М. Е. Тригубенко, Нгуен Куок Хунг
к <
россия возвращается в кндр: торгово-экономическое сотрудничество вчера и сегодня. Потенциал возможностей
для развития
М. E. Trigubenko, Nguyen Kuok Hung
Russia Returns to North Korea: Trade and Economic Cooperation Yesterday and Today. Potential Development Opportunities
УДК 339.5
Тригубенко Марина Евгеньевна
ведущий научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (Москва), кандидат экономических наук, доцент 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32
Marina E. Trigubenko
Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218
Нгуен Куок Хунг
научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (Москва),
кандидат экономических наук
117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32
Nguyen Kuok Hung
Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218
КНДР в период сотрудничества с СССР была одним из главных экономических партнеров последнего в Северо-Восточной Азии в результате использования льготных кредитов, неоднократно предоставлявшихся Советским Союзом. Распад СССР в 1991 г. имел самые крупные последствия в Азии для КНДР и Монголии. Глава КНДР Ким Чен Ир пытался сохранить экономические связи, но его внезапная смерть в 2011 г., казалось, окончательно разорвет их с постсоветской Россией связи в пользу Китая. При новом лидере страны Ким Чен Ыне руководство Российской Федерации начало сближение с Северной Кореей в условиях санкций США.
Цель. Исследовать условия, предпосылки и возможности перехода от застоя к развитию экономических отношений России с КНДР.
Задачи. Оценить готовность двух стран к развитию сотрудничества в широкоформатном объеме. Методология. Использованы методы научного познания опыта зарубежных связей между большими и малыми странами, решения межправкомиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству КНДР с Россией, публикации по данной теме исследования.
Результаты. Использование опыта торгово-экономического сотрудничества в советский период и налаживание политического диалога В. В. Путина с Ким Чен Ыном дают возможность возвращения России в Северную Корею и станут гарантом для сохранения мира на Корейском полуострове. Выводы. Возвращение в КНДР укрепит военно-политический союз России с Китаем и обеспечит сни-
At the time of cooperation with the USSR, North Korea was one of its major economic partners in Northeast Asia due to the use of multiple subsidized loans provided by the Soviet Union. The dissolution of the USSR in 1991 had the most severe repercussions in Asia on North Korea and Mongolia. Leader of North Korea Kim Jong-il tried to maintain economic ties, but his sudden death in 2011 appeared to conclusively terminate relations with post-Soviet Russia in favor of China. In the context of US sanctions, the Russian leadership initiated a rapprochement with North Korea, now led by Kim Jong-un.
Aim. The presented study aims to examine the conditions, prerequisites, and opportunities for the transition from stagnation towards the development of economic relations between Russia and North Korea. Tasks. The authors assess the readiness of the two countries for the development of large-scale cooperation. Methods. This study uses scientific methods of cognition to examine the experience of foreign relations between large and small countries, decisions of the Intergovernmental Commission on Economic, Scientific, and Technical Cooperation between North Korea and Russia, and publications on the subject of this study. Results. By building upon the experience of trade and economic cooperation during the Soviet era and establishing a political dialogue between V.V. Putin and Kim Jong-un, Russia can return to North Korea and guarantee peace on the Korean Peninsula.
Conclusions. Returning to North Korea will strengthen the military and political alliance between Russia and
жение военной угрозы США на восточных рубежах России.
Ключевые слова: Россия, Северная Корея, торговля, инвестиции, военные связи, политический диалог лидеров России и КНДР.
Для цитирования: Тригубенко М. Е., Нгуен Куок Хунг. Россия возвращается в КНДР: торгово-экономическое сотрудничество вчера и сегодня. Потенциал возможностей для развития // Экономика и управление. 2019. № 5 (163). С. 28-33.
China, reducing the US military threat on the eastern g borders of the Russian Federation. ^
o
Keywords: Russia, North Korea, trade, investment, military ties, political dialogue between the leaders of v
Russia and North Korea. K
<
For citation: Trigubenko M. E., Nguyen Kuok Hung. ™ Rossiya vozvrashchaetsya v KNDR: torgovo-ekonomich-eskoe sotrudnichestvo vchera i segodnya. Potentsial s vozmozhnostey dlya razvitiya [Russia Returns to North Korea: Trade and Economic Cooperation Yesterday and Today. Potential Development Opportunities]. Ekonomika i upravlenie, 2019, no. 5 (163), pp. 28-33.
