возникших вследствие ЛП (табл. 2), порядок введения чрезвычайной ситуации, разработки и утверждения планов тушения пожаров в лесах и форму этих документов; рассматривают вопросы организации защиты населения и территорий от лесных пожаров.
В случае введения режима ЧС и угрозы перехода огня на населённые пункты и объекты экономики к тушению ЛП привлекаются силы и средства МЧС России.
К превентивным мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности населённых пунктов относят организационные и инженерно-технические мероприятия [1-3].
К организационным мероприятиям по защите населения и территорий населённых пунктов от лесных пожаров относят:
- прогнозирование пожарной обстановки - осуществляется организациями лесного хозяйства и сельскохозяйственными организациями, проводится в весенне-летний и осенний
Таблица 2
Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах
Наименование ЧС Характеристика зоны ЧС в лесах
Чрезвычайная ситуация в лесах муниципального характера Не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные ЛП или ЛП действует более 2 сут.
Чрезвычайная ситуация в лесах регионального характера Не выходит за пределы территории субъекта РФ, введён режим ЧС в лесах муниципального характера на территории двух и более муниципальных районов, при этом значения двух и более показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта РФ на 50 % или более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет на эту же календарную дату: количество ЛП в расчете на 1 млн га площади земель лесного фонда; доля крупных ЛП в общем количестве возникших ЛП; средняя площадь пожара; доля площади, пройденной ЛП, в общей площади земель лесного фонда
Чрезвычайная ситуация в лесах межрегионального характера Затрагивает территории двух и более субъектов РФ, при этом на территории каждого из них введён режим ЧС в лесах регионального характера
Чрезвычайная ситуация в лесах федерального характера Затрагивает территории двух и более федеральных округов, при этом на территории каждого из них введен режим ЧС в лесах межрегионального характера
периоды и заключается в выявлении возможности возникновения ЛП и в оценке условий их развития. Основными факторами, влияющими на интенсивность распространения пожаров в засушливое время года, являются влажность воздуха и скорость ветра. В стране действует единая стандартная шкала пожарной опасности в лесу по условиям погоды и величине комплексного показателя, учитывающего изменение влажности лесных горючих материалов. Оценка обстановки служит основой для планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЛП и защите населённых пунктов;
- планирование предупреждения и ликвидации ЛП и мер по защите населения и территорий населённых пунктов. Мероприятия по защите населения отражаются в Плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основным мероприятием по защите населения от крупномасштабных ЛП является организация и проведение эвакуации населения - комплекса мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон ЧС или вероятной ЧС. Мероприятия по защите территорий населённых пунктов от ЛП отражают в сводном плане тушения ЛП на территории субъекта Российской Федерации, в котором определяются меры по противопожарному обустройству населённых пунктов, объектов экономики и инфраструктуры. Он формируется на основании Планов тушения ЛП в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории субъекта Российской Федерации [6];
- организация пожарного наблюдения. В лесопожарный период для контроля пожарной обстановки применяются космическая съёмка, авиационная и наземная разведка очагов пожаров. На основе полученных данных делается краткосрочный прогноз о динамике развития пожарной обстановки, проводится мониторинг по характеристикам очагов и площадей, выявляются угрозы населённым пунктам. Наиболее эффективный способ обнаружения лесных пожаров - космический мониторинг. Ежедневно до 4 раз в сутки проводится приём и обработка космической информации по территории страны. Через час после приёма информации о местонахождении очагов она передается в органы управления МЧС России и заинтересованные территориальные подразделения органов власти всех уровней;
- подготовка населения к действиям в условиях ЛП и обеспечение его средствами индивидуальной защиты. Федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы должны обеспечивать проведение лесопожарной пропаганды по соблюдению правил пожарной безопасности в лесу среди населения в населённых пунктах, местах выполнения работ и массового отдыха людей.
К инженерно-техническим мероприятиям относят [1-3]:
- размещение и обеспечение пожаро-стойкости населённых пунктов и объектов экономики в лесных районах с соблюдением противопожарных мер (рассредоточенное размещение построек; создание изоляционно-противопожарной зоны между окраинной
застройкой и кромкой леса и искусственных водоёмов; применение огнестойких материалов при новой застройке и повышение огнестойкости построенных зданий; строительство подземных хранилищ горюче-смазочных материалов, и др.);
- инженерное оборудование пожароопасных территорий - предполагает повышение пожароустойчивости лесов путём регулирования состава древостоев, санитарных рубок, создания на территории лесного фонда противопожарных барьеров; устройство сети дорог пожарного назначения на опасных участках леса; устройство водоёмов, пожаро-устойчивых колонок водоисточников и артезианских скважин;
- инженерное обеспечение защиты населения - предполагает оснащение средств коллективной защиты системами регенерации либо фильтровентиляции с защитой от угарного газа.
Для населённых пунктов, подверженных угрозе ЛП, и садовых некоммерческих товариществ, имеющих общую границу с лесными массивами, разрабатывается Паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, с целью оценки достаточности принятых органами местного самоуправления мер по подготовке территорий к пожароопасному периоду. Структура паспорта состоит из двух блоков: в первом содержатся данные о населённом пункте, включая сведения о силах и средствах подразделений пожарной охраны, привлекаемых к тушению возможных ЛП; второй определяет основные показатели и критерии готовности органа местного самоуправления к летнему сезону (организация противо-
пожарных разрывов и минерализованных полос на протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, реки, озёра, пруды и т. п.), отвечающие требованиям пожарной безопасности; наличие систем оповещения населения о ЧС; укомплектованность первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём (ранцевые огнетушители, краги, топоры, лопаты) для добровольных пожарных формирований и др.).
