Научная статья на тему 'Россия XXI век: функции частного интерьера в «Информациональном обществе»'

Россия XXI век: функции частного интерьера в «Информациональном обществе» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
42
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Цехмистер Т. И.

В статье рассматривается концепция «информационального общества», интегрированная в среду интерьера и заново определяющая его функции. Особенностями являются процесс идентификации, синергетического увеличения свойств, технологическая зависимость. Интегрируемые сегодня в форму личностного бытия, они оказывают влияние на пространственную структуру интерьера и человеческое место в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия XXI век: функции частного интерьера в «Информациональном обществе»»

угодно, ... может существовать спектакль, где вообще нет певцов - только оркестр и меняющаяся декорация. Я не хочу сказать, что это опера в точном смысле слова, - я хочу сказать, что диапазон трактовок очень широк, современный музыкальный театр допускает все, что угодно, сейчас это самый открытый жанр».

Список литературы:

1. Арановский В. Структура жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. - М., 1984. - Вып. 6.

2. Бирюкова Е. Германия отдает долги Бетховена [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.izvestia.ru/culture/article3097209/index.html.

3. Тарнопольский В. У нас знакомство с историей музыки ХХ века -как краткий курс ВКПБ / Интервью с Владимиром Тарнопольским с Beethovenfest-Rossija // Ведомости. - 16.11.2005.

4. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники //Сб. Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. - М.: Мос. гос. конс., 1999. - 488 с.

5. Нестьева М. Тарнопольский В. Когда время выходит из берегов // Музыкальная академия. - 2000. - № 2.

6. Орлов Г. Древо музыки. - СПб.: Композитор, 2005. - 440 с.

7. Руднев В. Словарь культуры ХХ века[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gromadin.com/rmusician/archives/2693.

8. Савенко С. Сумерки времен // Музыкальная академия. - 2000. - № 2.

9. Ценова В. «Культурология» Владимира Тарнопольского // Музыка из бывшего СССР. - М., 1994. - Вып. 1. - (то же на англ. яз.: Tsenova V The culturology of Vladimir Tarnopolski // Underground Music from the Former USSR / Ed.by V Tsenova. - London: Harwood Publishers, 1997. - Р. 253-263.).

10. Яськевич И. Новая российская опера в контексте постмодернизма: автореф. дисс. - Новосибирск, 2009.

РОССИЯ XXI ВЕК: ФУНКЦИИ ЧАСТНОГО ИНТЕРЬЕРА В «ИНФОРМАЦИОНАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ»

© Цехмистер Т.И.*

ТФ УралГАХА «Институт дизайна», г. Тюмень

В статье рассматривается концепция «информационального общества», интегрированная в среду интерьера и заново определяющая его функции. Особенностями являются процесс идентификации, синерге-

* Преподаватель кафедры Средового и графического дизайна.

тического увеличения свойств, технологическая зависимость. Интегрируемые сегодня в форму личностного бытия, они оказывают влияние на пространственную структуру интерьера и человеческое место в нем.

Термин «информациональное общество» ввел американский социолог М. Кастельс, характеризуя новую эпоху, находящуюся под влиянием развития информационных технологий. Они изменили социальную и экономическую структуру общества. В «информациональном обществе» определяющее значение получили «генерирование, обработка и передача информации» [1], которые стали источниками производительности и власти. Информационные технологии также предопределили потребительский характер современного общества. Потребление стало частью символического обмена во всех сферах человеческого бытия: культуре, экономике, социуме и т.п. Оно - форма материального обеспечения культурной деятельности. Особенностью «символического потребления» является повышение значимости потребления в жизни людей, которое становится для человека способом личностного конструирования себя. Процесс технологической трансформации затронул не только структуру социума и отдельные его элементы, но также повлиял на пространственную среду, окружающую человека. Сегодня принципы обработки информации и коммуникации стали основными характеристиками виртуального и реального пространства. Оно наделено материальными, физическими и виртуальными параметрами - информативным полем, состоящим из синтетической целостности отдельных частей.