Введение
25 апреля 2019 г. во Владивостоке состоялся первый саммит В. В. Путина с Ким Чен Ыном после его избрания главой КНДР. В повестке дня саммита было обсуждение проблемы денуклеаризации КНДР и экономического сотрудничества двух стран. По итогам встречи не было принято никаких совместных заявлений. На следующий день, в Пекине, на международном экономическом форуме «Одна дорога — один путь» 26 апреля В. В. Путин только кратко осветил итоги саммита с Ким Чен Ыном во Владивостоке.
В ходе подготовки визита лидера КНДР в Россию на межправительственной российско-северокорейской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству были озвучены параметры отношений России с КНДР в 2018 г., которые возобновились в рамках совместного празднования 70-летия со дня установления дипломатических отношений. Северную Корею посетили спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и министр иностранных дел Сергей Лавров, где было передано Ким Чен Ыну приглашение приехать в Россию [1].
Члены межправкомиссии в Москве накануне визита в марте 2019 г. обсуждали очень важные темы: о переходе на новый механизм взаиморасчетов в торговле, о сотрудничестве на российском Дальнем Востоке, о работе в России трудовых мигрантов из КНДР в условиях выполнения Российской Федерацией резолюции Совета безопасности ООН, принятой в декабре 2017 г., о высылке корейских трудовых мигрантов из России в течение 2 лет, т. е. до конца 2019 г.
Обсуждался транспортный проект «Хасан — Раджин» на границе РФ с КНДР, строительство моста на р. Туманная, который соединит российский город Раджин с корейским Ха-саном. Достигнута договоренность об этапах строительства и ответственных исполнителях этого проекта [2]. Самой острой в возобновлении отношений будет проблема торговли. В декабре 2017 г. члены Совета безопасности ООН
единогласно приняли резолюцию об ужесточении экономических санкций против КНДР в ответ на проведенные 29 ноября испытания баллистической ракеты. Запрещены поставки из России в Северную Корею сырой нефти и продуктов нефтепереработки, промышленного оборудования, тяжелой техники, транспорта и товаров для населения, ряда других стратегических товаров.
Из-за санкций Совета безопасности ООН практически прекратилась торговля России с КНДР по государственным контрактам, но сохраняется между приграничными районами, минуя строгий таможенный контроль. Решать эту проблему можно, но иным путем, как предложил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, заявивший, что «мы находимся в диалоге по обсуждению механизмов наращивания товарооборота по товарам, которые не запрещены, и обсуждаем применение расчета в рублях. Для этого договариваемся о создании торгового дома во Владивостоке, что позволит увеличить взаимную торговлю» [3].
Развитие торговых отношений в условиях санкций ООН против КНДР
Для Северной Кореи стратегическим и крупным экономическим партнером оставался СССР. В 1960-1980 гг. его доля во внешней торговле составляла от 25 до 50%. После распада СССР в 1991 г. обстановка круто изменилась к худшему: сократились межгосударственные политические и дипломатические отношения и резко уменьшились в объеме торгово-экономические и научно-технологические связи. Товарооборот между КНДР и Россией неуклонно снижался, достигнув в 1997 г. 60 млн долл. В 2015 г. доля РФ в торговле КНДР, по южнокорейским данным, не превышала 2%. Как отмечают российские ученые, большая часть товарообмена теперь проходит через третьи страны, и с учетом этого фактора Россия может занимать второе или третье место в торговом рейтинге Северной Кореи, после Китая [4]. Монопольное положение во внешнеторговых
2 отношениях занял Китай: в 2017 г. в экспорте | в КНДР его доля достигла 95,5%, в импорте ° из КНДР — 93%.
Южнокорейские ученые связали причины
к практической приостановки всей торговой
<
со деятельности КНДР с постсоветской Россией ^ с кризисом экономик, в России — с развалом 2 общегосударственной системы внешнеэкономической деятельности в связи с курсом на либерализацию и последствиями перехода на новую базу ведения внешнеторговых операций. Переход на новый механизм торговли был закреплен в соглашении, подписанном между КНДР и СССР в 1991 г. Отменялась клиринговая форма расчетов в рублях. Торговля переводилась на доллары США по ценам мирового рынка на основе заключения разовых контрактов.
