в
РОССИЯНЕ БУДУТ ЖИТЬ ЛУЧШЕ
Информационно - аналитическое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - одно из важнейших структурных подразделений. Его основная обязанность - подготовка информационных, аналитических и справочных материалов для депутатов, депутатских объединений в Государственной Думе, думских комитетов и комиссий. С уверенностью можно сказать, что сотрудники Управления знают все. Убедительно подтверждает это беседа нашего корреспондента Натальи Долгушиной с начальником Информационно-аналитического управления Аппарата Государственной Думы, профессором Николаем Александровичем Васецким о состоянии и перспективах развития экономики России.
- Николай Александрович, в ежегодном Послании Федеральному Собранию Владимир Путин определил две важнейшие задачи в экономической сфере: удвоение валового внутреннего продукта (ВВП) к 2010 году и достижение полной конвертируемости рубля. Что, с вашей точки зрения, необходимо сделать для решения этих задач?
- Задача удвоения ВВП за десять лет, поставленная Президентом России В.В. Путиным, правильная и чрезвычайно актуальная, так как только принципиальное ускорение экономического роста позволит преодолеть существующий разрыв в экономическом развитии между Россией и развитыми странами. Динамика экономического развития России в 2003 г. показала, что эта задача реальна и может быть решена. Но достижение этой цели требует решения ряда накопившихся проблем. Перечислю основные из них.
Развитие экономики России в 2001 - 2003 гг. характеризовалось умеренным ростом. ВВП за эти годы увеличился на 16%, промышленное производство - на 15%, инвестиции в основной капитал - на 23%. Достигнутый рост в основном представляет собой следствие благоприятно сложившейся в эти годы конъюнктуры, прежде всего роста мировых цен на нефть, газ, цветные металлы. В экономике пока продолжает действовать экономический механизм, сложившийся в конце 1990-х гг. Он способен обеспечить ежегодный рост 4 - 5%, что позволит увеличить ВВП к 2010 г. только на 40%.
Остаются нерешенными многие острейшие социально-экономические проблемы. К их числу относится моральный и физический износ производственного потенциала. При современном состоянии производственного аппарата отечественного производства задача повышения его конкурентоспособности может быть решена с большим напряжением.
Доминирует топливно-сырьевая ориентация российской экономики.
В большинстве отраслей за редким исключением не удается создать эффективного частного собственника, способного заниматься не только коммерческой деятельностью, но и организацией эффективного производства.
Сохраняются различия в уровне рентабельности отдельных отраслей, что свидетельствует о неэффективности рыночных механизмов межотраслевой конкуренции.
В сложившихся условиях государственная поддержка несырьевого экспорта остается одной из приоритетных задач, от успехов в решении которой будет во многом зависеть возможность решения задачи удвоения ВВП. При зависимости экономического развития от расширения экспортных возможностей инвестиции в экспортно ориентированные отрасли становятся наиболее значимым фактором повышения темпов роста...
В мае 2003 г., когда Президентом РФ В.В. Путиным в его Послании Совету Федерации конвертируемый рубль был заявлен в качестве од-
ной из стратегических целей, ее достижение выглядело делом далекого будущего. Теперь, семь месяцев спустя, реализация этой цели не кажется столь фантастичной, но представляется очень сложной.
Свободно конвертируемая валюта - это достижение определенных результатов, как в области экономики, так и в области политики. Ее наличие важно и само по себе, поскольку способствует притоку инвестиций в страну, и в качестве одного из показателей места России в современном мире.
О полной конвертируемости российского рубля можно будет говорить с 2007 г. Россия начинает постепенно готовиться к этой новой ступени развития. Что касается конкретных шагов, то первым в воплощении идеи в жизнь будет переход к плавающему валютному курсу, перевод некоторой части резервов Центрально банка России (ЦБ) в рублевые инструменты.
О переходе к плавающему курсу ЦБ заявил год назад. Эта первая попытка продемонстрировала, что резкие перемены в данном случае не всегда дают положительные результаты. Динамичное обесценение доллара на отечественном валютном рынке вынудило Банк России вернуться к регулированию.
Отмечу, что центральные банки большинства развитых стран при выборе одной из двух целей -регулирование курса или сдерживание инфляции — отдают предпочтение второй. Валютный курс — плавающий, формируется под влиянием состояния платежного и торгового баланса, а также системных рисков.
