Научная статья на тему 'Российская экономика, предпринимательство в условиях ВТО: риски, последствия'

Российская экономика, предпринимательство в условиях ВТО: риски, последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / АПК / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РИСКИ / ПОСЛЕДСТВИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА / ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН / WTO / RUSSIAN ECONOMY / AGRICULTURE / ENTREPRENEURSHIP / RISKS / CONSEQUENCES / REGULATION / SUPPORT / FOREIGN COUNTRIES / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Галина Леонидовна, Масленникова Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются актуальные, современные и перспективные вопросы, связанные с вступлением России в ВТО. Особый акцент делается на оценку рисков и последствий реального осуществления вышеуказанного процесса с учётом зарубежного опыта стран, достигших положительных результатов в данном направлении. Заключение, сделанное в статье, основывается нa результатах системного анализа цифрового, фактического материала, методов монографического исследования, сравнительно-аналитического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ECONOMY AND ENTREPRENEURSHIP UNDER THE CONDITIONS OF WTO: RISKS, CONSEQUENCES

The urgent current and prospective issues associated with Russia's entry into the World Trade Organization (WTO) are considered in the article. Particular emphasis is placed on the assessment of the risks and consequences of the actual implementation of the above process, taking into account the international experience of countries that have achieved positive results in this direction. The conclusion made in the article is based on the results of system analysis of the digital, factual material, on the methods of monographic studies and the comparative analytical approach.

Текст научной работы на тему «Российская экономика, предпринимательство в условиях ВТО: риски, последствия»

Российская экономика, предпринимательство в условиях ВТО: риски, последствия

Г.Л. Коваленко, д.э.н, профессор, ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ; О.А. Масленникова, д.э.н., профессор, НОУ ВПО МИПИП

В России почти 18 лет ломались копья в спорах о том, надо или не надо нашей стране вступать в ВТО. Событие свершилось: 22 августа 2012 г. Россия стала 156-м членом этой авторитетной организации, которая регулирует почти 95% мировой торговли. Тем самым завершился длительный и трудный переговорный процесс об условиях вступления России в ВТО. Не будет преувеличением сказать, что присоединение к ВТО стало самым значительным внешнеполитическим шагом России за последние 20 лет реформирования и, несомненно, шагом имиджевым.

Для вступления в ВТО любой стране необходимо заручиться согласием всех её членов [1]. На первоначальном этапе, когда переговоры носили многосторонний характер, они шли достаточно интенсивно, но на этапе двухсторонних переговоров возникли существенные трудности в связи с чрезмерными требованиями наших основных торговых партнёров — США, стран Евросоюза и других в области доступа на российский рынок импортного продовольствия, открытия финансовых рынков и защиты прав интеллектуальных собственников. Политические мотивы двигали руководством Грузии в его стремлении не допустить Россию в ВТО. В результате Россия пошла на ряд односторонних уступок, что сейчас создаёт, на наш взгляд, дополнительные угрозы и риски для отечественных производителей.

Уже в ходе переговоров Россия стала действовать по правилам ВТО. Так, средние импортные ставки были снижены на 30%, максимальные 30-процентные ставки уменьшены до 20%, число тарифных позиций, подпадающих под ставку 25%, сократилось в 6 раз, по нулевым ставкам тарифа с 2005 г. ввозится высокотехнологичное оборудование. Всё это привело к общему ослаблению тарифной защиты российских производителей и потерям бюджета, а в конечном итоге — к тому, что Россия вступала в ВТО совсем не на тех условиях, которые были предметом переговоров изначально [2, 3]. В своё время В.В. Путин упрекал российских переговорщиков в неоправданных односторонних уступках, т.к. они снижали мотивацию наших партнёров к приёму России в ВТО, ведь с их стороны уступки не требовались: Россия ещё не была членом ВТО.

