Научная статья на тему 'Стратегическое развитие агропромышленного комплекса России в условиях присоединения страны к ВТО'

Стратегическое развитие агропромышленного комплекса России в условиях присоединения страны к ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Елена Витальевна

Статья посвящена проблемам развития агропромышленного комплекса России в условиях вступления страны в ВТО. Проанализированы преимущества и риски присоединения к ВТО для российского АПК, определены перспективные направления и мероприятия государственной аграрной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF JOINING OF THE COUNTRY TO THE WTO

The article is devoted to problems of development of agro-industrial complex of Russia in terms of the country''s accession to the WTO. Advantages and risks of WTO accession for the Russian agro-industrial complex are analyzed, the perspective directions and measures of state agrarian policy are identified.

Текст научной работы на тему «Стратегическое развитие агропромышленного комплекса России в условиях присоединения страны к ВТО»

УДК 338.436.33:005.21

Родионова Е.В.

Стратегическое развитие агропромышленного комплекса России в условиях присоединения страны к ВТО

Статья посвящена проблемам развития агропромышленного комплекса России в условиях вступления страны в ВТО. Проанализированы преимущества и риски присоединения к ВТО для российского АПК, определены перспективные направления и мероприятия государственной аграрной политики.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, Всемирная торговая организация.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Оценка влияния вступления России во Всемирную торговую организацию на социально-экономическое развитие Республики Марий Эл»), проект № 14-12-12006.

В соответствии с Сообщением МИД России от 21 августа 2012 г. «О вступлении в силу Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации» 22 августа 2012 г. состоялось вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) в качестве полноправного члена.

Цель функционирования ВТО - формирование торговой системы, при которой хозяйствующие субъекты стран-членов ВТО могут вести свободную и справедливую торговлю на всех национальных рынках. Достижение этой цели обеспечивается соблюдением определенных принципов при разработке правил торговли:

предоставление режима наибольшего благоприятствования - обеспечение товарам и услугам из разных стран-членов ВТО одинаковых условий на рынке;

предоставление национального режима - обеспечение одинаковых условий на рынке отечественным товарам и товарам иностранного происхождения;

транспарентность - доведение до иностранных поставщиков товаров и услуг всей информации, касающейся торговли ими в данной стране;

регулирование торговли преимущественно тарифными методами; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др. Членство в ВТО дает стране множество преимуществ: получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО; устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров; возможность реализации экономических интересов путем эффективного участия в выработке правил международной торговли; создание благоприятного инвестиционного климата за счет прозрачности и предсказуемости функционирования экономической системы; стимулирование повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате развития высоконкурентной среды на национальном рынке.

Именно наличие названных преимуществ дает основания многим политикам, ученым и практикам делать вывод о том, что вступление России в ВТО открыло перед страной возможности для качественно нового уровня интеграции в мировую экономику, участия в мировом разделении труда, достижения долгосрочных социально-экономических целей.

В то же время многочисленны и мнения о негативном воздействии присоединения России к ВТО на ее социально-экономическое развитие. Опубликованные в некоторых источниках суммы возможных потерь столь существенны, что в случае их наступления могут привести к губительным последствиям вплоть до угрозы национальной безопасности страны.

Безусловно, наличие такого фактора отрицательного влияния членства в ВТО на экономику России, как повышение степени открытости внутреннего рынка и усиление конкурентного давления на отечественных производителей с возможностью их вытеснения с рынка сильнейшими мировыми игроками, оспорить невозможно.

Кроме того, в соответствии с принятыми обязательствами Россия обеспечивает снижение уровня протекционистской защиты и прямого субсидирования отечественных производителей, что оказывает влияние на объемы и рентабельность производства, инвестиционные возможности предприятий вести расширенное воспроизводство своей деятельности.

Безусловно, степень и направленность воздействия вступления в ВТО на различные отрасли экономики сильно отличаются. Для некоторых из них можно прогнозировать превалирование положительного влияния членства России в ВТО над отрицательным. Но для ряда секторов российской экономики присоединение к ВТО представляет серьезную угрозу, и среди них - агропромышленный комплекс.

