Научная статья на тему 'Распад денежно-кредитной системы СССР: двадцать лет спустя'

Распад денежно-кредитной системы СССР: двадцать лет спустя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1761
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА / РУБЛЕВАЯ ЗОНА / ПРИВАТИЗАЦИЯ / ДОЛЛАРИЗАЦИЯ / МЕГАРЕГУЛЯТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полищук А.И.

В статье рассматривается проблема денежно-кредитных реформ, исходя из доктрины монетарного единства денежной и кредитной систем, спустя 20 лет с момента распада рублевой зоны в 1993 г. Приведены малоизвестные факты и освещены дискуссионные вопросы датировки денежно-кредитных реформ периода транзитивной экономики. Рассмотрена проблема обеспечения устойчивости современной монетарной и финансовой системы России в присутствии мегарегулятора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распад денежно-кредитной системы СССР: двадцать лет спустя»

Государственные финансы

УДК 336.71

РАСПАД ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ СССР:

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

А. И. ПОЛИЩУК, кандидат экономических наук, докторант кафедры денежно-кредитных отношений и монетарной политики E-mail: boroninala@mail.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье рассматривается проблема денежно-кредитных реформ, исходя из доктрины монетарного единства денежной и кредитной систем, спустя 20 лет с момента распада рублевой зоны в 1993 г. Приведены малоизвестные факты и освещены дискуссионные вопросы датировки денежно-кредитных реформ периода транзитивной экономики. Рассмотрена проблема обеспечения устойчивости современной монетарной и финансовой системы России в присутствии мегарегулятора.

Ключевые слова: денежная система, кредитная система, денежная реформа, рублевая зона, приватизация, долларизация, мегарегулятор.

Из письма председателя правления Госбанка СССР

В. В. Геращенко

Президенту М. С. Горбачеву от 9 августа 1991 г. «В условиях использования общей валюты невозможно сдержать разрушительных действий тех республик, которые воспользуются своим правом осуществлять денежно-кредитную политику. Ведь закрепленные за союзом функции денежной эмиссии по смыслу Договора означают лишь техническую функцию выпуска в обращение банкнот и монет. Реально денежную эмиссию будут производить сами республики в ходе осуществления их центральными банками кредитных операций.» Коммерсант. 09.09.1991. № 96.

Окончательный распад денежно-кредитной системы СССР в эпоху долларизации мировой экономики

24.07.1993 произошел окончательный распад денежно-кредитной системы СССР. Он был предопределен распадом СССР, который был распущен на заседании в Беловежской пуще, когда президенты Белоруссии, России и Украины подписали соглашение о создании СНГ. 21.12.1991 на встрече в столице Казахстана Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик вошли в состав СНГ; отказались вступить в содружество Грузия и государства Балтии.

Сейчас попытки сохранения рублевой зоны представляются наивными, но они имели объективные причины. Декларация о национальном суверенитете Российской Федерации от 12.06.1990, а затем и декларации других республик стали первым шагом на пути дезинтеграции денежно-кредитной системы СССР. В начале 1991 г. Украина и Эстония разместили в Канаде и Швеции заказы на печатание собственных денег, а в 1992 г. большинство республик стало использовать прообразы своих валют.

Вместе с тем не стоит забывать, что в 1990 г. денежным реформам предшествовал отказ от валютной монополии, который привел к валютному замещению и неофициальной долларизации пла-

тежного оборота, что является важной характеристикой современной глобализированной экономики. Российский экономист, член-корреспондент РАН Р. С. Гринберг отмечал: «Сегодня приходит понимание, что весь мир страдает одной болезнью: избыточной монетизацией, а еще вернее - долларизацией мировой экономики, которая произошла за последние двадцать лет»1. И этот процесс продолжается. Так, в Польше с 24.01.2008 были приняты изменения в валютном регулировании, согласно которым предприятия внутри страны могут вести расчеты не только в злотых, но и в иностранной валюте. По оценкам комитета конгресса США, доходы США от долларизации других стран сейчас ежегодно составляют 13,4 - 17,7 млрд долл. В абсолютном выражении за пределами США находится порядка 300 млрд долл., в том числе по американским расчетам, у россиян находится 40 млрд долл.

В этой связи кратко разъясним содержание понятий «валютное замещение» и «долларизация». Более широким понятием считается «валютное замещение», которое определяется как «владение резидентами значительной части своих активов в форме активов, номинированных в иностранной валюте» 2. Существуют три основные формы проявления валютного замещения: вклады в иностранной валюте, свободное хождение последней внутри страны и заграничные вклады. В России эти формы проявления имели некоторую специфику, включали в себя предоставление кредитов в иностранной валюте, прежде всего в долларах США, на внутреннем рынке, что соответствует более конкретному понятию «долларизация» экономики.

Согласно докладу МВФ, валютное замещение может считаться типичной характеристикой развивающихся стран. На практике среди тех стран социализма, которые осуществили предначертанные МВФ реформы, большая часть уже в значительной степени долларизирована.

Что можно наблюдать сейчас, спустя двадцать лет? По оценкам Д. Ю. Пискунова3, доля валюты РФ на внешних рынках, в том числе в Лондоне, в последние годы растет, что отражает использование российского рубля в качестве платежного средства во внешней торговле. Вместе с тем основные рас-

1 URL: http://rusk. ra. 16.12.2008.

2 См. Fondo Monetario International Monetary Policy in Dollar-ized Economies. Wachington, 1999.

3 Пискунов Д. Ю. Валютный рынок российского рубля: циф-

ры, тренды, вызовы // Деньги и кредит. 2013. № 7. С. 20.

четы по взаимной торговле стран СНГ проходят в долларах США.

В условиях ВТО необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся будущего зоны евразийского пространства и стран Таможенного союза: возможно ли превращение рубля в мировую региональную валюту, и в чем риск для России? В общем объеме платежей, направляемых из Казахстана в страны СНГ, доля долларов составляет свыше 50 %. По мнению Л. Г. Чувахиной, на эти поставленные временем вопросы можно дать следующий ответ: «Создание единой валюты возможно и, по всей видимости, объективно в рамках Евразийского союза, начало функционирования которого ожидается в 2015 г.». Это мнение основано в том числе на выводах белорусских аналитиков, которые считают, что Таможенный союз может ввести единую валюту через 10-12 лет, когда будут сформированы единый валютный рынок и унифицированные правила его регулирования4.

