Научная статья на тему 'Российская денежно-кредитная и валютная политика в условиях кризиса'

Российская денежно-кредитная и валютная политика в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / ЛИКВИДНОСТЬ / ДОЛГОВОЙ КРИЗИС / РЕФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любский Михаил Сергеевич

В статье рассмотрены причины и особенности мирового кризиса, его негативное влияние на российскую экономику и её монетарную сферу, антикризисные меры правительства и Банка России, основные денежнокредитные проблемы и направления повышения эффективности монетарной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская денежно-кредитная и валютная политика в условиях кризиса»

Российская денежно-кредитная и

_ *

валютная политика в условиях кризиса

М. С. Любский

Глобальный финансовый и экономический кризис поразил все страны, но в России падение ВВП было более глубоким, чем в большинстве из них. Главная причина этого состоит в том, что мировой кризис усугубил наши внутренние серьезные проблемы, выявил ошибки и просчеты в экономической политике в целом и денежно-кредитной и валютной политике, в частности. Теперь на повестку дня первым пунктом поставлен вопрос о всесторонней модернизации страны, «необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе».1

Эта цель была важнейшей в Послании президента Федеральному Собранию. Для ее достижения, прежде всего, необходимо преодолеть последствия кризиса и встать на путь экономического роста и развития. Для этого требуются проведение адекватной экономической политики, одной из основных составляющих которой является эффективная монетарная, т.е. денежно-кредитная и валютная политика. Очевидно, что такую политику невозможно вырабатывать и проводить, если объективно и всесторонне не проанализировать и понять причины глобального и внутреннего кризисов и влияние мирового кризиса на российскую экономику и ее финансовую сферу. Безусловно, что для этого необходимо специальное обстоятельное исследование. Здесь мы лишь отметим, на наш взгляд, наиболее важные моменты.

Глобальный кризис развивался как финансовый, а затем экономический. Следует отметить, что мировой кризис начинался не как

валютный и не стал таковым. Это уточнение необходимо, поскольку в нашей печати часто можно встретить утверждение о том, что современный кризис - это прежде всего кризис доллара, который пока является ведущей мировой валютой. Конечно, чрезмерная эмиссия доллара является фактором валютно-финансовой нестабильности, но это не главная причина глобального кризиса. Это не исключает возможности долларового кризиса и валютных потрясений в будущем. Глава инвестиционной компании Blackstone Group П.Питерсон писал: «Некоторые эксперты, мнение которых я очень ценю, например, бывший глава Федеральной резервной системы Пол Уолкер, утверждают, что с вероятностью в 75% в ближайшие 5 лет случится долларовый кризис.2

Если копнуть глубже, то станет ясно, что этот кризис носит системный характер. На наших глазах происходят процессы, свидетельствующие о том, что «модель» финансового капитализма показывает свою несостоятельность, а глобализация начинает сильно пробуксовывать. Похоже на то, что мир вступил в переходный период, требующий новой экономической и политической философии, стимулов и механизмов функционирования экономики. Известный американский социолог И.Валлер-стайн пишет: «В настоящее время мы находимся на развилке системных процессов. Вопрос уже не в том, каким образом капиталистическая система сможет исцелить свои раны и возобновить наступление, вопрос в том, что придет на смену этой системе, какой порядок вырастет из окружающего нас хаоса».3

*Статья подготовлена на основе исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ в рамках совместного научно-исследовательского проекта РГНФ и НАН Украины «Денежно-кредитная политика России и Украины на современном этапе: новые вызовы и возможные ответы». № 08-02-91205 а/и.

Мировой кризис является свидетельством крушения неолиберальной доктрины, одним из основных положений которой является отказ от государственного вмешательства в хозяйственную жизнь и от ее регулирования. Сторонники неолиберализма, американские ученые Р.Мертон и М.Шоулз, стали нобелевскими лауреатами за то, что «научно» «доказали»: происходящее во время глобального кризиса на финансовых рынках теоретически якобы произойти не может.4 То, что произошло в мире и еще не улеглось, является убедительным опровержением неолиберальных теоретических построений, которые предрекали глобальной экономике перспективу «бесконечного ускоренного развития».