Повышенная вероятность негативного варианта развития АПК определяется наличием комплекса системных проблем, накопившихся в его функционировании к моменту вступления страны в ВТО. К сожалению, несмотря на принимавшиеся в последние годы государственные меры по развитию аграрного сектора, перечень и глубина проблем обеспечения его устойчивого развития практически не сократились. К их числу по-прежнему относятся: выбытие из сельскохозяйственного оборота значительных земельных площадей, снижение плодородия почв; технико-технологическое отставание, неразвитость инновационной системы; отставание социальной инфраструктуры сельских территорий от городов, низкий уровень доходов работников сельского хозяйства, недостаток квалифицированных кадров, снижение заселенности сельской местности; неразвитая инфраструктура агропродо-вольственного рынка; неразвитость систем страхования и финансово-кредитного обеспечения сельскохозяйственной деятельности; неэффективная система государственной поддержки; недостаточное соблюдение экологических требований к производству и др. [1, 2].

В таком состоянии отечественный АПК вступает в неравноправную конкурентную борьбу с производителями из других стран, находящимися в большинстве случаев в лучших природных условиях; использующими эффективную, в десятки раз превосходящую российскую по размерам, систему государственной поддержки; ведущими конкурентоспособное производство с помощью современных технологий и техники.

При этом стратегической миссией российского АПК является обеспечение населения страны высококачественным отечественным продовольствием и наращивание экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, создание условий для повышения занятости и доходов сельского населения, устойчивого развития сельских территорий [1].

Марракешское соглашение включает совокупность приложений, регулирующих различные аспекты торговли. Непосредственное отношение к агропромышленному комплексу имеют АоА - Соглашение по сельскому хозяйству, SPS - Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, ТВТ - Соглашение по техническим барьерам в торговле, ASCM - Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.

Концепция ВТО предполагает деление мер государственной поддержки на так называемые корзины: «желтая (янтарная) корзина», «зеленая корзина», «голубая корзина» [3, 4]. «Зеленая корзина» включает меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю. К «желтой корзине» относятся меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю. Такие меры ограничены в объеме. «Голубая корзина» предполагает ограничение объемов ведения сельскохозяйственной деятельности. Меры «голубой» и «зеленой корзин» могут предоставляться без ограничений.

Обязательства по объемам «желтой корзины» фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (АМП). Страны-основатели ВТО имеют обязательства

по сокращению АМП в течение 6 лет на 20%. Страны, присоединившиеся к ВТО позднее, в основном также берут на себя такое обязательство.

Все меры «желтой корзины» делятся на продуктово-специфическую (предоставляется по конкретным товарам) и продуктово-неспецифическую (не относится к конкретным товарам) поддержку.

Важным принципом регулирования государственной поддержки является правило de minimis - порогового уровня финансирования «желтой корзины». Для развитых стран de minimis составляет не более 5% стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции, для развивающихся стран - 10%.

Обязательства России отличаются от стандартных, принимаемых другими странами при присоединении к ВТО. В общем случае присоединяющаяся страна связывает объем АМП на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и затем сокращает АМП в течение переходного периода.

Нестандартный подход к фиксированию обязательств по поддержке увязан с предоставлением Россией гарантий того, что до 2017 г. включительно доля продуктово-специфической поддержки не будет превышать 30%. Такой уровень в целом соответствует среднему показателю Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (Госпрограммы). Ранее доля продуктово-специфической поддержки в России не превышала 18%.

В соответствии с достигнутыми договоренностями Россия приняла на себя обязательство не превышать следующие уровни государственной поддержки аграрного сектора (в млрд долл.): 2012-2013 гг. - 9, 2014 г. - 8,1, 2015 г. - 7,2, 2016 г. - 6,3, 2017 г. - 5,4, 2018 г. - 4,4.

После присоединения к ВТО (как и в настоящее время) не будут использоваться прямые экспортные субсидии сельскому хозяйству.

Согласно договоренностям, средневзвешенная ставка импортного тарифа на сельскохозяйственные товары снизится на этапе вступления в ВТО с 15,634 до 15,178%, после окончания переходного периода - до 11,275% [3, с. 29-42].

При этом изменения тарифов по отдельным товарным группам сильно дифференцируются. Наиболее значительное снижение тарифов, которое вызывает серьезные опасения [5, с. 4-13; 6, с. 93-108], происходит по мясной и молочной группе, сахару, масложировой продукции, а также сельскохозяйственной технике. Так, по живым свиньям пошлина снижается с 40 до 5%, готовым мясным изделиям - с 0,4 евро до 0,25 евро за кг при отказе от адвалорной составляющей, рису - со 120 до 45 евро за тонну, новым комбайнам - в 3 раза, бывшую в употреблении сельскохозяйственную технику - в 5 раз.