Современный интерьер также подвергся различным трансформациям. Он стал частью всевозможных преобразований: культурных, социальных, экономических, технологических и информационных. Культурная динамика, информационные потоки, новые технологии изменили природу интерьера. Под их влиянием трансформируются функции, смысловые значения, образы и формы жилого пространства. Функциональное назначение интерьера изменилось. Из утилитарной среды, обеспечивающей безопасность жизнедеятельности человека, он стал концептом. Анализ жилой среды с позиции мировой динамики, глобального развития показывает, что одной из причин, определяющих характер российского интерьера, является экономическая зависимость от рынка и процессов потребительского спроса. Она - часть алгоритма социального экспорта среды и «стиля жизни», приносящего прибыль [2]. Современное общество искусственно ассоциировало интерьер с показательной роскошью, выраженной посредством материальной культуры. В 1990-е годы этот процесс негативно сказался на жилой среде: большинство проектов были противоестественны человеческой природе. Спустя десятилетие творческая конкуренция определила подвижный характер экономического фактора.

Сегодня к интерьеру предъявляются специфические требования по удовлетворению «искусственных потребностей» человека [3]: отображение через среду социальной принадлежности; ассоциирование социального статуса с материальным достатком, роскошью; необходимость самореализации посредством окружения. Этот факт свидетельствует о тесной взаимосвязи культурных и психологических компонентов в современном обществе. В современном обществе произошло отождествление престижа с символическими и культурными качествами, проецируемыми на материальную среду интерьера. Фактически в среде интерьера воплотилась теория тождественности материальных и духовных ценностей. Ее результатом была потеря человеком чувства самости, индивидуальной рецептив-ности (представления), собственного мировоззрения [4]. Нарастающая зависимость от одобрения другими своего выбора обусловила конформистский характер современного общества. Возникшая проблема культурной самоидентификации сегодня отчасти решается через идентификацию посредством жилой среды. В результате процесс проектирования жилья связан, прежде всего, с решением проблем самореализации, самовыражения, т.е. с факторами социальной адаптации.

Рациональное проектирование форм предметного мира становится второстепенным, уступая место экспериментальному интуитивному началу. В современном обществе проектный инструментарий насыщен технологическими и информационными новациями. В творческом процессе увеличены экспериментальные возможности, трансформированы цели и установки. Они ориентированы на переопределение социально-культурного контекста, на поиски новых качеств и характеристик окружения [5]. Основная цель - исследование, анализ, переосмысление и синергетическое усиление всех качеств материального окружения. Синтез виртуальной и физической реальности создает новые качества в природе интерьера. Его объекты: цвет, свет, орнамент, фактура, материал, предметы мебели и оборудования перестают быть декоративным антуражем человека. Они - часть коммуникативных факторов, носители информации, культурологические единицы, апеллирующие к определенной аудитории. В интерьере происходит движение от визуальной сложности к простым и цельным формам. Вместе с тем усложняется их виртуальный контекст - выразительный язык и семантические черты. Они свидетельствуют о существовании коммуникационного аспекта в современном интерьере как результата синтеза двух реальностей. Интерьер становится пространством для смыслотворчества.

С развитием цивилизация становится все сложней и запутанней, и перед обществом ставятся все более трудные проблемы, которые необходимо решить в короткие сроки [6]. Особенность современного развития общества - быстрое трансформирование реальности, сжатие временной координаты. За несколько лет происходит координальная смена стандартов и ценностных формаций, изменяется представление о главном и второстепенном.