Валютный курс обладает и обратным свойством. Он способен влиять на торговый баланс через конкурентоспособность товаров. В плавающем валютном курсе существует некая опасность снижения конкурентоспособности отечественных товаров. Как мы знаем, Япония регулярно проводит интервенции на валютном рынке с целью поддержать доллар в соотношении с йеной, чтобы помочь своим производителям.
Долгое время ЦБ пытался искать золотую середину между двумя целями. Не получалось. По всей видимости, в ущерб целям по снижению инфляции. Решение Банка России оставить курс «в покое» и тем самым остановить избыточный рост денежной массы вызвало падение американской валюты.
По оценке Минэкономразвития, реальное укрепление курса рубля к доллару США за 2003 г. составило более 10%. Столь динамичное укрепление рубля могло плохо сказаться на конкурентоспособности отечественных товаров и вызвать
панику у граждан, хранящих свои сбережения в долларах, поэтому ЦБ был вынужден вмешаться.
Что касается предложения ЦБ о переводе части золотовалютных резервов в рублевые инструменты, то это предложение выглядит еще более радикальным. Здесь основная проблема — в наличии соответствующих инструментов. На данный момент резервы представлены высоколиквидными финансовыми активами, включающими, в частности, иностранную валюту. Последняя, в свою очередь, представлена активами в форме наличных денег, обратных РЕПО с нерезидентами, банковскими депозитами в банках-нерезидентах (с рейтингом не ниже «А» или «А2» в зависимости от рейтингового агентства) и государственными и другими ценными бумагами, выпущенными нерезидентами с аналогичным рейтингом. В России сейчас нет инструментов с подобным рейтингом.
В прошлом году ЦБ сделаны первые шаги к диверсификации золотовалютных резервов, когда оказалось, что около 90% иностранной валюты в них выражено в долларах, которые динамично обесценивались по отношению к другим мировым валютам. На сегодняшний день, по словам заместителя председателя ЦБ О. Вьюгина, доля доллара в золотовалютных запасах составляет 69%, а доля евро выросла до 26%.
Говоря о переходе к конвертируемому рублю, хотел бы отметить и то, что существуют определенные вопросы относительно устойчивости этого укрепления. Ведь главным катализатором процесса перехода к плавающему курсу пока еще являются не успехи отечественных производителей в области увеличения конкурентоспособности за счет обновления и оптимизации производства, а приток валютной выручки экспортеров дорогого сырья. Определенную роль в этом процессе играют спекулянты, работающие на российском валютном рынке, которые придают обесценению доллара лавинообразный характер, и поведение которых никак нельзя назвать устойчивым и объективным фактором.
В то же время успех одних отраслей экономики вкупе с определенными успехами в международной политике помогает развитию экономики в целом. И переход к конвертируемому рублю в среднесрочной и долгосрочной перспективе является делом необходимым с точки зрения устойчивого развития государства.
- Правительство и Центральный банк в прошлом году пытались удержать уровень инфляции в пределах 12%. Удалось ли этого достичь, каковы прогнозы на 2004 г. ?
- По итогам 2003 г., инфляция в России составила 12% и, таким образом, правительству совместно с ЦБ в определенной мере удалось снизить темпы прироста цен до заложенного в бюджете уровня базовой инфляции. Снижению инфляционных темпов способствовало несколько факторов.
В частности, меньший, чем в 2002 г., рост регулируемых на государственном уровне тарифов на электроэнергию. Темпы роста цен на газ в 2003 г. снизились по сравнению с 2002 г. Тариф на электроэнергию, отпущенную с ФОРЭМ, повысился на 19% (в 2002 г. - на 23%), оптовая цена на газ выросла на 20% (в 2002 г. - на 38%).
Также снизились, по сравнению с 2002 г., темпы роста стоимости платных услуг населению. Квартирная плата увеличилась, по итогам 11 месяцев 2003 г., на 32% против 48% за тот же период 2002 г., снабжение электроэнергией - на 15% (35%), отопление - на 32% (55%), газ сетевой - на 21% (38%). То же самое можно сказать про пассажирский транспорт - 11% против 25% в 2002 г., услуги связи - 19% (37%).
Определенное сдерживающее влияние на инфляцию оказывало укрепление курса рубля, как в реальном, так и в номинальном выражении.
