Научная статья на тему 'Российская Федерация в начале 1990-х годов: применимо ли понятие «Failed state»'

Российская Федерация в начале 1990-х годов: применимо ли понятие «Failed state» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
433
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«FAILED STATE» (НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ГОСУДАРСТВО) / РЕФОРМЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СЕПАРАТИЗМ / "FAILED STATE" (CANCELLED STATE) / REFORMS / RUSSIAN FEDERATION / SEPARATISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пахомова Елизавета Александровна

В статье рассмотрены основные критерии понятия «failed state», активно употребляемого в западной политологии и юриспруденции. Выявлена обоснованность применения термина «failed state» к российской государственности начала 1990-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Federation in the early 90ies: whether the concept "failed state" is applicable

The main criteria of the concept "failed state" which is actively used in the western political science and law are considered in the article. Validity of application of "failed state" to the Russian statehood of the beginning of the 1990ies is revealed.

Текст научной работы на тему «Российская Федерация в начале 1990-х годов: применимо ли понятие «Failed state»»

УДК 321

Пахомова Елизавета Александровна

кандидат исторических наук Волжская академия водного транспорта (г. Нижний Новгород)

pahomova-e@inbox.ru

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В НАЧАЛЕ 1990-х ГОДОВ: ПРИМЕНИМО ЛИ ПОНЯТИЕ «FAILED STATE»

В статье рассмотрены основные критерии понятия «failed state», активно употребляемого в западной политологии и юриспруденции. Выявлена обоснованность применения термина «failed state» к российской государственности начала 1990-х годов.

Ключевые слова: «failed state» (несостоявшееся государство), реформы, Российская Федерация, сепаратизм.

В современной политологии и юриспруденции нередко используется термин «failed state». Как правило, на русский язык это понятие переводится как «неудавшееся государство» или «несостоявшееся государство», реже -как «слабое государство». Нельзя не отметить, что проблема «failed state» до сих пор не являлась предметом исследования в рамках отечественной теории государства и права. Более того, можно утверждать, что «неудавшееся государство», как актуальное состояние некоторых современных государств, лишь эпизодически обсуждается в отечественных науках, которые так или иначе пытаются осмыслить государство как явление. При этом, в отличие от отечественной науки, понятие «неудавшееся государство» является предметом острых и неослабевающих дискуссий зарубежных авторов вот уже более 15 лет [4, с. 38].

Считается, что данный термин употребляется в политической литературе для обозначения слабых в военно-политическом плане стран достаточно давно, но особый смысл, связывающий его с вопросом глобальной безопасности, был придан ему американскими политиками в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. Именно в это время слабые государства на Ближнем Востоке и на африканском континенте стали представлять повышенную опасность как для отдельно взятого региона, так и для всего мира. Дальнейшее развитие термин получил после террористических атак 11 сентября 2001 г. в США, когда неудавшиеся государства стали нередко ассоциироваться с угрозой международного терроризма [6, с. 302].

Кроме того, ряд авторов на рубеже XX-XXI веков под «несостоявшимися» понимают те государства (прежде всего некоторые бывшие республики СССР), которые якобы были созданы искусственно, без должных на то оснований и потому в принципе не могут нормально функционировать [5, с. 141].

В настоящее время считается, что критерии определения «несостоятельности» государств можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, относящиеся к социальной сфере и к области безопасности. Некоторые организации ориентируются при составлении рейтин-

гов на весьма ограниченное количество параметров. Среди них часто встречаются такие, не вызывающие ни у кого возражений показатели, как способность центрального правительства контролировать территорию государства, наличие внутренних вооруженных конфликтов, детскую смертность и некоторые другие. Например, Комиссией по слабым государствам и национальным интересам США Центра глобального развития используются всего три количественных показателя - детской иммунизации, смертности в результате боестолкнове-ний и избирательного права граждан [8, с. 99-100].

Как следует из анализа ряда политических документов США, несостоявшиеся государства соответствуют следующим характеристикам:

- повышенный уровень криминального и политического насилия;

- отсутствие контроля над границами;

- ведущиеся военные действия, основанные на этнических, религиозных и прочих культурных различиях;

- наличие фактов террора против собственных граждан;

- слабость государственных учреждений;

- разрушенная или недостаточная инфраструктура;

- неспособность взимать налоги без применения жесткой силы;

- высокий уровень коррупции;

- отсутствие эффективной системы здравоохранения;

- снижение продолжительности жизни и рост уровня детской смертности;

- отсутствие возможности получения образования;

- резкое снижение уровня ВВП, рост инфляции, предпочтение негосударственной валюте;

- нехватка продовольствия, приводящая к голоду.

