Российская Федерация и Республика Беларусь: непростые отношения в газовой сфере
Д.Г. Дудко
(Всероссийская академия внешней торговли)
Ключевые слова
Звено в системе трубопроводов, спрос внутреннего рынка, балансирование республиканского бюджета, транзитные платежи, совместные программы в промышленности, с/х и сфере высоких технологий, равные условия хозяйствования в газовой отрасли и в области тарифной политики, перевод на рыночные принципы в газовых взаимоотношениях.
Key words
Connecting link in the pipeline network, the domestic demand for, to balance the republican budget, transit fees, joint cooperation projects in industry, agriculture and high technology, equal business conditions and tariffs for gas industry, transferring gas relations onto the market basis.
Аннотация
В статье доказывается, что исключительно важным звеном в системе транзита российского газа на европейские рынки является Республика Беларусь. Отношения в газовой области между Россией и Белоруссией оставляют желать лучшего. «Газпром» инициировал компанию по переходу на рыночные принципы в газовых взаимоотношениях с государствами СНГ, в том числе с Белоруссией, что вызвало резкое обострение двусторонних отношений. Проблемам адаптации к новым условиям хозяйствования и развития новых направлений сотрудничества в газовой области между двумя братскими странами и посвящена данная статья.
The author proves that the Republic of Belarus serves as a very important link connecting the network of Russian gas pipelines to European markets. The Russia-Belorussia gas relationship leaves much to be desired. Gazprom launched a campaign aimed at transferring its gas relations with all CIS states including Belorussia onto the market basis. The campaign triggered a sharp deterioration in Russia-Belorussia relations. This article is devoted to the issue of adaptation of mutual gas relationship into new business conditions and the development of new fields in cooperation between two fraternal states.
Исключительно важным звеном в системе транзита российского газа на европейские рынки является Республика Беларусь: по своей значимости белорусский транспортный коридор уступает только украинскому. По принадлежащему России газопроводу «Ямал-Европа-1», а также по трубопроводам национальной газотранспортной системы (ГТС) - ОАО «Бел-трансгаз» через РБ в последние годы транспортируется до 27% всех экспортных объемов РФ. Кроме того, поставки голубого топлива в Литву и Калининград, а также транзит части газа для ЕС по украинскому участку тоже производятся через территорию республики. Наши белорусские партнеры полагают, что «в идеале через Беларусь в Европу могло бы транспортироваться до половины российского га-за»/1/. Представляется, что вариант по увеличению транзита газа через эту страну (наряду с прокладкой газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» в перспективе) мог бы существенно снизить зависимость России от Украины и, соответственно, уменьшить потенциальные риски, связанные с «северо-атлантической» ориентацией правящей элиты последней.
В этой связи, принципиальное согласие белорусского руководства на приобретение «Газпромом» 50% акций ОАО «Белтрансгаз» в течение ближайших 4-х лет делает эту перспективу вполне достижимой.
Госпредприятие ОАО «Белтрансгаз» обеспечивает газоснабжение и транспортировку газа по территории Белоруссии. ГТС «Белтран-сгаз» эксплуатирует сеть газопроводов диаметром от 100 до 1400 мм общей протяженностью около 7,4 тыс. км в однониточном исчислении. Кроме того, он является оператором белорусского участка МГ «Ямал-Европа» диаметром 1420 мм и протяженностью 575 км, находящегося в собственности российского «Газпрома». Проектная пропускная способность ГТС республики на входе равна 51 млрд куб. м/2/. Добывая лишь незначительное количество попутного газа (около 1,0% своих потребностей), Минск полностью зависит от газового импорта из России, объемы которого из года в год увеличиваются: с 17 млрд куб. м в 2000 г. они возросли на 20%, достигнув почти 21 млрд куб. м в 2006-2007 гг. (см. таблицу 1).
Таблица 1
Добыча, импорт и потребление газа в Белоруссии в 2000-2007 гг. (в млн куб.м)
Год Добыча Импорт Потребление
2000 257 17 114 17 371
2001 255 17 266 17 521
2002 246 17 578 17 824
2003 254 18 113 18 367
2004 245 19 643 19 888
2005 228 20 120 20 348
2006 219 20 788 21 007
2007 201 20 625 20 826
Источник: Межгосударственный Статкомитет СНГ.
Опережающими темпами растет и тран- 2007 г. превысил 49 млрд куб .м (см. рисунок
зит: с начала столетия он удвоился и в 1 и таблицу 2).