С другой стороны, основным фактором, способствовавшим повышению цен, стал ускоренный рост денежных агрегатов. Центробанку удалось сдерживать рост денежной массы в 2003 г. в целом, но его интервенции на отечественном валютном рынке, направленные на поддержку доллара, вызвали рост золотовалютных резервов до впечатляющего уровня (около 77 млрд дол.).
Отмечу, что в 2003 г. ситуация была исключительно сложной для ЦБ. Практически все факторы (высокие цены на нефть, ослабление курса доллара по отношению к другим ведущим валютам, низкие процентные ставки на мировом рынке капитала, а также благоприятная макроэкономическая ситуация в стране, вызвавшая приток иностранного капитала) работали против доллара. В этих условиях ЦБ пришлось поддерживать доллар, чтобы не допустить его резкого падения по отношению к рублю. Действия ЦБ были вполне оправданными, потому что сильные колебания обменного курса в любую сторону неблагоприятны для экономики.
В 2004 г. планируется ограничить рост цен десятью процентами. Реальна ли эта задача? Стечение обстоятельств, подобное отмеченному выше, вряд ли возможно в новом году. К тому же набор инструментов ЦБ и их эффективность повысились. Проблему масштабного притока в страну иностранной валюты частично решит Стабили-
зационный фонд. Так что, полагаю, что ЦБ вполне в состоянии контролировать ситуацию на денежном и валютном рынке, и запланированные показатели инфляции могут быть достигнуты.
По нашим расчетам, есть все основания сохранить в качестве основного ориентира денежной политики снижение годовой инфляции потребительских цен до уровня не более 10% в текущем году. Этому будет способствовать проведение умеренно жесткой бюджетной политики (в том числе, перечисление дополнительных доходов в Стабилизационный фонд), увязка кредитно-денежной политики с динамикой спроса на деньги, а также повышение предсказуемости изменений цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий.
- У людей складывается впечатление, что в росте цен виноваты те, кто желает положить в свой карман побольше денег. Иногда, казалось бы, для подорожания промышленных и продовольственных товаров нет оснований. Однако цены скачут вверх. Почему?
- Да, действительно, одной из причин роста цен является стремление производителей, образно выражаясь, положить в свой карман больше денег, это имеет место. Дело в том, что все товары распределяются по трем основным группам: с нулевой эластичностью, со средней и с высокой. К нулевой относятся товары первой необходимости, которые будут покупать в любой ситуации, поэтому в этом секторе цены растут быстрее всего, и соответственно, там доходы выше, чем в других секторах экономики. Очевидно, что государство обязано регулировать цены на эти группы товаров, в ином случае инфляция будет продолжаться.
- Объясните, пожалуйста, чем грозит экономике увеличение денежной массы и какие меры в денежно-кредитной сфере принимаются для сдерживания ее роста?
- Рост денежной массы является одним из факторов, действующих в направлении ускорения инфляции.
Центробанку в 2003 г. удавалось сдерживать рост денежной массы в целом, хотя его интервенции на отечественном валютном рынке, направленные на поддержку доллара, вызвали рост золотовалютных резервов до 77 млрд дол. Причем решить эту задачу удалось значительно лучше, чем
в прошлые годы, когда операции ЦБ на валютном рынке были основным источником роста денежного предложения. Удалось за счет следующих моментов:
1) отказа Центрального банка от поддержки номинального курса рубля и укрепления рубля в номинальном выражении за год уже больше, чем на 5%;
2) внесения в 2003 г. изменений в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, в частности снижение норматива обязательной продажи валюты экспортерами, что способствовало если не снижению общего предложения валюты на рынке, то, по крайней мере, в какой-то степени снизило обязательства Центрального банка по объему покупаемой валюты.
В начале 2003 г. председатель ЦБ С.М. Игнатьев заявил о том, что ЦБ уделяет теперь первоочередное внимание борьбе с инфляцией, а не поддержке курса. Данная политика уже реализована, и это позволило ограничить рост цен 12% в 2003 г.
- На сколько процентов снизит покупательную способность населения планируемое повышение тарифов: до 20% на газ, до 16% на услуги электроэнергетиков и до 12% на железнодорожные перевозки?
- Предложения по уровням роста тарифов на услуги монополий формируются Минэкономразвития совместно с ФЭК России, Газпромом, РАО ЕЭС и МПС исходя из ориентира инфляции потребительских цен, платежеспособного спроса, соответствующего прогнозируемым темпам экономического роста, а также анализа финансовых потоков естественных монополий.