Заинтересованность в торговле с постсоветской Россией у КНДР, тем не менее, сохранилась. Северокорейская сторона может решать при участии России проблему нехватки стратегических видов энергоносителей, сырья и полуфабрикатов. Импорт из СССР включал поставки угля, сырой нефти и нефтепродуктов, проката черных металлов, химических удобрений, оборудования, автомобилей. Физический объем импортных товаров в постсоветский период не соответствовал потребностям северокорейской экономики, но у КНДР была острая нехватка платежных средств для оплаты российских товаров в свободно конвертируемой валюте [5].
Сейчас, используя бартерную форму торговли, Россия закупает в КНДР магнезитовый клинкер, цемент, карбид кальция и прочее сырье. Использование в двусторонней торговле устаревших для мировой практики форм (бартерные, реэкспортные и реимпортные операции) в новых условиях позволяло северокорейской стороне частично компенсировать понесенные ею потери после ликвидации клиринговой системы взаиморасчетов, но не создавало условий для развития торговли. Часть поставок товаров из СССР КНДР оплачивала традиционно услугами рабочей силы на лесозаготовках и строительных работах на Дальнем Востоке, но санкции ООН ввели запрет на работу северокорейской рабочей силы в России.
Трудности восстановления торговли России с КНДР сейчас объясняются несколькими причинами, включая опыт работы северокорейских фирм по теневым каналам в обход санкционных мер. Это в основном объясняет то, почему страна могла сохранить высокую планку объема всей своей торговли. По информации южнокорейского Банка Кореи, внешняя торговля КНДР в 2017 г. достигла 5,5 млрд долл., но дефицит торгового баланса в 2017 г. возрос только за один год до 2 млрд
долл. США, что свидетельствует о непрочности торговых каналов и методов торговой деятельности КНДР.
Комиссия экспертов ООН по КНДР в отчете за 2018 г. указала на несоблюдение страной санкционного режима, введенного по резолюции ООН № 2270. Однако КНДР освоила свои механизмы торговли теневого характера и оплату услуг завуалированными многочисленными компаниями и отдельными торговцами. Северная Корея, например, активно пользуется услугами китайских посредников при финансовых услугах и транспортировках грузов. В обход санкций Северная Корея продолжает использовать за рубежом свою рабочую силу, включая Катар, Кувейт, ОАЭ, Нигерию, а также Малайзию и Китай. 50 000-60 000 северокорейских рабочих ежегодно посылали в КНДР денежные переводы на общую сумму 1,2-1,3 млрд долл. США, что обеспечивало оплату высокотехнологичного импорта и закупки товаров для представителей элиты — руководства ТПК, генералитета Корейской народной армии и членов семейного клана Кимов.
Решение проблемы погашения долга СССР
Кредиты СССР имели решающее значение для КНДР, предоставлялись на долгий срок и под низкие проценты. В том числе использовались такие формы кредитования:
1. Кредиты на оказание технического содействия. Предоставлены из расчета 2 и 4% годовых с погашением в течение 5, 7, 8, 10 лет, начиная с года, следующего за годом использования, или с года, следующего за годом завершения поставок оборудования и ввода объектов в эксплуатацию.
2. Кредиты на оплату спецпоставок и строительства спецобъектов. Предоставлены из расчета 2 и 4% годовых с погашением в течение 10 лет, начиная с 1962, 1967, 1976 гг. или с года, следующего за годом их использования.
3. Кредиты на поставки товаров и на покрытие сальдо по товарообороту. Предоставлялись из расчета 2% годовых с погашением в течение 5, 10, 14 лет, начиная с 1967-го и 1971 г. Начиная с 1982 г. кредиты для сбалансирования расчетов по товарообороту предоставлялись с погашением в течение 3 лет и из расчета 5% годовых.
СССР неоднократно предоставлял отсрочки платежей и кредиты для рефинансирования долгов. Общая сумма государственного долга КНДР перед СССР достигла 3,7 млрд руб. Задолженность, возникшая до распада СССР в 1991 г., дала возможность новой России вести
переговоры с руководством Северной Кореи в двустороннем формате без консультаций на многостороннем уровне с членами Парижского клуба кредиторов. Россия, став правопреемником СССР, не нарушала своих обязательств перед Клубом.
