Научная статья на тему 'Открытость региональных органов исполнительной власти при проведении административной реформы'

Открытость региональных органов исполнительной власти при проведении административной реформы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
399
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ОТКРЫТОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ / КОМИССИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЕ / АDMINISTRATIVE REFORM СOMMISSION / ADMINISTRATIVE REFORM / EXECUTIVE GOVERNMENT / OPENNESS / COOPERATION / PARTICIPATION OF CITIZENS IN DECISION-MAKING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Сергей Владимирович

При проведении административной реформы в регионах России акцент должен делаться на взаимодействии между органами исполнительной власти и гражданами. Сделан вывод о том, что региональные исполнительные органы власти в вопросах проведения административной реформы являются закрытыми структурами для гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Openness of regional executive authorities during the administrative reform

With the administrative reform in the Russian regions, the focus should be on the interaction between the executive authorities and the citizens. Openness is the main criterion for such interaction. It is concluded that the regional executive authorities in matters of administrative reform is not only closed to the civil society, but also to the authorities of other levels.

Текст научной работы на тему «Открытость региональных органов исполнительной власти при проведении административной реформы»

рактерно, например, что Конституция Татарстана 1992 года устанавливала свой приоритет над любым другим законодательством, в том числе над Конституцией РФ [7, с. 184]. Апофеозом же партикуляризма следует признать даже не Татарстан, а Чеченскую республику, которая, начиная с конца 1991 года, фактически не контролировалась федеральным центром (эта ситуация в итоге привела к войне).

Нельзя, по нашему мнению, также игнорировать появление в стране своеобразных криминальных анклавов, общественная жизнь в которых регулировалась отнюдь не российским законодательством. Следует признать, что существенное усиление криминалитета (пресловутые «лихие 90-е») в целом как раз являлось проявлением именно «несостоятельности» государства.

Таким образом, Российская Федерация образца начала 1990-х годов являлась скорее «failed state», нежели чем-то иным. Как следствие, курс на укрепление государственности в этих условиях был неизбежным, поскольку альтернативой ему было лишь дальнейшее сползание страны в пропасть «войны всех против всех».

Библиографический список

1. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. - М.: РОССПЭН, 1998. - 415 с.

2. Бочкова М.С. Классификация суверенитета и её роль в политическом строительстве (зарубежная теория и практика) // Вестник Российского уни-

верситета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2010. - № 1. - С. 15-21.

3. ГайдарЕ. Дни поражений и побед. - М.: Ваг-риус, 1997. - 365 с.

4. Пищулин А.В. Слабое, или неудавшееся, государство: теоретическая постановка проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. - 2012. - № 5. - С. 38-50.

5. Подвинцев О.Б. Специфика использования термина «малая империя» в современной России применительно к оценке политических и исторических феноменов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. -2012. - Т. 10. - № 3. - С. 139-143.

6. Преображенский Л.Е. «Неудавшиеся государства» и «страны-изгои»: происхождение концептов и место в современной внешнеполитической стратегии США // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - Т. 101. -№ 9. - С. 299-305.

7. Равьо Ж.-Р. Феномен Татарстана и федеративное строительство в России // Вестник Евразии. - 1998. - № 1-2. - С. 172-193.

8. Хуторская В.В. «Несостоявшиеся» государства - угроза международной безопасности? // Право и управление. XXI век. - 2012. - № 2. - С. 98-102.

9. Чубайс А.Б. В поисках собственного пути // Приватизация по-российски / под. ред. А.Б. Чубайса. - М.: Вагриус, 2000. - С. 310-342.

10. Шевцова Л. Ф. Режим Бориса Ельцина. - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 42-43.

УДК 342.9

Смирнов Сергей Владимирович

кандидат политических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

sergey-1977-04@yandex.ru

ОТКРЫТОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

При проведении административной реформы в регионах России акцент должен делаться на взаимодействии между органами исполнительной власти и гражданами. Сделан вывод о том, что региональные исполнительные органы власти в вопросах проведения административной реформы являются закрытыми структурами для гражданского общества.

Ключевые слова: административная реформа, исполнительные органы власти, открытость, взаимодействие, участие граждан в принятии решений, комиссия по административной реформе.