Предлагаемые предельные уровни индексации на 2004 г. составляют: для Газпрома -20% (или 10% сверх уровня инфляции потребительских цен), РАО ЕЭС - 13% (3% сверх инфляции), МПС - 12% (2% сверх инфляции). Эти цифры рассчитаны исходя из индексации с января 2004 г.
Общий вклад в инфляцию указанного повышения тарифов оценивается не более чем в 3,1 -3,4%. При этом издержки отраслей промышленности увеличатся на 3,3 - 3,6%., что приведет лишь к незначительному снижению рентабельности. С учетом того, что наиболее энергоемкие отрасли ориентированы на экспортные поставки, это не скажется на темпах роста соответствующих секторов экономики при условии последовательного повышения производительности труда, техно-
логической модернизации и сокращения непроизводительных издержек. В то же время индексация цен и тарифов позволит обеспечить необходимые инвестиции в энергетическом секторе и ослабить инфраструктурные ограничения в последующие годы, а также гарантировать требуемое снижение энергоемкости ВВП на 8,5% за предстоящие три года.
- Каковы темпы роста российской экономики и как Россия по этому показателю выглядит на фоне стран дальнего и ближнего зарубежья?
- В 2003 г. рост ВВП России составил 6,7%. Для сравнения скажу, что, по оценкам международных экономических организаций, темпы роста мировой экономики составили в прошедшем году менее 3%. При этом, как и в предыдущие годы, сохранилось более чем двукратное превышение показателей роста развивающихся рынков над соответствующими цифрами развитых стран. Наименьшие темпы роста в западноевропейских странах - от 0 до 2%; Японии, Гонконге и Сингапуре (1 - 1.5%); США, Канаде, Мексике и Бразилии (около 2%).
Следует сказать, что по темпам роста ВВП Россия уступает ряду стран СНГ: Казахстану, где они превышают 9%, Украине и некоторым другим.
Характеризуя качество роста, отмечу, что прошедший год стал первым после кризиса, когда темпы роста производительности труда превышали темпы роста заработной платы. Все отрасли, растущие опережающими темпами по сравнению с ВВП, отличаются этим признаком (за исключением газовой промышленности). Напротив, все отрасли, растущие более низкими, чем ВВП, темпами, отличаются обратным соотношением (кроме легкой промышленности).
Таким образом, опыт текущего года говорит о критической роли ускоренного повышения производительности труда (в том числе за счет технологической модернизации и улучшения менеджмента) в обеспечении более высоких темпов роста экономики в целом.
По прогнозу Минэкономразвития, темпы роста ВВП составят 5,2% в 2004 г. и увеличатся до 5,9 - 6% в 2005 - 2006 гг.
- Каково состояние инвестиционной деятельности в нашей стране? Как вы считаете, нужны ли нам иностранные инвестиции, если в стране и так избыток денежной массы?
- Объем инвестиций в российскую экономику в 2003 г. вырос более чем на 11%. Доминантой роста инвестиционной активности по-прежнему выступают экспортно ориентированные отрасли топливной промышленности и транспортного комплекса. В совокупном объеме инвестиций капитальные вложения в ТЭК составили около 26%, в транспорт - 20%. Эти секторы экономики обеспечили спрос на продукцию машиностроения.
Все это показывает, что кардинальных структурных изменений в инвестиционном механизме пока не произошло и, несмотря на быстрый рост инвестиций в ряде отраслей, этот процесс еще не стал устойчивым и явился скорее частичной компенсацией прошлого недоинвести-рования. Эти выводы подтверждаются при рассмотрении структуры источников формирования инвестиций. Доля собственных средств предприятий в общем объеме капитальных вложений составляет более 60%, в то же время доля других источников инвестирования по-прежнему значительно ниже, чем в зарубежных странах. В то же время следует отметить, что банковский сектор в финансировании инвестиций в основной капитал по-прежнему играет второстепенную роль, хотя его доля несколько возросла и составляет около 5% (2002 г. - 4,8%).
Говоря о роли иностранных инвестиций, замечу, что иностранные инвестиции представляет собой не только деньги, но и технологии. Объем иностранных инвестиций в 2003 г. хотя и увеличился более чем в 1,5 раза, но в основном за счет торговых и прочих кредитов.
Прямые инвестиции составили около 9,8% совокупного объема капитальных вложений. Причем их объем в 1999 - 2002 гг. снижался и только в 2003 г. вырос и достиг 5,2 млрд дол., что на 2,8 млрд больше, чем в 2002 г.
