ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИ ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ В ВТО
В.И. Векленко, А.А. Золотарев, Р.В. Бабенко, В.М. Солошенко
Аннотация. Представлены результаты анализа современного состояния производства и внешней торговли АПК Курской области, роли региона в экономике страны, проблем, связанных со вступлением России в ВТО, возможных последствий этого вступления, предложены направления решения этих проблем.
Ключевые слова: аграрный сектор экономики, внешняя торговля продовольствием, Всемирная торговая организация (ВТО), государственная поддержка, эффективность, рентабельность.
Доля АПК в ВРП Курской области колеблется по годам и в среднем за последние 5 лет составляет 1415%. Развитие аграрного сектора экономики затрагивает не только экономические, но и политические и социальные аспекты. Сельское же хозяйство является одной из наиболее уязвимых и рискованных отраслей экономики, поэтому заслуживает наибольшего внимания со стороны государства.
В настоящее время по отношению к внешнему рынку Курская область, как и Россия в целом, выступает преимущественно в качестве импортера продовольствия. В 2011 г. в области доля продовольствия и сырья для его производства в структуре экспорта составила 3,9%, а в импорте, соответственно, около 14%. В географической конфигурации экспортно-импортных операций по продовольствию и сырью наибольший удельный вес приходится на страны СНГ. Причем экспорт продовольствия в страны СНГ составляет около 25% в общей стоимости товаров экспорта, а доля импорта -около 14%. В торговле же со странами дальнего зарубежья доля экспорта продовольствия составляет всего 1,4%, а доля импорта - около 15% [1].
Одним из четырех направлений переговорного процесса в рамках присоединения России к ВТО являлись переговоры по обязательствам в области сельского хозяйства.
Вопросы сельского хозяйства затрагиваются в двух соглашениях: в первую очередь - это непосредственно Соглашение по сельскому хозяйству, а также Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.
В ходе переговоров согласовывались следующие основные вопросы:
- максимальный объем государственной поддержки (субсидий), которую страна-кандидат после присоединения сможет предоставлять аграриям (меры внутренней поддержки, которые по правилам ВТО делятся на три корзины - зеленую, желтую (янтарную) и голубую);
- максимальный уровень экспортных субсидий, которые после присоединения новый член ВТО сможет выделять для поддержки своего сельскохозяйственного экспорта.
В Соглашении по сельскому хозяйству отмечено, что базовые таможенные тарифы устанавливаются на уровне среднего показателя за три года, предшествующие началу переговоров (для России это 1992 - 1994 гг.) [2].
Зафиксировав эти тарифы, развитые страны обязываются снизить их на 36% в течение шести лет, а развивающиеся - на 24 % в течение десяти лет. В результате определяются так называемые связанные импортные тарифы, которые государство - член ВТО не должно превышать при импорте агропродовольственной продукции.
Россия в результате почти двукратного снижения собственного сельскохозяйственного производства была вынуждена в девяностые годы открыть свой рынок для импорта продовольствия. Фактически в ней сложился один из самых либеральных торговых режимов. Средневзвешенный таможенный тариф для сельскохозяйственной и продовольственной продукции составил 12 - 14%. Если придётся в соответствии с обязательствами снизить его на треть, то связанный тариф составит менее 10%. Это равносильно полному открытию национального рынка для экспорта продукции крупнейших международных фирм и отдельных государств. Следует учесть, что многие страны-экспортёры сохраняют экспортное субсидирование и значительные уровни внутренней поддержки сельского хозяйства. Благодаря этому импортная продукция в условиях низких таможенных пошлин будет обладать бесспорными конкурентными преимуществами по сравнению с продукцией отечественного производства. При этом тарифная защита аграрного рынка ЕС составляет сейчас 19,5%.
Низкий уровень таможенной защиты - это ещё и снижение бюджетных доходов от импортных пошлин. Определенным противодействием может служить тарифное квотирование, в соответствие с которым продукция, ввозимая в пределах квоты, облагается сравнительно низкой, а сверх квоты - в несколько раз более высокой импортной пошлиной.
Тарифное квотирование - был одним из наиболее сложных пунктов в повестке дня переговоров о присоединении к ВТО. Российская сторона настаивала на сохранении этого права по наиболее «чувствительным» видам продукции, которые нуждаются в протекционистской защите для оживления собственного производства. ВТО ориентирует своих членов на полный отказ от тарифного квотирования в течение имплементаци-онного периода. Тем не менее, 37 государств - членов ВТО применяют эти методы защиты своего рынка по 1400 продуктовым категориям. Больше всего квотируется ввоз фруктов и овощей, мяса и мясной продукции, молочной продукции, зерна. ЕС применяет тарифное квотирование по 87, США - по 54 категориям продукции. Наибольшее количество категорий продукции квотируется в Норвегии - 232 вида продовольственной продукции. По оценкам отечественных экспертов, переговорщикам с российской стороны надо добиться права на тарифное квотирование по 50 - 60 категориям продукции, включая все виды мяса и мясной продукции, растительное масло, некоторые виды овощей и фруктов, сахар.
Россия должна предъявить более веские аргументы, обосновывающие её право применять так называемые специальные охранные меры (СОМ), служащие для тарифной или административной защиты внутреннего рынка от агрессивного экспорта со стороны торговых партнёров. Своё право использовать такие меры зафиксировали 38 членов ВТО применительно к шести тысячам видов агропродовольственной продукции. Однако на практике они применяются не так широко. Несмотря на сложности добиваться этого права, Россия должна защищать свои национальные интересы.