Итак, по мнению ряда исследователей, каждое из неудавшихся государств демонстрирует большинство, если не все, упомянутые выше черты. Внутренние войны - один из основных индикаторов провала, но все же провал обычно предшествует вспышке войны. Следовательно, можно констатировать, что наличие междоусобных антагонизмов в обществе и их эскалация являются одной из при-

© Пахомова Е.А., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

153

чин надвигающегося провала. Кроме того, важными индикаторами являются: форма правления, подход руководителей государства к национальным меньшинствам, слабым либо маргинализованным слоям общества. Государственный провал, как правило, характеризуется тремя кризисами: экономическим, политическим и кризисом легитимности [6, с. 302].

Укажем также, что с позиций теории международных отношений государства можно классифицировать по основанию суверенитета на реально суверенные государства и так называемые несос-тоявшиеся государства [2, с. 20]. Впрочем, по нашему мнению, такой подход не совсем верен. Скорее, следует вести речь о международнопризнанных государствах (в первую очередь членах ООН) и непризнанных или частично признанных государствах (в последнем случае имеются в виду государства, признанные лишь малым числом стран). Относительно проблемы суверенитета отметим, что подобно тому, как И. Бентам блестяще доказал отчуждаемость естественных прав (трактуемых как раз как «неотчуждаемых»!) [1, с. 405-406], можно с уверенностью утверждать, что в современном мире практически нет суверенных государств, ибо все они в той или иной степени ограничены в своих действиях международным правом. В ряде Конституций (в том числе и в российской) даже прописан принцип преимущества норм международного права над нормами права национального. Соответственно, этот критерий вряд ли применим к оценке государств как «несостоявшихся».

Итак, в целом несостоявшиеся государства отличаются тем, что не в состоянии выполнять свои основные функции, причём как внешние, так и внутренние. Кроме того, в несостоявшихся государствах может иметь место искусственность государственность границ; партикуляризм права; наличествовать криминальные анклавы, жизнь в которых не регулируется правовыми нормами; вестись локальные конфликты.

Важным нам представляется вопрос о том, являлась ли Российская Федерация в первые годы своего существования «failed state» или же нет. В самом деле, именно со степенью несостоятельности государства в тот период связаны возможности претворения различных планов преобразований. По сути, сами либералы (прежде всего А.Б. Чубайс и Е.Т. Гайдар), не используя термин «failed state», придерживались мнения о низкой степени состоятельности государства как института. Так, первый из них, отвечая своим оппонентам, отмечал, что выбор американской модели рыночной экономики (имеется в виду минимальное государственное регулирование) был обусловлен не любовью к США и не игнорированием опыта Швеции и ФРГ, а тем обстоятельством, что для претворения в жизнь европейских экономических моделей требовалось

государство как система институтов, а его, по сути, в начале 1990-х годов в России и не имелось. Иначе говоря, деморализованное и коррумпированное чиновничество по определению не могло качественно регулировать экономику подобно тому, как это было в Швеции и ФРГ [9, с. 314]. Е.Т. Гайдар приводил в своей монографии «Дни поражений и побед» факты, свидетельствовавшие об ужасающей экономической ситуации в стране в конце 1991-го года, то есть перед самым началом реформ, получивших название «шоковая терапия», и также подчёркивал отсутствие альтернатив экономического развития ввиду несостоятельности государственных органов [3, с. 269-273, 276-277, 287, 307] Впрочем, очевидно, что радикально-рыночные преобразования могли лишь содействовать улучшению экономической ситуации в стране в результате предоставления максимальных экономических свобод гражданам, однако вряд ли могли способствовать в дальнейшем преобразованиям, так как для полноценных реформ уже требуется не только частная инициатива, но и государство, пусть и в формате «ночного сторожа».

Кроме того, крайне показательным фактом низкой степени «состоятельности» государства в 19921993 годах являлись сложность и запутанность правовой базы. Уместно согласиться с точкой зрения видного российского политолога Л. Шевцовой, писавшей, что «многочисленные поправки к Конституции ... только усиливали хаотичность в построении российской власти, вели к смешению функций отдельных её институтов и тем самым также закладывали возможность конфликтов между ними. Но, пожалуй, самым серьезным источником будущих столкновений, которые вскоре начали расшатывать российскую власть изнутри, стало противоречие между коллегиальностью и персонификацией власти, между митинговым, вечевым характером советов, с одной стороны, и административно-авторитарным содержанием исполнительной власти - с другой. Сочетание президентства с советами, как показал уже горбачевский период, представляло собой смесь несовместимого - гибрид, который нуждался в скорейшем реформировании» [10, с. 42-43]. В полной мере сосуществование социалистических и буржуазных правовых норм и, соответственно, запутанность законодательства касались не только конституционного, но и других отраслей права.