Следует вывод, что превентивные мероприятия по защите населённых пунктов от воздействия ЛП ориентированы на нейтрализацию ЛП, а этого недостаточно для защиты самих населённых пунктов, не имеющих для этого необходимых сил и средств. В то же время к причинам, приводящим к гибели людей и большим материальным потерям, относится неудовлетворительная работа органов местного самоуправления по реализации инженерно-технических мероприятий, в частности, по противопожарному обустройству населённых пунктов. Отмечается отсутствие минерализованных и опорных полос вокруг населённых пунктов. Отсутствует взаимодействие между организациями, осуществляющими прогноз возможной лесопожарной обстановки, и силами, которые могут быть привлечены для защиты населённых пунктов от воздействия ЛП. Это подтверждается анализом лесных пожаров, перешедших в категорию крупных, и неконтролируемого их распространения в 2010 и в 2015 гг., выявившего организационную неготовность региональных служб субъектов РФ к эффективной борьбе с ними.
ЛИТЕРАТУРА
1. Седнев В. А, Баринов А. В., Аляев П. А., Лысенко И. А., Кошевая Е. И., Бакуров А. П. Обоснование инженерно-технических мероприятий, состава сил и средств для защиты населения и территорий от воздействия крупномасштабных природных пожаров: учебное пособие. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2010. - 73 с.
2. Исследование основных проблем инженерной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время: отчет о НИР / Седнев В. А, Тетерина Н. В., Аляев П. А. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. - 414 с.
3. Седнев В. А, Воронов С. И., Лысенко И. А, Савченко И. С. Инженерная защита населения: учебник. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. - 384 с.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 г. № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 г. № 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 г. № 378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации».
Sednev V., Teterina N.
PROTECTION OF THE SETTLEMENTS FROM LARGE-SCALE FOREST FIRES
ABSTRACT
Purpose. The article presents evaluation of the large-scale forest fires (FF) impact on the settlements and the territory of the Russian Federation. The sufficiency of the activities, which are held to ensure fire safety for the population and the settlements territories has been evaluated. It is based upon the analysis of the consequences of such fires.
Methods. The methods based upon the main provisions of the systems theory, system analysis and informatics: analysis, synthesis, generalization and mathematical statistics have been used.
Findings. It has been determined that natural fires, which are dangerous for settlements, tend to occur within the same areas. Besides direct losses which mean death of people and buildings destruction for the settlements, FF present an impending danger of an ecological disaster in case a fire reaches radiation or chemically hazardous objects, military facilities, oil and gas pipelines.
Research application field. The article's outcomes are offered to be used when planning the activities
on the population and the settlements territories protection from large-scale forest fires, arranging Passport for a settlement that is exposed to the forest fires threat, and making the summary plan for forest fires extinguishing on the territory of the Russian Federation subject.
Conclusions. Preventive measures to protect settlements against the impact of FF are aimed at their neutralization, but this is not enough to protect settlements, which don't have sufficient manpower and means for fire extinction. It is necessary to carry out a number of activities for fire-fighting management of settlements (for example, to make barriers and support bands around settlements); and to establish cooperation between the organizations that deal with forecasting possible forest fire situations, and the forces that can be involved in settlements protection from FF effects.
Key words: wildfires, forest fires, settlements, fire safety measures.
REFERENCES
1. Sednev V.A., Barinov A.V., Alyaev P.A., Lysenko I.A., Koshevaia E.I., Bakurov A.P. Obosnovanie inzhenemo-tekhnicheskikh meropriiatii, sostava sil i sredstv dlia zashchity naseleniia i territorii ot vozdeistviia krupnomasshtabnykh prirodnykh pozharov [Substantiation of engineering measures, composition of forces and means for protection of population and territories from the effects of large-scale wildfires]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2010. 73 p.
2. Sednev V.A., Teterina N.V., Aliaev P.A. Issledovanie osnovnykh problem inzhenernoi zashchity naseleniia i territorii ot chrezvychainykh situatsii v mirnoe i voennoe vremia [A study of major problems of engineering protection of population and territories from emergency situations in peace and war: a research report]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2015. 414 p.
3. Sednev V.A., Voronov S.I., Lysenko I.A., Savchenko I.S. Inzhenernaia zashchita naseleniia [Engineering protection of the population]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2014. 384 p.
4. Resolution of the Government of the Russian Federation on May 17, 2011, No. 376 "On emergency situations in the forests which have arisen owing to forest fires". (in Russ.).
5. Resolution of the Government of the Russian Federation on May 17, 2011, No. 377 "About approval of Rules of development and approval of the plan of suppression of forest fires and its forms'. (in Russ.).
6. Resolution of the Government of the Russian Federation on May 18, 2011, No. 378 "About approval of Rules of development of the consolidated plan for extinguishing forest fires on the territory of the Russian Federation". (in Russ.).
Vladímír Sednev
Doctor of Technical Sciences, Professor
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
.. T I State Fire Academy of EMERCOM of Russia,
Nina Teterína .. n • Moscow, Russia