В течение 18-летнего периода переговоров интерес общественности к ним то возрастал в связи с обещаниями скорого присоединения, то снижался, но они фактически были всё время непрозрачны для тех, кого напрямую могло коснуться членство в

ВТО, — для российских предпринимателей различных отраслей экономики. Сведения о конкретных условиях и обязательствах России в секторах экономики, как-то: таможенные ставки, количественные ограничения и т.п. — не публиковались, зато в СМИ широко освещались выгоды от присоединения для металлургических отраслей, противостояние с ЕС и США в энергетической сфере, в области защиты прав собственности и импорта продовольствия. В результате, как показывают опросы, большинство российских предпринимателей, включая и представителей крупного бизнеса, ещё в 2011 г. не имели чёткого представления о позитивных и негативных последствиях присоединения России к ВТО. Более того, уже после присоединения выяснилось, что многие чиновники государственных министерств и ведомств по-прежнему остаются в неведении о правилах ВТО и условиях нашего участия в ней, что в России катастрофически не хватает специалистов в этой области.

Нередко любят рассуждать о необходимости изучения позитивного опыта зарубежных стран [4]. Так вот, для нас был бы поучительным опыт присоединения к ВТО Китая, который также вёл длительные переговоры с партнёрами и оказался гораздо более подготовленным к вступлению в ВТО в декабре 2001 г. В отличие от России, на переговорах в течение 15 лет Китаю удалось добиться значительных уступок от партнёров. Всё это время гигантскими темпами наращивались производство и товарный экспорт — сначала трудоёмкой, а затем и наукоёмкой продукции. Став «мастерской мира» и первым экспортёром, Китай мог себе позволить приоткрыть свой внутренний рынок сельскохозяйственной продукции, финансовых услуг и телекоммуникаций, чего добивались прежде всего развитые страны, в обмен на возможность наращивать экспортную экспансию. К этому времени большинство отраслей китайской промышленности стали конкурентоспособными благодаря низкой стоимости рабочей силы, заниженному курсу юаня, доступности кредитов на внутреннем рынке и вполне прогрессивной структуре экспорта, где продукция промышленности составляла почти 50%. Вступление в ВТО принесло Китаю несомненную выгоду: наряду с колоссальными доходами от товарного экспорта в страну широким потоком потекли иностранные инвестиции, которые принесли и новые рабочие места, и современные технологии, и производственный опыт, позволившие за короткий срок модернизировать обрабатывающую промышленность. Серьёзно пострадало лишь сельское хозяйство, которое заведомо не могло конкурировать с сельхозпроизводителями других стран. Однако и это

было обращено в выгоду: разорившиеся крестьяне заполнили рабочие места в быстро развивающихся отраслях промышленности и стали пополнять доходы госбюджета. В итоге Китаю удалось за короткий срок в 6 раз увеличить объём экспорта, добиться положительного сальдо торгового баланса и в то же время достаточно надёжно защитить собственного производителя, т.к., добившись на переговорах признания себя развивающейся страной, Китай получил возможность установить достаточно высокий средний уровень тарифной защиты (около 10%) и более длительный переходный период. Совершенно очевидно, что своему успеху во внешнеэкономической сфере Китай во многом обязан рациональной политике по поддержанию низкого курса национальной валюты и эффективному привлечению и использованию иностранных инвестиций.

Вступая в ВТО, Россия взяла на себя обязательства по общему снижению тарифной защиты, облегчению доступа иностранным поставщикам товаров и услуг на отечественный внутренний рынок путём отмены административных барьеров, снижения уровня или полной отмены экспортных пошлин, по реформированию законодательства и государственного управления в соответствии с нормами организации. Наибольшие негативные последствия для российской экономики имеют первые две группы обязательств — снижение импортных пошлин и отмена административных барьеров [5, 6].

После вступления в ВТО российскую экономику подстерегает немало рисков.

Во-первых, и это общеизвестно, Россия представлена преимущественно сырьевым экспортом и экспортом продукции с низкой долей добавленной стоимости (70% доходов обеспечивается минеральным сырьём, 13% — металлами и необработанными алмазами, 16% — продукцией обрабатывающей промышленности. При этом лишь 6% экспорта составляют машины и оборудование). Между тем относительные потребности в сырье в мире вследствие применения ресурсосберегающих технологий сокращаются. В то же время растёт конкуренция из-за появления большого количества новых поставщиков минеральных ресурсов и особенно продукции их переработки (например, серьёзную конкуренцию природному газу России уже составляет сжиженный газ из Катара, США и других стран. А «Газпром» только приступает к строительству мощностей по сжижению газа). Основные экспортёры — крупные компании, и небольшим фирмам трудно пробиться на мировой рынок. В целом в России сокращается количество предприятий обрабатывающей промышленности, в т.ч. конкурентоспособных на мировом рынке.