Начало административной реформы в регионах. В Послании Федеральному Собранию РФ в мае 2003 г. президент В.В. Путин дал импульс проведению административной реформы, поскольку, по его словам, слабость и неэффективность государства сводит на нет проводимые социально-экономические преобразования [1]. Он предложил провести радикальное сокращение функций государственных органов на основе их инвентаризации, разграничить полномочия между уровнями власти и обеспечить их фи-

нансовую самостоятельность, сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов. В июле 2003 г. президентом был подписан Указ «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», который активизировал процесс реформирования федеральных исполнительных органов власти.

В 2003-2005 гг. реформа государственного управления при поддержке Министерства экономи-

© Смирнов С.В., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

155

ческого развития и торговли проходила в качестве эксперимента в пяти регионах России: Чувашии, Красноярском крае, Долгано-Ненецком автономном округе, Саратовской и Самарской областях. Несмотря на то что о проведении административной реформы в остальных регионах пока речи не шло, во многих субъектах Российской Федерации были сформированы комиссии по проведению административной реформы: в Костромской (5 мая 2003 г.), Нижегородской (1 октября 2003 г.), Брянской (3 октября 2003 г.), Белгородской областях (17 ноября 2003 г.), Красноярском крае (31 декабря 2003 г.). В Амурской области комиссия по административной реформе была сформирована ещё раньше -26 ноября 2002 г.

Комиссии по подготовке административной реформы были сформированы и в некоторых муниципальных образования. Курьёзной выглядит ситуация в Ярославской области, когда в небольшом Тутаевском муниципальном округе была сформирована комиссия по подготовке и проведению административной реформы (в апреле 2004 г.) ещё до того, как аналогичная комиссия была создана в администрации Ярославской области (в апреле 2006 г.). Кроме того, в 2003 г. была не совсем ясна ситуация с реформой местного самоуправления, поэтому некоторые муниципальные образования попросту поторопились заявить о своем участии в административной реформе.

Своеобразный «фальстарт» административной реформы на уровне регионов в 2003-2004 гг. можно объяснить пристальным вниманием российских региональных элит к тому, что происходило на федеральном уровне, стремлением предугадать дальнейшее движение федеральных властей по отношению к субъектам Российской Федерации и соответствующим образом подготовиться к изменениям.

Федеральные власти оказались готовы к проведению административной реформы в субъектах РФ лишь к октябрю 2005 г., когда правительство утвердило Концепцию административной реформы в России на 2006-2008 гг. (далее - Концепция административной реформы) [4]. Регионам было рекомендовано подготовить программы и планы мероприятий по проведению административной реформы, принять соответствующие нормативные правовые акты и разработать методическую базу.

Критерии открытости органов исполнительной власти. В Концепции административной реформы используются два интересующих нас понятия: взаимодействие и открытость. Используются они по отношению к двум субъектам политических отношений - государству и обществу. В функционировании системы исполнительной власти в России Концепция административной реформы называет две важные проблемы: информационную закрытость органов власти и отсутствие у них обратной связи с гражданами и организациями. По-

этому взаимодействие органов исполнительной власти с обществом рассматривается как одно из центральных направлений в проведении административной реформы. При этом взаимодействие предполагает не только связанность каких-либо субъектов друг с другом, но и их взаимную поддержку.

Понятие «открытость» применяется прежде всего к органам исполнительной власти: открытая государственная служба, открытая информация, открытые (прозрачные) органы власти. В словаре В. Даля открывать - значит, с одной стороны, «объявить тайну или неведомое, сообщить, огласить, обнародовать», с другой стороны - «узнавать, дознавать, доходить самому до чего, узнать неведомое дотоле другим» [1]. Тем самым раскрывается активное и пассивное начала взаимодействия субъектов. В современном русском языке открытый - значит свободный для доступа, доступный для посторонних вследствие устранения какой-либо преграды. В переносном смысле открытый - искренний, общительный, откровенный, незамкнутый, выражающий прямоту и искренность, являющийся ясным и понятным для другого, а открытость - это откровенность, правдивость, доверчивость. Соответственно, действовать в открытую -значит не скрывать средств и приемов [2].