Основываясь на ложной неолиберальной доктрине, в последние десятилетия, прежде всего в США происходило «совершенствование» механизмов финансовых рынков, которое якобы способствовало лучшему распределению рисков и повышению устойчивости этих рынков. Но в действительности все происходит с точностью до наоборот. В основе глобального кризиса лежит фундаментальное неравновесие между реальным сектором экономики и ее финансовой сферой, а также турбулентность финансовых рынков. А. Бельчук совершенно прав, обращая внимание на «чрезмерный отрыв финансовой сферы от потребностей производства и реализации товаров и услуг, постепенно развившийся после второй мировой войны».5 В результате такого отрыва финансовая сфера стала в значительной мере жить своей собственной жизнью и развиваться по своим законам. «Виртуализация» информационного поля и «финансификация» экономических отношений привела к тому, что, по словам одного известного западного банкира, которые приводит американский ученый Д.Харви, «мы сами создали монстра. И монстр теперь управляет нами, а не мы им. Сейчас эта чудовищная система рушится, и на Уолл-стрит возникли большие проблемы. Эти проблемы связаны с производством так называемого фиктивного капитала. Возникает кризис доверия. Посмотрите, сколько крупных компаний, получивших огромные прибыли в последние лет десять, оказываются мошенниками».6 Кризис доверия означает, что заемщики не верят банкам, банки не верят заемщикам, и банки не

верят друг другу. Механизм мировой финансовой системы выявил огромные риски финансовых операций с фиктивным капиталом.

Корень проблемы состоит в том, что основой глобальной финансовой системы является кредит. Ключевая причина кризиса ликвидности, который был детонатором финансового и экономического кризиса - это провал новой модели кредитования, в которую были включены новые финансовые инструменты (прежде всего секьюритизация кредитов). Известный французский финансист Ж.Аттали обращает внимание на то, что секьюритизация «выводила риски с балансов банков».7 Во время бума ипотечного кредитования в США, которые являются «авторами» глобального кризиса, банки фактически отказались от прямого предоставления кредитов заемщикам. Банки занимали деньги на кредитном рынке, затем предоставляли кредиты, а свои долги секьюритизировали, т.е. превращали в долговые обязательства, которые продавали на фондовом рынке. В результате этого обычная связь между кредитором и должником была разрушена. «Покупатели ипотечных облигаций (конечные кредиторы) стали получать очень мало информации о рисках. Покупатели облигаций были вынуждены полагаться лишь на отчеты рейтинговых агентств. Модель успешно работала в условиях растущего рынка недвижимости, но когда цены начали падать, спрос на облигации резко упал, а выступавшие в роли посредников банки стали терять деньги».8 Кредитная цепочка лопнула, и был дан старт долговому кризису.

Все сказанное имеет прямое и косвенное отношение к России с точки зрения влияния на состояние ее монетарной сферы, реального сектора, экономическую политику в целом и ее денежно-кредитную и валютную составляющие. Главное негативное влияние на российскую экономику и ее денежно-кредитную сферу оказали такие факторы, как массированный отток капитала из страны, падение капитализации фондового рынка, огромный частный внешний долг (и обострение проблемы его погашения и рефинансирования), падение цен на нефть, сокращение притока валюты от экспорта энергоносителей, очень высокая инфляция, снижение курса рубля и его покупательной силы.

Западные компании, пытаясь как-то поправить свое финансовое положение, стали продавать свои активы и выводить капиталы из стран с развивающимися рынками, к которым относится и Россия. Одновременно начали «схлопываться» спекулятивные фондовые пузыри. Если в 2007 г. чистый приток капиталов в страну составил 83 млрд долл., то только в октябре 2008 г. его отток оценивался в 50 млрд долл., а в 2009 г., по оценкам, он значительно превысит эту сумму. Из-за падения курса акций рынок ценных бумаг России в 2008 г. потерял 500-700 млрд долл.9

Резкий рост спроса на иностранную валюту со стороны банков и населения и снижение курса рубля Банк России вместо применения адекватных валютных ограничений стремился компенсировать активными валютными интервенциями, т.е. покупкой рублей на доллары. Только за полгода (с августа 2008 г. по февраль 2009 г.) для этого ему потребовалось потратить около 200 млрд долл. из валютных резервов.10

Косвенное воздействие кризиса на Россию состоит в том, что ответственным за экономическую политику теперь необходимо задуматься над тем, как эффективнее отвечать на вызовы глобальной экономики и в то же время конструктивно решать внутренние текущие и системные проблемы. При этом ключевым вопросом является теперь уже вновь проверенное кризисом положение о том, что, по мнению Е. Примакова, «нельзя допустить резкого снижения удельного веса государства в регулировании экономики. Госрегулирование - это не антипод рыночного хозяйства, а его неотъемлемая часть».11 Только этот важнейший принцип экономической стратегии и политики России может обеспечить экономический рост и развитие на основе модернизации. В то же время применение такого подхода призвано дать простор для здоровой конкуренции, поставить заслон монополизму в производстве и торговле как главной причине инфляции в нашей стране. Таким образом, разумное государственное регулирование будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики.