Нельзя игнорировать также фактический партикуляризм права, характерный скорее для феодального общества, нежели для европейских реалий конца ХХ столетия. Сам же постсоветский партикуляризм в России проистекал из наличия сильных сепаратистских тенденций, наблюдавшихся наиболее ярко в Чеченской республике и Татарстане. Не случайно даже, что в Конституциях этих республик имелись положения о суверенитете и т.п. Ха-

154

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

рактерно, например, что Конституция Татарстана 1992 года устанавливала свой приоритет над любым другим законодательством, в том числе над Конституцией РФ [7, с. 184]. Апофеозом же партикуляризма следует признать даже не Татарстан, а Чеченскую республику, которая, начиная с конца 1991 года, фактически не контролировалась федеральным центром (эта ситуация в итоге привела к войне).

Нельзя, по нашему мнению, также игнорировать появление в стране своеобразных криминальных анклавов, общественная жизнь в которых регулировалась отнюдь не российским законодательством. Следует признать, что существенное усиление криминалитета (пресловутые «лихие 90-е») в целом как раз являлось проявлением именно «несостоятельности» государства.

Таким образом, Российская Федерация образца начала 1990-х годов являлась скорее «failed state», нежели чем-то иным. Как следствие, курс на укрепление государственности в этих условиях был неизбежным, поскольку альтернативой ему было лишь дальнейшее сползание страны в пропасть «войны всех против всех».

Библиографический список

1. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. - М.: РОССПЭН, 1998. - 415 с.

2. Бочкова М.С. Классификация суверенитета и её роль в политическом строительстве (зарубежная теория и практика) // Вестник Российского уни-

верситета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2010. - № 1. - С. 15-21.

3. ГайдарЕ. Дни поражений и побед. - М.: Ваг-риус, 1997. - 365 с.

4. Пищулин А.В. Слабое, или неудавшееся, государство: теоретическая постановка проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. - 2012. - № 5. - С. 38-50.

5. Подвинцев О.Б. Специфика использования термина «малая империя» в современной России применительно к оценке политических и исторических феноменов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. -2012. - Т. 10. - № 3. - С. 139-143.

6. Преображенский Л.Е. «Неудавшиеся государства» и «страны-изгои»: происхождение концептов и место в современной внешнеполитической стратегии США // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - Т. 101. -№ 9. - С. 299-305.

7. Равьо Ж.-Р. Феномен Татарстана и федеративное строительство в России // Вестник Евразии. - 1998. - № 1-2. - С. 172-193.

8. Хуторская В.В. «Несостоявшиеся» государства - угроза международной безопасности? // Право и управление. XXI век. - 2012. - № 2. - С. 98-102.

9. Чубайс А.Б. В поисках собственного пути // Приватизация по-российски / под. ред. А.Б. Чубайса. - М.: Вагриус, 2000. - С. 310-342.

10. Шевцова Л. Ф. Режим Бориса Ельцина. - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 42-43.

УДК 342.9

Смирнов Сергей Владимирович

кандидат политических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

sergey-1977-04@yandex.ru

ОТКРЫТОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

При проведении административной реформы в регионах России акцент должен делаться на взаимодействии между органами исполнительной власти и гражданами. Сделан вывод о том, что региональные исполнительные органы власти в вопросах проведения административной реформы являются закрытыми структурами для гражданского общества.

Ключевые слова: административная реформа, исполнительные органы власти, открытость, взаимодействие, участие граждан в принятии решений, комиссия по административной реформе.

Начало административной реформы в регионах. В Послании Федеральному Собранию РФ в мае 2003 г. президент В.В. Путин дал импульс проведению административной реформы, поскольку, по его словам, слабость и неэффективность государства сводит на нет проводимые социально-экономические преобразования [1]. Он предложил провести радикальное сокращение функций государственных органов на основе их инвентаризации, разграничить полномочия между уровнями власти и обеспечить их фи-

нансовую самостоятельность, сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов. В июле 2003 г. президентом был подписан Указ «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», который активизировал процесс реформирования федеральных исполнительных органов власти.

В 2003-2005 гг. реформа государственного управления при поддержке Министерства экономи-

© Смирнов С.В., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.