Переговоры с КНДР продолжались много лет, позиции сторон сближались медленно, но в конечном итоге договоренность была достигнута. В соглашении, подписанном в Москве 17 сентября 2012 г., указано 11 млрд долларовой задолженности КНДР по кредитам, предоставленным СССР. Российская сторона, учитывая неплатежеспособность КНДР, подтвердила схему погашения долга, по которой в 2012 г. 90% его размера было списано. Остаток северокорейского долга в 10% зачислен на счет Внешэкономбанка РФ, открытый в Банке внешней торговли КНДР, было предложено использовать его на реализацию проектов в сфере образования, здравоохранения и в энергетике. Это именно те отрасли, которые Россия считает приоритетными в своем сотрудничестве с КНДР, как об этом заявил замминистра финансов С. Сторчак, участвовавший в переговорах в 2012 г. [6].
Военное сотрудничество России с КНДР
С 2011 г. наметились признаки возобновления сотрудничества в военной области. В августе этого года с рабочим визитом в Северную Корею прибыла военная делегация во главе с командующим войсками Восточного военного округа К. Сиденко. Программой поездки было предусмотрено проведение встреч с представителями командования КНА для консультаций по вопросам возобновления и дальнейшего развития военного сотрудничества, о сроках и порядке проведения российско-корейских учений, обмена дружественными визитами кораблей ВМФ России и ВМС КНДР [7].
Отношения СССР с КНДР по военной линии имеют длительную историю, но они не были столь многоплановыми, как отношения СССР с участниками Варшавского договора, а также с Вьетнамом, Монголией, Кубой, Югославией, которые не входили в Варшавский договор. Тем не менее целый ряд направлений, включая подготовку кадров, поставки вооружений, запчастей, военно-политические взаимные визиты, гарантийное обслуживание военной техники специалистами оставались после распада СССР вплоть до осложнений межгосударственных отношений КНДР с Россией, т. е. в период реализации, так называемого, «Козыревского курса» поворота во внешней политике РФ на Дальнем Востоке: сближения России с Республикой Корея и прекращения связей с КНДР.
«Козыревский курс» был подвергнут острой 2 критике российских военных специалистов и | ученых [8, с. 48, 49.]. С учетом нынешней вну- °
тренней и внешнеполитической обстановки, 2
т
трудностей в межкорейском диалоге Север к склонен идти на восстановление многих форм т сотрудничества с Россией. Встречное понима- ^ ние у российских военных ведомств имеется. 2 Пхеньяну будут достаточно выгодны политическая отдача от контактов по военной линии и восстановление военно-технических связей, т. е. получение из России новых видов вооружений для различных родов войск, запчастей, ремонтных технологий.
Сдерживающим фактором для налаживания отношений остаются ограниченные финансовые (точнее, валютные) возможности КНДР, порожденные долговременным кризисом в промышленности и сельском хозяйстве КНДР. Но и при этих условиях поиск новых форм сотрудничества, отвечающих реалиям сегодняшнего дня, неизбежен и обоснован и будет иметь конечной целью сохранение баланса отношений России с обоими корейскими государствами.
Пограничное урегулирование между Россией и КНДР
Россия и Северная Корея непосредственно соседствуют. Пограничное урегулирование их территории — гарант отсутствия пограничных конфликтов.
Вплоть до 1985 г. Советский Союз (а до него дореволюционная Россия) не имел юридически оформленной государственной границы с Кореей, хотя фактическая граница в 17 км по р. Туманная де-факто признавалась. После образования в 1948 г. Корейской Народно-Демократической Республики договорные документы, подписанные ранее между Россией и Китаем и лишь косвенно касавшиеся российско-корейской границы, не могли быть отправной точкой для пограничного урегулирования.
Заключенная в 1957 г. советско-корейская Конвенция о порядке разрешения пограничных вопросов распространяла сферу действия на участок р. Туманная от стыка границ СССР, КНР и КНДР до впадения реки в Японское море. Конвенция не определяла, какую конкретно линию должны охранять пограничники обеих сторон.
По инициативе СССР в 1984 г. в Пхеньяне состоялись переговоры, в итоге которых было впервые достигнуто единое понимание относительно прохождения границы по р. Туманная и ее продолжения — государственной морской границы. 17 апреля 1985 г. был подписан в Москве Договор между СССР и КНДР о прохождении линии государственной границы, установивший, как это принято в международной практике, принцип ее проведения
2 по середине главного русла пограничной не-
1 судоходной реки. В описании, приложенном ° к Договору, было определено, что советско-ко-
2 рейская граница начинается от стыка границ
к СССР, КНДР и КНР и проходит до ее конечной
<
со точки в устье р. Туманной. Граница между тер-^ риториальными водами двух стран в Японском 2 море была проведена от срединной точки в устье реки по прямой линии к точке на море, имеющей конкретные географические координаты и удаленной от конечной точки сухопутной границы на 12 миль (22,2 км) [9, с. 37-40].