Взаимодействие органов власти и граждан предусматривает развитие отношений между ними по двум направлениям. Во-первых, участие представителей гражданского общества в подготовке и принятии общественно значимых решений. Это предполагает включение представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы и другие структуры по подготовке правовых актов и решений органов исполнительной власти, а также создание при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества, привлечение экспертов к реализации мероприятий административной реформы. Во-вторых, обеспечение информационной открытости и прозрачности органов исполнительной власти, что подразумевает информирование общества о ходе административной реформы, публичное обсуждение её основных целей и результатов, раскрытие информации о деятельности государственных органов, проведение общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти.

Таким образом, критерий открытости органов власти предусматривает два показателя: участие граждан в принятии решений и информационную открытость. Эти показатели непосредственно связаны с такими конституционными нормами, как право граждан России участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ), обращаться лично и направлять обращения в государственные органы (ст. 33 Конституции РФ), а также обязанностью органов власти и должностных лиц

Таблица 1

Состав комиссий по проведению административной реформы в субъектах РФ

Кол-во (чел.) %

Руководители комиссий 30 5,4

Чиновники региональных исполнительных органов власти 435 77,5

Представители региональных законодательных органов власти 13 2,3

Представители федеральных территориальных органов, федеральные инспекторы 16 2,8

Представитель Избирательной комиссии региона 1 0,2

Главы муниципальных образований, их заместители 7 1,3

Представители учреждений образования 35 6,2

Представители общественных организаций 13 2,3

Представители общественных организаций предпринимателей 11 2,0

Всего членов комиссий 561 100,0

обеспечить гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст.24 Конституции РФ).

Состав комиссий по административной реформе в регионах России. Для того чтобы определить, насколько открыты перед обществом органы исполнительной власти при проведении административной реформы в регионах, нами был проведен анализ состава комиссий по проведению административной реформы, сформированных в 30 субъектах Российской Федерации в декабре 2005 -январе 2008 гг. Общий объём выборки - 561 чел. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Табличные данные показывают преобладание в составе комиссий чиновников региональных администраций (82,9%). Кроме них, в состав комиссий по проведению административной реформы приглашены представители других властных структур в регионах (федеральных территориальных органов, региональных законодательных собраний, органов местного самоуправления) - 6,6% и представители гражданского общества - 10,5%.

Комиссии по административной реформе возглавили: в 9 субъектах - губернаторы краёв и областей, президенты национальных республик; в 11 субъектах - первые вице-губернаторы; в 10 субъектах - вице-губернаторы, заместители председателя правительства, руководители администрации или аппарата губернатора/правительства. Данный показатель интересен тем, что позволяет определить, насколько важным является проведение административной реформы для руководства региона, на каком месте стоит проведение данной реформы - на первом или на последующих. Тем самым можно утверждать, что административная реформа в большинстве субъектах РФ находится на периферии внимания как общества, так и региональной элиты: лишь в одной трети регионов комиссии по проведению административной реформы возглавляют главы этих регионов.

Интересно отметить, что в пяти субъектах РФ (Бурятия, Дагестан, Хабаровский край, Астраханская и Сахалинская области) в комиссиях, кроме чиновников региональных исполнительных орга-

нов власти, вообще больше никого нет, в том числе представителей законодательного собрания соответствующего региона. Представители муниципальной власти включены в состав комиссии в пяти субъектах - Кабардино-Балкарии, Чувашии, Ярославской, Калужской и Смоленской областей. Представители законодательных органов приглашены в состав комиссий в девяти субъектах РФ (Еврейская АО, Ямало-Ненецкий АО, Кабардино-Балкария, Мордовия, Калужская, Новосибирская, Смоленская, Томская, Ярославская области).

Проведение административной реформы в Костромской области. В Костромской области в мае 2003 г. была создана межведомственная рабочая комиссия по вопросам проведения административной реформы. Комиссия должна была провести до 1 декабря 2003 г. анализ системы, структуры и функций исполнительных органов государственной власти области и внести предложения по их совершенствованию. Но на тот момент не было понимания, ни что такое административная реформа, ни для чего она проводится. Не было и чётких рекомендаций федерального центра по проведению самого первого этапа реформы - анализа функций органов исполнительной власти.