В соответствии с условиями присоединения России к ВТО сохранена возможность квотирования импорта на мясо КРС, свинину, свиной тримминг, мясо домашней птицы, молочную сыворотку при установлении срока окончания квотирования для свинины 31 декабря 2019 г.

Присоединяясь к ВТО, Россия берет на себя обязательство разрабатывать и применять санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, подкрепленные достаточным научным обоснованием и оценкой риска, в соответствии с Соглашением SPS. Россия сохраняет право применять более жесткие требования по сравнению с международными стандартами, если того требует уровень защиты, установленный в стране.

Положения технического регулирования, стандарты и процедуры оценки соответствия должны удовлетворять нормам Соглашения ТВТ.

Анализ условий присоединения России к ВТО в части аграрного сектора позволяет сделать вывод о том, что отрицательные факторы угрожают преобладающей части отечественных производителей непосредственно с момента вступления, а выгоды имеют длительный временной лаг реализации и их получение возможно только при условии эффективной

системы государственных мер по регулированию деятельности российского АПК в новых условиях хозяйствования.

Как известно, в 2012 г. был принят План действий Правительства РФ по адаптации отдельных отраслей экономики к условиям членства РФ в ВТО. Мероприятия по аграрному сектору составляют в общем перечне около 25% (без учета общесистемных мер).

В рамках данного Плана Министерством сельского хозяйства РФ разработан ведомственный план мероприятий и дорожная карта. Минсельхозом намечены и реализуются четыре направления работы по адаптации аграрного сектора России к условиям ВТО [7, с. 10-16].

Первое направление - принятие Госпрограммы, являющейся главным инструментом по адаптации агропродовольственного сектора к требованиям ВТО. Новшествами в ней являются: введение выплат сельскохозяйственным производителям на 1 га посевных площадей и на 1 кг реализованного товарного молока; выделение в отдельную подпрограмму «Развития мясного скотоводства»; грантовая поддержка фермеров и семейных животноводческих ферм, субсидии фермерам на оформление земли; программа по обновлению техники через Росагролизинг и реализацию отечественных сельхозмашин со скидкой, поддержка инновационных проектов на основе частно-государственного партнерства.

Второе направление включает мониторинг объемов производства и импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия и принятие мер по защите внутреннего рынка, включая проведение антидемпинговых расследований и реализацию упреждающих мер.

Третье направление - совершенствование аграрного законодательства. В 2012-2013 гг. приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие дополнительные льготы сельскохозяйственным предприятиям и организациям потребительской кооперации, фермерам, индивидуальным предпринимателям.

Четвертым направлением является модернизация и инновационное развитие АПК.

По оценкам экспертов, делать обоснованные выводы о последствиях вступления России в ВТО можно будет примерно через 5 лет. Но выявить влияние новых условий можно уже сейчас, по результатам 2012-2013 г.

В 2013 г. прирост производства продукции сельского хозяйства составил 6,2% (в 2012 г. снижение на 4,8%), в том числе растениеводства - 12,3%, животноводства - 0,5%. Производство пищевых продуктов выросло на 2,9%.

В 2013 г. увеличено производство зерновых культур (кроме риса), а также производство подсолнечника и рапса. В животноводстве прирост производства скота и птицы на убой составил 5%, в основном за счет свиней и птицы. Произошло снижение производства яиц. Производство молока снизилось на 3,5%.

Импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2012 г. уменьшился на 5,1%, в 2013 г. увеличился на 3,7%, при этом на 12,4% снизился импорт мяса и мясной продукции, на 5,7% - импорт мяса птицы. На 2,1% вырос импорт сахара-сырца тростникового, на 16,2% - импорт риса.

Сохраняется положительная динамика роста экспорта мяса птицы до 50,1 тыс. тонн, начался экспорт свинины - 255,3 тонн, мяса КРС - 970 тонн.

Таким образом, самые мрачные прогнозы не оправдались. Тем не менее, вызывает беспокойство снижение эффективности в аграрном секторе, в частности, уменьшение рентабельности сельскохозяйственных организаций с 14,6 до 9,3% (с учетом субсидий). Без учета господдержки убыточность сельскохозяйственных производителей составила -1,7%. Сложная ситуация сложилась в рисоводстве, что можно объяснить влиянием почти трехкратного снижения импортной пошлины на рис. В 2013 г. сохранилась динамика роста за-кредитованности отрасли: увеличение выданных кредитов составило около 16% [8-10].