Рисунок 1
Транзит газа через Украину, Белоруссию и Молдавию в 2007 г.
Транзит российского газа через западные страны СНГ в 2007г. в млрд. куб.м
Молдавия
Белоруссия
Украина
—2^zzP
49,3
С
115,2
1
О 20 40 ВО ВО 100 120
До последнего времени в стране использовались два подземных хранилища газа (ПХГ) -Осиповичское /Могилевская обл./ и Прибугское /Бресткая обл./, общая мощность которых насчитывает 0,6 млрд куб.м. В текущем году специалисты ОАО «Белтрансгаз» завершат оборудование 3-го высокоэффективного пикового хра-
нилища в отложениях каменной соли - Мозыр-ского ПХГ с объемами хранения активного газа 170-200 млн куб. м. Однако, по оценкам «Белт-рансгаза», этого недостаточно, т.к. потребности страны в мощностях ПХГ для сглаживания сезонной неравномерности объемов газопотреб-ления составляют 5-6 млрд куб.м/3/.
Таблица 2
Суммарный транзит российского газа (в ЕС и СНГ) через западные страны Содружества,
млрд куб. м
Страна/год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Украина 123,2 118,8 119,2 120,0 123,4 128,6 115,2
Белоруссия 24,1 27,4 33,1 35,3 40,4 44,1 49,3
Молдавия 18,5 21,0 22,1 24,0 25,3 26,2* 26,0*
Примечание к таблице:
* Оценка
Источник: «Газпром», Прайм-ТАСС, Rusenergy
Отношения между Россией и Белоруссией в газовой сфере выглядят противоречивыми и неоднозначными. С одной стороны, политика низких цен на природный газ, которую новые российские власти проводили в начале 1990-х годов с целью удержания в орбите своего влияния бывшие республики СССР (в т.ч. и Республику Беларусь), приучила Минск к этим своеобразным экономическим «дотациям». Подобная практика привела к дисбалансу в структуре энергопотребления Белоруссии -доля газа превысила 80% в ее ТЭБ и доходила до 95% в электрогенерации страны, затормозила разработки по энергосбережению и поиск альтернативных источников энергии/4/. С другой стороны, сохранив в переходный период, свои основные производственные мощности в работоспособном состоянии, в том числе благодаря дешевым российским энергоресурсам (нефти, газу и электроэнергии), к началу 2000х годов Белоруссия оказалась чрезмерно зависима от цен на энергоносители из России. Поэтому любое повышение цен на газ сильно отражается на конкурентоспособности белорусской промышленной продукции, большая часть которой предназначена для экспорта, как в Россию, так и в третьи страны. В экспортной продукции, например, белорусского машиностроения, значительная доля ее стоимости (до 80%) заложена на российских предприятиях-смеж-никах, связанных кооперационными связями с белорусскими предприятиями. Таким образом, налицо обоюдная зависимость экономик России и Белоруссии, особенно на уровне предприятий, вовлеченных в кооперацию в рамках сорока «союзных» программ. В соответствии с эффектом мультипликатора это означает, что обременение торгово-экономических связей обеих стран чрезмерным повышением цен или дополнительными пошлинами и сборами, отражается в итоге в большей степени на России, чем на самой Белоруссии.
За прошедшие годы российско-белорусское взаимодействие в газовой сфере имело как положительные, так и отрицательные стороны. Позитивным опытом сотрудничества явилось сооружение первой нитки газопровода «Ямал-Европа», который проходит через территорию Белоруссии и Польши и представляет собой кратчайший путь российского газа в Европу. Причем белорусское правительство активно поддержало этот совместный проект, «предоставив «Газпрому» льготы и преферен-
ции более чем на 200 млн долл.»/5/. Этот газопровод, выведенный в конце 2005 г. на проектную мощность в 33 млрд куб.м в год, является 100%-ой собственностью «Газпрома», а участок земли под ним взят в долгосрочную аренду. Подобный вариант сотрудничества позволяет «Газпрому» достаточно успешно контролировать поставляемые объемы. По заявлению вице-премьера Республики Беларусь В. Семашко «Беларусь заинтересована в строительстве второй нитки газопровода» в чем, по его мнению, есть прямой экономический резон. Сооружение первой нитки этого газопровода обошлось «Газпрому» в 1,5 млрд долл.; второй газопровод, по его данным, будет стоить дешевле - порядка 800 млн долл., потому что уже создана вся инфраструктура и компрессорные станции строились с запасом для обслуживания двух ниток/6/.