Структурно интерес к административной реформе в администрации Костромской области был оформлен в виде отдела функционального анализа регионального управления, который был создан в рамках аналитического комитета в 2004 г. Основной задачей этого отдела было аналитическое обеспечение работы по совершенствованию регионального управления и повышению эффективности функционирования органов исполнительной власти области. Отдел должен был провести анализ функционирования структурных подразделений администрации области, разработать рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности их работы, формировать информационные базы данных по вопросам регионального управления и проводить мониторинг информационно-аналитических сайтов в сети Интернет.

В декабре 2006 г. из аналитического комитета выводится направление, связанное с вопросами проведения административной реформы. В рамках

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

157

аппарата администрации области создан отдел системного анализа и контроля деятельности исполнительных органов. Основными задачами отдела определены, во-первых, реализация мероприятий административной реформы по стандартизации государственных услуг, регламентации административно-управленческих процессов, оптимизация функций исполнительных органов власти; во-вторых, обеспечение функционирования и совершенствование единой системы контроля исполнения правовых актов и поручений губернатора Костромской области; в-третьих, системный анализ значимых вопросов регионального управления, направленный на повышение эффективности функционирования исполнительных органов.

Логическим завершением стало преобразование в апреле 2007 г. аналитического комитета и отдела системного анализа и контроля деятельности исполнительных органов в управление контроля и административной реформы. Для нового управления были определены две ключевые задачи: 1) организация контроля в администрации области (обеспечение действенности принимаемых решений, реализации задуманных планов и нацеленности на практические результаты); 2) реализация мероприятий административной реформы.

В сентябре 2007 г. произошла автомобильная авария, в результате которой погиб губернатор Костромской области В.А. Шершунов. Депутаты Костромской областной Думы 25 октября 2007 г. утвердили в должности губернатора И.Н. Слюняева. Новый губернатор изменил статус и вес управления: 29 декабря 2007 г. управление контроля и административной реформы переименовано в контрольное управление, упразднен департамент финансового контроля, функции которого были переданы контрольному управлению, функции по реализации мероприятий административной реформы переданы управлению государственной службы и организационной работы.

Таким образом, в администрации Костромской области в рамках проведения административной реформы акцент был сделан на усилении контроля за деятельностью исполнительных органов власти. Это важное направление реформирования органов власти, но не единственное и не самое главное. Что касается самой административной реформы в Костромской области, то она не находится в центре внимания региональной административной элиты.

Выводы. Региональные исполнительные органы власти в вопросах проведения административной реформы закрыты не только перед гражданским обществом, но и перед властными структурами других уровней. Заблокировать проведение административной реформы чиновники в настоящее время не могут и поэтому «возглавили» процесс реформирования региональных исполнительных структур. Чиновники не допустили к решению актуальных вопросов реформирования не только представителей гражданского общества, но и своих коллег из властных структур федерального и муниципального уровней, чиновников и депутатов региональных законодательных собраний. Региональные чиновники считают проведение административной реформы своим внутренним делом, которое не требует вмешательства посторонних сил. Эффективное проведение административной реформы в регионах России представляется невозможным, поскольку отсутствует контроль со стороны общества, а сама информация о проведении реформы до общественности в полном объёме не доводится.

Административная реформа является нелюбимым детищем региональных чиновников. Она навязана им сверху, проводится под немалым давлением и не воспринимается ими как существенная необходимость.

При этом об абсолютной закрытости региональных органов исполнительной власти говорить нельзя. Региональные чиновники привлекают к работе в рабочих группах, совещательных и координационных органах по самым различным вопросам представителей не только других властных структур (федеральных, региональных и муниципальных), но и представителей гражданского общества.

Библиографический список

1. Даль В. Толковый словарь великорусского языка: в 4 т. - Т. 2. - М.: Рус. яз., 1989. - С. 731-732.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 17-е изд. - М.: Рус. яз., 1985. - С. 406.

3. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета. - 2003. - 17 мая.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. №1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» // Собрание законодательства РФ. - 14.11.2005. - № 46. - Стлб. 4720.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.