Основной вопрос: представляет ли собой распад рублевой зоны ценный урок?

Поразительно, как разворачивались события в «лихих девяностых», когда окончательно произошел распад денежно-кредитной системы СССР в 1993 г. в связи с распадом рублевой зоны. Телеграмма от 24.07.1993 № 131-93 «О порядке изъятия из обращения денежных билетов образца 1961-1992 гг.» содержала следующие предполагаемые, но неожиданные изменения:

- граждане РФ и приравненные к ним лица, имеющие прописку или вид на жительство на ее территории, могут в течение двух недель с 26 июля по 7 августа 1993 г. произвести свободный одноразовый личный обмен изымаемых денежных билетов в любом учреждении Сбербанка России по предъявлении паспортов;

- граждане других государств, временно находящиеся на территории РФ, могут произвести в отделениях Сбербанка России в течение 26 июля 1993 г. свободный обмен указанных денежных билетов на сумму до 15,0 тыс. руб. при предъявлении паспорта;

- денежные билеты на сумму до 35 тыс. руб. обмениваются непосредственно при предъявлении в учреждении Сбербанка России;

4 Чувахина Л. Г. Таможенный союз и ВТО: российские реалии // НИФИ. 2013. № 1. С. 48.

- сумма денежных билетов, превышающая 35 тыс. руб. подлежит зачислению учреждением Сбербанка России на срочный депозит сроком на 6 мес. с начислением установленных процентов по счету.

В науке о деньгах и кредите принято выделять виды денежных реформ, которые правомерно подразделять на капитальные и текущие. Капитальные реформы связаны, во-первых, с переходом от одного типа денежной системы к другому на основании изменения денежного стандарта и, во-вторых, с созданием новой денежной системы. Если присутствуют эти два типа одновременно, то можно вести речь о полной реформе. Наиболее характерными примерами частичной реформы является деноминация, в результате которой происходят укрупнение масштаба цен и реформа системы регулирования денежного обращения. Наиболее часто применяемым методом и одновременно типом (порой частичной) денежной реформы является девальвация национальной валюты. Последним специфическим типом реформы можно считать введение конвертируемости национальной валюты.

Из-за разнообразия типов денежных реформ дискуссия 2003 г. по вопросу отнесения событий 1990-1993 гг. к разряду денежных реформ еще не завершена, но она выявила три основные позиции.

По мнению проф. О. Л. Роговой (РАН), мероприятия 1992-1993 гг. не являются денежной реформой, так как они преследовали чисто локальные цели. С этим вполне можно согласиться. Недаром иностранная пресса назвала такие преобразования «периодом корявых денежных реформ». Поэтому нельзя считать началом проведения реформы дату 21.10.1992 на том основании, что был опубликован закон о денежной системе России,

По мнению автора, которое было аргументировано в ходе данной дискуссии, коренные изменения в валютном измерении денежной системы произошли не в 1992-1993 гг., а в 1990 г. Такое суждение соответствует изменениям международных представлений о денежном стандарте, которые были закреплены в 1976-1978 гг. по итогам Ямайской конференции в связи с демонетизацией золота. Кроме того, нельзя абстрагироваться от практики функционирования евро.

Сейчас (в свете глобального кризиса 20072009 гг.) на Антикризисном и Лондонском саммитах начались консультации о принципах новой валютной системы. Как представляется автору, в

целом позиция по отношению к рублевой зоне и рублю как коллективной валюте практически не сформирована из-за незаинтересованности более сильной российской экономики в присоединении слабых партнеров и тех трудностей, которые можно наблюдать на примере Евросоюза. Непонятно, можно ли отнести создание региональной валюты к числу стратегических приоритетов или нет.

Таким образом, коренные изменения связаны не только с распадом денежно-кредитной системы СССР, но и с валютной реформой, они ассоциируются с «долларизацией» экономики страны. Первые денежно-кредитные реформы 1987 и 1990-1991 гг. -это реформы в составе СССР. Они началась еще в условиях перестройки под лозунгом создания двухуровневой банковской системы. На практике были не только созданы новые банки, но и произошли изменения в валютном регулировании и регулировании форм кредита: был снят запрет на коммерческий кредит и вексельное обращение, существенно изменились условия и объем внешних заимствований.

Иную точку зрения высказала проф. Л. Н. Красавина. Она утверждает, что началом денежной реформы следует считать 1992 г., когда был опубликован закон «О денежной системе Российской Федерации», на основании которого была введена новая денежная единица, отменено золотое содержание рубля и установлены принципы эмиссии денег5. Однако золотое содержание было отменено еще в 1990 г. по закону о Госбанке СССР (гл. II. п. 2 гласит, что официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается). Таким образом, закон 1992 г. касался только эмиссионного права, и его можно отнести к категории частичных реформ.

За прошедшие годы в учебниках по специальности «финансы, денежное обращение и кредит» денежная реформа датируется 1992-1993 гг. Действительно, частичная реформа в этот период была, так как Советский Союз перестал существовать, а укрепить рублевую зону не удалось. Этот аргумент является единственной причиной такой датировки, автор же продолжает утверждать, что реформа денежной системы началась в 1990-1991 гг., а частичный обмен денег был только одним из неудачных эпизодов в ее проведении.

5 Денежная реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулирования инфляции в России (по материалам круглого стола) // Деньги и кредит. 2003. № 8.

Однако двадцать лет спустя с момента распада рублевой зоны хотелось бы взглянуть на данную проблему не с точки зрения учебной дисциплины, а шире - исходя из доктрины монетарного единства денежной, валютной и кредитной систем6.