К негативным моментам сотрудничества между государствами в газовой области в постсоветский период относятся сохранявшаяся долгое время неопределенность в ценообразовании на российский газ, систематические недоплаты белорусской стороны за поставленные объемы и связанные с этим хронические долги Минска за газ, а также долгие споры сторон вокруг контроля над газотранспортной сетью «Белтрансгаз».
В течение продолжительного времени, с момента распада СССР и образования Республики Беларусь, Россия проводила в отношении Минска щадящую ценовую политику в области поставок энергоносителей и газа в особенности. Однако в начале 1990-х годов многие крупные потребители газа в Белоруссии оказались не в состоянии за него платить, что неизбежно привело к стремительному росту задолженности. Так, по итогам 1995 г, она составила около 450 млн долл., а уже в 1996 г., по данным «Газпрома», достигла 910 млн долл. В 1996 г. был подписан т.н. «нулевой вариант», в результате которого долги Белоруссии за газ были списаны за счет неоплаченных Россией стоимости вывоза и обслуживания ядерных ракет, аренды военных объектов и чернобыльской программы. Такой подход в оплате газа на фоне начинающих складываться союзных отношений привел к тому, что в 1997-2002 гг. оплата природного газ производилась преимущественно товарами белорусского производства. При этом бартере белорусской стороной применялся наценочный коэффициент, который
занижал реальную стоимость приобретенного газа. Подобная практика прекратит свое существование лишь при полном переводе расчетов за газ на денежную форму. С появлением в «Газпроме» нового руководства был взят курс на завершение, по словам А.Миллера, эпохи «ценового социализма» и переход к рыночным отношениям в сфере торговли газом со всеми странами бывшего СССР. При этом возможность поставок по сравнительно низким ценам стала увязываться с продажей российскому концерну национальных газотранспортных активов.
В апреле 2002 г. в рамках строительства Союзного государства между Россией и Белоруссией были подписаны 2 межправительственных соглашения, которые определили основные принципы взаимного сотрудничества в газовой отрасли и в области тарифной политики. Согласно договоренностям по созданию равных условий для субъектов хозяйствования двух стран, российская сторона взяла обязательство поставлять газ в Белоруссию по оптовым ценам для 5-го ценового пояса в России (на тот период 29-30 долл. за тыс.куб.м), а белорусская, в свою очередь, обязалась в срок до 01.07.2003 г. создать на паритетной основе с россиянами совместную газотранспортную организацию/7/.
Поставки по внутрироссийским ценам исправно производились «Газпромом» на протяжении почти двух лет, однако газотранспортное СП так и не было создано: стороны не сошлись в цене за сети «Белтрансгаза». Белорусы оценили рыночную стоимость своей ГТС в 5 млрд долл. и заявили о необходимости дополнительных инвестиций в 1,7 млрд долл. на ее реконструкцию; руководство «Газпрома» сочло это предложение завышенным и предложили заплатить за «Белтрансгаз» по балансовой стоимости - 500-600 млн долл. В этих условиях переговоры зашли в тупик: поставки по льготным ценам были отменены, цены -резко повышены; в результате контракт по поставку газа в Белоруссию по новым ценам подписан не был, что в итоге привело к острому конфликту между сторонами. 18 февраля 2004 г. «Газпром» решился на беспрецедентный шаг: на 24 часа были прекращены все поставки газа в Белоруссию. В условиях суровой зимы белорусские власти были вынужде-
ны забрать на внутренние нужды транзитный газ для Калининградской области, Литвы и Польши. Представители «Газпрома» обвинили партнеров в отказе от подписания контракта на поставку и изъятии газа из экспортной трубы. В ответ Белоруссия указала на нарушение условий межправительственных соглашений от 2002 г. Конфликт вышел за пределы двух стран и приобрел широкую международную огласку с негативными последствиями для деловой репутации обеих сторон. После урегулирования вопроса на уровне президентов выход из ситуации был найден посредством согласования для Белоруссии самой низкой в СНГ цены на газ - в 46,68 долл. за 1000 куб.м, которая оставалась неизменной вплоть до конца 2006 г.