Основное требование ВТО к её членам - отказ от субсидирования экспорта, поскольку оно нарушает правила торговли и справедливой конкуренции на мировом агропродовольственном рынке. К экспортным субсидиям относят прямые выплаты экспортёрам по показателям объёма экспортируемой продукции; компенсацию части затрат на рекламу, на транспортировку
продукции; субсидии производству, ориентированному на экспорт продукции, и другие меры. Страны - члены ВТО берут обязательства в течение определённого срока отказаться от экспортного субсидирования. Однако 25 стран - членов ВТО пока используют этот метод, оговорив перечень продуктов и предельные сроки применения субсидий. Россия добивается на переходный период права на частичную компенсацию транспортных расходов экспортеров российского зерна в связи со значительными расстояниями до границы страны. Вместе с тем Россия как крупный импортёр агропродоволь-ственной продукции заинтересована в отмене экспортных субсидий.
В сложившихся условиях присоединение России к ВТО могут возникнуть проблемы, связанные со снижением конкурентоспособности аграрного сектора России на внутреннем и внешних рынках; интеграцией аграрных рынков государств - участников СНГ, формированием Общего аграрного рынка; научным обеспечением процессов присоединения и последующего членства России в ВТО. Указанные аспекты в большей степени касаются краткосрочной и среднесрочной перспективы.
По мнению экспертов, вступление России в ВТО приведет к ухудшению положения рентабельных и низкорисковых отраслей - свиноводство и птицеводство, которые окажутся под давлением импорта. Рентабельность данного бизнеса существенно сократится, компании будут вынуждены находить решения, необходимые для снижения издержек.
Открытие границ для российского АПК является инструментом привлечения инвестиций, технологий и фактором расширения рынков сбыта продукции.
С целью наиболее полного использования своих экономических преимуществ и преимуществ, которые предполагаются при вступлении в ВТО, сельскохозяйственным производителям Курской области целесообразно ориентироваться на два направления в развитии отрасли: стимулирование развития экспортоориентиро-ванного производства и поощрения импортозамещения. Эти направления предполагают увеличение объемов производства, расширение ее ассортимента, повышение качества, снижение издержек (таблица 1).
Эти направления необходимо развивать поэтапно с учетом складывающихся условий в экономике, внешних связях области, в частности для краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периодов.
Многие проблемы российских аграриев связаны с существованием в экономике большого количества посредников, неблагоприятной динамикой тарифов монополий, высокой налоговой нагрузкой. Решение этих проблем компенсировало бы для отрасли АПК риски, связанные со вступлением в ВТО.
Таблица 1 - Направления развития сельского хозяй-
ности экспорта за счет качества (производство экологически чистой продукции) ства, использование новых технологий, в т.ч. иностранных, активное привлечение инвестиций
Повышение доли готовой продукции в экспорте Использование услуг ИКС для разработки инвестиционных проектов, аутсорсинга и других новых форм менеджмента
Освоение новых рыночных «ниш» (производство сельскохозяйственной продукции для технических целей) Активное привлечение научных кадров
Государство разработало специальную программу поддержки отрасли. Министерство сельского хозяйства планирует активно поддерживать малые формы хозяйств. Последние, в частности, получат льготные кредиты, льготы на покупку удобрений, семян. Начинающим фермерам резко увеличат размер грантов. Мин-сельхоз также увеличило финансирование семейных молочных и мясных ферм, овощеводческих хозяйств. В 2012 г. на их развитие в бюджете заложено 1,5 млрд. руб. Дополнительные субсидии в 2012 г. от государства получат компании, занимающиеся переработкой мяса свиней и крупного рогатого скота.
Таким образом, при активном участии государства в долгосрочной перспективе выгоды от вступления в ВТО, по-видимому, более весомы для России, чем трудности и потери начального периода.
Список использованных источников
1. Сельское хозяйство Курской области (2007-2011). 2012: Статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2012. - 198 с.
2. Кошелева Татьяна Юрьевна. Состояние переговорного процесса по присоединению России к ВТО, регулирование сельского хозяйства в рамках ВТО, сельскохозяйственные субсидии. www.agris.ru/ICSAIC/
Информация об авторах
Векленко Василий Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Золотарев Алексей Андреевич, кандидат экономических наук, доцент РОССИ.
Бабенко Роман Витальевич, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Солошенко Виктор Михайлович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
ства региона
Экспортная ориентация производства Производство конкурентоспособной продукции с целью импортозамещения
Увеличение объемов производства продукции, востребованной на внутреннем и мировом рынке (наращивание поголовья скота и птицы, использование более продуктивных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных); Снижение издержек производства на основе оптимизации производства; укрупнения производства, специализации, кооперации, интеграции в АПК использование косвенных мер господдержки производителей («зеленая корзина»)
Исследование мировых рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия и прогнозов их конъюнктуры Исследование спроса на внутреннем рынке и прогнозирование его конъюнктуры
Расширение позиций и развитие новых направлений экспорта (диверсификация) Расширение ассортимента продукции, повышение качества
Повышение конкурентоспособ- Интенсификация производ-