Учитывая опыт и уроки, извлеченные из функционирования российского аграрного сектора в условиях членства России в ВТО, а также результаты других стран, присоединившихся к ВТО в 2000-е гг., в ближайшей перспективе необходимо грамотно использовать

предусмотренный условиями вступления России ВТО переходный период: во-первых, для адаптации к новым условиям деятельности; во-вторых, для максимальной реализации тех выгод, которые дает членство страны в этой международной организации. Продолжительность переходного периода невелика, а динамичность развития мировой экономики усиливается, поэтому работа органов управления и на государственном, и на хозяйственном уровне должна приносить определенные результаты в этой области каждый месяц и даже каждую неделю.

Должна быть активизирована практика устранения дискриминационных мер по отношению к отечественным товарам с использованием правил и процедур ВТО, применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Кроме того, в рамках российских обязательств есть возможность добиваться снижения ввозных пошлин на чувствительные товарные позиции (живые свиньи, свинина, рис, зерноуборочные комбайны) на основе мотивированных обращений бизнеса.

По оценке Министерства сельского хозяйства РФ, для обеспечения безубыточности отрасли в 2014 г. необходимо сохранить государственную поддержку на уровне 200 млрд. р. (6,1 млрд. долл.) [9], что не превышает АМП России. Однако в ситуации технико-технологической отсталости российского АПК от развитых стран ему необходима модель опережающего, а не поддерживающего, развития. Для расширенного воспроизводства в аграрном секторе, осуществления инвестиций для технологической модернизации сельскохозяйственного и промышленного производства, развития сельских территорий величина поддержки должна быть существенно выше.

Необходимо кардинально изменить и механизмы господдержки. Следует продолжить начатую в Госпрограмме конвертацию мер поддержки из «желтой корзины» в «зеленую», которая позволяет неограниченно финансировать те направления, в развитии которых аграрный сектор испытывают острую потребность: научные исследования, подготовка кадров для АПК, инфраструктурное обеспечение сельских территорий, информационно-консультационные и маркетинговые услуги и др.

Поскольку сельское хозяйство России в основном расположено в зонах рискованного земледелия, актуальной является задача создания эффективной системы страхования, в том числе с государственной поддержкой.

Развитие системы продовольственной помощи низкодоходным слоям населения, обеспечения питания отдельных социальных групп (например, школьников) выступит фактором стимулирования спроса на отечественную продукцию, будет способствовать росту производства.

Перспективным направлением являются программы региональной помощи. В соответствии с Соглашением АоА право на неограниченные выплаты по ним могут получить лишь производители в неблагоприятных регионах, при этом критерии признания региона неблагоприятным должны быть изложены в законе или нормативном акте. В июле 2013 г. в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» внесены изменения, установившие понятие неблагоприятных регионов. В ближайшее время ожидается принятие Постановления Правительства РФ о критериях отнесения территорий к неблагоприятным.

Считаем также целесообразным изучить возможности использования мер «голубой корзины», которые Россия в настоящее время не применяет, в регионах с низким рентным доходом, не имеющих потенциала для эффективного ведения сельскохозяйственного производства.

Торговая система ВТО характеризуется сложностью положений и правил, что мешает предприятиям самостоятельно использовать ее возможности в своих экономических интересах. Мараккешское соглашение не ограничивает организационно-техническое и информационно-консультационное содействие экспорту продукции на государственном уровне

и в рамках отраслевых и региональных объединений, поэтому следует активизировать работу в данном направлении.

В истекший после присоединения к ВТО период был осуществлен комплекс мер по поддержке сельскохозяйственного машиностроения. Необходимо продолжить мониторинг ситуации в этой отрасли и рассмотреть возможности принятия дополнительных мер на основании предложений производителей.

Область технического, санитарного и фитосанитарного регулирования также требует продолжения начатой в 2012-2013 гг. работы по приведению норм и регламентов к требованиям ВТО с учетом соблюдения интересов российских производителей. Необходимо ускорить принятие нового Закона о ветеринарии, который разрабатывается и согласовывается уже более 3 лет.

Совокупность условий ВТО является динамичной системой, поэтому необходима активная позиция России как полноправного члена организации в переговорном процессе для защиты экономических интересов страны. В настоящее время развитие переговоров членов ВТО в области сельского хозяйства происходит в направлениях активизации усилий для принятия окончательных обязательств по снижению тарифов и субсидий, гибкости в отношении развивающихся стран, определения действий в конкретных ситуациях; развития форматов для организации представления данных, способных обеспечить прозрачный и проверяемый расчет обязательств по Дохийскому раунду [11, с. 56-68].