С 2005 г. «Газпром» начал реализацию ряда мер, направленных на повышение экономической эффективности своей деятельности в странах ближнего зарубежья. По замыслу аналитиков компании, в газовых взаимоотношениях со странами СНГ, в том числе и с Республикой Беларусь, будет впредь применяться т.н. «принцип равнодоходности», т.е. «Газпром» будет стремиться к равной экономической эффективности от продажи газа на рынках Европы и стран СНГ с поправкой на транспортные и таможенные расходы, исходя из того, что базисом для определения цены на экспортный российский газ является рынок Западной Европы. При этом в «Газпроме» допускают возможность поэтапного перехода на рыночные цены в обмен на доступ к конечным потребителям в странах СНГ путем участия в приватизации интересующих его энергетических объектов.
В течение 2006 г. в рамках новой стратегии руководство «Газпрома» упорно готовило белорусскую сторону к повышению цен на газ с 2007 г. Весной газовый концерн предложил Белоруссии платить 200 долл. вместо 46,68 долл. за тыс. куб.м (что почти вчетверо выше прежней цены) и для облегчения платежей частично рассчитываться в денежной форме, а остальную часть оплачивать акциями «Белт-рансгаза». Белорусские партнеры заявили о несогласии с такой ценой и формой оплаты, а президент страны А.Лукашенко подчеркнул, что его страна не покупает газ «по каким-то льготным ценам», а «рассчитывается с Россией другими вещами». Речь идет «об (зд. во-
енных) объектах, границе, таможне, транзите, что стоит больших денег и за что Украине, Казахстану Россия платит»/8/. В течение всего года газовый диалог между сторонами проходил в крайне напряженном режиме: «Газпром» настаивал на повышении цены и создании СП, а официальный Минск соглашался платить только по цене «не выше установленной для Смоленской области» и отказывался продавать «Белтрансгаз» на условиях российской стороны. К концу 2006 года стороны подошли без контракта на поставку в Белоруссию на следующий 2007 год, и «Газпром» стал готовиться к возможному отключению газа, предварительно закачав дополнительные объемы в подземные хранилища в Германии и Прибалтике.
Жесткий прессинг «Газпрома» возымел свое действие, и после тяжелых переговоров накануне нового 2007 года Белоруссия была вынуждена согласиться с большей частью требований. Стороны договорились, что с 1 января 2007 г. «Газпром» будет поставлять в Белоруссию газ по цене в 100 долл. за 1000 куб.м, а в последующем - с 2008 г. в газовых отношениях сторон будет применяться формула, привязанная к котировкам корзины нефтепродуктов европейского рынка. При этом для белорусских потребителей были предусмотрены скидки от рыночной цены на 2008, 2009 и 2010 годы, которые составят соответственно 33%, 20% и 10%. Таким образом, по мнению стратегов «Газпрома», переход к рыночным условиям будет осуществляться постепенно. Ус -тупка белорусским партнерам со стороны «Газпрома» состояла в согласовании нового тарифа на транспортировку по сетям «Белтрансгаза»: он вырос вдвое с 0,75 до 1,45 долл. за прокачку 1 тыс.куб.м на 100 км (на 2008 г. он составляет 1,59 долл.). В отношении доступа к национальной ГТС стороны подписали протокол о создании белорусско-российского СП на базе ОАО «Белтрансгаз». Согласно документу, «Газпром» выкупит 50% акций этого предприятия за 2,5 млрд долларов. Планируется, что 50% акций «Белтрансгаза» российский газовый концерн будет приобретать равными частями в течение 4 лет с 2007 по 2010 год. Таким образом, срок завершения сделки по покупке акций «Белтрансгаза» соответствует переходу на принцип равнодоходности при поставках «Газпрома» в Белоруссию.
Однако подписание неравноправных, по мнению белорусских партнеров, газовых договоренностей с Москвой послужило одной из причин последующего нефтяного конфликта между Россией и Белоруссией в январе 2007 г. Тогда на введение Россией экспортной пошлины на нефть в размере 180 долл. за 1 тонну белорусские власти учредили свою транзитную пошлину в 45 долл. и начали изымать нефть из нефтепровода «Дружба», пытаясь компенсировать свои «потери». В ответ Россия перекрыла поставки нефти в Европу и возобновила ее лишь после полного урегулирования конфликта и подписания соответствующих межправительственных соглашений по нефти и нефтепродуктам. Этот конфликт, имевший широкий международный резонанс, в очередной раз продемонстрировал неспособность сторон разрешать хозяйственные споры без излишней политизации.