В ответ на вызовы глобального кризиса правительство во взаимодействии с центральным банком начало осуществлять программу антикризисных мер. Как и в других странах,

внимание было уделено прежде всего поддержке банковской системы. Совместно с Банком России правительство осуществляет меры по рефинансированию банковских кредитов. В

2008 г. для этого было выделено на возвратной основе из всех источников (включая бюджет, средства государственных корпораций и рефинансирование со стороны Банка России) более 2 трлн руб. В эту сумму включены различные виды кредитов и государственных гарантий по кредитам. В 2009 г. поддержка была продолжена в основном за счет ресурсов Банка России. Для этого предусмотрено выделение 495 млрд руб., в т.ч. 280 млрд руб. на капитализацию банков, 215 млрд руб. на предоставление средств из Фонда национального благосостояния.12 При этом предоставление государственной поддержки стремились увязывать с кредитованием реального сектора.

На увеличение ресурсной базы банков был направлен ряд решений Банка России. Коммерческим банкам были предоставлены беззало-говые кредиты, расширен ломбардный список Банка России для обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций, увеличены сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселями, поручительствами, правами требования).

Банк России усилил контроль за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки, включая субординированные кредиты. В такие банки назначены уполномоченные представители Банка России. Контроль осуществляется по вопросам сумм кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления банка. Важное значение имеет увеличение максимальной суммы возмещения по вкладам физических лиц с 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб.

В области валютной политики следует отметить совершенно оправданный переход с октября 2008 г. к «мягкой девальвации рубля и расширение границ колебаний его курса к доллару и евро.

Принятые меры позволили преодолеть самую острую фазу кризиса. Однако они носили экстренный и краткосрочный характер и не могли существенным образом повлиять на положение в реальном секторе экономики. Для

этого необходимы, прежде всего, крупные долгосрочные инвестиции, в основе которых в значительной мере лежат сбережения домашних хозяйств, т.е. граждан. За январь-сентябрь

2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. ВВП сократился почти на 12%, промышленное производство - на 13,5%, а инвестиции в основной капитал - на 19%.13

Среди первоочередных задач развития России президент в своем уже упомянутом Послании отметил необходимость укрепления финансовой системы. Он сказал, что, «с точки зрения инновационного развития, финансовый сектор все еще слаб, недостаточно капитализирован и не способен оказывать все необходимые нашим гражданам и компаниям услуги. Правительство должно представить план конкретных мер по совершенствованию финансовой системы. Она должна стать адекватной требованиям модернизации нашей экономики».14

В проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» Банка России и правительства поставлена цель снизить инфляцию в 2010 г. до 9-10%, в 2011 г. -до 7-8%, в 2012 - до 5-7%.15

В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению средств под обеспечение (прежде всего операций прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 г. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций.

Принципиально важное значение имеет подготовка к переходу на таргетирование инфляции, т.е. к «модели», применяемой в развитых экономиках. При этом устанавливается количественная цель (темп инфляции) и с помощью

средств денежно-кредитной политики обеспечивается ее достижение. До сих пор в России одним из основных макроэкономичесчких «параметров» является валютный курс доллара к рублю. В перспективе, как уже отмечалось, все большую роль будет играть процентная ставка, отражающая реальную цену денег в стране.

Политика валютного курса Банка России в 2010-2012 гг. будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит в качестве своей задачи создание условий для постепенного сокращения прямого вмешательства в процесс курсообразво-ания. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.

Для достижения поставленных правительством и Банком России задач предстоит решить ряд назревших взаимосвязанных проблем. В первую очередь к ним относятся кредитование реального сектора, невозврат кредитов и «плохие» долги, проблема «длинных» денег.

На уровне коммерческих банков, по утверждению представителей Банка России, ликвидности более чем достаточно. В то же время на уровне предприятий денег не хватает. Банкам выгоднее инвестировать средства в ценные бумаги и валюту, а предприятия они кредитуют неохотно. Одна из основных причин такой ситуации состоит в том, что банки не уверены в кредитоспособности предприятий, находящихся в сложном финансовом положении. В этих условиях повышаются кредитные риски и стоимость кредита.