Действительно, в результате распада СССР Госбанк в конце 1991 г. был упразднен, его активы были разделены между новыми республиканскими центральными банками, а на территории государств СНГ и в прибалтийских государствах возникли независимые центральные банки (25.09.1992 был принят Закон РФ № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации»). Банк внешнеэкономических связей СССР официально сохранялся как союзный орган, потому что стал банкротом.

По мнению автора, первая денежная реформа в рамках СССР из всех последующих «корявых денежных реформ» была предрешена как ходом экономического развития и экономических потрясений, так и принятием в 1990 г. Закона СССР «О Государственном банке СССР»7 и в 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании»8. Последний закон исходил «из единства валюты, валютной системы и валютной территории СССР»; «валюта СССР» - это находящиеся в обращении рубли в виде билетов и монет. Следовательно, реформирование денежной системы началось еще в 1990-1991 гг. Докажем это утверждение и рассмотрим попытки и причины упорядочения денежного обращения переходного периода в их хронологической последовательности.

На протяжении 1970-1988 гг. официальный курс рубля все больше расходился с рыночным курсом. Инфляцию «не замечала» только официальная статистика. В 1989 г., спустя год после создания коммерческих банков, стало очевидным явное несоответствие курса рубля (около 60-65 коп. за 1 долл.) его покупательной способности. Правительство было вынуждено понизить курс рубля сразу в 10 раз. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в ноябре 1989 г. 1 долл. был приравнен к 6 руб. 26 коп.

В январе 1990 г. произошло повышение цен на золото, что объяснялось скупкой золота иностранцами в условиях введения специального валютного

6 Полищук А. И. Монетарная система России: история обособления и единства денежно-кредитной и валютной систем // Финансовый журнал. 2010. №. 2. С. 155-164.

7 Закон СССР от 11.12.1990 № 1828-1 «О Государственном банке СССР».

8 Закон СССР от 01.03.1991 № 1982-1 «О валютном регу-

лировании».

курса. До декабря 1989 г., пока не был введен специальный обменный курс валют, покупать на нашем рынке золото за рубли иностранцам было невыгодно, так как при обмене они получали за 1 долл. . 60-64 коп. В то время при скупке золота доллары на рубли обменивались на «черном» рынке. К началу

1990 г. обменный курс доллара по отношению к рублю поднялся в десять раз, на мировом рынке золото подорожало на 15 %, а в СССР его цена оставалась неизменной.

В результате, операции по закупке золота, которые до введения нового курса происходили на «черном» рынке, переместились в легальную сферу: на госрынке цена золота составила 117 руб. за грамм при цене 170-180 руб. на «черном» рынке. Однако, сдавая золото в госскупку, его владелец получал за каждый грамм на 3 руб. меньше, чем до 10.01.1990, что опять способствовало оттоку золота на «черный» рынок и расширяло сферу теневой экономики. В тот период эксперты прогнозировали удешевление отечественного «черного» рынка почти в два раза по сравнению с мировым. По оценкам западных экспертов, ежегодный экспорт золота составлял 250-270 т, а золотой запас - более 3,1 т9.

Спасти советский рубль попыталось правительство В. С. Павлова. В январе 1991 г. Председатель СМ СССР В. С. Павлов произвел обмен 50 и 100-рублевых купюр на денежные знаки образца

1991 г. Целью обмена было изъятие «накоплений в теневой экономике» (по данным Минфина СССР, было изъято 4 млрд руб. вместо запланированных 8 млрд руб.).

Вскоре эффект от изъятия лишних денег из обращения исчез. Ускорение инфляции началось со 02.04.1991 в связи с резким повышением цен (Указ Президента СССР М. С. Горбачева от 19.03.1991 № УП-1666 «О реформе розничных цен и социальной защите населения»). За год (с декабря 1990 по декабрь 1991 г.) цены на потребительском рынке увеличились в 8 раз.

Со времен событий 19-21 августа распад СССР уже в 1991 г. стал неотвратимым, несмотря на то, что по результатам референдума от 17.03.1990 большинство населения страны высказалось за сохранение СССР. Это событие, связанное с созданием СНГ, в которое вошли бывшие республики СССР, кроме Грузии и Прибалтики, нашло отражение в выпуске монет. Хотя надпись «Государственный

9 Курс золота опять ведет на Запад // Власть. 12.02.1990. № 6.

банк СССР» на монетах еще сохранялась, вместо герба СССР стал изображаться Кремль (монеты достоинством 1, 5, 10 руб. и 10, 50 коп.). Впервые в истории русского монетного дела 10-рублевые монеты стали биметаллическими.

После избрания 12.06.1991 Президентом России Б. Н. Ельцина новое руководство приступило к радикальным реформам. «Шоковая терапия» привела к росту индекса потребительских цен. За 1992 г. цены выросли на 2 318 %, а оптовые цены - на 3 275 %. Сокращение денежной массы составило 75 %, обменный курс доллара увеличился на 80 %. Важными факторами гиперинфляции явились: рост цен на энергоносители (май 1992 г.), введение плавающего курса рубля (июнь 1992 г.), отмена ограничений на продажу валюты частным лицам, введение обязательной продажи валюты экспортерами.

Инфляция не в меньшей мере отразилась и на системе безналичных расчетов. Повышение цен на газ и нефть в мае 1992 г. дало новый импульс инфляции. По данным Московской межбанковской валютной биржи, в июне 1992 г. за один безналичный доллар давали 129 руб., в июле - 161, в августе -254, в октябре - 368, в ноябре - 448, в январе 1993 г. -572, а в марте - 886 руб.

Масштабная монетаристская экономическая реформа началась 02.01.1992 исполняющим обязанности председателя правительства Е. Т. Гайдаром, который в отношении денежного обращения предложил ввести внутреннюю конвертируемость рубля уже на первом этапе реформирования.

На практике эта реформа была связана со снятием централизованного контроля за ценами и отменой ограничений на торгово-посредническую деятельность. В результате цены к апрелю 1992 г. увеличились в 15-20 раз, а к концу года - в 80-100 раз вместо запланированного 4-5-кратного увеличения.