Признание АПК одной из отраслей, наиболее чувствительных к рискам присоединения страны к ВТО, не означает неизбежных отрицательных последствий для будущего развития аграрного сектора.

Результаты функционирования комплекса в ближайшей и отдаленной перспективе определяются двумя основными факторами: степенью эффективности государственного регулирования развития отрасли в качественно новых условиях внешней конкуренции, разработанного в соответствии с нормами и правилами ВТО; стратегическими усилиями бизнеса в области инновационного развития и существенного повышения конкурентоспособности продукции (в том числе с помощью наиболее полного использования государственной поддержки).

Если усилиями государства и бизнеса удастся в максимальной степени и в кратчайшие сроки использовать преимущества, которые дает членство в ВТО, то Россия имеет реальные шансы увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, повысить их качество и конкурентоспособность, расширить экспорт и занять достойную нишу на мировом продовольственном рынке. В этом случае развитие отечественного аграрного сектора приведет к повышению уровня продовольственной независимости страны, росту доходов товаропроизводителей и населения сельских территорий, увеличению налоговых поступлений в бюджет.

Литература

1. Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 17 апр. 2012 г. № 559-р.

2. Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (научные основы). - М.: Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, 2011.

3. О правилах внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО // Аналитический вестник. 2012. № 14 (457).

4. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. - М.: ВТО-ИНФОРМ, 2012. - http://wto-inform.ru/upload/brochure/ brochure_wto.pdf

5. Горбунов Г.А. Вступление России во Всемирную торговую организацию и вопросы международного сотрудничества в сфере сельского хозяйства // Аналитический вестник. 2012. № 14 (457).-http://countil.gov.m/activity/amlytics/amlytical_buПetins/ 25923

6. Мамиконян М.Л. ВТО и мясная промышленность Российской Федерации // Аналитический вестник. 2012. № 14 (457). - http://council.gov.ru/activity/analytics/ analytical_bulletins/25923

7. Петриков А.В. Вступление России в ВТО и задачи инновационной политики в сельском хозяйстве // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2012. № 4.

8. Отчетный доклад о предварительных итогах реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. за 2013 год. -http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/25557.htm

9. После вступления в ВТО Россия снизила сельхозпоказатели. - Режим доступа: http://agronews.by/news/finansy/7643.html

10. АПК: Итоги 2013 года и перспективы развития. - Режим доступа: http ://www. mcx.ru/documents/document/show/26559. htm

11. Игнатова Т.В., Чекунов А.С. Управленческие и организационные приоритеты модернизации МВФ и ВТО // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 1.

УДК 314.15

Садовникова Ю.Ю., Тимейчук Л.Н.

Методологические подходы к выявлению критериев и индикаторов эффективности проведения демографической политики в субъектах ЮФО

В данной статье рассматриваются региональные особенности состояния демографических процессов в субъектах ЮФО, анализируются важнейшие индикаторы эффективности реализации мероприятий демографической политики, предлагаются основные направления совершенствования демографической политики.

Ключевые слова: население, воспроизводство, регион, демографическая политика, индикаторы эффективности.

В настоящее время демографическая ситуация в России характеризуется как кризисная, что обусловлено депопуляционными тенденциями, связанными с высокими показателями смертности, низким уровнем рождаемости и постарением населения. Демографическая политика страны ориентирована на совокупно проанализированные общие показатели, в то время как отличительные черты региональной специфики учитываются не в полной мере. Российская Федерация - многонациональная страна, состоящая из 85 субъектов, каждый из которых является уникальным демографическим объектом, имеет свои особенности и требует пристального наблюдения и изучения. Следовательно, исследование региональных особенностей состояния демографических процессов и анализ эффективности мер демографической политики субъектов Южного федерального округа вызывает особый интерес.

Региональные демографические программы, в отличие от федеральных, должны учитывать в первую очередь специфику данной конкретной территории, те проблемы, за счет которых и формируются потери продолжительности жизни. Именно поэтому разработка каждой концепции демографического развития конкретного региона в целом и региональных целевых программ, направленных на решение отдельных демографических проблем в частности, должна опираться на детальный анализ ситуации территории в гендерном, возрастном и нозологическом аспекте с учетом максимально длительных предшествующих тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.