Определенную тревогу вызывает сокращение кредитного портфеля банков при одновременном росте просроченной задолженности. «Просроченные долги банков по кредитам, выданным компаниям, населению и другим банкам, к 1 ноября достигли 1 трлн руб., или 5,1% от кредитного портфеля».16 Доля самых «плохих» долгов, по данным Банка России, составляет около 10%. Эксперты считают, что для банковской системы это не опасно. В то же время это негативно влияет на реальный сектор, который нуждается в кредитах.

Для смягчения остроты проблемы «длинных» денег (необходимых для финансирования инвестиций), которые, как уже отмечалось, в значительной степени формируются из сбережений населения, Минэкономразвития предложило увеличить сумму застрахованных вкладов в банке до 2-3 млн руб. при отсутствии возможности снять деньги досрочно. Эксперты полагают, что увеличение застрахованной суммы вклада повысит доверие к банкам.

В перспективе повышение эффективности денежно-кредитной и валютной политики во многом будет зависеть от развития так называемого трансмиссионного механизма, т.е. системы передачи импульсов этой политики на экономику в целом, ее реальный сектор и финансовые рынки. Этот механизм призван обеспечить соединение и взаимодействие денежного предложения и спроса на деньги, влияет на цены, финансовые активы, в которые вкладываются сбережения. Одной из важнейших функций этого механизма, в конечном счете, является обеспечение стабильности рубля, снижение темпов инфляции. Трансмиссионный механизм должен быть органически связан с уже упомянутой системой таргетирования инфляции (обеспечивая достижение намеченного темпа роста цен), которая позволит повысить доверие экономических агентов к монетарной политике и улучшить макроэкономическую динамику.

Функционирование монетарной сферы, адекватное задачам обеспечения экономического роста и развития на основе модернизации и применения новейших технологий, помимо других факторов, возможно только в том случае, если экономика в должной мере будет насыщена деньгами, которые будут эффективно использоваться. Следует отметить, что уровень монетизации экономики России (т.е. отношение денежной массы к ВВП) снизился с 40% в 2007 г. до 11% в начале 2009 г.17

В развитых странах этот показатель составляет 75-140%. Денежное «малокровие» приводит ко все большему использованию суррогатов денег, прежде всего векселей.

Для того чтобы обеспечить достаточную монетарную базу экономики, видимо, придется переосмыслить систему удовлетворения спроса на деньги. Для этого необходимо, чтобы эмиссия рублей не зависела главным обра-

зом от динамики валютных резервов, а курс рубля так сильно не зависел от цены на нефть в долларах. При этом, видимо, целесообразно временно ввести контроль за определенными формами трансграничного движения капитала, препятствующий его оттоку, а также принять меры по эффективному стимулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.

Необходимым условием денежно-кредитного регулирования является «подключение» к нему рынка государственных облигаций (конечно не по образцу ГКО конца 90-х годов прошлого века). Это позволит сделать денежнокредитный инструментарий более гибким и действенным.

Эффективная денежно-кредитная «надстройка» - это важнейший фактор перехода к новой «модели» развития российской экономики, основанной не на высоких ценах на нефть и дешевых иностранных кредитах, а на инновационном прорыве и активной структурной и промышленной политике, которые позволят отойти от примитивной структуры экономики, поднять ее на уровень современных научно-технологических достижений, обеспечить конкурентоспособность продукции обрабатывающей промышленности на мировом рынке.

Примечания:

1 «Российская газета», 13 ноября 2009 г., с. 3.

2 «Профиль», № 29, 28 июля 2008 г., с. 20. Интервью М. Леонтьеву «Мы должны слезть с мёртвой лошади». (3 страницы).

3 «Эксперт», № 35, 14 - 20 сентября 2009 г., с. 53 -54. Статья «Динамика глобального кризиса: тридцать лет спустя».(9 страниц)

4 «Профиль» , № 42, 10 ноября 2008 г., с. 18. А. Дугин «Кризис золотого тельца».(5 страниц).

5 Внешнеэкономический вестник, № 11, 2008 г., с. 7. Статья «Мировой финансовый кризис: главный черты, причины и последствия». (5 страниц).

6 «Эксперт», № 2, 14 - 20 января 2008 г., с. 94. Интервью О. Власовой с Дэвидом Харви «Не может служить вечно». (6 страниц).

7 «Эксперт», № 13, 6-12 апреля 2009 г., с. 19. Интервью Ж. Аттали А. Кокшарову «Саммит анонимных алкоголиков». (2 страницы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.