Что касается задолженности Белоруссии, то, как отмечалось, к середине 1990-х годов она выросла почти до 1 млрд долл. по причине систематических неплатежей Минска. Ситуация с газовыми долгами не претерпела существенных изменений и после подписания «нулевого варианта» в условиях продолжения оплаты газа по бартеру. Лишь в начале 2000-х годов с переходом сторон на денежную форму расчетов и обязательную оплату текущих поставок (по настоянию «Газпрома») положение с платежами выровнялось: в 2003 г. было заключено соглашение о реструктуризации долгов за поставки газа в 1999-2002 гг.; по состоянию на 1 мая 2005 г. задолженность составила 98,97 млн долл., а к концу 2006 г. основная сумма долга (не считая пеней и штрафов в 40 млн долл.) была погашена.
Впрочем, уже в середине 2007 г. между сторонами снова возник спор по поводу накопившихся долгов в размере 456 млн долл. за поставки газа уже по новым ценам. В подписанных в конце 2006 г. документах об увеличении цены был предусмотрен т.н. стабилизационный период - первые 6 месяцев 2007 г. для того, чтобы белорусская экономика адаптировалась к новым ценовым параметрам. В течение него Белоруссия оплачивала 55% цены газа, а остальные 45% должны были быть выплачены не позднее конца июля 2007 г. Однако задолженность не была вовремя погашена и
«Газпром» пообещал сократить поставки газа на 45%, что в очередной раз вызвало серьезные опасения в стабильности экспорта газа в страны Европы. Только личное вмешательство президента А. Лукашенко способствовало оперативному разрешению проблемы долгов. Надо сказать, что Белоруссия предприняла несколько попыток отсрочить платеж и обращалась с просьбой к России выделить стабилизационный кредит в размере 1,5 млрд долларов, который бы частично пошел на оплату газа. По словам А.Лукашенко, для «поддержки братской страны» российский президент предлагал Белоруссии кредит в 1,5-2 млрд долл. сроком на 15 лет, но белорусскую сторону не устроила слишком высокая (8,5%) процентная ставка. Тем не менее, по итогам декабрьского визита экс-президента России В.Путина в Минск было объявлено, что цена на российский газ для Белоруссии в 2008 г. будет фиксированной и составит 119,6 долл. за 1 тыс.куб.м. Кроме того, условия выдачи кредита были пересмотрены, и в декабре белорусская сторона получила его на более льготных условиях.
Судя по тому как развивалась ситуация в 2008 г. между двумя странами в газовой сфере приходится констатировать, что новые цены на газ и своевременные платежи по-прежнему являются камнем преткновения как для белорусской экономики, так и для самого «Газпрома» в этой стране. Де-факто «европейская формула» пока просто не работает: поставки в I квартале года осуществлялись по фиксированной цене в 119,6 долл. за 1 тыс.куб. м, а во II квартале «Газпром» после повышения цены до уровня в 127,9 долл. белорусские партнеры продолжали оплачивать его по ценам I квартала, что привело к образованию долга в 50 млн долл. за счет разницы цен. На этот раз дело приняло очень серьезный оборот: в «Газпром» был приглашен гендиректор ОАО “Белтрансгаз” В. Майоров, которого предупредили о возможном обращении в арбитраж в случае неоплаты газа по новым ценам. В итоге задолженность была оперативно погашена, однако проблема адаптации белорусской экономики к новым ценам по-прежнему остается. По данным экспертов, почти троекратный рост цен на газ с 46 долл. в 2006 г. до 128 долл. в 2008 году вызвал рост производственных издержек и сокращение налоговых поступлений в национальный бюджет. Согласно информации Стат-комитета СНГ, темпы роста промышленного
производства снизились с 11% в 2006 г. до 8,5% в 2007 г., однако по-прежнему остаются достаточно высокими. Также произошло дальнейшее увеличение дефицита внешнеторгового баланса, который в 2007 г. составил почти 9% ВВП страны, а в текущем году только усугубился. Рост цен на импортный газ послужил одной из причин скачка инфляции в Белоруссии, которая составила в нынешнем году 8,3% при годовом прогнозе в 6%/9/. На фоне таких явлений белорусская сторона периодически заявляла о необходимости скорректировать или даже расторгнуть соглашение от декабря 2006 г. После неоднократных обращений Минска стороны достигли компромисса: цены на газ во втором-четвертом кварталах 2008 года сохранятся на уровне 127,9 долл. за тысячу кубометров. Кроме того, Белоруссия снова обратилась с просьбой к России предоставить ей стабилизационный кредит в размере 2 млрд долл. для поддержки платежного баланса.