Фактически начало экономической реформы совпало с началом конфискационной денежной реформы, в результате которой были обесценены вклады 95 % вкладчиков Сберегательного банка России. Криминальный бизнес, оборот которого, по оценкам специалистов, достигал в 1990 г. 210-240 млрд руб., активизировался10. Несмотря на смену правительства (на пост председателя правительства был избран В. С. Черномырдин) маховик инфляции приостановить не удалось.

10 Кайдалов Ж., Кайдалова И. Рубль. Взлеты и падения. Тбилиси: Пергамент. 1993. С. 237.

Правительство РФ было вынуждено принять специальное постановление о запрете производства и выпуска в обращение заменителей рубля, объявить рубль единственным расчетным и платежным средством. Тем временем фабрики Гознака работали на пределе возможностей в три смены.

До начала инфляции государство получало постоянный доход от выпуска монет, который составил с 1961 по 1989 г. 500 млн руб. Тогда себестоимость 1 руб. равнялась 6 коп. В июне 1992 г. (только за один месяц) Гознак «произвел» столько денег для их выпуска в обращения, сколько было напечатано за 30 лет с 1961 по 1991 г. Затраты на производство одной копейки в мае 1992 г. составляли 30 копеек, а затраты на изготовление купюры в 1 руб. стали обходиться в 50 коп.

К лету 1992 г. разразился платежный кризис, в том числе кризис наличности. В Нижнем Новгороде, Алтайском крае и Республике Татарстан было решено выпускать денежные суррогаты, часто в виде «потребительских казначейских билетов». В Воронеже заработную плату на телевизионном заводе стали выдавать телевизорами, а в Североморске сдачу выдавали конфетами. На Дальнем Востоке в виде суррогатов мелких купюр стали этикетки от консервных банок.

26.05.1992 Банк России ввел в обращение новые модификации банкнот в 50, 100, 200, 500 и 1 000 руб. без водяного изображения В. И. Ленина, в июле были выпущены купюры достоинством в 10 тыс. руб. при сохранении в обращении денежных знаков прежнего образца.

В результате распада рублевой зоны в 1993 г. началась торговля национальными валютами на межбанковской валютной бирже, когда на ней появился украинский карбованец (с 1996 г. - украинская гривна). С 1994 г. стали продаваться и покупаться белорусский рубль и казахстанская тенге. За пять лет (1993-1997 гг.) оборот по этим валютам составил 257 млн долл., а оборот по долларам - более 70 млрд11.

Ситуация, сложившаяся после распада рублевой зоны, явно обнаружила тенденцию к относительной стабилизации. Положительные результаты были достигнуты не вследствие того, что правительство продолжило курс жесткой финансово-денежной политики, скорее, они были связаны с определенной адаптацией производителей к денежно-кредитным и спросовым ограничениям.

11 Рос. газ. 26.07.2003.

Сокращение темпов инфляции в среднем до 4,5 % в месяц позволило снизить ставку рефинансирования с 200 %, которая была в конце 1994 г., до 160 % к окончанию 1995 г. Стабилизация в денежной сфере достигалась искусственными мерами -введением валютного коридора в июле 1995 г., что позволило вырасти курсу доллара США по отношению к рублю всего лишь в 1,31 раза.

С точки зрения экономической эффективности можно констатировать, что переход от экономики углубляющегося спада к экономике стагнации стал симптомом изменения рыночного поведения. Но все же в недрах денежной сферы сохранились очаги напряженности, которые обусловили неустойчивый характер стабилизации. К их числу следует отнести разрыв между курсом доллара (рост - 31 % за год) и ростом инфляции (рост - 132 % за год).

Российский экономист, проф. А. А. Хандру-ев12 (в 1993 г. он был заместителем председателя Банка России и принимал непосредственное участие в проведении денежной реформы) говорит о неконструктивности терминологических дискуссий по поводу содержания понятия «денежная реформа». Он выделил два, с его точки зрения, важных момента: 1) объективную необходимость и даже вынужденность денежной реформы 1993 г.; 2) «непонятость» этого факта общественностью и средствами массовой информации, так как реформа носила «вынужденно-закрытый» характер. В целях сохранения устойчивости денежного обращения о реформе нельзя было объявить заранее, как и о деноминации 1998 г.

С точки зрения автора, можно добавить, что полная денежная реформа проходила одновременно с трансформацией всей денежно-кредитной системы.

В ситуации политического распада страны и экономической нестабильности (в 1992 г. цены выросли в 26 раз) страна испытала рублевый натиск из стран бывшего СССР, которые «сбрасывали» рубли в Россию. Началось «вымывание» товаров из России, ставшей вынужденным кредитором на неформальной основе.

В результате принятых изменений, а также отмены соотношения между рублем, золотом или другими металлами российский рубль стал российской национальной валютой, которая окончательно

12 Денежная реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулирования инфляции в России (по материалам круглого стола) // Деньги и кредит. 2003. № 8. С. 67.

утратила связь с золотом. Одновременно была разрушена система эмиссионно-кассового планирования и создана новая система денежно-кредитного регулирования.

На втором этапе в 1993 г. из обращения были изъяты все банковские и казначейские билеты Госбанка СССР, банкноты Банка России образца 1961-1992 гг. Остались в обращении только банкноты Банка России образца 1993 г. номиналом в 100, 200, 500, 1 000, 5 000, 10 000 и 30 000 руб. Монеты Банка России и монеты СССР образца 1961 г. из обращения изъяты не были.

В результате изменений 1990-1993 гг. был реализован особый тип реформы - образование новой денежно-кредитной системы в связи с государственным переустройством. Такая реформа прошла во всех бывших советских республиках.

В дальнейшем уменьшение бюджетного дефицита до 3,3 % в 1994-1995 гг. во многом происходило в результате увеличения просроченной задолженности по оплате труда в бюджетной сфере. Инфляционное перераспределение доходов через российские банки в 1994 г. достигало 10-13 % ВВП, причем 6,5 % ВВП банки получили в виде процентной маржи.