А

Рис. 1а. Фрагмент интерьера квар-

Рис. 1б. Фрагмент интерьера заго-

тиры явт0р Э ЗабуГя 1996 роДного дИма-ГОСГИНЩы автор

тиры, автор Э. Забуга, 1996 Ю. Рынтовт, 2008

Например, в жилом интерьере за последние десять лет были полностью репродуцированы формальные и структурные качества. Апелляции к пространственной выфазительности, образности, ассоциативности, культурной контекстуальности сегодня стали определяющими (рис. 1). Этот процесс прослеживается при сопоставлении жилого интерьера периода 1990-х и 2000-х годов. За прошедшие десять лет образный характер пространства претерпел серьезные изменения, связанные как с развитием технологий, так и с трансформацией модели жилой среды. В середине 1990-х годов в интерьере акцентировалось внимание на качестве мебели, оборудования, демонстрации технологических новинок, расширении жилого пространства квартиры, изменении его конфигурации, качестве отделочных материалов.

Спустя десять лет эти качества уступили место новым возможностям, развитым в традиционнык материалах: дереве, глине, стекле, ткани, создающих эффект гармоничного природе и человеку пространства, не лишенного всех современных удобств. Технологические ноу-хау скрыпы в глубине пространства, став его частью, а не отдельными элементами. Интерьер предельно функционален и абстрактен: вместо кровати есть горизонтальная плоскость для лежания и отдыка, вместо окна - множество световык проемов-дырок. Изобразительная сложность, предметность заменена фактурной выразительностью, образностью взаимодействия материалов и света. Сегодня интерьер представляет собой соматическую абстракцию на тему быта и жизни человека, решающую функциональные и формальные задачи.

Современное жилое пространство представляет собой специфическую среду, существующую в различных контекстах с действительностью. Его

функциональная особенность - референтность (взаимосвязь) с общественными процессами [4, 6]. Собственно информациональная стадия развития общества создала условия для наделения интерьера новыми возможностями - моделированием, коммуникационными аспектами, возникновением инфо-пространства жилой среды. При формировании облика современного интерьера постепенно возникла необходимость трансляции «общечеловеческих ценностей», соблюдения культурной преемственности и сохранения традиций [3, 6, 8]. Интерьер заимствовал из гуманитарных дисциплин возможность смыслотворчества, иносказательного выражения. Сегодня в «информациональном» обществе жилое пространство характеризуется возможностью накопления и передачи знаний. Таким образом, «текстуальность» интерьера поддается аналитическому познанию. Исследования в этой области позволяют моделировать психологический портрет и образ жизни человека. Они направлены на изучение специфического опыта передачи информации посредством выразительных смыслов элементов пространства: формы, фактуры, орнамента, цвета и т.п., где интерьерная целостность является средством конструирования и моделирования человеческой действительности, обладающая собственным специфическим языком. По мнению Ю.М. Лотмана, такой язык является необходимым языком культуры. Возможно, что посредством его человечество способно передавать большее количество информации на качественно новом уровне [9].

«Информациональное» общество в своем развитии производит и генерирует свои собственные изображения и формы, подвергающиеся эволюционным трансформациям. Интерьер как его компонента включен в процесс пространственно-информационного обмена. Его инструментарий непрестанно пополняется и корректируется. В интерьере развивается система взаимосвязей с миром, изменившимся в своем качестве и перестроившемся количественно. Сегодня российский интерьер является резонатором, отображающим социальные и культурные требования, критерии и аналогии «информационального» общества.

Список литературы:

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

2. Папанек В. Дизайн для реального мира. - 2-е изд. / Пер. с английского. - М.: Издатель Д. Аронов, 2008. - 416 с.

3. Капица С.П., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего (Синергетика: от прошлого к будущему). - изд. 3-е. - М.: УРСС, 2003. - 288 с.

4. Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм; пер. с англ. Т. Банкето-вой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 539 с. - (Философия. Психология).

5. Аронов В.Р. Интеграция дизайна // Техническая Эстетика. - ВНИИ-ТЭ, 1982. - № 1. - С. 2

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: сб.: пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003 - 269 с. - (Философия. Психология).

7. Соловьев Н.К. История современного интерьера. - М., 2004. - 271 с.

8. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия / Ред. Г.В. Вершинин, 2003. -219 с.

9. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: «Искусство - СПБ», 2005. - 704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.