Во-вторых, снижение тарифной защиты в первую очередь сказывается на жизнеспособности небольших фирм. Дело может закончиться полным

вытеснением российского малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Ему трудно тягаться с иностранными фирмами. К тому же при выходе на внешний рынок мелкие фирмы сталкиваются с большим количеством бюрократических ограничений, связанных в т.ч. с таможенным оформлением, возвратом НДС и т.д., что часто становится для них непреодолимым барьером. Использование государственных инструментов стимулирования экспорта (например, субсидий) ограничено правилами ВТО. Существуют и препятствия в виде международных технических регламентов.

В-третьих, одним из аргументов сторонников вступления России была возможность использовать механизм разрешения торговых споров в соответствующем комитете ВТО, что предполагает использование государственных институтов для защиты интересов отечественных экспортеров. Между тем процедуры разрешения торговых споров в ВТО дорогостоящие и требуют соответствующей национальной инфраструктуры — мощных юридических служб в органах государственной власти, в корпорациях и ассоциациях производителей и наличия высококвалифицированных специалистов юристов-международников. Становление такой инфраструктуры займёт не один год и потребует значительных затрат, поскольку разрешение споров осуществляется годами.

В-четвёртых, усиление конкуренции с иностранными товарами на внутреннем рынке негативно скажется на целом ряде отраслей, производящих конечную продукцию потребительского и инвестиционного назначения. По расчётам специалистов в наибольшей степени это коснётся сельскохозяйственного машиностроения, авиа- и автомобилестроения, станкостроения, производства бытовой электротехники, фармацевтики, мебельного производства, текстильной и швейной промышленности. Государство предпринимает запоздалые усилия по спасению этих отраслей, например авиапрома (реализация проекта «Суперджет-100») и текстильной промышленности (введение обязательной школьной формы, что обеспечит заказами множество швейных предприятий).

Особую тревогу вызывает сельское хозяйство. Эта отрасль имеет стратегическое значение и играет исключительно значимую роль в экономике России: обеспечивает рабочими местами 8,5% работников, производит 3,7% ВВП, снабжает многие отрасли промышленности сырьём, а население — продовольствием и должно обеспечивать продовольственную независимость государства. Сельское хозяйство России характеризуется низкой в целом производительностью труда, острой нехваткой квалифицированных кадров, устаревшими формами организации труда, плохой трудовой мотивацией работников (крайне низкие зарплаты — вот основная причина). Для развития сельского хозяйства у России только одно явное конкурент-

ное преимущество — большая территория. Но при этом климат на большей части территории России малопригоден для сельского хозяйства или непригоден вовсе. По этой причине себестоимость сельскохозяйственной продукции России выше, чем в странах, где сельское хозяйство — основная отрасль специализации. Всё это делает сельское хозяйство ахиллесовой пятой российской экономики и, за исключением некоторого количества современных предприятий, заповедником технологической отсталости и социальной деградации. Тем не менее даже ограниченное развитие современных видов производства (в основном за счёт государственной поддержки) обеспечило восстановление объёмов сельхозпроизводства в 2000-е годы [6—8].

Компетенции ГАТТ, как известно, не распространялись на сельское хозяйство, в рамках ВТО есть специальное Соглашение по сельскому хозяйству, которое устанавливает правила международной торговли сельскохозяйственной продукцией в отношении регулирования доступа на рынок, внутренних программ поддержки и экспортных субсидий. В соглашении предусмотрено значительное число серьёзных исключений из стандартных правил ВТО, связанных прежде всего с более широким применением государственных субсидий. Разрешённые субсидии подразделяются на три группы. В так называемой «зелёной корзине» содержатся меры, применение которых не ограничивается и не может вызвать никаких санкций: это проведение научных исследований, обеспечение контроля за вредителями, страхование доходов сельхозпроизводителей, совершенствование инфраструктуры сельского хозяйства, выплаты в случае стихийных бедствий, реализация специальных пенсионных программ, выплаты в ходе реализации программ по охране окружающей среды и др. В рамках так называемой «голубой корзины» субсидии также никак не ограничиваются: это любые прямые платежи в рамках программ ограничения производства, иные меры поддержки сельского хозяйства, если их доля в общей стоимости продукции не превышает 5%. Меры так называемой «жёлтой корзины» считаются в принципе допустимыми, но их масштабы устанавливаются индивидуально для каждой страны при её присоединении к ВТО. Они считаются стимулирующими производство и искажающими торговлю. В их числе списание долгов, льготное кредитование, льготы на транспортировку, приобретение горюче-смазочных материалов со скидками, дотации производству, инвестиционные субсидии и прочее.