Из 17 островов на пограничном участке р. Туманная 16 отошли к корейской стороне, как того требовал принцип проведения границы по середине главного русла реки. Острова на реке небольшие, их общая площадь составляет 4,2 км2. К сожалению, стороны не смогли полностью завершить демаркацию по реке, т. е. довести границу до ее исходной точки, ориентировочно указанной в договоре 1985 г., как стык границ СССР, КНДР и КНР. Для точного определения этого места требовалось согласие всех трех государств. Поэтому было решено перенести данный вопрос на трехсторонние переговоры. Таким образом, один участок советско-корейской границы, хотя и небольшой (меньше 100 м), остается до сих пор недемаркированным.
Новый Договор между СССР и КНДР о демаркации границы был подписан в Пхеньяне в сентябре 1990 г. Он содержит правила ухода за погранзнаками и пересечения сухопутной и морской границ людьми и транспортными средствами. Он также определяет порядок хозяйственного использования пограничных вод.
Следует упомянуть другой важный договорной документ, касающийся морских пространств, прилегающих к территориальным водам двух стран, — Договор между СССР и КНДР о разграничении экономической зоны и континентального шельфа, заключенный в Пхеньяне в 1986 г. Он полностью основан на принципах Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. КНДР хотя подписала, но не ратифицировала Конвенцию.
Таким образом, к концу 1980-х гг. пограничное размежевание между СССР и КНДР получило полное юридическое оформление. Договор 1985 г. о прохождении линии границы был бессрочным. Но русло такой своенравной реки, как Туманная, подвижно. Уже сейчас из-за намыва рекой обширных масс песка, начинающего зарастать травой и кустарником, пограничная линия в отдельных местах устойчиво вышла на сушу, чем нарушается принцип прохождения границы по середине водного потока. По выводам российских специалистов, в области пограничных отношений с Пхеньяном стоят три задачи: опреде-
лить точку сопряжения трех границ совместно России с Китаем и КНДР, завершить демаркацию российско-корейской границы и провести досрочную редемаркацию установленной ранее линии границы. Эксперты предлагают заключить межправительственное соглашение России, Китая и КНДР о разграничении их водных пространств.
Выводы
Возвращение России в КНДР стало крупным успехом работы российской дипломатии и личного участия В. В. Путина. После периода застоя была развернута работа межправкомиссии РФ и КНДР над составлением среднесрочного прогноза и Дорожной карты о новых инвест-проектах в КНДР.
Списание в 2012 г. 90% северокорейского долга СССР подтвердило готовность российского руководства развивать экономические отношения в новом формате — отсутствия кредитной помощи и предоставления прежних преференций. В условиях жестких санкций ООН по ограничению торговли РФ с КНДР Россия разрабатывает новую линейку мер восстановления торговли по товарам, которые не затронул запрет, и увеличения объема всей торговли.
Возвращение России в КНДР произошло в рамках усиления внимания руководства к расширению восточного направления глобальной внешней политики России и особенно своевременного реагирования на инициативы США в кооперации с Республикой Корея продолжать курс на снижение напряженности взрывоопасной обстановки на Корейском полуострове. Особо важную роль для этого играет поиск компромиссного решения по денукле-аризации КНДР и развитию межкорейского экономического сотрудничества.
Китай активно реагирует на перемены в политике Д. Трампа и В. В. Путина по Северной Корее. Развивая тесные двусторонние отношения с Россией, китайское руководство сохраняет огромное влияние на главу КНДР Ким Чен Ына, оставаясь главным внешнеполитическим и внешнеэкономическим партнером Северной Кореи.
Литература
1. Матвиенко призвала мировое сообщество содействовать межкорейскому диалогу // РИА Новости.
2018. 14 сентября.
2. Россия подготовила экономическое обоснование строительства моста на границе с КНДР // TRANS.RU.
2019. 6 марта.
3. Санкции ООН мешают росту торговли КНДР с РФ, но ее можно нарастить по товарам, на которые не распространяется запрет // Новости ИТАР-ТАСС. Азиатско-Тихоокеанский регион.
4. Zakharova L. Economic cooperation between Russia and North Korea: New goals and new approaches // Journal of Eurasian Studies. 2016. Vol. 7. N 2. P. 151-161.