Механизм перераспределения базировался на отсутствии индексации остатков на расчетных счетах и других низкопроцентных рублевых обязательствах банков. В то же время кредитные ставки были высоки и никоим образом (за исключением кредитов 1992-1994 гг.) властями не ограничивались, что и обеспечивало сверхвысокую по мировым меркам процентную маржу. Автоматический рост доходов обеспечивал банкам перевод низкозатратных рублевых обязательств в валютные активы.

реорганизация кредитной системы

Реорганизация кредитной системы началась еще в 1987 г. с модернизации банковской системы СССР. Модель модернизации банковской системы базировалась на трех основных положениях: переход к двухуровневой банковской системе; перевод вновь созданных специализированных банков на полный хозрасчет; совершенствование форм и методов кредитования, переход к кредитованию всего платежного оборота.

Серьезным шагом на пути рыночных реформ стал Закон СССР от 26.05.1988 «О кооперации в СССР». По этому закону практически любое

частное предприятие, принадлежащие по крайней мере трем владельцам, считалось кооперативным. В результате этого возникли сотни новых «кооперативных» коммерческих банков.

Новая модель соответствовала рыночной экономике и была закреплена первыми законами в банковской сфере. Верховным Советом СССР 11.12.1990 были приняты законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности», которые окончательно установили двухуровневую банковскую систему. В декабре 1990 г. были приняты аналогичные законы Российской Федерации. Началось противостояние Центрального банка РФ и Госбанка СССР.

Центральный банк РФ во главе с управляющим Георгием Матюхиным приступил к установлению контроля за всеми региональными отделениями Госбанка СССР на территории России и не соблюдал рекомендаций и решений Госбанка, касавшихся кредитной эмиссии и политики процентных ставок, начал финансировать республиканский бюджетный дефицит и российские предприятия посредством полностью автономной кредитной эмиссии. Далее ЦБ РФ предложил более либеральные условия по лицензированию коммерческих банков. В результате ЦБ РФ фактически утратил контроль за деятельностью коммерческих банков; осталась неразработанной система льготных процентных ставок, и не соблюдались указания о 25 %-ной максимальной процентной ставке. На фоне кризиса наличности резко возрос объем эмиссии и одновременно увеличилась задолженность правительства центральному банку.

Необходимо отметить, что коммерческие банки старались «не ссориться» с центральным банком, но были и исключения. Так, банк «Менатеп» предъявил иск главе ЦБ РФ за то, что Г. Матюхин в передаче «Добрый вечер, Москва» заявил, что председатель данного банка «руководит довольно сомнительным банковским объединением». Октябрьский суд Москвы признал правильным претензии банка и потребовал публично опровергнуть данную банку оценку. Из этого примера можно видеть, что взаимоотношения центрального и коммерческих банков приобретали порой самый неожиданный оборот.

Это «противостояние» подтолкнуло к созданию банковских ассоциаций, в том числе АРБ. Однако необходимо отметить, что не все кризисные явления связаны с недостатками в работе центрального банка, ведь многие коммерческие банки сознательно шли на нарушения: выдавали кредит без надлежа-

щей проверки кредитоспособности клиентов; обналичивали средства избранным клиентам (которые стали специализироваться на получении крупных сумм наличных денег в банках для передачи их «заказчикам») за вознаграждение в размере 30-40 % от перечисленных сумм.

Кардинальные изменения произошли в связи с распадом СССР и принятием российского законодательства. Главной тенденцией стало формирование новой системы организации кредитных отношений: шел процесс перехода от кредитования объектов к кредитованию субъектов, внедрялись новые методы оценки кредитоспособности клиентов; широкое развитие вплоть до 1995 г. получил рынок межбанковского кредитования; были реставрированы вексельная форма кредитных отношений и коммерческий кредит.

Процесс становления новой кредитной системы выявил ее основное противоречие: возникновение новых кредитных продуктов и падение ее роли как источника формирования оборотных средств, так как многие предприятия в условиях рыночной экономики стали неплатежеспособными и с помощью залоговых аукционов меняли своих коллективных собственников на частных. В результате на протяжении 1990-х гг. происходило сжатие кредитования реального сектора экономики. Российская экономика стала экономикой неплатежей.

Традиционные банковские функции (привлечение депозитов и предоставление кредитов) все больше вытеснялись спекулятивными операциями на финансовом рынке, основанными на сравнительно дешевых ресурсах.

На протяжении 1992-1993 гг. спрос на заемные средства со стороны предприятий превышал объемы предложения со стороны банковской сферы, несмотря на появление новых банков, инвестиционных фондов и страховых компаний. Осенью 1993 г. начался спад производства, обусловленный в основном сокращением внутреннего платежеспособного спроса. Беспрецедентное сокращение деловой активности создало предпосылки для резкого падения рентабельности промышленных предприятий (в 1993 г. рентабельность в промышленности составляла 32 %, а по итогам I полугодия 1994 г. - только 17 %), лавинообразного роста неплатежей хозяйствующих субъектов. Эти объективные тенденции переходного периода усиливались экономической политикой правительства, которое ориентировалось на жесткий дефляционный курс.

Самый сильный за весь период реформирования спад промышленного производства (на 20 % к уровню 1993 г.) усилил и закрепил структурные деформации экономики. Именно в тот период развитие экономики России стало ориентироваться в первую очередь на внешний рынок (экспорт сырьевых ресурсов). Это объективно способствовало ускоренной долларизации экономики. Масса наличных долларов в России по покупательной способности примерно вдвое превысила рублевую массу.

Экономика «неплатежей»: стабилизация на фоне залоговой приватизации

Период с 1994 по 1995 г. подвел определенную черту под процессами приватизации: раздел сфер влияния в отраслях экономики и регионах между обладателями крупных капиталов в основном завершился, контрольные пакеты акций конкурентоспособных предприятий обрели своих владельцев. Резко возросла инвестиционная деятельность зарубежных инвесторов в отношении приватизированных предприятий. 1994 г. был отмечен созданием серии российских финансовых групп и холдингов в области электроэнергетики и энергосистем, связи, цветной металлургии, нефтяной, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей. Отличительной особенностью явилось то, что за период относительной стабильности темпов инфляции (с середины мая по сентябрь 1994 г.) произошли важные качественные изменения в механизмах функционирования денежно-финансового рынка России. Важно подчеркнуть, что вплоть до 1994 г. не существовало Гражданского кодекса РФ в современном понимании, т. е. законом было «все разрешено».