Основной объем иностранных инвестиций приходится на крупные компании, на средние и мелкие он практически не распространяется. Заметим, что отмеченные показатели были получены на фоне максимально благоприятных внешних условий, когда рекордно низкие процентные ставки в развитых странах резко повысили привлекательность вложений в развивающиеся рынки.
Рост прямых иностранных инвестиций свидетельствует о том, что доверие иностранного бизнеса к России в последние годы растет. Однако следует отметить, что российские предприниматели намного охотнее инвестируют в различные проекты за рубежом, чем иностранные - в России. Так, в 2002 г. зарубежные инвестиции российских предпринимателей составили 3,28 млрд дол., что
на 820 млн больше, чем прямые иностранные инвестиции в Россию.
Согласно среднесрочной программе социально-экономического развития России на 2004 -2006 гг. номинальный объем средств, используемых на инвестиции в основной капитал, возрастет в 1,6 - 1,7 раза, что соответствует, с учетом индекса-дефлятора инвестиций, реальному росту в 1,24 - 1,29 раза. В частности, инвестиции в основной капитал увеличатся в 2004 г. по сравнению с 2003 г. приблизительно на 11%.
Среди источников инвестиций в среднесрочной перспективе все большую роль будут играть заемные средства. Доля заемных средств в общем объеме инвестиций увеличится с 52% в 2002 г. до 52,4% в 2006 г., прежде всего за счет кредитов банков и иностранных инвестиций, компенсируя таким образом некоторое снижение доли бюджетных средств.
Планируется также увеличение объема иностранных инвестиций за счет проводимой государством инвестиционной политики, направленной на создание конкурентоспособных совместных производств, в частности в автомобилестроении, повышения инвестиционного рейтинга как страны в целом, так и отдельных предприятий и выхода более широкого круга организаций на международные рынки капитала. Есть основания рассчитывать, что кредитный рейтинг России повысится со «спекулятивного» до «инвестиционного» к концу 2004 г., что, безусловно, повлечет за собой существенный прирост иностранных инвестиций.
В то же время уменьшение ставки налога на прибыль до 24%, рост амортизационных отчислений, проведение ряда налоговых новаций в целях стимулирования инвестиционной деятельности позволят увеличить внутренние источники финансирования инвестиций для предприятий обрабатывающих отраслей. В целом, среднегодовой прирост прибыли в 2004 - 2006 гг. составит около 15%, что будет обусловлено высокими экспортными ценами, ростом производительности труда и объемов производства, снижением издержек в результате налоговой реформы.
Наиболее активная инвестиционная деятельность сохранится в нефтяном и газовом секторах, рост доходов которых вызовет рост прямых и портфельных инвестиций в этот сегмент рынка, а также облегчит предприятиям возможность осуществлять внешние займы. Это может привести к дополнительному росту иностранных инвестиций в пределах 1 млрд дол.
Чистый доход предприятий нефтегазового сектора возрастет примерно на 5 млрд дол. С уче-
том роста заработной платы и социальных трансфертов (примерно на 1,6 млрд дол.), банковских остатков и утечки капитала (до 1,5 млрд дол.), собственные средства нефтегазового сектора, которые могут быть дополнительно потрачены на инвестиции, составят около 2 млрд дол.
Рост инвестиционного спроса со стороны топливной промышленности будет в большей степени ориентироваться на импорт инвестиционного оборудования, однако также частично отразится на росте доходности в секторах, производящих оборудование для энергетической отрасли, а рост потребления, вызванный повышением доходов населения, вызовет повышение инвестиционной активности в отрасли жилищного строительства и в сфере рыночных услуг.
Однако в целом для экономики этот эффект будет скомпенсирован снижением доходности в секторах, конкурирующих с импортом, в связи с реальным укреплением рубля, а рост заработной платы повлияет на снижение рентабельности в экспортно ориентированных неэнергетических отраслях промышленности.
- Каковы основные направления развития народного хозяйства России в среднесрочной перспективе?
- Характеризуя развитие народного хозяйства России, отмечу, что проведенные в последние четыре года реформы позволили решить значительное число проблем, стоявших в центре внимания предыдущих планов действий и среднесрочных программ (2000 - 2003 гг.).