Соглашение предусматривает регулирование общего масштаба поддержки сельского хозяйства, которое осуществляется установлением агрегированного показателя поддержки (АПП), учитывающего прямые и косвенные формы поддержки, и обеспечением постепенного снижения

предельного уровня этого показателя. Государства, ставшие членами ВТО, берут обязательства о сокращении в течение определённого периода АПП по сравнению с его исходным уровнем. Торговые партнёры России, входившие в рабочую группу по вступлению России в ВТО, являются экспортёрами аграрной продукции и заинтересованы в улучшении или хотя бы сохранении своих позиций на российском рынке. Россия заинтересована в сохранении собственного производства, в снижении доли импорта, в обеспечении россиян качественной аграрной продукцией. В Россию сейчас ввозится 15—40% аграрной продукции в зависимости от вида. У России могли бы быть перспективы развития всех отраслей аграрного производства при наличии достаточной государственной поддержки, но в соответствии с договоренностями с ВТО уровень финансировании АПК с 2013 г. по 2017 г. сократится наполовину. Российская государственная политика на практике не обеспечивает защиты интересов малого и среднего бизнеса. По расчётам специалистов, совокупные потери сельского хозяйства от присоединения к ВТО в период 2013—2020 гг. оцениваются в размере 3,3 трлн руб. (из них: 2,3 трлн руб. — прямые потери, 1,0 трлн руб. — упущенные возможности роста), общие потери в 2020 г. составят не менее 6,6 трлн руб. Накопленные потери в народном хозяйстве России за 8 лет будут не менее 26 трлн руб. Общее сокращение рабочих мест в результате составит 4,4 млн. И всё это без учёта мультипликативного эффекта [3, 5].

Вступление в ВТО свершилось, но неоднозначно это можно оценивать только как успех России на внешнеполитической арене. Прошедшие годы после вступления России в ВТО принесли отдельным крупным предпринимателям рост прибылей, но большинству предприятий малого и среднего бизнеса — и тревогу за будущее.

Литература

1. Пискулов Ю.В. Международная торговля товарами и услугами. Россия в ВТО. М.: ГОУВПО ВАВТ Минэкономразвития России, 2013.

2. Портанский А.П. Проблемы эффективности членства России в ВТО. Экономическая теория и хозяйственная практика: глобальные вызовы // Эволюция международной торговой системы: проблемы и перспективы: матер. междунар. конф. СПб., 2013.

3. Чернышева Н.А. Россия в ВТО. Проблемы и перспективы: учеб. пособие. М.: МГИМО-Университет, 2013.

4. Перевалов В.Д. Право Всемирной торговой организации. Влияние на экономику и законодательство государств Европейско-Азиатского региона. М.: Статут, 2014.

5. Членство в ВТО — новый этап участия России в международной торговой системе / под ред. С.Ф. Сутырина, Н.А. Ломагина. СПб.: Издательский центр экономического факультета СПбГУ, 2013.

6. Масленникова О.А., Лащевкер О.Д. Продовольственный рынок России: проблемы и решения // Пищевая промышленность. 1999. № 7. С. 10-11.

7. Гордеев А.В., Заверюха А.Х., Масленникова О.А. и др. Безопасность России. Продовольственная безопасность. Раздел 1. М.: МГФ «Знание», 2000. 544 с.

8. Гордеев А.В., Заверюха А.Х., Масленникова О.А. и др. Безопасность России. Продовольственная безопасность. Раздел 2. М.: МГФ «Знание», 2001. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.