Начиная с 1995 г. Банк России значительно активизировал процесс закрытия нерентабельных банков и отзывов лицензий, но оставшиеся получили от государства новый источник дохода и фактор риска - стремительно растущий рынок государственных облигаций с удивительной для теоретически безрисковых инструментов доходностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале 1995 г. у правительства возникли крупные проблемы. Задача увеличения доходов бюджета стала основной, что привело к таким неоднозначным решениям, как проведение залоговых аукционов. Выход из создавшегося положения предложил В. Потанин: отдать государственные пакеты акций в залог по кредитам. Государство выставило

на залоговые аукционы доли в 12 крупных компаниях. Бенефициарами этой схемы стали владельцы банков, проводивших залоговые аукционы, а также «красные директора», руководившие этими предприятиями.

Консорциум российских коммерческих банков в составе банков «Империал», «Инкомбанк», «Онэксим», «МФК», «Столичный банк сбережений» предложил Правительству РФ приватизационные кредиты, временно замещающие собой поступления средств от приватизации. 28.12.1995 Минфин России заключил 12 договоров кредита под залог акций с победителями аукционов. Перед залоговыми аукционами на счетах некоторых банков Минфином России были размещены «временно свободные валютные средства федерального бюджета». Банки и их владельцы деньги государству вернули, но взамен потребовали «Норильский никель», «Юкос» и другие крупные предприятия по дешевой цене.

В соответствии с Обязательными условиями договора кредита, утвержденными Указом Президента РФ от 31.08.1995 № 889 погашение обязательств должно было осуществляться без указания финансового года, но все договоры фактически указывали на бюджет 1995 г. Вместо передачи акций в залог происходила их запланированная продажа по бросовым ценам.

В 2004 г. Счетной палатой РФ был принят документ «Анализ процессов приватизации государственной собственности РФ за период с 1993 по 2003 г.», который выявил нарушения в процессе приватизации (коммерческие банки не направляли кредитные средства на счет в Центральном банке РФ; кредитные средства нередко направлялись частями; в большинстве случаев состязательность при проведении аукционов не предполагалась).

В 2005 г. Московским арбитражным судом было отказано в иске по пересмотру результатов залоговых аукционов, что поставило точку в данном вопросе. Таким образом, анализ итогов приватизации не означал пересмотра ее итогов.

В целом анализ основных макроэкономических показателей свидетельствует о том, что в первые годы после распада рублевой зоны Россия вступила в фазу депрессивной стабилизации на фоне неоднозначной приватизации. Такая стабилизация не могла продлиться более двух-трех лет. Стали необходимы меры по упорядочению денежного обращения в целях сдерживания инфляции, которые могут осуществляться различными методами: де-

фляция, нуллификация, деноминация, девальвация, реставрация.

Этот период завершился двумя событиями:

1) частичной денежной реформой в начале 1998 г.;

2) обесценением рубля по отношению к доллару в конце 1998 г.

Деноминация рубля в 1998 г. носила незавершенный характер и явилась лишь предвестником новых потрясений в августе того же года, несмотря на то, что с организационной точки зрения она была проведена намного лучше предшествующих ей реформ.

О деноминации официально было объявлено в 1998 г., но фактически данная реформа завершилась к началу 1999 г., после дефолта в августе 1998 г. В ходе деноминации 1998 г. был просто проведен обмен старых денежных знаков на новые в соотношении 1 000 : 1. По этому же соотношению были пересчитаны цены, заработная плата, размеры пенсий, стипендий, пособий, все платежные обязательства, а также вклады в сберегательных кассах.

В этот период потрясения испытала и кредитная система. «На 01.01.1998 просроченная кредиторская задолженность предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта составила 58,7 % от их обще кредиторской задолженности, превысив весь объем денежной массы (М2) почти в 2 раза. Банк России фактически устранился от решения этой проблемы, не желая заниматься ликвидацией причин кризиса неплатежей»13.

Доказательством служат также высказывания бывшего первого заместителя главы ЦБ РФ С. Алексашина, который в качестве главных причин «неплатежей» выделял «неспособность государства собирать налоги... и защищать права кредиторов» и утверждал следующее: «Не думает Банк России и о восстановлении оборотных средств в производственной сфере и о повышении конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и внешнем рынках. Для этого есть сами предприятия, их владельцы и руководители»14.

Период проведения заключительного этапа реформы и распада денежно-кредитной системы СССР характеризуется значительными заимствованиями на внешнем рынке. В 1992 г. Россия вступила в МВФ. В этот же год она получила первый кредит-

13 Трагедия, которой могло не быть // Банковские услуги. 1998. № 10. С. 4-12.

14 Там же.

ный транш, который был размещен на депозитах в европейских банках и использован для погашения внешнего долга России в 1993 и 1995 гг. (по 500 млн долл.).

В 1993 г. была получена первая часть кредита системной трансформации (STF) - 1,5 млрд долл., которые использовались для поддержания курса рубля. В 1994 г. вторая часть (1,63 млрд долл.) была израсходована для погашения внешнего долга.

С 1995 по февраль 1996 г. Россия получила 6,6 млрд долл., которые были использованы для согласованных с МВФ параметров в денежно-кредитной сфере России. В 1996 г. был предоставлен расширенный кредит, который должен был составлять 160 % российской квоты в МВФ и распределялся по годом (в долях) следующим образом: 1996 - 65 %, 1997 -55 %, 1998 - 40 %.

По состоянию на середину 1998 г. сумма всех средств, полученных Россией от МВФ, достигла 17,6 млрд долл.15.

В июле 1999 г. МВФ возобновляет сотрудничество с Россией, прерванное кризисом; первый транш (600 млн долл.) был перечислен в августе 1999 г. После того как Россия оправилась от кризиса, советы МВФ потеряли былую актуальность. На начало 2003 г. долг перед МВФ оценивался в 6,5 млрд долл. В 2005 г. Россия за счет средств стабилизационного фонда погасила задолженность перед МВФ, переведя на его счета эквивалент 3,33 млрд долл., сэкономив на досрочном погашении 204 млн долл. процентных денег.