5. Су Сан Дук. Межгосударственные и региональные аспекты сотрудничества КНДР с Россией: поиск выхода из тупика // Актуальные проблемы Кореи в 90-х годах. М.: Изд-во ИМЭПИ РАН, 1998. С. 90-91.
6. Интервью замминистра финансов РФ С. Сторчак 4 июня 2012 г. о списании долга КНДР // ИТАР-ТАСС. 2012. 4 июня.
7. Военное сотрудничество России и КНДР по сообщению пресс-службы Министерства обороны РФ 26 августа 2011 г. // Тригубенко М. Е., Неелова Т. А. Модернизация внутренней и внешней политики КНДР и Республики Корея — ответ на вызовы XXI века. М.: Изд-во Ин-та экономики РАН, 2013. С. 128.
8. Савельев Р. В. Российско-корейское военное сотрудничество: настоящее и будущее // Проблемы Корейского полуострова и интересы России. М.: Изд-во ИДВ РАН, 1998. С. 41-49.
9. Фадеев Ю. Д. Пограничное урегулирование России и КНДР // Проблемы Корейского полуострова и интересы России: Материалы II науч. конф. (2122 января 1998 г.). М.: Изд-во Ин-та Дальнего Востока РАН, 1998. С. 37-41.
References
1. Valentina Matvienko called on the international community to promote inter-Korean dialogue. RIA News. September 14, 2018. (in Russ.).
2. Russia has prepared an economic justification for the construction of a bridge on the border with the DPRK. TRANS.RU. March 6, 2019. (in Russ.).
3. UN sanctions hinder the growth of DPRK trade with the Russian Federation, but it can be increased for goods that are not prohibited. ITAR-TASS News. Asian-Pacific area. (in Russ.).
4. Zakharova L. Economic cooperation between Russia and North Korea: New goals and new approaches.
Journal of Eurasian Studies, 2016, vol. 7, no. 2, g pp. 151-161. DOI: 10.1016/j.euras.2016.04.003.
5. Su San Duk. Mezhgosudarstvennye i regional'nye o aspekty sotrudnichestva KNDR s Rossiey: poisk vy- o khoda iz tupika [Interstate and regional aspects of m the cooperation of the DPRK with Russia: the search ^ for a way out of the impasse]. In: Aktual'nye problemy g Korei v 90-kh godakh [Actual problems of Korea in ^ the 90s]. Moscow: RAS Institute of International s Economic and Political Studies, 1998, pp. 90-91.
6. Interview of the Deputy Minister of Finance of the Russian Federation S. Storchak on June 4, 2012 about the cancellation of the DPRK debt. ITAR-TASS. June 4, 2012. (in Russ.).
7. Voennoe sotrudnichestvo Rossii i KNDR po soob-shcheniyu press-sluzhby ministerstva oborony RF 26 avgusta 2011 g. [Military cooperation between Russia and the DPRK, according to the press service of the Ministry of Defense of the Russian Federation of August 26, 2011]. In: Trigubenko M. E., Neelo-va T. A. Modernizatsiya vnutrenney i vneshney poli-tiki KNDR i Respubliki Koreya — otvet na vyzovy XXI veka [Modernization of the domestic and foreign policy of the DPRK and the Republic of Korea — A response to the challenges of the 21st century]. Moscow: RAS Institute of Economics, 2013, p. 128.
8. Savel'ev R. V. Rossiysko-koreyskoe voennoe sotrud-nichestvo: nastoyashchee i budushchee [Russian-Korean military cooperation: Present and future]. In: Problemy Koreyskogo poluostrova i interesy Rossii. Mat. II nauch. konf. (21-22 yanvarya 1998 g.). [Problems of the Korean Peninsula and the interests of Russia. Proc. 2nd sci. conf. (21-22 Jan. 1998)]. Moscow: RAS Institute of the Far East, 1998.
9. Fadeev Yu. D. Pogranichnoe uregulirovanie Rossii i KNDR [The border settlement of Russia and the DPRK]. In: Problemy Koreyskogopoluostrova i interesy Rossii. Mat. II nauch. konf. (21-22 yanvarya 1998 g.). [Problems of the Korean Peninsula and the interests of Russia. Proc. 2nd sci. conf. (21-22 Jan. 1998)]. Moscow: RAS Institute of the Far East, 1998, pp. 37-41.