Приняты пакет налоговых законов, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и закон об обороте земель сельхозназначения. Начата пенсионная реформа с введением накопительных механизмов. Запущена реформа железнодорожного транспорта (приняты все необходимые базовые законы), реформа электроэнергетики. Некоторый прогресс достигнут в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес - упрощен порядок регистрации юридических лиц, значительно снижено количество лицензируемых видов деятельности, введены ограничения на проведение контролирующими и надзорными органами проверок бизнеса.
Удалось добиться продвижения на переговорах по присоединению России к ВТО. Признанием успешности российских реформ, а также макроэкономической стабильности можно считать последовательное повышение за последние годы кредитного рейтинга России, предоставление Рос-
сии статуса страны с рыночной экономикой как Европейским союзом, так и США.
В то же время, как показал анализ, выполненный специалистами Минэкономразвития РФ, в ходе решения задач среднесрочных программ на 2001 - 2003 гг. выявились ограничения экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики, что требует смещения акцентов в проводимой политике при сохранении общего направления преобразований.
С учетом этих факторов на первый план в 2004 - 2006 гг. выдвинута задача ускорения диверсификации структуры экономики, повышения доли производства с высокой добавленной стоимостью, стимулирования расширения технологичного экспорта.
Для решения перечисленных проблем в качестве главной цели среднесрочных программ на 2003 - 2005 гг. и 2004 - 2006 гг. выдвинута задача формирования модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны. Для этого Правительством РФ предлагаются меры по завершению институциональных и структурных преобразований, критических для выхода на устойчиво высокие (7 - 8% в год) темпы роста в период с 2007 до 2015 г.
В результате реализации комплекса мер, запланированных Правительством РФ в рамках среднесрочных программ на 2003 - 2005 гг. и 2004-2006 гг., планируется достичь следующих результатов.
Реальные располагаемые доходы населения в 2005 г. увеличатся по сравнению с 2002 г. на 19,4%. При этом за счет повышения производительности труда реальная заработная плата возрастет на 22,3%.
Ожидается, что доля машинотехнической продукции в экспорте товаров возрастет к 2005 г. до 12 - 15% против 10% в 2002 г.
Мероприятия Программы по реформированию инфраструктурных монополий и сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут стимулировать процесс энергосбережения. Удельная энергоемкость ВВП снизится в 2003 - 2005 гг. на 12 - 13%.
Повышение энергоэффективности станет одним из главных рычагов диверсификации российской экономики и ухода от ее сырьевой специализации. Производство первичных энергоресурсов в 2005 г. возрастет до 1 571 - 1 665 млн т в
условном эквиваленте, или на 11,6 - 18,3% к уровню 2000 г., что в 1,3 - 2 раза ниже прироста ВВП. Прирост производства электроэнергии составит за тот же период всего 6-8%.
В экономике произойдет структурный сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей. Если в 2000 г. доля добывающих отраслей в промышленном производстве составляла 50,4%, а обрабатывающих -49,6%, то в 2005 г. это соотношение составит 48,8% и 51,2% соответственно.
Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия для позитивных, ощутимых для массовых социальных групп, изменений в социальной сфере.
Будут созданы предпосылки для стабилизации численности населения на основе как воспроизводственных, так и миграционных компонентов.
Реализация Программы (мероприятий адресной социальной поддержки, развития реального сектора, налогового реформирования, поддержки малого бизнеса) позволит постепенно преодолевать накопленные деформации в структуре распределения доходов населения. Ускоренными темпами будут расти доходы низкодоходных социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового
внутреннего спроса и пемрехода в перспективе к потребительски-ориентированному экономическому росту.
Увеличение среднего размера пенсий в реальном исчислении за период 2003 - 2005 гг. на 9,5% будет результатом обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы за счет введения новых распределительных и накопительных механизмов финансирования, участия застрахованных лиц в реализации своих пенсионных прав, повышения мотивации уплаты страховых платежей и оптимизации пенсионных обязательств.
Уровень бедности снизится с 25% в 2002 г. до 22 - 23% в 2005 г.
В итоге, реализация этих Программ позволит, по оценке авторов Программ, создать качественно новую экономическую ситуацию в стране и запустить механизм экономического роста, базирующийся на повышении конкурентоспособности и диверсификации производства, социальной активности, инновационном обновлении экономики. Новый режим роста позволит снизить зависимость российской экономики от неустойчивой конъюнктуры мировых рынков сырья и обеспечит возможности поступательного повышения уровня жизни и решения назревших социальных проблем.