Кредитная система двадцать лет спустя:

регуляторы финансового рынка и их миссия в обеспечении финансовой стабильности

Двадцать лет спустя кредитный рынок России и кредитная система имеют совсем другие количественные характеристики16. В сфере кредитования экономических субъектов нефинансового сектора сформировался тренд прироста кредитных вложений в пределах 16-18 %, обеспечивающего рост

15 О кредитах МВФ для России // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 25.02.1999 и 18.12.1999.

16 Полищук А. И. Регуляторы кредитной системы и их роль в обеспечении финансовой стабильности // Банковское дело 2013. № 9; доклад Полищук А. И. на Международной конференции «Обеспечение устойчивости финансовой системы России путем введения мегарегулятора. Международный опыт регулирования, контроля и надзора». 17.10.2013. Москва.

номинального ВВП. Однако в конце 2012 г. темпы в годовом исчислении снизились до 12,7 %17. Кредитный рынок в I полугодии 2013 г. развивался в условиях низких темпов роста российской экономики и невысокой инвестиционной активности нефинансовых организаций, заметного оттока капитала из страны и сохранения инфляционных рисков.

Внешний долг частного сектора на 01.07.2013 составил 342 млрд долл. Внешняя задолженность корпоративного сектора России по займам, кредитам и депозитам, привлеченным в результате размещения нерезидентами долговых ценных бумаг в интересах российских резидентов возросла по состоянию на 01.07.2013 по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. почти в 2 раза и составила 140,8 млрд долл. против 75,7 млрд долл. на 01.07.2009 и 100,3 млрд долл. по состоянию на 01.07.2012. Индикаторы внешней долговой устойчивости России на 01.07.2013 не достигли критических показателей и характеризовались следующими данными: соотношение накопленного объема совокупного внешнего долга и годового ВВП - 34 %; отношение внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг - 121 %18.

Основными заемщиками на банковском кредитном рынке экономических субъектов остаются предприятия обрабатывающей промышленности и торговли, доля которых составляет примерно 40 % (37,5 % на 01.10.2012, тенденция увеличения на 0,6 п.п.). В период экономического кризиса по предприятиям обрабатывающей продукции наблюдалось значительное падение производства (январь 2009 г. - 27 %). В III квартале 2012 г. объем производства вырос на 4,5 %, или на 1,2 п. п. меньше показателей аналогичного периода 2011 г. Основой стабильного финансового положения предприятий торговли стали рост кредитных вложений, доходов населения и рекордно низкий уровень безработицы. Среди кредитов, предоставленных юридическим лицам, на добывающую промышленность приходится 10 %, а на малые и средние предприятия (по итогам III квартала 2012 г.) - 23 %.

В феврале 2013 г. по результатам опроса Банка России были выявлены следующие проблемы развития кредитной системы в аспекте координирования деятельности Банка России и коммерческих банков: развитие кредитного рынка - 27 % опрошенных; выполнение нормативных требований Банка России и

17 Банковский сектор России: некоторые актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. 2013. № 4.

18 URL: http://www. cbr. ru/statistics.

вопросы увеличения собственного капитала - 24 % опрошенных; вопросы фондирования банков - 14 % опрошенных, деятельность малых банков - 10 % опрошенных; перспективы внедрения Базеля III -8 % опрошенных; другие проблемы - 16 % опрошенных.

Во II квартале 2013 г. условия банковского кредитования в России, как и в США, смягчились. В России это произошло прежде всего на рынке потребительского и ипотечного жилищного кредитования (снижение процентных ставок, расширение спектра кредитования). Ужесточение условий наблюдалось в нефинансовом секторе: повысились требования к кредитоспособности заемщиков реального сектора экономики и качеству обеспечения по кредитам. Спрос на кредиты со стороны крупных корпоративных клиентов практически не изменился, а в сегменте краткосрочного кредитования даже несколько снизился.

Возникли новые проблемы в сфере координации деятельности Банка России и Минфина России. В настоящий момент в центре внимания широких кругов общественности находится вопрос о передаче Банку России с 01.09.2013 полномочий ФСФР России. Это актуальный вопрос, который выходит за рамки его злободневности. Речь идет о новой стратегии развития кредитной системы и необходимости координации деятельности Министерства финансов РФ и Банка России в связи с расширением полномочий Банка России в следующих направлениях:

1) в сфере проведения единой политики развития финансового рынка Российской Федерации;

2) в области регулирования бухгалтерского учета и макроэкономической статистики, включая показатели прямых инвестиций;

3) в сфере управления финансовыми «некредитными организациями» (субъекты страхового дела, микрофинансовые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг);

4) в вопросе расширения объема полномочий в сфере международного сотрудничества.

Кроме того, происходят существенные изменения в денежно-кредитной и процентной политике. Так, Банк России вводит новое понятие - «ключевая процентная ставка», которая становится индикатором денежно-финансового рынка наряду со ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования признана второстепенной. Величина ключевой процентной ставки определяется состоянием меж-

банковского рынка. С октября 2013 г. Банк России вводит ежеквартальное предоставление средств на три месяца под нерыночные активы, а именно под залог выданных реальному сектору кредитов по плавающей ставке, которая на 0,25 п. п. выше ключевой (в сентябре 2013 г. это 5,75 %; ключевая ставка - 5,5 %, фиксированная ставка - 6,75 %).

Историко-теоретические обобщения и выводы

Опыт свидетельствует, что грань между различными типами реформ в настоящее время не представляется существенной. Исключением является тип реформирования, связанный с образованием новой денежно-кредитной системы. В рамках мировой экономики этот тип дополнен важнейшими событиями мирового уровня - созданием единой европейской валюты и распадом рублевой зоны СССР.