Цены на грядущий 2009 год до сих пор не согласованы и похоже, что даже после визита премьера В.Путина в Минск существенного прорыва на этом направлении достигнуто не было. «Газпром» по-прежнему придерживается формулы и настаивает, чтобы в 2008 г. цены составили 67% от рыночных, в 2009 г. - 80%, а в 2010 г. - 90%. Однако в Минске хотят пролонгировать переход на европейские цены и платить в 2009 г. - 19%, в 2010 г. - 27% и в 2011 г. - 40%/10/. Российская сторона стремится довести цену газа для Белоруссии на 2009 г. до 190 долл. за тыс.куб.м, в то время как в Минске готовы платить только 140 долл. - ценовой показатель, запланированный в республиканском бюджете. Вместе с тем, положительным итогом переговоров явилось то, что в условиях глобального финансового кризиса Россия согласилась предоставить Белоруссии кредит в 2 млрд долл., в т.ч. для оплаты подорожавшего газа, то есть вновь поддержала жизнеспособность белорусской экономики и подтвердила свои союзнические обязательства по-новому - на рыночных условиях.
Для разрешения накопившихся проблем в газонефтяной сфере между странами, на наш взгляд, России и Белоруссии следовало бы разработать оптимальную модель хозяйственного взаимодействия исходя из уважения сторон и баланса взаимных интересов. С учетом этого представляется целесообразным создавать отраслевые совместные предприятия не толь-
ко в Белоруссии в сфере транспортировки углеводородов, как в случае с СП на базе ОАО “ Белтрансгаз”, но и дать возможность белорусским партнерам участовать в добыче, транспортировке и переработке нефти и газа в Российской Федерации с учетом действующих в России нормативных документов, регулирующих эти процессы. В свою очередь, используя опыт российских газовиков по сооружению подземных хранилищ, представитель-ям профильных предприятий имеет смысл сотрудничать в этой области для ликвидации дефицита мощностей ПХГ в Белоруссии.
Следуя общемировой тенденции по консолидации газового и электроэнергетического рынков, сторонам имеет смысл наладить более эффективное сотрудничество в электроэнергетическом секторе (первые шаги по созданию новой электростанции на Березовской ГРЭС в Брестской области уже сделаны). Принимая во внимание, что значительная часть оборудования в электроэнергетике Белоруссии - российского происхождения и именно в России сосредоточены основные научно-технические центры и производственные мощности этого профиля, есть основания полагать, что российско-белорусское сотрудничество по разработке и выпуску новых образцов энерго- и газосберегающей техники имеет очень хорошие перспективы.
Источники:
1«Российский экономический журнал», № 1, 2001, с.73
2Вебсайт ОАО «Белтрансгаз», http://www.btg.by/ proizvodstvo/, http://www.btg.by/activity/reviews/ c4b7bb67e4949098.html
3ПРАЙМ-ТАСС, 10.11.06, www.prime-tass.ru
4 Рубильник на износе//«Белгазета», № 3[370] от 27.01.03, http://www.belgazeta.by/20030127.3Z 040160062
5Для Белоруссии время дешевого топлива прошло// «Время новостей», 16.03.07, http://
www.vremya.ru/2007/45/5/174065.html
6Беларусь будет содействовать строительству второй нитки газопровода “Ямал-Европа”// сайт Совета Министров Республики Беларусь, http:// government.by:8080/ru/rus_news30012006
7«БИКИ», № 51(8397), 16 мая 2007 г., с.2-3
8 А. Лукашенко: Белоруссия не покупает российский газ по льготным ценам, http://lenta.ru/news/ 2006/01/28/belgaz/
9Бюджет надежд// «Время новостей», № 183, 03.10.08 http://www.vremya.ru/2008/183/5/213976.html
10Газ без политики. Путин обсудил с Лукашенко поставки российского газа и дополнительный кредит// «Российская газета», 10 октября 2008 г. http:// www.rg.ru/2008/10/07/putin.html
Место работы: Кафедра информатики и математики ВАВТ Тел.: 8(499) 143-25-43
Аспирант кафедры Мировой и национальной экономики