Базируясь на историческом опыте, автор разграничивает такие понятия, как денежная, кредитная реформы и реформа денежно-кредитной системы. Денежная реформа 1993 г. явилась частью реформы денежно-кредитной системы 1990-1993 гг., и ее можно отнести к категории полных, но неэффективных:

1) реформа была проведена в шоковом порядке, вопреки отечественному и мировому опыту;

2) нарушался запрет на введение суррогатных денег, наблюдалась масштабная долларизация экономики;

3) инфляция длительный период времени, в течение 10 лет измерялась двузначными цифрами. (2 620 % в 1992 г., 84,6 % в 1998 г., 15,1 % в 2002 г.)19.

Однако необходимо отметить, что реформа денежно-кредитной системы проходила поэтапно до и после распада СССР.

Первый этап. До распада СССР в 1987-1990 гг. наблюдалась коренная ломка банковского сектора кредитной системы СССР, создавалась новая законодательная база.

Второй этап (1990 г. - первая половина 1991 г.) существенно затронул так называемую национальную валютную систему, которая является частью национальной денежной системы.

19 Денежная реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулиро-

вания инфляции в России (по материалам круглого стола): тезисы выступления А. И. Полищук // Деньги и кредит. 2003. № 8. С. 68.

Третий этап (декабрь 1991 г. - первая половина 1992 г.) связан с распадом СССР. В середине декабря 1991 г. Президентом Б. Ельциным было принято решение о ликвидации Госбанка СССР. Рублевая зона вступила в новую стадию своего существования, когда общая валюта управлялась 15 центральными банками, каждый из которых был независим от остальных. В первой половине 1992 г. 15 национальных независимых банков стремились превзойти друг друга в эмиссии депозитных денег и кредитов. Хотя Россия и стала монополистом в выпуске рублевой наличности, некоторые республики приступили к введению параллельных валют для наличного обращения (купонов), стремясь защитить свои внутренние потребительские рынки (где сохранялся дефицит) от покупателей из других республик. Так обстояло дело в Украине, Литве, Латвии и в Азербайджане.

Четвертый этап (вторая половина 1992 -1993 г.) начался с введения ЦБ РФ в начале июля 1992 г. требования о ежедневных двусторонних взаимных зачетах платежей между Россией и другими республиками (по-прежнему с использованием рубля). На практике этот шаг означал конец рубля как единой валюты для безналичных расчетов и создание национальных безналичных рублей. Этот важнейший поворотный пункт смягчался (до весны 1993 г.) обильным предоставлением технических кредитов государствам СНГ ЦБ РФ и российским правительством. В наличном обороте рубль продолжал играть роль общей валюты, хотя из-за ограничения поставок рублевой наличности России расширилось использование денежных субститутов (купонов).

Отдельные постсоветские государства полностью вышли из рублевой зоны после введения собственных национальных валют. Этот процесс начался в конце июня 1992 г. в Эстонии, летом и осенью 1992 г. за ней последовали Латвия, Литва и Украина, а в мае 1993 - Кыргызстан. Произошел окончательный распад рублевой зоны, который начался с принятия нового Закона РФ от 25.09.1992 № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации» и обмена банкнот ЦБ РФ на российской территории в конце июля 1993 г. В период с сентября по ноябрь 1993 г. все постсоветские государства ввели свои национальные валюты. Исключение составил Таджикистан, который ввел собственную валюту лишь в мае 1995 г.

Итогами реформирования денежно-кредитной системы в 1990-1993 гг. стали:

1) создание на постсоветском пространстве двухуровневой банковской системы в рамках национальных экономик;

2) отказ от рубля и становление национальных валют в странах СНГ;

3) введение частичной конвертируемости рубля;

4) снижение доверия у населения к монетарной политике новой власти.

В целом анализ основных макроэкономических показателей свидетельствует о том, что в условиях транзитивной экономики, после распада рублевой зоны Россия вступила в фазу депрессивной стабилизации20, которая продлилась до 1998 г. Затем последовал кризис. К 2000 г. кризис в основном был преодолен. В дальнейшем количество кредитных организаций сокращалось, развитие получила инфраструктура кредитной системы (создание института страхования вкладов и принятие законодательства о различных типах микрофинансовых организаций). Однако сокращение ВВП в результате сокращения объемов производства было преодолено только в 2005-2006 гг., затем последовал финансовый кризис, последствия которого ощущаются до настоящего момента.

«История распада рублевой зоны представляет собой весьма ценный эмпирический урок как для теории экономики, так и для экономической политики. В ней ярко проявилась роль полити-

20 Ситуация, складывающаяся к концу 1995 г. в экономике России, внешне обнаружила тенденцию к относительной стабилизации. Сокращение темпов инфляции в среднем до 4,5 % в месяц позволило снизить ставку рефинансирования с 200 %% в начале года до 160 %% к его окончанию. Стабилизации в финансовой сфере способствовало также введение валютного коридора в июле 1995 г., что позволило вырасти курсу доллара США по отношению к рублю всего лишь в 1,31 раза.

ческого консенсуса и институциализированного политического союза как основных предпосылок для существования общей валюты»21.

Список литературы

1. О денежной системе Российской Федерации: Закон РФ от 25.09.1992 № 3537-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О Центральном банке Российской Федерации (банке России): Закон РФ от 02.12.1990 № 394-1 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

3. О Государственном банке СССР: Закон СССР от 11.12.1990 № 18281. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О порядке изъятия из обращения денежных билетов образца 1961-1992 гг.: телеграмма Банка России от 24.07.1993 № 131-93.

5. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период с 1993 по 2003 г. (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы -Председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин. М.: Олита. 2004.

6. Банк России. Статистика. URL: http://www. cbr. ru/statistics.

7. Полищук А. И. Монетарная система России: история обособления и единства денежно-кредитной и валютной систем // Финансовый журнал. 2010. №. 2.

8. Полищук А. И. Регуляторы кредитной системы и их роль в обеспечении финансовой стабильности // Банковское дело 2013. № 9.

21 Домбровски Марек. Причины распада рублевой зоны. Варшава, 1995.

CiiulUJ-^n \lkv Публикация годовой и квартальной Г / отчетности В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.

Тел.: (495) 989-9610, e-mail:post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.